Проект русская изба в детском саду младшая группа

Обновлено: 05.07.2024

Участники: дети младшей группы, воспитатели, музыкальный руководитель, родители.

Условия реализации: детский сад, семья.

УМНЫЙ СИЛЬНЫЙ НАШ НАРОД,

СВОЮ ЗЕМЛЮ БЕРЕЖЕТ!

А ПРЕДАНЬЯ СТАРИНЫ

ЗАБЫВАТЬ МЫ НЕ ДОЛЖНЫ!

ИСТОРИЮ СВОЕЙ СТРАНЫ,

КОНЕЧНО, ДЕТИ ЗНАТЬ ДОЛЖНЫ!

А ЗДЕСЬ НАЧАЛО И ОСНОВА,

ВЕДЬ ВСЕ ВСЕГДА ИДЕТ ИЗ ДОМА.

ИЗБА! В НЕЙ ВСЕ ТАК ИНТЕРЕСНО.

МЫ ПОБЫВАЛИ ТАМ. ЧУДЕСНО!

ЧЕМ ДАЛЬШЕ В БУДУЩЕЕ ВХОДИМ,

ТЕМ БОЛЬШЕ ПРОШЛЫМ ДОРОЖИМ,

И В СТАРОМ КРАСОТУ НАХОДИМ,

ХОТЬ НОВОМУ ПРИНАДЛЕЖИМ.

«ПОДОБНО ТОМУ, КАК ЦВЕТОК ВЫРАСТАЕТ ИЗ ЗЕРНА,

НАША ЛЮБОВЬ К РОДИНЕ ИМЕЕТ СВОИМ ИСТОКОМ

С малого родника берет начало большая величавая река. Так и любовь к большой великой Родине закладывается в детстве и начинается с воспитания в детях любви к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране и играет огромную роль в становлении личности ребенка.

Одной из задач по нравственно – патриотическому воспитанию является – развитие интереса к русским традициям. Но в наши дни дети мало получают информации о русской культуре, быте. Нашим детям следует хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры. Мы хотим, чтобы дети выросли любящими свою Родину, свой народ и культуру: русские народные танцы, игры, устный народный фольклор (считалки, стихи, потешки, прибаутки). Народные игры, способствующие воспитанию дисциплины, воли, приучают быть детей честными и правдивыми.

Система работы в этом направлении требует организацию особых условий, создания обстановки, которая средствами яркой образности и наглядности обеспечивала бы детям особый комплекс ощущений и эмоциональных переживаний.

РОССИЯ – НАША РОДИНА. Чтобы считать себя её сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа, принять русский язык, историю и культуру, как свои собственные. Существенным содержанием русской культуры являются народное творчество и быт, созданные на протяжении многовековой истории.

Первые годы жизни ребёнка - важный этап его воспитания. В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо могут связать его со своим народом, со своей страной и в значительной мере определяют последующий путь жизни. Корни этого влияния – в языке своего народа, в его песнях, впечатлениях от природы родного края, труда, быта, нравов и обычаев людей, среди которых он живёт. С раннего детства ребёнок нуждается в образах, звуках, красках всё это в изобилии несёт в себе быт русского народа. Приобщение детей к истокам народной культуры не потеряло своего значения и в настоящее время. Поэтому мы решили обогащать детей с русской культурой с раннего детства и расширять его с каждым годом.

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА : Формирование представлений детей о русской избе, о предметах старинного быта, традиционной русской одежде.

ЗАДАЧИ ПРОЕКТА :

1. Познакомить детей с избой — жилищем крестьянской семьи, с ее устройством. Изготовить макет русской избы. Познакомить с многообразием предметов старинного русского быта, их названиями и назначением (печь, прялка, посуда, коромысло, ухват, чугунок, сундук, кровля, венец, люлька, лавка, сруб.)Привить интерес к предметам старины. Расширить словарный запас детей.

2. Обогатить словарь детей народными пословицами, поговорками, загадками, частушками.

3. Развить связную монологическую речь и коммуникативные умения при помощи игровых подходов и народных игр.

4. Формировать умения испытывать эстетическое наслаждение от участия в театрализованной деятельности (игры — драматизации, игры с куклами, постановка художественных произведений, сказок.)

5. Вызвать у детей эмоциональную отзывчивость к русской народной музыке.

6. Воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям, обычаям гостеприимства.

7. Формировать художественно — эстетическую культуру во всех видах деятельности: познавательной, музыкальной, игровой, учебной, трудовой.

8. Воспитывать патриотические чувства.

Нами были выбраны следующие приоритеты приобщения детей к истокам русской народной культуры :

1. Окружающие предметы, пробуждающие душу ребёнка, воспитывающие в нём чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это поможет детям с раннего возраста понять, что они - часть великого русского народа.

2. Необходимо широко использовать все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т. д.) Знакомя детей с русским фольклором, мы тем самым приобщаем их к общественным нравственным ценностям.

3. Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времён года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений.

4. Очень важно ознакомить детей с народной декоративной росписью. Она, пленяя душу гармонией и ритмом, способна увлечь ребят национальным изобразительным искусством.

- Дети получат обширные знания об истории крестьянского жилища — избы, о ее устройстве;

- познакомятся со старинными предметами домашнего обихода;

- обогатится словарный запас названиями предметов русского быта;

- дошкольники приобщаются к истокам традиционной культуры, понимают и принимают народные игры, обычаи, традиции;

- Воспитание духовно — нравственной личности посредством приобщения к народным традициям

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА :

1. Изучение литературы по музейной педагогике.

2. Диагностика знаний детей о русской культуре.

3. Беседы с детьми о русском народном творчестве.

4. Сбор материала для музея.

2 этап. Реализация проекта :

1. Совместная познавательно-исследовательская и творческая деятельность.

2. Разучивание частушек, пословиц, поговорок, потешек, танцев, песен, русских народных игр.

3. Организация предметно – развивающей среды.

3 этап. Заключительный.

2. Анализ полученных данных.

Интеграция образовательных областей.

№п/п Образовательная область Содержание Цель

1 Физическое развитие Проведение народных игр на прогулке, занятиях, досугах, праздниках. Подвижные игры: русские народные, игра народов России, и разных стран. Формирование интереса к народным видам спорта и играм. Укрепление физического здоровья. Воспитывать желание самостоятельно организовывать и проводить подвижные игры и упражнения со сверстниками.

2 Познавательное развитие. Беседа про быт русского народа, праздники; составление рассказа о месяцах и временах года и использованием народных примет; Электронные презентации, создание мини-музеев, издание буклетов, сотворчество, проектная деятельность, исследовательская деятельность, решение проблемных ситуаций, сюжетно-ролевые игры, экскурсии, работа в мастерских, ярмарки. Поддерживать и стимулировать попытки самостоятельного познания детьми окружающих предметов, установление связи между ними. Знакомство с историческим, географическим, экономическим, культурным и природным наследием родного села, района, города, страны

3 Коммуникативно-личностное развитие Беседы, ситуативные разговоры, электронные презентации, проектная деятельность, решение проблемных ситуаций, сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, викторины, составление семейного дерева, герба семьи. Развитие умения общаться с целью получения знаний, знакомство с народным фольклором. Принадлежности к нации, формирование основ толерантности, уважение к историческому и настоящему своего села, района, области, России. Приобщение к моральным нормам.

4 Речевое развитие Чтение русских народных сказок, заучивание с детьми потешек, поговорок, считалок. Использование современных информационных технологий, беседы, интервью, словотворчество. Театральная деятельность, мастерская по изготовлению атрибутов, литературные викторины. Поддерживать у детей интерес к литературе, воспитывать любовь к художественным произведениям.

5 Художественно-эстетическое развитие Знакомство снародным прикладным искусством; изготовление поделок к праздникам и для украшения интерьера. Знакомство с народным музыкальным творчеством; введение в использование детьми знакомых песенок, закличек, считалок при организации совместной и самостоятельной деятельности. Посещение музеев, использование видеозаписей. Оформление выставок.

Побуждать и поддерживать личностные проявления в процессе ознакомления с искусством и собственной творческой деятельности

(самостоятельность, инициативность, индивидуальность). Использование музыкальных произведений, как средства обогащения представлений детей культуре русского народа. Формирование интереса и приобщение к народным видам творчества, развитие детского творчества через применение знаний народного промысла в продуктивной деятельности.

Познавательно – речевое развитие.

Расширять представления о народных традициях, обычаях, обрядах, о процессе изготовления народных игрушек, приобщить детей к общечеловеческим нравственным ценностям (гостеприимство, хлебосольство, трудолюбие).

Воспитывать чувство патриотизма и любви к Родинео русской печи; о традициях русского чаепития; о русской матрешке; о дымковских игрушках; о деревянных ложках.

Рассматривание предметов домашнего обихода, кухонной утвари, народных костюмов.

Рассматривание иллюстраций, фотографий.

Заучивание пословиц, поговорок.

Дидактические, познавательные, пальчиковые игры.

Чтение художественной литературы

Развивать литературную речь детей, интерес к русским народным сказкам. Развивать способность слушать литературные произведения в виде стихотворного текста, эмоционально реагировать на его содержание.

Социально – личностное развитие.

Развивать игровую деятельность детей, умение действовать в соответствии с выбранной ролью, приобщить к элементарным общепринятым нормам и правилам. Побуждать детей включаться в совместную со взрослыми игровую ситуацию, воспитывать самостоятельность, активность, аккуратность, желание и умение работать в коллективе.

Развивать умения детей лепить изделия из теста, изготовлять посуду из бумаги и клейстера, изготовлять кукол из ниток, воспитывать ценностное отношение к собственному труду, труду окружающих людей и его результатам. Привлечь родителей к изготовлению кукол.

– Изготовление посуды из папье-маше.

Формировать представления детей об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них.

Художественно – эстетическое развитие

Развивать продуктивную деятельность детей, закрепить методы и приемы лепки из глины, аппликации из бумаги, росписи объемных изделий по дымковским, гжельским, городецким мотивам. Воспитывать интерес к народному творчеству.

Рисование: Роспись дымковских игрушек, матрешек, гжельской посуды, городецких подносов.

СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ.

А ЭТО КНИЖКИН ДОМ,

ЗДЕСЬ РАЗНЫЕ КНИЖКИ НА ПОЛКАХ ЖИВУТ.

ДЕТИШКАМ, ЖЕЛАЮЩИМ БОЛЬШЕ УЗНАТЬ,

МОГУТ О МНОГОМ ОНИ РАССКАЗАТЬ!

ЦЕНТР ТЕАТРА И МУЗЫКИ

А ЭТО ТЕАТРАЛЬНО - МУЗЫКАЛЬНЫЙ УГОЛОК.

ЗДЕСЬ МОЖНО В ГНОМА ПРЕВРАТИТЬСЯ

И В БАБКУ ЕЖКУ НАРЯДИТЬСЯ.

СКАЗКИ ЗДЕСЬ ПОКАЖЕМ ВАМ,

ЛЮБИМ ВСЕ МЫ ВЫСТУПАТЬ: ПЕТЬ, ПЛЯСАТЬ

И НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ ИГРАТЬ.

деревянные ложки, трещотки, погремушки, коробочки, колокольчики.

ЦЕНТР СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР: создание предметно – развивающей среды и совместное изготовление атрибутов.

ИГРАЯ, МЫ УЧИМСЯ,

С ИГРОЙ ИНТЕРЕСНОЙ

ЦЕНТР ПРОДУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

Материалы для рисования, лепки, художественного труда.

ХУДОЖНИКОМ МОЖЕТ БЫТЬ Я НЕ СТАНУ,

НО ВОТ РИСОВАТЬ, Я ЛЮБЛЮ!

АЛЬБОМЫ И РУЧКИ, ПЛАСТИЛИН И ТЕТРАДИ -

ВСЁ В ЭТОМ ЦЕНТРЕ НАЙДУ!

ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕЧИ

ОТКРЫЛСЯ В ГРУППЕ НОВЫЙ УГОЛОК. НО ЗДЕСЬ НЕ ТОЛЬКО МЫ ИГРАЕМ,

А РЕЧЬ СВОЮ ВСЕ РАЗВИВАЕМ, ВЕДЬ, ЧЕМ ИГРАЕМ, НАЗЫВАЕМ.

БАБУШКА В ГОСТИ К НАМ ПРИХОДИТ

ЗДРАВСТВУЙ БАБУШКА РОДНАЯ

ТЫ НАМ СКАЗОЧКУ ПРОЧТИ

О ИЗБЕ НАМ РАССКАЖИ.

Тематический план работы

по приобщению детей к истокам русской народной культуры

месяц тема цель Задачи Методы, приемы

сентябрь Что такое музей? Познакомить детей с музеем.

Формировать интерес познания о прошлом. Обогащать словарный запас детей: музей, экспонат, старинные вещи. Развивать любознательность. Воспитывать бережное отношение к экспонатам музея. Экскурсия в комнату русского быта. Беседа.

Рассказ воспитателя. Объяснение. Словарная работа.

октябрь Добрая изба Знакомство с устройством избы

Вызвать интерес к жизни старинных времен. Обогащать словарный запас детей: изба, лежанка, печь, утварь.

Развивать образное восприятие. Воспитывать доброжелательные отношения друг к другу.

Экскурсия в комнату русского быта. Беседа.

Сюрпризный момент: (Домовенок)

Рассказ воспитателя. Объяснение. Словарная работа.

ноябрь Печка – хозяйка. Знакомство детей с печью.

Дать понятия, для чего нужна была печь раньше. Объяснить его функции. Формировать у детей познавательные качества. Обогащать словарный запас детей: печь, кирпичный, железный, кормилица. Воспитывать интерес к прошлому. Экскурсия в комнату русского быта. Беседа.

Сюрпризный момент: (Домовенок)

Рассказ воспитателя. Объяснение. Словарная работа.

декабрь Хозяйкины помощники Знакомство детей со старинной посудой и утварью.

Сравнить их с посудой нашего времени. Дать представления как готовилось еда. Продолжать развивать любознательность. Обогащать словарный запас детей: ухват, миска, чугунок, горшок. Воспитывать интерес к устному

творчеству русского народа. Дидактическая игра:

Экскурсия в комнату русского быта Сюрпризный момент:

(появление хозяйки)

Загадки про посуду.

Рассказ воспитателя. Объяснение. Словарная работа.

январь К нам гости пришли Знакомство с этикетом и правилами гостеприимства русского народы Дать понятие как ведут себя гости при входе, как кланяются, как приветствует их хозяин, хозяйка. Показать как в самоваре кипятили воду. Обогащать словарный запас детей: порог, поклон, самовар, угольки.

Развивать воображение. Воспитывать теплое отношение друг другу.

Экскурсия в комнату русского быта Сюрпризный момент:

(появление хозяйки)

Загадка про самовар.

Рассказ воспитателя. Объяснение. Словарная работа.

февраль Кот Пушок на печурке греется Знакомство с обитателями избы

(Котика Пушка)

Загадка про кота.

Рассказ воспитателя. Объяснение. Словарная работа.

март Куклы в народном сарафане Знакомство детей с русским национальным костюмом.

Назвать части костюма. Обратить

Внимание на национальный вятский костюм (клетка, орнамент, цвета.

Активация словаря: фартук, сарафан, косница, узор, кокошник, душегрейка, лапоточки, чуни, стануха, рубаха. Развивать разговорную речь. Воспитывать уважение к родной культуре.

(появление куклы Настеньки)

Рассказ воспитателя. Объяснение. Словарная работа.

апрель Волшебная прялица Знакомство детей

с орудием труда по обработке шерсти.

Продолжать развивать интерес к предметам старины. Обогащать словарный запас детей: прялка, веретено, нить, клубок. Уметь отгадывать загадки. Воспитывать бережное отношение к экспонатам.

Экскурсия в комнату русского быта

Сюрпризный момент: (появление куклы- бабушки)

Загадки. Показ экспонатов.

Рассказ воспитателя. Объяснение. Словарная работа.

май Как у наших у ворот Знакомство детей с музыкальным фольклором

Познакомить детей с устным творчеством Вятского и русского народа. Развивать образное восприятие хороводов. Донести до сознания детей, что творчество русского и любого другого народа имеют общие черты.

Сюрпризный момент: (появление девицы – красавицы Вареньки)

Досуг с пением и играми. Сюрпризный момент: Появление Березоньки Словарная работа.

Досуг с пением и играми. Сюрпризный момент: Появление Коровушки – угощение молоком. Словарная работа.

август Во саду ли, в огороде Обобщение пройденного музыкального материала Обогащать словарный запас. Развивать выразительное пение, повысить активность детей и родителей в участии народных праздниках, воспитывать любовь к русской природе, бережное отношение к ней. Р. Н. игры

Сюрпризный момент: появление Бабушки Варварушки и деда Тита.

Рассказ педагога, Словарная работа, работа с текстами песен, пословицы и поговорки. Обобщение.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СЕМЬЕЙ

Духовно-нравственное воспитание дошкольников. Консультация для родителей

Фольклор как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста

Потешки, пестушки, колыбельные песни в режимных моментах.

Шитье костюмов, кукол (Хозяйка и Хозяин русской избы)

РЕЗУЛЬТАТ ПРОЕКТА

Дети познакомились с особенностями жизни русских людей в старину.

В процессе проекта дети знакомились с прошлым русского народа : разучивали потешки, поговорки, заклички; играли в русские народные игры, знакомились с русскими – народными сказками, познакомились с избой, хозяйкой избы, русской – народной одеждой, с предметами старинного быта.

ПРОДУКТ ПРОЕКТА – РУССКАЯ ИЗБА С ПРЕДМЕТАМИ СТАРИННОГО БЫТА.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Выполнила: воспитатель М.В. Гузь

Цель проекта: Формирование представлений детей о русской избе, о предметах старинного быта, традиционной русской одежде.

- Расширять знания детей о русской избе – жилище крестьянской семьи, о предметах старинного русского быта (печь, посуда, одежда, предметы мебели и т. д.).

- Обогащать словарь детей народными пословицами, поговорками, загадками, частушками

- Воспитывать бережное отношение к предметам старины.

- Воспитывать любовь и уважение к культуре и быту русского народа, к народным традициям, развивать интерес к ней.

Ожидаемый результат: Обогащение детей знаниями о русской избе, о предметах старинного быта.

"Приобщение детей к истокам русской народной культуры" были выбраны следующие приоритеты:

1. Окружающие предметы, пробуждающие душу ребёнка, воспитывающие в нём чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это поможет детям с раннего возраста понять, что они - часть великого русского народа.

2. Необходимо широко использовать все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т.д.) Знакомя детей с русским фольклором, мы тем самым приобщаем их к общественным нравственным ценностям.

3. Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времён года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений.

4. Очень важно ознакомить детей с народной декоративной росписью. Она, пленяя душу гармонией и ритмом, способна увлечь ребят национальным изобразительным искусством.

Обобщая сказанное, можно заключить Россия - родина для многих. Но для того чтобы считать себя её сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю и культуру страны как свои собственные.

Цель программы состоит в приобщении детей ко всем видам национального искусства - от архитектуры до живописи, то пляски, сказки и музыки до театра. Именно такой представляется нам стратегия развития личностной культуры ребёнка как основы его любви к Родине.

Нажмите, чтобы узнать подробности

При чтении русских народных сказок у детей возникают вопросы : Что такое изба? Что такое русская печка? Какую люди носили одежду? Какие песни пели, сказки слушали? Поэтому я посчитала , что необходимо донести до сознания детей историю русского быта, устройство деревенской избы, разнообразие старинных предметов домашнего быта.

Актуальность проекта

Данный проект актуален, потому что в настоящее время жители разных регионов нашей страны стали проявлять все больший интерес к традициям, истории, культуре своей малой Родине. В дошкольных образовательных учреждениях решаются задачи по раннему приобщению детей к национальной культуре, познанию ее прошлого.

Если знакомить дошкольников с историей и культурой нашей Родины, то это позволит нашим детям ощутить гордость за свою страну богатую славными традициями.

Система работы в этом направлении требует организацию особых условий , создания обстановки , которая средствами яркой образности и наглядности обеспечивала бы детям особый комплекс ощущений и эмоциональных переживаний .

Гипотеза реализации проекта Знакомство с жизнью, традициями и обычаями русского народа ребенок дошкольного возраста получит первые представления о культуре русского народа. Предметы национального быта пробудят в душе ребенка любознательность, чувство прекрасного , что позволит ощутить себя частью русского народа.

Гипотеза реализации проекта

Знакомство с жизнью, традициями и обычаями русского народа ребенок дошкольного возраста получит первые представления о культуре русского народа. Предметы национального быта пробудят в душе ребенка любознательность, чувство прекрасного , что позволит ощутить себя частью русского народа.

Цель проекта: Формирование интереса детей дошкольного возраста к истории русской национальной культуре, воспитание патриотических чувств

Цель проекта:

Формирование интереса детей дошкольного возраста к истории русской национальной культуре, воспитание патриотических чувств

Задачи проекта: Развивать познавательную активность и любознательность детей через ознакомление с бытом русских людей; приобщать детей к художественному образу. Знакомить с жилищем русского человека – избой, её устройствами и особенностями проживания. Активизировать и обогащать словарный запас названиями предметов быта русского народа. Поддерживать интерес детей к произведениям русского народного творчества. Воспитывать чувство патриотизма, любовь к своей родине, уважение к истории русского народа и его традициям

Задачи проекта:

  • Развивать познавательную активность и любознательность детей через ознакомление с бытом русских людей; приобщать детей к художественному образу.
  • Знакомить с жилищем русского человека – избой, её устройствами и особенностями проживания.
  • Активизировать и обогащать словарный запас названиями предметов быта русского народа.
  • Поддерживать интерес детей к произведениям русского народного творчества.
  • Воспитывать чувство патриотизма, любовь к своей родине, уважение к истории русского народа и его традициям

Паспорт проекта

  • Тип проекта: Творческий.
  • Вид проекта: Средне - срочный. Ноябрь 2018.
  • Форма проекта: Групповая.

Участники проекта: дети, воспитатели, родители.

Предполагаемый результат

Формы и виды работы с детьми.

Получали знания о русской избе, особенностях её строения

Заключение Мини-музей – стал неотъемлемой частью предметно-развивающей среды нашей группы. Мини-музей постоянно пополняется новыми экспонатами, любой предмет музея может подсказать темы для интересного разговора.

Мини-музей – стал неотъемлемой частью предметно-развивающей среды нашей группы.

Мини-музей постоянно пополняется новыми экспонатами, любой предмет музея может подсказать темы для интересного разговора.


Козлитина Марина Петровна, воспитатель МБДОУ “Детский сад общеразвивающего вида “Рябинушка” с.Гостищево” Белгородская область Яковлевский район.


Цель:

— познакомить детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, приобщать к народным традициям и обычаям.

Задачи:

Ход занятия:

Хозяйка избы встречает детей у входа.

— Здравствуйте, гости дорогие! Гость на порог — хозяину радость. Прошу в избу, будьте как дома, присаживайтесь. Сядем рядком, да поговорим ладком.

В стародавние времена, да и в наше время у каждого человека был дом.

-Как вы думаете, ребята, для чего человеку нужен дом?

-Как мы себя чувствуем дома?

Даже в старину люди делали себе жилище, где можно было спрятаться от холода и непогоды, от диких зверей, погреться у огня. Мы приходим домой отдохнуть и набраться сил.

— А из чего люди раньше могли построить себе дом? Из какого дерева? Сейчас я загадаю загадку, а вы попробуйте отгадать:

«Есть у родственницы елки

Но, в отличие от елки,

— Почему же из лиственницы строили дома?

Потому что, когда лиственница намокает, она становится прочнее и крепче, почти как камень. Такой дом будет стоять долго, не будет гнить. Но строили дома и из сосен, а нижние бревна старались класть из лиственницы.

В таком доме воздух всегда пахнет смолой. Особенно в ней хорошо тепло зимой, когда за окном мороз да вьюга.

— Дети, как выдумаете, что же в избе было самым главным?

Послушайте, да отгадайте мою загадку:

Печь – это сердце дома. Печь кормила семью, обогревала дом, на ней спали младшие детки и старики, сушили одежду и даже мылись. Как встанет поутру хозяйка, так первым делом начинает растапливать печку.

Печка — деревенская кормилица.

-Чем же могла печь накормить своих хозяев?

В русской печи готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги.

Хозяйничала в кутке женщина-хозяйка: варила еду, пекла хлеб, стряпала, пряла, шила. Там же на крюке, забитом в потолок, висела колыбелька для самого маленького в семье.

Но жили в доме не только люди. Были в нем жильцы — кто родом из леса, кто- с поля, кто – из земли. Без них в хозяйстве не обойтись. Какие же предметы еще находились в русской избе? Хватит молча гостевать — пора загадки отгадать. Я буду загадывать загадки, а вы постарайтесь найти отгадки в нашей избе.

И шипит, и кряхтит

Воду быстро кипятит, он наелся угольков,

Вот для нас и чай готов,

Кран на брюхе открывает, кипяточек наливает (самовар)

За самоваром собиралась вся большая крестьянская семья, пили горячий чай с медом, с пирогами и блинами. Самовар стал символом добра, домашнего уюта и семейного покоя.

“Как у нас семья большая”

Как у нас семья большая

(Ритмические хлопки в ладоши и удары кулачками попеременно)

Два у лавки стоят

(Загнуть большие пальцы на обеих руках).

Два учится хотят

(Загнуть указательные пальцы на обеих руках)

Два Степана у сметаны объедаются

(Загнуть средние пальцы)

Две Дашки у кашки

(Загнуть безымянные пальцы)

Две Ульки в люлке

Воспитатель. Продолжим отгадывать загадки.

Ситом сеяли муку, и тогда тесто на пироги получилось очень пышным и мягким.

Дети пробуют просеять муку через сито.

«Что за барыня такая ?

В гребень шерсть она берет,

Тонкой ниточкой пушистой

Зимними долгими вечерами хозяйка на ней пряла нитки. А из ниток затем вязали или ткали полотно и шили одежду.

«Всех кормлю с охотою,

Дети под народную музыку придумывают и выполняют танцевальные движения, играя на ложках.

«Что хозяйка в печку ставит,

Это чугунок. Он незаменим был в хозяйстве. По весу он тяжёлый, так как сделан из чугуна, особого вида металла, который мог выдержать любой огонь и никогда не бился.

Как же можно было достать из печи горячий горшок? Здесь был нужен другой помощник. Слушайте про него загадку.

«Не бык, а бодает,

Не ест, а еду хватает,

Что схватит – отдаёт,

А сам в угол идёт (ухват)

Возле русской печи всегда стоял ухват, которым хозяйка доставала горячие горшки со щами и вкусной кашей. Хотите попробовать, легко ли было хозяюшке?

Дети пробуют достать из печи ухватом чугунок.

Но не только в чугунке готовили пищу в старину. У чугунка был соперник. Угадайте, кто?

«Был я копан, был я топтан,

Был на пожаре, был на базаре,

Сколько было сил, всю семью кормил.

Сам терпел – ничего не ел.

Главной кухонной посудой был горшок — прямой предшественник кастрюли, супницы, сахарницы, чайника, контейнера для хранения. В горшке варили супы, каши, кипятили воду, тушили мясо, хранили крупу, муку, масло. В горшках не кисло молоко, не заводились жучки. Горшки могли быть разных размеров: от маленького горшочка на несколько ложек, до огромного горшка, вмещавшего до 2-3-х ведер воды.

Горшок был мужской и женский.

Хозяйка показывает детям два горшка и просит отгадать, какой из них женский, а какой мужской.

Женский горшок по форме — вытянутый вверх, изящный. В нем хранили муку, крупу.

Мужской по форме — толстый, пузатый, его использовали для приготовления пищи.

Когда купали детей, то девочек поливали из женского горшка, чтобы вырастали стройными да красивыми, а мальчиков — из мужского, чтобы росли сильными да крепкими.

О посуде мы с вами поговорили, а теперь давайте вспомним что же готовили в печи.

Я вам предлагаю испечь баранки, но сначала вы мне скажите что нужно для того чтобы испечь баранки?

(дети перечисляют продукты: яйца, мука, вода, соль, дрожжи. Воспитатель показывает перечисляемые продукты детям, доставая из большой чаши, которая стоит на столе прикрытая рушником). Что такое рушник?

Да вот печь надо разжечь,

Тесто надо замесить

Да баранки надо накрутить.

Будьте добрее, подсобите,

В моем деле помогите.

Давайте печь растопим,

Что там у нас посмотрим?

Подбросим дров. Прекрасно!

Эх, гори, гори ясно!

Описание: участники становятся в круг, держа в руках, красные и желтые платочки, и говорят слова выполняя движения.)

Гори, гори ясно (руки с платочками вперед, взмахи в верх, в вниз)

Чтобы не погасло (присесть руки в низ)

Глянь на небо, (встать. Пройти в центр, руки вверх помахать, отойти)

Птички летят, (взмахи руками в стороны вверх, вниз)

Колокольчики звенят. (руки вниз взмахи вправо, влево)

Ну что ж о печь мы затопили, а теперь можно взяться и за работу

Теперь нам надо замесить тесто.

Тесто мнем, мнем, мнем (руками имитируем процесс вымешивания теста)

Тесто жмем, жмем, жмем (энергично сжимаем и разжимаем пальцы)

И баранки испечем (выполняем движения как будто лепим снежки)

Посмотрите, какое хорошее тесто у нас получилось!

(дети снимают салфетки с тарелочек на стол. В тарелочках тесто скатанное в шарик)

Тесто наше отдохнуло,

К ручкам нашим все прильнуло,

И сейчас нам нужно,

Вылепить баранки дружно.

Мы с вами как настоящие хозяева сегодня будем работать с тестом- выпекать баранки.

— Какое она на ощупь тесто? (мягкая, податливая, меняет форму)

Давайте вспомним как мы будим делать баранки

нужно взять кусочек теста, раскатать между ладошек, и соединить оба конца, так, чтобы получилось колечко.

(дети лепят баранки, воспитатель готовые ставит в печь).

А баранки, к чаю подавали давайте посмотри, готовы ли наши баранки?

(воспитатель достает из печи настоящие баранки и раздает детям)

Вот они с пылу, с жару из печи, все румяны, горячи.

Воспитатель. Молодцы! Красивые баранки у вас получились.

Воспитатель: Ребятки расскажите мне, к кому вы сегодня ходили в гости? В какие русские народные игры вы играли? Что нового вы сегодня узнали на этой встречи? А что вы сегодня стряпали? А из чего?

Читайте также: