Проект семейное древо в детском саду старшая группа

Обновлено: 05.07.2024

Расширить представления детей об истории семьи, родословной, семейных традициях и установить более тесную связь во взаимоотношениях взрослого и ребенка.

образовательные:

  • формировать представления о родословной своей семьи, о семейных традициях, о распределении семейных обязанностей, о понятиях: “род”, “родители”, “семья”, “родные”, “близкие”;
  • мотивировать детей к изучению родословной своей семьи и составлению генеалогического древа;

развивающие:

  • продолжать развивать познавательные способности у детей, активно включать их в творческо-поисковую деятельность;
  • расширять кругозор, развивать связную речь и обогащать словарный запас детей терминами родственных отношений;

воспитательные:

  • воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи и истории своих предков,
  • укреплять отношения между детьми и родителями.

Дети старшего дошкольного возраста (5-7 лет), родители детей данной группы

Сроки и этапы реализации Проекта

Проект долгосрочный, 2 учебных года, состоит из нескольких блоков – краткосрочных самостоятельных проектов по 2-3 недели в течение каждого учебного года.

  • 1 этап – сентябрь – октябрь 2015 г. – подготовительный
  • 2 этап – октябрь 2015 г. – апрель 2017 г. – основной
  • 3 этап – апрель - май 2017 г.– заключительный.

Актуальность проекта

Проблема: малок то из детей знает историю создания семьи, свою родословную. Малоразвито чувство гордости за свою семью. Дети не могут рассказать о своей семье и своем близком окружении.

Гипотеза: знание своего генеалогического древа поможет детям узнать историю создания своей семьи, свою родословную, сформирует у детей представление о семье и семейных традициях.

Цели задачи проекта

Цель: Расширить представления детей об истории семьи, родословной, семейных традициях и установить более тесную связь во взаимоотношениях взрослого и ребенка.

Задачи:

образовательные:

  • формировать представления о родословной своей семьи, о семейных традициях, о распределении семейных обязанностей, о понятиях: “род”, “родители”, “семья”, “родные”, “близкие”;
  • мотивировать детей к изучению родословной своей семьи и составлению генеалогического древа;

развивающие:

  • продолжать развивать познавательные способности у детей, активно включать их в творческо-поисковую деятельность;
  • расширять кругозор, развивать связную речь и обогащать словарный запас детей терминами родственных отношений;

воспитательные:

  • воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи и истории своих предков,
  • укреплять отношения между детьми и родителями.

Реализация проекта

Изучение родословной способствует более близкому общению членов семьи, так как помощниками в исследованиях будут родители, дедушки и бабушки. Проект долгосрочный, состоит из нескольких самостоятельных, но весьма ценных и актуальных тематических блоков.


Объект проектной деятельности: семьи воспитанников старшего дошкольного возраста (дети и родители).

Отличительные особенности Проекта:

Направленность на нравственное воспитание, поддержку традиционных семейных ценностей.
Формирование представлений о себе, своей семье и нравственном отношении к семейным традициям. Воспитание уважения к родителям, старшим, заботливое отношение к малышам, пожилым людям; формирование традиционных гендерных представлений; воспитание у детей стремления в своих поступках следовать положительному примеру.

Нацеленность на дальнейшее образование.

Проект нацелен на развитие в детях познавательно-исследовательской активности.

Направленность на учет индивидуальных особенностей ребенка. Проект направлен на обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, что достигается за счет учета индивидуальных особенностей детей, а так же и в использовании различных форм и способов взаимодействия с ребенком (проявление уважения к его индивидуальности, чуткости к его эмоциональным состояниям, поддержка его чувства собственного достоинства и т. д.).

Этапы проекта


2 этап. Основной (октябрь 2015 года – апрель 2017 года)

В ходе реализации каждого тематического блока осуществлялась подборка детской художественной литературы, проводились предварительные беседы, организовывалась непосредственная образовательная, совместная и самостоятельная деятельность. Огромная работа проводилась не только по познавательному, но и речевому развитию детей, так как в процессе завершения каждого блока итогом служил выпуск видеофильма.






3 этап. Заключительный (апрель – май 2017 года).

Блок «История о моей семье (мультфильм)


Итоги работы над Проектом

В результате работы над проектом дети расширили представления о своей семье, о нравственном отношении к семейным традициям. Сформировали представление о мире семьи, как о людях живущих вместе и любящих друг друга. Познакомились с понятиями род, родственники, родословие, генеалогическое древо. Так же в ходе проекта развивались творческие и исследовательские способности детей. Дети приобрели навыки поиска и сбора информации, приобрели умения анализировать и презентовать свои работы. Все это способствовало развитию доброжелательности, понимания, взаимопомощи, а так же повышению интереса к истории происхождения своей семьи. (Стребелева Е. А. Методика обследования познавательного развития, диагностическое обучение, качественная и количественная оценка действий ребенка 5-7 лет).

За все время работы над проектом огромное внимание уделялось взаимодействию с родителями, ведь сотрудничая с ними, мы вооружаем их необходимыми знаниями и умениями, что способствует повышению активности семьи в деле воспитания детей.

Без сомнения, данная проектная деятельность обогащает условия для успешного достижения детьми целевых ориентиров федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в части:

- умений активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми;

- проявления любознательности, умения задавать вопросы взрослым и сверстникам, интересоваться причинно-следственными связями, а так же обладания начальными знаниями о себе, о социальном мире, в котором он живет.

Подтверждена гипотеза: знание своего генеалогического древа помогло узнать детям историю создания соей семьи, свою родословную, сформировало у детей представление о семье и семейных традициях.

Диагностический инструментарий

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования (обязательная часть) [8]:

- ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения

- ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности. [8]

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования части Программы, формируемой участниками образовательных отношений:

- ребенок обладает установкой положительного отношения к своему родному городу, краю, стране-России, к разным видам труда жителей города-нефтяников, округа, другим людям и самому себе и своей семье, обладает чувством собственного достоинства как житель Ханты - Мансийского округа - Югры, житель города Нижневартовска, россиянин, член своей семьи;

-обладает начальными представлениями о себе, о природном и социальном, многонациональном мире, в котором он живет;
-ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, любознателен и активен при создании исторических, культурных мини- музеев о родном крае, о русском народе, о своей семье.

Реализация проекта предполагает оценку индивидуального развития детей, связанную с оценкой эффективности педагогических действий и лежащую в основе дальнейшего планирования. Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности, результаты которой используются исключительно для решения следующих образовательных задач:

1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);

2) оптимизации работы с группой детей.

В ходе образовательной деятельности создаются диагностические ситуации с целью оценки индивидуальной динамики развития детей и корректировки своих действий. .

Ресурсное обеспечение

Кадровый состав: воспитатели группы, дети старшего дошкольного возраста и их родители (законные представители).

Взаимодействие с социумом: детская городская библиотека №5.

Программно-методическое обеспечение

На основании какой программы разработана и кем утверждена, рекомендована

Григорьева Г.Г. Игровые приемы в обучении дошкольников изобразительной деятельности. – М., 1995.
Зейц М. Пишем и рисуем на песке. Практические рекомендации. – М., 2010.
Большебратская Э.Э Песочная терапия. – Петропавловск 2010.
Сметанкин А.А., Сметанкина С.И., Тихомиров П.Н., Маркович Н.Н. и др. Оздоровительная гимнастика с использованием метода биологической обратной связи в школьно-дошкольных учреждениях // Методические рекомендации для медицинских и педагогических работников школьно-дошкольных учреждений, реализующих программы оздоровления. – СПб.: Изд-во НИИХ СПбГУ, 2003.

Программа "От рождения до школы" (под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой). – М: Мозаика-Синтез, 2015.

Список литературы

1.Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015.
2.Веракса Н.Е., Галимов О.Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников (4-7 лет). – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015.
3.Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников. – М.: ИЦ Академия,1997.
4.Григорьева Г.Г. Игровые приемы в обучении дошкольников изобразительной деятельности. – М., 1995.
5.Зейц М. Пишем и рисуем на песке. Практические рекомендации. – М., 2010.
6.Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники, сценарии занятий, планирование. – М.: ТЦ Сфера,2005.
7.Коллективное творчество дошкольников (конспекты занятий) / Под ред. А.А. Грибовской. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
8. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва.

Вид проекта : групповой, информационно - исследовательский, творческий.

Продолжительность проекта : краткосрочный (1 неделя).

Цель проекта : способствовать закреплению интереса к своей семье, воспитывать любовь и уважительное отношение к родителям и предкам, формировать и развивать личность, развивать партнерские отношения с семьёй.

Задачи проекта :

1. Формировать у детей представление о семье, о нравственном отношении к семейным традициям, расширять знания о ближнем окружении, учить разбираться в родственных связях.

2. Воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, показать ценность семьи для каждого человека и проявлять заботу о родных людях.

3. С помощью родителей создать генеалогические древа своих семей, способствовать развитию творческих способностей в процессе совместной деятельности.

Предполагаемый результат: Работа в этом направлении способствовала активному сплочению детского коллектива, коллектива родителей, сплочению семей. Родители получили массу советов и рецептов по составлению родословных, осознали значимость этой работы. У них появилась гордость за своих предков, желание быть не хуже, ответственность перед ними и своими детьми. Дети расширили свой кругозор. У них развился интерес к истории семьи, семейным традициям, родословной. Работа способствовала также воспитанию чувства гордости за семью, любви и уважения к родителям.

Роль родителей в реализации проекта :

• Сбор фотографий для создания генеалогического древа каждой семьи.

• Составление рассказа о своей семье совместно с детьми.

Продукт проектной деятельности : Выставка фотографий генеалогического древа семей дошкольников.

План реализации проекта.

1. Первый этап – подготовительный

• Определение цели и задач проекта.

• Ознакомление детей и родителей с целью проекта.

• Создание необходимых условий для реализации проекта.

• Сбор информации о генеалогическом древе.

2. Второй этап – реализация проекта

• Проведение бесед по данной теме.

3. Третий этап – презентация проекта

Материалы, использованные для реализации проекта.

• Моя семья и мое семейное древо.

• В гостях у бабушки в деревне.

• Мои семейные корни (происхождение фамилий).

• Я с бабушкой своею дружу давным - давно.

• Мне дедушка рассказывал.

• Легко ли человеку, когда он один?

• Что такое генеалогическое дерево?

Чтение художественной литературы.

Заучивание пословиц и поговорок о семье.

Загадки о семье.

Обобщение: В результате работы над проектом дети расширили представление о своей семье, о нравственном отношении к семейным традициям. Сформировали представление о мире семьи, как о людях живущих вместе и любящих друг друга. Познакомились с понятиями род, родственники, родословие, генеалогическое древо. Так же в ходе проекта развивались творческие и исследовательские способности детей. Дети приобрели навыки поиска и сбора информации, приобрели умения анализировать и презентовать свои работы. Все это способствовало развитию доброжелательности, понимания, взаимопомощи, а так же повышению интереса к истории происхождения своей семьи. Знание своего генеалогического древа, помогло узнать детям историю создания соей семьи, свою родословную, сформировало у детей представление о семье и семейных традициях.

Форма проведения презентации: представление семьями своих генеалогических деревьев.

Вид проекта: групповой, информационно - исследовательский, творческий.

Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя).

Участники проекта: дети старшей группы МБДОУ д/с № 33 г.Ельца, педагоги, родители.

Цель проекта: способствовать закреплению интереса к своей семье, воспитывать любовь и уважительное отношение к родителям и предкам, формировать и развивать личность, развивать партнерские отношения с семьёй.

1. Формировать у детей представление о семье, о нравственном отношении к семейным традициям, расширять знания о ближнем окружении, учить разбираться в родственных связях.

2. Воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, показать ценность семьи для каждого человека и проявлять заботу о родных людях.

3. С помощью родителей создать генеалогические древа своих семей, способствовать развитию творческих способностей в процессе совместной деятельности.

Предполагаемый результат: Работа в этом направлении способствовала активному сплочению детского коллектива, коллектива родителей, сплочению семей. Родители получили массу советов и рецептов по составлению родословных, осознали значимость этой работы. У них появилась гордость за своих предков, желание быть не хуже, ответственность перед ними и своими детьми. Дети расширили свой кругозор. У них развился интерес к истории семьи, семейным традициям, родословной. Работа способствовала также воспитанию чувства гордости за семью, любви и уважения к родителям. Кроме того, дети стали более дружными и получили навыки бесконфликтного общения.

Роль родителей в реализации проекта:

Продукт проектной деятельности: Выставка фотографий генеалогического древа семей дошкольников.

План реализации проекта.

1. Первый этап – подготовительный

  • Определение цели и задач проекта.
  • Ознакомление детей и родителей с целью проекта.
  • Создание необходимых условий для реализации проекта.
  • Сбор информации о генеалогическом древе.

2. Второй этап – реализация проекта

3. Третий этап – презентация проекта

Материалы, использованные для реализации проекта.

  • Моя семья и мое семейное древо.
  • Тайна имени.
  • В гостях у бабушки в деревне.
  • Мои семейные корни (происхождение фамилий).
  • Я с бабушкой своею дружу давным - давно.
  • Мне дедушка рассказывал.
  • Легко ли человеку, когда он один?
  • Что такое генеалогическое дерево?

Чтение художественной литературы.

Заучивание пословиц и поговорок о семье.

Загадки о семье.

Обобщение: В результате работы над проектом дети расширили представление о своей семье, о нравственном отношении к семейным традициям. Сформировали представление о мире семьи, как о людях живущих вместе и любящих друг друга. Познакомились с понятиями род, родственники, родословие, генеалогическое древо. Так же в ходе проекта развивались творческие и исследовательские способности детей. Дети приобрели навыки поиска и сбора информации, приобрели умения анализировать и презентовать свои работы. Все это способствовало развитию доброжелательности, понимания, взаимопомощи, а так же повышению интереса к истории происхождения своей семьи. Знание своего генеалогического древа, помогло узнать детям историю создания соей семьи, свою родословную, сформировало у детей представление о семье и семейных традициях.

Форма проведения презентации: представление семьями своих генеалогических деревьев.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

п. Карымкары

Исследовательско - творческий проект

в старшей группе совместно с детьми и родителями

Подготовила воспитатель: Кузнецова Мария Алексеевна

Продолжительность проекта: одна неделя – краткосрочный.

Участники проекта: дети старшей группы, родители воспитанников и воспитатели.

План реализации проекта

Это вся моя семья:

Мама, папа, брат и я.

Мама варит и стирает.

Папа гвозди забивает.

Ну а брат мой ходит в школу,

И учиться очень рад.

Я с игрушками играю,

Посещаю детский сад.

Любим вместе мы на кухне

Обсудить наши дела.

Потому, что у меня

Очень дружная семья

Актуальность темы проекта:

Генеалогия – наука о родословной человека. Знать свое генеалогическое дерево всегда считалось необходимым для развития, ведь человек без прошлого не имеет будущего.

Генеалогическое древо являлось и является одной из самых ценных реликвий в семье – ничто не может быть ценнее памяти о своем роде, о тех, от кого мы произошли.

Не многие дети знают историю создания семьи, свою родословную. Малоразвито чувство гордости за свою семью. Знание своего генеалогического древа поможет детям узнать историю создания своей семьи, свою родословную, сформирует у детей представление о семье и семейных традициях.

Систематизация знаний семьи о своей родословной.

Установить более тесную связь во взаимоотношениях взрослого и ребенка.

Развивать интерес к истории своей семьи, семейным традициям

Продолжать знакомить детей с родословной своей семьи.

Создание генеалогического древа семьи.

Учить детей составлять рассказ о своей семье.

Воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи.

Дать понятие о русских семейных традициях, семье, о распределении семейных обязанностей.

Продолжать развивать познавательные способности у детей, активно включать их в творческо-поисковую деятельность.

Расширять кругозор и обогащать словарный запас детей терминами родственных отношений, развивать связную речь.

Укреплять отношения между детьми и родителями.

1 этап: подготовительный

1.Определение цели и задач проекта.

2.Ознакомление детей и родителей с целью проекта.

3.Создание необходимых условий для реализации проекта.

4.Сбор информации о генеалогическом древе.

2 этап: основной

3 этап: заключительный

Обобщение материала по реализации проекта.

Выводы: ( ожидаемый результат)

В результате работы над проектом у детей расширятся представления о своей семье, о нравственном отношении к семейным традициям. Сформируются представления о мире семьи, как о людях живущих вместе и любящих друг друга. Познакомятся с понятиями род, родственники, родословие, генеалогическое древо.

Так же в ходе проекта развиваются творческие и исследовательские способности детей. Дети приобретут навыки поиска и сбора информации, приобретут умения анализировать и презентовать свои работы. Все это будет способствовать развитию доброжелательности, понимания, взаимопомощи, а так же повышению интереса к истории происхождения своей семьи.

Гипотеза проекта: знание своего генеалогического древа, поможет узнать детям историю создания своей семьи, свою родословную, сформирует у детей представление о семье и семейных традициях.

Как знакомить детей с семьёй, какие вопросы задавать детям.

Вспомните, как вы ждали появления ребёнка, как выбирали для него имя. Расскажите какие-то забавные случаи из его жизни, в первые год-два, вместе посмотрите его первые фотографии. Попробуйте нарисовать ваше генеалогическое древо и вклеить туда фотографии ваших родственников.

Под руководством взрослых дети с интересом будут собирают фотографии своих близких, внимательно слушать и запоминать воспоминания мам и пап, даже составляли генеалогическое древо. Для большего сближения и взаимопонимания родителей с детьми старайтесь проводить семейные праздники. Во время таких праздников изготавливайте совместные работы с детьми

Наш семейный альбом

Расскажите детям о своём детстве. Возьмитесь рассматривать вместе с ним ваш семейный альбом. Объясните, кто изображён на старых фотографиях, расскажите, кем они приходятся ребёнку. Стоит обратить внимание на одежду, обувь, быт и другие характерные особенности людей на фотоснимках.

Что ты можешь рассказать о себе?

Кто входит в твою семью?

Что ты знаешь о своём брате, сестре?

Назови имена своих родственников?

Какие праздники проводятся в твоей семье?

Дом и комнаты родителей

Расскажите ребёнку, в какие игры вы играли в детстве, какие тогда были игры и забавы. Найдите фотографию вашей школы, дома, в котором вы жили, фотографию своего двора. Попробуйте сравнить обстановку комнаты вашего детства с обстановкой комнаты своего ребёнка.

Семейные реликвии.

Обязательно расскажите детям о семейных реликвиях, иконе, дедушкиных медалях и орденах, необычной старой вазе, старых открытках. Можно отдать ребёнку какую-нибудь не особо ценную безделушку - весточку из далёкого (для ребёнка) прошлого.

История нашего рода.

Дети должны знать происхождение своего рода. Желательно познакомить их со значением их имён и историей происхождения фамилии.

История нашей семьи.

Познакомьте детей с историей образования вашей семьи, расскажите где жили ваши бабушки-дедушки, мамы и папы, в каких городах они встретились и как получилось так, что ваша семья оказалась в нашем посёлке.

2. Конспект образовательной деятельности

Цель: закрепить представления о родственных отношениях сформировать элементарные представления о том, что такое род и родословие, о происхождении фамилии, традициях и обычаях, воспитать любовь и уважение к членам семьи.

1. Формировать представление о мире семьи, как о людях живущих вместе.

2. Способствовать развитию доброжелательности, терпимости, понимания, взаимопомощи в семейной жизни.

3. Воспитывать желание заботится о близких, развивать чувство гордости за свою семью.

Словарная работа : род, родословие, генеалогическое древо.

Ход занятия:

- Сегодня мы собрались все вместе, как одна большая дружная семья.

Семья – словечко странное,

Хотя не иностранное.

– Как слово получилось,

Не ясно нам совсем.

А почему их семь?

Не надо думать и гадать,

А надо просто сосчитать:

Плюс папа, мама, я.

Сложили? Получается семь человек,

– А если есть собака?

– Нет, если есть собака,

Выходит Во! – семья.

Дети прослушивают стихотворение, обсуждают его содержание. Демонстрируют чувственное восприятие к стихотворению.

Как назвать одним словом этих людей: папа, мама, сын, дочь, бабушка, дедушка?

Правильно ребята семья.

Никто не знает, как возникла первая семья. Раскопки в древних пещерах показывают, что мужчины, женщины и дети жили вместе небольшими группами. Эти первобытные "семьи" не были похожи на современные. Вместе люди хранили огонь и защищались от диких зверей.
Потом образ жизни людей стал меняться. Так появились семьи, похожие на те, что мы видим сейчас. В них отец приносил пищу, а мать заботилась о доме, муже и детях. Вдвоём было легче оберегать и воспитывать потомство, вести хозяйство. Подрастая, дети начинали помогать родителям.

Генеалогия – наука о родословной человека. Знать свое генеалогическое дерево всегда считалось необходимым для развития, ведь человек без прошлого не имеет будущего.

Генеалогическое древо являлось и является одной из самых ценных реликвий в семье – ничто не может быть ценнее памяти о своем роде, о тех, от кого мы произошли.

Дети определяют характерное отличие каждой семьи — это схожесть членов семьи.

Затем дети определяют второе характерное отличие семьи — общая фамилия.

Им предлагается назвать фамилии и имена их родителей.

Педагог обращает внимание детей на то, что кроме фамилии и имени у каждого человека есть отчество. Отчество дается ребенку по имени папы, например, если папа Сергей, то отчество ребенка Сергеевич.

Педагог называет мужское имя, а дети говорят, какое от него получится отчество; девочки называют отчество для дочек, а мальчики для сыночков:

Александр — Александровна — Александрович;

Олег — Олеговна — Олегович;

Иван — Ивановна — Иванович;

Василий — Васильевна — Васильевич.

Далее педагог беседует с детьми о занятиях и профессиях взрослых членов семьи. Обращает внимание ребят на то, что все взрослые заботятся о своих детях. Сначала бабушки и дедушки заботились об их мамах и папах, растили их, а теперь мамы и папы заботятся о своих детях и родителях. Обязательно отмечает, что когда дети подрастут, то тоже будут заботиться о своих родителях.

Физминутка
"Семейная зарядка".
Осенью, весною
Летом и зимою
Мы во двор выходим
Дружною семьёй.
Встанем в круг и по порядку,
Каждый делает зарядку.
Мама руки поднимает,
Папа бодро приседает
Повороты вправо – влево,
Делает мой братик Сева.
Я сама бегу трусцой,
И качаю головой.

У каждого в семье есть родные и дорогие люди.
А какие же они, родные и дорогие нам люди?

-Внук старше дедушки

-Сын старше сестры

-Бабушка моложе внучки

-Папа младше сына

-Мама старше дочки

-Дедушка в семье самый молодой

- Бабушка в семье самая старшая

Дети внимательно слушают, услышав ошибку, поднимают руку и исправляют её. Находят ошибки в предложениях, высказывают своё мнение.

У нашей бабушки (руки сжимают в кулаки)

десять внучат (разжимают кулаки и показывают десять пальцев)

Две Акульки сопят в люльке (шевелят мизинцами)

Две Аринки спят на перинке (шевелят безымянными)

Две Алёнки глядят из пелёнки (шевелят средними)

Два Ивана на лавках сидят (шевелят указательными)

Два Степана учиться хотят (шевелят большими)

Десять внуков (показывают все десять пальцев)

А бабушка одна. (прижимают ладони к груди)

Проявляют эмоциональный отклик.

Согласовывают движения со словами.

Успокаиваются, готовы к выполнению следующего задания.

- Дети, посмотрите, на доске дерево. Рассмотрите его. Какой величины листочки вверху, а какие внизу? Вверху - маленькие. А внизу - большие.
Ребята, ваша семья как это дерево и каждый член семьи - листочек.

Корни, четыре мощных – это дедушки и бабушки родителей,
мамы и папы (можно сделать глубокие корни прадедушки и прабабушки). Ствол – папа и мама, ветви – дети (столько, сколько детей в семье). Это дерево можно продолжать далее.

А знаете ли вы, кем члены семьи приходятся друг другу? Давайте проверим.
Мальчик для папы и мамы кто?
Мальчик для дедушки и бабушки?
Девочка для папы и мамы?
Девочка для дедушки и бабушки?
Папа для дедушки и бабушки?
Мама для дедушки и бабушки?
Мальчик для девочки в семье кто?
Девочка для мальчика в семье кто?

Семейное древо

Чудесное дерево есть у меня.

И оно мне — родня.

До старческих лет

Гнездился мой прадед,

А также мой дед.

На нем научился взлетать

И смог настоящею птицею стать!

И, как в колыбели,

А листья трезвонили,

3. Конспект занятия по рисованию в старшей группе

Цель: Формировать представление детей о семье, как о людях, живущих вместе, проявляющих друг о друге заботу.

Воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи.

Учить рисовать характерные черты внешности.

Воспитывать положительные родственные отношения, выражая свои чувства в рисунке.

Задачи: Побуждать называть имена, отчества членов семьи.

Воспитывать культуру общения; обогащать духовный мир детей.

Упражнять детей в умении рассказывать о своих впечатлениях связно,

Предварительная работа : Составление рассказов о своей семье, чтение и

заучивание стихотворений, пословиц и поговорок о семье, рисование портрета мамы.

Материал: альбомные листы, краски, кисти, салфетки, цветные карандаши,

восковые мелки, простые карандаши. Презентация.

1 часть – вступительная.

Загадка: Очень мудрые дедули,

Две бабули – красотули,

Папа, мамочка и я

Это вся моя… (семья)

Воспитатель: - догадались ли вы, о чем мы сегодня поговорим?

Воспитатель: - что такое семья? (ответы детей)

Воспитатель: - Семья - это взрослые и дети, которые живут вместе, любят друг

друга, заботятся друг о друге. Какой должна быть семья? (ответы

Воспитатель: - Семья должна учить любить! Жалеть и вежливыми быть!

Отгадайте загадки о членах семьи:

Кто милее всех на свете?

Кого очень любят дети?

На вопрос отвечу прямо –

Всех милее наша… (мама)

Кто научит гвоздь забить,

Даст машину порулить.

И подскажет как быть смелым,

Ловким, сильным и умелым.

Все вы знаете ребята,

Это наш любимый… (папа)

Раз, два, три, четыре, (хлопки в ладоши)

Кто живет в моей квартире? (пожимают плечами)

Раз, два, три, четыре, пять (хлопки в ладоши)

Всех могу пересчитать. (руки в стороны)

Папа, мама, брат, сестренка, (загибают по одному пальцу на обеих руках)

Кошка Мурка, два котенка. (присесть, постучать пальцами по полу)

Мой щегол, сверчок и я – (прыжки)

Вот и вся моя семья. (сжимают и разжимают кулачки)

2 часть – практическая.

Посмотрит, как рисовали свою семью другие дети.

8 – 11 СЛАЙДЫ (показ картинок с нарисованными семьями)

Дети самостоятельно выбирают материал для рисования и рисуют. В

процессе рисования помогать тем, кто затрудняется – располагать изображения на листе, определить последовательность рисования изображений.

3 часть – заключительная.

После того как дети заканчивают выполнять свои работы, все рисунки

поместить на стенд, рассмотреть, вместе с детьми выбрать самые интересные и предложить авторам рассказать о том, что и кто изображены.

Семья – это счастье, любовь и удача.

Семья – это летом поездка на дачу.

Семья – это праздник. Семейные даты –

Подарки, покупки, приятные траты.

Семья – это труд, друг о друге забота.

Семья – это много домашней работы.

Семья – это важно! семья – это сложно,

Но, счастливо жить без семьи – невозможно!

4. Пословицы и поговорки.

Брат брата не выдаст.

Брат с братом на медведя ходят.

Братская любовь крепче каменной стены.

В дружной семье и в холод тепло.

В недружной семье добра не бывает.

В прилежном доме густо, а в ленивом доме пусто.

В своем доме и стены помогают.

В семье и каша гуще.

В семье разлад, так и дому не рад.

В семье согласно, так идет дело прекрасно.

В семье, где нет согласия, добра не бывает.

В семью, где лад, счастье дорогу не забывает.

В хорошей семье хорошие дети растут.

Везде хорошо, но дома лучше.

Вся семья вместе, так и душа на месте.

Где мир да лад, там и Божья благодать.

Где совет — там и свет, где согласье — там и Бог.

Дерево держится корнями, а человек семьей.

Дети родителям не судьи.

Для внука дедушка — ум, а бабушка — душа.

Жизнь родителей в детях.

Дом согревает не печь, а любовь и согласие.

Дружная семья не знает печали.

За общим столом еда вкуснее.

Земля без воды мертва, человек без семьи — пустоцвет.

И ворона воронят хвалит.

Каков брат, такова и сестра.

Когда нет семьи, так и дома нет.

Куда мать, туда и дитя.

Лучших братьев и сестер не бывает.

Люблю своих детей, но внуки милей.

Любовь братская крепче каменных стен.

Где любовь да совет — там горя нет.

Любящая мать — душа семьи и украшение жизни.

Материнская молитва со дна моря достает.

Мать всякому делу голова.

Мать кормит детей, как земля людей.

Мать приветная — ограда каменная.

На что и клад, когда в семье лад.

Намеки да попреки — семейные пороки.

Не будет добра, коли в семье вражда.

Не прячь свои неудачи от родителей.

Нет добра, коли меж своими вражда.

Нет друга супротив родного брата.

Отец наказывает, отец и хвалит.

Отца с матерью почитать — горя не знать.

При солнышке тепло, при матери добро.

Родителей чти — не собьешься с истинного пути.

Родители трудолюбивы — и дети не ленивы.

Родительское слово мимо не молвится.

Свой дом — не чужой: из него не уйдешь.

Свой со своим считайся, а чужой не вступайся.

Семейное согласие всего дороже.

Семейный горшок всегда кипит.

Семье, где помогают друг другу, беды не страшны.

Семьей дорожить — счастливым быть.

1.Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М. : .: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2008.

Читайте также: