Проект родительского просвещения в доу

Обновлено: 04.07.2024

Данная программа родительского просвещения может позволить обогатить знания, установки и умения родителей, необходимые для воспитания детей, гармонизации семейных отношений, выполнение родительских ролей в семье и обществе.

Содержимое публикации

ПРОЕКТНАЯ РАБОТА

Проектирование и реализация программы просвещения родителей по вопросам воспитания детей

Удальцова Евгения Николаевна,

МБОУ СОШ № 276 г. Гаджиево

1. Общая характеристика программы родительского просвещения………. 5

2. Тематическое планирование реализации программы для родителей. 9

«В семье закладываются корни,

из которых вырастают потом и ветви,

и цветы, и плоды.

На моральном здоровье семьи строится

В.Сухомлинский

В условиях современной жизни происходит интенсивное расслоение общества, в том числе и по социальному и материальному признаку. В связи с чем родители полностью поглощены социально-бытовыми проблемами и дети предоставлены самим себе, пресловутой улице и т.п. Поэтому проблема приобщения родителей к формированию личности ребёнка становится, как никогда, актуальна.

Психолого-педагогическое просвещение родителей будет являться основной целью реализации программы.

Среди задач можно выделить следующие:

содействовать развитию ключевых компетенций родителей;

пропагандировать обобщенно-позитивные образцы семьи, отца, матери, родного дома;

содействовать развитию навыков родительского самообразования;

дать понятие о возможных способах гармонизации детско-родительских и внутрисемейных отношений;

способствовать повышению психологической грамотности в области детской и семейной психологии;

обратить внимание на уклад семьи: образ жизни, семейные традиции;

стимулировать потребность в знаниях о детско-родительских отношениях, развитие родительских навыков, в том числе по образованию и развитию детей, охране здоровья и защите их прав.

1 Общая характеристика программы родительского просвещения

В современном обществе все чаще озвучиваются такие проблемы семьи, как:

разрушение представлений о семье и браке, родовые и семейные связи между поколениями;

утрата основы семейного уклада;

нарушение традиционных отношений уважения старших и замена активным противостоянием авторитету взрослых, игнорированием мнения родителей, педагогов;

появление неспособности членов семьи к сотрудничеству и практическому взаимодействию в совместной хозяйственно-бытовой деятельности;

кризис социокультурных отношений в семье проявляющийся в отсутствии открытости и взаимопонимания между членами семьи, путанице в социальных ролях мужчины, женщины, ребенка;

Таким образом, проблема заключается в поиске путей вывода семьи на более продуктивный уровень социокультурно-педагогического партнёрства с образовательным учреждением. Решение данной проблемы основано на следующих принципах:

первоочередного права родителей на воспитание детей (родители в первую очередь несут ответственность за развитие, здоровье и благополучие своих детей);

достоверности информации (сообщаемая информация должна опираться на научные (медицинские, психологические, педагогические, физиологические, юридические и др.) факты);

практикоориентированности и адресность информации (информация, рекомендованная родителям, должна быть доступной для использования в конкретных условиях жизни);

взаимного сотрудничества и взаимоуважения (доверительные взаимоотношения педагогов с родителями учащихся, а также конструктивный поиск решения возникающих проблем воспитания детей);

развития (личности, системы отношений личности, процессов жизнедеятельности);

гуманизации отношений и общения;

системности воспитательных воздействий на ребёнка;

преемственности развивающих и воспитательных действий семьи и коллектива образовательного учреждения в формировании социокультурного опыта ребёнка.

Правовую основу проектирования программы родительского просвещения будут составлять следующие документы:

Конституция Российской Федерации

Семейный кодекс Российской Федерации

Отбор материала для занятий должен проходить в соответствии со следующими условиями:

Родительское образование базируется на практико-ориентированном (от запроса родителей по результатам входящей диагностики) изучении психолого-педагогических особенностей личностного развития ребенка;

Материал должен быть интересен родителям и доступен их восприятию, отвечать их запросам;

Учебные занятия с родителями должны соответствовать целевому ориентиру программы, способствовать решению обозначенных в ней задач;

Программа повышения воспитательного потенциала семей предполагает вариативность использования содержания, форм и методов работы на занятии.

Программа родительского просвещения будет результативной при соблюдении следующих условий:

индивидуальный подход к каждой семье и каждому ребенку;

вовлечение в совместную деятельность: совместные мероприятия детей и взрослых.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ РОДИТЕЛЬСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ

Автор проекта: Перминова Надежда Андреевна

Должность: воспитатель (стаж работы 5 лет)

Срок реализации проекта: 3 месяца

Содержание проекта

Паспорт проекта

Этапы и основные направления реализации проекта

Возможные риски

Результат проекта

Перспективы дальнейшего развития проекта

Список литературы

1. Паспорт проекта

Вид проекта: информационно-педагогический, групповой, практико-ориентированный, краткосрочный.

Участники проекта: дети раннего возраста и их родители, воспитатели, заведующий ДОУ, медицинская сестра, психолог.

Продолжительность проекта: 3 месяца (июль – сентябрь), краткосрочный.

Проблема адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ – одна из главных в работе педагогов и родителей. Адаптационный период является серьёзным испытанием не только для детей, но и для их родителей. Многие родители ведут детей в дошкольное учреждение, преодолевая внутреннюю борьбу с собственными сомнениями и предрассудками. Они не испытывают доверия к общеобразовательным учреждениям, а рассматривают детский сад, как сферу ухода за ребенком – не понимают значения дошкольных учреждения. Зачастую родители не готовят ребенка к поступлению в детский сад, не знакомятся с педагогикой и психологией раннего возраста. Родители не подозревают, что малыш может испытывать затруднения в период адаптации к ДОУ, которые приводят к ухудшению его эмоционального самочувствия, нарушения физического здоровья, остановкам в развитии.

Актуальность

Актуальность темы проекта родительского просвещения, обусловлена тем, что в последние годы наметилась тенденция к увеличению числа детей, поступающих в ДОУ в раннем возрасте.

Поступление ребенка в дошкольное учреждение – процесс сложный и для самого малыша, и для родителей. Для малыша это сильное стрессовое переживание, которое необходимо смягчить. Ребенку предстоит приспособиться к совершенно другим условиям, чем те, к которым он привык в семье. Четкий, слаженный режим дня, отсутствие с ним родителей, совсем другой стиль общения, тесный контакт со сверстниками, новое помещение – все эти изменения создают для малыша стрессовую ситуацию. Это может вызвать у ребенка защитную реакцию в виде плача, отказа от еды, сна, общения с окружающими людьми. И педагоги, и родители должны осознавать, насколько ответственен и важен момент выхода ребенка в ДОУ, насколько серьезные, хотя и не сильно бросающиеся в глаза последствия он может иметь. Чтобы привыкание ребенка к ДОУ было максимально безболезненным, нужен комплексный подход к решению проблемы адаптации детей к детскому саду, активно вовлекая родителей в педагогический процесс.

Для того чтобы родители стали активными помощниками воспитателей, необходимо вовлечь их в жизнь детского сада. Работа включает в себя психолого-педагогическое просвещение родителей, развивающие занятия по формированию адаптационных механизмов, и систему наблюдения педагогов и родителей за процессом адаптации детей к ДОУ.

В работе по психолого-педагогическому просвещению родителей по вопросам адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ есть необходимость использовать современные формы работы такие как:

1. Чек-лист (check list) – это перечень пошаговых последовательных действий, которые необходимо выполнить родителям, чтобы получить определенный результат;

2. Гайд ( g uide) – это краткое руководство, в котором описана последовательность действий для достижения цели;

3. Интерактивный клуб родительских интересов по средству мессенджера WhatsApp.

4. Семинары-практикумы, совместные игры-занятия в адаптационный период и т.д.

Цель: организация работы с родителями в преадаптационный период и в период адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ, направленной на формирование знаний и умений родителей в области адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ.

1. Привлечь внимание родителей к периоду адаптации ребенка к условиям ДОУ, вызвать желание участвовать в совместной работе с педагогами ДОУ, направленной на помощь ребенку в адаптации к условиям ДОУ.

2. Формировать знания о специфике развития ребенка раннего возраста и особенностях адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ.

3. Формировать умения родителей: наблюдать за состоянием ребенка; взаимодействовать с ребенком с ориентацией на его физическое и эмоциональное состояние в период адаптации; взаимодействовать с педагогом по вопросам развития ребенка и его адаптации к условиям ДОУ.

4. Обеспечить включенность родителей в процесс совместной с педагогами деятельности, направленной на помощь ребенку в адаптации к условиям ДОУ.

2. Этапы и основные направления реализации проекта

I этап – организационный (предадапционный)

Формы работы с родителями

Ответственный

Заведующий ДОУ, воспитатели группы

взаимодействию с ДОУ к адаптации детей.

Чек-лист по адаптации детей и родителей к условиям ДОУ – предоставить родителям пошаговую инструкцию по подготовке детей к поступлению в ДОУ (Приложение 1).

II этап – содержательный (адаптационный)

Формы работы с родителями

Ответственный

Август (понедельник, первая неделя) 2020

Август (понедельник, вторая неделя) 2020

Педагогическими знаниями по вопросам

дошкольного воспитания (Приложение 7).

Август – сентябрь 2020

III этап – итоговый

Формы работы с родителями

Ответственный

3. Возможные риски

1. Недостаточная заинтересованность и активность родителей в педагогическом процессе.

2. Невозможность родителей активно принимать участие в мероприятиях, организуемых ДОУ, из-за сильной загруженности.

3. Недостаточная компетентность педагогов.

4. Результат проекта

Для родителей

1. Родители осведомлены о том, что посещение детского сада в течение первых двух месяцев связано с адаптацией ребенка к условиям ДОУ.

2. У родителей имеется потребность и желание участвовать в совместной работе с педагогами ДОУ, направленной на помощь ребенку в адаптации к условиям ДОУ.

3. Родители обладают знаниями о специфике развития ребенка раннего возраста и особенностях адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ.

4. Родители обладают умениями: наблюдать за состоянием ребенка; взаимодействовать с ребенком с ориентацией на его физическое и эмоциональное состояние в период адаптации; взаимодействовать с педагогом по вопросам развития ребенка и его адаптации к условиям ДОУ.

5. Родители включены в процесс совместной деятельности, направленной на помощь ребенку в адаптации к условиям ДОУ.

1. Спокойное, бодрое, веселое настроение ребенка в момент расставания и встреч с родителями.

2. Уравновешенное настроение в течение дня.

3. Адекватное отношение к предложениям взрослых.

4. Спокойный дневной сон в группе до назначенного по режиму времени.

5. Перспективы развития проекта

Перспективы развития проекта, связаны с организацией взаимодействия детского сада и семьи по следующим направлениям деятельности:

1. Информационно-просветительское – обеспечение родителей информацией о ДОУ и документацией, регламентирующей деятельность ДОУ; индивидуальная психолого-педагогическая помощь; использование разнообразных средств в освещении актуальной информации для родителей;

2. Организационно-посредническое – создание активной группы родителей, участие в работе попечительского и педагогического совета ДОУ, родительских комитетах и других объединениях родителей, взаимодействие с социальными партерами (поликлиника, библиотека и др.)

3. Организационно-педагогическое – вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада; включение родителей в совместную деятельность с детьми и педагогами, активное участие в досуговых и оздоровительных мероприятиях, оказание посильной помощи ДОУ в создании предметно-пространственной развивающей среды в группе детского сада.

6. Список литературы

1. Быкова А. Мой ребенок с удовольствием ходит в детский сад! М.: Издательство АСТ, 2016. 221 с.

2. Ильникая Н. Адаптация ребёнка к детскому саду. Советы педагогам и родителям. Сборник. М.: Образовательные проекты, 2016. 128 с.

3. Лапина И. Адаптация детей при поступлении в детский сад: программа, психолого-педагогическое сопр. ФГОС ДО. М.: Учитель, 2020. 127 с.

4. Лыкова И.А. Адаптация к детскому саду детей раннего возраста. Учебно-методическое пособие. ФГОС ДО. М.: Цветной мир, 2018. 98 с.

5. Мымрикова М.А., Мамедова Л.В. Особенности адаптации детей раннего возраста к детскому саду // Международный студенческий научный вестник. 2016. № 6

6. Ульева Е.А. В детский сад без слёз. М.: Стрекоза, 2019. 128 с.

7. Цыбикжапова Д. С. Адаптация детей к ДОО // Молодой ученый. 2017. № 18 (152). С. 346-348.

От совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребенка. И именно от качества работы дошкольного учреждения, а в частности воспитателей, социального педагога, психолога - зависит уровень педагогической культуры родителей, а, следовательно, и уровень семейного воспитания детей.

(2 слайд) Поэтому объектом данного исследования является педагогическое просвещение родителей дошкольников, а предметом - содержание и формы педагогического просвещения.

Цель: Повышение родительской активности через использование разных форм и методов взаимодействия с родителями в ДОУ.

(3 слайд) Для достижения цели были поставлены задачи:

- изучить потребности родителей;

- активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, повышать правовую культуру путем использования различных форм и методов;

- установить доверительные партнерские отношения с семьями воспитанников;

- создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимо- поддержки.

Для успешного решения задач работа с семьями дошкольников была организована на основе следующих принципов:

- корректирующего воздействия в вопросах воспитания детей в семье,

- взаимодополняющего воздействия детского сада и семьи на детей,

- организации совместной деятельности педагогов, родителей и детей в детском саду.

Новизна опыта заключается в использовании разнообразных форм (как традиционных, так и не традиционных) и методов, позволяющих формировать позитивное отношение родителей к детскому саду, помогающих преодолевать родительское сопротивление и активизировать взаимоотношения родитель-ребенок.

Согласуя свои действия с семьей, детский сад старается дополнить или компенсировать домашние условия воспитания.

Для дифференциации просветительской работы социальный педагог проводит анкетирование родителей, составляет характеристики категорий семей.

(4 слайд) Деятельность социального педагога с семьей включает три основных составляющих:

- помощь в образовании,

Основной составляющей социально-педагогической деятельности является образование родителей. Помощь в обучении направлена на предотвращение возникающих семейных проблем и формирование педагогической культуры родителей. Вот почему главные усилия социального педагога и всего педагогического коллектива дошкольных учреждений должны иметь следующие направления:

- улучшение семейного микроклимата;

- формирование положительных взаимоотношений в семье;

- повышение педагогической культуры родителей путем их активного просвещения;

- формирование совместными усилиями полноценной личности ребенка, подготовке его к школе.

Необходимо осуществлять постоянное взаимодействие с родителями, не только в виде психолого-педагогической помощи конкретным семьям, но и активного вовлечения родителей в жизнь детского сада, участие их в развивающей образовательной работе с детьми.

(5 слайд) Организация взаимодействия детского сада и семьи предполагает следующее:

- изучение семьи с целью выяснения ее возможностей по воспитанию своих детей и детей детского сада;

- группировку семей по принципу возможности их нравственного потенциала для воспитания своего ребенка, детей группы;

- составление плана совместных действий педагога и родителей;

- анализ промежуточных и конечных результатов их совместной воспитательной деятельности.

Дифференцированный подход при организации работы с родителями - необходимое звено в системе мер, направленных на повышение их педагогических знаний и умений. Для осуществления дифференцированного подхода социального педагога и воспитателей детского сада к родителям необходимо соблюдение как общепедагогических, так и специфических условий.

(6 слайд) Таковыми являются:

- взаимное доверие во взаимоотношениях между педагогом и родителями;

- соблюдение такта, чуткости, отзывчивости по отношению к родителям;

- учет своеобразия условий жизни каждой семьи, возраста родителей, уровня подготовленности в вопросах воспитания;

- сочетание индивидуального подхода к каждой семье с организацией работы со всеми родителями группы;

- взаимосвязь разных форм работы с родителями;

- одновременное влияние на родителей и детей;

- обеспечение в работе с родителями определенной последовательности, системы.

Такая дифференциация помогает найти нужный контакт, обеспечить индивидуальный подход к каждой семье.

(7 слайд) Дифференциация должна проводиться на основе тестирования, анкетирования, по определенному плану изучения семьи:

1. Структура семьи (сколько человек, возраст, образование, профессия, психологический климат семьи (межличностные отношения, стиль общения).

2. Стиль и фон семейной жизни: какие впечатления преобладают - положительные или отрицательные; причины семейных конфликтов и отрицательных переживаний родителей и детей.

3. Социальный статус матери, отца в семье, степень участия в воспитательном процессе, наличие желания воспитывать ребенка.

4. Воспитательный климат семьи, наличие или отсутствие домашней педагогической системы (осознание целей, задач, методов воспитания, участие матери, отца в педагогической деятельности семьи (конструктивной, организационной, коммуникативной).

(8 слайд) Для выявления уровня педагогической культуры и степени участия родителей в воспитании детей можно использовать следующие методы:

1. Анкетирование родителей;

2. Анкетирование воспитателей;

3. Тестирование родителей;

4. Индивидуальные беседы с родителями;

5. Индивидуальные беседы с детьми;

6. Посещение семьи ребенка;

7. Наблюдение за ребенком в сюжетно-ролевой игре “Семья”.

8. Наблюдение воспитателем за взаимоотношением родителей и детей во время приема и ухода детей.

Работа с родителями должна проводиться активно, применяться не в общем, а с точки зрения ее действенности по отношению к каждой категории родителей. В зависимости от проблем, возникающих в семьях, выбирается та или иная тематика мероприятий.

(9 слайд) В настоящее время используются всевозможные методы и формы педагогического просвещения родителей, как и уже утвердившиеся в этой области, так и новаторские, нетрадиционные.

- родительские собрания,

- беседы и консультации,

- дни открытых дверей,

- организация деловых игр и другие.

(10 слайд) Эффективность разных форм работы и использование новых методов я решила проверить, провела тестирование родителей детей детского сада с целью выявления степени их участия в воспитательном процессе, используя тест: (на слайде)

(11 слайд) По результатам проведённого теста родители поделились на три группы. Первую группу отличает высокий уровень эмоционально-нравственной культуры, проявляющийся в общении родителей с детьми; серьезное отношение к воспитанию детей. Вторая группа - со средним уровнем образованности и культуры родителей. Третью группу можно отнести к группе риска. В этой группе каждый член семьи живет своей жизнью, у каждого свой круг интересов; родителей отличает низкий уровень психолого-педагогической осведомленности.

Для вовлечения родителей в жизнь детей и детского сада, для повышения их педагогической культуры из многих форм работы мною использовались следующие активные формы :

Родителям предлагались различные проблемные ситуации, решение которых требовало от них знания педагогических основ воспитания детей, их психологии.

Темой была выбрана актуальная проблема правильное сбалансированное питание детей в семье. Заранее, к родительскому собранию, были собраны интересующие родителей вопросы (проведено анкетирование). Была проведена консультация психолога “Что делать, если у ребёнка нет аппетита”. Презентация детских блюд (силами родителей, разработаны памятки для родителей.

4. Викторина по правовому просвещению включала в себя множество вопросов по правам ребёнка. Мною были затронуты вопросы жестокого обращения с детьми.

5. Брей-ринг по пожарной безопасности проводился совместно с сотрудником пожарной части.

(18слайд) Результатом опыта работы с родителями дошкольников являются следующие показатели: повышение уровня заинтересованности родителей в сотрудничестве с детским садом, увеличение количества родителей посещающих родительские собрания. Родителям был предложен тот же самый тест, что и вначале исследования. Результаты повторного тестирования показали, что заинтересованность родителей в жизни детей и их педагогический уровень значительно вырос.

(19 слайд) Родители заинтересовались новыми формами работы, новыми методами проведения мероприятий; возросла их активность.

Таким образом, подводя итог всему вышеизложенному, хочется сказать следующее:

Для создания в семье благоприятных условий воспитания детей родителям прежде всего необходимо овладеть полным объемом определенных психолого-педагогических знаний и практических навыков.

Для осуществления дифференцированного подхода к работе с родителями необходимо соблюдение общепедагогических и специфических условий.

Критерием эффективности вариативного использования разных форм и методов в работе с родителями является искреннее проявление их интереса к занятиям детей, активное участие на родительских собраниях в анализе педагогических ситуаций, дискуссиях. Сталкиваясь с проблемами в воспитании детей, родители все чаще обращаются за квалифицированной помощью к педагогам ДОУ.

Прикреплённые файлы:



Реальность такова, что педагогическая культура большинства родителей находится на низком уровне. Ведь нет такого специального курса или учебного предмета в университетах и подобных заведениях, где молодых людей учат, как стать хорошими мамами и папами, как нужно взаимодействовать с детьми и правильно воспитывать их. В принципе, этому не обучают нигде и никогда. Вопросами педагогического просвещения родителей можно заниматься в ДОУ и школе.

Изменить ситуацию педагогической безграмотности позволяет планомерная и содержательная работа учебных учреждений, направленная на педагогическое просвещение родителей. Это одна из главных составляющих работы классного руководителя.

Родители должны понимать (и учреждение, и классный руководитель должны эту мысль до них донести), что именно они являются наиболее заинтересованной стороной в вопросах педагогического взаимодействия, поскольку на них лежит ответственность за воспитание и качество образования их детей, а школа является профессиональным посредником и помощником для них.

Принципы организации

Задача школы — наладить тесное и плодотворное взаимодействие с родителями учеников на основе таких принципов:

  • взаимоуважения;
  • терпимости;
  • толерантности;
  • доверия друг другу;
  • взаимной поддержки;
  • терпения;
  • помощи;
  • готовности воспринять позиции друг друга.

Психолого-педагогическое просвещение родителей должно быть направлено на:

  • передачу родителям знаний о закономерностях и особенностях воспитательного процесса;
  • развитие их педагогического мышления;
  • формирование у них навыков и практических умений в воспитательной области.

Подбирая темы и материал для занятий с родителями нужно помнить о таких особенностях предлагаемой информации:

  • актуальность и полезность;
  • превентивность;
  • практическая целесообразность;
  • основывалась на конкретных фактах и жизненном опыте.

Классный руководитель должен наладить максимально продуктивный диалог с родителями, добиться от них позитивного отклика на свою деятельность. Для этого рекомендуется предельно расширить круг вовлеченности родителей в различные сферы школьной жизни и применять различные способы образовательного воздействия на родителей.

Формы педагогического просвещения родителей

Психолого-педагогические знания о принципах развития и воспитания детей родители могут получать через такие формы педагогического просвещения.

Лекции

Эта форма предполагает передачу лектором (учитель, психолог, педагогический работник, научный сотрудник) родительской аудитории научной информации. Его доклад должен включать:

  • научный анализ педагогических явлений и воспитательных ситуаций;
  • разъяснение их причин и условий протекания;
  • описание закономерностей развития детской психики;
  • объяснение механизмов поведения ребенка.

В нем должны называться термины, указываться факты и статистические данные, приводиться примеры из опыта семейного воспитания.

Лекцию не рекомендуется проводить в виде монолога выступающего, ее нужно организовывать в виде многостороннего диалога заинтересованных единомышленников.

Родительские собрания

Одна из наиболее популярных форм взаимодействия школы и семьи, направленная на повышение педагогической образованности родителей. За учебный год должно пройти 3-5 заседаний. Такие собрания должны быть посвящены:

  • рассмотрению актуальных педагогических проблем;
  • обсуждению задач учебно-воспитательной работы;
  • планированию воспитательной деятельности;
  • установлению проблем, появляющихся в классе или влияющих на успеваемость детей, и нахождению путей их разрешения;
  • подведению итогов;
  • определению на будущее наиболее продуктивных форм взаимодействия между школой и семьей.

Цель родительских собраний — осуществляя анализ и осмысление педагогической теории, способствовать решению любых проблем, возникающих в конкретном классном или школьном коллективе.

Конференции

Данная форма педагогического просвещения предусматривает расширение и углубление имеющихся знаний о воспитании и развитии детей, обсуждение накопленного опыта в этой сфере. Такое мероприятие проводится один раз в год. Оно имеет четкую структуру и требует длительной и тщательной подготовки с активным подключением к этому процессу родителей. Родители должны быть не только слушателями, но и выступающими, и активными участниками обсуждения.

Индивидуальные консультации

Форма психологической помощи, необходимая для решения конкретных проблем. Такие консультации проводятся путем прямого личного общения педагога и родителей. Необходимость данных встреч возникает при наличии конфликтной ситуации, попадании в затруднительное положение или развитии неблагополучного психологического состояния.

Эти встречи полезны и для учителя, и для родителей. Они узнают достоверную информацию о поведении и уровне знаний ученика, а педагог лучше поймет причины, влияющие на успеваемость и поступки ребенка.

Главная задача индивидуальных консультаций — обсудить проблему и найти общее понимание того, как лучше ее разрешить. Основные требования к проведению такой формы работы — компетентность, взаимоуважение, толерантность, доверительные отношения.

Может проводиться тематическая консультация, при которой общение происходит не с какой-то отдельной семьей, а с группой родителей, у которых имеются схожие проблемы в воспитании детей.

Практикумы

Направлены на выработку у родителей навыков и педагогических умений, необходимых для организации правильного воспитательного взаимодействия с детьми. В ходе практикума родителей знакомят с конкретной педагогической ситуацией и предлагают найти эффективный выход из нее.

Родители должны вносить предложения, отстаивать свое мнение, вести конструктивный спор. В итоге такого общения родители учатся самостоятельно создавать модель своего поведения при появлении схожей ситуации в своей семье.

Тренинги

Одна из форм тренировки педагогического мышления родителей. Особенность тренингов в том, что в ходе их проведения родителей информируют о правильных способах поведения с детьми и отрабатывают их, доводя до автоматизма.

Семинары

Одна из наиболее распространенных форм проведения педагогического просвещения родителей. Структура семинара состоит из теоретической и практической части. При этом теоретические положения усваиваются на основе практических действий с ними.

Диспуты и дискуссии

Относятся к интерактивной форме взаимодействия с родителями. Основным условием проведения диспута является организация всеобщего обсуждения заявленной проблемы и формирования единой точки зрения на возможности ее решения.

Это своеобразный спор с необходимостью аргументации и отстаивания своей позиции. Никто не должен оставаться пассивным слушателем. Необходимо создать такие условия, при которых каждый должен высказать свое мнение, предложить свой способ действия в предложенной ситуации. В итоговом решении, должны быть учтены все предложения. Нужно, чтобы оно положительно воспринималось всеми участниками мероприятия.

Родительские чтения

Предполагают изучение литературы, которая касается конкретных проблем в воспитании ребенка. После этого проводится обсуждение услышанного и определение возможных вариантов применения полученной информации на практике.

Ролевые игры

Эффективная форма взаимодействия с родителями. Педагогическая ценность ролевых игр состоит в том, что родителям предлагается не только предложить некоторое решение воспитательной проблемы, но и, испытав на практике, определить уровень его эффективности.

Родителям предлагается побывать в роли ребенка и ощутить, что он чувствует в момент воспитательного воздействия взрослых.

Читайте подробнее:

Уголок для родителей

В каждом классе должен находиться родительский уголок, где размещаются тематические бюллетени или газеты, посвященные определенным темам воспитания детей. Здесь же может располагаться выставка детских работ, объявления, памятки, вопросы анкет или других документов, которые используются в работе с родителями.

Интерактивное общение

Открытые уроки

Проводятся для ознакомления родителей с программой, особенностями преподавания определенного школьного предмета. Попутно родители имеют возможность понаблюдать за поведением своего ребенка на уроке, оценить уровень его знаний, понять критерии и требования, которые предъявляет учитель к нему.

Посещение семьи

Для ознакомления с домашними условиями, в которых находится и развивается ребенок, классный руководитель должен посетить семью. Необходимо заранее предупредить родителей о запланированном визите и сообщить его цель. Общение должно быть доброжелательным. Необходимо убедить, что это не инспекционная проверка, а доверительная встреча двух взаимозаинтересованных сторон.

Использование предложенных форм педагогического просвещения родителей позволяет разнообразить такую работу, найти подход к каждому, заинтересовать и вовлечь их в совместную деятельность. Как результат, эффективность воспитательного процесса значительно возрастает.

Об авторе: Гладко Марина Павловна, учитель начальных классов, стаж работы более 20 лет.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Читайте также: