Что такое проектная деятельность кратко

Обновлено: 02.07.2024

Особый интерес представляет собой интеграция по единому проекту, в основе которого лежит определенная проблема. Проект – это цель, принятая и освоенная детьми, актуальная для них, это детская самодеятельность, конкретное практическое творческое дело, поэтапное движение к цели, это – метод педагогически организованного освоения ребенком окружающей среды. Проектный метод предполагает интеграцию на основе единого проекта. Ведущими педагогами, психологами доказано, что проектно-исследовательский метод в обучении дошкольников является подготовительным этапом для дальнейшей его реализации в работе учителя начальной школы.

Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Метод проектов возник ещё в 20-е годы нынешнего столетия в Соединенных Штатах. Его назвали также методом проблем, и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании. А разработал данный метод американский философ и педагог Джордж Дьюи. Он предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность детей, руководствуясь с их личным интересом именно в этом знании. Метод проектов привлек всё же внимание и у русских педагогов ещё в начале XX века. Идеи проектного обучения и воспитания возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. В 1905 году пытались активно использовать проектные методы в практике преподавания. И уже позднее, при советской власти, эти идеи стали довольно широко внедряться в образовательное пространство, но недостаточно продумано и последовательно и в связи с этим, метод проектов был осужден, и с тех пор в России больше не предпринималось каких-либо серьёзных попыток возродить этот метод в образовательной практике, когда за рубежом он активно и весьма успешно развивался.

Проектный метод – если в школьном образовании он рассматривается как некая альтернатива классно-урочной системы, то в дошкольном образовании – как некая альтернатива учебно-воспитательной системы.

Метод проектов – в свою очередь, педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых.

Мой проект, как и любой проект проходил несколько этапов. Все эти этапы вы видите здесь на схеме:поготовительный,конструкторский,технологический,подготовка к презентации и заключительный-сама презентация. Рассмотрим же поподробнее каждый из этапов.

Срок реализации: С 1апреля по 30 апреля (краткосрочный).Но всего за месяц мои дети много чего освоили. На данном же этапе я поставила перед собой цель проекта :

создание условий для формирования временных представлений у младших дошкольников, а также задачи, которые заключались в следующем:

1. Знакомить детей с последовательностью частей суток.

3. Активизировать использование в речи слов, обозначающих временные категории.

4. Разработать конспекты мероприятий по формированию у детей временных представлений

Таким образом постепенно я подошла ко второму этапу. На данном втором этапе-конструкторском на родительском собрании я огласила результаты проведения анкетирования и сообщила какие знания имеются у детей по временным понятиям. Также я сообщила о начале проведения проекта. Родители меня охотно поддержали. Я попросила их сфотографировать деток в разное время суток и чем они занимаются. И родители и воспитанники были очень заинтересованы и охотно согласились со мной сотрудничать. Родители охотно вовлеклись к сбору материала по проекту :приносили фото, помогли в подборке стихов,пословиц,поговорок –кто то из интернета,кто-то из собственного опыта.

На этом же этапе была проведена следующая работа моя с детьми:

• 3. Чтение художественной литературы. Разучивание стихов о временах суток, чтение стихов на данную тему.

Очень хочется уделить внимания изготовлению вместе с детьми часов-суток,где каждый из четырех секторов обозначен разным цветом и связан с частью суток, а именно:голубой-утро,жёлтый-день,серый-вечер и чёрный-ночь. У деток в младшем дошкольном возрасте в основном наглядно-образное мышление и именно связь цвета с частью суток очень помогла в оперировании этими понятиями.

И вот постепенно мы продвинулись к четвёртому этапу нашего проекта : подготовка к презентации. Я создавала те или иные слайды,вставляла фото, печатала те или иные конспекты, разработки и так далее. Хотелось отметить, что презентацию делала впервые, сама, без посторонней помощи. Работа очень понравилась, творческая. На данном же этапе создала диск с фотографиями, где собрала моменты из жизни моих детей в детском саду. Мы с удовольствием его смотрели, смотрим и оживляем те или иные события и закрепляем временные понятия.

Ну и в заключении мне хочется отметить, что умение пользоваться методом проектов – прежде всего показатель высокой квалификации педагога, его прогрессивной методики обучения, воспитания и развития. Недаром эти технологии, в настоящее время, относят к технологиям XXI века, предусматривающие, прежде всего умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека в нашем обществе.

План МО для воспитателей по проектной деятельности План работы методического объединения воспитателей ДОУ Александровского района на 2012-2013 учебный год Тема: «Использование проектной.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Сущность и основные характеристики

проектной деятельности

Проектная деятельность играет существенную роль в учебном процессе, так как в процессе работы над проектом у учащихся происходит формирование не только специальных, но и универсальных учебных действий.

По мнению В.Н. Фунтова, проект – это целенаправленная, ограниченная во времени деятельность, осуществляемая для удовлетворения конкретных потребностей при наличии внешних и внутренних ограничений и использовании ограниченных ресурсов.

Проанализировав различные определения, можно прийти к выводу, что под проектной деятельностью необходимо понимать процесс создания проекта, имеющий общую цель, согласованные методы, направленные на достижение результата – создание проекта. Под самим проектом понимаем целенаправленную деятельность, ограниченную во времени, которая осуществляется для получения образа результата.

Таким образом, заметим, что любой проект включает в себя не только образ желаемого результата, но и саму деятельность по его получению, а также все стадии его производства от зарождения идеи до ее воплощения в действительности.

Основными отличительными признаками проектной деятельности школьников являются: направленность на достижение конкретных, поставленных целей; ограниченная протяженность во времени с определенным началом и концом; в определенной степени неповторимость и уникальность.

Немаловажную роль в том, насколько успешно будет организована работа над проектом, играет профессионализм учителя. Учитель должен определить, какие ребята смогут работать в одной группе, а какие нет, какие разделы проекта будут интересны и посильны для одних и сложны для других, когда имеет смысл оказать помощь, а когда необходимо настоять на том, чтобы работа выполнялась самостоятельно и т.п.

Кроме того, проектная деятельность обладает рядом свойственных ей характеристик:

1. ограниченность во времени – любой проект имеет четкие временные рамки;

2. уникальный продукт – проект должен порождать уникальные результаты, достижения;

3. последовательность разработки – любой проект развивается во времени, проходя через определенные этапы.

Исследователи выделяют следующие основные требования к проектной деятельности школьников:

1. наличие проблемы значимой в исследовательском плане;

2. значимость предполагаемых результатов (теоретическая, познавательная, практическая);

3. самостоятельная деятельность участников проекта (индивидуальная, парная, групповая);

4. структурирование содержательной части проекта с указанием поэтапных результатов;

5. использование исследовательских методов.

Осваивая способы проектной деятельности, учащиеся смогут развивать умения, которые будут полезными в жизни. К таким умениям В.С.Лазарев относит следующие:

- умение анализировать проблемные ситуации;

- умение проектировать цель;

- умение разрабатывать гипотезу;

- умение проверять (верифицировать) гипотезы;

- умение планировать достижение целей;

- умение оценивать способы решения и делать обоснованный выбор;

- умение ставить и решать познавательные задачи;

- умение эффективно работать в группе;

Каждый проект предполагает деятельность людей, в результате которой происходят существенные изменения. Содержание проекта зависит от того, на изменения в каких областях он ориентирован. К примеру, проекты могут быть технические, социальные, экологические, исследовательские, деловые, гуманитарные и др.

Технические проекты ориентированы на изменения в социальной сфере путем создания и производства новых видов техники.

Социальные проекты нацелены на изменения в социальной сфере путем создания новых политических партий, новых общественных движений, модернизации деятельности существующих организаций и т.п.

Экологические проекты ориентированы на изменения в природной среде (сохранение каких-либо видов животных, растений, очистку территории и т.д.).

Исследовательские, познавательные проекты ориентированы на получение новых знаний (изучение генома человека, изучение доказательств теорем и т.д.).

Деловые проекты, в результате которых могут происходить изменения в социальной сфере, и в технической, и в сфере экологии, но сами по себе эти изменения не являются целями деловых проектов. Их цель – получение прибыли от вложения средств.

Гуманитарные проекты разрабатываются отдельными людьми или группой людей с целью саморазвития, устранения собственных слабостей, ограничений.

Существуют и другие подходы к классификации проектной деятельности (рис. 1).

Рис 1. Классификация проектной деятельности

На рисунке 1 представлена обобщенная схема классификации проектной деятельности. Рассмотрим элементы данной схемы более детально.

По характеру доминирующей деятельности проектная деятельность может быть исследовательской, информационной, творческой, ролевой и практико-ориентированной (рис.1):

Исследовательский проект включает в себя обоснование актуальности выбранной темы, постановку задачи исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение и анализ полученных результатов. В результате исследовательских проектов,в основном создаются научные статьи, брошюры, модели или макеты, учебные фильмы и компьютерные презентации, реже мероприятия, например, учебная экскурсия или доклад.

Информационный или ознакомительно-ориентировочный проект направлен на сбор информации о каком-либо объекте или явлении, с возможностью анализировать, обобщать и представлять информацию для широкой аудитории. Такие проекты требуют идеально продуманной структуры и возможности ее коррекции по ходу работы. Итоом проекта часто является публикация в СМИ, в т. ч. в сети Internet, а также конечным продуктом информационных проектов чаще всего становятся брошюры, таблицы, схемы, графики, диаграммы, которые могут быть опубликованы в газете, стенде или размещены в Интернете.

Творческий проект предполагает абсолютно свободный и нетрадиционный подход к его выполнению и презентации результатов. Это могут быть театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, творческие мероприятия видеофильмы и др.

Ролевой (игровой) проект – это проект, при котором участники приобретают для себя определенные роли, например, литературных или исторических персонажей, выдуманных героев с целью воссоздания различных социальных или деловых отношений через игровые ситуации. Игровые и ролевые проекты почти всегда связаны с проведением мероприятий, которые в этом случае являются проектным продуктом, так как слушатели привлекается к решению проблемы проекта.

Практико-ориентированный (прикладной) проект нацелен на решение социальных задач, отражающих интересы участников проекта. Эти проекты отличает конкретно обозначенный с самого начала результат деятельности его участников, который может быть использован в жизни класса, школы, города и т.д. Форма конечного продукта при этом разнообразна – от учебного пособия для кабинета математики до пакета рекомендаций по восстановлению экономики России. Уникальность проекта заключается в реальности использования продукта на практике и его способности решить заданную проблему.

Далее рассмотрим основные виды проектной деятельности по предметно-содержательной области.

Монопроект выполняется в рамках одной области знаний, при этом выбираются наиболее сложные разделы или темы. Монопроект предусматривает применение знаний и из других областей для решения той или иной проблемы. Сама проблема лежит в русле какого-либо одного знания. Подобный проект требует тщательной структуризации по урокам с четким обозначением не только целей и задач проекта, но и тех знаний, умений, которые ученики предположительно должны приобрести в результате.

Межпредметный проект выполняется на стыке различных областей знаний и, как правило, во внеурочное время. Это либо небольшие проекты, затрагивающие 2–3 предмета, либо достаточно объемные, продолжительные, общешкольные, планирующие решить ту или иную сложную проблему, значимую для всех участников проекта;

По характеру координации проекты могут быть с открытой (явной) координацией и со скрытой (неявной) координацией.

В проектах с открытой (явной) координацией (непосредственный) учитель выполняет свою собственную функцию, направляет работу учащихся, организует отдельные этапы их деятельности;

Проект со скрытой координацией (неявный) характерен для телекоммуникационных проектов, организованных на основе компьютерной телекоммуникации, учитель в данном виде проекта выступает как полноправный участник проектной деятельности, это более сложный вид проекта.

По характеру контактов проекты могут быть внутришкольными, региональными, межрегиональными и международными.

Последние два типа проектов (межрегиональные и международные), являются телекоммуникационными, поскольку требуют использования информационных технологий.

По количеству участников проект может быть индивидуальный, парный или групповой.

По продолжительности проект может быть краткосрочным, среднесрочным или долгосрочным.

Краткосрочный проект выполняется в течение 1 – 2 уроков .

Среднесрочный ( недельный) проект выполняется в группах в ходе проектной недели (4 – 6 уроков). Его реализация целиком проходит с участием руководителя проекта. При осуществлении недельного проекта возможно сочетание классных форм работы (мастерские, лекции, лабораторный эксперимент) с внеклассными (экскурсии и экспедиции, натурные видеосъемки и др.) .

Долгосрочный (годичный) проект может выполняться как в группах, так и индивидуально. В ряде школ эта работа традиционно проводится в рамках ученических научных обществ. Весь цикл реализации годичного проекта от определения темы до презентации (защиты) - выполняется во внеурочное время .

Кроме того, проект может быть реализован в рамках учебных программ, в рамках программы элективного курса, факультатива, кружка и т.д., т.е. в свободное время.

Проектная деятельность состоит из компонентов, связи между которыми определяют качество самого проекта. К основным компонентам проекта относят:

- план действий по достижению цели;

- механизм управления реализацией плана;

- ресурсное обеспечение проекта;

- действия, обеспечивающие реализацию проекта;

- результаты реализации проекта;

- субъект проекта (один человек или команда).

Проектная деятельность подразумевает при осу­ ществлении проекта соблюдение определенного алгоритма :

1. организационно-подготовительный этап;

2. поисковый этап;

3. итоговый этап.

Рассмотрим, что включают в себя данные этапы.

Организационно-подготовительный этап. Данный этап предполагает определение темы проекта, его цели и задач, поиск необходимой для начала проектирования информации, разработка плана реализации идеи, а также формирование микро-групп. Кроме того, данный этап включает в себя формирование мотивации учащихся, создание инициативной группы, консультирование участников проектной группы по выбору тематики и жанра проекта, помощь в подборке необходимых материалов, определение лишь общего направления и главных ориентиров поиска, а также определение критериев оценки деятельности учащихся на всех этапах.

Поисковый этап. Данный этап предполагает сбор, анализ и систематизация необходимой информации, обсуждение ее в микрогруппах, выдвижение и проверка гипотез, оформление макета или модели проекта, самоконтроль. Регулярное консультирование по содержанию проекта, помощь в систематизации и обобщении материалов, индивидуальные и групповые консультации по правилам оформления проекта, стимулирование умственной активности учащихся, отслеживание деятельности каждого участника, оценка промежуточных результатов и мониторинг совместной деятельности.

Итоговый этап. Данный этап включает оформление пакета документов по проекту и информационных стендов, схем, диаграмм, подготовка устной презентации и защиту содержания проекта. Кроме того, итоговый этап предполагает обязательную рефлексию проектной деятельности.

1. П роблема

2. П роектирование (планирование)

3. П оиск информации

4. П родукт

5. П резентация

Продукт проектной деятельности должен быть представлен достаточно убедительно, как наиболее приемлемое решение проблемы. Кроме того, проектная деятельность всегда предполагает создание (усовершенствование) какого-либо продукта проектной деятельности, т.е. разработанного участниками проектной группы реального средства разрешения поставленной проблемы.

От выбора формы продукта проектной деятельности в значительной степени зависит, насколько выполнение проекта будет увлекательным, защита проекта – презентабельной и убедительной, а предложенные решения – полезными для решения выбранной социально значимой проблемы.

Проектная деятельность в школе: цели, задачи и виды

Что такое проекты для школьников, какие есть типы проектной деятельности, кто в них участвует и какими документами это регламентируется. Разбираемся в нашем материале.


Что такое проектная деятельность в школе

Проект в широком смысле — это деятельность, ограниченная во времени. У проекта всегда есть цель — прийти к какому-то выводу или создать продукт или услугу.

Если говорить о школьных проектах, то разницы в определениях нет. Ученические проекты тоже обычно регламентируются определёнными сроками и подразумевают под собой решение какой-то новой, зачастую злободневной и актуальной проблемы в рамках кругозора обучающихся. Многие проекты направлены на достижение социально-востребованных результатов.

Нельзя недооценивать роль проектной деятельности в школе, так как это активная форма обучения, направленная не только на предметные результаты, но и в большей мере на формирование универсальных, гибких умений и навыков (soft skills), а также конкретных, прикладных навыков (hard skills).

Кто участвует в проектной деятельности

В проекте есть три типа участников:

  • школьники — субъекты деятельности, авторы и инициаторы процесса;
  • педагоги и учителя — осуществляют тьюторский функционал и помогают в организационных вопросах;
  • родители школьников — консультируют детей и оказывают им мотивационно-моральную поддержку.

Виды проектной деятельности в школе

По методу деятельности проекты могут быть:

  • творческими,
  • игровыми,
  • информационными,
  • предметно-ориентированными.
  • исследовательскими,

По количеству участников: индивидуальные (каждый ученик работает над своим проектом) или групповые (в паре, мини-группе).

Цели и результаты проектной деятельности в школе

Одной из особенностей проектов можно считать наличие социально значимых результатов. Результаты проектов могут быть как минимум двух видов:

  • Продуктовыми — создание каких-то материальных или нематериальных продуктов, таких как: приобретение новых знаний, которые ученик обобщил в наглядной форме; создание арт-объекта, произведения искусства, оборудования, изобретения, технологии.
  • Образовательными — это уже упомянутые гибкие и жёсткие навыки (soft skills и hard skills), развитие ценностей, формирующихся за период работы над проектом.

В чём ценность проектной деятельности детей в школе

Ответы на вопросы

В первую очередь создание проекта позволяет ученику получить не только готовые знания из различных источников, но и возможность самостоятельно отыскать истину в волнующем его вопросе, углубить познания, отточить навыки либо научиться новым.

Поиск проблем и постановка целей

В ходе работы над проектом школьники учатся выявлять проблему из реальной ситуации, грамотно формулировать цель, которая будет измерима, достижима, амбициозна и реальна.

Развитие soft skills

Во время работы над проектами, особенно групповыми, школьники учатся грамотно планировать время, распределять нагрузку и делегировать задачи, договариваться и объяснять.

Видение продукта деятельности, умение представить его публике, аргументировать свою позицию — всё это важные навыки и умения, которые нужно приобрести для того, чтобы вход во взрослую и самостоятельную жизнь после выпуска из школы произошёл гораздо легче.

Профориентация

Не будем упускать также и тот факт, что для многих учеников проектная деятельность служит хорошим подспорьем в области профориентации, так как общение с профессионалами в избранной области, а также применение на себя их роли и функционала помогает ученикам определиться в дальнейшем если не с профессией, то уж точно со сферой и областью знаний, где ему хотелось бы осуществлять трудовую деятельность.

Структурность

Ещё один приятный и полезный бонус: структура написания текстовой части проекта в чём-то идентична структуре конкурсных исследовательских работ, а также курсовых работ ссузов и вузов. Подготовка школьного проекта — это отличная база для будущих работ аналогичного формата.

Как регламентируется проектная деятельность учащихся школ

Проектная и исследовательская деятельность учащихся регламентирована в следующих нормативных документах:

  1. ФГОС начального общего образования (НОО).
  2. ФГОС основного общего образования (ООО).
  3. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа (1–4-е классы).
  4. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа (5–9-е классы).

Документы не столько нормативные, сколько методологические. Однако в них присутствует и нормативная составляющая: определено обязательное включение исследовательской и проектной деятельности в работу педагогов, в урочную и внеурочную деятельность, педагогические и материально-технические условия.

В основной образовательной программе прописаны разнообразные варианты включения данных видов деятельности в практику школы.

В большом толковом словаре русского языка проект дословно с латинского projectus означает выступающий вперед. В словаре приводится несколько значений этого слова:

  • проект как разработанный план сооружения, постройки, изготовления или реконструкции чего-либо;
  • проект как предварительный текст какого-либо документа;
  • проект как план, замысел, намерение [1].

В большой советской энциклопедии метод проектов трактуется как организация обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения практических заданий-проектов [2].

В педагогическом словаре под редакцией Г.М. Коджаспировой, А.Ю. Коджаспирова, метод проектов - система обучения, в которой знания и умения учащиеся приобретают в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий - проектов.
Проектная деятельность - естественная среда для формирования и оценивания ключевых компетентностей [3].

А.В. Хуторской рассматривает метод проектов как форму организации занятий, предусматривающую комплексный характер деятельности всех участников по получению образовательной продукции за определенный промежуток времени: от одного урока до нескольких месяцев[4].
По мнению В.В. Гузеева, метод проектов - технология четвертого поколения, обеспечивающая личностно-ориентированное обучение[5].
В технологии индивидуального обучения метод проекта – это комплексный обучающий метод, позволяющий индивидуализировать учебный процесс, предоставляющий возможность учащемуся проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности.

Классификация проектной деятельности

Типология проектов очень разнообразна. На протяжении XX века зарубежные авторы разработали огромное количество классификаций. Приведем примеры основных из них:

У.Х. Килпатрик рассматривает классификацию по двум признакам:

1. по целевой установке

- Созидательный - цель практическое выполнение и использование;

- Потребительский - цель развитие потребительских качеств личности;

- Интеллектуальный - цель развитие мышления;

- Проект - упражнение, направленное на выработку определенных умений и навыков.

2. по количеству участников проекта

Э.Коллингс рассматривает классификацию проектной деятельности по видам деятельности:

- Игровые проекты - это детские развлекательные занятия, целью которых является участие детей в групповой деятельности;

- Экскурсионные проекты. Целью таких проектов является изучение детьми проблем, вязанных с окружающей средой и общественной жизнью;

- Проекты-рассказы. Также их называют повествовательные проекты. Цель данных проектов заключается в получении удовольствия детьми от рассказов разнообразных формах (письменная, музыкальная, художественная);

- Трудовые проекты направлены на самостоятельное изготовление и получение определенного продукта [7].

В школе имени Линкольна проектную деятельность рассматривают по степени взаимосвязанности учебного материала с опорой на класс:

- Трудовые комплексы - проекты;

- Проекты, направленные на сравнение и изучение географии;

- Сельскохозяйственные проекты [8].

В классификации О.Декроли (метод центров интересов) деятельность делят по темам изучения:

- Социальные проекты [9].

Ф.Л. Штоллер классифицирует проектную деятельность следующим образом:

1. По способам сбора и источникам информации

- Исследовательский (работа с библиотечными ресурсами);

- Текстовой (работа с источниками информации, но не с людьми);

- Корреспондентский (сбор информации при помощи писем, факсов, телефонных звонков);

- Обзорный (сбор и обработка данных от других лиц посредством разработанного инструментария);

- Личный (контакты с людьми).

2. По характеру решаемой проблемы:

- Моделирующий реальные условия, проблемы;

- Основанный на интересах учащихся, независимо от реальной значимости.

3. По характеру координации проекта:

4. По количеству участников проекта:

5. По продолжительности проекта:

- Средней продолжительности (несколько недель);

- Долгосрочный (длящийся в течение семестра);

6. По характеру контактов:

- Внутренний (в рамках класса);

- Внешний (за пределами класса) [10].

Е.С. Полат предлагает систему основных критериев проектной деятельности:

1. По доминирующему в проекте методу или виду деятельности:

2. По признаку предметно-содержательной области:

3. По характеру контактов:

- Внутренние или региональные;

4. По количеству участников проекта:

5. По продолжительности проекта:

6. По результатам:

- Доклад, альбом, сборник, каталог;

- Макет, схема, план-карта;

А.С. Сиденко классифицирует проекты следующим образом:

1. По характеру результата (информационный, исследовательский, обзорный, продукционный, сборник творческих работ, стенгазета и т.д.);
2. По форме (видеофильм, телепрограмма);

3.По характеру доминирующей в проекте деятельности (поисковый, исследовательский, творческий, ролевой, прикладной, ознакомительно-ориентировочный);

4. По профилю знаний (монопроекты - один учебный предмет; межпредметные - несколько учебных дисциплин);

5. По характеру координации (открытая - координатор направляет участников на работу, организует отдельные этапы; скрытая - координатор участвует в проекте как полноправный его участник);

6. По уровню контактов (внутришкольные, межшкольные, региональные, международные);

7. По количеству участников (индивидуальные, групповые, парные);

8. По продолжительности (мини-проекты - укладываются в один урок, либо в часть урока; краткосрочные - проекты, рассчитанные на 1-5 уроков; среднесрочные - рассчитаны на 1-2 месяца; долгосрочные - проекты, проводимые до 1 года);

9. По типу объекта проектирования (морфологический - получение продукта; социальные - направлены на социальные вопросы; экзистенциональные - личностное развитие) [12].

Классификация проектов, предложенная Т.М. Мартыновой.

Первым признаком является уровень творчества, который выделяет следующие виды:

- Исполнительский - данный проект целесообразен на начальном этапе. Так как школьники могут испытывать трудности, им необходимо руководство, рекомендации и наставления учителя. На начальном этапе работы у школьников нет достаточного опыта для самостоятельного поиска информации.

- Конструктивный - данный проект возможен в том случае, когда учащиеся совместно с учителем обсуждают тему, проблему и план решения данной проблемы, после чего самостоятельно выполняют проект.

- Творческим проект является тогда, когда учащиеся самостоятельно выбирают тему, находят проблему и решают ее без чьей-либо помощи, выводя готовый продукт.

По второму признаку классификации проекты делятся на индивидуальные и групповые. При индивидуальной работе присутствуют элементы групповой работы, когда необходимо оценить первоначальные идеи друг друга или при проведении мозгового штурма. При групповой работе учащиеся обсуждают и принимают общее решение, развивают навыки сотрудничества и коллективной ответственности. Осваивают элементы организационной деятельности, которая им необходима при выборе лидера, сотрудника, исполнителя. Также при групповой работе присутствуют разделы, которые необходимо выполнять индивидуально.

Третий признак классификации рассматривается с позиции организации проведения проекта в одном классе, либо в разновозрастных группах. В таких проектах учителю необходимо дифференцировать темы по уровню сложности и уделять особое внимание индивидуальным и возрастным особенностям школьников.

По четвертому признаку классификация делится на следующие виды:

- Монопроекты проекты в рамках одного предмета. Часто работа над такими проектами предполагает последующую индивидуальную или групповую работу во внеурочное время. При работе с данными проектами необходимо четко представлять структуру по каждому уроку. В монопроектах для решения проблемы применяются знания и из других областей, но сама проблема лежит в каком-то определенном знании. Для монопроектов необходимо выбирать наиболее сложные разделы.

- Межпредметные проекты выполняются, как правило, во внеурочное время. Такие проекты затрагивают 2-3 предмета, требуют квалифицированной координации со стороны учителей, слаженной работы между участниками проекта.

- Надпредметный проект в основном носит характер исследования. Выходит, за рамки изучения и содержания школьных предметов, используется в качестве дополнения [13].

Выполнение проектных заданий помогает учащимся видеть практическую пользу предметов, повышает интерес, учит учащихся применять полученные знания на практике. Все это способствует качеству знаний, формирует творческий потенциал и развивает мотивированность учащихся.

Для того чтобы учащиеся научились самостоятельно находить решение поставленной перед ними проблемы, им необходимо овладеть определёнными навыками:

- Интеллектуальными - умение работать с информацией, делать выводы, находить суть и смысл, анализировать, работать с различной литературой;

- Творческими - умение учащимися генерировать идеи, находить варианты решения проблемы, прогнозировать результаты;

- Коммуникативными - умение говорить и слушать, вести дискуссии, умение излагать собственные мысли, находить компромисс, отстаивать свою точку зрения.

В проектной деятельности существует большое количество классификаций, все они в большей степени схожи между собой. Мы считаем, что в работе со студентами более целесообразным будет придерживаться классификации Е.С.Полат. В классификации выделяются 6 основных признаков: по доминирующему в проекте методу или виду деятельности; по признаку предметно-содержательной области; по характеру контактов; по количеству участников проекта; по продолжительности проекта; по результатам.

Читайте также: