Музыка и спорт 2 класс план урока

Обновлено: 04.07.2024

Цели:1. Познакомить детей с музыкальными произведениях в которых передается движение предметов.

2.Привести детей к выводу- какими средствами музыкальной выразительности композиторы передают движение в музыке.

3.Познакомить учащихся с музыкальными произведениями передающими движение различных предметов.

Задачи: 1. Научить определять движение в музыке.

2.Развивать музыкальный слух, ритм.

3.Воспитывать умение чутко вслушиваться в музыкальную ткань произведения.

4. Развивать способность сопереживать музыкальному образу, определять музыкальное произведение по звучащему фрагменту.

Тип урока: Расширение знаний.

Содержание: слушание произведений их интонационно-мелодико-ритмический анализ, хоровое исполнение, пластическая импровизация, исполнение песни.

Новые понятия: темп, ритм, остро, стакатто,

Организационный момент

2. Актуализация знаний

-Мы снова с вами на уроке музыки и продолжим разговор, о том, что музыка может нам многое рассказать, главное научиться понимать музыкальный язык.

Мотивация к деятельности (формирование познавательных ууд)

-А хотите узнать о ком и о чём, мы с вами будем говорить на уроке? (да)

-Попробуем отгадать загадку.

-У меня большая грива, ушки и копытца.

Прокачу того игриво, кто не побоится.

Моя шёрстка гладка, кто же я. (лошадка)

(вывешиваются рисунки лошадей)

Создание проблемной ситуации

-Ребята, кто заметил, что-то необычное? Лошадь и музыка? (ответы детей) Стук, пульсация

-Как же решить эту проблему? (ответы детей)

(связь музыки и движения)

Открытие нового знания.

- Музыка может передавать движение.

-Хорошо, вспомните, кто и что у нас движется (ответы детей) транспорт, различные предметы. Живые существа (люди, животные, насекомые, рыбы)

- Покажите, как плывут рыбы? Летают бабочки, жуки, бегут собачки, прыгают зайцы, скачут лошади. (движения детей)

Первичное закрепление

-Что вы услышали в этом произведении? (ответы детей)

- Какое настроение звучало в этой пьесе? (ответы детей)

- Как можно назвать это произведение? (ответы детей)

- А кто хочет узнать какой композитор сочинил эту музыку? (немецкий композитор Р.Шуман)

- Что помогло услышать вам скачку? (ответы детей)

Первичное закрепление

- Что бы услышать движение в музыке, она должна звучать быстро, живо, пульсирующее, в музыке этому даны музыкальные названия – темп, если музыка звучит быстро или медленно, и ритм если у нее есть пульс. (вывешиваются термины ТЕМП, РИТМ)

Пластическое интонирование (формирование регулятивных ууд)

Слушая пьесу Дмитрия Борисовича Кабалевского

(повесить портрет композитора)

-А каким он будет быстрым или медленным) (быстрым).

- Попробуем постучать по столу. (движения детей)

- Слушаем пьесу и стучим по ладошке. Приготовились, начали…

(Слушание пьесы Д. Кабалевского «Кавалерийская)

(Формирование личностных ууд)

-А кто знает, кто такие кавалеристы? Военнослужащий конной армии

Открывается презентация (показать 1 слайд), повесить фото Шаймуратова М.М.

- Ребята в преддверии для Победы 9 мая, надо сказать об этом смелом полководце генерал- майоре Минигали Шаймуратове, который отважно воевал с со своими конниками на фронтах Великой Отечественной войны.

Следующий слайд

1 . Скачут, скачут две лошадки, но, но, но!

Мчатся, мчатся без оглядки, но, но, но!

Скачут, скачут в город новый, цок, цок, цок!

Звонко цокают подковы, цок, цок, цок!

2. Вы лошадки, нас возьмите, да, да, да!

Быстро, быстро нас домчите, да, да, да!

Эй, лошадки на пригорок, гоп, гоп, гоп!

Вот он город, новый город, стоп, стоп, стоп!

- Как называется эта песня? Понравилась вам она? Сможем мы её спеть?

- Сможем, если споем ее вместе, дружно, слушая друг друга, четко произнося слова и правильно пропевая мелодию.

- Какие слова здесь повторялись чаще?

но, но, но! цок, цок, цок! да, да, да! гоп, гоп, гоп!

- Повторили за мной. Вам понравилось?

Оценка, контроль, коррекция (формирование познавательных ууд)

Чего не хватало в вашем исполнении? (чёткости, ритма)

- Как должен работать язычок?

Губы, челюсть двигается свободно, но быстро.

- Повторили ещё раз. (дети повторяют)

Следующий слайд

- О чем эта песня? (о том, что скачут две лошадки)

- Повторили слова 1 строчки

- Что значит мчаться? (скакать быстро)

- Куда они мчаться? ( Скачут, скачут в город новый)

- Что слышно от их скачки? (цокот железных подков, которые прибивают им на копыта)

- А что делаем мы? (просим их взять с собой)

- Куда надо им подняться? (на пригорок, или на маленькую горку)

- Что бы добраться быстрее до нового города.

Чтение текста песни и пропевание по строчкам.

- Повторение по последнему слайду.

Исполнение песни с движениями - девочки держа вожжи и приседая, мальчики пришпоривая ногами коня.

Показать на презентации слайд шпоры

Сесть и посмотреть зрительный ряд

(картины с изображением лошадей)

-Учитель читает стихи про лошадей.

Несёт меня мой верный конь,

Он рыжей масти, как огонь.

И на ветру, его игриво,

Как паруса трепещет грива.

На серебряном коне

я катался при луне.

Конь легко бежал рысцой

по тропинке над рекой.

Ветер волосы трепал,

я смеялся, конь мой ржал.

Ходит, бродит конь гнедой

С пышной гривой золотой.

И подковки не простые.

Все четыре – золотые.

Под уздечку взял коня.

Пусть мой конь несёт меня

Интеграция предметов

-Композитор передает движение в музыке, а как художник передает движение? (в картине, красками)

Выключить презентацию

Применение новых знаний (формирование коммуникативных ууд)

- Какая сейчас пора ? (весна)

-Чем заняты односельчане? (посадкой)

-Какой праздник проходит после завершения работ? (сабантуй)

-И самые интересные соревнования с лошадями это… скачки,

(формирование познавательных ууд)

- Сейчас вы увидите и исполнение музыкантов, и праздник, но самое главное, это тема нашего урока движение в музыке, скачка лошадей.

Просмотр видеоролика

-Ваши впечатления? (ответы детей)

-Как звучала музыка? (весело, быстро, подвижно, стремительно, полётно, празднично)

Выключить ролик

- После такого изобилия музыкальных произведений на тему урока, мы сможем самостоятельно сделать вывод:

-Как музыка передает движение? (показать на термины ритм, темп)

-Музыку каких композиторов мы с вами послушали? (Д.Кабалевский, З. Исмагилов, Р.Шуман)

- Что вы можете сказать про работу на нашем уроке?

Включить запись прослушать первую часть и на второй тихо выйти из класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учащиеся должны уметь: описывать способы создания и изменения звуков.

Полиязычие: көңіл-күй - настроение – mood.

Ключевые слова и фразы:

Песня, мелодия, аккомпанемент

Полезная лексика и терминология для диалога: по языку в школе (русский)

Вопросы для осуждения:

Каким бывает звук? Как изменится музыка, если её спеть равномерными звуками? Подбери слова, чтобы описать музыку.

Привитие ценностей

Уважение других мнений.

Межпредметные связи

Здоровье и безопасность. Связи с ИКТ.

Связи с ценностями

Навыки использования ИКТ

Использование на уроке мультимедиа

Запланированное время

Запланированная деятельность на уроке

Музыкальное приветствие на 3х языках, на нотках ля-си

Ребята сегодня у нас новая тема. Называется спорт и музыка. Скажите пожалуйста какие танцы вам знакомы, вы знаете?

?О каких танцах хотитеузнать подробно? Почему? Давайте познакомимся с некоторыми разновидностями танца: это бальные танцы, балет, уличные танцы, народные.

Спортивные бальные танцы делятся на две программы: европейскую и латиноамериканскую. В европейскую программу входят: медленный вальс, танго, венский вальс, медленный фокстрот (слоуфокс) и квикстеп (быстрый фокстрот). В латиноамериканскую: самба, ча-ча-ча, румба, пасодобль и джайв. Бальные танцы пользуются огромной популярностью, по ним проводятся турниры по всему миру.

Бале́т это— вид сценического искусства; спектакль, содержание которого воплощается в музыкально-хореографических образах.

Народный танец — фольклорный танец, который исполняется в своей естественной среде и имеет определённые традиционные для данной местности движения, ритмы, костюмы и тому подобное.

Давайте послушаем и сравним несколько спортивных бальных танцев .Разделите их на две группы, обращайте особое внимание на ритм музыки, который поможет тебе.

Цель урока – познакомить обучающихся с инструментами симфонического оркестра, повысить творческую активность, заинтересованность, восприимчивость каждого ребенка, формировать умение мыслить.

- обогатить знания инструментов симфонического оркестра (внешний вид, тембровая окраска),

- формировать интерес к классическому искусству на основе эмоционального восприятия симфонической музыки;

- привить любовь, уважение, чувство эстетического сопереживания к произведениям искусства.

развивать музыкальное мышление, умение анализировать, сравнивать;

- формировать компоненты музыкального слуха (звуковысотный, тембровый), творческие способности,

- способствовать развитию вокально–хоровых навыков в процессе пения под аккомпанемент.

-воспитывать чувства уважения к культуре своего народа;

- способствовать формированию потребности в общении с музыкой.

Оборудование: музыкальный центр, диски, фортепиано, нотный материал, презентация -слайды, раздаточный материл (пазлы музыкальных инструментов)

1. Орг. момент. Музыкальное приветствие. Вхождение в урок. (5 мин)

2. Актуализация опорных знаний учащихся по теме урока. (5 мин)

3. Открытие новых знаний. (5 мин)

4. Проверка усвоения нового материала (10 мин)

5.Закрепление знаний и умений учащихся по изучаемому материалу. (10 мин)

6. Подведение итогов урока. Рефлексия (5 мин)

У. -Здравствуйте, ребята!

Д . -Здравствуйте Учитель!

2. Актуализация опорных знаний учащихся по теме урока.

У: Что вы видите на экране? (карточки муз.инструментов)

Д: Много инструментов

У: Правильно. А что их объединяет?

У: А где мы можем услышать звучание этих инструментов одновременно?

У: Молодцы! А кто знает. Что такое оркестр?

Д: ОРКЕСТР – это коллектив музыкантов, играющих на различных музыкальных инструментах.

У : О каком оркестре идёт речь? В этом вам поможет музыка (слушание марша Мендельсона)

Д : О симфоническом.

Определение темы урока .

У : Мы раскрываем тайны симфонического оркестра. Кто управляет оркестром? (дирижер)

3. Открытие новых знаний.

Какие инструменты входят в состав этого оркестра?

(Деление инструментов на группы: струнно-смычковые, деревянно-духовые, медно-духовые и ударные при помощи раздаточного материала-карточки)

Струнная группа инструментов – скрипка, альт, виолончель и контрабас. (Картинки этих инструментов размещаются на доске) Эти инструменты называются струнные смычковые, т.к. звук у них извлекают при помощи смычка ударом по струнам.

Слайды № 4, 5, 6, 7 (слушание звучания каждого инструмента)

Вторая группа – это духовые деревянные инструменты. Духовыми инструментами их называют потому, что звук извлекают путем выдувания из них воздуха.

У: Ребята, какие деревянные духовые инструменты вы можете назвать?

Д : К деревянным духовым инструментам относятся – флейта, кларнет, фагот, гобой. (Показываю внешний вид каждого инструмента).

У: Ребята, группа духовых инструментов делится на деревянные и медные духовые инструменты . И мы сейчас познакомимся с группой медных духовых инструментов.

Третья группа музыкальных инструментов симфонического оркестра -группа ударных музыкальных инструментов

4. Проверка усвоения нового материала

У: А сейчас предлагаю вам несколько заданий по теме сегодняшнего урока. Работа в группах: детям раздаются конверты, в которых спрятаны музыкальные инструменты в пазлах и конверт с названием той группы музыкальных инструментов, которую необходимо детям выделить.

Задача: Собрать пазлы и найти на рисунке изображения инструментов симфонического оркестра той группы, которую необходимо детям выделить

Рассматриваем и оцениваем задания.

5.Закрепление знаний и умений учащихся по изучаемому материалу.

Расположить инструменты на доске в очередном порядке (установить порядок расположения музыкальных инструментов в оркестре помогает музыка)

Для закрепления полученных знаний показываем слайд с расположением муз. инструментов в оркестре.

У . Ребята, вы очень хорошо справились с этим заданием, а по тембру вы сможете узнать инструменты симфонического оркестра?

У: А сейчас мне хотелось бы раскрыть ещё одну тайну симфонического оркестра. Симфонический оркестр не только может существовать сам по себе, но и под оркестр можно исполнять песни и мы сейчас попробуем это сделать, но прежде, чем петь погреем горлышки. И вспомним, как правильно брать дыхание при пении.

У. Молодцы, ребята! Хорошо справились и с этим заданием.

6. Подведение итогов. Рефлексия.

У: Какую тайну симфонического оркестра мы сегодня раскрыли?

Ответы детей…(состав симфонического оркестра)

У: Ребята, вы хотите узнать, какие ещё тайны таит в себе симфонический оркестр? Об этом мы узнаем на следующем уроке.

Молодцы ребята! Вы сегодня хорошо работали.

Учитель: Сегодня мы с вами узнали много нового о симфоническом оркестре. Эти знания нам пригодятся, чтобы ещё лучше понимать язык музыки. Сегодня все ребята хорошо работали. На следующем уроке мы продолжим говорить о симфоническом оркестре и о том какие оркестры кроме симфонического еще существуют.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

I. Организационный момент.

II. Повторение материала прошлого урока:

ü Что такое интонация?

ü Какие типы интонаций вам знакомы?

ü Что такое ламенто?

ü Что характерно для интонации плача?

ü Что характерно для интонации злости?

ü Что характерно для интонации веселья?

ü Назовите произведения, которые прослушали на предыдущем уроке

ü Кто авторы произведений?

ü Что называется кульминацией?

б) практическая часть: таблица, кроссворд.

Ф.С. – Надеюсь, вы узнали какая песня прозвучала?

Дети – Колыбельная песня.

Ф.С. – Много столетий назад эти песни пелись всем детям, независимо от того богат он или беден. Как вы думаете, зачем пели эти песни?

Дети – Их пели маленьким детям, чтобы успокоить и убаюкать.

Ф.С. – Ребята, а кто поет колыбельные?

Дети – Мамы, бабушки, няни, сестры!

Дети – Использовать ровный, мерный ритм; спокойный, медленный темп; мягкий тембр голоса; тихую динамику. В этих песнях используют много шипящих и свистящих звуков, которые успокаивают ребенка. В колыбельных песнях много повторений, т.к. маленький ребенок плохо разговаривает, то повторение слов помогает ему лучше их запомнить.

Ф.С. – Совсем еще маленький ребенок еще не понимает речи, поэтому главное в колыбельной не столько слова, сколько интонация. А что такое интонация?

Дети – Передача эмоций с помощью голоса!

Ф.С. – Значит в колыбельных песнях важно передать смысл слов и эмоции. С помощью какой интонации можно передать покачивание колыбельной?

Дети – Это интонация малой терции (м.3).

Ф.С. – Послушаем как она звучит в знакомом нам произведении.

Ф.С. – Все персонажи в колыбельных песнях призваны оберегать детей от темных сил, приносить здоровье, удачу. Герои песен сопровождали детей в мир снов и обратно. Например, разные животные:

Уж ты, котинька-коток,

Котя серенький хвосток,

Приди, котик, ночевать,

Моё дитятко качать. Я тебе, коту, За работу заплачу: Беленький платочек Я на шею повяжу. Дам кусок пирога И стаканчик молока.

– Птицы – гуленьки (голуби), грачи, журавли – символизировали странствие души, они вестники Бога. Коты и птицы похожи – они издают умиротворяющие звуки: воркование и мурлыкание, которые помогали ребенку уснуть. Прочтём стихотворения:

Сели гули на кровать

Сели гули на кровать,

Стали гули ворковать,

Стал сыночек засыпать

Ой, лю-ли, лю-ли, лю-ли!

Не нашли пути-дороги.

Они сели на ворота,

А ворота - скрип-скрип.

Не будите у нас Ваню -

У нас Ваня спит, спит.

Баю, баю, баю, бай,

Ты, собаченька, не лай,

Мою дочку не пугай!

И в дудочек не гуди,

До утра не разбуди!

А приди к нам ночевать,

В люльке Машеньку качать.

– Зайцы – радовали малыша.

Баю-баю, за рекой

Солнце скрылось на покой,

А у Машиных ворот

Зайки водят хоровод.

Не пора ли баиньки?

Маше на перинку.

– Горностаи – провожали ребенка в лесное царство.

Прискакали к колыбели -

На Сережу поглядели.

Я к себе тебя снесу,

Покажу тебе в лесу

И зайчонка, и волчонка,

И в болоте лягушонка,

И на елке кукушонка,

А под елками - лису.

Ф.С. – Кроме животных колыбельных встречались живые существа:

– Сон – усталый путник, который находит покой в доме, где есть малютка. Своими чарами убаюкивал детей.

– Дрёма – ночной дух в образе доброй старушки с ласковыми руками и тихим убаюкивающим голосом. С сумерках – под окном, ночью – в доме.

Ходит сон близ окон,

Ходит дрема возле дома,

Ходит сон по горе,

Носит дрёму в рукаве.

Всем детишкам продает -

Нашей Гале так даёт.

Ф.С. – Были в колыбельных и страшилки:

– Серенький волчок – нужен для запугивания детей, чтоб они не ходили по ночам и не ворочались в кроватке. Заметьте, что этот персонаж не волчище зубастый, а ласковый волчок.

– Бука – рогатое существо, которое уносило непослушного ребенка в мир злых духов. Однако, его часто прогоняли в сарай или поручали какую-нибудь работу. Мама всегда защищала ребенка от него и прогоняла веником. Прочтем стихотворение:

Васю, бука, не пугай.

Мы дадим тебе чайку,

Два кусочка сахарку

Еще пышки да пирог.

Уйди, бука, за порог!

Куда хочешь, уходи,

Только Васю не буди.

Поди, бука, на сарай,

Коням сена надавай.

Кони сена не едят,

Все на буку глядят,

Поди, бука, на сарай,

Мою детку не пугай!

Я за веником схожу,

Тебя, бука, прогоню,

Поди, бука, куда хошь,

Мою детку не тревожь.

Ф.С. – Скажите, почему в колыбельных песнях используют ласковые слова?

Дети – Через ласковые слова мама показывала свою любовь, ласку к малышу!

Ф.С. – Зачем в колыбельных песнях описывается природа?

Дети – Нужно для того, чтобы рассказать ребенку о прекрасном мире, который он еще не видел!

Ф.С. – Спасибо, ребята за чудесно проведенную экскурсию по миру колыбельных песен. Надеюсь, вам понравилась прогулка?! До новых встреч!

I V. Рефлексия.

Закончите предложения:

1. На уроке я узнал…

2. Мне понравилось…

3. Было трудно…

4. Я не понял…

5. Хотел бы повторить…

6. Нужно поработать над…

V. Опрос по теме урока:

· узнали историю возникновения колыбельных песен;

· выявили особенности колыбельных песен;

· мы научились определять колыбельные песни на слух.

VI . Домашнее задание:

Нарисовать рисунок к колыбельной (по выбору). Спеть колыбельные, которые слышали в детстве или любимую колыбельную песню.

Читайте также: