Проект регламента московских гимназий ломоносов кратко

Обновлено: 08.07.2024

МОСКОВСКИХ ГИМНАЗИЙ>

12 января — 26 апреля 1755 г.

В сокращении

Регламент московских гимназий

О ПРИЕМЕ ШКОЛЬНИКОВ В ГИМНАЗИЮ

Науки благороднейшими человеческими упражнениями справедливо почитаются и не терпят порабощения. Того ради в первую Гимназию принимать только детей дворянских или которых отцы дворянского рангу дослужились. В другую Гимназию принимать разночинцев, кроме тех, которые, состоя в синодальном ведомстве, имеют нарочно для них учрежденные училища. Не принимать никаких крепостных помещичьих людей, кроме того, когда помещик, усмотрев в ком из них особливую остроту, пожелает его обучать в Московской гимназии и в Университете свободным наукам; должен его прежде объявить вольным и, отказавшись от своего права и власти, которую он над ним имел прежде, дать ему увольнительное письмо за своею рукою и за приписанием свидетелей. Данное отпускное письмо хранить в университетском архиве при директории, а оного школьника производить с прочими разночинцами по его учению и пользоваться ему теми же с ними привилегиями; когда ж явится негоден, отдать его помещику обратно по-прежнему.

Сие все разумеется о приеме на определенное жалованье в комплет. А на своем коште позволяется всякого чина людям отдавать детей своих для обучения в оные гимназии, выключая крепостных помещичьих людей без отпускного письма, как выше показано.

В обоих гимназиях на жалованье в комплете не должно быть иностранных больше пятой доли, но и тем, которых отцы обязались быть вечными российскими подданными. Без жалованья вольных иностранных принимать кто лишь только похочет.

Всяк, кто желает детей своих или поверенных себе под опеку отдать для обучения в Московскую гимназию из дворян или из разночинцев, должен оных представить в университетской директории при доношении, в котором объявить представляемого ученика лета и чему он обучился или нет, на казенном ли жалованье или на своем коште содержать его намерен. В первом случае имеет быть принят в комплет и введен по свидетельству ректорскому в пристойную школу, ежели будет порожжее место; когда ж того не будет, ожидать по порядку времени, как кто подал доношение, между тем обучаться может на своем коште. Во втором случае принимать и обучать по свидетельству в пристойных школах тому, чего кто пожелает.

Для сего инспектору Гимназии иметь четыре списка для представления в директорию во всякую треть: первый о дворянских детях на жалованье, второй для таковых же без жалованья учащихся, третий учащихся на жалованье разночинцев, четвертый таковых же, которые учатся на своем коште, с показанием в котором году, месяце и числе приняты в Гимназию.

Ежели родители не похотят детей своих обучать латинскому языку, но токмо французскому или немецкому, либо арифметике, геометрии и географии, о том при доношении объявлять в директории, дабы по тому учения их расположить можно было. Сие разумеется о тех, которые обучаются на своем коште.

О НАСТАВЛЕНИИ ШКОЛЬНИКОВ

Во-первых, при обучении школьников паче всего наблюдать должно, чтобы разного рода понятиями не отягощать и не приводить их в замешательство. Итак, ежели принятый школьник еще российской грамоте не знает, должен только в российском первом классе потоле обучаться, пока читать и писать искусен будет.

Ежели который школьник грамоте российской довольно искусен в Гимназию вступил, того, обучив первым основаниям российской грамматики в нижнем классе, обучать в латинской школе в нижнем классе что показано четыре дни в неделю; а прочие два дни в школе первых оснований наук показывать арифметику.

Потом по произведении обучать в российской школе во втором классе два дни в неделю; во втором же классе латинском — три дни, да геометрии и географии — один день.

В верхнем классе в латинской школе три дни, в российской — один день, в философии — два дни.

Арифметику, геометрию и географию показывать на российском языке, философии первые основания — на латинском.

Сие разумеется о жалованных и о нежалованных учениках вообще, которые хотят происходить порядочно в науках. По окончании сих необходимо нужных школ учиться немецкому, французскому, англинскому и италианскому языку, смотря по остроте, по летам и по охоте.

Сим языкам обучать не так, как обыкновенно по домам принятые информаторы одною практикою, но показывать и грамматические правила. Притом излишным оных множеством не отягощать, особливо сначала практику употреблять прилежно, слова и разговоры твердить, упражняться в переводах и сочинениях.

О ЭКЗЕРЦИЦИЯХ ГИМНАЗИЧЕСКИХ

Публичным экзерцициям быть по каждую полгода только в верхнем классе, где некоторые школьники имеют говорить речь своего сочинения под ректорским присмотром на российском и латинском языках, прозою и стихами.

Домашние экзерциции, которые между школьными лекциями кроме уроку что выучить должно, от учителей на дом задаются, должны быть короткие переводы с российского на латинский, с латинского на российский или преложения с прозы на стихи, смотря по классам. Оные задавать трожды в неделю на ночь, а в обеднее время для краткости времени того не делать. Позволить школьникам упражнения по своей охоте для показания каждому своего особливого рачения и понятия. Сии могут быть подобны вышеписанным задачам, или кто хочет, имеет выучить сверх уроку несколько стихов или краткую речь в прозе из классических авторов.

Сие все будет служить не токмо к скорому обучению, но и к обстоятельному познанию остроты и прилежания каждого школьника.

О ЭКЗАМЕНАХ, ПРОИЗВЕДЕНИЯХ И ВЫПУСКАХ ШКОЛЬНИКОВ

Которые учатся на своем содержании, тех выпускать по тем условиям, на которых они в Гимназию приняты. Но ежели в ком усмотрена будет особливая острота и склонность к наукам, для тех употреблять всякие пристойные способы, чтобы склонить родителей к совершению таких детей их в науках.

О КНИГАХ, ПО КОТОРЫМ ОБУЧАТЬ В ШКОЛАХ

В Российской школе, в первом классе обучать российской грамоте обыкновенным старинным порядком, то есть азбуку, часослов и псалтырь, потом заповеди просто. Толкование оных слушать могут по воскресным дням в синодальных школах. Потом учить писать по предписанному доброму великороссийскому почерку и приучивать читать печать гражданскую.

Во втором и третьем классе читать, а знатные места изусть твердить в прозе и в стихах российские сочинения, те особливо, которые при благополучном владении е. и. в. всемилостивейшей государыни императрицы Елисаветы Петровны к знатному исправлению российского штиля на свет вышли.

Но притом прилежно читать славенские книги церковного круга и их держаться как великого сокровища, из которого знатную часть великолепия, красоты и изобилия великороссийский язык заимствует,

В латинском первом классе употреблять „Латинскую грамматику" с российским переводом, при Академии Наук печатанную (которую для московских гимназий с надлежащим исправлением вторым тиснением издать можно), учить правильные деклинации и конюгации, показывать общие и самые нужные правила о сложении речений, разговоры латинские учить по печатным на четырех языках при Академии, потом учить несколько Ерасмовых разговоров по выбору учительскому, с апробациею ректора и Гимназии инспектора, особливо те, которые содержат разные речей формулы, притом толковать силу их по-грамматически и изъяснять по-российски. Вокабулы латинские учить двояким образом: первое, натуральным порядком по свойству разных материй, второе, по алфавиту речения первообразные или коренные. Для сего должно немедля сделать и напечатать особливый вокабулар с российским переводом.

Во втором латинском классе по той же „Грамматике" учить неправильные склонения и спряжения, показывать все труднейшие правила синтактические, толковать избранные Цицероновы письма, Корнелия Непота, Светония и Курция и из них задавать переводы, читать и учить изусть Ерасмовы пословицы.

В третьем латинском классе учить прозодию, толковать и читать Виргилия, или Горация, или Овидия; в прозе — Флора, Ливиевы некоторые книги и речи, Тацита и других.

В школе первых оснований нужнейших наук, в первом и во втором классе употреблять из Волфова сокращения „Арифметику" и „Геометрию" (которые нарочно с немецкого перевесть и напечатать), географию употреблять Курасову, логику, метафизику и практическую филозофию учить по Тиммигову сокращению Волфианской философии на латинском языке.

Немецкому языку учить по "Грамматике" Готшедовой и по „Разговорам немецким", печатанным с российским переводом; в прозе читать и толковать сочинения Мосгеймовы, в стихах Каница и Гинтера и других.

Французскому языку обучать по „Грамматике" Пеплиеровой; читать и толковать в прозе „Телемака", в стихах Молиера и Расина.

ЛОМОНОСОВ МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ (1711-1765), ученый-энциклопедист, педагог.

От Л. идет начало российского просвещения нового времени. Доказывая преимущества людей образованных перед неграмотными, он одним из первых обращается к 'идее народности воспитания. В целом педагогические идеи Л. оказали сильное влияние на становление отечественной педагогики как самостоятельной науки и на ее успехи в середине и второй половине XIX в.

Проект регламента московские гимназий

О экзаменах, произведениях и выпусках школьников

При выпуске из Гимназии студентов смотреть сверх сего лет, чтобы кто ради малолетства, вышел из строгого гимназического содержания, не испортил нравов, но приобрел бы вместо того и успехи в других языках. Итак, ежели кто к 15 летам своего возраста пройдет все классы российской, латинской и первых оснований нужнейших наук, того перевести в немецкую, французскую и других языков школы по рассуждению его понятия.

Ежели который школьник за какими-нибудь извинительными причинами, как то за долговременными болезнями или за недовольною способностию, в Гимназии долго пробыл и уже в немалых летах, однако всегда учился по силе своей прилежно и вел себя порядочно, такого должно из Гимназии выпустить в другую команду по пристойности с рекомендациею или определить в учители нижних классов.

Которые учатся на своем содержании, тех выпускать по тем условиям, на которых они в Гимназию приняты. Но ежели в ком усмотрена будет особливая острота и склонность к наукам, для тех употреблять всякие пристойные способы, чтобы склонить родителей к совершению таких детей их в науках.

О награждениях и наказаниях

Награждения и наказания должны быть приватные и публичные: приватные награждения - за излишние в школe изучение и преимущества перед другими; публичные - за оказанные, при собрании школ чрезвычайные преимущества в экзерцициях, приватные наказания - за неисправление школьной должности или за непристойные в доме и школе поступки; публичные - за великие пренебрежения школьных должностей, за чрезвычайную резвость или за важные преступления законов.

М.В.Ломоносов.- М., 1996.- С. 97-100.

Проект регламента академической гимназии

При обучении гимназистов следует, во-первых, наблюдать

главным образом за тем, чтобы не отягощать и не приводить в замешательство различных способностей. Если, например, какой-нибудь гимназист еще не умеет в совершенстве читать и писать по-русски, то он должен оставаться в первом классе, пока не научится читать и писать в совершенстве. При этом нужно следить и за тем, чтобы они учились писать буквы красиво, в чем должен быть искусен и сам учитель этого класса.

Об упражнениях в гимназиях

Второе школьное упражнение состоит в переводе коротких заданий и, в переложении фраз стихами и прозой, но не в письменном виде. Материал для этого учитель должен подбирать в соответствии со способностями класса. Это послужит немалым поощрением учению, однако упражнение следует задавать лишь в том случае, если у учителя по окончании лекции остается свободное время.

Домашние упражнения, задаваемые учителем на дом сверх обычных уроков, заключаются - в зависимости от особенностей класса - либо в кратком переводе с русского на латинский язык и с латинского на русский, либо в переложении, прозы на стихи. Они должны задаваться дважды, в неделю, к следующему дню, а не в обеденное время к вечеру, каковой срок слишком краток. Гимназистам разрешается выполнять подобные упражнения и по собственной охоте, чтобы показать особые способности и усердие. В таком случае упражнения могут быть либо точно такого же рода, что и упомянутые выше, либо, если кто пожелает, может в течение недели выучить наизусть сверх заданного урока еще несколько стихов или же краткую речь в прозе из классических авторов с тем, чтобы в субботу произнести выученное перед учителем.

Никто не должен быть переведен из одного класса в другой, если не усвоил полностью всего того, что преподается в классе, где он находится.

Гимназист не должен посещать различные классы. Так, если кто изучил все необходимое в низшем русском и латинском классе, но еще не вполне усвоил арифметику низшего класса, не должен переводиться в средний класс. Точно так же, если кто знает арифметику, но еще нетверд в основах латинского языка, тот не должен быть переведен во второй латинский класс. Это должно соблюдаться и по отношению к другим классам, чтобы не получилось беспорядка.

При выпуске гимназистов из Гимназии и при производстве их в студенты следует обращать внимание на возраст. Так, если кто до 15-го года своей жизни прошел все русские и латинские классы и класс первых оснований нужнейших наук, тот непременно должен изучать в Гимназии немецкий и французский языки, сидя между дворянами. И притом заодно с остальными студентами - лекции профессоров.

Если же, наоборот, кто в возрасте примерно 20 лет пройдет упомянутые три класса, но обладает лишь посредственными способностями к нынешним европейским языкам, то его не следует вопреки его требованию задерживать для их изучения, чтобы он мог заняться такой наукой, при посредстве которой мог бы принести пользу отечеству и без знания языков.

Если гимназист по известным причинам, например, из-за длительной болезни или по недостатку способностей, долго пробыл в Гимназии и уже не так юн, однако же неизменно проявил посильное прилежание и хорошо себя вел, то его следует отпустить с рекомендательным свидетельством, соответствующим его заслугам, в другое ведомство или же, если есть вакансия, назначить учителем в низшие классы.

Об узаконениях для гимназистов

Каждому гимназисту при поступлении в Гимназию должен быть вручен напечатанный лист, где изложены гимназические узаконения; такой же лист должен иметься в каждом классе для общего сведения, а также должен быть вывешен на стене в каждой комнате гимназистов и в зале, чтобы они не могли отговариваться неведением. Кроме десяти заповедей и церковных заповедей эти узаконения состоят в следующем.

Пустых слов, подлых и соромских в разговоре остерегаться, зная, что довольно есть материи говорить о школьном учении и примечания о достопамятных вещах и приключениях.

Остерегаться самохвальства, хвастовства, а паче всего лганья, которое часто служит к закрытию злых Дел.

Об обязанностях учителей

В низших классах учителя должны больше налегать на практику и не перегружать слабых умов трудными правилами; в средних нужно объяснять более легкие правила, в высших - более трудные.

Учители с учениками не должны поступать ни гордо, ни фамильярно. Первое производит к ним ненависть, второе - презрение. Умеренность не даст места ни тому, ни другому, и, словом, учитель должен не токмо словами учение, но и поступками добрый показывать пример учащимся.

О должности инспекторской и ректорской

Дружба и единение являются при всех совместных действиях сильнейшими средствами к благополучному их выполнению. Поэтому инспектор и ректор должны стараться поддерживать между собою доброе согласие. Инспектор в качестве высшего лица может, не поступаясь своими правами и старшинством. Оказывай ректору услуги, а ректор хоть ему и подчинен, однако предоставленная ему в Гимназии власть не терпит от того никакою урона.

Oleg Chagin

Oleg Chagin

Oleg Chagin запись закреплена

ПРОЕКТ РЕГЛАМЕНТА МОСКОВСКИХ ГИМНАЗИЙ. ПРОЕКТ РЕГЛАМЕНТА АКАДЕМИЧЕСКОЙ ГИМНАЗИИ

Проект регламента московские гимназий
Глава пятая
О экзаменах, произведениях и выпусках школьников
§44
При выпуске из Гимназии студентов смотреть сверх сего лет, чтобы кто ради малолетства, вышел из строгого гимназического содержания, не испортил нравов, но приобрел бы вместо того и успехи в других языках. Итак, ежели кто к 15 летам своего возраста пройдет все классы российской, латинской и первых оснований нужнейших наук, того перевести в немецкую, французскую и других языков школы по рассуждению его понятия.
§46
Ежели который школьник за какими-нибудь извинительными причинами, как то за долговременными болезнями или за недовольною способностию, в Гимназии долго пробыл и уже в немалых летах, однако всегда учился по силе своей прилежно и вел себя порядочно, такого должно из Гимназии выпустить в другую команду по пристойности с рекомендациею или определить в учители нижних классов.
§47
Которые учатся на своем содержании, тех выпускать по тем условиям, на которых они в Гимназию приняты. Но ежели в ком усмотрена будет особливая острота и склонность к наукам, для тех употреблять всякие пристойные способы, чтобы склонить родителей к совершению таких детей их в науках.

Глава седьмая
О награждениях и наказаниях
§57
Награждения и наказания должны быть приватные и публичные: приватные награждения - за излишние в школe изучение и преимущества перед другими; публичные - за оказанные, при собрании школ чрезвычайные преимущества в экзерцициях, приватные наказания - за неисправление школьной должности или за непристойные в доме и школе поступки; публичные - за великие пренебрежения школьных должностей, за чрезвычайную резвость или за важные преступления законов.
М.В.Ломоносов.- М., 1996.- С. 97-100.

Проект регламента академической гимназии
Глава третья
Обучение гимназистов
§21
При обучении гимназистов следует, во-первых, наблюдать
главным образом за тем, чтобы не отягощать и не приводить в замешательство различных способностей. Если, например, какой-нибудь гимназист еще не умеет в совершенстве читать и писать по-русски, то он должен оставаться в первом классе, пока не научится читать и писать в совершенстве. При этом нужно следить и за тем, чтобы они учились писать буквы красиво, в чем должен быть искусен и сам учитель этого класса.
Глава четвертая
Об упражнениях в гимназиях
§46
Второе школьное упражнение состоит в переводе коротких заданий и, в переложении фраз стихами и прозой, но не в письменном виде. Материал для этого учитель должен подбирать в соответствии со способностями класса. Это послужит немалым поощрением учению, однако упражнение следует задавать лишь в том случае, если у учителя по окончании лекции остается свободное время.
§49
Домашние упражнения, задаваемые учителем на дом сверх обычных уроков, заключаются - в зависимости от особенностей класса - либо в кратком переводе с русского на латинский язык и с латинского на русский, либо в переложении, прозы на стихи. Они должны задаваться дважды, в неделю, к следующему дню, а не в обеденное время к вечеру, каковой срок слишком краток. Гимназистам разрешается выполнять подобные упражнения и по собственной охоте, чтобы показать особые способности и усердие. В таком случае упражнения могут быть либо точно такого же рода, что и упомянутые выше, либо, если кто пожелает, может в течение недели выучить наизусть сверх заданного урока еще несколько стихов или же краткую речь в прозе из классических авторов с тем, чтобы в субботу произнести выученное перед учителем.
§61
Никто не должен быть переведен из одного класса в другой, если не усвоил полностью всего того, что преподается в классе, где он находится.
§62
Гимназист не должен посещать различные классы. Так, если кто изучил все необходимое в низшем русском и латинском классе, но еще не вполне усвоил арифметику низшего класса, не должен переводиться в средний класс. Точно так же, если кто знает арифметику, но еще нетверд в основах латинского языка, тот не должен быть переведен во второй латинский класс. Это должно соблюдаться и по отношению к другим классам, чтобы не получилось беспорядка.
§63
При выпуске гимназистов из Гимназии и при производстве их в студенты следует обращать внимание на возраст. Так, если кто до 15-го года своей жизни прошел все русские и латинские классы и класс первых оснований нужнейших наук, тот непременно должен изучать в Гимназии немецкий и французский языки, сидя между дворянами. И притом заодно с остальными студентами - лекции профессоров.
§64
Если же, наоборот, кто в возрасте примерно 20 лет пройдет упомянутые три класса, но обладает лишь посредственными способностями к нынешним европейским языкам, то его не следует вопреки его требованию задерживать для их изучения, чтобы он мог заняться такой наукой, при посредстве которой мог бы принести пользу отечеству и без знания языков.
§65
Если гимназист по известным причинам, например, из-за длительной болезни или по недостатку способностей, долго пробыл в Гимназии и уже не так юн, однако же неизменно проявил посильное прилежание и хорошо себя вел, то его следует отпустить с рекомендательным свидетельством, соответствующим его заслугам, в другое ведомство или же, если есть вакансия, назначить учителем в низшие классы.
Глава седьмая
Об узаконениях для гимназистов
§75
Каждому гимназисту при поступлении в Гимназию должен быть вручен напечатанный лист, где изложены гимназические узаконения; такой же лист должен иметься в каждом классе для общего сведения, а также должен быть вывешен на стене в каждой комнате гимназистов и в зале, чтобы они не могли отговариваться неведением. Кроме десяти заповедей и церковных заповедей эти узаконения состоят в следующем.
§82
Пустых слов, подлых и соромских в разговоре остерегаться, зная, что довольно есть материи говорить о школьном учении и примечания о достопамятных вещах и приключениях.
§83
Остерегаться самохвальства, хвастовства, а паче всего лганья, которое часто служит к закрытию злых Дел.

Глава восьмая
Об обязанностях учителей
§96
В низших классах учителя должны больше налегать на практику и не перегружать слабых умов трудными правилами; в средних нужно объяснять более легкие правила, в высших - более трудные.
Учители с учениками не должны поступать ни гордо, ни фамильярно. Первое производит к ним ненависть, второе - презрение. Умеренность не даст места ни тому, ни другому, и, словом, учитель должен не токмо словами учение, но и поступками добрый показывать пример учащимся.

Глава девятая
О должности инспекторской и ректорской
§112
Дружба и единение являются при всех совместных действиях сильнейшими средствами к благополучному их выполнению. Поэтому инспектор и ректор должны стараться поддерживать между собою доброе согласие. Инспектор в качестве высшего лица может, не поступаясь своими правами и старшинством. Оказывай ректору услуги, а ректор хоть ему и подчинен, однако предоставленная ему в Гимназии власть не терпит от того никакою урона.
Там же.-С.125-142

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учебно-исследовательская работа Елисеевой Натальи. Может быть использована как материал для занятия факультатива по истории.

Кутуковский филиал МБОУ Исадской СОШ

учитель истории Устименко Татьяна Николаевна.

1. Обзор источников информации 2

2. Деятельность М. В. Ломоносова по созданию системы образования России и его педагогические взгляды. 3

2.1. Краткие биографические сведения 3

2.2. Этапы педагогической деятельности М.В. Ломоносова. 4

2.3. Московский университет 6

2.4. Заботы о народном просвещении 7

2.4. Педагогические взгляды М. В. Ломоносова 9

2.5. Взгляды М. В. Ломоносова на методы обучения 10

Список литературы и Интернет-ресурсов. 14

Только в бодром горячем порыве, в страстной любви к своей родной стране, смелости и энергии родится победа. И не только, и не столько в отдельном порыве, сколько в упорной мобилизации всех сил. В том постоянном горении, которое медленно и неуклонно сдвигает горы, открывает неведомые глубины и выводит их на солнечную ясность.

М. В. Ломоносов

Юбилей любого человека – это хороший повод заглянуть в его прошлое, проанализировать и оценить сделанное им. Юбилей такого человека как Михаил Васильевич Ломоносов - это не просто напоминание о талантливом ученом, не просто предлог для обращения к изучению его жизненного пути и научных трудов, это еще и возможность осознать разносторонность этой личности, почувствовать масштаб его научных открытий и человеческих свершений.

Михаил Васильевич – это целая Вселенная, воплощенная в одном человеке. Ученый, поэт, государственный деятель… Кажется, нет ни одной области знания, в которой Ломоносов не оставил свой след. Недаром Пушкин назвал его нашим первым университетом. Но что знала я об этом человеке до недавнего времени? Пожалуй, только то, что его именем назван Московский Государственный Университет, в создании которого Ломоносов принимал активное участие.

Именно деятельность Михаила Васильевича по организации этого учебного заведения показалась мне наиболее интересной, но когда я стала знакомиться с информацией об этой стороне жизни великого ученого, я поняла, что его вклад в развитие российской системы образования куда богаче, многограннее и глубже. Мне показалось, что многие принципы, которых придерживался Ломоносов-педагог, не устарели и в наше время.

Кроме того, именно в педагогической деятельности Ломоносова, на мой взгляд, проявились лучшие качества его личности: целеустремленность, самоотверженность, умение любую проблему увидеть с разных сторон, патриотизм, человечность.

И, наконец, мой интерес к этой стороне жизни Михаила Васильевича усиливался тем, что, в отличие от его исследовательской деятельности или поэтического творчества, о ней почти ничего нет в школьных учебниках.

Поставив перед собой задачу как можно больше узнать о педагогической деятельности Ломоносова, я попыталась найти книги и статьи по этой тематике. Но, к сожалению, ни в школьной, ни в сельской библиотеках ничего, кроме справочных изданий о жизни ученого не нашлось.

2. Деятельность М. В. Ломоносова по созданию системы образования России и его педагогические взгляды. 2.1. Краткие биографические сведения

Михаил Васильевич Ломоносов родился в селе Мишанинском Холмогорского уезда Архангельской губернии в ноябре 1711г. Отец Ломоносова – Василий Дорофеевич был крестьянином-рыбаком, мать — Елена Ивановна Сивкова — дочь дьякона из та­мошних мест.

Крестьяне, жившие на севере, не знали крепостной зависимости. Они считались подданными не помещиков, а государства. И это накладывало заметный отпечаток на весь край. Здесь жилось вольнее, богаче. Поморы отличались смелостью, любознательностью, предприимчивостью. Они занимались морским промыслом, торговлей. На высоком уровне у них были ремесла, прикладное искусство. Такая обстановка в известной степени способствовала развитию ценных задатков в характере мальчика.

В Москве сначала Ломоносов подался в Цифирную школу, но то, что изучалось там, юноша уже знал и поэтому стал добиваться зачисления в Славяно-греко-латинскую академию (иначе Спасские школы) – лучшее в то время учебное заведение страны. Однако сделать это было не так просто. Славяно-греко-латинская академия была рассчитана на детей привилегированных сословий: дворян и духовенства. Крестьянских детей туда не принимали. Ломоносов решил пойти на хитрость: он назвал себя сыном холмогорского дворянина и, успешно выдержав вступительные экзамены, был зачислен в младший класс академии. Начались долгожданные дни учения.

В первых четырех классах академии изучали грамматику, в двух средних – риторику, в последних двух – философию и богословие. В академии Ломоносов за пять лет постиг то, что иным не удавалось и за восемь.

1 января 1736г. вместе с другими одиннадцатью учениками Спасских школ Ломоносов прибыл в Петербург. Начался новый очень важный этап в его жизни. Именно здесь окончательно определились его научные интересы и склонности.

В сентябре 1736г. Ломоносова как лучшего студента Академии вместе с двумя студентами направляют в Марбург (Германия) для изучения химии и горнорудного дела.

Умер М.В. Ломоносов 15 апреля 1765г. на 54-м году жизни.

2.2. Этапы педагогической деятельности М.В. Ломоносова.

В педагогической деятельности Ломоносова условно можно выделить ряд этапов.

Первый этап (1742—1745) непосредственно связан с преподавательской работой ученого. Ломоносов сделал вывод, что большинство населения империи неграмотно. Следует открыть ряд школ, централизовать народное просвещение. Ломоносов отстаивал мысль о том, что все члены Академии наук должны заниматься педагогической деятельностью.

Занятия с гимназистами и студентами убедили Ломоносова в необ­ходимости преобразования учебной части Академии наук.

Ломоносов считал также, что гимназия должна вмещать в себя как можно больше учеников, из числа которых потом будут отбираться самые способные. Члены Академического собрания отвергли инициативу Ломоно­сова об отборе способных учеников из монастырских школ, об увеличении числа гимназистов, о широком распространении научных знаний на русском языке.

Некогда данное предложение было опробовано Ломоносовым на практике. Так, еще в 1732 и 1735 годах ученики семинарий отбирались для учебы в академии. Из них вышли такие ученые, как С. П. Крашенинников, сам М. В. Ломоносов, академик-астроном Н. И. Попов, соз­датель русского фарфора Д. И. Виноградов, гравер А. Поляков, пере­водчики В. И. Лебедев, И. И. Голубцов, А. А. Барсов.

В 1748 году Синод разрешил выбрать для университета по десять человек из Московской славяно-греко-латинской академии, Новгород­ской и Александро-Невской семинарий.

Четвертый этап - педагогическая деятельность Ломоносова в 1756—1765 годах. Ломоносов завершает работу над программой развития среднего и высшего образования в России.

2.3. Московский университет

Московский университет не был первым университетом России, но это был первый университет, в который принимали всех без исключения молодых людей, независимо от того, к какому сословию они принадлежат, кто их родители, богаты они или бедны. Единственное, что требовалось от молодого человека, поступающего в университет — это то, чтобы он был талантлив и хотел учиться.

Такого университета еще никогда не было в России. Правда, в 1725 году в Петербурге открылась Академия наук с университетом. Но несмотря на то, что там преподавали самые передовые ученые России: М.В. Ломоносов, С.П. Крашенинников, Г.В. Рихман, им так и не удалось превратить Петербургский академический университет в общерусский центр просвещения. Академики-иностранцы стремились сохранить свое исключительное положение в России, поэтому предлагали выписывать из Германии даже студентов, не говоря уж о профессорах, вместо того чтобы воспитывать их в России.

Зимой 1753 года Михаил Васильевич Ломоносов уезжает из Петербурга в Москву, где в это время находился двор императрицы Елизаветы Петровны (дочери Петра I), и начинает усиленно хлопотать о создании здесь университета. Он разработал проект, где были изложены основные положения структуры и деятельности первого национального университета, и представил его И.И. Шувалову.

Таким образом, граф Иван Иванович Шувалов, приближенный к императрице, подал прошение и рассказал об идее создания первого национального университета, и в сентябре 1754 года было принято окончательное решение об основании в древней русской столице университета. 19 июля того же года Сенат утвердил составленный Ломоносовым проект и штаты нового университета.

12 (25) января 1755 года, в Татьянин день, императрица подписала указ об основании Московского университета, кураторами которого были назначены И.И. Шувалов, Л. Блюментрост (лейбмедик), а директором — A.M. Аргамаков.

На первых порах профессора были большей частью приглашены из-за границы, и только двое: Н.Н. Поповский по словесности и философии и А.А. Барсов по математике и словесности, а также преподаватель русского и латинского языков Ф.Я. Яремский — были определены из воспитанников Петербургского академического университета.

Обучение в университете велось преимущественно на русском языке; была создана значительная группа русских профессоров, боровшихся за передовую науку, национальное просвещение и демократическую педагогику. Весь первый состав студен­тов состоял из разночинцев. Университет был автономен, освобожден от политического надзора, сборов, имел свой суд.

1) развитие науки (особенно в области философии, истории, русской грамматики, права, медицины);

2)популяризация научных знаний (через печать, библиотеку, лекции, диспуты);

3) реше­ние педагогических задач (подготовка образованного молодого поко­ления через университет и гимназии, контроль и руководство учебно-воспитательным делом в учебных заведениях).

При открытии университета первой начала функционировать гим­назия, в состав которой записалось несколько сотен человек. Это во много раз превышало первоначальные планы. Особенно быстро заполнили места гимназисты, находившиеся на казенном содержании. Причиной такого успеха было наиболее целесообразное в тех условиях построение учебного плана гимназии, что явилось важной предпосыл­кой для открытия провинциальных гимназий в России в конце XVIII в.

2.4. Заботы о народном просвещении

Ломоносов пер­вым представил гимназию как прогрессивную форму средней обще­образовательной школы, обозначил ее структуру, выделил особые подразделения:

Для каждой из них устанавлива­лись три класса: нижний, средний, верхний, закреплялся трехгодичный срок обучения. Ломоносовская программа образования, преду­сматривавшая расширение сети гимназий и школ в России, отвечала общественным интересам. Она оказала положительное влияние на развитие народного просвещения XVIII — начала XIX века. Ломоносов явился действительно создателем отечественной общеобразователь­ной школы.

2.4. Педагогические взгляды М. В. Ломоносова

Целью воспитания Ломоносов считал формирование человека-патриота, качествами которого должны быть высокая нравственность, любовь к науке, знаниям, трудолюбие, бес­корыстное служение на благо Родины. Идеал воспитания ученый видел в разносторонне развитом, высокообразованном и культурном человеке.

Основой нравственного воспитания Ломоносов считал родной язык. Он высоко ценил его богатство, красоту, музыкальность.

2.5. Взгляды М. В. Ломоносова на методы обучения

Проблемы воспитания Ломоносов рассматривал в тесной связи с вопросами обучения. Его волновали постановка обучения, содержание образования молодежи, приобщение ее к науке. В занятиях наукой он видел богатейшие возможности для воспитания у молодежи нравствен­ности. Ломоносов отрицал распространенную в те времена мысль о том, что русские не способны к наукам. Он полагал, что наукой следует овладевать всем членам общества. Поэтому требовал отмены сослов­ных ограничений в образовании, расширения сети учебных заведений, широкого общего образования юношества.

Много внимания он уделял практике, постановке опы­тов, практической значимости знаний. Эти положения тесно связаны с идеями великого чешского педагога Я. А. Коменского.

Учебные планы, составленные Ломоносовым, показывают, что он стремился осуществить разностороннее образова­ние, избежать перегрузки учащихся. Впервые в русской педагогике он выступил сторонником синтеза классического, естест­веннонаучного и реального образования. Он поставил задачу приобщения детей к духовным ценностям прошлых веков, развития их любознательности, творчества.

Его своеобразный педагогический подход к постановке реального образования проявился в отборе учеб­ного материала. В его методах обучения ярко выделяются элементы политехнического образования. Он знакомил учащихся и студентов не только с теоретическими вопросами, но и с их практическим обоснова­нием и воплощением. Включение молодежи в непосредственный производственный процесс, совместный научный поиск, обучение будущих ученых методике исследования были характерными для Ломоносова-педагога.

Обыкновенные предметы распределялись по трем классам: низ­ший, средний, высший. Дополнительные — по двум.

Дополнительными предметами были греческий, немецкий, фран­цузский языки. Ломоносов обозначил объем знаний по каждому из них: в низшем классе изучалась грамматика французского и немецкого языков. В высшем классе учащиеся занимались стилистикой и перево­дами, а также обучались греческому языку. Совершенствоваться в зна­нии его предполагалось в университете под руководством профессора по собственному желанию. Ломоносов придавал большое значение естественному образованию молодежи, хотя естественные науки в тот период были развиты слабо. Они включались в философию, которая состояла из элементов физики, психологии, математики.

По мнению Ломоносова, учебные планы должны создаваться на основе учета некоторых педагогических условий: обучения на родном языке, последовательности изучения наук, их постепенного усложне­ния, светскости образования, единства и преемственности планов сред­ней и высшей школы.

Ломоносов поставил проблему методов воспитания и обучения. Он был сторонником использования словесных и практических методов, высоко ценил самостоятельный поиск, самостоятельное изучение источников учениками и студентами. Ломоносов опубликовал важные методические советы по преподаванию некоторых предметов, в том числе русского языка, иностранных и древних языков, химии.

В работе учителя над методи­кой преподавания Ломоносов рекомендовал тщательно отбирать материал для урока, опираться на научные достижения.

Ломоносов первым из уче­ных обратился к проблеме терминологии в науке. Он явился основате­лем научного языка русской педагогики. Имея прекрасную лингвисти­ческую подготовку, обладая энциклопедическими знаниями, владея иностранными языками, ученый создал своеобразный стиль научного изложения.

Ломоносов довольно часто применял в педагогических работах терми­нологию греко-латинского происхождения. Педагогические термины ученого отличались точностью, обобщенностью, логичностью. Он стремился к тому, чтобы язык науки был доступным для широких слоев населения. Ломоносов ввел в научное употребление такие поня­тия и термины, как воспитание (воспитатель, воспитывающиеся), гимназия (гимназический дом, гимназисты), занятия, знания, класс, каждый год (имея в виду учебный год), лекции, обучать (обучение, обучающиеся), познание, учение, урок и др. Он модернизировал мно­гие понятия церковно-книжного происхождения. Часть терминов была заим­ствована из уставов западноевропейских учебных заведений: академия, куратор, аудитор и т. п. Разнообразными педагогическими понятиями Ломоносов обозначал разделы науки, методы обучения и воспитания, этические качества личности преподавателей, молодых людей.

XVIII век — век Просвещения — оказал благо­творное влияние на развитие педагогической науки и просвещения в России. Этот период характеризуется появлением целого ряда школь­ных проектов, в которых нашли отражение, как прогрессивные идеи, так и положения, поддерживаемые официальными кругами. Преобра­зованиями Петра I было положено начало светскому образованию. Однако в целом основная масса населения оставалась неграмотной. Сохранился сословный характер образования. Немногие представи­тели простого народа могли достичь вершин в науке.

Одним из таких людей был Ломоносов, с именем которого непо­средственно связана история педагогической мысли и просвещения России XVIII в. На протяжении двадцатилетней педагогической деятельности он занимался организацией учебного дела в стране, пре­образовывал работу академической гимназии и университета, внедрял классно-урочную систему обучения, разрабатывал учебные планы, программы по предметам, учебные пособия.

Ломоносов разработал оригинальную педагогическую теорию, отличающуюся заботой о человеке, опорой на национальные тради­ции. Самобытность первого русского академика как педагога состоит в том, что он смело боролся со старыми представлениями в педагогической области, разрабатывал и внедрял оригинальные идеи по воспитанию и образованию молодежи.

На мой взгляд, вся эта деятельность была направлена на то, чтобы научные достижения входили в жизнь каждого русского человека, делали ее лучше, осмысленней, помогали преобразовывать жизнь и выводить Россию вперед.

“За то терплю, - писал Ломоносов перед смертью, - что стараюсь защитить труд Петра Великого, чтобы научились россияне, чтобы показали своё достоинство”.

Для нас, людей третьего тысячелетия, труды Ломоносова по распространению просвещения важны потому, что образование всё больше становится условием величия страны и личного успеха отдельного человека. Многие мысли великого ученого, как мне кажется, остаются актуальными и сейчас.

Читайте также: