Проект ранняя помощь в доу

Обновлено: 05.07.2024

Модель комплексного психолого-педагогического и медико-социального сопровождения и помощи детям раннего возраста с ОВЗ в СРП

Психолого-педагогическая и социальная помощь и поддержка семьи, имеющей ребенка раннего возраста с ОВЗ

Методические рекомендации "Психолого-педагогическая диагностика детей раннего и младшего дошкольного возраста с использованием стандартизированных методик"

Методические рекомендации "Организация комплексного психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста с особыми образовательными потребностями"

АООП ДО для 9 категорий обучающихся с ОВЗ

В целях программно-Методического и учебно-дидактического
обеспечения реализации федерального государственного образовательного
стандарта дошкольного
образования,утвержденного приказом Минобрнауки России
от 17 октября 2013 г. № 1155 Минобрнауки России разработаны и размещены в реестре основных образовательных программ примерные адаптированные основные образовательные программы дошкольного образования (АООП ДО) для 9 категорий обучающихся с ОВЗ:
* для детей раннего и дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи;
* для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
* для детей раннего и дошкольного возраста с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями);
* для детей раннего и дошкольного возраста с задержкой психического
развития;
* для слепых детей раннего и дошкольного возраста;
* для слабовидящих детей раннего и дошкольного возраста;
* для детей раннего и дошкольного возраста с амблиопией и косоглазием;
*для позднооглохших и слабослышащих детей раннего и дошкольного возраста;
*для глухих детей раннего и дошкольного возраста.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Проект "Мы вместе"

(индивидуальный профилактический проект по оказанию ранней помощи родителям и детям с ОВЗ в условия ДОУ)

Описание проекта:

Проект предполагает организацию систематических мероприятий

( диагностических комплексов, консультаций, тренингов, анкетирования и т.д.) с детьми раннего возраста, их родителями, педагогами.

Рассчитан на проведение мероприятий в течение одного учебного года с одной детско-родительской группой (численность детей группе не более 2 детей).

Срок реализации проекта: 1 год (долгосрочный)

Ожидаемые результаты:

-привлечение родителей к деятельности в рамках проекта через

просветительскую и консультативную работу;

-повышение уровня ответственности родителей перед решением задач преодоления речевой патологии детей;

-повышение уровня педагогической осведомленности родителей.

-преодолеть имеющиеся отставания от возрастных нормативов в речевом и коммуникативном развитии через организацию комплексного коррекционно-развивающего воздействия

Актуальность проблемы:

К сожалению, уровень речевого развития детей младшего дошкольного возраста, поступающих в детский сад, в большинстве случаев не соответствует возрастной норме. Многие дети первой младшей группы, имеют проблемы в развитии.

Однако система коррекционного сопровождения таких детей в образовательных учреждениях зачастую начинается только к 5-ому году жизни ребенка, когда речевой дефект уже закрепился. С возрастом теряется возможность пластического изменения состояния ребенка, ухудшаются условия для компенсации и коррекции. Отсутствие каких-либо профилактических мер по предупреждению речевых нарушений в раннем дошкольном возрасте может привести к появлению целого ряда последствий недоразвития познавательно деятельность ребенка в целом. Своевременное выявление и коррекция речевых нарушений имеет первоочередное значение для профилактики этих последствий.

Тактика выжидания должна быть заменена на активную специальную помощью детям, начиная с раннего возраста. Проблему легче предупредить, чем устранить! К сожалению, все чаще наблюдается низкий уровень педагогической наблюдательности родителей по отношению к своему ребенку, а их недостаточная информированность приводит к ошибкам в выборе необходимой литературы, игр и пособий по развитию в семье.

Часто и логопеды в поликлинике советуют немного подождать. Объяснить это можно тем, что занятия с малышами требуют особого подхода, не каждый специалист обладает необходимыми знаниями, опытом, а также желанием заниматься с маленькими детьми. Гораздо легче проводить занятия с ребенком 4,5–5 лет, поведение которого уже в достаточной степени произвольно.

Прогноз и профилактика задержки речевого развития

Чем раньше начаты развивающие занятия с ребенком, тем быстрее и успешнее будет результат. Обычно при устранении предрасполагающих причин и грамотно организованной работе уже к старшему дошкольному возрасту дети с задержкой речевого развития догоняют своих сверстников. Эффективность коррекции зависит не только от педагогов, но и усилий родителей, соблюдения ими единых речевых требований и рекомендаций специалистов.

Поэтому сегодня остается актуальной проблема раннего выявления и профилактики нарушений речи у детей младшего дошкольного возраста (с момента поступления в ДОУ) и оказание ранней помощи родителям и детям с ОВЗ (ТНР) в условиях ЛОУ.

Основной целью проекта является создать и реализовать систему

работы по оказанию ранней помощи и предупреждению речевых

нарушений у детей раннего дошкольного возраста и подготовить их к

следующему этапу возрастного развития в условиях работы ДОУ.

( совершенствование различных сфер развития ребенка: познавательной,

речевой, игровой, предметной, двигательной, коммуникативной,

эмоциональной; с учетом возрастных особенностей ребенка раннего возраста

и привлечением его ближайшего окружения (родителей, педагогов).

Основными задачами являются:,

осуществление необходимой коррекции отклонений в развитии ребенка

— нормализация мышечного тонуса;

— развитие моторики артикуляционного аппарата и тактильных ощущений;

— развитие подвижности мимических мышц;

— выработка ритмичности дыхания и движений ребенка;

взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.

Направления работы:

Консультационное и просветительское

Данные направления тесно взаимосвязаны, организованы поэтапно и предполагают работу с детьми, с их родителями и воспитателями.

Первый этап работы считается адаптационно-диагностическим

1. Диагностический блок (или базовая диагностика) включает в себя следующие этапы:

Работа воспитателей в группе раннего возраста при поступлении в детский сад и адаптации детей. Сокращенный период адаптации дает возможность раньше провести диагностику детей и начать обучение.

Работа логопеда и воспитателя до встречи с детьми: сбор информации о ребенке, поступающем в детское учреждение, его анамнез: раннее речевое и моторное развитие, заболевания до года и после года, то есть первичная логопедическая диагностика

Для того, чтобы картина развития ребёнка была полнее, специалисту требуется информация. Чем она полнее, тем объективнее оценивается ситуация и тем точнее устанавливается направление для работы.

Анализ полученной информации.

Обследование детей группы раннего возраста специалистами МДОУ в системе психолого-педагогического сопровождения по согласованию с родителями, так как на базе ДОУ организован и активно работает Психолого Медико-Педагогический консилиум.

Вся информация о поступивших детях вносится в специальный журнал т. е. создается банк данных детей .

Второй этап – основной.

1.Блок коррекционной работы с детьми раннего возраста.

Логопедические занятия с детьми раннего возраста имеют ряд особенностей:

Основные направления логопедической работы с детьми раннего возраста:

нормализация мышечного тонуса и моторики артикуляционного аппарата;

выработка ритмичности дыхания и развитие координации движений

развитие мелкой моторики;

развитие общей моторики;

стимуляция активной речи, общения;

вызов положительного эмоционального отношения к занятиям;

развитие зрительных, слуховых дифференцировок, тактильных ощущений, формирование понимания речи.

Особенности организации занятий

Все занятия имеют гибкую структуру, разработанную с учетом возрастных особенностей детей. Занятия строятся на основе принципов интегрировании, системности и преемственности.

Только активное участие ребенка в коррекционно-развивающем процессе может создать оптимальные условия для его речевого развития. Игра, игровые упражнения, целесообразно включенные в обучение, придают образовательной задаче конкретный смысл, мобилизуют мыслительные, эмоциональные и волевые силы детей, ориентируют на решение поставленной задачи.

Прежде чем предложить ребенку игру, игровое упражнение, педагогу необходимо разработать определенную систему заданий. Взрослый предлагает ребенку игровое задание и вносит в игру коррекционно-развивающую задачу. Чем больше задействовано анализаторов, тем эффективнее работа над поставленной задачей: я играю – слышу – вижу – произношу – действую – и в результате умею правильно говорить.

Воспитатели по рекомендации логопеда в перспективном планировании с детьми обязательно включают данную работу и дополняют развитием и активизацией речи. Педагоги, работающие с такими детьми, хорошо знают о том, как сложна и важна такая работа. Эффективной она будет лишь при условии систематического её проведения с детьми, с учетом их возрастных особенностей и при постоянном поддержании интереса к занятиям

- Детско-родительские занятия: комплексные развивающие занятия для детей с участием родителей.

Наиболее эффективным является коррекционное направление, так как здесь ведется полноценная работа с родителями. Коррекционно-логопедическая работа с детьми проводится совместно с родителями (законными представителями) которые присутствуя на занятии, учатся правильно взаимодействовать с ребенком и получают необходимую информацию для закрепления навыков в домашних условиях. Работа строится поэтапно, постепенно включаются в работу наиболее сложные упражнения.

На интегрированных занятиях родители наравне с детьми постигают азы речевого развития. Все формы работы проводятся в игровом сюжете. И дети, и родители обучаются правильному речевому дыханию (по Стрельниковой А.Н.), развивают фонематическое восприятие, учатся общению и мышлению. Используются различные приемы: пропевание слоговых рядов и чистоговорок под музыку, развитие мелкой моторики с помощью различных круп, сказкотерапия, развитие координации движений, ловкости, чувства ритма, подражательности, пополнение словаря, а так же игры для развития общей, мелкой и артикуляционной моторики.

Все формы работы с родителями, используемые в нашем детском саду, создают атмосферу доверия и сотрудничества в коллективе взрослых, окружающих ребенка .

3.Блок консультационной и просветительской работы по профилактике и коррекции речевых нарушений. В консультационной и просветительской работе выделила индивидуальную и групповую работу логопеда с родителями и воспитателями.

С педагогами : проводится по запросам и результатам диагностики; рекомендации для воспитателей о способах решения проблем ребенка.

С родителями : проводится по запросам и результатам диагностики. Работа проводится в виде тренинговых занятий; реализую коррекционную программу совместных действий родителей и специалистов по преодолению речевых проблем ребенка, направляю ребенка на консультации к врачам, которые оказывают необходимую помощь.

С родителями : оформление информационных листов; тематические встречи с родителями по заранее выбранной проблеме.

С педагогами: консультации; рекомендации по результатам обследования детей; посещение занятий по развитию речи

Третий этап

После проведения коррекционной работы проводится дифференциальная комплексная диагностика по отслеживанию динамики развития ребенка и с выделением ведущих отклонений в развитии ребенка после 3 лет.

Основная задача данного блока – подведение итогов работы, закрепление основных навыков, приобретенных за основной период работы, разработка рекомендаций для родителей, для закрепления полученных навыков в домашних условиях.

В процессе целенаправленной и систематической работы с ребенком и его родителями, удается добиться положительной динамики в психическом и речевом развитии.

В результате занятий речь ребенка поднимается до уровня звукоподражания, лепета, первых слов. Обогащается активный и пассивный словарь, ребенок может выполнять простые инструкции, понимает слово, пользуется указательным жестом. Улучшается зрительное и слуховое внимание. Совершенствуется мелкая моторика, координация движений. Формируются представления о самом себе, о своем теле, навыки общения (умения устанавливать зрительный, эмоциональный, речевой контакт, быть понятым, ориентироваться в социальных ситуациях).

Таким образом, проект учитывает не только психолого-педагогические рекомендации в работе с детьми раннего возраста, но и берет во внимание особую роль взрослого, подчеркивая необходимость привлечения в развивающий процесс и ближайшего окружения ребенка (родителей, педагогов и специалистов).

Положительные динамические изменения в речевом и психологическом развитии, в результате проделанной работы, являются отличной профилактикой и коррекцией различных видов речевых расстройств.

Это доказывает, что оказание ранней помощи детям с ОВЗ ( ранняя диагностика и коррекция нарушений развития речи способствует повышению результативности коррекционной работы в целом.

Сравнительный анализ полученных результатов показал, что в ДОУ необходима работа по оказанию ранней помощи детям с ОВЗ (ТНР), так как она способствует развитию познавательной деятельности детей дошкольного возраста и снижению тяжести речевого нарушения у детей с нарушением речи, заинтересованности родителей в воспитании и обучении своих детей, компенсация нарушения в психофизическом развитии малыша и предупреждение отклонения.

Если все мероприятия, выработанные специалистами, оказались неэффективными, и ребенок продолжает испытывать значительные затруднения в обучении и воспитании, то ему необходима диагностико - консультативная помощь. В этом случае ребенка направляем в Психолого - Медико-Педагогические Комиссии, где решается вопрос о типе дальнейшего обучения ребенка, сообщают рекомендации родителям, педагогам и дается срок реализации рекомендаций, т. е. отслеживается динамика развития ребенка.

Проект "Мы вместе"

(индивидуальный профилактический проект по оказанию ранней помощи родителям и детям с ОВЗ в условия ДОУ)

На первом этапе было проведено обследование детей группы раннего возраста специалистами МДОУ Психолого Медико-Педагогическим консилиум в системе психолого-педагогического сопровождения по согласованию с родителями.

По результатам диагностики для участие в проекте были выбраны два ребенка ( Хорошавина Аделина и Александрова Влада ) с заключением ПМПк 1.Общее недоразвитее речи 1 уровня

2. Общее недоразвитее речи 1 уровня.

Родителям одного ребенка ПМПк было предложено пройти обследование на областной ПМПК для установления точного диагноза и определение направления коррекционной работы. Так как у ребенка отмечались особенности состояния коммуникативной сферы:

-трудность вступления в контакт.

-невозможность достаточно продолжительное время контактировать с другими детьми, взрослыми.

-серьёзные нарушения вербального общения вследствие недоразвития функциональной речевой системы: отсутствие навыков ведения беседы, аграмматичность и упрощенность фразовой речи.

Заключение областного ПМПК содержало рекомендации коррекционной работы с этим ребенком, которым мы следовали на протяжении всего проекта .

На втором этапе проводилась коррекционная работа с детьми, основным направлением работы является нормализация мышечного тонуса, развитие подвижности мышц артикуляционного аппарата. На данном этапе проводится различные виды артикуляционных упражнений, вызывание звуков, звукоподражаний. Параллельно велась работа над развитием фонематических процессов, расширением словаря, развитием пальчиковой и мимической моторики, развитием внимания, памяти, мышления, речевого дыхания.

Коррекционно-логопедическая работа с детьми проводилась совместно с родителями (законными представителями) которые присутствуя на занятии, учились правильно взаимодействовать с ребенком и получать необходимую информацию для закрепления навыков в домашних условиях. Работа строилась поэтапно, постепенно включались в работу наиболее сложные упражнения.

На интегрированных занятиях родители наравне с детьми постигали азы речевого развития. Все формы работы проводились в игровом сюжете. И дети, и родители обучались правильному речевому дыханию (по Стрельниковой А.Н.), развивали фонематическое восприятие, учились общению и мышлению. Использовались различные приемы: пропевание слоговых рядов и чистоговорок под музыку, развитие мелкой моторики с помощью различных круп, сказкотерапия, развитие координации движений, ловкости, чувства ритма, подражательности, пополнение словаря, а так же игры для развития общей, мелкой и артикуляционной моторики.

С родителями велась консультационная и просветительская работа по профилактике и коррекции речевых нарушений . Работа проводилась в виде тренинговых занятий; мастер классов по проведению артикуляционной гимнастике, пальчиковых игр, встречи по заранее выбранной проблеме, оформлялись информационные листки по методике проведение пальчиковых игр, артикуляционной гимнастике, упражнений на дыхание.

Педагогам были предложены рекомендации по результатам обследования, были проведены консультации по формированию речевых навыков у детей раннего возраста.

На третьем этапе, заключительном проводилась дифференциальная комплексная диагностика по отслеживанию динамики развития ребенка и с выделением ведущих отклонений в развитии ребенка, подведение итогов.

В результате проведенной коррекционной работы речь поднялась до уровня звукоподражания, лепета. Дети могли выполнять простые инструкции, понимать слово, пользоваться указательным жестом. Улучшилась мелкая моторика, координация движений.

Положительные динамические изменения в речевом и психологическом развитии, в результате проделанной работы, являются отличной профилактикой и коррекцией различных видов речевых расстройств.

Так же результаты диагностики показали, что дети продолжали испытывать

значительные затруднения в обучении и воспитании. Речь оставалась на низком уровне и не соответствовала возрасту.

Решение ПМПк ДОУ в мае 2018 г.дети были направлены в Городску Психолого - Медико-Педагогическую Комиссию, для решение вопроса о типе дальнейшего обучения.

В настоящее время дети посещаю вторую младшую группу компенсирующей направленности на основании заключения ПМПК.

Возраст с рождения и до трех лет, который принято называть ранним, является одним из важнейших этапов в развитии ребенка: этот период является сензетивным для развития многих функций. Наиболее активно развиваются моторные функции, ориентировочно-познавательная деятельность, речь, а также формируется личность.

Актуальность создания проекта обусловлена прежде всего тем, что более поздние периоды жизни ребенка, имеющего отклонения в развитии, дошкольный и школьный – уже, можно сказать педагогически освоены, созданы системы дошкольного и школьного воспитания и обучения детей с различными патологиями развития. Что же касается периода от рождения до 3-х лет, то он остается в основном введении медиков. Но врачи занимаются прежде всего здоровьем детей, а сенсорное, умственное и эмоциональное развитие отдаются пока что на откуп родителям.

Однако педагогическая неграмотность большинства родителей никак не способствует успешному воспитанию ребенка с отклонениями в развитии в домашних условиях. Как правило, родители не владеют специальными знаниями, получить их часть практически негде: психолого-медико-педагогических служб недостаточно, да и специалистов – дефектологов для работы с этим возрастом очень мало.

Вторая важнейшая причина оказания ранней помощи детям – это неуклонный рост числа новорожденных детей с отклонениями в развитии. Современные исследования показывают, что число детей, родившихся с признаками перинатальной энцефалопатии, достигает 70-75% от общего числа новорожденных. Причины этого – ухудшение состояния здоровья женщин, тенденция к выхаживанию детей, родившихся недоношенными. Подобные показатели характерны не только для России, но и для Европы, США, Канады и т. д.

2. Анализ ситуации с оказанием психолого- медико- педагогической помощи детям с ограниченными возможностями в ДОУ.

По данным мониторинга на 1 сентября 2015 г. в Правдинском районе сложилась неблагоприятная ситуация для социализации детей:

-всего воспитанников ДОУ- 862чел.

-всего проживает 1150 детей раннего возраста (от 0 до 3лет)

В 2015году на базе ДОУ начал свою работу ресурсный центр, тем самым появилась возможность оказывать методическую, консультативную помощь педагогам района, родителям (законным представителям) дошкольников.

В детском саду создана целостная система психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей, в которой задействованы все участники образовательного процесса.

3. Описание проблем

1. Отсутствие опыта в проведении коррекционной работы с детьми раннего возраста (проведение заседаний ПМПк, составление индивидуальных программ сопровождения ребенка, оформление документации).

2. Несвоевременное выявление детей с нарушениями психофизического развития.

3. Недостаточная оснащенность предметно-развивающей среды для организации работы с детьми раннего возраста, имеющими ограниченные возможности здоровья.

4. Непонимание родителями серьезности проблемы и игнорирование рекомендаций специалистов, что сказывалось на качестве оказываемой коррекционной работы.

5. Недостаточный квалификационный уровень педагогов по вопросам коррекции, обученияиразвития детей раннего возраста с ОВЗ.

4. Цель и задачи проекта

Цель: создание условий для личностного развития детей с нарушениями психофизического развития средствами специального образования.

- своевременное выявление детей с нарушениями психофизического развития;

- определение особых образовательных потребностей детей с нарушениями психофизического развития;

- разработка и реализация индивидуальных образовательных маршрутов, организация занятий для детей с нарушениями психофизического развития (в присутствии родителей);

- осуществление индивидуально ориентированной психолого- педагогической помощи детям с нарушениями психофизического развития с учётом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей детей;

- создание условий, способствующих освоению детьми с нарушениями психофизического развития здоровья образовательной программы соответствующей ступени образования;

-оказание консультативной и методической помощи семье, педагогам по повышению реабилитационной компетентности;

Календарный план мероприятий:

I Подготовительный этап

1. Создание банка данных о детях с ОВЗ в возрасте от 2 месяцев до 3 лет, желающих посещать Службу ранней помощи. Тесное взаимодействие и сотрудничество с

детской поликлиникой Участники: Семьи с детьми с ОВЗ в возрасте от 2 месяцев до 3 лет Сроки: Август 2015г. Ответственые:Заведующий ДОУ, старшая медсестра

2. Разработка нормативной документации Приказ о деятельности Службы ранней помощи в 2015-2016 учебном году. Изучение приказов, распоряжений о Службе ранней помощи. Сроки: Август 2015г. Ответственные: Заведующий МБДОУ,

3. Разработка методической документации.

-План работы на учебный год.

-План работы с родителями (законными представителями).

-Диагностические карты обследования.

-Разработка календарно-тематического планирования коррекционно-развивающих занятий. Изучение научной и практической литературы. Август 2015г. Зам. зав. по УВР

4. Приобретение психолого-педагогической литературы по вопросам оказания помощи детям раннего возраста, имеющими ограниченные возможности здоровья. Сроки: Август 2015г. Ответсвенные:Зам. зав. по УВР

5. Приглашение в Службу ранней помощи. Распространение информации о Службе ранней помощи.

Разработка и выпуск рекламных буклетов. Семьи с детьми с ОВЗ в возрасте от 2 месяцев до 3 лет. Сроки: Август 2015г. Ответственные: Зам. зав. по УВР

II Основной этап

(Диагностический - развивающий блок)

1. Проведение анализа анамнестических данных и психолого-педагогического обследования детей, поступающих в Службу ранней помощи.

-Наблюдение за ребенком.

-Проведение диагностических методик.

Игры, тестовые задания и др. Участники: Дети Родители (законные представители) Сроки: Август-сентябрь 2015г. Ответственные: Врач-педиатр Педагог-психолог

Учитель-логопед Инструктор по физической культуре Музыкальный руководитель

2. Разработка индивидуально-ориентированной программы сопровождения для каждого ребенка/ календарно-тематического плана работы для подгруппы детей Подбор в соответствии с разработанными программами методов и приемов коррекционно-развивающего воздействия Участники:Дети Родители (законные представители) Сроки: Август-сентябрь

2015г. Ответственные: Врач-педиатр Педагог-психолог Учитель-логопед

индивидуально-ориентированной программы сопровождения/ календарно-тематического плана работы для подгруппы детей Проведение коррекционно – развивающих подгрупповых и индивидуальных занятий с детьми и родителями. Дети

Родители (законные представители) Сроки: В течение года Ответственные:Все специалисты Службы

4. Выход из индивидуально-ориентированной программы сопровождения и переход

в детское учреждение.

Содействие в переводе ребенка в профильные учреждения (ДОУ, центры) (по мере необходимости) :

-Обследование по выпуску из Службы ранней помощи.

-Рекомендации по дальнейшему определению образовательного маршрута.

Участники: Дети Родители (законные представители) Сроки:Апрель-Май 2016г. Ответственные:Педагог-психолог старший воспитатель

Подгрупповая и индивидуальная работа с родителями (лицами их заменяющими) в вопросах развития, воспитания и обучения их детей.

Обучение родителей методам и приемам, направленным на формирование и коррекцию компонентов социальной познавательной, речевой и двигательной сфер ребенка. Организация и проведение подгрупповых мероприятий:

-круглые столы и др. Родители (законные представители). Сроки: В течение года Ответственные: Все специалисты Службы

6 Целенаправленная индивидуальная работа с родителями (лицами их заменяющими, по вопросам коррекции, обучения, развития детей.

-Проведение индивидуальных мероприятий.

-Проведение подгрупповых мероприятий.

Выдача рекомендации родителям. Участники: Родители (законные представители) Сроки: В течение года Ответственные: Все специалисты Службы

7 Проведение с семьей необходимой психопрофилактической и психокоррекционной работы. Получение психологической, лечебно-профилактической помощи. участники:Родители (законные представители) Ответственные: Врач педиатр Педагог-психолог

Совершенствование консультативной, просветительской и диагностической работы в Службе ранней помощи. -Выявление и анализ проблем в работе Службы ранней помощи.

-Анализ и планирование деятельности.

-Анализ научной и практической литературы для подбора инструментария. Служба ранней помощи Сроки : Май-июнь 2016г. Ответственные:Заведующий МБДОУ

6. Предполагаемые результаты реализации проекта

1. Разработка модели оказания комплексной психолого-педагогической помощи детям раннего возраста с проблемами в развитии.

2. Оптимизация работы с родителями по обеспечению своевременной и комплексной психолого- медико- педагогической помощи 3. Повышение профессиональной компетентности педагогов и специалистов ДОУпо данной проблеме.

3. Создание и функционирование ПМПк в детском саду.

4. Способ и критерии оценки эффективности реализации проекта

В апреле 2016г. мы планируем проведение итоговой диагностики с целью определения эффективности психолого-педагогической помощи, уровня решения поставленных задач. Она будет основываться на сравнительном анализе уровня целенаправленной психолого-педагогической помощи до и по завершении реализации индивидуальной программы; на сравнительном анализе уровня развития ребенка с нормативными для этого возраста показателями. Такой анализ позволит выяснить степень компенсации имевших место нарушений развития ребенка и, соответственно, необходимость продолжения или завершения программы ранней психолого-педагогической помощи.

По итогам коррекционно-развивающей работы:

- дети, достигшие положительных результатов, завершат занятия в Службе и будут направлены на ПМПК для определения дальнейшего образовательного маршрута;

- дети, не достигшие положительных результатов, продолжат занятия в Службе и по достижении 4-хлетнего возраста будут направлены на ПМПК для определения дальнейшего образовательного маршрута.

Мы надеемся, что специально организованный процесс, взаимосвязь всех специалистов и родителей в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья и испытывающими трудности в обучении, общении, поведении, дадут положительный результат и позволят снизить количество детей с нарушениями в развитии в старшем дошкольном возрасте.

Создание уголка психологической разгрузки в группе детского сада Мы живём в эпоху кризисов и социальных перемен. Экономическая и ценностная нестабильность общества оказывают негативное влияние на наших.

Опыт организации ранней комплексной помощи в США 1.1 Краткая история развития услуг и нормативно-правовой базы Раннего вмешательства США США является одной из первых стран мира, которая.

Презентация практики ранней помощи семьям детей с ОВЗ Содействие семье через работу «консультативно – диагностический пункта по оказанию ранней помощи родителям детей с особенностями развития.

Проект в рамках ранней профориентации по знакомству с профессиями служб специального назначения Тип проекта: информационно-творческий, познавательный Срок реализации: долгосрочный Участники проекта: воспитатели, музыкальный руководитель,.

Птср у ребенка в связи с потерей близкого человека. Программа психологической помощи ПТСР у ребенка, в связи с потерей близкого человека. Пусть всегда будет солнце Пусть всегда будет небо Пусть всегда будет мам Пусть всегда.


В статье описывается опыт работы педагогов дошкольного учреждения по психолого — педагогической поддержке семей, имеющих детей — инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в возрасте от 1, 5 до 7 лет. Раскрываются формы, методы, направления работы Лекотеки и Службе ранней помощи в условиях дошкольного учреждения общеразвивающего вида.

Ключевые слова : индивидуализация образования, лекотека, служба ранней помощи, инклюзивное образование, ребёнок с ограниченными возможностями здоровья.

Социализации детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, является важной и актуальной проблемой психолого-педагогического сопровождения. Работа с такими детьми и их семьями — дело очень сложное. Это связано не только с характером патологии и возрастом ребенка, но и с необходимостью тесного сотрудничества с семьей или другими взрослыми, ответственными за уход и воспитание. Без этого взаимодействия успеха добиться практически невозможно.

В нашем дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) для обеспечения своевременной и комплексной помощи детям в возрасте от 0 до 7 лет и их семьям организованы Служба ранней помощи (СРП) и Лекотека.

При оказании своевременной помощи увеличиваются шансы успешной адаптации детей с ОВЗ и их семей к общественной жизни и укрепления морального и психологического климата в таких семьях.

В связи с этим в деятельности любого учреждения, где воспитываются и обучаются, проходят реабилитацию дети с ОВЗ, необходимо развивать сотрудничество специалистов с родителями, активизировать формы работы по взаимодействию учреждения с семьей, совершенствовать систему комплексного медико-психолого-педагогического сопровождения.

Родители, присоединяясь к процессу педагогической поддержки, становятся более объективными в оценке проблемы, связанной с болезнью ребёнка. Они начинают проявлять социальную и воспитательную активность, не замыкаясь на своем ребенке. Взаимодействие семьи и педагога является необходимым условием успешного коррекционно-воспитательного воздействия на развитие ребенка.

Успешное взаимодействие возможно лишь в том случае, если детский сад знаком с воспитательными возможностями семьи ребенка, а семья имеет представление о дошкольном учреждении, которому доверяет воспитание своего ребенка. Это позволяет оказывать друг другу необходимую поддержку в развитии ребенка, привлекать имеющиеся педагогические ресурсы для решения общих задач воспитания.

В нашем дошкольном образовательном учреждении для обеспечения своевременной и комплексной помощи детям в возрасте от 0 до 7 лет и их семьям организованы Служба ранней помощи (СРП) и Лекотека, а также для детей с ограниченными возможностями здоровья, посещающими обычные группы детского сада, разрабатываются и реализуются адаптированные образовательные программы.

В МАДОУ д/с № 1 сложилась модель построения помощи семье:

Служба ранней помощи создана для детей в возрасте от 2-х месяцев до 4-х лет с выявленными нарушениями развития (риском нарушения), не посещающих образовательные учреждения.

Целью деятельности службы ранней помощи является организованная психолого-педагогическая и социальная поддержка семьи, имеющей ребенка с выявленными нарушениями развития (риском нарушения), не посещающего образовательное учреждение, подбор адекватных способов взаимодействия с ребенком, его воспитания и обучения, коррекция отклонений в развитии.

Основными задачами Службы являются:

- проведение психолого-педагогического обследования детей с нарушениями развития (риском нарушения) и их семей;

- оказание комплексной коррекционно-развивающей помощи детям с нарушениями развития (риском нарушения) и психолого-педагогической поддержки их семьям;

- осуществление работы по адаптации, социализации и интеграции детей с нарушениями развития (риском нарушения);

- включение родителей (законных представителей) в процесс воспитания и обучения ребенка;

- определение дальнейшего образовательного маршрута ребенка.

На практике в нашем ДОУ прослеживается следующий алгоритм оказания помощи:

- приглашаются на встречу со специалистами (обычно первичный приём осуществляет старший воспитатель или руководитель Лекотеки);

- назначается встреча с педагогом-психологом или учителем-логопедом, либо приглашаются на консилиум специалистов;

- проводится обследование ребёнка;

- проводится консультирование родителей;

- предлагается посещение Лекотеки.

В основном все дети, посещающие СРП позже зачисляются в Лекотеку, многие из них начинают посещать соответствующую возрастную группу ДОУ.

Что такое Лекотека?

Одной из задач современной системы воспитания и обучения дошкольников с нарушениями в развитии является поиск наиболее эффективных форм коррекционного воздействия. Одной из форм такой помощи является Лекотека, созданная на базе нашего дошкольного учреждения.

Лекотека оказывает психолого-педагогическую помощь семьям, воспитывающих детей от 2 до 7 лет с ограниченными возможностями здоровья, существенно затрудняющих их обучение и социализацию, имеющих и не имеющих статус ребёнка-инвалида.

С 2014 года по настоящее время Лекотеку посетили 16 детей-инвалидов с ограниченными возможностями здоровья (синдром Дауна, ДЦП, ЗПР, ТНР, умственная отсталость). Появление ребенка с проблемами в развитии для любой семьи — сложнейшее испытание, при котором семья нуждается в квалифицированной помощи, в объективной информации, в психологической поддержке. Одним из основных направлений деятельности Лекотеки является оказание психолого-педагогической помощи и поддержки родителей, воспитывающих детей с нарушениями в развитии.

Основными задачами Лекотеки являются:

– психолого-педагогическое обследование детей от 2 до 7 лет с нарушениями развития при наличии согласия родителей (законных представителей);

– подбор индивидуальных техник формирования предпосылок учебной деятельности ребенка;

– обучение родителей (законных представителей) методам игрового взаимодействия с детьми, имеющими нарушения в развитии, и пользованию средствами Лекотеки;

– проведение профилактических и коррекционных занятий средствами игры у детей от 2 до 7 лет с нарушениями развития;

– поддержка инициатив родителей (законных представителей) в области организации программ взаимодействия семей, обслуживаемых Лекотекой;

– помощь родителям (законным представителям) в подборе адекватных средств общения с ребенком.

Зачисление ребёнка в Лекотеку происходит на основании заявления родителей. Психолого-педагогическое сопровождение детей осуществляется на основе гибких индивидуальных образовательных маршрутов и личностно-ориентированных планов работы с ребёнком, разрабатываемых исходя из особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей.

Основными формами работы с ребенком и семьей являются индивидуальный и групповой игровой сеанс. Игровые сеансы с детьми в Лекотеке проводятся в индивидуальной и подрупповой формах (в малых группах, 2–3 ребёнка).

Продолжительность групповой и индивидуальной работы с детьми зависит от их возраста и сложности нарушений развития. Групповую и индивидуальную работу могут проводить педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, педагог дополнительного образования, воспитатель. При работе с подруппой возможно одновременное участие двух разных специалистов

Индивидуальная работа специалиста (педагога-психолога, учителя-логопеда, инструктора по физической культуре, музыкального руководителя, педагога дополнительного образования, воспитателя) по консультированию родителей (законных представителей) проводится по запросу.

Лекотеку посещают дети с ОВЗ, не посещающие дошкольные учреждения, а также дети, зачисленные в МАДОУ д/с № 1, но длительно не посещающие группы по состоянию здоровья (подготовка к операциям, домашний режим). Для них разрабатывается индивидуальное расписание игровых сеансов, удобное для их режима.

В Лекотеке реализуются следующие направления:

– профилактика и укрепление здоровья ребенка;

– развитие двигательной сферы;

– развитие и коррекция эмоционально-личностной сферы;

– развитие и коррекция коммуникативно-речевой и социальной сферы;

– развитие и коррекция познавательной сферы;

– абилитация ребенка через игровые, художественно-эстетические, музыкально-ритмические техники;

– повышение педагогической компетентности членов семьи, участвующих в воспитании ребенка с ОВЗ;

Режим и интенсивность посещения Лекотеки детьми и их родителями:

– Лекотека работает ежедневно, для каждого ребёнка составлен индивидуальный график;

– в условиях Лекотеки предусматривается гибкий режим посещения;

– состав и наполняемость подгруппы определяются исходя из направлений и форм работы, её содержания. При этом учитывается совместимость детей, общность или специфичность педагогических задач;

– психолого-педагогическое сопровождение детей осуществляется на основе гибких индивидуальных маршрутов, рассмотренных и утвержденных на консилиуме (ПМПк).

– индивидуальная или подгрупповая работа с ребенком проводится в присутствии родителей, но может проводиться и без родителей.

– продолжительность индивидуального занятия с ребенком рассчитывается согласно СанПиН и в зависимости от индивидуальных возможностей детей.

Основные задачи, которые Лекотека решает, осуществляя работу с родителями, это:

– помощь в ориентировке родителей в ситуации развития своего ребенка;

– содействие в формировании активной позиции родителей относительно ребенка;

– повышение педагогической компетентности членов семьи;

– психолого-педагогическая помощь в проектировании условий воспитания в семье.

Умение наладить доверительные отношения с родителями — путь успешного взаимодействия специалистов Лекотеки с семьей, от которого зависит успех в коррекционном процессе. Это совместная работа специалистов с семьей и ребенком, направленная на оказание грамотной помощи ребенку с проблемами в развитии, а также членам семьи, стимулирование родителей к активному участию в коррекционных мероприятиях. Главное условие — взаимодействие, сотрудничество семьи и специалистов. Все взаимодействие происходит в игровой и дружественной форме с возможностями продолжить развитие в домашних условиях, т. е. сплачивает семью, улучшает семейный климат.

Игровой сеанс — это форма работы специалиста с ребенком и его родителем, или другим членом семьи, преимущественно занимающимся воспитанием ребенка. На игровом сеансе могут также присутствовать другие члены семьи и лица, принимающие участие в воспитании ребенка.

В структуру игрового сеанса входят:

– наблюдение за свободной игрой и взаимодействием детей с целью оценки динамики психического развития и психологического состояния;

– инициация и сопровождение совместной игры детей между собой с целью решения задач индивидуального образовательного маршрута ребёнка;

– сопровождение параллельной игры детей и их родителей с целью обучения родителей техникам стимуляции и поддержки развития ребенка;

– нормализации детско-родительских отношений, преодоления поведенческих проблем ребенка;

– совместная (структурированная и неструктурированная) игра специалиста с детьми и родителями, с целью решения задач индивидуального образовательного маршрута;

– беседа с родителями: обсуждение результатов совместной работы, планирование работы на дому и другое.

Виды игрового сеанса:

– ребёнок — мама (член семьи) — специалист;

– ребёнок — мама (член семьи) — два специалиста (учитель-логопед, музыкальный руководитель или педагог — психолог и педагог дополнительного образования);

– в паре с ребёнком с нормативным развитием, с братом или сестрой;

– групповой игровой сеанс, для двух и более детей и их родителей, для отдельной семьи ребёнка.

В нашем ДОУ создаются специальные условия для развития детей с разными образовательными потребностями и для взаимодействия с их родителями.

У нас создан и оснащён кабинет инклюзивного образования. Он необходим и используется для проведения индивидуальных встреч с родителями, индивидуальных консультаций, систематизированного хранения документации (программы, журналы, карты ребёнка и др.), хранения игрушек, игр, дидактических пособий и методических материалов, а также библиотеки для родителей и педагогов (в электронном и печатном виде). По просьбе родителей специалисты сбрасывают необходимый материал на электронный носитель.

Педагоги, работающие с детьми в Лекотеке, составляют для родителей методические рекомендации по использованию дидактических игр и пособий, разработаны буклеты, памятки

Для проведения индивидуальных или тематических встреч с родителями, консилиумов, игровых тренингов, совместного участия в вебинарах используется методический кабинет. Для проведения сеансов с учителем-логопедом и педагогом-психологом оборудован кабинет педагога-психолога и учителя-логопеда, который оснащён необходимыми пособиями, играми и оборудованием для эффективной работы с детьми, родителями и педагогами. Техническое оснащение кабинета: магнитофон, ноутбук, проектор, интерактивная приставка MimioTeach, документ-камера MimioView, микрофон.

– аудиотека со звуками природы, животных, музыкальных инструментов, транспорта, звуковых эмоциональных проявлений человека (смех, плач);

– видеотека физкультминуток, подвижных игр, релаксационных видеороликов природы, подводного мира, космоса;

– игры на развитие психических процессов и речи;

– тематические мультимедийные презентации для родителей и педагогов.

Родители, присутствуя на сеансах с использованием интерактивной доски, видят возможности своего ребёнка, проявления интереса к познавательной деятельности, что возможно не проявлялось в домашних условиях.

Участие родителей в творческой деятельности вместе с детьми укрепляет эмоциональную связь и стимулирует становление более прочных, зрелых детско-родительских отношений. На занятии создаётся атмосфера комфорта и взаимоуважения.

Силами педагогов и детей проводим показ театральных спектаклей, на которых дети, не посещающие ДОУ, присутствуют вместе с родителями. По нашим наблюдениям, участие в таких мероприятиях, прежде всего, помогает преодолеть дефицит возможностей совместного досуга, неизбежно возникающий в семьях, воспитывающих ребенка с особенностями развития, когда большую часть времени родители озабочены решением коррекционных задач; у родителей появляется возможность пережить новые эмоции вместе со своими детьми, это открывает новые грани детско-родительских отношений.

Помимо этого, посещение таких мероприятий становится неким тренингом родительского умения помочь ребенку регулировать свое поведение в ситуации повышенного возбуждения, в публичных местах. Также можно отметить полезный эффект от знакомства родителей с подобным опытом других семей, когда иллюзия уникальности и неразрешимости ситуаций, связанных с проблемным поведением своего ребенка уступает место желанию конструктивно с ними справляться.

В результате нашей работы родители убеждаются, что их активное участие в развитии ребёнка ведёт к успеху; у них формируется активная родительская позиция и адекватная самооценка. Тесное сотрудничество со специалистами ДОУ помогает родителям применять полученные знания и умения в работе со своими детьми дома и принять ребёнка таким, какой он есть — во всех его проявлениях.

Решаются такие важные задачи, как:

– улучшение социального самочувствия и психологического климата в семьях, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья;

– повышение уровня и качества жизни семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, улучшение социального самочувствия и психологического климата в таких семьях;

– преодоление изолированности семей с детьми-инвалидами, образование новых социальных связей, получение социальных навыков, социальная интеграция детей-инвалидов в среду здоровых сверстников;

– формирование у семей, воспитывающих детей-инвалидов, и семей со здоровыми детьми мотивации к взаимодействию и взаимной поддержке.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, ограниченная возможность здоровья, родитель, семья, ранняя помощь, дополнительное образование, игровой сеанс, нарушение развития, риск нарушения, член семьи.

Ключевые слова

индивидуализация образования, лекотека, служба ранней помощи, инклюзивное образование, ребёнок с ограниченными возможностями здоровья

Читайте также: