Проект птичья столовая в детском саду

Обновлено: 02.07.2024

Вид, тип проекта : познавательно-исследовательский, средней продолжительности.

Цель проекта : формировать основы экологической культуры старших дошкольников через развитие заботливого отношения к зимующим птицам, их подкормку.

Проблема : зимующие птицы нуждаются в помощи людей в холодный период времени, нужно узнать, чем их можно покормить.

1) расширить представления детей о зимующий птицах, видах корма;

2) активизировать и расширить словарь детей по теме проекта;

3) развивать навыки познавательно-исследовательской деятельности при поиске информации о зимующих птицах, видах корма, при реализации проекта;

4) развивать творческое воображение в процессе продуктивной деятельности детей;

5) формировать заботливое отношение к птицам у воспитанников группы, детского сада.

6) повысить экологическую культуру родителей воспитанников через оказание помощи детям в реализации проекта.

Форма презентации : представление проекта с показом электронной презентации детям других групп.

Выяснить, что дети знают о зимующих птицах, чем их можно кормить, что ещё хотят узнать.

Наблюдение за птицами на участке

Найти способы поиска информации о зимующих птицах

Беседы с родителями на данную тему

Привлечь родителей к поиску информации о зимующих птицах, прилетающих к кормушке, о корме, который они предпочитают.

Поиск информации в Интернете

С помощью родителей найти информацию в Интернете.

Поиск книг о зимующих птицах

Подобрать книги о зимующих птицах дома с родителями и в группе

Сбор корма для птиц

Привлечь родителей к изготовлению, развешиванию кормушек для птиц, сбору корма (семена подсолнуха, пшено, овёс, несолёное сало и др.)

Изготовление, развешивание кормушек детей с родителями

Территория возле дома и детского сада

Ежедневная подкормка птиц

Расширять представления детей о зимующих птицах (внешний вид, поведение, предпочитаемый корм), их пользе.

Фиксировать результаты наблюдений с помощью фотографий.

самостоя-тельная деятель-ность детей

Наблюдение за птицами возле кормушек

Рассматривание следов птиц

Чтение худ. литературы о зимующих птицах:

Расширять представления детей о зимующих птицах с помощью художественных произведений

Отгадывание загадок о зимующих птицах

Развивать логическое мышление

Учить детей правильно называть детенышей птиц во множественном числе.

Учить детей правильному употреблению родительного падежа множественного числа имен существительных.

Учить распознавать птиц по голосу

Выставка детских творческих работ

Обобщить знания детей, полученных при наблюдениях за птицами.

Развивать воображение, творческие способности детей (дети самостоятельно выбирают технику выполнения работ, изобразительные материалы)

Посев и выращивание зелени для птиц

Развивать трудовые навыки детей по выращиванию зелени для птиц.

Закреплять знания детей о зимующих птицах нашего края

Совершенствовать умения детей узнавать птиц по их устному описанию.

Развивать логическое мышление,умение находить лишнюю птицу и объяснять, почему она лишняя.

Закреплять представления детей о птицах и корме, которым они питаются.

Составление разрезных картинок птиц

Развивать логическое мышление

Представление проекта с показом электронной презентации детям других групп

Формировать заботливое отношение к птицам у воспитанников других групп.

4 неделя февраля

Проанализировать, отметить успехи и неудачи.

1. Г орькова Л.Г., Кочергина А.В., Обухова Л.А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы). – М.: ВАКО, 2005. – 240 с.

2. Бондаренко Т.М. Комплексные занятия в подготовительной группе детского сада: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ, - Воронеж: ЧП Лакоценин С.С., 2007. -66 с.

Комментарии

Методические рекомендации использования гибких навыков Softskills в исследовательской деятельности детей…

Методические рекомендации использования гибких навыков Softskills в исследовательской деятельности детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО В современном мире, чтобы.

Выпускной праздник в подготовительной группе

Выпускной праздник в подготовительной группе Ведущий: Здравствуйте, дорогие гости! Мы рады приветствовать вас в этом зале. Сегодня у нас праздник, мы.

Интеграция детей с гиперактивным расстройством и дефицитом внимания в дошкольной…

Интеграция детей с гиперактивным расстройством и дефицитом внимания в дошкольной группе детского сада Повсеместно в современные детские образовательные учреждения прибывают дети.

Комментарии

В блогах

Влияние музыки на психику ребенка

Музыка обладает сильным психологическим воздействием на человека. Она влияет на состояние нервной системы (успокаивает, расслабляет или, наоборот, будоражит, возбуждает), вызывает эмоциональные различные состояния (от умиротворенности, покоя и гармонии до беспокойства или агрессии). Возбуждающая, громкая музыка, выражающая агрессивный настрой лишает человека.

Малые формы фольклора- средство эмоционального развития малышей

Тип проекта : информационно творческий, краткосрочный.

Разработчик: воспитатель Иляскина Н. И.

Зимнее время – это не только веселые праздники, оживленное катание с горок, но и крепкие морозы с пронизывающим ветром. Зимующие птицы очень нуждаются в помощи.

Трудно приходится птицам зимой. Голодом страшна зима, а не холодом. Сыта птаха и тепло ей под пухом и перьями (t° тела птиц 40 – 41 с°). Да вот беда, зимой пищу отыскать нелегко. Трудно приходится тем птицам, которые летом питались насекомыми. Они зимой переходят на шишки, орехи, зерна. А этот корм еще поискать надо. Трудное время легче сообща пережить. И вот зимой собираются в стайки и перелетают ближе человеческому жилью. Поэтому наша задача – заботиться о братьях наших меньших.

В программе проекта планируется провести наблюдения за птицами, прилетающими на кормушки с целью проследить особенности поведения птиц и их питания. На основании полученных сведений (рисунков, фотографий и наблюдений) оформить отчет о проделанной работе.

Тип проекта : информационно творческий.

Участники проекта : Дети старшей группы, родители воспитанников, воспитатели группы.

Сроки реализации: краткосрочный.

Формы работы: игровая, познавательная, продуктивная, работа с родителями.

Проблема: недостаточное представление детей о зимующих птицах.

1. Актуальность. Большое количество птиц гибнет в зимние холода. Человек может помочь им пережить зимнюю стужу. В холодное время года перед зимующими птицами встают жизненно важные вопросы: как прокормиться. Доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают. Проведя диагностическую беседу, предложив детям презентацию о зимующих птицах: 8 детей назвали правильно почти всех птиц предложенных в презентации, 3 детей – 3 птицы, а 4 детей только 1 птицу. Из этого следует, что недостаточно информации в развивающей среде, дети мало наблюдают в природе, некоторые дети мало посещают детский сад. У детей не сформированы навыки оказания помощи птицам зимой.

Цель. Наблюдение за птицами. Познакомить детей зимующими птицами, учить различать их, заботиться о них, то есть подкормка. Расширение и обогащение знаний о зимующих птицах. Формирование экологических знаниях о зимующих птицах и ответственного, бережного отношения к ним.

Задачи: Перед нашей группой стояли задачи, которые нужно решить в течение зимнего месяца

- смастерить кормушки и установить их в удобных для птиц и для наблюдения местах;

- проводить регулярные наблюдения за кормушками в течение всего периода;

- фиксировать наблюдения в дневнике;

- оценивать предпочтения разного типа корма птицами;

- помочь пережить птицам холода;

- усвоение правильного поведения при общении птицами.

- закрепить знания детей о зимующих птицах, о роли человека в жизни зимующих птиц.

- пополнить развивающую среду по теме проекта.

Работа с родителями

Домашнее задание родителям:

- рекомендации на совместные прогулки;

- совместно с ребенком сделать кормушку;

- подсыпая корм, развивать словарный запас ребенка;

- заучивание стихотворения о зимних птицах;

- отгадывание загадок про зимних птиц;

- рассмотреть зимних птиц на иллюстрациях в книгах и журналах, принести книги в д/с.

Этапы проекта

I этап. Подготовительный:

Выбор места для нее.

Подготовительный период требовал много творчества, выдумки, фантазии и усилий воспитателей, родителей, детей.

В конкурсе участвовало 9 родителей. Много творчества, выдумки, фантазии проявили дети и их родители, при изготовлении кормушек для птиц. Это был I этап.

Вот кормушки готовы.

В течении месяца ежедневное кормление птиц.

Наблюдение за их поведением.

Использование разных кормов.

Учет количества птиц, их видов.

Ежедневное заполнение дневника наблюдений.

Подумали и решили повесить кормушки на участке, где гуляем с группой, а остальные рядом с группой, т. к. отсюда хорошо наблюдать даже через окно. В этом году это и было кстати. Ведь зима выдалась суровая.

Сильные снегопады стали серьезным испытанием для зимующих птиц. Птицы узнали о кормушках очень быстро. И первые гости появились буквально через полтора часа.

Но в подкормке птиц нужно соблюдать определенные правила.

1. Нельзя кормить птиц солеными продуктами и ржаным хлебом.

2. Если начал подкармливать в начале зимы, следи за тем, чтобы каждый день был корм в кормушке.

3. Кормушки должны быть удобные, безопасные для птиц (не доступна для соседской кошки, креплена плотно)

4. Повесить кормушки так, чтобы туда могли попасть мелкие и ловкие птицы, но никак вороны и голуби (для них корма достаточно и на улице, на земле)

5. Корм должен быть защищен от непогоды (должна быть крыша, оградки, чтоб не высыпался корм на землю во время ветра, бурана).

6. Кормушки необходимо регулярно чистить

Мы соблюдали все эти правила. Каждый день мы добавляли в кормушки разные корма. Первыми о кормушке узнали воробьи. Несколько дней они чувствовали себя комфортно, пока к кормушке не заявились синицы. Когда корма было много они кормились вместе с воробьями, или старались кормиться в соседних кормушках.

Мы наблюдали за воробьями и синицами. Оказалось, что эти птицы отличаются друг от друга. Сестрички-синички добрые, дружные, а вот воробья называют юркий плут, воришка, забияка, драчун и первейший нахал. С этим наши дети согласны. На наших кормушках они дерутся, кричат, спорят за корм и сталкивают друг друга вниз. Воробьи живут и летают стайками. Так им легче добывать корм и защищаться от врагов. Едят воробьи всё подряд. На зиму переселяются поближе к жилью человека.

Редко прилетали снегири, они часто не задерживались, так как они любят питаться семенами клена, ясеня а этого добра в этом году у нас на участке много.

Когда мелкие птички кормились на кормушках, издалека их наблюдали, сидя на березах, вороны и галки. Они на кормушки не садились, а довольствовались кормом на земле, то, что упало с кормушек, или что осталось после чистки кормушек.

В итоге проведё нных наблюдений наши дети научились:

кормить птиц различным кормом;

наблюдать и вести дневник наблюдений.

какие виды птиц остаются зимовать в наших краях, а какие прилетают к нам на зиму;

как различить птиц по окраске;

какие корма предпочитают птицы;

птицы становятся заметными и более активными с приходом тепла: чем ярче светит солнце, чем теплее, тем больше птиц на улице, тем они активнее;

В ветреные дни птицы не прилетают.

Из кормов голуби и воробьи предпочитают крошки от батона, а синицы- сало. Пшено едят дольше всего.

Воробьи и голуби прилетают стайками, а синички - по 2-3, сороки - по одиночке.

Кормушку посетили 5 видов птиц. Это воробьи, синицы, снегири, вороны и галки.

За время действия проекта птицы привыкли получать корм, поэтому подкормку необходимо продолжить.

Результат реализации проекта

- Расширен кругозор детей о зимующих птицах.

- Улучшилась предметно-развивающая среда: литературой фотографиями, иллюстрациями, стихотворениями, рассказами о птицах, загадками.

- У детей сформировалась любознательность, творческие способности, познавательная активность, коммуникативные навыки.

- Воспитанники и их родители приняли активное участие в оказании помощи птицам в трудных зимних условиях.

Нашей целью было не только наблюдение за птицами, но и научить их различать, узнать о них как можно больше. Мы учили песни о птицах, стихи, загадки, игры, рисовали их.

Наша помощь птицам не проходит даром. Семейство большой синицы за гнездовой период может уберечь от насекомых вредителей 10 яблонь.

Воробьи в период выкармливания птенцов уничтожают жуков – долгоносиков, гусениц-листоверток, совок шелкопрядов и мух.

Снегири летом питаются только насекомыми в лесах, этим спасают лес от гибели.

Лист наблюдений за птицами, прилетающими к кормушке.

Дата и время Погодные условия Корм для птиц Прилетевшие птицы (название и количество) Время пребывания у кормушки Особенности поведения птиц

Днем 14°С Крошки хлеба Воробьи

много 14 – 15°° Клюют

Днем 17°С Пшено Воробьи много 14 – 15°° Клюют меняя

Днем 15°С Пшено семечки Воробьи Синицы 17 – 1730 Воробьи спорят клюют по зернушку

Днем 12°С Каша гречневая Воробьи Синицы 14 – 15°°

16 – 1615 Клюют дружно

Днем 17°С Семена подсолнуха Воробьи Синицы Снегири-2 11 – 1230 Клюют меняя

Днем 27°С Крошки хлеба – Не прилетели –

Днем 6°С Овес Ворона 13 – 1320 Клюют на площадке под кормушкой

Днем 3°С Каша гречневая 12 – 1300 Под кормушкой, опасно оглядываясь

Днем 5°С Овес Воробьи Синицы

много 14 – 1700 Клюют, перелетают с дерева на дерево

Днем 5 °С Хлеб, сало Снегири – 3шт.

много 17 – 1730 Снегири висят на сале, воробьи клюют хлеб

Днем 14°С Семечки Воробьи Синицы Снегири 17-18 14 – 1600

Воробьи спорят, вороны на площадке

Днем 16°С Пшено Воробьи много 11 – 1230 На земле клюют

Днем 17°С Крупа ячневая Воробьи Синицы Вороны 10 – 12 Спорят перелетаю с места на место

Днем 11°С Крупа ячневая 13 –14 Клюет опасно оглядываясь

Днем 13°С Крупа ячневая 14 – 15 Под кормушкой клюет

Днем 8°С Семечки Синицы Воробьи 14 –17 Весело чирикают

Днем 8°С Семечки Синицы Воробьи 15 – 17 Весело чирикают

Днем 5°С Крошки хлеба Синицы Вороны 16 – 17 Поют синицы

Днем 3°С Крошки хлеба Воробьи

Вороны 15 – 1630 Весело чирикают

Днем 9°С Каша перловая Воробьи

Вороны 14 – 1430 Спустились на землю

Днем 7°С Каша перловая Воробьи

Вороны 14 – 1530 Спустились на землю

Днем до 9С Каша перловая Вороны

Воробьи 15 – 17 За ними наблюдает черный кот

Днем 10°С Каша перловая Вороны

Воробьи 15 – 17 За ними наблюдает черный кот

Днем 10°С хлеб Вороны 16 – 1730 Пытается подняться черный кот на кормушку

Днем 10°С Семечки Вороны 16 – 1730 Пытается подняться черный кот на кормушку

Днем 9°С Семечки Синицы 17 – 18 Пытается подняться черный кот на кормушку, но не смог

Днем 8°С Семечки

Днем 12°С Семечки

Днем 12°С Семечки

Днем 13°С Семечки

Днем 12°С Семечки

Днем 13°С Творожок и сало

Днем 13°С Зерна пшеницы

Днем 7°С Семечки

Днем 18°С Зерна пшеницы

В течении двух месяцев мы вели подробный дневник наблюдений за птицами. Вот что у нас получилось

Дата Какой корм насыпали Какой корм уходит быстрее Кто чаще прилетает Утро День Вечер

1.02.2013 Семена подсолнуха, зерна перловки, сало Сало Синицы +

4.02.2013 Крошки белого хлеба, семена подсолнуха, сало Семена подсолнуха Воробьи +

5.02.2013 Творог, зерна пшеницы, размятое вареное яйцо Зерна пшеницы Воробьи + +

6.02.2013 Тыквенные семечки, сухари, смешанные с творожком, несоленое сало Творожок и сало Синицы + +

7.02.2013 Семена подсолнуха, тыквенные семечки, сало Сало Синицы +

8.02.2013 Зерна пшеницы, зерна перловки, творожок с сухарями Творожок Синицы +

11.02.2013 Крошки белого хлеба, зерна пшена Крошки белого хлеба Воробьи +

12.02.2013 Зерносмесь Зерна пшеницы Синицы +

13.02.2013 Крошки белого хлеба, зерна пшена Воробьи +

14.02.2013 Семена подсолнуха, тыквенные семечки, сало Сало Синицы + +

15.02.2013 Тыквенные семечки, сухари, смешанные с творожком, несоленое сало Сало Сорока +

18.02.2013 Крошки белого хлеба, семена подсолнуха, сало Крошки белого хлеба Воробьи + +

Лист наблюдений за птицами, прилетающими к кормушке

Дата и время Погодные условия Корм для птиц Прилетевшие птицы (название и количество) Время пребывания у кормушки Особенности поведения птиц

1.02.2013 Крошки хлеба ___ ___ ___

4.02.2013 Пшено 3 синицы 15 минут Летают с опаской

5.02.2013 Семечки 7 синиц,

1 воробей 25 минут Берут по одному семечку

6.02.2013 Хлеб, сало 12 синиц 40 минут Слетелись быстро

7.02.2013 Каша гречневая 9 воробьев,

4 синицы 1 час Ели медленно

8.02.2013 Ягоды рябины 5 синиц, стая воробьев 1 час Прилетели быстро

11.02.2013 Семена арбуза 7 синиц 1 час Воробьи не ели

У нас работает птичья столовая. Фотоотчет.

У нас работает птичья столовая. Фотоотчет. У нас работает птичья столовая. Фотоотчет. Здравствуйте друзья и гости моей странички! Уже который год подряд мы с ребята участвуем в районной.

Заработала птичья столовая (фотоотчёт)

Заработала птичья столовая (фотоотчёт) Третий год подряд ребята нашей группы с наступлением холодов участвуют в экологическом проекте" Покормите птиц зимой".За это время мы перепробовали.

Одним из актуальных вопросов современности является взаимоотношение человека с природой. Проблема нашего поколения состоит в том, что дети мало общаются с природой. В период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, а также формирование экологической культуры, поэтому так важно пробудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь и бережное отношение к ней.

Тип проекта: Информационно – познавательный.

Масштаб проекта: Октябрь - Апрель 2016 г. – 2017 г.

  • Формирование у старших дошкольников элементарных экологических знаний на основе многообразия пернатых обитателях нашего края.
  • Формировать умение: наблюдать, сравнивать, анализировать и отражать результаты наблюдений в разных видах творческой деятельности (театральной, игровой, музыкальной, художественной, *
  • Расширять знания о зимующих птицах;
  • Совершенствовать связную речь дошкольников, используя разнообразные методы по составлению рассказов;
  • Воспитывать интерес к живой природе, развивать любознательность;
  • Формировать желание беречь и заботиться о братьях наших меньших;
  • Повысить уровень педагогической культуры родителей через привлечение к совместной деятельности с детьми.

Интеграция образовательных областей:

  • Коммуникативно – личностное развитие;
  • Познавательное развитие;
  • Художественно – эстетическое развитие;
  • Речевое развитие
  • Расширение кругозора детей о зимующих птицах4
  • Пополнение предметно – развивающей среды;
  • Развитие у детей любознательности, наблюдательности, творческих способностей, познавательной активности;
  • Приобщение детей и родителей к помощи птицам в холодное и голодное время года.

Презентация проекта на заседании педагогического совета.

Этапы реализации проекта

1 этап: Подготовительный:

2 этап: Основной:

  • Подбор и чтение художественной литературы (стихи, загадки, познавательные рассказы, повести и т.д.) о зимующих птицах;
  • Беседы:

- Птицы, какие они?

- Почему птиц стало меньше?

- Покормим птиц – кто что любит.

- Пернатые обитатели зимнего парка.

- Кормушки для пичужки.

- Чтобы вы сделали, если бы увидели…

- Чтобы вы сказали, если бы увидели…

- «Найди птицу по графу;

  • Работа с художественной литературой:
  • Чтение:
  • Разучивание поговорок и загадок о птицах.
  • Целевые прогулки:

- Наблюдение за зимующими птицами;

- Покорми зимующих птиц;

  • Совместная деятельность (рисование, аппликация, оригами, лепка):

- Волшебный птичий хоровод;

- Птицы на кормушке;

- Вороны на кочёвке;

- Снегири как розовые яблоки;

- Птичка прилетела, на окошко села;

- Конструирование кормушки из бумаги.

- Построй кормушку из строительного материала;

- Обведи птицу по точкам;

  • Работа с родителями:
  • Создание информационного поля по теме проекта:

Используя познавательную информацию о зимующих птицах нашего края, привлечь родителей для совместного труда с детьми и воспитателями по заготовке корма и изготовлению кормушек и скворечников.

Способствовать формированию чувства сопричастности к природе, активной позиции в решении элементарных экологических проблем родного края.

- Заготовка корма для птиц с привлечением детей и родителей.

3 этап. Заключительный.

Открытый показ занятий

- Наблюдение за птицами;

- Загадки, пословицы, поговорки;

Считаю необходимым продолжить работу по экологическому воспитанию дошкольников средствами ознакомления с птицами родного края.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Человек и природа неотделимы. Мы живём в такое время, когда заботе об окружающей природе уделяется мало внимания. Человек так долго губил природу, что она начинает медленно умирать. Именно дети могут изменить такое положение дел, когда вырастут. Поэтому необходимо уделять экологическому воспитанию подрастающего поколения большое внимание. Всё, усвоенное в детстве, становится базовой основой последующей жизни. Если ребёнок с детства усвоит, что без нужды нельзя рубить деревья или убивать всех животных без разбора: и больших и маленьких, то он всю жизнь будет следовать этому правилу.

Человек и природа неотделимы. Мы живём в такое время, когда заботе об окружающей природе уделяется мало внимания. Человек так долго губил природу, что она начинает медленно умирать. Именно дети могут изменить такое положение дел, когда вырастут. Поэтому необходимо уделять экологическому воспитанию подрастающего поколения большое внимание. Всё, усвоенное в детстве, становится базовой основой последующей жизни. Если ребёнок с детства усвоит, что без нужды нельзя рубить деревья или убивать всех животных без разбора: и больших и маленьких, то он всю жизнь будет следовать этому правилу.

Развитие ребёнка в ходе исследовательской деятельности наиболее продуктивно, потому что это происходит при участии активной заинтересованности.

Цель: Познакомить детей с жизнью птиц, зимующих в нашем крае; способствовать усвоению правил поведения при общении с птицами; развивать представления действенной заботы о птицах.

• привлечь внимание родителей и детей к помощи зимующим птицам;

• формировать у детей умения и навыки по уходу за птицами в зимний период;

• воспитывать любовное, заботливое отношение, способствовать усвоению правил поведения при общении с птицами;

• развивать чувственно-эмоциональную реакцию на окружающую среду.

Участники проекта: дети, воспитатель, родители.

Формы и методы работы с детьми

В один из дней воспитательница приносит в группу письмо и сообщает, что она его нашла. Письмо упало ей прямо под ноги, когда она шла на работу. Кто же мог его написать? Письмо зачитывается:

Здравствуйте, дорогие ребята!

Пишут зимующие в вашем крае птицы. Мы знаем, что вы, юные экологи, все знаете, все умеете, у вас доброе сердце. Помогите! Покормите нас зимой!

Познавательное развитие:

Цель: Узнать как можно больше сведений о зимующих птицах у взрослых, друзей, из энциклопедий, справочников, художественной литературы, из копилки народной мудрости (пословицы, поговорки, приметы, загадки, сказки) .

Художественно-творческая деятельность:

• составление рассказов по иллюстрациям;

• разгадывание загадок (приложение 4)

• слушание музыки с голосами птиц;

Формы и методы работы с родителями:

Цель: изготовить кормушки и развесить их на участке детского сада, возле домов, где живут дети. Подобрать корм, любимый зимующими птицами. Собрать его как можно больше.

• конкурс на лучшую кормушку

Родители активно участвовали в реализации проекта. Дети узнали много нового и интересного о птицах.

Были вручены дипломы родителям и подарки детям за участие в конкурсе за лучшую кормушку.

1. Бондаренко А. К. дидактические игры в детском саду: Кн. Для воспитателя дет. Сада. -2-е изд., дораб. -М. : Просвещение, 1991.

3. Малышева А. Н. Аппликация в детском саду. - Ярославль: Академия развития, 2010.

4. Паникоровская Н. А. 1000 загадок, скороговорок, считалок для самых умных малышей. М. :Астрель; СПБ. : Сова; Владимир: ВКТ, 2010.

5. Степаненкова Э. Я. Сборник подвижных игр. Для работы с детьми 2-7 лет /Авт. -сост. -М. : Мозаика- Синтез 2012.

Приложение 1

Цели: рассказать детям о птицах как о живых существах, объяснить причину их перелетов (перелетные, кочующие, зимующие). Учить отвечать на вопросы полными ответами, правильно произносить звуки. Способствовать воспитанию заботливого отношения к птицам.

Давайте послушаем запись и узнаем, кто нас просит о помощи. (слушают голоса птиц)

Ребята, какое время года сейчас?

Какие изменения произошли в природе? Почему стало мало птиц? (Исчезли насекомые.)

Каких птиц вы знаете? (Галка, скворец, воробей, дятел.) Куда улетают птицы осенью? (На юг.) Как называются птицы, которые улетели на юг? (Перелетные.)

Да, перелетные птицы. Каких вы знаете перелетных птиц? (Скворцы, ласточки, журавли, грачи.

Воспитатель. С наступлением холодов осенью начинается перелет птиц, вот как об этом написано в стихотворении Е. Благининой:

Скоро белые метели

Снег подымут от земли.

Улетают, улетели, улетели журавли.

Не слыхать кукушки в роще,

И скворечник опустел,

Аист крыльями полощет-

Лист качается узорный,

В синей луже на воде.

Ходят грач с грачихой черные

В огороде по гряде.

Солнца редкие лучи,

Улетают, улетели, улетели и грачи.

Воспитатель. Не все птицы улетают, есть те, которые остаются с нами зимовать. Как они называются? (Зимующие.)

Каких вы знаете зимующих птиц? (Сорока, ворона, галка.) А почему они называются зимующими? (Они зимуют в наших краях.) Чем питаются зимующие птицы? (Рябиной, семечками.) Где живут птицы? Как о них заботится человек? (Устраивают кормушки.)

Воспитатель. (показывает иллюстрации). Перечислите птиц, каких вы видите на иллюстрациях. (Сорока, ворона, галка.) Какие это птицы? (Зимующие.) С наступлением холодов с севера перекочевывают к нам в леса: Чижи, снегири, чечетки, свиристели – это кочующие птицы (показывает их на иллюстрации.)

Почему они называются кочующими? (Кочуют, отлетают на небольшие расстояния, перелетают с севера.)

Это те птицы, которые меняют место обитания. Синицы у нас зимуют, а потом улетают в тайгу; снегири, чечетки – обитатели севера.

А почему они перекочевывают к нам? (Привыкли жить в холоде, находят у нас пищу.)

Кто такие кочующие птицы, перечислите их. (Снегири, чечетки, королек.)

Воспитатель. Сейчас мы будем отгадывать загадки о птицах, который прислал нам Незнайка.

Любит зёрнышки клевать.

С первым снегом на рябине

(снегирь, он – кочующий.)

Я по дереву стучу,

Червяка достать хочу.

Хоть и скрылся под корой,

всё равно ты будешь мой.

(дятел, он – зимующий.)

В сером армячишке

По дворам ныряет,

По полям кочует,

(воробей, он зимующий.)

Непоседа птица эта,

Одного с берёзой цвети.

(сорока, она – зимующая.)

Червякам – враг, кто это?

(грач, он перелётный.)

На шесте весёлый дом

С круглым маленьким окном.

Чтоб уснули дети, дом качает ветер.

На крыльце поёт отец.

Он и лётчик, и певец.

(скворец, он – перелётный.) молодцы

Вос. - Вы знаете как правильно кормить птиц?

ПРАВИЛА КОРМЛЕНИЯ ПТИЦ

Чтобы правильно кормить птиц, нужно соблюдать некоторые правила:

1. Во время подкормки птиц не сорить, не оставлять на улице полиэтиленовые пакеты, жестяные банки, коробки.

2. Подкармливать в одном и том же месте, желательно в одно и то же время – птицы сами будут прилетать к месту кормления.

3. Кормить птиц регулярно, ежедневно. Нельзя подкармливать время от времени, в морозы нужна пища каждый день, чтобы птицам выжить.

4. Корма класть немного, именно для того, чтобы подкормить, поддержать в трудное время.

Конспект непосредственной образовательной деятельности в средней группе на тему: "Зимующие птицы "

Образовательные: Расширять знания детей о жизни птиц зимой, об их повадках, питании. Дать детям представление о видах питания зимующих птиц. Формировать умение выслушивать других детей при обсуждении проблемной ситуации. Активизировать в речи прилагательные. Учить подбирать точные сравнения.

Развивающие: Развивать наблюдательность, умение сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи; сообразительность, в процессе отгадывания загадок, развивать познавательный интерес у детей к жизни птиц.

Воспитательные: Воспитывать сопереживание, сочувствие, желание помогать птицам в трудных зимних условиях.

Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, социализация.

1. Дети проходят в группу и здороваются с гостями. Раздается стук в дверь.

В гости к ребятам приходит Незнайка. В руках у него кормушка. Незнайка здоровается с ребятами и рассказывает им историю: «Ребята, я очень люблю птиц, мне их жалко, ведь зимой на улице холодно и я сделал им домик – кормушку. Повесил ее на дерево. Но птицы, покружив над кормушкой, улетели.

- Почему они пролетели мимо и не сели на мою кормушку?

В. : - Правильно, Незнайка забыл положить корм на кормушку и птицы пролетели мимо.

Н. : - А я совсем забыл про корм, да и не знаю, что птицы любят кушать. Ребята, помогите мне лучше узнать птиц.

В. : - Давайте познакомим Незнайку с разными птицами, расскажем об их повадках, и о том, чем они любят полакомиться зимой. Ребята проходят на стульчики.

- Птицы спрятались от нас и оставили нам конверт с загадками. Отгадаем загадки и увидим птичек.

- Озорной мальчишка в сером армячишке

По двору шныряет, крошки собирает (воробей) .

В. : - Как вы догадались, что это воробей? (маленький, шустрый, любит хлебные крошки) .

Любит зернышки клевать

С первым снегом на рябине он появится опять (снегирь) .

В. : - Как вы узнали, что это снегирь? (любит рябину, у него красная грудка) .

Желтая почти вся птичка.

Любит сало и пшеничку.

Как зовут ее? – синичка.

В. : - Как вы догадались? (желтый животик, маленькая) .

- Окраской – сероватая, повадкой – вороватая,

Каркунья хрипловатая. (Ворона)

В. : Какие слова помогли вам узнать ворону? (серая, каркает) .

В. : - Как одним словом можно назвать этих птиц? - зимующие.

- Почему они называются зимующие? – они зимуют в городе, рядом с человеком.

- Чем похожи все птички? – Да у всех птиц есть туловище, голова, лапки, клюв, крылья, хвост, а тело покрыто перьями.

- Зачем птицам клюв? – есть, пить.

- Зачем птицам крылья? – летать

- Зачем птицам лапки? – передвигаться по земле, цепляться за ветки.

- Ребята, чем отличаются эти птицы друг от друга?

- Правильно, воробей маленький, а ворона большая. И по окраске они разные: у снегиря грудка розовая, а у синицы желтая. И повадки у птиц разные: воробьи любят сидеть на кустиках, ворона на ветках деревьев, снегири на веточках рябины.

- Что защищает птиц зимой от холода? - густой пух, отросший еще с осени, подкожный жир.

Н. :- Ребята, какие вы молодцы! Как много вы рассказали мне о птицах.

В. : - Давайте покажем Незнайке, как прыгают синички.

Скачет шустрая синица, (Прыжки на месте на двух ногах.)

Ей на месте не сидится, (Прыжки на месте на левой ноге.)

Прыг-скок, прыг-скок, (Прыжки на месте на правой ноге.)

Завертелась, как волчок. (Кружимся на месте.)

Вот присела на минутку, (Присели.)

Почесала клювом грудку, (Встали, наклоны головы влево-вправо.)

И с дорожки — на плетень, (Прыжки на месте на левой ноге.)

Тири-тири, (Прыжки на месте на правой ноге.)

Тень-тень-тень! (Прыжки на месте на двух ногах.)

2. Ребята подходят к столу и встают полукругом. На столе блюдца с рябиной, хлебными крошками, семечками, кусочками яблока, пшено.

- Зимой птицам холодно и голодно. Летом и осенью синицы и воробьи питались жуками, кузнечиками, гусеницами.

- Где сейчас, зимой жуки и кузнечики? - спят под двумя одеялами – осенним и зимним, не добраться до них.

- Птицам тяжело найти себе корм под снегом.

- Кто может им помочь зимой? – человек. Они прилетают ближе к людям за помощью, взрослые делают кормушки и насыпают в них корм.

Покормите птиц зимой,

Пусть со всех концов

К нам слетятся, как домой,

Стайкой на крыльцо.

Не богаты их корма!

Горсть зерна нужна.

В. : - Ребята, скажите, чем питаются птицы? – хлебом, крошками, семечками.

В. : - Правильно, ребята. Хотите, я вам расскажу, какая птица, чем питается?

В. :- Воробьи питаются зёрнышками, крошками, семечками. Смело приближается к человеку.

- Синицы питаются зёрнышками, крошками, семенами, любимое их лакомство – сало. Синица, найдя твердую пишу, быстро взлетает на ветку и затолкав семечку между пальцев цепких ног, ударами крепкого клюва раздалбливает оболочку семени. Показывает блюдце с пшеном.

- Снегири едят семена, любят клевать ягоды рябины. Мерзлые ягоды хорошо поддаются мощному клеву. Показывает блюдце с ягодами рябины.

- Вороны питаются очистками, остатками пищи, любит хлеб, мясо. Показывает блюдце с кусочками яблока.

- Я дам вам картинки с птицами, а вы должны назвать птичку и найти ей корм.

Н. : Теперь я узнал, что надо положить птицам на кормушку.

Воспитатель приглашает детей в кружок. Незнайка благодарит ребят.

- О каких птицах мы рассказали Незнайке?

- Как можно назвать всех их одним словом?

- Какую птицу мы угостим рябиной? Семечками?

Незнайка дарит ребятам кормушку и приглашает ребят на прогулку покормить птиц

Приложение 2

1. Какая птица самая большая в мире? (страус)

4. Кто днем спит, ночью летает, прохожих пугает? (филин)

5. Что птицам страшнее зимой: холод или голод? (голод)

6. Какую птицу называют вестником весны? (грач)

7. Кто знаменитая Каркуша? (ворона)

8. Синицы высиживают птенцов летом, а клесты (зимой)

Приложение 3

Эти крошки – голубям – вытянуть вперед правую руку с раскрытой ладонью

Эти крошки – воробьям – то же левой рукой

Галки да вороны – тереть ладонью о ладонь,

Пальчиковая гимнастика "Кормушка".

Сколько птиц к кормушке нашей (Ритмично сжимают и разжимают кулачки)

Прилетело? Мы расскажем.

Две синицы, воробей,

Шесть щеглов и голубей,

Дятел в пестрых крылышках.

Всем хватило зернышек.

Приложение 4

Загадки про зимующих птиц

И полоска шарфика.

Вот птичка так птичка,

Не дрозд, не синичка,

Не лебедь, не утка

Но эта вот птичка,

Хоть и невеличка,

Только лютой зимой.

Любит зёрнышки клевать,

С первым снегом на рябине

Он появится опять.

И зимой найдет приют:

Не боится он простуды

- С первым снегом

Зимой на ветках яблоки!

Скорей их собери!

И вдруг вспорхнули яблоки,

А ходить не умеет.

Хочет сделать шажок

Найдешь её в своём дворе,

Она на радость детворе.

Ты обижать её не смей!

В сером армячишке

По дворам шныряет,

По ночам кочует

К зёрнышкам прыг!

Трещала с самого утра:

Какая с ней морока,

Эта хищница болтлива,

Весь день хлопочет.

Днём спит, ночью летает.

Всю ночь летает -

А станет светло -

Спать летит в дупло.

В лесу, под щебет,

Стучит лесной телеграфист:

Приложение 5

Консультация для родителей на тему

Зима. Все покрыто ровным белым снегом - и земля, и крыши домов, и даже ветви деревьев и кустарников. В такую погоду мелким птицам очень трудно отыскивать себе пищу.

Есть птицы перелётные, которые с наступлением холодов улетают в жаркие страны, а весной, как только оттает снег, возвращаются в родные края. А есть птицы зимующие у нас. Это оседлые птицы. Они не боятся морозов, а еду ухитряются добывать даже очень в снежные зимы. И всё-таки тяжело им зимой. Из десяти, может быть, одна-две доживут до весны. В нашей местности зимующие птицы это, ворона, снегирь, дятел, синица, воробей, голубь и другие.

Воробей - в нашей местности воробей представлен двумя видами - воробей домовой, или городской, и воробей полевой, или деревенский.

Вес его составляет 23-35 г. Общая окраска оперения у него коричневато-бурая сверху, беловатая снизу. Самец отличается от самки большим черным пятном, охватывающим подбородок, горло, зоб и верхнюю часть груди, а также темно-серым верхом головы.

Продолжительность жизни - рекордная для птиц - 50-75 лет, но есть данные и о еще больших сроках. Ведёт оседлый образ жизни.

Дятел - длина тела - 23-26 см, масса - 70-100 г. Летом питается, в основном, древесными насекомыми. Сильными ударами он разбивает кору, обнажая ходы насекомых, а липким длинным языком, который легко проникает в эти ходы, извлекает личинок и взрослых насекомых. Зимой питается семенами сосны и ели. Ударами клюва дятел раскрывает чешуйки шишки, извлекает и поедает семена.

Снегирь - одна из наиболее широко известных перелётных птиц России. Снегирь-самец - красногрудая птичка с голубовато-серой спинкой и чёрной головкой, а у самок красный цвет замещен буровато - серым. Питается снегирь семенами деревьев и трав, ягодами. Птенцов родители кормят размягченными семенами. Зимой поедают почки.

Синица - длина ее тела 14 см. Голова черная с белыми щеками и затылком, спинная сторона зеленоватая (реже голубоватая, брюшко ярко-желтое с черной продольной полосой, более широкой у самцов и молодых птиц. Обитает в лесах и парках. Зимой питается семенами и другой растительной пищей. Оседлая птица.

Голубь - длина тела - 30-35 см, вес 260-380 г. У голубей насчитывают 28 разновидностей окраски. Обычно она сизая, с фиолетовым, медно-красным и зеленым отливом на шее. Питаются различными семенами, зерновыми культурами, ягодами, плодами фруктовых деревьев.

Изготовление кормушки - дело нехитрое, но и у него есть свои законы. Кормушку можно сделать из кусочка твердого материала. Делать кормушку лучше прямоугольной, чтобы она не теряла равновесия и не переворачивалась. Края кормушки надо немного загнуть и заклеить, чтобы получился небольшой бортик - так еда не выпадет и ветром ее не унесет. Корм для птиц самый простой. Чтобы принимать подвижных хорошеньких синичек, можно подвесить на веревочке над кормушкой кусочки колбасы, мяса или сала.

Поможем нашим пернатым друзьям!

1. Синичка с утра начинает пищать – ожидай ночью мороз.

2. Воробьи дружно расчирикались – к оттепели.

3. Ворона под крыло клюв прячет – к холоду.

4. Перед метелью воробьи чирикают.

5. Перед сильным ветром воробьи стайками перелетают с места на место.

6. Синицы порхают под окном – к холоду.

7. В марте птички щебечут к хорошей погоде.

8. Снегирь зимой поёт на снег, вьюгу и слякоть.

9. Если сядет тебе на руку синица, нужно загадать желание. Если вещая птаха подаёт голос – загаданному сбыться.

Читайте также: