Проект психолого педагогическое сопровождение детей с овз в доу

Обновлено: 04.07.2024

Одним из основных принципов дошкольного образования, определяемым в ФГОС ДО, является построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка. Появляется необходимость включения в психолого-педагогическую деятельность различных технологий, способствующих всестороннему воздействию на личность ребенка.

Технология моей работы строится по нескольким направлениям:
- психологическая диагностика;
- развивающая и коррекционная работа с детьми;
- психологическая профилактика;
- консультативная работа.

Значительную часть своей работы, я посвящаю развивающей и коррекционной работе.

Коррекционно – развивающую работу я провожу в форме индивидуальных или подгрупповых занятий (или занятий в малых группах). Дети объединяются в подгруппы с учетом схожести проблем, зон актуального и ближайшего развития, особенностей эмоционально – волевой сферы.

Основные методы коррекционно – развивающих воздействий:
- релаксационные упражнения;
- психогимнастика;
- игровая терапия;
- арт-терапия;
- куклотерапия;
- песочная терапия.

Релаксация – глубокое мышечное расслабление, сопровождающееся снятием психического напряжения. Умение расслабляться позволяет устранить беспокойство, возбуждение, скованность, восстанавливать силы, помогает сконцентрировать внимание. С этой целью в работе с детьми использую специально подобранные упражнения на расслабление определенных частей тела и всего организма. Выполнение таких упражнений очень нравится детям, так как в них есть элемент игры.

Для достижения максимального эффекта от релаксационных упражнений подбираю музыкальный репертуар.

В направлении психологической профилактики использую разнообразные игры и упражнения. Все игры и упражнения включают элементы психогимнастики. Любое физическое движение в психогимнастике выражает какой-либо образ фантазии, насыщенный эмоциональным содержанием, тем самым объединяется деятельность психических функций (мышления, эмоций, движения).

Таким образом, психогимнастика помогает детям преодолевать барьеры в общении, лучше понимать себя и других, снимает психическое напряжение, дает возможность самовыражения.
Игра — наиболее доступный для детей вид деятельности, это способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний.

В деятельности с помощью игровых технологий у детей развиваются психические процессы: восприятие, внимание, память, мышление. Я использую комплексные игровые технологий разной целевой направленности, которые помогают мне подготовить ребенка к школе.

Сказкотерапия – способствует развитию и коррекции эмоциональных состояний, снятия тревожности, повышения самооценки, снятия агрессивных проявлений. В сказочной форме свою проблему легче увидеть и принять. Для сказочного героя легче придумать выход из положения – ведь в сказке все можно! И потом этот выход можно использовать для себя.

Можно использовать следующие методические приемы:
- рассказать сказку с позиции сказочного персонажа;
- отгадывание сюжета или персонажей;
- превращение в сказку любой жизненной истории;
- сочинение сказки экспромтом.

Особое место в моей деятельности занимает песочная терапия. Песочная терапия стабилизирует эмоциональное состояние. Наряду с тактильно-кинестетической чувствительностью дети учатся прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения, гармонично развиваются все виды познавательных процессов (внимания, мышления, памяти, мелкой моторики, совершенствуется предметно-игровая деятельность, развитие коммуникативных навыков у детей).

Использование световых столов (планшетов) для рисования песком появилось сравнительно недавно. И далеко не все образовательные учреждения могут похвастать их наличием. Имея такую возможность, хотелось бы отметить, что метод песочной терапии, на данный момент, является актуальным в моей работе с детьми с ОВЗ в ДОУ.

Использование техники рисования песком в работе с детьми с ОВЗ дает возможность:
- гармонизировать психоэмоциональное состояние ребенка;
- формировать установку на положительное отношение к себе;
- успешно адаптироваться к изменяющимся условиям;
- развивать сенсорно-перцептивную сферу, познавательные процессы;
- развивать процессы саморегуляции;
- развивать творческий потенциал;
- формировать коммуникативные навыки;
- тренировать мелкую моторику рук.

Используя световой стол, ребенок с легкостью избавляется от эмоциональных недугов и морально становится более устойчивым. Абсолютно меняется восприятие. Ребенок может рисовать не только указательным пальцем, но и использовать самые разные формы своей руки.

Работа так же проводится с детьми, которые готовятся пойти в школу. Определить, какой у ребенка характер, насколько он точен в движениях, есть ли у него усидчивость и трудолюбие.
Рисуя песком, на световом столе можно менять цвета (с помощью пульта), который очень сильно действуют на человеческое подсознание. Также цвета очень хорошо справляются с апатией и раздражительностью.

Игра на песочном столе должна проходить увлекательно и максимально удобно. Но есть ряд некоторых правил, которые очень важно соблюдать:
- Нельзя использовать предметы, которые могут поцарапать поверхность светового стола.
- Периодически заменять песок, т.к. он загрязняется.
- Работать с песком чистыми руками, не вдыхать его.

Этапы работы:
- проба песка - знакомство с техникой песочной анимации, основными принципами и приемами рисования песком;
- песочная графика - создание простых песочных рисунков;
- песочная трансформация - создание динамичных песочных картин;
- песочная история - разработка сюжета и сценария.

Специфика песочного рисования заключается в минимализме художественных материалов и инструментов. Руки являются единственным художественным инструментом, песок - художественным материалом.

Все используемые мною технологии позволяют осознать самой и показать всем участникам образовательного процесса значимость психологической помощи и необходимости существования психолого-педагогической службы в дошкольном учреждении. А технология, занимающая особое место в моей деятельности – песочная терапия, представлена в план-конспекте занятия по рисованию на песке для детей с ОВЗ (старшая группа 5-6 лет).

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Проект

педагогического сопровождения детей с ОВЗ в МБДОУ детский сад №31

Творческая группа детского сада №31

Руководитель Бытова Т.В.

Пояснительная записка

Анализ требований Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), позволяет определить пути и средства организации образовательного процесса для детей с ОВЗ в принципиально новых условиях, когда результатом освоения основной образовательной программы детьми с ОВЗ должно стать введение в культуру ребёнка, по разным причинам выпадающего из её образовательного пространства. Необходимо отметить, что ФГОС позволяет организовать обучение детей с учётом их особых образовательных потребностей, заданных характером нарушения их развития и оценить полученные результаты. Только удовлетворяя особые образовательные потребности такого ребёнка, можно открыть ему путь к общему образованию.

Инклюзия – это одна из последних стратегий специального образования, которая обеспечивает полное вовлечение ребенка с особенностями развития в жизнь образовательного учреждения. Смысл инклюзии – полностью вовлечь ребенка с ОВЗ в социум, раскрыть его потенциальные возможности и развить его всесторонне.

Данная система позволяет развивать и корректировать не только выявленные нарушения в развитии ребенка, но и создавать условия ребенку постигать, изучать, исследовать собственные возможности. Данный проект направлен на выявление зон успешности ребенка с ОВЗ.

Под сопровождением понимается не просто сумма разнообразных методов коррекционно-развивающей, профилактической, защитно-правовой, реабилитационной и оздоровительной работы с детьми, а именно комплексная деятельность специалистов, направленная на решение задач коррекции, развития, обучения, воспитания, социализации детей с ОВЗ. Исходным положением для формирования теории и практики комплексного сопровождения стал системный подход.

Ведущей идеей сопровождения является понимание специалистами необходимости самостоятельности ребенка в решении его проблем развития. В рамках этой идеологии могут быть выделены концептуальные следствия сопровождения, которые включают:

систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса ребенка и динамики его развития в процессе воспитания и обучения;

создание социально-психологических условий для развития личности ребенка;

создание специальных психолого-педагогических и социальных условий для оказания помощи семьям и детям с особыми образовательными потребностями.

В связи с этим необходимо обеспечить педагогическое и социальное сопровождение детей с ОВЗ на протяжении всего периода их пребывания в ДОУ.

Для семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями, важным является максимальное развитие потенциальных возможностей ребенка и успешная интеграция его в обществе. Поэтому родителям необходимо своевременная помощь в воспитании этой категории детей, в том числе социально-психологическая по преодолению их отчужденности в обществе.

Тип проекта : краткосрочный

Вид проекта : практико-ориентированный

Цель проекта : создание психолого -педагогических условий, расширяющих возможности раскрытия внутреннего потенциала воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

Задачи, поставленные для реализации проекта (по направлениям)

1. Обеспечить коррекционно-развивающую поддержку в форме занятий с детьми с ОВЗ, используя наиболее эффективные инновационные технологии психолого-педагогического сопровождения .

2. Развивать опыт публичных выступлений.

3. Стимулировать у ребенка познавательную активность, стремление к изучению собственных возможностей.

1. Способствовать снижению эмоционального дискомфорта в связи с состоянием ребёнка ;

2. Укреплять уверенность родителей в возможностях ребёнка ;

3. Формировать адекватное отношение к диагнозу ребёнка с ОВЗ и его состоянию.

3 направление. Взаимодействие специалистов.

1. Обеспечить взаимодействие специалистов.

2. Действовать в команде, опираясь в планировании и реализации своей профессиональной деятельности на коллегиальные решения и подходы.

3. Эффективно взаимодействовать с родителями и педагогами.

4 направление. Работа с педагогами.

1. Создать условия в ДОУ для повышения квалификации педагогов по вопросам инклюзивного образования.

5 направление. Предметно-развивающая среда.

1. Организовать образовательное пространство в соответствии с особыми потребностями воспитанника с ОВЗ.

Формы взаимодействия участников сопровождения:

Совместное обследование воспитанников.

Педагогические советы, заседания круглых столов, творческих групп, Заседания ПМПк.

Выступления на родительских собраниях.

Проведение индивидуальных консультаций, бесед.

Взаимопосещение и анализ занятий.

Анкетирование, деловые игры, мастер-классы.

Обзоры специальной литературы.

Этапы и сроки реализации

1.Этап подготовительный (май — август)

Промежуточные результаты :

1.1. Изучение документации (диагностических протоколов, речевых карт, индивидуальной карты развития ребенка, социального паспорта семьи, медицинской карты).

1.2. Разработка индивидуальной программы сопровождения.

1.3. Разработка рекомендаций для участников образовательного процесса.

1.4. Повышение качества комплексных мероприятий;

1.5. Пополнение информационно-методического банка образовательных технологий, методик, методов и приёмов обучения, рекомендуемых к использованию при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

2. Этап основной (в течение года)

Обеспечение дифференцированных условий (вариативные формы получения образования) и специализированной помощи в соответствии с рекомендациями ПМПК для ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуально-типологическими особенностями. Реализация комплексного сопровождения ребенка. Проведение специфической профилактики, учитывая индивидуальные особенности здоровья ребенка. Соблюдение санитарно-гигиенических норм, режима дня, питания ребенка, осуществление индивидуальных лечебно-профилактических действий. Организация социально-педагогической и педагогической помощи детям и их родителям. Повышение уровня родительской компетентности и активизации роли родителей в воспитании и обучении ребенка. Информирование родителей об особенностях развития ребёнка, о возможностях взаимодействия с другими социальными институтами или общественными организациями.

Промежуточные результаты:

2.1. Успешная социально-психологическая адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательной среде, социуме, повышение уровня толерантности социума;

2.2 Расширение участия детей с ОВЗ в муниципальных, региональных мероприятиях, конкурсах, проектах, акциях.

2.3. Повышение уровня родительской компетентности через консультирование.

2.4. Активное включение детей и родителей в проведение традиционных праздников, мероприятий, в работу родительского комитета.

3. Этап обобщающий (декабрь, май)

Период осмысления результатов деятельности службы сопровождения по решению той или иной проблемы. Мониторинг динамики развития воспитанников на основе реализации индивидуальных программ сопровождения. Перспективное планирование дальнейшего ППМС сопровождения воспитанников.

Промежуточные результаты:

3.1. Анализ результатов деятельности специалистов по работе с детьми, имеющими ОВЗ.

3.2. Перспективное планирование.

3.3. Корректировка программы.

Формы работы специалистов педагогического сопровождения:

· Профилактические и просветительские беседы.

· Индивидуальные и групповые занятия с элементами тренинга, ролевые игры.

· Консультирование участников образовательного процесса.

·Наблюдение за воспитанниками во время непосредственной образовательной деятельности, в совместной деятельности воспитателя с детьми, в самостоятельной деятельности.

-Семинары, консилиумы, тематические недели.

-Диспуты, акции, викторины.

— Оформление тематических стендов. Выпуск памяток, информационных листов.

— Оформление информационных страничек на сайте ДОУ.

Большое внимание уделялось на этом этапе психологической поддержке . Работа была направлена на :

1. Снижение эмоционального дискомфорта в связи с состоянием ребёнка ;

2. Укрепление уверенности родителей в возможностях ребёнка ;

3. Формирование адекватного отношения к диагнозу ребёнка ;

4. Установление адекватных родительско-детских отношений.

На этом этапе разработана и принята вся необходимая документация (индивидуальные карты, мониторинговые карты) .

II этап. Реализация проекта .

Специалистами были разработаны рекомендации для родителей и воспитателей по развитию выявленных возможностей.

Каждый специалист проводил работу по выявлению и раскрытию сильных сторон ребенка, направленную на осознание ребенком своих возможностей, успешности в деятельности.

Проводимая работа позволяет конкретизировать и уточнить представление о характере и особенностях развития ребенка, определить вероятностный прогноз его дальнейшего развития и комплекс коррекционно-развивающих мероприятий, методов и приемов работы, способствующих максимальной социальной и образовательной адаптации ребенка.

Основная форма работы – индивидуальная, подгрупповая и групповая с применением индивидуального подхода. Также особое место занимает непрерывный обмен информацией участников проекта о процессах , происходящих с ребёнком , консультации с целью корректировки деятельности, прорабатыванию дальнейшей стратегии работы с ребёнком и наблюдениями о наличии динамики в развитии.

III этап. Подведение итогов, анализ результатов, планирование последующей реализации проекта .

В отношении социума :

• ребёнок с ОВЗ принят и активен в группе;

Непосредственно у ребенка с ОВЗ наблюдается следующая положительная динамика :

• принятие собственных достижений в различных видах деятельности;

Показатели, свидетельствующие о возрастании активности родителей ребенка с ОВЗ :

• отмечается принятие и интерес родителей к информации, которую они получают;

• понимание, как перспективы развития их ребенка, так и собственной ответственности в процессе включения ребенка в образовательную среду.

Динамические характеристики в работе педагогов :

• повышение мотивационной готовности к сотрудничеству со специалистами;

• позитивные изменения в общении с родителями детей с ОВЗ.

Задачи дальнейшей реализации проекта :

• продолжить работу с детьми со статусом ОВЗ

Список литературы:

2. Елфимова Н.В. Диагностики и коррекция мотивации учения у дошкольников и младших школьников. /Н.В. Елфимова. – М.: Просвещение, 1991. – 256 с.

3. Мухина В.С. Детская психология. / В.С. Мухина. – М.: ООО Апрель Пресс, ЗАО Изд-во ЭКСМО-ПРЕСС, 2000. – 352 с.

5. Токарева С.Н. Социальные и психологические аспекты семейного воспитания / С.Н. Токарева. – М.: МГУ, 1989. – 97 с.

6.Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учебное пособие для учащихся средних педагогических заведений / Г.А. Урунтаева. – М.: Издательский центр “Академия”, 1996. – 336 с.


Однако жизнь большинства семей, в которых рождается такой ребенок, сопровождается целым рядом деструктивных переживаний (вины, разочарования, страха, одиночества, душевной боли, отчаяния), и родители зачастую сами нуждаются как в психологической поддержке, направленной на повышение самооценки, оптимизацию психологического климата в семье, так и в педагогической помощи, которая связана с овладением необходимыми знаниями и навыками по воспитанию ребенка. Именно поэтому особая деятельность по психолого-педагогическому сопровождению таких семей является востребованной и актуальной.

Цель проекта: Организация психолого-педагогической и социальной поддержки семьи, подбор адекватных способов взаимодействия с ребѐнком, его воспитания и обучения, коррекция отклонений в развитии.

Задачи проекта:

проведение психолого-педагогического обследования детей с нарушениями развития (риском нарушения) и их семей;

оказание комплексной коррекционно-развивающей помощи детям с нарушениями развития (риском нарушения) и психолого - педагогической поддержки их семьям;

нормализация психологического климата в семье, формирование педагогической компетентности родителей, обучение их коррекционным и оздоровительным методикам, применяемым в домашних условиях;

создание условий для обмена опытом семейного воспитания: повышение мотивации к саморазвитию, знакомство с оптимальными способами общения, сплочение групп родителей (законных представителей) на основе общих интересов и потребностей;

повышение профессионального уровня специалистов, участников реализации проекта.

Участники проекта: родители, дети, старший методист, специалисты ДОУ (педагог-психолог, музыкальный руководитель, воспитатели медсестра).

Сроки реализации проекта: январь 2018г – май 2019г.

Принципы реализации проекта

принцип научности предполагает учёт особенностей детей с ОВЗ и их семей, анализ названных материалов с точки зрения их возможностей и такой организации обучения, при которой они не будут испытывать интеллектуальных, моральных, физических нагрузок;

принцип трансдисциплинарности предполагает участие полипрофессиональной команды специалистов, придерживающихся единой концепции, понимающих сопровождение как совместную деятельность;

принцип системности предполагает целенаправленную системную деятельность всех специалистов ДОУ по обеспечению оптимальных условий жизнедеятельности для детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями;

принцип комплексности предполагает получение родителями и их детьми различных услуг: психологических, педагогических, правовых и т.д;

принцип открытости и конгруэнтности специалиста, умение избежать негативного переноса в отношении родителей и детей ОВЗ. Специалист, работающий с семьѐй открыт и умеет исключить из общения негативные чувства раздражения, неприятия;

мотивирование родителей к взаимодействию со специалистами и другими родителями разными способами. Мотивирование необходимо как с точки зрения информирования о функциях специалистов, так и с точки зрении я актуализации собственных проблем и возможности поддержки в их преодолении. Когда перед семьѐй возникает проблема, от которой невозможно уйти и которую вместе с тем невозможно решить при помощи выработанных ранее способов адаптации, появляется непродуктивная адаптация к жизни. Семья стремится к фиксированному, негибкому построению отношений внутри себя, между близкими людьми и с внешним миром на основе действия механизма отчуждения; попытки разрешить трудную жизненную ситуацию непригодным, неадекватным способом. Именно такой тип адаптации провоцирует действие психологического механизма сопротивления изменениям, который активизирует глубинные психологические защиты. При помощи этого механизма семья нетипичного ребѐнка приспосабливается к жизни, но эта адаптация непродуктивная, заключающаяся в бегстве от проблем. Позитивная адаптация к жизни – это процесс сознательного построения, упорядочивания или достижения человеком относительно устойчивых равновесных отношений между собой. Именно этот процесс ставится во главу инклюзивного образования.

Условия необходимые для реализации проекта

  • наличие семей с детьми с ОВЗ, готовых прийти в детский сад;
  • психологическая готовность руководителя и коллектива ДОУ к инклюзии, включающая в себя знакомство с основными ценностями, целями и методиками организации инклюзивной практики и согласие с ними;
  • материально-техническая база;
  • нормативная база;
  • предметно-развивающая среда;
  • наличие специальных условий обучения и воспитания детей с ОВЗ, в том числе безбарьерной среды;
  • возможность повышения квалификации педагогов.

Основные направления психолого-педагогической помощи

Диагностическое направление

Цель – психолого-педагогическая диагностика особенностей развития ребѐнка и изучение личности его родителей, системы их отношений, определение модели воспитания, выбор образовательного маршрута.

Содержание работы

Проведение первичного психолого-педагогического обследования детей и их семей. Определение уровня развития детей и сбор анамнестических данных. Выявление запроса родителей и составление рекомендаций. Отражение данных обследования в регистрационном листе, протоколе первичных консультаций и в анкете для родителей.

Проведение дополнительного психолого-педагогического обследования детей и их семей. Оценка состояния психомоторного и речевого развития детей. Уточнение данных медицинского и психологического анамнеза, сбор дополнительной информации. Анализ причин нарушений в развитии ребѐнка. Фиксация выявленных особенностей развития ребѐнка в протоколах результатов обследования.

Определение основных путей и способов коррекционно-развивающей помощи детям с нарушениями развития и психолого - педагогической поддержки их семьям. Выбор образовательного маршрута. Разработка индивидуальной программы и составление индивидуального плана работы с ребѐнком и семьей по итогам диагностического обследования.

Психолого-социальное консультирование.Вовлечение родителей в коррекционный процесс на правах совместного сотрудничества в помощи ребѐнку. Убеждение семьи в необходимости изменения или улучшения стиля взаимодействия с ребѐнком.

Образовательное направление

Цель– формирование у родителей адекватного отношения восприятия ребенка, принятие его особенностей, темпа и своеобразия развития.

В программу занятий и семинаров включены следующие темы:

"Особенности развития детей с психофизическим и умственным недоразвитием";

"Методы коррекционно-развивающего обучения ребенка с ограниченными возможностями здоровья";

"Современные методы развития: игротерапия, арт-терапия, сказкотерапия; песочная терапия";

"Принципы составления и реализации индивидуальных программ развития";

"Система коррекционно-развивающей работы с ребенком с учетом тяжести дефекта".

Благодаря мероприятиям образовательного направления создается общий язык между специалистами и родителями, меняется отношение мамы к ребенку и к себе.

Психотерапевтическое направление

Цель – снижение уровня психоэмоционального напряжения, формирование позитивного образа будущего для ребенка и семьи в целом.

Мероприятия данного направления осуществляются в индивидуальной и групповой форме с использованием современных методов психологического консультирования.

Благодаря методам психотерапевтического воздействия родители становятся более спокойными, склонными к сотрудничеству, воспринимают будущее достаточно позитивно, изъявляют желание конструктивных изменений. При этом отмечается значительная стабилизация психоэмоционального состояния и у детей.

Социально-тренинговое направление

Цель мероприятий – обучение родителей адекватным и эффективным формам поведения в различных социальных ситуациях и отношениях. Осуществляются они преимущественно в групповой форме. На тренинговых занятиях моделируются разнообразные социальное ситуации (в транспорте, в магазине, и прочее) и конструируются новые формы социального поведения. Благодаря им родители преодолевают социальную тревогу и неуверенность, приобретают гибкость поведения и реагирования.

Правовое направление

Цель мероприятий – приобретение родителями правовой грамотности в отношении гражданского законодательства, касающегося детей-инвалидов и их семей.

Родители изучают федеральные и региональные законы, постановления. Знания, приобретенные на семинарах и в процессе самостоятельного изучения законодательных документов, помогают родителям изменять жизненные ситуации, улучшать условия жизни ребенка и семьи. Во время занятий приглашается юрист, который помогает родителям узнать о своих правах.

Интеграционное направление

Цель направления – общественная самореализация родителей, изменение отношения к ним в обществе.

На заседаниях клуба родители сплачиваются, находят себе единомышленников, проявляют творческие созидательные способности, что вселяет веру в свои силы и помогает не замыкаться в узком кругу собственных проблем, а выходить на другой уровень общения и решать проблемы коллективно и грамотно. Родительская инициатива имеет великую силу и может вершить чудеса.

Основные формы работы:

индивидуальные консультации по вопросам развития ребенка;

тематические круглые столы;

публикации опыта воспитания ребенка в семье;

участие в экспертизе динамики развития ребенка;

совместные праздники, мероприятия;

индивидуальные и групповые игровые сеансы;

Здоровьесберегающие технологии

арт-терапия: музыкотерапия, цветотерапия, лепка, нетрадиционное рисование, сказкотерапия, песочная терапия;

гимнастика для глаз;

Предполагаемые результаты

Для родителей:

объединение родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья в группу;

получение родителями практических навыков в воспитании и развитии детей с ограниченными возможностями здоровья;

осознание важности участия родителей в процессе психолого-педагогического сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья;

активное взаимодействие родителей и сотрудников ДОУ и его влияние на положительные изменения в физическом и психическом здоровье ребенка с ограниченными возможностями здоровья;

разработка методических рекомендаций для родителей по воспитанию и обучению детей с ограниченными возможностями здоровья.

доступность дошкольного образования детям-инвалидам;

улучшение психологического и соматического здоровья детей с ограниченными возможностями здоровья (снижение уровня различного рода заболеваний, тревожности, агрессивности);

улучшение коммуникативных способностей детей с ограниченными возможностями здоровья.

Для педагогов:

проявление творческой индивидуальности педагогов в различных видах деятельности с детьми, родителями;

обеспеченность общего увеличения психолого- педагогической, медико-социальной компетентности педагогов, сотрудников ДОУ;

предполагается, что участие в проекте будет способствовать более глубокому пониманию специалистами ДОУ и родителями детей с разнообразными отклонениями в развитии, со сложными нарушениями развития; их самоактуализации, развитию эмпатии, толерантности и гуманной оценки роли человека в мире, в том, что числе человека с ограниченными возможностями жизнедеятельности; развитию наблюдательности и рефлексивных способностей; развитию творческих способностей и умений применять их на практике; формированию тех профессионально значимых качеств, которые являются ведущими в активизации восприятия и понимания ребенка с нарушениями развития в процессе межличностного взаимодействия с ним, практическому освоению широкого спектра методов и приемов работы с детьми с различными отклонениями в развитии, умственной отсталостью разной степени выраженности, со сложными нарушениями развития;

реализация проекта образовательным учреждением будет способствовать совершенствованию воспитательно-образовательного процесса за счет расширения педагогического арсенала педагогов и педагогической компетентности родителей детей с ограниченными возможностями здоровья, овладения ими методами и приемами воспитания. Разработка методических рекомендаций позволит использовать полученные результаты в практике работы других образовательных учреждении.

Этапы реализации проекта

1 этап – подготовительный

создание банка данных о детях с ограниченными возможностями здоровья, и их семьях;

формирование нормативно-правовой, методической, образовательной, психолого-медико-социальной базы;

деятельность по планированию работы детско-родительского клуба;

создание условий для организации детско-родительского клуба;

организация повышения квалификации педагогов ДОУ;

информирование родителей (законных представителей) о работе детско-родительского клуба.

2 этап – основной

реализация индивидуальной программы и групповых занятий;

оказание необходимой помощи родителям ребѐнка с ОВЗ (консультирование, беседы, обсуждения);

просвещение и консультирование педагогов, работающих с ребѐнком;

психологические занятия, включающие в себя комплексы на развитие внимания, памяти, мышления, эмоционально-волевой сферы;

проведение совместных мероприятий с родителями и детьми;

разработка системы психолого-педагогического мониторинга совместной деятельности ДОУ и семей воспитанников.

3 этап – контрольный

оценка эффективности проделанной работы.

Основным критерием является соответствие результатов работы поставленным целям и задачам.

Автор: Дробинина Наталья Викторовна

Населенный пункт: Нижегородская область город Сергач

На сегодняшний день в нашей стране, в зависимости от ряда причин, намечается тенденция к увеличению числа детей–инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В связи с этим встаёт проблема обучения детей с ОВЗ, у которых отмечаются трудности в организации своей учебной, коммуникативной деятельности, поведения в силу имеющихся особенностей их развития.

При этом необходимо понимать, что каждому ребенку нужно создавать благоприятные условия для его развития, которые будут учитывать его индивидуальные особенности и потребности.

В нашем детском саду функционируют одна группа комбинированной направленности полного дня в которой обучаются 3 ребенка-инвалида.

Работа данной группы строится на основании следующих нормативно- правовых документов:

1. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990г);

4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013г. № 1155;

Основным направлением в работе с детьми-инвалидами является психолого-педагогическое сопровождение развития личности ребенка.

Под психолого – педагогическим сопровождением понимают систему профессиональной деятельности, которая направлена на поддержку и помощь ребенку с особыми образовательными потребностями в решении задач развития, обучения, воспитания, коррекции и социализации.

Целью психолого-педагогического сопровождения ребенка в воспитательно-образовательном процессе является создание специальных условий для развития, успешной адаптации, реабилитации и социализации ребенка в обществе.

Задачи психолого-педагогического сопровождения:

-осуществление индивидуально ориентированной психолого- педагогической помощи детям с ОВЗ с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);

- возможность освоения детьми-инвалидами адаптированных программ и их интеграции в образовательном учреждении;

- систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса ребенка и динамики его развития в процессе воспитания и обучения;

- создание социально-психологических условий для развития личности ребенка;

- создание специальных психолого-педагогических и социальных условий для оказания помощи семьям и детям с особыми образовательными потребностями;

- помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития и социализации;

- развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) родителей.

В детском саду необходимо обеспечить педагогическое и социальное сопровождение детей-инвалидов на протяжении всего периода их пребывания в ДОУ.

В нашем детском саду мы подразумеваем психолого-педагогическое сопровождение как движение вместе с изменяющейся личностью ребенка, быть рядом с ней, своевременное указание возможных путей оптимального развития, при необходимости — помощь и поддержка и все это при обязательном взаимодействии с воспитателями комбинированной группы и специалистов ДОУ: педагога – психолога, инструктора по физической культуре, музыкального руководителя, медсестры.

Работа ведется в комплексе с учетом интеграции всех образовательных областей. На основании ИПРА, заключения городской или территориальной психолого – медико – педагогической комиссии, сведений о ребенке, его социальном окружении педагоги составляют индивидуальный маршрут психолого – педагогического сопровождения ребенка, опираясь на коррекционные программы. Все эти документы размещены на сайте детского сада.

На основе обобщения существующих подходов нами была создана модель психолого-педагогического сопровождения социализации детей дошкольного возраста с ОВЗ. Центральная координирующая роль в реализации данной модели принадлежит педагогу-психологу ДОУ. Он организует взаимодействие всех специалистов, оказывает помощь, поддержку в процессе продвижения детей на всех этапах сопровождения: диагностическом, коррекционном, развивающем.

В основу построения модели психолого-педагогического сопровождения был положен основополагающий принцип, принцип сотрудничества между ребенком и сверстниками, ребенком и взрослыми, принятия философии инклюзии всеми участниками образовательного процесса.

Не менее важными стали принципы:

1) гуманистической направленности, предполагающий уважение личности ребенка и развитие его индивидуальности;

2) индивидуального подхода, основанный на выборе форм, методов и средств обучения и воспитания с учетом индивидуальных образовательных потребностей каждого из детей группы;

3) деятельностного подхода, осуществляемый с учетом ведущего вида деятельности ребенка (игровой деятельности);

4) социально-психологической защищенности, опирающийся на взаимодействия педагогов и воспитанников, являющиеся условием создания атмосферы доверия, безопасности и самораскрытия;

5) поддержки самостоятельности и активности, обеспечивающий условия для самостоятельной активности ребенка;

6) активного включения в образовательный процесс всех его участников, позволяющий создать условия для понимания и принятия друг друга и достичь плодотворного взаимодействия;

Опираясь на труды Ю.А. Афонькиной, И.И. Усановой, О.В. Филатовой выделили 5 этапов психолого-педагогического сопровождения:

1. Диагностический этап. На данном этапе осуществляется сбор необходимых данных о ребенке. Он включает в себя первичную диагностику развития ребенка на ППК в ДОУ, ПМПК.

2. Поисковый этап. Он ориентирован на анализ приобретенной информации о психическом развитии ребенка и его социальной ситуации развития.

На этом этапе обсуждаются способы решения проблемы и определяются специальные условия развития, обучения и воспитания ребенка.

3. Консультативно - проективный этап. На этом этапе родители пишут согласие на написание АОП и коррекционно-развивающей программы.

Специалистами предварительно изучается ИПРА ребенка. Каждый специалист проводит диагностику по направлениям коррекционно-развивающей работы.

Специалисты совместно определяют стратегию сопровождения: составляется комплексный план коррекционно-развивающего процесса в виде индивидуального образовательного маршрута.

4. Деятельностный этап. Данный этап предполагает целенаправленный психолого-педагогический процесс, в котором осуществляется взаимодействие специалистов, родителей и детей. Его основу составляет разработка и реализация комплексной коррекционно-развивающей программы индивидуального психолого-педагогического сопровождения ребенка.

Вместе с тем следует подчеркнуть то, что при построении и реализации программы сопровождения необходимо учитывать следующие факторы:

- индивидуальные особенности ребенка т.е. особенность его развития, структуру дефекта, сильные и слабые стороны развития; уровень коммуникации и социальные навыки;

- наиболее сформированные навыки и возможности его адаптации;

- позиция семьи по отношению к нему, особенностям его развития, характер взаимоотношений родителей и специалиста, характер социального поведения ребенка и т.д.;

-возможности образовательного учреждения, осуществляющего сопровождение, объем коррекционных занятий, взаимодействие различных специалистов, условия, уровень разработанных специалистами программ, методических рекомендаций и дидактических материалов.

5. Рефлексивный этап. Здесь проводится анализ возможностей реализации задач сопровождения, выполнения рекомендаций всеми участниками сопровождения.

При данной работе дети включены в различные формы обучения и воспитания: фронтальные и подгрупповые занятия, индивидуальные коррекционные занятия. Основное внимание уделяется индивидуальным занятиям с педагогом-психологом, инструктором по физкультуре. При организации занятий учитываются возможности детей с использованием различных педагогических технологий.

Каждое занятие – это серьезный труд педагога и воспитанника. Именно поэтому занятия должно быть интересным и занимательным, так как интерес вызывает удивление, будит мысль, вызывает желание понять явление.

Мы в нашем детском саду при работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, применяем особые коррекционно - развивающие педагогические технологии, позволяющие добиваться положительной динамики в обучении и воспитании. Грамотное сочетание традиционных и инновационных технологий обеспечивает развитие у обучающихся познавательной активности, творческих способностей, учебной мотивации в воспитательно-образовательном процессе.

Традиционные технологии обучения

Традиционные технологии обучения в коррекционной работе являются основными. Они основаны на постоянном эмоциональном взаимодействии педагога и обучающихся. Традиционные технологии позволяют обогащать воображение детей, вызывая у них обилие ассоциаций, связанных с их жизненным и чувственным опытом, стимулируют развитие речи.
К ним относятся объяснительно–иллюстративные технологии, которые применяются для экономии времени, облегчение понимания сложных знаний.

Игровые технологии – единство развивающих возможностей игровых технологий, для формирования личности обучающихся осуществляется средствами разумной организации разносторонней игровой деятельности, доступной каждому ребенку, с учетом психофизических возможностей, имеющих как общеразвивающий, так и специализированный характер.

Личностно-ориентированные технологии направлены на организацию учебно- воспитательного процесса с учетом индивидуальных особенностей, возможностей и способностей обучащихся. Применение данной технологии позволяет формировать адаптивные, социально-активные черты детей, чувства взаимопонимания, сотрудничества, уверенности в себе, ответственности за свой выбор.

Инновационные технологии позволяют разнообразить процесс обучения, сделать его интересным и увлекательным.

К Арт-технологии или (арт-терапии) относятся (музыкотерапия, фототерапия, игротерапия, изотерапия, сказкотерапия, оригамитерапия, пескотерапия). Эффективность использования арт-педагогических технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми с нарушением интеллекта доказана многими педагогами.

Данные технологии связаны с воздействием разных средств искусства на обучающихся, они позволяют с помощью стимулирования художественно-творческих проявлений осуществить коррекцию нарушений психосоматических, психоэмоциональных процессов и отклонений в личностном развитии.

Отдельно хотелось бы сказать о технологии песочной терапии
Это способ снятия внутреннего напряжения, воплощения его на бессознательно-символическом уровне, посредством работы с песком. Песочная терапия – даёт возможность выразить ребёнку, то для чего трудно подобрать слова, увидеть в себе то, что обычно ускользает от сознательного восприятия. Игры с песком очень интересны детям, они успокаивают и расслабляют ребёнка и, значит, обеспечивают наиболее успешное выполнение задания.

Технологии дифференциации и индивидуализации обучения. Дифференциация обучения – это создание условий для обучения детей, имеющих различные способности и проблемы, путем организации учащихся в неоднородные группы.

Технологии компенсирующего обучения. К компенсирующим элементам (средствам) реабилитационного пространства относят в первую очередь: любовь к ребенку (забота, гуманное отношение, душевное тепло и ласка); понимание детских трудностей и проблем; принятие ребенка таким, какой он есть, со всеми его достоинствами и недостатками, сострадание, участие, необходимую помощь, обучение элементам саморегуляции (учись учиться, учись владеть собой).
Я считаю, что не меньшее значение имеют различные виды педагогической поддержки в усвоении знаний:

• обучение без принуждения (основанное на интересе, успехе, доверии);

• занятие как система реабилитации, в результате которой каждый воспитанник начинает чувствовать и сознавать себя способным действовать разумно, ставить перед собой цели и достигать их;

• адаптация содержания, очищение учебного материала от сложных подробностей и излишнего многообразия;

• одновременное подключение слуха, зрения, моторики, памяти и логического мышления в процессе восприятия материала;

• использование ориентировочной основы действий (опорных сигналов);

• оптимальность темпа с позиции полного усвоения и др.

Коррекционно-развивающие технологии, применяемые в нашем ДОУ, содержат в себе сочетание инновационных технологий с традиционными методами и формами обучения, что дает новый эффект в совершенствовании учебного процесса, а следовательно, сама учебная деятельность обучающихся, их знания приобретают новые качества.

Вся коррекционная работа призвана компенсировать нарушения в развитии и направлена на реабилитацию и социальную адаптацию ребенка с проблемами здоровья.

Также мы активно сотрудничаем с Гусевской библиотекой-филиалом. Такое взаимодействие способствует приобщению детей к художественной литературе, к художественному слову, что способствует духовно-нравственному воспитанию.

Важной составляющей психолого-педагогического сопровождения является организация развивающей предметно- пространственной среды детского сада, группы, кабинетов специалистов, музыкального- спортивного зала, бассейна, тренажёрного зала, является содержательно – насыщенной, доступной и безопасной для детей-инвалидов.

Особое место отводится центрам уединения, так как таким детям необходима зона для снятия психоэмоционального напряжения.

Для коррекционной работы с особенными детьми требуется специальное оборудование. В рамках сотрудничества с родителями была объявлена акция по изготовлению различных пособий. Которые успешно решают коррекционные задачи обучения. Весь дидактический материал (пособия, игры, , игрушки) адаптирован к возможностям детей с разными нарушениями. Это различные пособия на развитие мелкой моторики рук –различные шнуровки

Имеются пособия на развитие тактильных ощущений

На восприятие цвета

Пособия на развитие познавательной сферы деятельности

Пособия по коррекции и профилактики физического развития.

Данные пособия сегодня присутствуют в зале.

Все условия, которые мы создаем, направлены на преодоление изолированности в обществе детей, имеющих проблемы в развитии. Развивающая среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально – положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, способствует интеллектуальному и социальному развитию.

Важным фактором социализации детей –инвалидов являются совместные мероприятия для детей с ОВЗ и детей с нормой развития.

Ежегодно проводится конкурс чтецов, спортивные досуги, театрализованные постановки.

Привлекаем детей к конкурсам.

Все мероприятия, которые проводятся с детьми в детском саду и за его пределами способствуют раскрытию потенциальных возможностей, успешной социализации в кругу сверстников с нормой развития, выстраиванию положительных взаимоотношений с людьми.

Мы активно сотрудничаем с родителями, которые являются нашими главными помощниками. С целью формирования детско- родительских отношений в группе комбинированной направленности был проведен опрос, который показал:

-что 100% родителей готовы к тому, чтобы здоровые дети воспитывались вместе с особыми

-100% родителей готовы оказать посильную помощь в создании РППС для особенных детей

-100% родителей поддержали инициативу ДОУ по введению дополнительного образования именно на развитие мелкой моторики

-все родители поддерживают инициативу ДОУ по проведению совместных мероприятий.

Вышесказанное позволяет полагать, что обучение должно быть организовано так, чтобы появилась возможность удовлетворять потребности каждого ребенка. А правильно организованное образование с детьми с ОВЗ обеспечивает успешную интеграцию и социализацию в обществе.

Своим опытом мы активно делимся с педагогическим сообществом, участвуя в РМО, публикуемся в журналах. Транслируем в социальных сетях, персональном сайте и сайте ДОУ.

Психолого-педагогическое сопровождение - гибкая, массовая технология работы с детьми с детьми-инвалидами, обеспечивающая формирование психологических механизмов, необходимых для достижения ребенком качественно нового уровня развития.

Читайте также: