Проект психологической службы в школе

Обновлено: 07.07.2024

Президент РФ Владимир Путин поручил правительству до 15 декабря обеспечить актуализацию концепции развития психологической службы в системе образования РФ, рассчитанной до 2025 года. Данные поручения были утверждены по итогам встречи с общественностью, которая состоялась 25 августа и была посвящена вопросам общего образования.

Концепция развития психологической службы в системе образования РФ

Еще до разработки концепции бывший министр просвещения Ольга Васильева неоднократно заявляла, что в школы необходимо возвращать психологов. Была разработана концепция развития психологической службы в системе образования РФ до 2025 года.

Цель данной концепции – определить стратегии развития психологической службы с учетом позитивного опыта работы и достижений современной психологической науки.

Этапы реализации концепции

Первый этап реализации уже завершается, сроки его с 2018 по 2021 годы. Видимо, именно с этим и связана необходимость актуализации концепции развития психологической службы. Возможно, необходимо откорректировать стратегию, проанализировать полученные результаты.

Второй этап рассчитан с 2021-2025 годы. Задача второго этапа – это апробация и внедрение результатов первого этапа. Именно по этой причине было необходимо внести коррекцию.

Педагогов-психологов в школах не хватает

Несмотря на то, что государство понимает необходимость открывать в школах ставки специалистов, так как остро не хватает педагогов-психологов, тьюторов, учителей-логопедов, дефектологов, все равно их на данный момент нет. А те, кто есть, работают с детьми из категории ОВЗ. Да и то, не со всеми.

Пример из практики. Принесла мама пятиклассницы заключение ПМПК, где указано, что девочка нуждается (кроме прочего) в занятиях с педагогом-психологом по коррекции познавательной сферы. Поговорили с педагогом-психологом, который работает в школе. Та довольно негативно восприняла новость о том, что нужно будет организовать занятия с пятиклассницей, мол, и так в началке столько детей со справками, а у детей из среднего звена и динамики не будет. Бесполезны будут занятия, мол.

И вот вам пример того, когда вроде и в школе есть педагог-психолог , и созданы все условия, и родители понимающие, готовые к тому, чтобы действовать в интересах ребенка, а сами педагоги-психологи не хотят работать.

Анализ сложившейся ситуации в современной школе показывает, что интересы, проблемы, вопросы учащихся и взрослых, являющихся участниками школьной жизни, имеют общее. Наиболее часто на обсуждение с психологом выдвигаются темы, значимые для учащихся, учителей, родителей.

  • психическое здоровье;
  • взаимоотношения в классе;
  • выбор друзей и отношения с ними;
  • умение общаться;
  • решение проблем без оскорбления достоинства других людей;
  • способности;
  • самостоятельность;
  • инициативность;
  • терпимость по отношению к окружающим;
  • организованность;
  • уверенность;
  • отношения между полами;
  • отношения с учителями, родителями;
  • выбор профиля обучения, профессии.

Кроме того, проблемы, которые затрагиваются данными темами, встречаются в анкетах, опросниках учащихся, родителей, учителей.

Таким образом, если существуют сходные значимые для детей и взрослых темы и проблемы, то, возможно, существуют и технологии, которые позволят психологу эффективно устанавливать контакт между учащимися, учителями и родителями.

Раздел 1

Основное понимание психологического сопровождения.

Прежде всего, что значит “сопровождать”? В словаре русского языка мы читаем: cопровождать - значит идти, ехать вместе с кем-либо в качестве спутника или провожающего. То есть, сопровождение ребенка по его жизненному пути - это движение вместе с ним, рядом с ним, иногда - чуть впереди, если надо объяснить возможные пути. Взрослый внимательно приглядывается и прислушивается к своему юному спутнику, его желаниям, потребностям, фиксирует достижения и возникающие трудности, помогает советами и собственным примером ориентироваться в окружающем мире, понимать и принимать себя. Но при этом не пытается контролировать, навязывать свои пути и ориентиры. И лишь когда ребенок потеряется или попросит о помощи, помогает ему вновь вернуться на свой путь. Ни сам ребенок, ни его умудренный опытом спутник не могут существенно влиять на то, что происходит вокруг Дороги. Взрослый также не в состоянии указать ребенку путь, по которому непременно нужно идти. Выбор Дороги - право и обязанность каждой личности, но если на перекрестках и развилках с ребенком оказывается тот, кто способен облегчить процесс выбора, сделать его более осознанным - это большая удача.

Именно в таком сопровождении школьника на всех этапах его школьного обучения и видится основная цель школьной психологической практики.

Прежде чем дать научное определение парадигмы сопровождения, необходимо отметить следующее:

Школьная жизнь ребенка протекает в сложно организованной, разнообразной по формам и направленности среде. По своей природе эта cреда социальна, так как представляет собой систему различных отношений ребенка со сверстниками и школьниками другого возраста, педагогами, родителями (своими и одноклассников), другими взрослыми, участвующими в школьном процессе. По своему содержанию она может быть интеллектуальной, эстетической, этической, бытовой и др. Попадая в школьный мир, ребенок оказывается перед множеством разнообразных выборов, касающихся всех сторон жизни в нем: как учиться и как строить свои отношения с учителями, как общаться со сверстниками, как относиться к тем или иным требованиям и нормам и многое другое. Можно сказать, что школьная cреда предлагает школьнику на выбор множество дорог и путей, по которым можно идти и развиваться.

В помощь предлагаются окружающие его взрослые, которые в силу своей социальной, профессиональной или личностной позиции могут оказать школьнику разнообразную поддержку. Прежде всего-это, Педагог, Родитель и Психолог.

Роль педагога сводится, в самом общем виде, к четкой и последовательной ориентации школьника на определенные пути развития, прежде всего -интеллектуального и этического (“каждый человек должен знать то-то и то- то, уметь вести себя так-то и так-то”). Именно педагог задает большинство параметров и свойств школьной cреды, создавая и реализуя (часто неосознанно) концепции обучения и воспитания, нормы оценивания поведения и учебной успешности, стиль общения и многое другое.

Родитель выполняет в данной системе роль носителя и транслятора, определенных микрокультурных ценностей - религиозных, этических и пр., но при этом его воздействие носит скорее не формирующий, а регулирующий характер. Родитель в меньшей степени вмешивается в выбор ребенком конкретных целей и задач школьной жизнедеятельности, он стремится отсечь, закрыть те пути развития, движение по которым нежелательно, вредно и даже опасно для ребенка как c физической и правовой точек зрения, так и с точки зрения семейных, культурных, религиозных, национальных традиций.

Школьный психолог:

  • создавать условия для продуктивного движения ребенка по тем путям, которые выбрал он сам в соответствии с требованиями Педагога и Семьи (а иногда и в противовес им), помогать ему делать осознанные личные выборы в этом сложном мире, конструктивно решать неизбежные конфликты, осваивать наиболее индивидуально значимые и ценные методы познания, общения, понимания себя и других. То есть деятельность психолога во многом задается той социальной, семейной и педагогической системой, в которой реально находится ребенок и которая существенно ограничена рамками школьной среды;
  • определение психологических критериев эффективного обучения и развития школьников;
  • разработка и внедрение определенных мероприятий, форм и методов работы, которые рассматриваются как условия успешного обучения и развития школьников;
  • приведение этих создаваемых условий в некоторую систему постоянной работы, дающую максимальный результат.

Итак, сопровождение - это система профессиональной деятельности психолога, направленной на создание социально- психологических условий для успешного обучения и психологического развития ребенка в ситуациях школьного взаимодействия.

Объект - обучение и психологическое развитие ребенка в ситуации школьного взаимодействия;

Предмет – социально - психологические условия успешного обучения и развития;

Психологическое сопровождение в средней школе №42 осуществляется в 1-4;5-9;10-11 классах.

Цель психологической программы:

Способствовать образовательно-культурному развитию России; гуманизации школьных отношений; инновационной образовательной деятельности педагогов, связанной с внедрением личностно-ориентированных технологий обучения; социализации и творческому развитию учащихся; выстраиванию гармоничных отношений между учащимися, педагогами и родителями в школьной ситуации развития; внедрению эффективных психологических технологий в практику образования.

Сопровождение рассматривается нами как процесс, в рамках которого могут быть выделены обязательные взаимосвязанные задачи.

Задачи:

1. Следовать за естественным развитием ребенка на данном возрастном и социокультурном этапе онтогенеза с опорой на личные достижения, которые реально есть у ребенка.

2. Учитывать безусловную ценность внутреннего мира каждого школьника, приоритетность потребностей, целей, и ценностей его развития.

3. Создавать условия для самостоятельного творческого освоения детьми системы отношений с миром и самим собой, а также для совершения каждым ребенком личностно-значимых жизненных выборов. (Интеллектуальных, этических, эстетических).

Побуждать ребенка к нахождению самостоятельных решений, принятию на себя ответственности за собственную жизнь.

4. Систематически отслеживать психолого-педагогический статус ребенка и динамику его психического развития в процессе школьного обучения.

5. Создавать социально-психологические условия для развития личности учащихся и их успешного обучения.

6. Создавать специальные социально-психологические условия для оказания помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии обучении.

Соответственно, деятельность психолога в рамках сопровождения предполагает:

1. Осуществление совместно с педагогами анализа школьной среды с точки зрения тех возможностей, которые она представляет для обучения и развития школьника, и тех требований, которые она предъявляет к его психологическим возможностям и уровню развития.

2. Определение психологических критериев эффективного обучения и развития школьников.

3. Разработку и внедрение определенных мероприятий, форм и методов работы, которые рассматриваются как условия успешного обучения и развития школьников.

4. Приведение этих создаваемых условий в некоторую систему постоянной работы, дающую максимальный результат.

Основные направления психологического сопровождения:

1. Психологическое просвещение;

2. Психологическое консультирование;

3. Психологическая диагностика;

4. Психологическая коррекционно - развивающая работа.

  • индивидуальные и групповые интервью;
  • наблюдения (за проведением конкретных занятий, интересов их участников к содержанию, динамикой в отношениях и др.).
  • повышение эффективности стимулирования педагогов к внедрению личностно-ориентированных технологий обучения с учетом: динамики готовности учителей к педагогическим инновациям;
  • установление диалоговых отношений между учащимися, учителями, родителями; формирование готовности к поиску вариантов решения проблем, к гибкому вариативному поведению в сложных жизненных ситуациях.
  • степень включенности взрослых в программу психологических занятий;
  • продуктивность совместной деятельности;
  • удовлетворенность диалогом;
  • определение стиля поведения в ситуациях разногласия.
  • создание условий для развития устремлений учащихся и взрослых (познавательных, творческих, эмоционально-личностных) через выявление содержания индивидуальности учащихся, рассмотрение горизонтов личностного развития, особенностей саморазвития. Системность мышления. Включенность в групповые отношения. Личностная саморегуляция. Тревожность. Стрессоустойчивость;
  • самоопределение. Потребность в самопознании;
  • самореализация родителей - в самореализации детей через развитие рефлексии особенностей воспитания и обучения ребенка, общения с ним;
  • характеристика родительского отношения: ориентация на принятие ребенка, кооперацию в решении проблем;
  • последовательность в воспитании детей.

Требования к знаниям и умениям при реализации программы психологического сопровождения.

Психологу, социальному педагогу, классному руководителю, выбравшему в своей работе стратегию сопровождения необходимо иметь:

1. Навыки эффективного общения (умение устанавливать контакт, слушать и говорить, выражать свои чувства и эмоции, сопереживать);

2. Хорошо ориентироваться в школьной ситуации, знать ее особенности и учитывать их в построении практических гипотез;

3. Навыки организации групп детей (разного возраста), детей и взрослых на совместную деятельность и общение;

4. Технологические, интерпретационные и аналитические умения;

5. Навыки нейтрального, безусловного, уважительного, заинтересованного поведения и творческого мышления в разрешении конфликтных ситуаций, жизненных проблем;

6. Умение выстраивать отношения, прогнозировать межличностные ситуации.

Среди личностных черт имеют особое значение: ответственность, уверенность в себе, уважительное отношение к людям, оптимизм, чувство юмора.

Раздел 2

Содержание психологического сопровождения учащихся, учителей, родителей.

  • детей (возрастные кризисы возникновения психологических новообразований);
  • педагогического коллектива (динамики группового процесса);
  • детско-родительских отношений.

Так и ситуативными кризисами отношений.

Общение родителей и детей является детерминантой развития ребенка (В.В.Столин), хотя родители не имеют не только родительского образования, но даже минимальной педагогической поддержки.

О психологическом сопровождении учителей.

ПС учителей позволяет педагогам преодолевать психологические барьеры, связанные с готовностью к нововведениям, развивать стилевые характеристики общения, позитивные взаимоотношения друг с другом, администрацией, родителями, детьми. ПС учителей имеет психопрофилактическую направленность, связанную с приобретением учителями навыков психической саморегуляции. К сожалению, большинство личностных проблем учителя серьезно отражается на качестве их труда (см. журнал “Педагогика”,№3,1996г.)

Одним из направлений ПС педагогов является консультирование и просвещение: В консультировании педагогов можно выделить три направления:

1) консультирование педагогов-предметников и воспитателей (классных руководителей) по вопросам разработки и реализации психологически адекватных программ обучения и воспитательного воздействия;

2) психолого-педагогический консилиум, в рамках которого происходит разработка и планирование единой психолого-педагогической стратегии сопровождения каждого ребенка в процессе его обучения, а также определенных ученических групп и параллелей;

3) социально-посредническая работа психологической службы в ситуациях разрешения различных межличностных и межгрупповых конфликтов в школьных системах отношений: учитель-учитель, учитель-ученик, учитель -родители и др.

  • организовать эффективный процесс предметного обучения школьников с содержательной и методической точек зрения;
  • построить взаимоотношения со школьниками и коллегами;
  • осознать и осмыслить себя в профессии и общении с другими участниками внутришкольных взаимодействий.

О психологическом сопровождении родителей.

В процессе непрерывного ПС родителей психолог имеет возможность обсуждать и развивать родительское отношение к воспитанию и обучению детей, к особенностям работы учителей, администрации, что позволит сблизить индивидуальные смысловые контексты обучающихся с целью поиска вариантов разрешения конфликтов в образовательных ситуациях.

ПЕДАГОГИ-ПСИХОЛОГИ

ПЕДАГОГИ-ПСИХОЛОГИ

ПЕДАГОГИ-ПСИХОЛОГИ

ПЕДАГОГИ-ПСИХОЛОГИ

ПЕДАГОГИ-ПСИХОЛОГИ

ПЕДАГОГИ-ПСИХОЛОГИ

ПЕДАГОГИ-ПСИХОЛОГИ

Педагогический проект "Психологическая готовность детей к школе"

Проект включает в себя создание модели взаимодействия педагога-психолога с родителями, учителями начальных классов, педагогами подготовительной группы в подготовке детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению формирование навыков взаимодействия, само регуляции, самооценки и самоконтроля.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Социально-психологическая служба – один из важнейших компонентов целостной системы образовательной деятельности школы.
Деятельность службы направлена на сохранение социально-психологического и обеспечения полноценного психического и социального развития учащихся, ориентировано как на учащихся. Так и на административных и педагогических работников, их социально-педагогическую поддержку и обеспечение социально-психологического здоровья.
По согласованию с администрацией СПС может развивать свою деятельность в необходимых направлениях, наполняя их конкретным содержанием.
Предлагаемые модели отражают организацию деятельности СПС, систему в\действия с различными структурами, а направления деятельности СПС напрямую связаны с возрастными ступенями социально-психологического сопровождения.
Организация деятельности СПС включает в себя сотрудничество психолога и социального педагога, специалистов для решения социальных задач, и всё это направлено на социально-психологическую поддержку учащихся школы. Данное сотрудничество не может существовать само по себе, поэтому необходима система в\действия с различными структурами.

ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ В ШКОЛЕ

Актуальность и проблема:

Сущность и миссия социально-психологической службы нормативно не прописаны, поэтому возникают различные точки зрения па проблему затруднения в определении места и роли социального педагога, неопределенность механизмов оценки эффективности социально-психологической службы.

Вся работа в школе сводится на психологическое обеспечение качества образования, подразумевая работу с неуспевающими, недисциплинированными или одаренными учащимися. В рамках такого подхода специальная компетентность и профессиональное качество уходят на второй план.

В работе социально-психологической службе доминирует диагностическое направление, результаты диагностики используются в целях социально- психологичес-

кого информирования объектов, работа по адаптации и социализации проводится не на должном уровне.

Социально-психологическое видение человеческой реальности, понимание условий развития и становления субъективности должны стать основополагающими для практики образования и его социально-психологической службы.

Способствовать социально-психологическому здоровью и образовательным интересам детей, адаптации и социализации личности. Выбор социально-психологических критериев и концепции развития, содействия поддержки и сопровождения детей и подростков по этапам их развития.

1 Ознакомление с литературой, раскрывающей работу социально-психологической службы.

2 Изучение разновидностей и стилей социально-психологической службы, роли социального педагога и психолога.

3 Анализ разновидностей и стилей работы социально-психологической службы, ее компонентов и особенностей.

4 Синтез моделей социально-психологической службы.

5 Оформление проекта деятельности.

Предмет: социальные взаимоотношения в деятельности социально-психологической службы.

Объект: учащиеся, родители, опекуны, педагоги, социальный работник, администрация, сотрудник органов внутренних дел, работник учреждения здравоохранения.

Гипотеза: если использовать модели системы взаимодействия социально-психологической службы с различными структурами, структурную модель социально-психологической службы, ступени социально-психологического сопровождения детей, то возможно прогнозировать упорядочение работы СПС в школе и способствовать социально-психологическому здоровью и образовательным интересам детей, адаптации и социализации личности.

Модель: прогностическая.

Форма: пространственно-средовая.

МОДЕЛЬ 1: ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ



МОДЕЛЬ 2 СИСТЕМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ С РАЗЛИЧНЫМИ СТРУКТУРАМИ

МОДЕЛЬ 3 СТРУКТУРНАЯ МОДЕЛЬ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ


КЛАССИЧЕСКИЕ КОМПЛЕКСНЫЕ

ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОГРАММЫ








СОЦИАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ РАЗВИТИЯ









ОТСЛЕЖИВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ СПС.

СИСТЕМА МОНИТОРИНГА СПС




МОДЕЛЬ 4 СТУПЕНИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ


ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ МОДЕЛИ

Социально-психологическая служба – один из важнейших компонентов целостной системы образовательной деятельности школы.

Деятельность службы направлена на сохранение социально-психологического и обеспечения полноценного психического и социального развития учащихся, ориентировано как на учащихся. Так и на административных и педагогических работников, их социально-педагогическую поддержку и обеспечение социально-психологического здоровья.

По согласованию с администрацией СПС может развивать свою деятельность в необходимых направлениях, наполняя их конкретным содержанием.

Предлагаемые модели отражают организацию деятельности СПС, систему в\действия с различными структурами, а направления деятельности СПС напрямую связаны с возрастными ступенями социально-психологического сопровождения.

Организация деятельности СПС включает в себя сотрудничество психолога и социального педагога, специалистов для решения социальных задач, и всё это направлено на социально-психологическую поддержку учащихся школы. Данное сотрудничество не может существовать само по себе, поэтому необходима система в\действия с различными структурами.

Директор школы утверждает и контролирует деятельность СПС . По некоторым направлениям контроль ведёт завуч по воспитательной работе. СПС в\действует с учителями (МО кл. руководителей , учителя-предметники), родителями (родительс

кий комитет, родительская общественность). Всё в\действие направлено на изучение ученика, которое происходит непосредственно в ходе групповых и индивидуальных занятий и опосредовано в\действием учителей и родителей.

Сотрудники СПС осуществляют свою деятельность, руководствуясь запросами родителей и учителей, администрации и педагогов.

Сущность деятельности СПС – посредническая деятельность. Она локализируется в системах отношений учитель-ученик, родитель-ученик, ученик-ученик, учитель-родитель, учитель-учитель. Работа СПС включает в себя классические виды деятельности: социально-психологическая, профилактическая, консультативная, коррекционно-развивающая, социально-диспетчерская.

На основе этого разрабатываются комплексные программы: адаптивно-развивающие, коррекционно-развивающие, и социальная ситуация развития .

Как показывает практика, что с введением в школы должности социального педагога, назрела проблема организации СПС, которая создаёт социально-психологические условия, способствующие успешной адаптации, обучению и развитию каждого ребёнка в конкретной школьной среде.

Определена совместная работа социального педагога и педагога-психолога: диагностическая работа, профилактическая, коррекционная, консультативная. Разграничены функциональные обязанности соц.педагога, который проводит индивидуальную работу с отдельными школьниками, осуществляет социальную защиту, организует воспитывающую среду и повседневный школьный быт, координирует воспитательное воздействие.

Педагог-психолог занимается психологическим просвещением, диагностикой, консультированием, коррекцией, научно-методической работой. Вся эта деятельность взаимно дополняет и помогает решать поставленные задачи.

Так как СПС тесно в\действует с учителями и родителями, наметилась тенденция повышения социально-психологической культуры педагогов и родителей.

В настоящее время появилось много методической литературы по соц. педагогике и психологии. СПС не только информирует педагогов и родителей, но и, используя различный инструментарий, старается воздействовать на объекты деятельности. Особенно эффективными являются тренинговые занятия, разборы различных ситуаций, дискуссионные формы работы.

Школа начала вплотную работать с различными структурными подразделениями. Это и акимат , и медицинские учреждения, отделы внутренних дел, администрация и т.д., что позволяет организовать высокую правовую защиту учащихся и организовывать профилактическую работу.

Создается методическая и информационная база данных, осуществляется мониторинг развития детей и их положение в социуме, что помогает проанализировать работу СПС, продиагностировать и прогнозировать результаты.

С организации СПС началось более углубленное социально-психологическое изучение школьников на протяжении всего периода обучения в целях обеспечения индивидуального подхода. Создана возможность полноценного личностного развития учащихся на каждом возрастном этапе.

Используется необходимая ранняя профилактика и коррекция отклонений в развитии, поведении и деятельности учащихся.

Усиление деятельности СПС способствует обеспечению комфортной здоровье сберегающей среды школы, что помогает педагогам организовать эффективный педагогический процесс.

Адаптация - (лат.- приспосабливать)- приспосабливание к изменяющимся условиям окружающей среды.

Воспитание- процесс передачи новым поколениям общественно-исторического опыта, планомерное и целенаправленное воздействие на сознание и поведение человека с целью формирования определенных установок, понятий, принципов, ценностных ориентаций, обеспечивающих необходимые условия для его физического и духовного развития.

Деятельность- способ существования и развития человека, всесторонний процесс преобразования им окружающей среды.

Диагностика психического развития- исследование человека в целях определения индивидуальной специфики эволюции его психики, способностей и индивидуальных черт.

Исследование- целенаправленное и систематическое научное изучение какой-либо проблемы.

Коррекция- (лат.-исправление, поправка)- воздействие с целью исправления недостатков.

Метод- способ действия или способ достижения какой-либо цели.

Профилактика- (греч.-предохранительный)- совокупность мероприятий по предупреждению нарушений.

Психология- наука об общих закономерностях эволюции и функционирования психики, психических процессов.

Развитие личности- процесс формирования как социального качества индивида в результате его социализации и воспитания.

Социальная педагогика- теория и практика гармонизации взаимодействия человека и социальной среды, а также образовательный комплекс подготовки к этому взаимодействию.

Тренинг- специальный тренировочный режим; процесс получения умений и навыков в какой-либо области вследствие выполнения в определённом порядке заданий, д

Читайте также: