Приоритет воспитательной деятельности школы

Обновлено: 02.07.2024

Каждый учитель с 2022 года должен прописывать в свои рабочие программы направления воспитательной работы. Выходим с минимальными потеря из ситуации, делаем дополнительную колонку в КТП и туда вписываем подходящие цифры, не на каждый урок, а на раздел.

Ниже представлены приоритетные направления

1. Патриотического воспитания:

1.1. Осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе,

1.2. Понимание роли русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения народов России;

1.3. Проявление интереса к познанию русского языка, к истории и культуре Российской Федерации, культуре своего края,

1.4. Ценностное отношение к русскому языку, к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, боевым подвигам и трудовым достижениям народа;

1.5. Уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране.

2. Гражданского воспитания:

2.1. Готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей;

2.2. Активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны; – неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;

2.3. Представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе;

2.4. Готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи;

2.5. Активное участие в школьном самоуправлении; готовность к участию в гуманитарной деятельности (помощь людям, нуждающимся в ней; волонтёрство).

3. Духовно-нравственного воспитания:

3.1. Ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;

3.2. Готовность оценивать своё поведение, в том числе речевое, и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков;

3.3. Активное неприятие асоциальных поступков;

3.4. Свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства

4. Эстетического воспитания:

4.1. Восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;

4.2. Понимание эмоционального воздействия искусства; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества; стремление к самовыражению в разных видах искусства

5. Ценности научного познания:

5.1. Ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой;

5.2. Закономерностях развития языка; овладение языковой и читательской культурой, навыками чтения как средства познания мира;

5.3. Овладение основными навыками исследовательской деятельности с учётом специфики школьного языкового образования; установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия.

6. Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

6.1. Осознание ценности жизни;

6.2. Ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность);

6.3. Осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья;

6.4. Соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в интернет-среде в процессе школьного образования;

6.5. Способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;

6.6. Умение принимать себя и других, не осуждая;

6.7. Умение осознавать своё эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других, использовать адекватные языковые средства для выражения своего состояния;

6.8. Сформированность навыков рефлексии;

6.9. Признание своего права на ошибку и такого же права другого человека;

7. Трудового воспитания:

7.1. Установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города, края) технологической и социальной направленности,

7.2. Способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;

7.3. Интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода;

7.4. Уважение к труду и результатам трудовой деятельности;

7.5. Осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей;

8. Экологического воспитания:

8.1. Ориентация на применение знаний из области социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды;

8.2. Умение точно, логично выражать свою точку зрения на экологические проблемы;

8.3. Повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения;

8.4. Активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;

8.5. Активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;

8.6. Осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред; 8.7. Готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.

Для учителей математики подходят такие пункты: 1.1, 2.1, 2.4, 3.1, 3.2, 5.3, 6.5, 6.6, 6.7, 6.8, 6.9, 7.1, 7.2, 7.4, 7.5, 8.1, 8.7.

Разработка педагогического совета по вопросу "О приоритетах воспитания в системе образования в условиях реализации ФГОС". Указаны приоритеты воспитательной деятельности в системе образования, рассматриваются вопросы реализации духовно-нравственного воспитания на уроках и внеурочной деятельности.

Содержимое разработки

Педсовет «Приоритеты воспитания в системе образования

О приоритетах воспитания в системе образования в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов

Правительство приоритетами воспитательной деятельности в системе образования считает:

обеспечение информационной и духовной безопасности детей и молодежи; защита детей от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред их здоровью, нравственному и духовному развитию; профилактика вовлечения детей и молодежи в деятельность экстремистских организаций;

формирование осознания безусловной ценности других людей, ценности человеческой жизни, толерантного отношения к людям и окружающему миру, внутреннего и внешнего непринятия действий и влияний, представляющих угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью, духовной безопасности личности, умения им противодействовать;

социально-педагогическая поддержка готовности и способности к духовному развитию, самооценке, пониманию смысла своей жизни, индивидуально-ответственному поведению, развитию совести, способности давать нравственную самооценку поступкам;

воспитание семейной культуры: осознание безусловной ценности семьи как первоосновы принадлежности к Отечеству; понимание и поддержание таких нравственных устоев семьи, как любовь, взаимопомощь, уважение к родителям, забота о младших и старших, ответственность за другого человека;

патриотическое воспитание: принятие личностью базовых национальных ценностей, национальных духовных традиций, готовность к укреплению национальной безопасности; знание и уважение истории семьи, родного города, области; понимание ценности и значения грамотного владения русским языком;

формирование культуры межнациональных отношений, уважение к представителям иных культур и национальностей, понимание мира как единства в многообразии проявлений;

трудовое воспитание: развитие трудовой этики, уважения к результатам труда; мотивация творчества и созидания, готовность и способность к непрерывному образованию; профессиональная ориентация.

Приоритетные направления воспитательной деятельности нашей школы: нравственно-духовное, здоровьесберегающее, гражданско-патриотическое, правовое воспитание и культура безопасности.

В настоящее время, несмотря на наличие позитивных тенденций в социально-экономическом развитии страны и нашего региона, общество, и особенно молодое поколение, переживает духовно-нравственный кризис. Масштабы духовно-нравственного кризиса таковы, что по ряду показателей, характеризующих его проявления (наркомания, распространение суицида, масштабы потребления алкоголя и табака, количество абортов среди несовершеннолетних, число социальных сирот, уровень насилия в обществе и др.), общество вплотную приближается к грани необратимой духовно-нравственной и физической деградации. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе.

Несколько статистических фактов:

- в России рождается 17% детей с психическими отклонениями.

-15млн. наркоманов, 35 млн. алкоголиков.

-На одного человека России приходится более 25 л алкоголя в год, тогда как при 8 л алкоголя в год начинается вырождение нации.

-Могут быть признаны здоровыми лишь 15-19% детей и подростков.

-По данным экспертов ЮНЕСКО и Всемирной организации здравоохранения, при коэффициенте жизнеспособности по шестибалльной шкале в России он составляет всего 1,4 балла. Это, по сути, смертный приговор нации.

Поэтому, несомненно, вопросы духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения выходят в нашем обществе на первый план.

Нравственное воспитание молодежи - неоспоримая и важнейшая опора всякого общества. Недостатки и упущения в нравственном воспитании наносят обществу непоправимый урон. Интеллектуальное развитие молодежи не представляет сегодня такой проблемы, как ее нравственное становление. Это обуславливается тем, что обучение основам наук в наше время происходит достаточно четко, планово и в обязательном порядке. Однако нравственное воспитание молодого поколения сильно отстает. А ведь именно нравственность должна стоять впереди и за собой вести интеллект. Таким образом, целью нравственного воспитания является формирование нравственности, морали, чему соответствуют критерии добра, милосердия, заботы, образованности, порядочности и честности.

В процессе нравственного воспитания необходимо формировать у обучающихся и воспитанников готовность к нравственному выбору, стремлению к нравственному самосовершенствованию, осмыслению нравственных основ межличностных отношений; расширять нравственный опыт, содержание нравственно-этического диалога; формировать нравственные идеалы, подкрепленные яркими примерами, образами из современной жизни, литературы, истории; стимулировать социальные инициативы учащихся, направленные на реализацию нравственной позиции, ценностных установок личности в социальной практике.

Духовное и нравственное воспитание школьника может происходить на любом уроке. Сильное влияние на нравственное развитие школьников в процессе обучения оказывает личность педагога.

Каждый урок учитель реализует определенные цели, и не только те, что сформулированы в плане.

В сознании ребенка откладываются поведение учителя, его жесты, манера одеваться, разговаривать; характер общения с ним, с другими учащимися, при различных обстоятельствах; как он держится с коллегами, как реагирует на удачи и неудачи одноклассников. Воспитатель, учитель требует от учащихся аккуратности, дисциплины, выполнения ими своих обязанностей. И от того, насколько требовательным, последовательным окажется учитель, будет зависеть и результат. При умелой организации и учебной, и внеучебной деятельности у учащихся формируются основы нравственного поведения, духовной культуры.

Колоссальные потенциальные возможности для нравственного влияния на школьников имеет учебный материал, особенно по литературе и истории. В нём содержится большое количество морально-этических суждений. На уроках преподаватель напрямую выводит учеников на осмысление отношений к человеку и обществу. Каким образом может быть реализовано духовно-нравственное воспитание на уроках?

Выступление учителя русского языка и литературы.

В ходе подготовки к педагогическому совету было проведено анкетирование старшеклассников, где им было предложено определить для себя наиболее значимые ценности, указать какая литература их интересует, и ответить на вопрос – какие качества личности для них являются наиболее значимыми. По результатам анкетирования можно сделать вывод о традиционных семейных ценностях опрошенных, об осознании важности здоровья для человека. Одной из приоритетных ценностей является наличие верных друзей, что говорит о коллективизме наших детей. К сожалению, такая ценность, как процветание страны, республики и города оказались на 9 месте, что говорит о недостаточном уровне гражданско-патриотического воспитания учащихся.

Еще одним приоритетным направлением является патриотическое воспитания и гражданское становления подрастающего поколения, это сегодня одна из актуальных задач государства, общества и образовательных учреждений .

Цель патриотического воспитания – развитие в личности высокой социальной активности гражданской ответственности, духовности, становление личности, обладающей позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе, интересах Отечества. В нашей школе уделяется много внимания патриотическому воспитанию учащихся, через проведение классных часов, общешкольных мероприятий. Гражданское становление учащихся, а также их патриотизм воспитываются и на уроках: истории, литературы, географии, музыки, ИЗО и других. Сегодня своим опытом работы по реализации гражданско-патриотического воспитания на уроках ИЗО поделиться учитель ИЗО

Выступление учителя ИЗО

Выступление учителя физ-ры

Существовала некогда пословица,

Что дети не живут, а жить готовятся.

Но вряд ли в жизни пригодится тот,

Кто жить готовясь, в детстве не живёт.

Если бы в своё время по-настоящему прислушались к этим словам С.Я.Маршака, то, наверное, уже в 20 веке, а не в 21-ом в нашу школу пришли новые стандарты, поскольку именно теперь воспитание в школе рассматривается не как набор специальных мероприятий, а как совместная деятельность взрослых и детей, детей друг с другом. Именно в такой деятельности единственно возможно присвоение, а не узнавание детьми определённых ценностей. И впервые для такой внеурочной деятельности школьников определено пространство и время в образовательном процессе. Как реализуются новые федеральные образовательные стандарты, и как они помогают формированию определенных ценностей учащихся расскажет учитель начальной школы.

Выступление учителя начальной школы.

Что изменилось в школах при переходе на новый федеральный государственный стандарт начального общего образования?

Выступление психолога школы.

Из страны детства все мы уходим в большую жизнь, насыщенную радостью и страданием, минутами счастья и горя. Способность радоваться жизни и умение мужественно переносить трудности закладывается в раннем детстве. Дети чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает, а достичь им нужно очень многого. Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней.

Существует реальная история:

Многие годы по морскому побережью, на котором отдыхало в летнее и зимнее время много людей, ходила маленькая старушка. Ее седые волосы развевались на ветру, одежда была грязной и оборванной. Она что-то бормотала про себя, подбирая с песка какие-то предметы и перекладывая их к себе в сумку.

Детям было любопытно посмотреть, что кладет старушка в сумку, но родители велели им держаться от нее подальше. Когда она проходила мимо, то и дело нагибаясь, чтобы что-то поднять, она улыбалась людям, но никто не отвечал на ее приветствие.

Только когда маленькая старушка умерла, люди узнали о том, что она посвятила свою жизнь тому, чтобы подбирать с пляжей осколки стекла, которыми дети могли порезать ноги .

Наша с вами задача научить наших детей ценить жизнь, и строить её так, чтобы дарить окружающим людям тепло и заботу, не требуя за это ничего взамен.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Приоритеты воспитания

в системе образования в условиях ФГОС

по воспитательной работе

Федеральные нормативные правовые акты

4. Стратегия противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года, утвержденной Президентом Российской Федерации 28.11.2014 № Пр-2753

9. Перечень поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания Государственного совета Российской Федерации от 23.12.2015, утвержденный Президентом Российской Федерации 02.01.2016

Республиканские нормативные правовые акты

- воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека (ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, гражданское общество, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, социальная солидарность, мир во всём мире, многообразие и уважение культур и народов);

- воспитание социальной ответственности и компетентности (ценности: правовое государство, демократическое государство, социальное государство, закон и правопорядок, социальная компетентность, социальная ответственность, служение Отечеству, ответственность за настоящее и будущее своей страны);

- воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания (ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение родителей; уважение достоинства другого человека, равноправие, ответственность, любовь и верность; забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о светской этике, вере, духовности, религиозной жизни человека, ценностях религиозного мировоззрения, формируемое на основе межконфессионального диалога; духовно-нравственное развитие личности);

- воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни (ценности: жизнь во всех её проявлениях; экологическая безопасность; экологическая грамотность; физическое, физиологическое, репродуктивное, психическое, социально-психологическое, духовное здоровье; экологическая культура; экологически целесообразный здоровый и безопасный образ жизни; ресурсосбережение; экологическая этика; экологическая ответственность; социальное партнёрство для улучшения экологического качества окружающей среды; устойчивое развитие общества в гармонии с природой);

- воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии (ценности: научное знание, стремление к познанию и истине, научная картина мира, нравственный смысл учения и самообразования, интеллектуальное развитие личности; уважение к труду и людям труда; нравственный смысл труда, творчество и созидание; целеустремлённость и настойчивость, бережливость, выбор профессии);

- воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры — эстетическое воспитание (ценности: красота, гармония, духовный мир человека, самовыражение личности в творчестве и искусстве, эстетическое развитие личности).

Практические задачи, которые ставит школа перед собой:

- Развитие общей культуры школьников через традиционные мероприятия школы, выявление и работа с одаренными детьми;

- Выявление и развитие творческих способностей, обучающихся путем создания творческой атмосферы для совместной творческой деятельности учителей, учеников и родителей;

- Создание условий для физического, интеллектуального, нравственного и духовного развития детей;

- Повышение социальной активности учащихся, их самостоятельности и ответственности в организации жизни детского коллектива и социума;

- Пропаганда здорового образа жизни;

- Укрепление связи семья-школа;

- Совершенствование деятельности органов ученического самоуправления;

- Совершенствование форм и методов воспитательной работы;

- Изучение и внедрение новых воспитательных технологий;

- Повышение уровня эффективности воспитательной работы через систему контроля;

- Совершенствование форм и методов воспитания через повышение мастерства классных руководителей.

Задача школьного коллектива – создание целостного пространства духовно-нравственного развития и воспитания детей, т. е. уклада школьной жизни, определяющего урочную, внеурочную и внешкольную деятельность. Эта задача решается на основе социально-педагогического партнерства с другими субъектами социализации: семьей, общественными организациями и традиционными российскими религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, средствами массовой информации.

Воспитание детей и молодежи в современном российском обществе реализуется в условиях экономического и политического реформирования, в силу которого существенно изменились социокультурная жизнь подрастающего поколения, функционирование образовательных учреждений, средств массовой информации, молодежных и детских общественных объединений. В то же время реформирование вызвало социальное расслоение общества, снижение жизненного уровня населения. Эти изменения, прежде всего, отразились на российской семье.

Современное развитие средств массовой информации и коммуникаций, введение конституционного запрета на цензуру резко расширили и преобразили информационное поле, в котором происходит воспитательная деятельность. В условиях высокой доступности информации и материалов, распространяемых через прессу, телевидение, радио, интернет и др., на детей и молодежь обрушивается поток низкопробной информационной продукции, пропагандирующей праздный образ жизни, культ потребления, насилия, и другие формы примитивизации личности. Все чаще встречаются факты криминального использования сети интернет в целях эксплуатации детей, распространения материалов, наносящих вред психическому и нравственному здоровью несовершеннолетних.

Серьезной проблемой для современного общества стало распространение социально-негативных молодежных течений (скинхеды, готы, эмо и ряд др.). Они вносят существенный вклад в распространение проявлений насилия среди несовершеннолетних, создают ситуации риска детских суицидов. Особенную тревогу вызывает существование молодежных и других экстремистских организаций националистического и неофашистского толка как в среде доминирующего большинства, так и среди этнических меньшинств.

Сохранение и усиление негативных социальных и духовно-нравственных деформаций в детской и подростковой среде — одна из главных угроз национальной безопасности и будущему России.

В этих сложных условиях система образования была и остается основным социальным институтом, обеспечивающим воспитательный процесс и реальную интеграцию различных субъектов воспитания.

В настоящее время в большей степени навязываются приоритеты земных интересов над нравственными и религиозными ценностями, а также патриотическими чувствами.

Изменения, происходящие в обществе, определяют новые требования к отечественной системе образования:

- необходимость успешной самореализации личности в период обучения и после его окончания, ее социализации в обществе, активной адаптации на рынке труда;

- усиление воспитательной функции образования, формирование трудолюбия, нравственности, уважение к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, окружающей природе.

Нельзя не сказать о ЗОЖ в воспитании детей в школе. Он является важным элементом как для ученика, так и здоровья.

формирование здорового образа жизни и культуры здоровья ребёнка, в первую очередь через занятия физической культурой и спортом.

Современное отношение к физической культуре и спорту:

- это развитие физических, эстетических и нравственных качеств человеческой

- это организация общественно-полезной деятельности,

- это организация рационального досуга школьников,

- это профилактика заболеваний,

- это адаптация к условиям современной жизни.

проектных форм патриотического воспитания

Часто патриотическое подменяется военно-патриотическим, практикуется так сказать монументально-ритуальный патриотизм со взглядом, обращённым

лишь в легендарное прошлое. А ведь патриотизм — это не только диалог с историей и культурой.

Патриотизм - это общественно-историческое явление, социально-нравственная

ценность, сложное нравственное качество.

Патриотизм составляет необходимое условие дальнейшего прогрессивного развития страны, государства.

Патриотизм выступает как побуждение, толчок к патриотически направленной деятельности.

Патриотическое воспитание в современной школе это процесс взаимодействия детей и взрослых, направленный на развитие:

- устойчивых норм патриотического поведения,

- патриотической социально значимой деятельности, приобретение опыта самостоятельного патриотического общественного действия.

Сущностью данного процесса является освоение воспитанниками прогрессивного

патриотического опыта, позволяющего сформировать ценностное отношение к патриотизму. Процесс патриотического воспитания основан сегодня на принципе гибкости и вариативности: своевременно реагирует на изменение социально-педагогической ситуации, использует разнообразные сочетания форм и методов педагогического взаимодействия с учетом особенностей контингента воспитанников и социума.

Адаптация учащихся 1 класса к школе Адаптация ребенка к школе - довольно длительный процесс. Не день, не неделя требуются для того, чтобы маленький ученик освоился в школе.

Инновационные технологии как основа формирования современной культуры безопасности жизнедеятельности учащихся ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Краткий очерк развития дошкольного воспитания за рубежом. Учение Я. А. Коменского о материнской школе Краткий очерк развития дошкольного воспитания за рубежом. Я. А. Коменский, учение о материнской школе Выполнила Бабарико Ж. С. Воспитатель.

Проблема духовно-нравственного воспитания детей в современной России. Проблема духовно-нравственного воспитания детей в современной России. Духовно-нравственное воспитание – одна из актуальных и сложных проблем,.

Создание условий для успешного развития и воспитания детей в ДОУ и начальной школе Одна из наиболее важных и болезненных проблем – это преемственность между дошкольным периодом и начальным образованием. Поступление ребенка.

Ценностные ориентиры современного образования Воспитывает всё - люди, вещи, но прежде всего и дольше всего - люди. Из них на первом месте родители и педагоги". А. Макаренко Педагог.

Здоровьесбережение младших школьников в современной школе

Здоровьесбережение младших школьников в современной школе Проблема сохранения и развития здоровья в последнее десятилетие приобрела статус приоритетного направления. Процесс сохранения здоровья.

Читайте также: