Проект психолога в школе
Обновлено: 05.07.2024
Что такое проектная деятельность?
Проектная деятельность — это самостоятельная и совместная познавательная, творческая, игровая деятельность взрослых и детей в рамках определённой темы, имеющая социально значимый результат.
Проект — это способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели.
- Проблема
- Проектирование или планирование
- Поиск информации
- Продукт
- Презентация
Реализация проекта с детьми дошкольного возраста осуществляется в игровой форме через включение детей в различные виды творческой и практически значимой деятельности, в непосредственном контакте с различными объектами социальной среды.
Цель проектной деятельности
Основной целью проектного метода в ДОУ является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
Задачи проектной деятельности
- обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
- развитие познавательных способностей;
- развитие творческого воображения;
- развитие творческого мышления;
- развитие коммуникативных навыков.
Этапы реализации проектной деятельности
Наименование этапа | Описание этапа |
Подготовительный этап | Данный этап включает в себя: выбор темы, определение целей, задач, сроков реализации проекта, составление плана работы над проектом. |
Поисковый этап | Данный этап прежде всего направлен на поиск и сбор информации по заявленной теме. Изучение профессиональной литературы по теме проекта. |
Практический этап | Направлен на непосредственную реализацию проекта. Проведение запланированных мероприятий. |
Аналитический этап | Аналитический этап включает в себя подведение итогов проекта и его презентация. |
Виды проектной деятельности
- Исследовательско-творческие.
- Творческие.
- Информационно-практико-ориентированные.
- Ролево-игровые.
Далее я предлагаю Вам ознакомиться с теми проектами, которые я использую в своей работе.
Целью проекта является развитие эмоционального мира детей дошкольного возраста.
Более подробно с проектом можно познакомиться в прикреплённом файле.
Основной целью данного проекта является гармонизация детско-родительских отношений через вовлечение родителей в образовательный процесс ДОУ.
Об актуальности: Состояние психологического здоровья детей является одной из актуальных проблем детской психологии. Основные усилия родителей и педагогов направлены в первую очередь на развитие познавательной сферы. Недостаток данного подхода в том, что гармоничное развитие личности включает в себя развитие не только интеллектуальной, но и эмоциональной сферы. Успешность социализации определяется когнитивными способностями, достаточным уровнем эмоционально-волевых процессов, коммуникативных навыков.
Ребенок с самого рождения эмоционально чувствителен, а его эмоциональное состояние определяется тем, как он видит свой мир — своих родителей, самого себя. Если этот мир враждебный, непонимающий, то ребенок начинает испытывать тревожность, которая влияет на его поведение, способность общаться и учиться.
Чем полнее эмоциональный опыт, тем больше позитивных чувств испытывает ребенок и тем лучше его поведение. Только в этом случае он будет чувствовать себя наилучшим образом и соответственно развиваться. Ответственность за полноту эмоционального опыта несут взрослые, но к сожалению, изменение ритма жизни современных родителей приводит к тому, что во взаимодействии взрослого с ребёнком эмоциональный контакт сводится к минимуму.
Во многих семьях родители часто препятствуют проявлению эмоций и чувств (особенно негативных), тем самым лишая возможности проживать их и ориентироваться в них, а затем произвольно управлять ими.
Взрослые пытаются подавить чувства ребенка, отказываясь понять и принять их, морализуя действия и поступки ребенка, и тем самым способствуя развитию у них эмоциональной неадекватности и нарушений в поведении.
Более подробно с проектом можно познакомиться в прикреплённом файле.
Надеюсь мои наработки пригодятся вам в работе. Вы можете скачать проекты и использовать в своей работ. Размещение на других сайтах и в социальных сетях разрешено только с указанием автора и ссылки на мой сайт.
Педагогический проект "Психологическая готовность детей к школе"
Проект включает в себя создание модели взаимодействия педагога-психолога с родителями, учителями начальных классов, педагогами подготовительной группы в подготовке детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению формирование навыков взаимодействия, само регуляции, самооценки и самоконтроля.
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
Описание презентации по отдельным слайдам:
Цель программы: раннее психологическое и логопедическое предшкольное сопровождение будущих первоклассников и их родителей. Задачи: Выявление детей, имеющих психологические и логопедические проблемы; Развитие навыков толерантного взаимодействия детей дошкольного возраста со сверстниками и взрослыми; Снижение психоэмоционального напряжения, агрессивных проявлений и тревожности у дошкольников; Психологическое и логопедическое просвещение родителей по подготовке детей к школе, разработка памяток; Коррекция психологических и логопедических проблем дошкольников по запросу.
Программа занятий состоит из трех блоков: 1 блок – анкетирование родителей (комплектование групп); 2 блок – проведение занятий по программе посредством оказания психологической и логопедической помощи; 3 блок – оказание психолого-логопедической консультативной помощи родителям и педагогам.
Структура каждого занятия включает в себя 3 этапа: 1 этап – подготовительный (разогрев). 2 этап – основной. Повторение пройденного, изучение нового, закрепление изученного материала посредством специально организованных технологий (дидактические игры, упражнения, символдрама); 3 этап – завершающий. Психологическое завершение групповой работы. Ритуал прощания.
Условия проведения. Занятия проводятся в кабинете психолога и в обычном классе. Кабинет психолога оборудован удобными креслами, доской, различными изобразительными средствами, игрушками. В кабинете логопеда есть необходимое коррекционно-развивающие оборудование. Периодичность занятий. Занятия проводятся раз в неделю по субботам. Если занятия с родителями проводит психолог, то логопед ведет занятия с детьми и наоборот. Продолжительность занятий с детьми 20 минут. Продолжительность занятий с родителями от 30 минут до 2 часов.
Механизм отслеживания выполнения проекта. Диагностика взаимоотноешний в классе и самооценка самих учеников; Выявление отверженных детей в классе, индивидуальная беседа с ними; Набор группы учащихся для дальнейшей психопрофилактической работы; Проведение программы психопрофилактики в смешанной разновозрастной группе; 5. Анализ полученных результатов и проведение повторной диагностики Основные ожидаемые результаты проекта: - Снижение количества отверженных детей в классе, школе. - Адаптация и реабилитация таких учащихся в рамках разработанной программы работы разновозрастной группы Сроки реализации проекта: ( 2010-2014г.)
Основные направления Проекта: Повышение культурного уровня, организация разумного использования досуга школьников, индивидуальные, минигрупповые консультации, элективные курсы. Пропаганда здорового образа жизни, обучение методам психофизиологической саморегуляции, искоренения вредных привычек. Развитие навыков обучения и социальной адаптации, поиск средств для решения задач взросления, регулирования стрессов, осознания положительных свойств личности и формирование жизненных целей для достижения здорового образа жизни. Просвещение общественности по проблемам подросткового возраста. Правовые направления работы психологической службы. Повышение ответственности за собственное поведение развитие самосознания, саморегуляции и способности к планированию поступков
Основные ожидаемые результаты проекта: - формирование у детей ценностного ответственного отношения к своему здоровью, готовности соблюдать законы ЗОЖ; - усвоение социально-ценностных поведенческих норм, коммуникативных навыков, обеспечивающих ребёнку эффективную социальную адаптацию; - развитие умения регулировать своё поведение, прогнозировать последствия своих действий, то есть развитие самосознания.
Механизм отслеживания выполнения проекта. Диагностика отклонений развития подросткового возраста, уровня агрессии и аутоагрессии. Набор группы учащихся для дальнейшей психопрофилактической работы. Проведение программы психопрофилактики в смешанной разновозрастной группе. Анализ полученных результатов и проведение повторной диагностики Корректировка проекта в зависимости от полученных результатов.
В современных условиях одной из наиболее актуальных проблем психологической службы и образования является поиск средств и методов формирования творческой личности, способной к саморазвитию, к свободному определению себя в профессии и в обществе. В связи с этим, проектная деятельность представляет значительный интерес., так как в ней прослеживается соединения исследовательских, образовательных, социально-преобразующих аспектов.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_psiholog.doc | 54.5 КБ |
Предварительный просмотр:
В современных условиях одной из наиболее актуальных проблем психологической службы и образования является поиск средств и методов формирования творческой личности, способной к саморазвитию, к свободному определению себя в профессии и в обществе. В связи с этим, проектная деятельность представляет значительный интерес., так как в ней прослеживается соединения исследовательских, образовательных, социально-преобразующих аспектов.
В команде дело шло быстро, и очень скоро лодка была готова! Со всех сторон осмотрели ее путники –нет ли где трещин, потом спустили на воду -плывет! Можно переправляться! УРРРРА!
Не прошло и 15 минут как мудрец и ученики были на другой стороне реки! Проблема решена и можно было дальше странствовать. Эта притча иллюстрирует нам, как надо создавать и реализовывать проекты и осуществлять проектную деятельность.
Проектная деятельность – это деятельность по решению возникшей проблемы, реализация плана, предполагающая создание конкретного продукта – строительство спасательной лодки
Анализ различных подходов ученых к определению проектной деятельности дает возможность рассматривать проектную деятельность педагога-психолога как совокупность действий, заключающихся в достижении поставленной цели по исследованию и разрешению психолого-педагогических ситуаций, направленных на развитие субъектов образовательного процесса. Компонентами проектной деятельности как вида профессиональной деятельности являются: цель проектной деятельности, субъект, объект, предмет, продукт.
Цель проектной деятельности педагога - психолога можно определить как создание психолого-педагогического продукта, обладающего субъективной и объективной новизной, решающего психологические проблемы и задачи.
Объектом проектной деятельности педагога-психолога выступает сфера действительности, некоторая область жизни – образовательная среда, участники образовательного процесса, по отношению к чему будут выполнены преобразующие действия.
Под предметом проектной деятельности педагога-психолога понимается замысел проекта, его идея
Под субъектом проектной деятельности педагога-психолога можно иметь в виду человека или группу людей, целью которых выступает проект как некоторое описание будущего объекта.
Продуктом проектной деятельности педагога-психолога может быть осуществление конкретной психологической проблемы (психологические процессы, образовательная среда, отношения между участниками образовательного процесса и др).
Проектная деятельность педагога-психолога имеет отношение к содержанию образования, социальным контактам , развитию субъектов образовательного процесса, личностному и профессиональному развитию самого психолога. Направленность проектной деятельности представлена на рисунке
Проектный метод может быть использован во всех направлениях работы психолога: Пример
Успешная презентация проекта, полученные мальчиком ответы на вопросы, взаимопонимание и мир в его семье, появившийся интерес к музыкальным произведениям различных течений, а также заинтересованность современными техническими возможностями их обработки - все это может говорить об успешной работе педагога-психолога с ребенком
Для эффективной реализации проектной деятельности важны условия, в которых она будет развертываться. Среди условий выделяют внешние и внутренние условия .
В первом случае имеются в виду такие обстоятельства, которые педагог-психолог не может изменить и к влиянию которых ему приходится приспосабливаться. К таким обстоятельствам относятся условия образовательной среды
К внутренним условиям относятся такие характеристики, которые зависят от самих педагогов-психологов:
– содержание опыта профессиональной деятельности;
– познавательные и творческие способности;
– особенности поведения и взаимоотношений, связанные с теми или иными чертами характера;
– сформированность проектной компетенции
структура проекта - совокупность взаимосвязанных элементов и процессов проекта
в структуру входит
функции и результаты (результатами – формирование компетенции, разрешение проблемы, задачи и др)
какие проекты бывают? Выделяют различные основания для классификации
Индивидуальный проект - если в проекте 1 участник
Групповой проект – если в проекте участвуют 2 и более участников.
Внеурочные проекты – когда проекты осуществляются за пределами уроков, тренингов и не привязаны к нему - творческие проектыПример внеурочного проекта: психолог проводит акцию в школе по формированию толерантности.
Монопредметный проект - проект, реализующийся в рамках одной области знания Пример: на уроке психологии вы решаете проблему, которая касается только вашего предмета –например на психологии дети исследуют вопрос, связанный со способами борьбы со страхами, а затем придумывают свой креативный талисман, который избавляет от страха.
Полипредметный (межпредметный) проект - проект, который касается нескольких областей знания. Пример: в ходе проекта узнали, но и научились работать в Интернете, с офисными программами, а также развили проектное мышление, навыки работы в команде, навыки эффективной коммуникации и презентации.
И, конечно, проекты могут проходить для одного класса, для всей школы, района, а, может быть, и России.
Ценность проекта заключается в реальности использования продукта на практике и его способности решить заданную проблему.
Исследовательский проект по структуре напоминает научное исследование. Он включает в себя обоснование актуальности выбранной темы, постановку задачи исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение и анализ полученных результатов. При выполнении проекта должны использоваться методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и др.
Информационный проект направлен на сбор информации о каком-либо объекте или явлении с целью анализа, обобщения и представления информации для широкой аудитории
Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к его выполнению и презентации результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т. п.
Ролевой проект. Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, проектанты берут себе роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев с целью воссоздания различных социальных или деловых отношений через игровые ситуации. Результат проекта остается открытым до самого окончания. Чем завершится судебное заседание? Будет ли разрешен конфликт и заключен договор?
Основные этапы проектной деятельности
Любой проект состоит из нескольких взаимосвязанных этапов:
- Проблематизация - постановка проблемы
- Целеполагание . На этом этапе проблема преобразуется в личностно значимую цель, что еще больше укрепляет мотив к деятельности.
- Планирование — составляем план, последовательность действий, определяемся со сроками этапов и ответственными за их проведение. когда имеется план работы, в наличии ресурсы (материалы, рабочие руки, время) и понятна цель, можно приступать непосредственно к работе.
- Реализация имеющегося плана
- Рефлексия - это этап осмысления, анализа допущенных ошибок, попыток увидеть перспективу работы, оценки своих достижений, чувств, эмоций и личностных изменений, возникших в ходе и по окончании работы. Все это и является содержанием — завершающего этапа работы.
Виды презентаций, формы продуктов проектной деятельности
Паспорт проектной работы
Существуют определенные правила оформления проектов, в зависимости от типа и особенностей
Паспорт проектной работы используется дважды, а иногда и трижды. Вначале — как методическая разработка проекта, которую руководитель проектной группы утверждает у заместителя директора школы перед началом работы над проектом.
Затем уточненный паспорт проекта становится необходимым вступлением к проектной папке (портфолио проекта), представляемой на защите проекта.
Наконец, расширенный вариант паспорта проектной работы
может стать описанием проекта, подготовленным для публикации или для хранения в школьной медиатеке.
Как правило, паспорт проектной работы состоит из следующих пунктов*:
- Название проекта.
- Руководитель проекта.
- Консультант(ы) проекта.
- Учебный предмет, в рамках которого проводится работа по проекту.
- Учебные дисциплины, близкие к теме проекта.
- Возраст учащихся, на который рассчитан проект.
- Состав проектной группы (Ф.И. учащихся, класс).
- Тип проекта (реферативный, информационный, исследовательский, творческий, практико-ориентированный, ролевой).
- Заказчик проекта.
- Цель проекта (практическая и педагогическая цели).
- Задачи проекта (2-4 задачи, акцент на развивающих задачах!).
- Вопросы проекта (3-4 важнейших проблемных вопроса по теме проекта, на которые необходимо ответить участникам в ходе его выполнения).
- Необходимое оборудование.
- Аннотация (актуальность проекта, значимость на уровне школы и социума, личностная ориентация, воспитательный аспект, кратко — содержание).
- Предполагаемые продукт(ы) проекта.
- Этапы работы над проектом (для каждого этапа указать форму, продолжительность и место работы учащихся, содержание работы, выход этапа).
- Предполагаемое распределение ролей в проектной группе.
В процессе овладения проектной деятельностью выявлены специфические сензитивные периоды усвоения определенных этапов ее структуры (исследовательский, технологический, заключительный этапы) и содержания. В младшем школьном возрасте на первый план выступает психологическое овладение конкретными технологиями, для подростков - овладение третьим, заключительным этапом, содержание которого соответствует становлению ведущей деятельности данного возраста; для старших школьников - первый, исследовательский этап проектной деятельности, который в наибольшей мере связан с творческим поиском, продуцированием идей, формированием мировоззрения.
Важно в работе с детьми учитывать возрастные особенности - взаимодействие показано в таблице
Читайте также:
- Опишите какие основные новшества в системе образования были введены по реформе александра 1 кратко
- Как от времени года зависит размножение раков кратко
- Какие планеты называют нижними а какие верхними кратко
- Как писать объяснительную в школу от ученика за отсутствие
- Характеристика деятельности педагогического совета школы