Проект психолога в школе

Обновлено: 05.07.2024

Что такое проектная деятельность?

Проектная деятельность — это самостоятельная и совместная познавательная, творческая, игровая деятельность взрослых и детей в рамках определённой темы, имеющая социально значимый результат.

Проект — это способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели.

  1. Проблема
  2. Проектирование или планирование
  3. Поиск информации
  4. Продукт
  5. Презентация

Реализация проекта с детьми дошкольного возраста осуществляется в игровой форме через включение детей в различные виды творческой и практически значимой деятельности, в непосредственном контакте с различными объектами социальной среды.

Цель проектной деятельности

Основной целью проектного метода в ДОУ является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Задачи проектной деятельности

  1. обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
  2. развитие познавательных способностей;
  3. развитие творческого воображения;
  4. развитие творческого мышления;
  5. развитие коммуникативных навыков.

Этапы реализации проектной деятельности

Наименование этапаОписание этапа
Подготовительный этапДанный этап включает в себя: выбор темы, определение целей, задач, сроков реализации проекта, составление плана работы над проектом.
Поисковый этапДанный этап прежде всего направлен на поиск и сбор информации по заявленной теме. Изучение профессиональной литературы по теме проекта.
Практический этапНаправлен на непосредственную реализацию проекта. Проведение запланированных мероприятий.
Аналитический этапАналитический этап включает в себя подведение итогов проекта и его презентация.

Виды проектной деятельности

  1. Исследовательско-творческие.
  2. Творческие.
  3. Информационно-практико-ориентированные.
  4. Ролево-игровые.

Далее я предлагаю Вам ознакомиться с теми проектами, которые я использую в своей работе.

Проектная деятельность педагога-психолога

Целью проекта является развитие эмоционального мира детей дошкольного возраста.

Более подробно с проектом можно познакомиться в прикреплённом файле.

Проектная деятельность педагога-психолога

Основной целью данного проекта является гармонизация детско-родительских отношений через вовлечение родителей в образовательный процесс ДОУ.

Об актуальности: Состояние психологического здоровья детей является одной из актуальных проблем детской психологии. Основные усилия родителей и педагогов направлены в первую очередь на развитие познавательной сферы. Недостаток данного подхода в том, что гармоничное развитие личности включает в себя развитие не только интеллектуальной, но и эмоциональной сферы. Успешность социализации определяется когнитивными способностями, достаточным уровнем эмоционально-волевых процессов, коммуникативных навыков.

Ребенок с самого рождения эмоционально чувствителен, а его эмоциональное состояние определяется тем, как он видит свой мир — своих родителей, самого себя. Если этот мир враждебный, непонимающий, то ребенок начинает испытывать тревожность, которая влияет на его поведение, способность общаться и учиться.

Чем полнее эмоциональный опыт, тем больше позитивных чувств испытывает ребенок и тем лучше его поведение. Только в этом случае он будет чувствовать себя наилучшим образом и соответственно развиваться. Ответственность за полноту эмоционального опыта несут взрослые, но к сожалению, изменение ритма жизни современных родителей приводит к тому, что во взаимодействии взрослого с ребёнком эмоциональный контакт сводится к минимуму.

Во многих семьях родители часто препятствуют проявлению эмоций и чувств (особенно негативных), тем самым лишая возможности проживать их и ориентироваться в них, а затем произвольно управлять ими.

Взрослые пытаются подавить чувства ребенка, отказываясь понять и принять их, морализуя действия и поступки ребенка, и тем самым способствуя развитию у них эмоциональной неадекватности и нарушений в поведении.

Более подробно с проектом можно познакомиться в прикреплённом файле.

Надеюсь мои наработки пригодятся вам в работе. Вы можете скачать проекты и использовать в своей работ. Размещение на других сайтах и в социальных сетях разрешено только с указанием автора и ссылки на мой сайт.

ПЕДАГОГИ-ПСИХОЛОГИ

ПЕДАГОГИ-ПСИХОЛОГИ

ПЕДАГОГИ-ПСИХОЛОГИ

ПЕДАГОГИ-ПСИХОЛОГИ

ПЕДАГОГИ-ПСИХОЛОГИ

ПЕДАГОГИ-ПСИХОЛОГИ

ПЕДАГОГИ-ПСИХОЛОГИ

Педагогический проект "Психологическая готовность детей к школе"

Проект включает в себя создание модели взаимодействия педагога-психолога с родителями, учителями начальных классов, педагогами подготовительной группы в подготовке детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению формирование навыков взаимодействия, само регуляции, самооценки и самоконтроля.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Объекты программы: учащиеся начальной школы; родители; учащиеся старших класс.

Основной этап 2010-2011 гг. Организация занятий по программе; Проведение заня.

Ожидаемые результаты программы. Обучение родителей методике восполнения дефиц.

Цель программы: раннее психологическое и логопедическое предшкольное сопровож.

Цель программы: раннее психологическое и логопедическое предшкольное сопровождение будущих первоклассников и их родителей. Задачи: Выявление детей, имеющих психологические и логопедические проблемы; Развитие навыков толерантного взаимодействия детей дошкольного возраста со сверстниками и взрослыми; Снижение психоэмоционального напряжения, агрессивных проявлений и тревожности у дошкольников; Психологическое и логопедическое просвещение родителей по подготовке детей к школе, разработка памяток; Коррекция психологических и логопедических проблем дошкольников по запросу.

Программа занятий состоит из трех блоков: 1 блок – анкетирование родителей (к.

Программа занятий состоит из трех блоков: 1 блок – анкетирование родителей (комплектование групп); 2 блок – проведение занятий по программе посредством оказания психологической и логопедической помощи; 3 блок – оказание психолого-логопедической консультативной помощи родителям и педагогам.

Структура каждого занятия включает в себя 3 этапа: 1 этап – подготовительный.

Структура каждого занятия включает в себя 3 этапа: 1 этап – подготовительный (разогрев). 2 этап – основной. Повторение пройденного, изучение нового, закрепление изученного материала посредством специально организованных технологий (дидактические игры, упражнения, символдрама); 3 этап – завершающий. Психологическое завершение групповой работы. Ритуал прощания.

Условия проведения. Занятия проводятся в кабинете психолога и в обычном класс.

Условия проведения. Занятия проводятся в кабинете психолога и в обычном классе. Кабинет психолога оборудован удобными креслами, доской, различными изобразительными средствами, игрушками. В кабинете логопеда есть необходимое коррекционно-развивающие оборудование. Периодичность занятий. Занятия проводятся раз в неделю по субботам. Если занятия с родителями проводит психолог, то логопед ведет занятия с детьми и наоборот. Продолжительность занятий с детьми 20 минут. Продолжительность занятий с родителями от 30 минут до 2 часов.

Цель проекта: изменение социального статуса отверженного ребёнка в классном.

Основные направления Проекта: Диагностика и анкетирование учащихся; Консульти.

Порядок набора обучающихся в группы. Порядок набора в группы учащихся осущест.

Механизм отслеживания выполнения проекта. Диагностика взаимоотноешний в класс.

Механизм отслеживания выполнения проекта. Диагностика взаимоотноешний в классе и самооценка самих учеников; Выявление отверженных детей в классе, индивидуальная беседа с ними; Набор группы учащихся для дальнейшей психопрофилактической работы; Проведение программы психопрофилактики в смешанной разновозрастной группе; 5. Анализ полученных результатов и проведение повторной диагностики Основные ожидаемые результаты проекта: - Снижение количества отверженных детей в классе, школе. - Адаптация и реабилитация таких учащихся в рамках разработанной программы работы разновозрастной группы Сроки реализации проекта: ( 2010-2014г.)

Основные направления Проекта: Повышение культурного уровня, организация разум.

Основные направления Проекта: Повышение культурного уровня, организация разумного использования досуга школьников, индивидуальные, минигрупповые консультации, элективные курсы. Пропаганда здорового образа жизни, обучение методам психофизиологической саморегуляции, искоренения вредных привычек. Развитие навыков обучения и социальной адаптации, поиск средств для решения задач взросления, регулирования стрессов, осознания положительных свойств личности и формирование жизненных целей для достижения здорового образа жизни. Просвещение общественности по проблемам подросткового возраста. Правовые направления работы психологической службы. Повышение ответственности за собственное поведение развитие самосознания, саморегуляции и способности к планированию поступков

Порядок приема обучающихся в группы. Группы формируются в результате индивиду.

Основные ожидаемые результаты проекта: - формирование у детей ценностного отв.

Основные ожидаемые результаты проекта: - формирование у детей ценностного ответственного отношения к своему здоровью, готовности соблюдать законы ЗОЖ; - усвоение социально-ценностных поведенческих норм, коммуникативных навыков, обеспечивающих ребёнку эффективную социальную адаптацию; - развитие умения регулировать своё поведение, прогнозировать последствия своих действий, то есть развитие самосознания.

Механизм отслеживания выполнения проекта. Диагностика отклонений развития под.

Механизм отслеживания выполнения проекта. Диагностика отклонений развития подросткового возраста, уровня агрессии и аутоагрессии. Набор группы учащихся для дальнейшей психопрофилактической работы. Проведение программы психопрофилактики в смешанной разновозрастной группе. Анализ полученных результатов и проведение повторной диагностики Корректировка проекта в зависимости от полученных результатов.

Сроки реализации проекта:( 2010-2014г.) Программа проводится циклично в течен.

В современных условиях одной из наиболее актуальных проблем психологической службы и образования является поиск средств и методов формирования творческой личности, способной к саморазвитию, к свободному определению себя в профессии и в обществе. В связи с этим, проектная деятельность представляет значительный интерес., так как в ней прослеживается соединения исследовательских, образовательных, социально-преобразующих аспектов.

ВложениеРазмер
proekt_psiholog.doc 54.5 КБ

Предварительный просмотр:

В современных условиях одной из наиболее актуальных проблем психологической службы и образования является поиск средств и методов формирования творческой личности, способной к саморазвитию, к свободному определению себя в профессии и в обществе. В связи с этим, проектная деятельность представляет значительный интерес., так как в ней прослеживается соединения исследовательских, образовательных, социально-преобразующих аспектов.

В команде дело шло быстро, и очень скоро лодка была готова! Со всех сторон осмотрели ее путники –нет ли где трещин, потом спустили на воду -плывет! Можно переправляться! УРРРРА!

Не прошло и 15 минут как мудрец и ученики были на другой стороне реки! Проблема решена и можно было дальше странствовать. Эта притча иллюстрирует нам, как надо создавать и реализовывать проекты и осуществлять проектную деятельность.

Проектная деятельность – это деятельность по решению возникшей проблемы, реализация плана, предполагающая создание конкретного продукта – строительство спасательной лодки

Анализ различных подходов ученых к определению проектной деятельности дает возможность рассматривать проектную деятельность педагога-психолога как совокупность действий, заключающихся в достижении поставленной цели по исследованию и разрешению психолого-педагогических ситуаций, направленных на развитие субъектов образовательного процесса. Компонентами проектной деятельности как вида профессиональной деятельности являются: цель проектной деятельности, субъект, объект, предмет, продукт.

Цель проектной деятельности педагога - психолога можно определить как создание психолого-педагогического продукта, обладающего субъективной и объективной новизной, решающего психологические проблемы и задачи.

Объектом проектной деятельности педагога-психолога выступает сфера действительности, некоторая область жизни – образовательная среда, участники образовательного процесса, по отношению к чему будут выполнены преобразующие действия.

Под предметом проектной деятельности педагога-психолога понимается замысел проекта, его идея

Под субъектом проектной деятельности педагога-психолога можно иметь в виду человека или группу людей, целью которых выступает проект как некоторое описание будущего объекта.

Продуктом проектной деятельности педагога-психолога может быть осуществление конкретной психологической проблемы (психологические процессы, образовательная среда, отношения между участниками образовательного процесса и др).

Проектная деятельность педагога-психолога имеет отношение к содержанию образования, социальным контактам , развитию субъектов образовательного процесса, личностному и профессиональному развитию самого психолога. Направленность проектной деятельности представлена на рисунке

Проектный метод может быть использован во всех направлениях работы психолога: Пример

Успешная презентация проекта, полученные мальчиком ответы на вопросы, взаимопонимание и мир в его семье, появившийся интерес к музыкальным произведениям различных течений, а также заинтересованность современными техническими возможностями их обработки - все это может говорить об успешной работе педагога-психолога с ребенком

Для эффективной реализации проектной деятельности важны условия, в которых она будет развертываться. Среди условий выделяют внешние и внутренние условия .

В первом случае имеются в виду такие обстоятельства, которые педагог-психолог не может изменить и к влиянию которых ему приходится приспосабливаться. К таким обстоятельствам относятся условия образовательной среды

К внутренним условиям относятся такие характеристики, которые зависят от самих педагогов-психологов:

– содержание опыта профессиональной деятельности;

– познавательные и творческие способности;

– особенности поведения и взаимоотношений, связанные с теми или иными чертами характера;

– сформированность проектной компетенции

структура проекта - совокупность взаимосвязанных элементов и процессов проекта

в структуру входит

функции и результаты (результатами – формирование компетенции, разрешение проблемы, задачи и др)

какие проекты бывают? Выделяют различные основания для классификации

Индивидуальный проект - если в проекте 1 участник

Групповой проект – если в проекте участвуют 2 и более участников.

Внеурочные проекты – когда проекты осуществляются за пределами уроков, тренингов и не привязаны к нему - творческие проектыПример внеурочного проекта: психолог проводит акцию в школе по формированию толерантности.

Монопредметный проект - проект, реализующийся в рамках одной области знания Пример: на уроке психологии вы решаете проблему, которая касается только вашего предмета –например на психологии дети исследуют вопрос, связанный со способами борьбы со страхами, а затем придумывают свой креативный талисман, который избавляет от страха.

Полипредметный (межпредметный) проект - проект, который касается нескольких областей знания. Пример: в ходе проекта узнали, но и научились работать в Интернете, с офисными программами, а также развили проектное мышление, навыки работы в команде, навыки эффективной коммуникации и презентации.

И, конечно, проекты могут проходить для одного класса, для всей школы, района, а, может быть, и России.

Ценность проекта заключается в реальности использования продукта на практике и его способности решить заданную проблему.

Исследовательский проект по структуре напоминает научное исследование. Он включает в себя обоснование актуальности выбранной темы, постановку задачи исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение и анализ полученных результатов. При выполнении проекта должны использоваться методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и др.

Информационный проект направлен на сбор информации о каком-либо объекте или явлении с целью анализа, обобщения и представления информации для широкой аудитории

Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к его выполнению и презентации результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т. п.

Ролевой проект. Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, проектанты берут себе роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев с целью воссоздания различных социальных или деловых отношений через игровые ситуации. Результат проекта остается открытым до самого окончания. Чем завершится судебное заседание? Будет ли разрешен конфликт и заключен договор?

Основные этапы проектной деятельности

Любой проект состоит из нескольких взаимосвязанных этапов:

  1. Проблематизация - постановка проблемы
  2. Целеполагание . На этом этапе проблема преобразуется в личностно значимую цель, что еще больше укрепляет мотив к деятельности.
  3. Планирование — составляем план, последовательность действий, определяемся со сроками этапов и ответственными за их проведение. когда имеется план работы, в наличии ресурсы (материалы, рабочие руки, время) и понятна цель, можно приступать непосредственно к работе.
  4. Реализация имеющегося плана
  5. Рефлексия - это этап осмысления, анализа допущенных ошибок, попыток увидеть перспективу работы, оценки своих достижений, чувств, эмоций и личностных изменений, возникших в ходе и по окончании работы. Все это и является содержанием — завершающего этапа работы.

Виды презентаций, формы продуктов проектной деятельности

Паспорт проектной работы

Существуют определенные правила оформления проектов, в зависимости от типа и особенностей

Паспорт проектной работы используется дважды, а иногда и трижды. Вначале — как методическая разработка проекта, которую руководитель проектной группы утверждает у заместителя директора школы перед началом работы над проектом.

Затем уточненный паспорт проекта становится необходимым вступлением к проектной папке (портфолио проекта), представляемой на защите проекта.

Наконец, расширенный вариант паспорта проектной работы
может стать описанием проекта, подготовленным для публикации или для хранения в школьной медиатеке.

Как правило, паспорт проектной работы состоит из следующих пунктов*:

  1. Название проекта.
  2. Руководитель проекта.
  3. Консультант(ы) проекта.
  1. Учебный предмет, в рамках которого проводится работа по проекту.
  2. Учебные дисциплины, близкие к теме проекта.
  3. Возраст учащихся, на который рассчитан проект.
  4. Состав проектной группы (Ф.И. учащихся, класс).
  5. Тип проекта (реферативный, информационный, исследовательский, творческий, практико-ориентированный, ролевой).
  6. Заказчик проекта.
  1. Цель проекта (практическая и педагогическая цели).
  2. Задачи проекта (2-4 задачи, акцент на развивающих задачах!).
  1. Вопросы проекта (3-4 важнейших проблемных вопроса по теме проекта, на которые необходимо ответить участникам в ходе его выполнения).
  2. Необходимое оборудование.
  3. Аннотация (актуальность проекта, значимость на уровне школы и социума, личностная ориентация, воспитательный аспект, кратко — содержание).
  4. Предполагаемые продукт(ы) проекта.
  5. Этапы работы над проектом (для каждого этапа указать форму, продолжительность и место работы учащихся, содержание работы, выход этапа).
  6. Предполагаемое распределение ролей в проектной группе.

В процессе овладения проектной деятельностью выявлены специфические сензитивные периоды усвоения определенных этапов ее структуры (исследовательский, технологический, заключительный этапы) и содержания. В младшем школьном возрасте на первый план выступает психологическое овладение конкретными технологиями, для подростков - овладение третьим, заключительным этапом, содержание которого соответствует становлению ведущей деятельности данного возраста; для старших школьников - первый, исследовательский этап проектной деятельности, который в наибольшей мере связан с творческим поиском, продуцированием идей, формированием мировоззрения.

Важно в работе с детьми учитывать возрастные особенности - взаимодействие показано в таблице

Читайте также: