Опишите какие основные новшества в системе образования были введены по реформе александра 1 кратко

Обновлено: 19.05.2024

Реформа просвещения Александра I

В эпоху царствования императора Александра I произошел ряд событий, которым было суждено сыграть выдающуюся роль в истории России (административная реформа, Отечественная война, восстание декабристов и др.). К ним, вне всякого сомнения, следует отнести создание государственной системы подготовки специалистов.

Суть реформы просвещения Александра I заключалась в создании стройной государственной системы образования во главе с Министерством народного просвещения. В ведение министерства были отданы Академия наук, университеты, средние и низшие учебные заведения, типографии, библиотеки. Империя разделялась на шесть учебных округов (Московский, Виленский, Дерптский, Казанский, Петербургский и Харьковский). Устанавливалось четыре вида учебных заведений: приходские, уездные, губернские училища и университеты.

Каждый губернский город должен был иметь свое губернское училище или гимназию, уездный город — уездное училище, приходские училища организовывались на один или два церковных прихода. Центром системы образования становились университеты. В трех округах они уже существовали: в Москве (1755 г.), Дерпте (1802 г.), Вильно (1803 г.), а в трех других вскоре были учреждены: в Казани (1804 г.), Харькове (1805 г.), Петербурге (1819 г.). На университеты возложили руководство административной, хозяйственной и учебной деятельностью всех учебных заведений округа. В частности, учебной жизнью заведовал особый училищный комитет, состоящий из профессоров университета.

Таким образом, сложилась следующая административная вертикаль системы просвещения. Во главе учебного округа стоял попечитель, который представлял интересы университета и округа перед министром просвещения. Непосредственно попечителю подчинялись ректоры университетов, ректорам — директора губернских гимназий, которые, кроме того, являлись директорами уездных училищ, а руководитель последних — смотритель, в свою очередь, был начальником приходских училищ в своем уезде.

В основных своих чертах административная система управления образованием сохранялась до 1917 года.

Негласный комитет при Александре I

1.jpg

В его состав входили: сам император, А. Чарторыйский, П. А. Строганов, Н. Н. Новосильцев, В. П. Кочубей. За этот период была рассмотрена проблема подготовки проведения реформ. В ведении были и вопросы внешней политики.

Кратко о реформах Александра 1

За годы своего правления император прошел путь от либерализма к консерватизму Период с 1801 по 1812 принято соотносить с либеральными реформами, шагами в духе просвещенного абсолютизма, а период 1813-1825 гг. – с консервативными, которые сводили к нулю предыдущие достижения, пресекали все инициативы.

Реформы в центральном управлении

До Александра I неоднократно предпринимались попытки реформирования политической системы, структуры высших органов власти.

12.jpg

М. М. Сперанский в 1810 г. предложил административные преобразования, а именно проект организации Государственного совета. Он включал: четыре департамента и Общее собрание. Сенат не упразднялся, а продолжал функционировать, имея статус верховного органа, но его роль была второстепенной. Синод теперь возглавлял обер-прокурор (не духовное лицо).

Министерская реформа

13.jpg

  • министерство финансов;
  • министерство коммерции;
  • министерство юстиции;
  • министерство морских сил;
  • министерство иностранных дел;
  • министерство народного просвещения;
  • министерство военных сухопутных сил;
  • министерство внутренних дел.

Военная реформа

Алексеем Андреевичем Аракчеевым, чья деятельность приходится на второй период царствования императора, был предложен проект, согласно которому в России были созданы военные поселения.

14.jpg

Армия должна была обеспечивать себя сама за счет ведения сельскохозяйственных работ наравне с крестьянами. При этом военные обязанности (военная подготовка, муштра) не снимались. Проект показал свою несостоятельность. Крепостную зависимость крестьяне оценивали как меньшее зло по сравнению с жизнью в военных поселениях полутюремного содержания с казарменными порядками.

Реформы в области образования

Принятое положение об организации учебных заведений определяло бессословность, льготный период обучения (без оплаты). Народное просвещение, таким образом, значительно улучшилось.

15.jpg

Территория страны дробилась на учебные округа (6 единиц). Основывались лицеи. Было открыто несколько университетов, принят устав, даровавший вузам независимость.

Социальные реформы

Социально-экономические преобразования включают расширение прав мещан, купцов, казенных крестьян. Им было разрешено покупать у помещиков земли, которые не заселены.

16.jpg

В период правления Александра I была отменена возможность ссылки крестьян за небольшие провинности в Сибирь. Крепостное право было ограничено в Лифляндской и Эстляндской губерниях.

Консервативные реформы

Контрреформы проводились Александром 1 в консервативный период. Их содержание было противоположно реформам либерального этапа. Так, вузы потеряли автономность. Была восстановлена привилегия помещиков ссылать крестьян в Сибирь.

Финансовая реформа

17.jpg

После войны с Наполеоном для правления Александра I характерно постепенное сокращение государственных расходов, поскольку экономика в послевоенные годы требовала мер по ее стабилизации и оздоровления. В связи с этим была проведена денежная реформа, содержание которой состояло в следующем: были изъяты из оборота ассигнации старого образца и введены новые с определенной степенью защиты, поскольку в стране было много фальшивых бумажных денег. Изменения коснулись и монет.

Преобразования в крестьянской реформе

18.jpg

Были разработаны проекты указов об отмене крепостного права (Мордвинова, Аракчеева, Гурьева).

Итоги реформ Александра Первого

19.jpg

  • усовершенствование системы управления государством;
  • частичное ограничение крепостничества;
  • рост реакционных настроений среди дворян;
  • распространение просвещения в России.

Стоит отметить: в ходе правления Александра I так и не была принята Конституция, и не было отменено крепостное право.

Причины свертывания реформ

  • сильное давление со стороны консервативно настроенной части дворянства;
  • боязнь возможности дворцового переворота, революционных движений;
  • личная заинтересованность в самодержавном строе;
  • революции в Европе;
  • выступления солдат в армии;
  • восстание декабристов.

20.jpg

Причины неудач дополняются также имевшей место неуверенностью императора. Такая характеристика императора присутствует и в мемуарах его современников.

Читайте также: