Проект профилактика сколиоза у детей школьного возраста

Обновлено: 05.07.2024

Автор: Андреев Николай Петрович
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МБОУ "Ожулунская СОШ"
Населённый пункт: с.Ожулун Чурапчинского улуса
Наименование материала: статья
Тема: "Профилактика сколиоза и близорукости в школе"
Раздел: среднее образование

советское время, нарушения у школьников осанки (сколиоз), зрения

многом определяется самой природой процесса обучения, требующего от детей и

подростков большой зрительной работы, нервного напряжения, сидячей рабочей

позы и ограничения двигательной активности.

По данным Минздрава РФ на сегодня каждый пятый школьник имеет

хроническую патологию, у половины школьников отмечаются функциональные

результаты медицинских осмотров детей говорят о том, что здоровым можно

нарушения в состоянии здоровья.

Вышеуказанные факты свидетельствуют о том, что необходимы

профилактические работы по устранению сколиоза и близорукости у школьников.

Актуальность

исследования: профилактика сколиоза и близорукости у

школьников является одной из социально значимых задач современной школы. В

устранению сколиоза и близорукости поможет повысить тонус мышц, улучшить

осанку, дыхание и окажет общеукрепляющее воздействие на организм школьника.

исследования:

школьников МБОУ – Ожулунской СОШ.

исследования:

ко м п л е к с а

у п р а ж н е н и й

профилактике сколиоза и близорукости.

Цель исследования: профилактика сколиоза и близорукости у школьников за

период обучения в школе.

Задачи исследования:

- раскрыть сущность профилактики сколиоза и близорукости;

- анализ медицинских осмотров за 2014 и 2015 учебные годы;

- на основе полученных данных разработать комплекс упражнений.

исследования:

наиболее эффективным, если:

- систематически использовать комплекс упражнений по профилактике сколиоза и

- учитывать возрастные особенности учащихся, соответствовать их интересам и

Новизна исследования:

- составление комплекса упражнений по профилактике сколиоза и близорукости;

- внедрение комплекса упражнений в образовательный процесс в Ожулунской

воздействия на него факторов физической и социальной среды.

На формирование осанки воздействуют различные факторы, но наиболее

сидячая рабочая поза учащихся и нехватка двигательной активности.

Начальные явления сколиоза могут быть обнаружены уже в раннем детстве,

но в школьном возрасте он проявляется наиболее выражено.

это сложная деформация позвоночника, характеризующаяся, в

первую очередь, боковым искривлением позвоночника.

Существует 4 степени сколиоза:

г р а д у с о в .

и с к р и в л е н и я

п о з в о н о ч н и к а

г р а д у с о в .

и с к р и в л е н и я

п о з в о н о ч н и к а

г р а д у с о в .

4. Угол искривления позвоночника более 80 градусов.

Лечение сколиоза имеет сложно прогнозируемый результат, эффективность

которого во многом зависит от самого больного.

При лечении сколиоза различают два вида лечения:

показана на всех этапах развития сколиоза, но более успешные результаты она

дает при начальных формах сколиоза.

позвоночника и приводящие его к перерастяжению.

Оперативное - назначается при значительном и быстро прогрессирующем

сколиозе и состоит в установке различного рода механических эндокорректоров,

и с п р а в л я ю щ и х

к р и в и з н у

п о з в о н о ч н и к а .

лишь при сколиозах 1-2 степени, когда нет выраженных необратимых изменений

в позвоночнике. При сколиозах 3-4 степеней можно добиться лишь остановки

Приведенные данные служат основанием строить профилактику нарушений

осанки и возникновения сколиозов у школьников не только путем оптимизации

школьно средовых условий обучения, но и через воздействие на детский организм

комплексу упражнений, направленных на совершенствование пространственно-

И первым шагом в этом направлении должен стать контроль за соответствием

школьной мебели росту учащихся, особенно в начальной школе. Приступая к этой

работе, важно знать, какую сидячую позу считают правильной.

Второе, чему должно уделяться внимание в профилактике нарушений осанки –

это контроль за позой учащихся во время занятий.

Немалую роль в профилактике нарушений опорно-двигательного аппарата у

школьников может сыграть их валеологическое воспитание, то есть научение

тому, как следует ходить, свободно сидеть, лежать во время сна, чтобы избежать

повреждений позвоночника и нарушения осанки.

Близорукость.

Нарушения зрения, так же как и нарушения осанки у школьников относят к

традиционным школьно обусловленным заболеваниям. Среди нарушений зрения,

возникающих у детей после рождения, наиболее часто встречается близорукость,

причин установленной закономерности офтальмологи называют неблагоприятные

условия для зрительной работы во время школьных занятий в школе и дома. В

профилактику близорукости у школьников включают обеспечение рационального

освещения детских учреждений и рабочих мест в школе и дома, выполнение

определенных требований к объектам зрительной работы, выработку правильной

посадки детей во время занятий, соблюдение режима умственного труда и отдыха,

поскольку такой труд всегда сопряжен со зрительной нагрузкой.

Статистика свидетельствует о постоянном росте нарушений зрения среди

нарушения зрения. К 3-4 классу этот показатель увеличивается до 10%. В 7-8


СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ




Сколиоз - проблема современных детей


Автор работы награжден дипломом победителя II степени

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Данная исследовательская работа посвящена здоровью детей, а именно правильной осанке. Эту тему я выбрал не случайно: не буду скрывать у меня самого сколиоз. И я знаю, что в нашей школе есть ребята с нарушением осанки.

Актуальность исследовательского проекта

Так как мы очень много времени проводим за компьютером, телефонами, то долго находимся в сидячем положении, и не всегда сидим прямо. Из за этого нарушается осанка, что ведет к сколиозу. В моей работе рассматривается, как лучше не испортить свою осанку и сделать, так чтобы она не нарушалась дальше.

Цель исследовательской работы

Понять, что такое сколиоз, узнать причины его возникновения и изучить распространенность сколиоза и нарушений осанки у учащихся начальной школы.

Задачи исследовательской работы

Изучить, что такое сколиоз и нарушение осанки;

Изучить степень распространенности сколиоза и нарушения осанки у обучающихся;

Выявить меры профилактики и лечения сколиоза;

Разработать рекомендации по профилактике сколиоза.

Методы исследования:

Изучение и анализ литературы по данному вопросу;

Наблюдение, проведение анкетирования среди учащихся начальной школы, чтобы узнать, знают ли они о сколиозе.

Беседа со школьной медсестрой с целью выявления доли учащихся начальных классов с нарушением осанки и сколиозом в нашей школе.

В наше время у младших школьников встречается такая болезнь, как сколиоз.

Объект исследования: Опорно-двигательная система младшего школьника.

Основная часть

Значение позвоночника для человека

Позвоночник - основная часть скелета человека. Выполняет функцию опоры для мышц, участвует в движении туловища и головы, удерживает равновесие. И поэтому позвоночник должен быть гибким, эластичным.

Привычное положение тела при стоянии, сидении и ходьбе называется осанка. При правильной осанке – спина прямая, плечи расправлены. Привычка сутулиться, неправильно сидеть за столом может привести к нагрузкам на отдельные позвонки. В этом случае и развивается болезнь – сколиоз.

Что такое сколиоз?

Сколиоз – это боковое искривление позвоночника. Является одной из самых распространенных и тяжелых изменений позвоночника, приводит к болезням внутренних органов и нередко головным болям.

В зависимости от того, в какую сторону искривлен позвоночник, сколиозы подразделяются на: правосторонние, левосторонние, С-образные, S-образные, Z -образные.

Так же различают сколиозы врожденные и приобретенные.

2.3. Симптомы сколиоза

На ранних стадиях сколиоза симптомы практически отсутствуют – человека не беспокоят никакие боли и он может считать себя абсолютно здоровым. Однако если вовремя не выявить сколиоз, он "проявит" себя в виде болей, физических дефектов тела.

Наиболее часто сколиоз развивается в детском возрасте, когда происходит активный рост костей ребенка. Заболевание начинается с ослабевания мышц спины и плохой осанки и в результате образуется искривление.

2.4. Причины возникновения сколиоза

Причин возникновения сколиоза несколько:

Неразвитые мышцы: вялые мышцы;

Напряжения отдельных групп позвонков при ходьбе, сидении за партой, слишком мягкой постели и подушки;

Неправильное положение тела при работе;

Заболевания опорно-двигательной системы.

Практическая часть

В классе учительница нам всегда напоминает о правильной осанке. И я часто наблюдал, что некоторые дети неправильно сидят. Пронаблюдав за посадкой в разных классах, я сделал вывод, что некоторые ребята находятся в зоне риска.

Анкетирование

В ходе работы над данной темой мною было проведено анкетирование учащихся начальной школы. Целью анкетирования было узнать знают ли учащиеся о правильной осанке, как нужно следить за осанкой. Всего опрошено 49 учащихся. Я им задавал вопросы:

Занимаешься ли ты физическими упражнениями дома?

Сколько времени ты проводишь за компьютером?

У вас мягкая постель?

Как ты думаешь правильная ли у тебя осанка?

Кто помогает тебе следить за осанкой?

Проводятся ли у вас на уроках физкультминутки?

Проанализировав ответы участников опроса, можно прийти к выводу:

93 % учащихся делают дома зарядку.

Дети очень много сидят за компьютерами – 19 учащихся сидят от 20 минут до 1 часа, 14 учащихся сидят от 1 часа до 4 часов.

83 % учащихся ответили, что у них мягкая постель, а это лишняя нагрузка на позвонки, что приводит к сколиозу.

83 % учащихся считают, что у них правильная осанка.

Родители и учителя следят за осанкой детей: 34 % учителя, 44 % родители. И 11 учащихся сами следят за своей осанкой.

100% участников опроса отметили, что на уроках в школе проводятся физкультминутки.

Результаты социологического опроса

1.Занимаешься ли ты физическими упражнениями дома?

2. Сколько времени ты проводишь за компьютером?

3. У вас мягкая постель?

4. Как ты думаешь, правильная ли у тебя осанка?

5. Кто помогает тебе следить за осанкой?

6. Проводятся ли у вас на уроках физкультминутки?

Поповская Тамара Семеновна


Ейский медицинский колледж

Введение

Сколиотические нарушения позвоночника считаются одними из наиболее сложных изъянов опорно-двигательного аппарата человека. Сколиоз называют биологической трагедией человечества. При проявлениях сколиоза отмечаются нарушения не только функций опорно-двигательного аппарата, но и возникновение и развитие негативных сдвигов в функционировании внутренних органов, сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной систем, что первично обусловлено процессом патологического искривления позвоночника.

Урбанизация и техногенный прогресс способствуют тому, что ежегодно все больше людей страдают позвоночными и суставными патологиями. В частности, вопрос, как лечить сколиоз, стал задаваться все чаще, поскольку неутешительный диагноз ставят детям. При этом ежегодно обновляется статистика по данному заболеванию, демонстрирующая степень его распространенности и характеризующая группы риска.

В основном болезнь проявляется у особо старательных детей, которые вместо занятий физкультурой предпочитают сидеть часами за уроками, увлекаются играми за компьютером или играют на пианино. Если письменный стол не соответствует росту ребенка или он постоянно носит тяжести в одной руке, то все это может стать причиной развития сколиоза у ребенка школьного возраста. Также, такие факторы как слишком мягкая постель, высокая подушка, привычка опираться на одну и ту же ногу оказывают негативное влияние на развитие правильной осанки. Уже к возрасту 12-13 лет в связи с усиленным ростом организма наметившее искривление позвоночника усугубляется, степень деформации усиливается. Сколиоз в начальной стадии серьезной опасности для ребенка не представляет. Поскольку позвоночник не сильно искривлен и если вовремя обратится к врачу, пройти курс лечения и постоянно заниматься лечебной гимнастикой, то лечение может предупредить прогрессирование искривления. Но иногда встречаются запущенные случаи. Распознавание сколиоза в начальной стадии очень важно для предупреждения его последствий.

Необходимость изучения данной темы подтверждает и тот факт, что число осложнений, которые могут серьезно повредить здоровью ребенка, возросло.[18]

В борьбе с деформациями позвоночника ведущую роль играют профилактические мероприятия, а также как можно более раннее выявление болезни и ее своевременное лечение. Грамотно воспитывать ребенка, выработать у него правильную осанку - одна из основ профилактики этого заболевания. Ортопеды считают, что лечение сколиоза надо начинать тогда, когда его еще нет. Исходя из этого, для того чтобы не развился сколиоз, основное внимание должно быть обращено на нарушение осанки ребенка. Выявление сколиоза на ранней стадии его развития и, соответственно, своевременно начатое лечение дают желаемые результаты. Лучшим оружием в борьбе против сколиоза считаются профилактические осмотры, проводимые в детских коллективах, т. к. они дают возможность своевременно выявить и исключить дальнейшее развитие деформации позвоночника.

Цель исследования:Обобщение методов профилактики и раннего выявления сколиоза у детей.

Гипотеза:Профилактика сколиоза у детей будет успешной при соблюдении разработанной методики и рекомендаций, а так же при раннем выявлении изменений в позвоночнике на регулярных профосмотрах.

Задачи:

1) сделать обзор литературы по теме, провести исследование.

2) проанализировать результаты исследования, обобщить методы профилактикии раннего выявления сколиоза у детей

3) сделать выводы по данной теме и разработать рекомендации.

Предмет исследования:Сколиотические нарушения позвоночника у детей и причины их вызывающие.


Памятка для родителей и учащихся общеобразовательных учреждений

Осанка - это привычное положение тела человека в пространстве, которое он принимает без лишнего напряжения мышц, то есть при правильной осанке позвоночник испытывает минимальную нагрузку. Каждый человек имеет свою, определенную осанку. Ведущими факторами, которые определяют привычную позу человека, являются состояние и форма позвоночника, наклон таза и степень развития мускулатуры. Правильная (нормальная) осанка служит показателем здоровья и гармоничного физического развития человеческого организма. Форма позвоночника меняется с возрастом.

Позвоночный столб имеет четыре физиологических изгиба, два из них - шейный и поясничный отделы - обращены вперед (шейный и поясничный лордоз), а два других - грудной и крестцовый отделы - обращены назад (грудной и крестцовый кифоз). Благодаря этим физиологическим изгибам позвоночный столб выполняет рессорную функцию, защищает головной и спинной мозг от сотрясений, а также усиливается подвижность и прочность позвоночника.

Искривление позвоночника бывает трех видов: кпереди - патологический лордоз, кзади - патологический кифоз и боковое искривление (сколиоз), которое в норме не встречается. В отличие от физиологических, патологические лордоз и кифоз выражены резко или на месте физиологического лордоза возникает кифоз и наоборот.

Сколиоз может быть врожденным (неправильное развитие позвонков и грудной клетки) и приобретенным: рахитический, паралитический, травматический, рефлекторный (при болях) и возникает чаще всего у детей от 5 до 15 лет.

Приобретённый сколиоз возникает у детей вследствие слабого развития мышечной системы (мышечного корсета) и связочного аппарата, мышечной гипотонии, ослаблении организма после перенесенной болезни, когда для сохранения правильной осанки от ребенка требуется большое мышечное напряжение. В большинстве случаев сколиоз начинается бессимптомно и поэтому длительное время остается незамеченным как для родителей, так и для детей. Наиболее часто проявления приобретенного сколиоза начинаются с того, что позвоночник слегка искривляется вбок и несколько скручивается при утомлении мышц спины; после отдыха искривление исчезает. Прогрессированию искривления способствуют: неправильная посадка (за партой, столом, у рояля), ношение тяжелого портфеля в одной руке, сумки или рюкзака на одном плече, что усугубляет неравномерную нагрузку на позвоночник и мышцы спины. Со временем искривление становится постоянным, изменяются осанка, форма грудной клетки. Подвижность позвоночника резко уменьшается, ребенок быстро утомляется, жалуется на мышечные и межреберные боли. В особо тяжелых случаях формируется горб (кифосколиоз), нарушается расположение внутренних органов (сердца, легких), что может затруднять их функцию и снижать трудоспособность.

Коррекция сколиоза основана на применении общеукрепляющих и специальных лечебных гимнастических упражнений (ЛФК), исправляющих форму позвоночника. Они назначаются и проводятся под наблюдением врача - ортопеда и методиста ЛФК. Иногда назначают ношение корректора осанки или жесткого корсета.

Профилактика сколиоза гораздо эффективнее, чем его лечение. Детям при первых признаках искривления позвоночника после консультации врача следует создать режим, облегчающий нагрузку на позвоночник, обеспечить питание богатое витаминами и минералами, ровную жесткую постель, достаточный сон, воздушные и солнечные ванны, подвижные игры, с ними проводят ежедневную утреннюю гимнастику.

Школьников необходимо приучать к правильному положению за партой (столом), обеспечивая хорошее освещение рабочего места, воспитывать у них правильную осанку, отучать от привычки сутулиться. Всем детям с начальными признаками сколиоза следует неукоснительно выполнять назначенные врачом упражнения, направленные на укрепление мышечного корсета, мышц плечевого и тазового пояса, лечебный массаж, плавание, поддерживающих правильное положение позвоночника.

Комплекс упражнений для позвоночника и мышц спины

позволяющий создать, развить, укрепить мышечный корсет

1.Упражнения в позиции лежа на спине (в постели утром и перед сном)

1.1.Вытяжение. Лежа на спине, руки над головой, ноги прямые, носки на себя. Одновременно тянем руки вверх, пятки от себя, носки на себя.

1.2.Упор на локти, ладони под поясницу, ноги согнуты в коленях, прогнуться, поднимая таз.

1.3.Подгибание согнутых в коленях ног к животу, помогая руками, голову подтягивать к коленям (группировка лежа на спине).

2.Упражнения в позиции, лежа на животе

3. Упражнения для шейного отдела

3.1.Стоя или сидя. Плечи и затылок прижаты к стене. Подбородком пытаться коснуться груди, не отрывая затылка от стены. Подержать 5-10 секунд, повторить 3-5 раз. Дыхание произвольное.

3.2. Прикрепить к стене лист бумаги. Зажатым зубами карандашом рисовать цифры от 1 до 30 или буквы алфавита.

4. Упражнения на четвереньках

4.1. Кошечка. Прогнуть - выгнуть спину в поясничном отделе 10-12 раз.

5. Отжимания

5.1. Отжимания, стоя от стены максимально соединив лопатки. Туловище движется только за счет сгибания и разгибания рук в локтевых суставах.

5.2. Отжимания от стола, стула, пола.

6. Упражнения для дыхания

6.1. Плавно, глубоко сделать вдох через нос до упора, задержать на 5-10 секунд, резкий выдох через рот до конца. Задержать дыхание для выполнения упражнений №№ 1 и 2 на 5-10 секунд.

6.2. Диафрагмальное дыхание: во время вдоха - живот надуть максимально, выдвинуть брюшную стенку вперед; во время выдоха - живот втянуть в себя (рекомендуется выполнять непосредственно перед сном, лежа в постели, после теплого душа или ванны).

Весь комплекс упражнений выполняется в течение 5-7 минут.

Упражнения №№ 1 и 2 следует повторить после физической нагрузки или длительного пребывания в неудобной позе. Предлагаемый комплекс хорошо сочетать с общей физической подготовкой, занятиями на турнике, на гимнастическом мяче, упражнениями для укрепления брюшного пресса, оздоровительным плаванием.

Читайте также: