Проект профилактика пав в школе

Обновлено: 03.07.2024

Современная школа оказывает систематизированное и последовательно влияние на формирование личности человека. В процессе воспитания происходит передача культурных и нравственных ценностей, накопленных человечеством за многотысячную историю, а также закладываются основы мировоззрения растущего человека, происходит его социализация. Решая, как воспитывать подрастающее поколение, общество одновременно решает, каким оно будет завтра. Это возлагает на педагогических работников большую ответственность. Особенно мы осознаём такую ответственность, когда говорим о воспитании у подрастающего поколения потребности вести здоровый образ жизни, получать высокий уровень образования и искать своё место в будущем.

Несмотря на намеченные положительные тенденции в развитии общества, мы живем в сложный переходный период нашего государства, и именно молодое поколение находится в очень трудной социально-психологической ситуации. В значительной мере разрушены прежние устаревшие стереотипы поведения, нормативные и ценностные ориентации. Молодые люди утрачивают смысл происходящего и зачастую не имеют определённых жизненных навыков, которые позволили бы сохранить свою индивидуальность и сформировать здоровый эффективный жизненный стиль. Особенно дети и подростки, находясь под воздействием хронических, непрерывно возрастающих интенсивных стрессовых ситуаций, не готовы к их преодолению и страдают от возможных негативных последствий. Это способствует поиску средств, помогающих уходить от тягостных переживаний. В данной ситуации на первое место вышла наркотизация подростков, позволяющая спрятаться от действительности, различные виды злоупотреблений психоактивными веществами и алкоголем, повышение количества правонарушений, вследствие безнадзорности детей.

Изменившееся социально-экономическое положение в стране требует от ребенка, подростка быстрой адаптации к новым условиям существования. Современные школы столкнулись с новыми проблемами, захлестнувшее общество: подростковая преступность, наркомания, токсикомания. Эти проблемы носят уже общественный характер.

В России от 3 до 8 миллионов человек потребляют наркотики, почти 2/3 из них молодёжь в возрасте до 30 лет. Наркотизация в России сопровождается такими негативными тенденциями, как, например, неуклонное омоложение современной российской наркомании, средний возраст начала употребления наркотиков снизился до 14 лет. За последние 10 лет число смертей от употребления наркотиков увеличилось в 12 раз, а среди детей - в 42 раза.

Потребление ПАВ имеет негативные, социально-экономические, медицинские, психологические, семейные последствия, в конечном итоге оно снижает качество жизни, как отдельного человека, так и популяции в целом.

Постоянно увеличивается число преступлений, совершаемых в состоянии алкогольного опьянения. Эффективное противодействие распространению алкоголизма и наркомании среди подростков и молодежи включает в себя взаимодополняющие друг друга четыре составляющие: профилактику, лечение, реабилитацию и законодательные мероприятия. Профилактика в первую очередь заключается в информировании о вреде, который оказывают эти привычки не только на организм молодого человека, но и на его социально-психологическое благополучие, возможность получения образования, профессии, создание семьи и т.д. А главное необходимо обучать подростков на основе здоровьесберегающих технологии здоровому образу жизни, противостоянию давлению среды, сознательному отказу от единичных проб психоактивных веществ.

Программа профилактики употребления психоактивных веществ в образовательной среде является основой системного подхода к организации работы по предупреждению детской нарко-алко-табако зависимости. Основная цель программы – недопущение употребления школьниками психоактивных веществ. Профилактика употребления ПАВ – это не только обсуждение вредности и печальных последствий курения, алкоголизма, наркомании, не запугивание их страшными бедами, а прежде всего помощь в освоении навыков эффективной социальной адаптации – умения общаться, строить свои отношения со взрослыми и сверстниками, в развитии способности оценивать свое эмоциональное состояние и управлять им. Особое значение имеет формирование культуры здоровья – понимания ценности здоровья и здорового образа жизни. Только сформированность и осознание личностной ценности здоровья позволяет ребенку понять, почему и чем для него опасно знакомство с одурманивающими веществами.

В школе № 22 проводятся профилактические мероприятия на недопущение появления этого явления среди школьников. Во время предметных недель проводятся различные конференции, посвященные этой теме, беседы, дискуссии, деловые игры, квесты, тематические дискотеки, встречи с работниками правоохранительных органов, с врачами, психологами, известными и знаменитыми представителями общественности г. Перми. Организуется показ видеофильмов, кинофильмов для школьников, направленных на формирование здорового образа жизни.

Большое внимание уделяется развитию физической культуры и спорта. Регулярно проводятся школьные соревнования по различным видам спорта. Ученики школы принимают активное участие в районных и зональных соревнованиях по разным видам спорта и регулярно занимают призовые места.

Перед образовательными учреждениями стоит множество целей и задач, связанных с организацией и совершенствованием воспитательного процесса в современном мегаполисе. Учащиеся школы, как всё молодое поколение России, переживают кризисную социально – психологическую ситуацию, когда разрушены прежние стереотипы поведения и ценностные ориентиры, а выработка новых происходит сложно и болезненно. Поэтому часто молодёжь утрачивает ощущение смысла происходящего и находится под воздействием интенсивных стрессовых ситуаций. Отсюда опасность увлечения количества учащихся, подвергающихся вредным привычкам: курению, алкоголизму, наркомании. А где наркотики, там преступления.

Хорошо организованная пропаганда медицинских и гигиенических знаний помогает воспитать здоровое, физически крепкое поколение.

Принимая во внимание выше изложенное и то, что ребенок, в виду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и защите, мы ставим в своей профилактической программе следующие цели:

  • содействие духовно-нравственному воспитанию подростков;
  • формирование потребности вести здоровый образ жизни и стойкой негативной установки по отношению к употреблению психоактивных веществ, как способу решения своих проблем или проведения досуга, ориентация на позитивные социальные и личные ценности через вовлечение обучающихся в работу по профилактике наркомании.

Задачи, решаемые данной программой:

Таким образом, стратегическим приоритетом профилактики следует рассматривать создание системы позитивной профилактики, которая ориентируется не на исправление, а на раскрытие ресурсов психики и личности, поддержку молодого человека и помощь ему в самореализации собственного жизненного потенциала. Следовательно цель профилактики состоит в воспитании психически здорового, личностно развитого человека, способного самостоятельно справляться с собственными психологическими затруднениями и жизненными проблемами, не нуждающегося в приеме психоактивных веществ.

Отсюда профилактика предусматривает активность профилактических мероприятий, направленных на:

При организации первичной профилактики должны быть учтены следующие методические принципы:

  • комплексный характер педагогической профилактики, т.е. вопросы предупреждения использования психоактивных веществ должны рассматри­ваться в системе всего воспитательного процесса школы;
  • актуальность, т.е для каждого возраста закономерные этапы профилактики, связанные с возрастными аспектами наркотизма;
  • опережающий характер, т.е не ждать, когда проблема зависнет над несовершеннолетним, а вести раннюю профилактику;
  • конструктивно-позитивный характер, сказать подожди, нельзя трогать, это не эффективно и подросток в силу своей любопытности, обязательно сделает наоборот, а пока­зать ему надо, как без помощи одурманивающих веществ можно сделать свою жизнь интересной и счастливой;
  • принцип запретной информации - полностью по максимуму исключается использование све­дений, способных спровоцировать интерес детей к наркотизации, облегчающих возможность приобщения к одурманивающим веществам (информация о спе­цифических свойствах различных одурманивающих веществ, способах их при­менения).

Технологии профилактики употребления ПАВ в школе:

Профилактика зависимости от ПАВ использует разнообразные виды технологий - социальные, педагогические, психологические.

  • Социальные технологии направлены на обеспечение условий эффективной социальной адаптации обучающихся и воспитанников образовательных учреждений, а также формирование и развитие в обществе ценностных ориентиров и нормативных представлений, которые могут выступать в качестве альтернативы ценностям и нормам субкультуры, пропагандирующей использование ПАВ.
    Социальные технологии реализуют следующие направления воздействия:
    • Информационно-просветительское направление (антинаркотическая, антиалкогольная и антитабачная реклама, реклама здорового образа жизни в СМИ, телевизионные и радиопрограммы, посвященные проблеме профилактики; профилирующие Интернет-ресурсы);
    • Социально-поддерживающее направление (деятельность социальных служб, обеспечивающих помощь и поддержку группам несовершеннолетних с высоким риском вовлечения их в употребление ПАВ; детям и подросткам, испытывающим трудности социальной адаптации);
    • Организационно-досуговое направление (деятельность образовательных и социальных служб, обеспечивающих вовлечение несовершеннолетних в содержательные виды досуга: клубы по интересам, спортивная деятельность, общественные движения).

    В профилактической деятельности используются универсальные педагогические технологии (беседы, лекции, тренинги, ролевые игры, проектная деятельность и т.д.). Они служат основой для разработки профилактических обучающих программ, обеспечивающих специальное целенаправленное системное воздействие па адресные группы профилактики.

    • Психологические технологии направлены на коррекцию определенных психологических особенностей у обучающихся, воспитанников, затрудняющих их социальную адаптацию и повышающих риск вовлечения в систематическое употребление ПАВ.
      Целью психологического компонента программной профилактической деятельности в школе также является:
      • развитие психологических и личностных свойств субъектов образовательной среды, препятствующих формированию зависимости от ПАВ;
      • формирование психологических и социальных навыков, необходимых для здорового образа жизни;
      • создание благоприятного доверительного климата в коллективе и условий для успешной психологической адаптации.

      Стратегия и механизмы достижения поставленных целей и задач

      Реализация профилактики в школе осуществляется за счет - формирования у обучающихся и воспитанников негативного отношения ко всем формам употребления ПАВ как опасного для здоровья и социального статуса поведения, а также посредством формирования у них универсальных знаний, умений и навыков, обеспечивающих возможность реализовывать свои потребности социально значимыми способами с учетом личностных ресурсов.

      Основой содержания профилактики является система представлений об употреблении ПАВ как многоаспектном социально - психологическом явлении, имеющем социокультурные корни. Исходя из этого, воспитание и обучение опираются на ценности отечественной и мировой культуры, способные выступать в качестве альтернативы идеологии субкультур, проповедующих использование ПАВ.

      Для активной реализации профилактики ПАВ используются разнообразные технологии и формы воздействия на адресные группы. К ним относятся:

      • интеграция профилактического содержания в базовые учебные программы,
      • воспитательная внеурочная работа (тренинговые занятия, ролевые и деловые игры, дискуссии, экскурсии, встречи, беседы),
      • разработка и внедрение образовательных программ для профилактической работы с родителями.

      Сроки и этапы реализации программы

      Программа предусматривает поэтапный план реализации с сентября 2020 года по декабрь 2023 года.

      I этап. Подготовительно-практический (диагностирующий) сентябрь 2020 – январь 2021 учебный год.

      Аналитико-диагностическая деятельность. Поиск инновационных технологий, методов и способов обучения и воспитания. Изучение современных технологий. Анализ образовательной ситуации в школе, возможность применения программы профилактики употребления ПАВ.

      II этап. Организационно-практический январь 2021г. – ноябрь 2023 у. г. Апробация и внедрение программы.

      III этап. Обобщающий декабрь 2023 г. Обработка данных и анализ внедрения программы.

      Этап

      Содержание

      Срок реализации

      снтябрь-2020 - январь 2021уч.г

      январь 2021г. – ноябрь 2023 у.г.

      Цель:
      Определение эффективности разработанной системы профилактики наркомании.
      Задачи:
      -выделить основные недостатки и достижения в проделанной работе;
      -определить изменения личностной позиции учащихся в отношении проблемы наркомании;
      -определить дальнейшее направление работы по предупреждению наркомании.
      Методы:
      1)анализ отчетной документации;
      2)опрос, беседа;
      3)анонимное анкетирование.
      Сравнение результатов первичного и повторного анкетирования дает возможность:
      -изучить характер изменений в отношении учащихся к употреблению наркотических веществ;
      -выявить наиболее устойчивые факторы, способствующие приобщению детей и подростков к наркотикам;
      -определить динамику целевых групп.
      Значение этапа:
      1)позволяет обобщить и систематизировать информацию, накопленную в процессе проведения антинаркотической работы;
      2) сделать выводы об эффективности предлагаемой системы профилактики;
      3)на основании выделенных тенденций и закономерностей
      Осуществить планирование дальнейшей работы по профилактике наркомании.

      Направления деятельности

      Направление

      Аудитория

      Краткое содержание

      обучающиеся
      родители
      педагоги

      обучающиеся
      родители
      по желанию

      - сбор информации о семьях, чьи родители злоупотребляют алкоголем, постановка их на школьный учет и на учет в КДН, где с такими семьями проводится определенная работа;
      - анкетирование по выявлению уровня знаний среди подростков о ПАВ.

      обучающиеся
      родители
      педагоги

      Оказание психологической помощи несовершеннолетним, устранение причин и условий, вызывающих отклонения данного характера:
      консультации, беседы с учащимися и родителями по профилактике правонарушений и употребления ПАВ.

      Профилактическая работа по 3 основным направлениям

      Работа с детьми:

      Работа с педагогическим составом:

      подготовка учителей к ведению профилактической работы;

      организационно-методическая антинаркотическая работа.

      Работа с родителями:

      информирование и консультирование родителей по проблеме наркомании;

      психолого-педагогическая поддержка семей, в которых ребенок начал употреблять наркотические вещества;

      поддержка семей, в которых ребенок прошел лечение по поводу зависимости от наркотических веществ и вернулся к обучению (находится на стадии реабилитации).

      Система школьного образования в современных условиях часто уходит от дела воспитания личности, полностью передовая эту ответственность родителям, основным оставляя для себя лишь процесс обучения - трансляцию определенной информации на уроках. Дети и подростки в результате, оказываются в воспитательном вакууме, что толкает некоторых из них на путь ухода от непонятной и не стабильной реальности в иллюзорный мир по средствам использования различных психоактивных веществ (ПАВ).

      ВложениеРазмер
      moya_pavy_.doc 244 КБ

      Предварительный просмотр:

      ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ,

      НУЖДАЮЩИХСЯ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ

      И МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ

      1. ЦЕНТР ДИАГНОСТИКИ И КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ
      2. г. о. СЫЗРАНЬ (отделение индивидуального обучения)

      Рассмотрено и принято «Рекомендовано «Утверждено к

      начальных классов ГБОУ ЦДК ________ Воеводина Н.С. Директор ГБОУ ЦДК

      Протокол № _____ ________Волкова Г.А.

      на областной конкурс профилактических программ, проектов и методических материалов образовательных учреждений

      Номинация: программа профилактики злоупотребления ПАВ

      в подростковой среде

      Автор: учитель начальных классов Митрошина Марина Владимировна

      Учреждение: ГБОУ ЦДК г.о. Сызрань(отделение индивидуального обучения)

      Адрес: 446001 г. Сызрань переулок Пролетарский 32

      Программа профилактики злоупотребления ПАВ

      В настоящее время в сложной социально - экономической и политической ситуации в стране на жизнь многих людей негативно влияют стрессы, риск, невозможность четко представить и спланировать будущее. У значительной части взрослого населения отсутствует уверенность в завтрашнем дне, нет чувства удовлетворенностью жизнью. Слабые, размытые нравственные ориентиры в современном обществе, неблагоприятное благополучие ухудшает воспитательный потенциал семей, приводит к маргинализации многих трудоспособных граждан. Такая ситуация отрицательно сказывается на уровне воспитанности детей, так как воспитанию в некоторых семьях уделяется недостаточно времени и усилий.

      Система школьного образования в современных условиях часто уходит от дела воспитания личности, полностью передовая эту ответственность родителям, основным оставляя для себя лишь процесс обучения - трансляцию определенной информации на уроках. Дети и подростки в результате, оказываются в воспитательном вакууме, что толкает некоторых из них на путь ухода от непонятной и не стабильной реальности в иллюзорный мир по средствам использования различных психоактивных веществ (ПАВ).

      Эти вещества воздействуют на центральную нервную систему человека и приводят к изменению сознания. Их длительное применение является причиной возникновения у личности состояния психологической и физической зависимости. С каждым годом увеличивается количество детей и подростков, начинающих пробовать различные психоактивные вещества школьном возрасте. Это явление вызывает тревогу у педагогов и родителей и дает основания для усиления профилактических воздействий, направленных на пропаганду здорового образа жизни и снижения интереса к психоактивным веществам у учащихся. Необходимо своевременное усиление профилактической деятельности специалистами в учебных заведениях, а также в учреждениях дополнительного образования, в которых дети и подростки проводят значительную часть свободного времени.

      Свободное время, организованное оптимально, с учетом интересов, связанное с удовлетворением потребностей подростков в общении, познании окружающего мира предоставляющее возможность подростку заниматься актуальной для него деятельностью, - это залог того, что подросток найдет для себя сферу реализации, приобретет навыки общения, а также, вполне возможно, первичные профессиональные навыки, будет приобщен к культурным основам, созданным человечеством. Таким образом, подросток окажется вовлеченным в активную жизнь с возможностью самореализации и целенаправленного дальнейшего развития.

      • Гармонизация личности ребенка на основе развития его эмоционально- волевой сферы;
      • Формирование и развитие навыков безопасного поведения в ситуациях, связанных с риском вовлечения несовершеннолетнего в наркотизацию (пробы ПАВ);
      • Профилактика правонарушений и преступлений, асоциальных явлений в молодежной среде;
      • Формирование и укрепление антинаркотических установок у подростков.
      • Создать комплексную систему мер, направленную на ликвидацию вредных привычек на территории школы;
      • Формирование у подростков представления об употреблении ПАВ как угрозе внутренней стабильности;
      • Способствование неприятию несовершеннолетними любых форм наркотизации;
      • Развитие у подростков навыков самоконтроля и саморегуляции.

      Возраст детей, участвующих в реализации программы

      Программа рассчитана для работы подростками 12- 16 лет.

      • учащиеся ГБОУ ЦДК (отделение индивидуального обучения);
      • классные руководители;
      • школьная медсестра;
      • школьный психолог;
      • учитель ЛФК
      • родители;
      • инспектор ПДН, КДН;
      • представители наркодиспансера;
      • уменьшение факторов риска употребления ПАВ;
      • повышение процента занятости детей, активно участвующих в общественной деятельности школы;
      • увеличение процента самостоятельности детей в роли организатора

      собственной деятельности в активно-положительном использовании досуга;

      • повышение уровня воспитанности учащихся, социальной адаптации и

      предотвращение дезадаптации подростков;

      • увеличение процента учащихся с положительной мотивацией на здоровый образ жизни;
      • установление более прочных социальных связей с органами системы

      профилактики употребления ПАВ.

      Сроки реализации программы

      Направления реализации программы

      1. Работа с педагогическими работниками:
      • проведение обучающих семинаров по программе, обсуждение хода реализации программы на педагогических советах, консилиумах;
      • информирование по проблемам ПАВ и профилактике употребления ПАВ;
      • индивидуальная работа с каждым учащимся, консультирование родителей.

      3. Работа с родителями (законными представителями):
      • участие в проведении и организации родительских собраний школы;
      • работа родительского патруля;
      • информационно-консультативная работа;
      • привлечение к участию в тренинговых занятиях.

      4. Совместная работа с правоохранительными, медицинскими и другими заинтересованными органами по профилактике зависимости в подростковой среде:
      • ведение разъяснительно – просветительской работы с подростками и родителями;
      • проведение рейдов по выявлению каналов распространения и ПАВ;
      • организация занятий для подростков по профилактике употребления ПАВ.

      Направления работы по реализации программы

      Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

      Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

      Наименование документа

      Проект формирования жизненных навыков и профилактики употребления ПАВ муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Каяльской средней общеобразовательной школы

      Основание для разработки проекта

      В настоящее время употребление алкоголя, никотина и наркотических средств является одной из наиболее важных проблем нашего общества, вызвавшей острую необходимость активных и решительных действий в области организации профилактики употребления ПАВ в образовательной среде. Употребление несовершеннолетними алкоголя, наркотических и других психоактивных веществ (ПАВ) превратилось в проблему, представляющую серьезную угрозу здоровью населения, экономике страны, социальной сфере и правопорядку.

      Законодательная база для разработки проекта

      Цели проекта

      повышение уровня информированности молодых людей образовательного учреждения об особенностях воздействия вредных привычек на организм;

      научить противостоять рискованным формам поведения и ответственно относиться к своему здоровью;

      Основные задачи проекта

      Улучшение психического и физического здоровья детей и подростков;

      Профилактика рискованного поведения (употребления алкоголя, табака и др.)

      Пропаганда здорового образа жизни (при помощи акций, тренинговых занятий, тематических выступлений, спортивных мероприятий).

      Сроки реализации

      Этапы реализации проекта

      I . Подготовительный : проведение социально-психологического мониторинга среди учащихся и родителей (диагностика, анкетирование, опрос)-март 2016 г.

      II . Основной: реализация программы по профилактике злоупотребления ПАВ.-2016-2017 гг.

      III . Заключительный: - проведение контрольной диагностики с целью оценки эффективности программы, анализ достигнутых результатов и определение перспектив дальнейшего развития программы; создание социального видеоролика.

      Исполнители проекта

      Адресат: работа с целевыми группами различного возраста:

      методы и формы организации работы и подачи материала:

      I уровень – младший школьный возраст (1-4 классы)

      II уровень – младшие подростки (5-7 класс)

      - теоретическая часть (беседы, мини-лекции, классные часы)

      - практическая часть , проводимая с использованием интерактивных методов (мозговой штурм, групповая дискуссия, игра, психологические и релаксационные упражнения, конкурсы).

      Ожидаемые результаты

      Реализация проекта к 2017 году позволит добиться следующих результатов:

      изменение ценностного отношения детей и молодежи к вредным привычкам и формирование личной ответственности за свое поведение, обусловливающие снижение спроса на психоактивные вещества в детско-молодежной популяции;

      сдерживание вовлечения детей и молодежи в прием алкоголя, табачных изделий, наркотических средств за счет пропаганды здорового образа жизни, формирования социальных установок и профилактической работы, осуществляемой сотрудниками образовательного учреждения

      Данный проект содержит методические рекомендации и может быть использован в работе педагогов, классных руководителей, школьных психологов.

      Подготовительный этап

      Цель: Проведение социально-психологического мониторинга среди учащихся (анкетирование, опрос)

      мероприятия

      сроки выполнения

      ответственный

      планируемый результат

      Блок № 1. Диагностический

      Анкетирование

      (на входе реализации проекта)

      Выявление учащихся, склонных к употреблению ПАВ

      получение информации о формировании привычек курить, употреблять наркотические вещества у учащихся учебных заведений, выявлении роли воспитательного воздействия педагогов на формирование привычек здорового образа жизни у детей.

      Блок № 2. Информационно - ознакомительный

      мероприятия

      исполнитель

      Цель: Просвещение, формирование в педагогическом коллективе ценностно-смыслового единства по отношению к проблеме употребления ПАВ

      - Введение в проблему, включение в деятельность по реализации данной системы профилактики.

      Формирование компетентности у педагогов по вопросам профилактики злоупотребления ПАВ детьми и подростками

      Зам. директора по ВР

      Блок № 3. Планирование мероприятий, направленных на профилактику употребления ПАВ. Создание инициативной группы из коллектива учащихся для проведения профилактической работы внутри школы.

      Выпуск стенных газет-комиксов

      Обозначить ценности, важные для детей и подростков (семья, дружба, любовь, карьера)

      Деловая игра

      создание условий для осмысления своего отношения к вредным привычкам, к здоровому образу жизни.

      Конкурс сказок

      создание у учащихся установок против употребления ПАВ

      Октябрь - ноябрь 2016

      Конкурс логотипов

      Формирование здоровьесберегающего поведения в условиях образовательного учреждения

      Социальный видеоролик

      Итоги проекта по профилактике злоупотребления ПАВ

      Формирование у обучающихся потребности в здоровом образе жизни; стимулирование желания обучающихся к самостоятельным занятиям физическими упражнениями.

      На протяжении реализации проекта

      Основной этап

      Цель: Реализация проекта по профилактике злоупотребления ПАВ

      Мероприятия, направленные на профилактику употребления ПАВ и формирование жизненных навыков.

      (примерное тематическое планирование занятий с учащимися)

      Блок 1. (1-4 классы)

      исполнители

      Формирование у школьников представления о себе, своих сильных сторонах, о качествах своей личности

      расширять представления детей о мире любви и добрых чувств; развивать чуткость и отзывчивость; воспитывать бережное отношение к чувствам других людей.

      Блок № 2. (5-7классы)

      - повышение уровня информированности учащихся об особенностях воздействия вредных привычек на организм;

      - выработка уверенного поведения в ситуациях, связанных с риском для здоровья, а также овладение навыками и знаниями, позволяющими им брать ответственность на себя.

      2. Просмотр документальных фильмов

      - дать информацию о влиянии ПАВ на организм человека

      -сформировать представление о том, что человек, употребляющий ПАВ, может быть опасным для других

      -объяснить, что употребление наркотических веществ всегда сопряжено с нарушением закона

      - осмысление жизненных ценностей

      -различать эмоции и чувства, распознавать их у себя и у других;

      - принимать свои эмоции и чувства окружающих людей;

      - говорить о своих эмоциях и проблемах;

      - контролировать свои эмоции и поведение и управлять ими;

      Дать общее представление о ПАВ и последствиях их употребления

      - развитие способности решать простые и сложные жизненные проблемы,

      оценивать ту или иную ситуацию и свои возможности контролировать ее;

      - формирование навыка совладания с изменениями и потерями.

      6.Реклама ПАВ: сопротивление и СМИ-грамотность

      -Повысить осознание подростками приёмов, которые используются рекламой для манипулирования поведением покупателей, и научить их сопротивляться этим приёмам

      Заключительный этап (рефлексивный)

      Цель: Проведение контрольной диагностики с целью оценки эффективности программы, анализ достигнутых результатов и определение перспектив дальнейшего развития программы.

      Блок № 1. Диагностический

      Мероприятия

      Ответственный

      Планируемый результат

      Анкетирование

      (на выходе реализации проекта)

      выявления степени информированности

      (осведомлённости) о вредных привычках

      получение информации о формировании привычек курить, употреблять наркотические вещества у учащихся учебных заведений, выявлении роли воспитательного воздействия педагогов на формирование привычек здорового образа жизни

      Круглый стол

      Анализ опроса участников программы на конец учебного года, включающего в себя: Цели и задачи на будущее

      Зам.директора по ВР Педагог-психолог

      удовлетворенность всех участников образовательного процесса проведением и результатами образовательной программы

      наличие интереса участников группы к содержанию, формам и методам ведения занятий

      Нажмите, чтобы узнать подробности

      В настоящее время проблема здоровья подрастающего поколения, вызывающая особую озабоченность в государстве и обществе, вышла в разряд приоритетных государственных и общественных задач. Здоровье рассматривается как фактор социальной жизни, основа экономического благополучия государства, социального прогресса общества, улучшения психологического климата. Изменившееся социально-экономическое положение в стране требует от подростка быстрой адаптации к новым условиям существования. Потребление ПАВ имеет негативные социальные, экономические, медицинские, психологические, семейные последствия, в конечном итоге оно снижает качество жизни, как отдельного человека, так и популяции в целом. Употребление ПАВ подростками приводит к ослаблению их физического, умственного и психического потенциала.

      Актуальность

      В последние годы практически во всех регионах Российской Федерации употребление психоактивных веществ приняло характер эпидемии.

      Учитывая актуальность выделенной проблемы, возникает необходимость реализации целостной профилактической программы.

      В настоящее время проблема здоровья подрастающего поколения, вызывающая особую озабоченность в государстве и обществе, вышла в разряд приоритетных государственных и общественных задач. Здоровье рассматривается как фактор социальной жизни, основа экономического благополучия государства, социального прогресса общества, улучшения психологического климата. Изменившееся социально-экономическое положение в стране требует от подростка быстрой адаптации к новым условиям существования. Потребление ПАВ имеет негативные социальные, экономические, медицинские, психологические, семейные последствия, в конечном итоге оно снижает качество жизни, как отдельного человека, так и популяции в целом. Употребление ПАВ подростками приводит к ослаблению их физического, умственного и психического потенциала.

      Актуальность

      В последние годы практически во всех регионах Российской Федерации употребление психоактивных веществ приняло характер эпидемии.

      Учитывая актуальность выделенной проблемы, возникает необходимость реализации целостной профилактической программы.

      1. Социальные проблемы молодежи - круг проблем социально – демографической группы, переживающей период становления социальной зрелости, вхождения в мир взрослых, адаптации к нему и будущего его обоснования.

      2. Потребности – нужда в чем–либо необходимом для поддержания жизнедеятельности организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом.

      3. Профилактика злоупотребления психоактивными веществами (ПАВ) – комплекс социальных, образовательных и медико-психологических мероприятий, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих распространению и употреблению психоактивных веществ, предупреждение развития и ликвидацию негативных личностных, социальных и медицинских последствий злоупотребления психоактивными веществами.

      4. Социальный контроль- процесс целенаправленного воздействия общества или социальной группы на личность, с целью контроля и анализа его поведения и приведения его в соответствии с общепринятыми в данной системе нормами.

      5. Коррекция-процесс влияния внешнего социума на конкретного человека с целью исправления определённых свойств личности и характера, способствующих преодолению конкретного отклонения в поведении человека.

      6. Помощь-процесс поддержки ребёнка в достижении заявленных им целей.

      7. Сопровождение- процесс, направленный на обеспечение, создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора.

      9. Самооценка – субъективное мнение человека о своих поступках, намерениях.

      10. Личность – индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности.

      Анализ ресурсов

      Администрация школы: осуществляет контроль и координацию профилактической работы в целом.

      Учителя-предметники: обеспечивают организацию профилактической работы на уроке (использование антинаркотических материалов в качестве фрагментов урока, проведение тематических уроков).

      Классные руководители: организация внеклассных мероприятий, работа с родителями, медико-психолого-педагогической службой школы и т. д.).

      Медико-психолого-педагогическая служба:

      Школьный врач обеспечивает активную работу консультативного пункта для педагогов, детей, родителей (источник специальных знаний и сведений.

      Школьный психолог обеспечивает:

       организацию развивающей работы со всеми школьниками, включая тренинги личностного роста и другие виды групповой развивающей работы;

       психологическое консультирование и сопровождение семей учащихся;

       психологическую поддержку педагогического процесса.

       выделение групп риска с помощью поведения тренингов;

       организацию целостной психологической помощи детям группы риска, в том числе направление ребенка и его родителей к тому специалисту, который может оказать им квалифицированную помощь вне школы.

      Социальный педагог несет ответственность:

      за привлечение к совместной работе различных заинтересованных организаций, установление с ними постоянных и действенных контактов;

       организацию досуга учащихся как внутри школы, так и с привлечением организаций дополнительного образования детей и молодежи;

       систематическую работу с семьями школьника (особенно с семьями детей группы риска).

      Органы ученического самоуправления: проводят социологические опросы, участвуют в антинаркотических мероприятиях.

      Библиотека: обеспечивает информационно-методическую базу профилактической работы.

      Учреждения дополнительного образования и культуры: обеспечивают максимальную занятость в течение дня.

      Районная наркологическая служба организует:

       информационно-просветительскую работу со школьниками о медико-социальных последствиях употребления алкоголя, табака, токсических, наркотических веществ;

       лекционную работу с педагогическим составом школы по темам, связанным с организацией профилактической работы среди несовершеннолетних.

       консультативную работу с родителями: признаки приобщения ребенка к наркотикам, лечение наркомании и стратегия поведения родителей в период реабилитации.

      Материально-технические ресурсы. В школе имеется оборудованный спортивный зал, стадион, медицинский кабинет, хорошо оснащенные предметные кабинеты. Работает кабинет социального педагога, психолога.
      В школе функционирует читальный зал, библиотека, укомплектованная литературой, необходимой для выполнения творческих, проектных, исследовательских работ учителей и учащихся. Оборудованные спортивные площадки: волейбольная, футбольная, баскетбольная, теннисный корт. Компьютерный и учебный классы, оснащенные компьютерами, современной учебной мебелью.

      Методические ресурсы. К ним относятся методические разработки уроков педагогов ОУ с применением новых технологий, методические разработки по проведению семинаров и круглых столов по проблематике здоровьесберегающих технологий для педагогов и родителей.
      Методические разработки проведения классных часов по указанной проблематике.

      Информационные ресурсы. Информационная поддержка деятельности, направленной на сохранение и укрепление здоровья обучающихся, осуществляется с помощью ежемесячных совместных планов мероприятий заместителя директора, социального педагога, психолога, регулярного обновления сайта школы.

      Цель: Создание условий для профилактической работы по предупреждению употребления психоактивных веществ;

      овладение учащимися объективными, соответствующими возрасту знаниями:

      повышение уровня социально-педагогической компетентности учащихся:

      формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения:

      снижение вероятности вовлечения учащихся в экспериментирование с ПАВ.

      2. Создать условия для доверительного общения, восприятия информации о негативном влиянии ПАВ на жизнь человека.

      3.Обучать детей эффективным методам поведения в нестандартной ситуации, формировать стрессоустойчивую личность, способную строить свою жизнь в соответствии с нравственными принципами общества.

      4.Разработать эффективные механизмы совместной деятельности участников воспитательной системы школы: родительской общественности, ученического самоуправления и педагогического коллектива.

      Сроки реализации проекта: ноябрь 2014-май 2015 года

      Этапы реализации проекта:

      Первый этап: диагностирующий.
      Время проведения: ноябрь– декабрь 2014 года.

      Цель: изучение существующих в подростковой среде тенденций употребления табачно-алкогольной продукции. Определить уровень самооценки учащихся.

      Определить степень информированности подростков по проблеме;

      Выделить факторы, влияющие на формирование позитивного отношения к употреблению психоактивных веществ;

      Сделать выводы о степени вовлеченности подростков в проблему и выделить основные целевые группы для дальнейшей работы.

      Изучение материалов областных и районных социологических исследований с целью получения информации о состоянии проблемы употребления ПАВ обучающимися в целом;

      Анкетирование с целью изучения состояния проблемы в школе при работе с определенной группой детей.

      Значение этапа: анализ результатов анкетирования позволяет сделать выводы о степени вовлеченности учащихся в проблему и выделить три целевые группы:

      подростки, имеющие опыт употребления табачно-алкогольной продукции;

      подростки, для которых характерно позитивное отношение к употреблению табачно-алкогольной продукции;

      подростки, имеющие четко сформированное негативное отношение к употреблению табачно-алкогольной продукции.

      Читайте также: