Проект природные красители в доу

Обновлено: 05.07.2024

Цель: Развитие познавательных интересов детей, сенсорное развитие, развитие любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира ( цвете, материале, причинах и следствиях.).

Задачи:

социально-коммуникативное развитие

познавательное развитие

речевое развитие

художественно-эстетическое развитие

Физическое развитие

Развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками, развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости.

Формирование готовности детей к совместной деятельности, развитие умения договариваться со

Дать представление о свойствах ткани к окрашиванию при помощи природных красителей (овощи).

Продолжаем формировать первичные представления о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа.

Обогащать речь детей существительными,

обозначающими предметы бытового окружения; прилагательными, характеризующими свойства и качества предметов; наречиями, обозначающими

взаимоотношения людей, их отношение к труду.

Расширять представления детей о многообразии

окружающего мира. Предлагать для рассматривания изделия народных

промыслов, мини-коллекции (открытки, наборы игрушек, выполненных из определенного материала), фотографии с достопримечательностями родного края.

Формирование потребности в ежедневной двигательной деятельности.

Воспитание культурно-гигиенических навыков.

Формирование позитивных установок к различным видам труда и

творчества, воспитание положительного отношения к труду, желания

Формировать умение обращаться за помощью к взрослым.

Совершенствовать диалогическую форму речи.

Формировать умение организовывать свое рабочее место, готовить

все необходимое для занятий; работать аккуратно, экономно расходовать

материалы, сохранять рабочее место в чистоте, по окончании работы при-

водить его в порядок.

Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам. Формирование умения ответственно

относиться к порученному заданию (умение и желание доводить дело до

конца, стремление сделать его хорошо).

Закрепить в словаре детей слова: мастер и подмастерье, старинная, национальная одежда, народный костюм, окрашивание, оттенок.

Демонстрационный материал: Морковь, свекла, терка, марля, две емкости для сока.

Раздаточный материал: Белые салфетки из хлопчатобумажной ткани, емкости с морковным и свекольным соком, влажные салфетки, перчатки, фартуки, тарелочки, всё по количеству детей и взрослых.

Приветствие для детей и гостей

1.Вот настал новый день, я улыбнусь вам, а вы улыбнетесь друг другу. У вас хорошее настроение? У меня тоже хорошее настроение. Давайте поделимся хорошим настроением с гостями. Я думаю, и гости смогут поприветствовать вас.

Это что за чудеса

Раз рука и два рука

Вот ладошка левая

Вот ладошка правая

И скажу вам, не тая,

Руки всем нужны друзья!

Сильные руки не бросятся в драку

Добрые руки погладят собаку

Умные руки умеют лепить

Чуткие руки умеют дружить.

Возьмите за руки тех, кто стоит с вами рядом, что вы чувствуете? Тепло? Поделитесь теплом с вашими друзьями, с нашими гостями и они будут вашими добрыми помощниками.

2. А сейчас я вас приглашаю в путешествие по волшебной дорожке, куда же она нас приведет?

Дорожка привела нас к полочке, где стоят куклы.

Внимательно рассмотрим их.


Как называется одежда, в которую они одеты? Национальная.

Это современная одежда? Старинная.

Что еще можно сказать об этой одежде? Цветная, яркая, красочная.

Мне стало интересно, а как же получалась одежда такая яркая и красочная.

Чем окрашивали ткань, и нитки люди, когда не было специальных красок, которые продаются в магазине.

Давайте обратимся за помощью к нашим гостям, ведь это необычные гости, а мастерицы, которые все умеют и многое знают?

У мастеров всегда были ученики – подмастерье. Берите за руки мастериц и пройдемте в нашу мастерскую.

Дети проходят вместе с гостями к столам.

Экспериментально - исследовательская деятельность

-Дети, перед тем как приступить к работе надевают фартуки и перчатки.

( Ответы детей, овощи , свекла, морковь, терка).

-Вам приходилось пачкать одежду ягодами, свеклой или морковью?

Легко ли потом убрать эти пятна, я думаю, мамы делали вам замечания по поводу этих пятен?

-Если эти пятна так трудно убираются, может этими продуктами можно покрасить ткань и нитки?

-Но как это сделать? Ответы детей.


Подвести детей к тому, что первоначально нужно натереть овощи на терке, после отжать, чтобы получился сок.

Ягоды растолочь и тоже отжать сок.

Замачивая в соке ткань и нити их можно окрасить.

Воспитатель предлагает одному из мастеров продемонстрировать , как из овощей получить сок.

Готовый сок раздается детям на столы.


Дети погружают ткань или нитки в сок для окраски.

Воспитатель: «Но чтобы ткань окрасилась лучше нам нужно немного подождать.

Вытрите перчатки влажными салфетками.

Физкультминутка.

Удивляемся природе
Мы стоим на огороде,
Удивляемся природе. (Потягивания—руки в стороны.)
Вот салат, а здесь укроп.
Там морковь у нас растёт. (Правой рукой коснуться левой ступни, потом наоборот.)
Поработаем с тобой,
Сорнякам объявим бой!
С корнем будем выдирать,
Да пониже приседать. (Приседания.)
У забора всем на диво
Пышно разрослась крапива. (Потягивания — руки в стороны.)
Мы её не будем трогать —
Обожглись уже немного. (Потягивания — руки вперёд.)
Все полили мы из лейки.
И садимся на скамейки. (Приседают).


А теперь вернемся к нашей работе.

Дети достают образцы на разносы.

Вывод:

Цвет зависит от того чем окрашивали, а оттенок от концентрации краски и длительности окраски.

Воспитатель: «Вот так при помощи природных красителей мастера окрашивали ткань и нитки.

Я предлагаю высушить наши образцы.

А в следующий раз мы проверим, легко ли отстирать ткань от сока овощей.

Список использованной литературы:

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

По количеству участников: групповой.

Основания для разработки. по теме недели,мы изучали народные костюмы (из чего их шили, чем красили и украшали). Нам стало интересно, сможем ли мы в современных условиях окрасить белую ткань при помощи природных красителей, нанести рисунок и будет ли он держаться на ткани.

Цель: Развитие познавательных интересов детей, сенсорное развитие, развитие любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (цвете, материале, причинах и следствиях.).

• Проанализировать различные источники и узнать, как появились краски, способы их получения и использования.

• Расширить представления о разнообразии и способов использования природных красок.

• Попробовать получить природные (естественные) краски в домашних условиях.

• Узнать мнение профессионалов (художника, парикмахера) о возможности использования природных красок в наше время.

• Нарисовать рисунки, используя природные краски.

1 этап - подготовительный

2 этап – основной

3 этап - заключительный

На подготовительном этапе мы с детьми рассмотрели картинки с народными костюмами, обратили внимание на то, что в основном одежду шили из белой ткани, и в старину у людей не было разнообразия красок для ткани. Нам стало интересно откуда люди брали краски. В дополнительной литературе мы нашли, что одежду красили луковой шелухой, кореньями, ягодами и т. д. Таким образом, люди использовали натуральные красители.

На основном этапе :

Ребята совместно с родителями изготовили дома натуральные красители из овощей (морковный и свекольный сок, отвар коры дуба, луковой шелухи и принесли их в группу.

На занятии совместно с детьми окрасили белую ткань разнообразными красителями, и нанесли вырезанные из пробки узоры.

На заключительном этапе:

Провели беседу с детьми, какие красители окрасили ткань сильнее, какие нет.

При успешной реализации поставленной цели планировала получить следующие результаты:

• Дети имеют представление о естественных красителях;

• Как их можно использовать на ткани в дальнейшем;

• Дети проявляют познавательную активность;

• Стремятся к достижению поставленной цели.

Дети узнали, что ткань можно окрасить овощными соками, отваром из луковой шелухи, коры дубы. Что при окрашивании ткань приобретает цвет отвара или сока и их оттенок зависит от концентрации отвара, что данными красками можно наносить узоры на ткань.

Дальнейшее развитие проекта

Можно изготовить национальную одежду для куклы;

Создать коллекцию ткани, для игры в ателье.

Приветствие для детей и

1. Вот настал новый день, я улыбнусь вам, а вы улыбнетесь друг другу. У вас хорошее настроение? У меня тоже хорошее настроение. Давайте поделимся хорошим настроением друг с другом.

Это что за чудеса

Раз рука и два рука

Вот ладошка левая

Вот ладошка правая

И скажу вам, не тая,

Руки всем нужны друзья!

Сильные руки не бросятся в драку

Добрые руки погладят собаку

Умные руки умеют лепить

Чуткие руки умеют дружить.

Возьмите за руки тех, кто стоит с вами рядом, что вы чувствуете? Тепло? Поделитесь теплом с вашими друзьями.

2. показать детям картинки людей в старинной одежде.

Как называется одежда, в которую они одеты? Национальная.

Это современная одежда? Старинная.

Что еще можно сказать об этой одежде? Цветная, яркая, красочная.

Мне стало интересно, а как же получалась одежда такая яркая и красочная.

Чем окрашивали ткань, и нитки люди, когда не было специальных красок, которые продаются в магазине.

(Ответы детей).

А теперь я предлагаю поиграть вам в мастериц, но у мастеров всегда были ученики – подмастерье. Разделитесь пожалуйста по парам и определите кто будет мастер, а кто подмастерье.

Дети подходят к столам и перед тем как приступить к работе надевают перчатки.

-Вам приходилось пачкать одежду ягодами, свеклой или морковью?

Легко ли потом убрать эти пятна, я думаю, мамы делали вам замечания по поводу этих пятен?

-Если эти пятна так трудно убираются, может этими продуктами можно покрасить ткань и нитки?

-Но как это сделать? Ответы детей

Предложить детям опустить ткань в отвар дуба, луковой шелухи, морковный и свекольный сок.

И обратить внимание, что замачивая в соке ткань и нити их можно окрасить.

Дети погружают ткань или нитки в сок для окраски.

Удивляемся природе

Мы стоим на огороде,

Удивляемся природе. (Потягивания—руки в стороны.)

Вот салат, а здесь укроп.

Там морковь у нас растёт. (Правой рукой коснуться левой ступни, потом наоборот.)

Поработаем с тобой,

Сорнякам объявим бой!

С корнем будем выдирать,

Да пониже приседать. (Приседания.)

У забора всем на диво

Пышно разрослась крапива. (Потягивания — руки в стороны.)

Мы её не будем трогать —

Обожглись уже немного. (Потягивания — руки вперёд.)

Все полили мы из лейки.

И садимся на скамейки. (Приседают).

Воспитатель: А теперь вернемся к нашей работе.

Дети достают образцы на разносы.

Цвет зависит от того чем окрашивали, а оттенок от концентрации краски и длительности окраски.

Воспитатель: «Вот так при помощи природных красителей мастера окрашивали ткань и нитки.

Я предлагаю высушить наши образцы.

После того, как ткань высохла, воспитатель совместно с детьми создает коллекцию из окрашенных тканей.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение:

Открытый конкурс

Исследовательских проектов детей старшего дошкольного

подготовительная к школе группа

Научный руководитель:

Гасс Ольга Васильевна ,

воспитатель по изодеятельности

1 Теоретическое исследование проблемы…………………………………..

I . 1 Какие у природы краски.

I .2 Краски. Исторические сведения………………………………………….

Краска. Красить. Окрашивать………………………………………….

Натуральные пищевые красители…………………………….

II . Получение безопасных красок…………………………………………….

Список литературы и источников…………………………………………

Поэтому объектом его исследования стали растения, растущие в нашем районе, а предметом исследования – их способность окрашивать.

Цель исследования - выявление красящих способностей различных растений, возможностей получения растительных красок в домашних условиях и рисования этими красками.

Гипотеза: если мы узнаем, из чего можно получить краски, то сможем сами сделать краску, расскажем другим и будем использовать при рисовании в своих рисунках.

Задачи исследования:

проанализировать различные источники и узнать, как появились краски, способы их получения и использования;

расширить представления о разнообразии и способов использования природных красок;

попробовать получить природные (естественные) краски в домашних условиях;

узнать мнение профессионалов (художника, парикмахера) о возможности использования природных красок в наше время;

провести социологический опрос среди детей и взрослых, чтобы узнать их мнения по теме исследования;

создать коллекцию колера природных красок;

нарисовать рисунки, используя природные краски;

провести для дошкольников мастер-класс по рисованию картин красками, изготовленными из природных компонентов.

Методы исследования:

подумать самому, что знаю о красках;

провести опрос среди взрослых на тему: из чего делают краски, где их применяют, можно ли самому сделать краску и из чего?

найти информацию о краске, её составе в книгах, энциклопедии, Интернете, спросить у взрослых;

выбрать из получившихся красок: самую яркую

узнать из личного опыта, можно ли узнать цвет с помощью запаха, вкуса, зрительного восприятия;

составить рассказы, сказки о растении, какой получился цвет.

Начиная исследование, мы предположили:

Если растения имеют яркую окраску своей надземной части, то они могут окрашивать предметы в разные цвета (имеют способность окрашивать).

Если растения могут окрашивать предметы, то из них можно сделать краску и рисовать ею.

Если есть красящие растения, то зачем синтетические краски?

Характер исследования : художественно - прикладной

Время проведения исследования: 25.07.2016 – 30.10.2016г.

Прикладная ценность исследования:

составлена таблица растений нашего города Славгорода, которые имеют красящие способности;

создана коллекция колера природных красок;

создана картинная галерея из рисунков, выполненных натуральными красками;

знакомство с профессиональным художником, живущим в нашем городе;

опробован новый метод исследования - интервью.

проведён мастер-класс по рисованию с использованием натуральных красок.

Работа может быть использована на занятиях по изобразительному творчеству.

Перспектива исследования:

Узнать, много ли красок вокруг нас в повседневной жизни?

Для проверки первых двух гипотез, гуляя по городу и за городом, бывая на дачном участке или дома у себя в огороде, стали подмечать какие разные цвета у растений (стеблей, листьев, плодов, ягод).

Наблюдать за красотой природы одно удовольствие, но мне хотелось скорее узнать, какие цвета подарят моему рисунку все эти растения. И я стал экспериментировать.

Эксперимент 1.

Цель – выяснить, все ли растения имеют способность окрашивать, в какие цвета окрашивают растения бумагу и ткань.

Вывод: не все растения имеют способность окрашивать. На основе проведённого эксперимента составили таблицу.

. Эксперимент 2.

Цель – выяснить возможность создать картину, используя красящие способности растений.

Ход. Попробовал рисовать частями тех растений, которые давали самые яркие цвета при проведении эксперимента .

Вывод. Получилось! Рисовать можно, но не удобно. И как ни старался, а руки и одежду всё-таки испачкал и долго не мог отмыть. Поэтому, прежде чем приступить к рисованию, нужно надеть перчатки, фартук и нарукавники, чтобы не испачкаться

Вывод: р астениями, которые имеют яркую окраску сока, можно рисовать.

Чтобы проверить третью гипотезу, нужно сначала узнать, что же такое краска?

Но краски — это просто вещества. А что же значит красить?

Красить что, украшать, придавать краску, делать пригожим, изящным, приятным для вида

II . Теоретическая часть. История возникновения красок.

Мы узнали, что краски появились еще с древних времен, одновременно с появлением человека и с каждым тысячелетием их становилось все больше.

Самым древним художником, создавшим рисунки и картины, был пещерный житель. Пещерные художники рисовали на стенах яркими, сочными красками. Где же они их взяли? Самой первой краской была глина: жёлтая, красная, зеленоватая, белая…

Для придания рисункам более ярких цветов, использовали наши далекие предки и красную киноварь, и оранжевый сурик.

Угольки, копоть и сажа давали краску черного цвета.

Шли тысячелетия. Человеку понадобились другие краски, более стойкие и яркие.

Желтую краску научились вырабатывать из коры барбариса, ольхи, молочая и шелковицы.

Коричневую - из отвара луковой шелухи, оболочки грецких орехов, коры дуба, листьев хны.

Для получения красног о цвета пригодились некоторые ягоды.

Я узнал, что пурпурную краску делали из раковин средиземноморских улиток – багрянок. Десять тысяч раковин давали чуть больше грамма краски.

Опыт 1. Изготовление красок для рисования.

Морковь, свёклу, петрушку, ягоды смородины измельчили на тёрке и отжали сок. Взяли чайную заварку, навели крепкий кофе.

Оранжевый бордовый зелёный красный светло-коричневый

Опыт 2. Удивительные рисунки.

Наши краски из овощей и ягод получились нежными, прозрачными. Их можно сравнить с акварелью. Рисование – процесс удивительный и увлекательный, тем более, если рисовать красками, сотворёнными своими руками из того, что можно есть. Пищевые краски можно два дня хранить в холодильнике и нарисовать много удивительных рисунков.

Вывод: Краски нужно хранить в холодильнике .

Опыт 3. Изготовление закладки для книги.

Теперь проверю, как наши краски окрашивают ткань.

Для начала я нарисовал на белой ткани геометрические фигуры. Вырезал их и подготовил к окрашиванию.

Затем опустил в краску фигурки, ждал 30 минут. После окрашивания хорошенько просушил. Синюю краску я получить не смог, поэтому решил развести пищевой краситель. Готовые фигурки получились яркие, хорошо окрасились, я наклеил их на бумажную полоску и закрепил скотчем.

Вывод: Некоторые цвета получились недостаточно яркие такие как: желтый, коричневый, зеленый. А из клюквы, смородины и моркови получились яркими.

Оказывается, краски можно сделать не только из самих овощей и ягод, а еще из их отваров (луковая шелуха, листья свеклы) и отваров трав (аптечной ромашки, зверобоя, крапивы).

Опыт № 4.Получение безопасных красок

1.Собрал разные ягоды: рябину красную и черную, калину, облепиху, малину

2. При помощи соковыжималки выжал сок из этих ягод. Он был очень ярким, поэтому ткань окрасилась в яркие цвета, бумага окрасилась, но сильно размокла.

В ывод: Ткань легко окрашивается соком, а на бумаге нужно рисовать.

3.Сделал вместе с мамой отвары из луковой шелухи. (золотистый

лук и фиолетовый). Когда чистил шелуху фиолетового лука, то руки стали тёмно-синего цвета. Покрасили яйцо, получился красивый цвет (коричневый и фиолетовый).

Вывод. Самыми популярными красящими растениями, растущими в нашей местности, с давних пор считались: зверобой, береза, ноготки, чистотел.

Краски для рисования можно изготовить в домашних условиях на основе природных компонентов и ими можно рисовать как на бумаге, так и на ткани.

Но мне очень хотелось услышать мнение профессионального художника.

Мы встретились с нашим замечательным художником Смольковым Ревлием Николаевичем. Его картины находятся в нашем городском музее. Он участник Великой Отечественной войны.

Очень много интересного рассказал Ревлий Николаевич во время интервью . И как в старину художники делали краски, смешивая различные травы с медом: разные минералы, толкли в ступках, подбирая различные цвета.

. Очень много картин он написал древесным угольком, посвященные войне.

А моя прабабушка, вспомнила, что раньше им мама делала краски, используя мёд, сливочное масло, соки овощей и фруктов. Мы немедленно изготовили такие вкусные краски и попробовали рисовать ими вместе с друзьями.

В начале моего эксперимента я предполагал, что:

Если растения имеют разную окраску своей надземной части, то они могут окрашивать предметы в разные цвета.

Если растения могут окрашивать предметы, то ими можно рисовать.

Если есть красящие растения, то зачем синтетические краски?

В ходе исследования выяснил, краски везде вокруг нас! Стоит только приглядеться повнимательнее. Среди растений нашего города есть красящие и из них можно сделать краски, но это очень хлопотно, можно получить совершенно не тот цвет, какой хотелось бы. А, следовательно, синтетические краски просто необходимы. Они необходимы ещё и для того, чтобы жила природная красота вокруг нас, чтобы не губить растения.

А натуральные, самодельные краски нужны для художественного вдохновения, для любования природой и просто для красоты! К тому же они совершенно безопасны для здоровья, в отличие от синтетических красок.

Я доволен своими наблюдениями и проведёнными экспериментами, потому что понял, в природе много тайн, которые она открывает только любознательным! А еще она нас учит, было бы желание учиться.

Практическая значимость работы

За время работы над темой исследования

узнал много нового о красках, которые таят в себе растения;

учился наблюдать и замечать красоту окружающей нас природы;

составил таблицу растений нашего города, которые имеют красящие способности;

научился получать краски разными способами (составил палитру природных красок);

познакомился с нетрадиционными техниками рисования, выбрал наиболее удобные для творчества;

создал свою картинную галерею из рисунков, выполненных натуральными красками;

познакомился с интересными и творческими людьми, живущими в нашем городе;

научился брать интервью.

Перспектива исследования. Все это очень интересно! Мне захотелось:

Больше узнать, а много ли красок вокруг нас в повседневной жизни?

Научиться самому делать краски по безопасному рецепту.

Список литературы:

Вкипедия – общедоступная многоязычная универсальная интернет – энциклопедия;

6.Интернет-ресурсы :

Поисковая система "Google".

8.Тайны живой природы. Перевод с англ. А.М. Голова – Москва: "Росмэн", 1997. – 117 с.

Более 15 лет работы сайта "Мой детсад". Авторы – профессиональные учителя со всего СНГ. Более 2 000 уникальных методик для детского сада и школы. Суммарно сайт оценило около 100 000 воспитателей. В итоге более 1 млн. счастливых детей.

Научно – исследовательский проект для детей старшего дошкольного возраста

Номинация – естественнонаучная

Участник проекта:Воспитанник старшей группы: Губерт Арсений Валерьевич, 5 лет.

Введение.

Краски в нашей жизни занимают огромную нишу. При этом чаще всего мы их даже не замечаем – наша машина, мотоцикл и велосипед имеют цветное покрытие.

Без красок наш мир был бы серым, поэтому человек всегда стремился найти способ разукрасить действительность.

Паспорт проекта

Тип проекта: познавательно-исследовательский.

Продолжительность проекта: краткосрочный .

Ориентированность проекта: дети старшего дошкольного возраста.

Актуальность работы: Роль краски сложно переоценить. Без ярких цветов мир и предметы были бы очень скучными и унылыми. Недаром человек старается подражать природе, создавая чистые и сочные оттенки. Краски известны человечеству с первобытных времён. Мне захотелось узнать как можно больше о мире красителей и изучить возможности использования природных красителей как экологически чистого материала при окрашивании тканей и для получения акварельных красок. Сейчас почти все красители производят на химических заводах. Красители добавляют в продукты питания, окрашивают ткани, добавляют в косметические средства, средства бытовой химии. Поэтому все чаще у людей проявляется аллергическая реакция. Люди начинают понимать опасность использования химических веществ и все чаще обращаются к природе. Возвращение к природным истокам – в этом заключается актуальность моей работы.

Объект исследования: В качестве объекта исследования нами были выбраны природные красители, полученные из кофе, моркови, смородины, киви, свеклы.

Предметом исследования: является процесс окрашивания.

Цель исследования – выявление красящих способностей различных растений и возможностей получения растительных красок в домашних условиях.

  • Проанализировать различные источники и узнать, как появились краски, способы их получения и использования.
  • Расширить представления о разнообразии и способах использования природных красок.
  • Попробовать получить природные (естественные) краски в домашних условиях.
  • Нарисовать рисунок, используя природные краски.

В основу нашего исследования была положена гипотеза, согласно которой мы предполагаем, что красители для окраски могут быть получены из доступного природного сырья (ягод, плодов, овощей).

  1. Поиск информации в энциклопедии и ресурсах интернета.
  2. Экспериментальная деятельность

Предполагаемый результат: (продукт проекта): электронная презентация проекта, дневник наблюдений с фотографиями.

Проект отличает то, что знакомство с особенностями изготовления природных красок происходит через комплекс мероприятий: беседы, опросы, эксперименты, практическую деятельность

Для того чтобы проверить нашу теорию, мы провели несколько экспериментов:

Цель: Узнать, как ведет себя пекинская капуста с магазинными красителями Гипотеза: Предположим, что окраску пекинской капусты можно изменить магазинными красителями.

Оборудование: пекинская капуста, стаканчики с окрашенной водой.

Эксперимент 1.1.
Эксперимент 1.2.

Пекинскую капусту помещаем в стаканчики с красителями. Наблюдаем!!

Эксперимент 1.3.

Цвет капусты изменился!!

Вывод: наша гипотеза подтвердилась. Пекинская капуста окрасилась в разноцветные цвета.

Цель: самостоятельно приготовить природные красители

Гипотеза: красители для окраски могут быть получены из доступного природного сырья (ягод, плодов, овощей).

Оборудование: овощи и ягоды.

Эксперимент 2.1.
Эксперимент 2.2.

Для изготовления природных красок я взял морковь, свеклу, ягоды смородины, киви. Выжал сок!! И получил разноцветные краски!!

Эксперимент 2.3.
Эксперимент 2.4.

Вывод: наша гипотеза подтвердилась. Действительно красители для окраски могут быть получены из доступного природного сырья (ягод, плодов, овощей).

Цель: Узнать, можно ли нарисовать рисунок с помощью природных красок.

Гипотеза: предположим, что природными красками можно рисовать

Оборудование: лист бумаги, полученные природные красители, акварель.

Эксперимент 3.2.
Эксперимент 3.1.

Для рисования я взял акварельные краски и, полученные самостоятельно природные краски. И нарисовал 2 бабочки.

Вывод: Рисовать природными красками можно, хотя получается не так ярко. Но если нет акварельных красок, а рисовать очень хочется, то можно проявить фантазию, и всё получится!

Цель: Узнать, можно ли окрашивать ткани полученными красками.

Гипотеза: предположим, что с помощью природных красок можно изменить цвет ткани.

Оборудование: Кусочки белой ткани и природные красители.

Эксперимент 4

С помощью мамы я окрасил тряпочные штанишки с помощью природных красителей. Получились разноцветные ткани!!

Вывод: природные красители могут окрашивать ткани!

Цель: выяснить, что произойдет с продуктами питания при добавления в них природных красителей

Гипотеза: предположим, что добавляя природные красители в продукты питания, цвет изменится.

Оборудование: кисель, смесь для приготовления блинов, природные красители.

Эксперимент 5.1
Эксперимент 5.2

Далее я так увлекся, что мне стало интересно: Можно ли окрашивать продукты питания? Вместе с мамой мы сварили 2 вида киселя, в один добавили сок смородины, а в другой сок облепихи. Кисели с природными красителями получились красивые, полезные, и безвредные. При изготовлении блинчиков мы тоже использовали сок из фруктов и ягод, и получили разноцветные блинчики. На завтрак я позвал свою сестру, с которой мы с удовольствием уплетали разноцветные блинчики и кисель!

Вывод: окрашивать продукты питания можно!

Общие выводы по опытам:

1.В домашних условиям можно приготовить природные красители.

2.Красители, приготовленные своими руками можно добавлять в продукты питания. Они экологически чисты и безвредны. Получается не только красиво, но и вкусно!

Заключение.

Я доволен своими наблюдениями и проведёнными опытами, потому что понял, в природе много тайн, которые она открывает любознательным!

Моя работа имеет большое экологическое значение, так как использование экологически чистых красителей в быту уменьшает риск возникновения многих заболеваний, не причинят вред здоровью человека. Экологически чистые природные красители – гарант здоровой жизни человека.

Работа может быть использована на уроках изобразительного искусства, окружающего мира и во внеклассной работе.

Исследование в корне изменило мое представление о растениях…

Гипотезы подтвердились: растения могут окрашивать предметы в разные цвета, ими можно рисовать и не только…

Литература:

Интернет-ресурсы:

Приложение 1

История возникновения красок.

Краски появились еще с древних времен, одновременно с появлением человека и с каждым тысячелетием их становилось все больше.

История красок началась, наверное, вместе с появлением человека. Самым древним художником, создавшим рисунки и картины, был пещерный житель. Пещерные художники рисовали на стенах яркими, сочными красками. Где же они их взяли? Самой первой краской была глина : жёлтая, красная, зеленоватая, белая…

Красителями, которыми пользовались пещерные художники, были химические вещества, залегающие в земле ( окись железа всех оттенков -от светло- жёлтого до ярко- оранжевого), и марганец ( металлический элемент). Эти вещества измельчались в мелкую пудру и смешивались с жиром (возможно. с животным салом). Так появились первые краски. Ими и рисовал древний человек диких животных, которых он видел вокруг себя.

До нашего времени сохранились первобытные рисунки, выполненные углём и сангиной (глиной). Пещерные жители рисовали на камнях то, что их окружало: бегущих животных и охотников с копьями.

Цветные изображения животных, датированные примерно 30 000—10 000 лет назад до н.э., были обнаружены на стенах пещер Южной Франции и Испании. Многие из этих рисунков удивительно хорошо сохранились потому, что в эти пещеры не было доступа в течение многих веков.

Для наскальной росписи в пещере Ласко (Франция) в качестве красок использовалась природная смесь минералов – охра (от греч. ochros – “желтый”), которая часто встречалась в природе в виде глины или рассыпающихся в пыль комочков. Она была разного цвета: желтая, коричневая, красноватая.

Для придания рисункам более ярких цветов, использовали наши далекие предки и красную киноварь, и оранжевый сурик.

Угольки, копоть и сажа давали краску черного цвета.

С древнейших времен и вплоть до 19 века краской могло стать все, что дарит мир природы – земли и минералы, травы и плоды растений, насекомые и животные. Самые великолепные рисунки находятся в Пещере Ласкау во Франции.

наскальная живопись 1
наскальная живопись 2
наскальная живопись 3

Сцены охоты Охота на оленей Бизон

Наскальные росписи бушменов Живопись в пещере Испании . Эпоха Мадлен.

Средневековые художники тоже готовили краски сами, смешивая порошки пигментов и жиры. Такие краски нельзя было хранить дольше одного дня, так как при контакте с воздухом они окислялись и затвердевали.

Во времена Андрея Рублёва в распоряжении художников имелось всего 30-40 наименований красок и многие из них были близки по химическому составу и цвету. Если вернуться к более давним временам — Риму, то и римские художники использовали приблизительно такое же количество красок. За прошедшие пятнадцать столетий природа отпустила нам еще две-три краски. На протяжении всей истории красок менялись связующие вещества. Сами же красящие вещества (пигменты) на протяжении веков использовались практически одни и те же.

Шли тысячелетия. Человеку понадобились другие краски, более стойкие и яркие. Такие которыми можно было бы разрисовывать щиты, выделанные кожи, раскрашивать головные уборы и оружие, а затем и первые ткани.

Желтую краску научились вырабатывать из коры барбариса, ольхи, молочая и шелковицы.

Коричневую – из отвара луковой шелухи, оболочки грецких орехов, коры дуба, листьев хны.

Для получения красного цвета пригодились некоторые ягоды.

Словом, у каждой из красок, которыми сегодня пользуются и взрослые и дети, есть своя длинная и удивительная история.

Пурпурный .В Древнем Риме багряную, пурпурную одежду мог носить лишь император. Дело в том, что пурпурная краска стоила очень дорого. Ее добывали с превеликим трудом из раковин средиземноморских улиток – багрянок. Десять тысяч раковин давали чуть больше грамма краски. А открыли эту краску около 4 тысяч лет назад.

Кармин. У этой краски своя любопытная история. Если пурпур обязан своим происхождением морской улитке, индиго – кустарнику, то кармин ведет свое начало от… насекомых. От крохотных тропических насекомых, которых

Так, если хорошие краски добывались с большим трудом и стоили очень дорого, то почему же сейчас красок сколько угодно и стоят они совсем дешево?

Химия. Теперь краски получают из каменноугольной смолы и других веществ. Оказалось, что в черном каменном угле можно разыскать все цветовое богатство матушки-природы. От старинных красок сегодня сохранились лишь звучные названия да удивительные истории.


В данном творческом проекте по биологии и ИЗО на тему "Краски своими руками" автор рассказал о растительных красках, а также провел практическую работу по получению растительных красок в домашних условиях и применении их в интересной пальчиковой технике рисования для создания картины.

Подробнее о проекте:


В авторском творческом проекте по ИЗО "Краски своими руками" ученицей был проведен социологический опрос среди учащихся своего класса, благодаря которому стало понятно, знакомы ли школьники с альтернативными способами изготовления красок для рисования. На основании изученной справочной литературы по теме ученица 6 класса подобрала растения, которые можно использовать для изготовления красок, и практическим путем получила красящие вещества, разные по цвету.

Оглавление

Введение
1. Растительные краски.
2. Из каких растений можно получить растительные краски? 5
3. Как получить красители?
4. Рисование пальцами.
Выводы
Заключение
Список использованных источников

Введение


Краски в нашей жизни занимают огромное место. Без красок наш мир был бы серым, поэтому человек всегда стремился найти способ разукрасить действительность. Индейцы и негры, жившие среди природы, раскрашивали не только одежду, но и тело, подражая яркости раскраски цветов, насекомых и птиц.

Конечно, мы не будем следовать их примеру и вымазывать свои физиономии. Но иногда и нам необходимо выкрасить нитки или заплатку, которыми мы чиним одежду, а может быть, захочется восстановить цвет выгоревшей на солнце рубашки, нарисовать картину… Добудем нужные краски из растений.

Цель проекта: получить растительные краски и нарисовать ими картину.

Гипотеза: Можно ли нарисовать рисунок без красок?

Предмет исследования: растения, растущие в нашем районе.

Объект исследования: способность растений окрашивать.

Растительные краски

Таблица 1. Распределение пигментов в разных частях растений

Части растения Пигменты
корни марена, альканна, куркума и др.
древесина кампеш, фернамбук, сандал, желтое, физетовое дерево и др.
кора кверцитрон, локао, каштан и др.
листья сумах, датис, некоторые виды пальм и др.
цветки сафлор, шафран и др.
плоды грушка, орлеан, бабла и др.
растительный сок индиго, кашу, алоэ
целые растения вайда, вау
смолы драконова кровь, лак-дэй и др.
лишаи орсейль, лакмус, кудбир

Человек стал получать краски прежде всего из цветков, затем — из листьев, стеблей и корней растений. Стариннейшие краски, употреблявшиеся в глубокой древности, добывали: синюю (индиго) — из сока листьев и стеблей кустарника, растущего в Индии, красную (крапп) — из корней марены, растущей в Персии.

В Мексике для получения синей, красной и черной краски использовали сандаловое дерево кампеш, которое с открытием Америки стали вывозить в Европу. Кармин получали из высушенной красной мохнатой тли, живущей на кактусе опунции. Красную краску получают из цветков сафлор.

С давних пор в русских деревнях крестьяне добывали краски из различных растений и сами окрашивали шерсть и льняные ткани.

Для получения краски обычно кипятят в воде размельченные части растений. Полученный раствор выпаривают до густого или твердого осадка. Ткани окрашивают кипячением их в растворе краски, в который прибавляют для прочности окраски соду, квасцы или железный купорос. Растительные краски входят в набор красок на палитре художника[6].

Из каких растений можно получить краски?


Можно назвать много обыкновенных растений, из которых получают краски. Все они растут и в нашей местности (табл.2):

1. Манжетка (рис.1). Из листьев и корней манжетки можно добыть серо-зеленую краску

2. Можжевельник (рис.2). Ягоды и кора можжевельника дают краску цвета хаки.

3. Конский щавель (рис.3). Желтую краску получают из корней всем известного конского щавеля. С протравой железным купоросом краска щавеля становится черного цвета. Такую же желтую и черную краску дает внутренняя часть коры яблони (луб).

4. Птичья гречишка (Травка-муравка) (рис. 4).

Корни птичьей гречишки дают синюю краску. Когда-то синюю краску получали из цветков василька, но способ получения знатоки хранили в секрете, и теперь этот рецепт утрачен.

5. Живокость (рис.5). На паровых полях часто встречается рогатый темно-синий василек, или живокость. Из его цветков получают синюю краску, в прежние времена употреблявшуюся для окраски домотканого сукна.

6. Ежевика (рис.6). Фиолетовую краску могут дать высушенные ягоды ежевики.Краску из ежевичных ягод получают таким же способом, как из манжетки.

7. Зверобой (рис.7). Красная краска может быть получена из цветков зверобоя.Зверобой в старину считали чудодейственным из-за кроваво-красного сока, вытекающего при надломе цветоножки. Горячий настой цветков, слегка подкисленный уксусом или другой кислотой, окрашивает ткань в красный цвет.

8. Стенная золотянка (рис.8). Вишневого цвета краску получают из оранжевого лишайника — стенной золотянки.Брать золотянку следует с ярко освещенных солнцем мест (заборов, коры деревьев).

9. Ольха (рис.9). Коричневую краску в деревнях получают из коры ольхи.Наструганную кору настаивают два дня, а затем настой процеживают и в нем кипятят материю в течение двадцати минут.

10. Черника(рис.10). Из сока черники получают фиолетовую краску[1].

Таблица 2. Растения - красители


Манжетка

Ежевика

Можжевельник

Зверобой

Конский щавель

Стенная золотянка

Птичья гречишка
Ольха

Живокость

Черника

Как получить красители?

  1. 100 граммов ягод черники настаивают двое суток в 100 г спирта или 100 г ягод кипятят тридцать минут в 300 см3 воды.
  2. 15 г мелко нарезанной коры вишни настаивают сутки в 50 см3 воды, затем кипятят в течение часа и отфильтровывают. Можно 15 г коры настаивать в 50 г спирта без кипячения.
  3. свежие корни манжетки измельчить ножом, всыпать в сосуд из расчета 40 г корней на 100 г воды и поставить на огонь. Кипятить минут двадцать, затем процедить через тряпочку и выпаривать отвар до густоты.
  4. измельченный лишайник положить в стакан или пробирку и влить раствор гидроксида калия или соды. Через три минуты получается хорошая краска;
  5. 1 красную свеклу протереть через крупную терку, поместить в эмалированную кастрюлю и залить водой так, чтобы последняя покрывала свеклу. Кастрюлю плотно закрыть крышкой и кипятить на медленном огне в течение 1 часа. Затем жидкость слить, мякоть отжать, в раствор добавить щепотку лимонной кислоты, чтобы раствор не поменял цвет и был ярче, процедить, охладить.

Рисование пальцами

Методика рисования пальцами была использована Ruth F. Show, примерно в 1932 г, так как ей необходимо было преодолеть проблемы, которые возникли в ее школе. Данная методика, по наблюдениям Рут Шоу, помогала детям, посещавшим ее школу избавиться от страхов и подавленности. В дальнейшем эта методика воплощалась в жизнь П. Наполи (1946, 1951) .

Данная методика использовалась для раскрытия основных характеристик личности. Рисование пальцами позволяло выявить искренние проявления личности, создавая условия для самовыражения. Рисование пальцами дает минимальную нагрузку на мышцы руки и не имеет шаблонов. Рисунки всегда получаются яркими и интересными.

Шоу и Лайл утверждают, что рисование пальцами один из способов развития воображения у индивида.

Для рисования пальцами используют пальчиковые краски.

Это краски на водной основе, они очень хорошо отстирываются от одежды, не оставляя никаких пятен. Рисовать такими красками можно не только с помощью пальчиков, но и с помощью кисти. Просто зачастую дети еще слишком малы для того, чтобы уверенно держать кисть в руках, поэтому рисование просто руками в данном случае приоритетнее. Стоит отметить, что пальчиковые краски абсолютно не растекаются, что дает ребенку возможность рисовать на любых поверхностях, в том числе и на стекле или пластике.

Развивающее воздействие подобных красок на ребенка заключается в первую очередь в развитии мелкой моторики. Он учится управлять своими пальчиками, яркие краски этому весьма способствуют. Также ребенок познает мир, он видит разные цвета и понимает, что у него есть возможность выбрать тот или иной вариант.

На сегодняшний день существует несколько способов рисования пальчиковыми красками: это рисование ладошками, рисование хозяйственной губкой, рисование штампами, использование трафаретов.Рисование пальчиковыми красками является подготовительным этапом для перехода к рисованию кистью, учит чувствовать границы листа, положительно влияет на развитие образного мышления [9].

Изготовление красок в домашних условиях

При выполнении работы необходимо соблюдать меры безопасности и правила обращения с нагревательными приборами и горячими растворами.

Реактивы:

  • листья комнатных растений
  • корнеплоды свеклы;
  • шелуха репчатого лука;
  • ягоды черники;
  • стебли и кора калины, ольхи.

План работы :

Ход работы:

Получение красок коричневого, оранжевого, красного, фиолетового цвета.

  1. шелуху лука, веточки калины и ольхи, корнеплоды свеклы, ягоды черники опустить в кипящую воду на 20 минут;
  2. отфильтровать полученный раствор;
  3. выпарить раствор;

Получение красок оранжевого, малинового цвета.

  1. натереть морковь, свеклу
  2. отжать полученную массу
  3. отфильтровать сок.
  • залить листья комнатных растений небольшим количеством спирта.
  • отфильтровать полученную настойку.

Естественные красители быстро портятся от действия света и воздуха, поэтому их надо хранить закрытыми, в бутылках из темного стекла, в прохладном месте и использовать как можно быстрее.

Все соки ягод и отвары поместили на палитре для красок. Оказалось, что их трудно отличить по внешнему виду. Попробовала рисовать своими красками на белой ткани и бумаге. Бумага для этой цели оказалась не пригодна: сильно размокает, при высыхании коробится, краска растекается за контур рисунка, образуя неровные края. На ткани эти краски рисовали лучше, но контур рисунка всё равно был размытым, неровным.

Выводы

Изучив различные источники и обобщив собранную информацию, мы сделали выводы:

  1. Огромное количество растений содержат пигменты и могут являться источником натуральных красителей. Но лучше рисовать растениями, имеющими насыщенный оттенок.
  2. Органические краски пригодны для окрашивания, они достаточно стойкие, однако их цветовая гамма ограничена, они не такие яркие, как искусственные красители.
  3. Растительными красками можно рисовать в любой технике, но предпочтительнее в технике рисования пальцами. Это очень увлекательно. Моя гипотеза подтвердилась.

Заключение

  • светло-коричневый (шелуха репчатого лука),
  • темно-коричневый (стебли и кора калины, ольхи),
  • зелёный (листья комнатных растений),
  • малиновый (корнеплод свеклы),
  • фиолетовый (ягоды черники).

Своей работой я хотела показать возможность получения и использования (рисование) природных красителей, как в лабораторных, так и в домашних условиях. Приобретение природных красителей доступно и не требует больших денежных затрат. При помощи природных красителей можно придать различные цвета белым тканям, покрывалам, постельному белью, полотенцам, обновить многие старые вещи, можно окрашивать яйца на пасху, можно добавлять в кондитерские изделия.

Моя работа имеет большое экологическое значение, так как использование экологически чистых красителей в быту уменьшает риск возникновения многих кожных заболеваний, различные проявления аллергических реакций, особенно в детском возрасте.

Натуральные, самодельные краски безопасны, позволяют воплотить свои творческие замыслы, используя непривычный для рисования материал и нетрадиционные техники.

Работа над темой оказалась очень увлекательной и полезной, помогла узнать много нового. Думаем, ее результаты будут интересны и полезны не только нам. Надеемся, что и вас мы заразили желанием поэкспериментировать с природными красителями.

Читайте также: