Искусство как самосознание культуры кратко

Обновлено: 03.07.2024

23. Художественный образ.Основные черты

• Эмоциональность — выражение эмоционально-ценностного отношения к объекту; знание об объекте служит лишь фоном, на котором вырисовываются переживания, связанные с этим объектом. • Условность — сознательно принятое допущение, при котором созданная искусством причина переживаний становится способной вызвать переживания, ощущаемые как реальные.

• Символичность — в образе кодируются глубинные, символические смыслы. • Многозначность — художественный образ допускает множество интерпретаций, потенциально заложенных в нем и раскрывающих его содержание при восприятии его с разных точек зрения и в разных культурных контекстах. Восприятие художественного произведения: Уровень первый — установочный.

Уровень второй — ориентировочный. Уровень третий — созерцательно-эмоциональный.

Уровень четвертый — интеллектуально-эмоциональный. Уровень пятый — аналитический.

Искусство — зеркало культуры

Парадокс: художник и независим и зависим от публики: Разрешение парадокса в том, что между индивидуальным духовном миром художника и духовным миром других людей есть общность, художники в своем творчестве в конечном счете выражают культурные парадигмы эпохи.

Искусство — самосознание культуры.

Художественные стили.

Стиль-единство эстетических идеалов и творческих методов, опред. типичные черты многих произ.-ий искусства в опр. эпоху. Древнеегипетский стил: монументальность; забота о сохр. В вечности; гранд. Сооружения- символ величия; живопись-тех. Черчение. Древнегреческий:соразм. Чел-ку и гармоничность; воспевание тел. Красоты; архит.:колонны и портики; стрем. Внести научную основу и искусситво; театр- содержание известно, главное-переживание катарсиса. Древнеримский:римс. Культура строилась по эллинскому образцу; измен. Масштабов: не полис, а империя; архитек.:большие размеры; внимание к миру личности; скульпт.:более суровая,психологическая, одетая. Эпоха средневековья: Романский: культура замка и монастыря; восприятие всего через призму религии; оценка чел: святой или грешник; строгие каноны для произ. Искусства; задача искусства-вызвать страх греховности; прочность, приземистость, толстые несущие стены; собор- спасит. Укрытие; лит-ра-жития святых, мызука для богослужения. Готический:задача-вызвать не страх греховности, а а стремление к воспарению духа;мудрость-дар божий; архит: несущее ребро, остроконечные башни, витражные окна; появл. Сюжетной живописи; 12-13вв.-рацарство, культ прекрасной дамы, честь оружия, стрем. К изяществу. Эпоха возрождения:барокко: пышность, буйство, грандиоз-ть, динам-ть; ассиметрия, тетр-ть, все слишком; гран. Суета. маскарадность. Классицизм:ориент. На античную классику; искусство-на службе гос-ва; герой-гражданин и антигерой; наибольший вклад-архитектура; мир-необлагороженная стихия. Рококо:маленьк. Борокко, все в миниатюре; мир в кот. Нет страданий, болезней, глуб. Чувств, детей и стариков; жизнь-утонченная игра дам и кавалеров. Сентиментализм:естест. Простая жизнь-нравственна и прекрасна, близость к природе, город-разврат; высшие ценности-любовь, дружба семья, труд, живопись, жанровые оценки, портреты. Романтизм: могущество и самодостаточность, герой-яркая индив; конфл.агрессивный, пессим. Стиль, ценность твор-ва, борьбы, самореализации; необ.обстоятельства. реализм:пафос соц-ти; критика действ-ти; соед.всех стилей; типизация героев и об-ва; вним. К истор. Своеобр. Жизни. Модернизм:изм. Соц-экон. Усл., смена идеалов, ценностей; противопоставление искусству прошлого, поиск новизны; отказ от прин. Подражания, искусство не должно отображать реальность.

Нравственная культура

Нравственные ценности — качества, к которым следует стремиться —этические идеалы.

Нравственные регулятивы (нормы) — правила поведения, ориентированного на эти ценности.

1. Религиозный подход: нормы морали — от Бога. 2. Биологический подход: нормы морали выработаны в процессе эволюции и закреплены в генах. 3. Исторический подход: моральные нормы устанавливаются в конкретных общественно-исторических условиях. 4. Рационалистический подход: человек как разумное свободное существо должен сам ограничивать свою свободу разумными нормами (Кант). 5. Социокультурный подход: моральные принципы создают культурную среду, в которой возможно ведение человеческого образа жизни.

Основные принципы современной нравственной культуры

• Золотое правило нравственности: относись к другому человеку так, как хочешь, чтобы относились к тебе. • Моральная автономия личности: личность имеет право на независимость от любых социальных групп и от общества в целом; человек сам ответствен за свои поступки и не несет ответственности за то, на что не может влиять. • Гуманизм: человеколюбие, признание единства человечества, забота о благополучии и счастье каждого человека.

Правовая культура

Закон и правосознание. Нормы права — это юридические законы. Совокупность представлений о праве называют правосознанием. Право (система действующих в обществе юридических законов) и правосознание — это два основных компонента правовой культуры.

Из истории права.

Первобытные племенные законы. Римское право. Варварские правды. Суд сеньора: главный аргумент — признание виновного, ордалий (суд Божий). С XVIII века — обращение к традициям римского права. XIX-XX века — формирование современной правовой культуры.

Типы правовых систем

Три аспекта функционирования правовой культуры

Правовая культура законодательства:

• Социальная справедливость. • Равенство всех перед законом. • Принцип охраны прав личности: все, что не запрещено — разрешено (для личности), все, что не разрешено — запрещено (для власти). • Единство прав и обязанностей. • Презумпция невиновности.

Правовая культура населения: • Уважение к закону. • Знание законов. • Обращение к закону — решение конфликтов в рамках права, а не путем применения силы или скандалов.

Политическая культура

Политика — область человеческих отношений и взаимодействий по поводу власти. Власть — способность определять поведение другого человека. Государственная власть — высшая <суверенная) власть в обществе. Политическая культура — совокупность регулятивов и ценностей, определяющих участие людей в политической жизни.

Функции политической культуры

1. Формирует отношение людей к существующей власти. Любая государственная власть держится на насилии, но граждане должны признавать законность его применения, т. е. власть должна быть легитимной. 2. Обусловливает политическую организацию общества.

Типы политической культуры

• Харизматическая — основана на вере в особые качества правителя, на личных отношениях между властителями и подчиненными. Назначения также по личной преданности.

• Легальная — рациональная система правовых норм. Власть достается по закону; властные отношения безличны: правят не лица, а должности. 2 модели: тоталитарная и демократическая.

• Многопартийность. • Не только власть большинства, но и защита прав меньшинства. • Гарантии гражданских прав и свобод, плюрализм. • Индивидуальные права выше групповых.

Искусство,одна из специализированных форм культуры, существует параллельно с мифом, религией и другими сферами духовной культуры. Выделяют несколько подходов в осмыслении этого явления. Во-первых, искусство – это специфический вид духовного отражения и освоения действительности, "имеющий целью формирование и развитие способности человека творчески преобразовывать окружающий мир и самого себя по законам красоты". Во-вторых, искусство - это один из элементов культуры, в котором аккуму­лируются художественно - эстетические ценности. В-третьих, это форма чувст­венного познания мира.

Если попытаться лаконично определить, что такое искусство, то можно ска­зать, что это "образ" — образ мира и человека, переработанный в сознании ху­дожника, выраженный им в звуках, красках, формах. В художественных образах отражается не только действительность, но и мироощущение; мировоззрение культурных эпох. В культуре существует некая сфера "эстетического" (с греч. — чувствующий, относящийся к чувственному восприятию). Именно здесь раскры­вается суть прекрасного и безобразного, возвышенного и низменного, трагиче­ского и комического. Эстетическая связь искусства и природы "состоит не в повторении, а в продол­жении того художественного дела, которое начато природой"(В. Соловьев) . Искусство обогащает культуру духовными ценностями через создание субъективированных представлений о мире, через систему образов, символизирующих смыслы и идеалы определенного времени, определенной эпохи.

Для обозначения эстетического воздействия искусства на человека в античной философии появляется термин "катарсис". Аристотель понимал под катарсисом очищение через страх и сострадание. Искусство, особенно трагедия, заставляя человека жить жизнью другого, переживать ее как свою собственную, учит видеть в другом человеке себе подобного, очищает душу, отучает от эгоизма. Мы обращаемся к искусству и для того, чтобы получить удовольствие. В за­висимости от степени овладения "языками искусства", люди получают удоволь­ствие от фильмов А. Тарковского или триллеров, от "бульварной" детективной литературы или поэзии Гете и романов Достоевского, от музыки Шопена или концерта любимой рок-группы. Но чувст­венное удовольствие можно считать лишь одной из граней более сложного эсте­тического восприятия.

Искусство — явление в культуре не изолированное. Оно находится в гуще других духовно-ценностных форм и испытывает на себе их активное влияние.

Взаимодействие искусства и философии имеет свои закономерности. Не случайно искусство, как и философию, можно назвать самосознанием культуры: это как бы художественный взгляд "изнутри" в рамках какой-либо эпохи или типа культуры. Любой художник, обдумывая и создавая свои произведения, в той или иной форме доносит до нас не только свои чувства, но и свои представления о мире, которые могут либо отражать мировоззренческие взгляды эпохи, либо противо­стоять им в периоды кризисов. Философия разными способами влияла на искусство. Наиболее отчетливо это сказалось в возникновении своего рода философского романа. Это связано с масштабностью его формы, аналитичностью, глубиной мысли. Подобными качествами отличалось творчество О. Бальзака, Л. Толстого, Т. Драйзера, Ф. Достоевского, Т. Манна, Г. Гессе.




Проблема соотношения отдельных элементов в системе культуры затрагива­ет и особенности творческого мышления. Это проявляется, например, в характе­ристике взаимодействия науки и искусства. Наука опирается на логическую систему доказательств, тогда как искусство, включающее элементы удовольствия, в строгости мышления не нуж­дается. Цель науки можно обозначить как стремление к познанию мира рацио­нальными методами, а для искусства познание, отражение действительности — это только одна из его граней наряду с другими — эстетическими, оценочными, игровыми, гедонистическими и др. Для науки характерны: непротиворечивое, строгое мышление, наднациональный характер; для искусства: мышление не­строгое, метафорическое, опирающееся на чувственные образы, включающее индивидуальность художника и национальные особенности его культуры. Объ­ектом естественных наук можно назвать всю природу и человека, как часть этой природы, объектом искусства — человека, его духовность и отношение к миру. Проводя аналогии между наукой и искусством, отечественный философ П.П. Гайденко писала: "Как живопись XV—XVI вв. обращается к перспективе, так наука этого периода - к геометрии. Подобно тому, как перспектива становится методом для изображения природы, геометрия становится методом познания природы". В эпоху Ренессанса художники, опираясь на открытие прямой пер­спективы, утверждали гуманистические идеалы на холсте, а ученые, всоот­ветствии с духом времени, стремились дать упорядоченную картину мира (Гали­лей). Противопоставление этих двух способов познания — научного и художест­венного, абсолютизация рациональности приводят к крайностям. Это как бы два полюса в культуре и две части единого целого: человечество должно осознать существующее противоречие, разрешая его через гуманизацию самой науки.

Существует определенная связь художника с обществом. Художник осознанно или неосознанно выражает интересы опреде­ленных социальных слоев, групп, классов, партий; взгляды, настроения, мысли и чувства определенной культурно-исторической эпохи. Их отражением была обращенность искусства к Богу в европейской средневековой и восточных культурах, в революционных эпохах оно звало на баррикады, выполняло идеологи­ческие задачи тоталитарной власти. Активное воздействие искусства на общественное мнение возможно потому, что искусство направлено на эмоционально-чувственную сферу человека, более восприимчивую и отзывчивую, чем абстрактно-логические структуры.

Роль искусства в развитии культуры противоречива. Оно конструктивно и деструктивно; может воспитывать в духе возвышенных идеалов и наоборот. В целом же искусство способно поддерживать открытость системы ценностей, поиска и выбора ориентации в культуре, что в конечном счете воспитывает духовную независимость человека, свободу духа. Для культуры это важный потенциал и фактор ее развития.

Искусство,одна из специализированных форм культуры, существует параллельно с мифом, религией и другими сферами духовной культуры. Выделяют несколько подходов в осмыслении этого явления. Во-первых, искусство – это специфический вид духовного отражения и освоения действительности, "имеющий целью формирование и развитие способности человека творчески преобразовывать окружающий мир и самого себя по законам красоты". Во-вторых, искусство - это один из элементов культуры, в котором аккуму­лируются художественно - эстетические ценности. В-третьих, это форма чувст­венного познания мира.

Если попытаться лаконично определить, что такое искусство, то можно ска­зать, что это "образ" — образ мира и человека, переработанный в сознании ху­дожника, выраженный им в звуках, красках, формах. В художественных образах отражается не только действительность, но и мироощущение; мировоззрение культурных эпох. В культуре существует некая сфера "эстетического" (с греч. — чувствующий, относящийся к чувственному восприятию). Именно здесь раскры­вается суть прекрасного и безобразного, возвышенного и низменного, трагиче­ского и комического. Эстетическая связь искусства и природы "состоит не в повторении, а в продол­жении того художественного дела, которое начато природой"(В. Соловьев) . Искусство обогащает культуру духовными ценностями через создание субъективированных представлений о мире, через систему образов, символизирующих смыслы и идеалы определенного времени, определенной эпохи.

Для обозначения эстетического воздействия искусства на человека в античной философии появляется термин "катарсис". Аристотель понимал под катарсисом очищение через страх и сострадание. Искусство, особенно трагедия, заставляя человека жить жизнью другого, переживать ее как свою собственную, учит видеть в другом человеке себе подобного, очищает душу, отучает от эгоизма. Мы обращаемся к искусству и для того, чтобы получить удовольствие. В за­висимости от степени овладения "языками искусства", люди получают удоволь­ствие от фильмов А. Тарковского или триллеров, от "бульварной" детективной литературы или поэзии Гете и романов Достоевского, от музыки Шопена или концерта любимой рок-группы. Но чувст­венное удовольствие можно считать лишь одной из граней более сложного эсте­тического восприятия.

Искусство — явление в культуре не изолированное. Оно находится в гуще других духовно-ценностных форм и испытывает на себе их активное влияние.

Взаимодействие искусства и философии имеет свои закономерности. Не случайно искусство, как и философию, можно назвать самосознанием культуры: это как бы художественный взгляд "изнутри" в рамках какой-либо эпохи или типа культуры. Любой художник, обдумывая и создавая свои произведения, в той или иной форме доносит до нас не только свои чувства, но и свои представления о мире, которые могут либо отражать мировоззренческие взгляды эпохи, либо противо­стоять им в периоды кризисов. Философия разными способами влияла на искусство. Наиболее отчетливо это сказалось в возникновении своего рода философского романа. Это связано с масштабностью его формы, аналитичностью, глубиной мысли. Подобными качествами отличалось творчество О. Бальзака, Л. Толстого, Т. Драйзера, Ф. Достоевского, Т. Манна, Г. Гессе.

Проблема соотношения отдельных элементов в системе культуры затрагива­ет и особенности творческого мышления. Это проявляется, например, в характе­ристике взаимодействия науки и искусства. Наука опирается на логическую систему доказательств, тогда как искусство, включающее элементы удовольствия, в строгости мышления не нуж­дается. Цель науки можно обозначить как стремление к познанию мира рацио­нальными методами, а для искусства познание, отражение действительности — это только одна из его граней наряду с другими — эстетическими, оценочными, игровыми, гедонистическими и др. Для науки характерны: непротиворечивое, строгое мышление, наднациональный характер; для искусства: мышление не­строгое, метафорическое, опирающееся на чувственные образы, включающее индивидуальность художника и национальные особенности его культуры. Объ­ектом естественных наук можно назвать всю природу и человека, как часть этой природы, объектом искусства — человека, его духовность и отношение к миру. Проводя аналогии между наукой и искусством, отечественный философ П.П. Гайденко писала: "Как живопись XV—XVI вв. обращается к перспективе, так наука этого периода - к геометрии. Подобно тому, как перспектива становится методом для изображения природы, геометрия становится методом познания природы". В эпоху Ренессанса художники, опираясь на открытие прямой пер­спективы, утверждали гуманистические идеалы на холсте, а ученые, всоот­ветствии с духом времени, стремились дать упорядоченную картину мира (Гали­лей). Противопоставление этих двух способов познания — научного и художест­венного, абсолютизация рациональности приводят к крайностям. Это как бы два полюса в культуре и две части единого целого: человечество должно осознать существующее противоречие, разрешая его через гуманизацию самой науки.

Существует определенная связь художника с обществом. Художник осознанно или неосознанно выражает интересы опреде­ленных социальных слоев, групп, классов, партий; взгляды, настроения, мысли и чувства определенной культурно-исторической эпохи. Их отражением была обращенность искусства к Богу в европейской средневековой и восточных культурах, в революционных эпохах оно звало на баррикады, выполняло идеологи­ческие задачи тоталитарной власти. Активное воздействие искусства на общественное мнение возможно потому, что искусство направлено на эмоционально-чувственную сферу человека, более восприимчивую и отзывчивую, чем абстрактно-логические структуры.

Роль искусства в развитии культуры противоречива. Оно конструктивно и деструктивно; может воспитывать в духе возвышенных идеалов и наоборот. В целом же искусство способно поддерживать открытость системы ценностей, поиска и выбора ориентации в культуре, что в конечном счете воспитывает духовную независимость человека, свободу духа. Для культуры это важный потенциал и фактор ее развития.

Все это и объясняет, почему не искусство, а художественная культура является учебным предметом. Вместе с тем в качестве философской категории в данном пособии будет использоваться понятие "искусство".

Искусство как самосознание культуры

Искусство, являясь составной частью культуры, представляет ее целостно, ибо оно, находясь в ее центре, изоморфно самой культуре. Иными словами можно сказать, что если культура представляет собой всю полноту человеческой деятельности, то искусство является своего рода микрокосмосом, отражающим весь культурный универсум. Оно – тексты, знаковая система, коды, символы, архетипы, образы культуры. Это в одинаковой степени относится и к литературе как органической части искусства. По выражению М. С. Кагана, искусство, принадлежащее к каждому конкретному историческому, этническому типу или подтипу культуры, становится как бы его "образной моделью". Эту связь культуры, искусства и литературы можно представить в виде рис 1.

В отличие от других элементов художественного сознания – науки, идеологии, философии, которые выполняют функцию сознания культуры, искусство и его составная часть – литература – могут рассматриваться как самосознание культуры. Это обусловлено тем, что искусство не абстрагирует субъект от объекта, оно одухотворяет, одушевляет, очеловечивает все, что окружает человека в мире. Образно говоря, искусство можно представить своеобразным зеркалом, в которое смотрится культура, познавая себя и отражаемый ею мир.

Валерий Доманский - Литература и культура. Культурологический подход к изучению.

Рис. 1.

Культура как текст

В современной филологии и культурологии представляется продуктивной идея Ю. М. Лотмана рассматривать культуру по аналогии с языком, что позволяет вскрыть структурные законы культуры. Известный литературовед утверждает: "Законы построения художественного текста в значительной мере суть законы построения культуры как целого".

Первый вид коммуникации Ю. М. Лотман схематически обозначил "Я-ОН", второй – "Я – Я". При этом он полагает, что первый из них более характерен для новоевропейской культуры, второй – для средневековой культуры. Вместе с тем следует заметить, что в любом историческом типе культуры, в любом художественном направлении могут параллельно существовать обе эти системы коммуникации, что необходимо учитывать при толковании конкретного произведения искусства или литературы, которое тоже может строиться по принципу "маятникообразного качания" между этими системами.

Искусство как квазисубъект

Искусство можно рассматривать как своеобразную форму деятельности человека, в ходе которой самосознание (квазисубъект) обретает знаковое обозначение и последний как бы становится квазиобъектом. В соответствии с этим художественную деятельность и восприятие произведений искусства есть основание определять как экстериоризацию и интериоризацию, "опредмечивание и распредмечивание индивидуального самосознания, превращение квазисубъекта в квазиобъект и обратно".

Таким образом, искусство является своеобразным квазисубъектом, представляющим общество в его отраженной форме, а вместе с тем и "переводчик" смыслов общественного сознания в значимости и смыслы индивидуального самосознания. При этом своей лирической стороной оно обращено к индивиду, а эпической – к обществу. В искусстве культура обретает свою цельность, искусство становится знаковой системой, кодом, матрицей культуры, а конкретные произведения отражают определенный тип сознания человека, характеризуют определенный культурно-исторический тип человека. Следует заметить, что в тексте программируется, моделируется не реальный мир вообще, а лишь пропущенный сквозь призму сознания. Художественный текст – это своеобразная мысль о мире, его виденье, а внутритекстовая действительность есть совокупность чьих-то ощущений. Поэтому читатель (слушатель, зритель) как бы смотрит на мир сквозь призму авторского сознания, которое является условной моделью отражаемого мира.

На каждой ступени своего развития искусство создало определенный образ мира и человека, сформированного в данном типе культуры. Осмысление сменяемых друг друга или вступающих в диалогические отношения образов, моделей мира позволяет представить историко-художественный процесс и историческую смену культур, а также смену типов человеческого сознания.

КРУГ ПОНЯТИЙ

Определения культуры, культура и цивилизация, "осевое время", этапы развития человечества, подсистемы культуры, художественная культура, сознание и самосознание культуры, квазисубъект и квазиобъект.

Искусство – специфическая форма культуры, связанная со способностью к эстетическому освоению и отображению бытия в образно-символическом ключе при опоре на творческое воображение.

Не столько "разум", сколько способность к художественному творчеству отличает человека от других живых существ. Следовательно, искусство – это художественное творчество, исполненное на высочайшем качественном уровне и имеющее неповторимые, уникальные черты и характеристики. Художественная культура – это область культуры, внутри которой осуществляется и реализуется художественное творчество.

Наиболее существенными и отличительными чертами искусства является связь с переживаниями и эмоциями. Выдающийся советский психолог Л. С. Выготский (1896 — 1934) определял искусство как "общественную технику чувств…, как совокупность эстетических знаков, направленных к тому, чтобы возбуждать в людях эмоции". Для обозначения эстетического воздействия искусства на человека уже в античной философии появляется термин "катарсис" (от греч. katharsis – очищение). Аристотель, например, понимал под катарсисом страх и сострадание, результатом которых становится некое облегчение и очищение, связанное с удовольствием. Л. С. Выготский считал, что катарсис может рассматриваться как завершающая фаза сложного психофизиологического процесса восприятия произведения искусства: в психике человека происходит разряд эмоций, нервной энергии, "самосгорание" противоположно направленных "аффектов".

Изучением искусства занимаются философия, эстетика, искусствоведение и литературоведение. Родоначальником истории искусств принято считать Дж. Вазари (1511 – 1574), итальянского живописца и архитектора. Немецкий философ А. Баумгартен (1714 – 1762) в XVIII веке ввел термин "эстетика" для обозначения "науки о чувственном знании". С точки зрения Баумгартена, постигаемое в чувственном знании совершенство и есть прекрасное. Но поскольку единственной областью воплощения прекрасного является искусство, он определил эстетику как науку о прекрасном и условиях воплощения последнего в искусстве.

Искусство зародилось еще в период верхнего палеолита (40 тыс. лет тому назад) как элемент магической и ритуальной практики. Первобытное искусство представляло собой неразрывный синкретический (от греч. synkretismos – соединение) комплекс, единое целое. Искусство становилось средством общения между людьми и представляло обобщенную картину мира в художественных образах.

В XIX — XX вв. появилось несколько теорий происхождения искусств. Ф. Шиллер (1759 –1805), великий немецкий поэт, выдвинул теорию, согласно которой в основе всякого художественного творчества лежит унаследованное от животных стремление к игре. Искусство в целом может рассматриваться как некая условная модель реальной жизни, как "игра в жизнь". Наиболее законченно эта точка зрения отражена в книге голландского культуролога Й. Хейзинги (1872 – 1945) "Homo Ludens. Опыт определения игрового элемента культуры". Игра, как и искусство, есть непринужденно-свободная и творческая деятельность. Элементы игры проявляются в различных ритуалах, обрядах, присутствуют в празднествах, где непосредственная веселая игра фактически сливается с самой жизнью. Й. Хейзинга в своей книге показал наличие игрового начала в самых разнообразных проявлениях культуры: праве, философии, науке и религии. "Игра-состязание как импульс, более старый, чем сама игра, издревле заполняла жизнь, и подобно дрожжам, побуждала расти формы архаической культуры. Культ разворачивается в священной игре. Поэзия родилась в игре и стала жить благодаря игровым формам. Музыка и танец были сплошной игрой. Мудрость и знание находили свое

выражение в освященных состязаниях… Вывод должен был следовать один: культура в ее древнейших фазах "играется". Она не происходит из игры, как живой плод, который отделяется от материнского тела; она разворачивается в игре и как игра". Таким образом, игра рассматривается как импульс возникновения искусства, а игровая природа как одна из граней его существования.

В античной философии возникла теория, связанная с генезисом искусства, которая носит название "имитативной". В ней утверждается, что в искусстве проявляется инстинкт подражания. Античный мыслитель Демокрит (около 460 – 370 г. до н.э.) считал, что искусство возникает из непосредственного подражания животным. Именно в античности появляется термин "мимезис" – подражание.

Ч. Дарвин и многие его последователи рассматривали искусство как реализацию "инстинкта украшения", средство полового привлечения.

Следовательно, генезис искусства можно рассматривать как проявление различных имитационно-игровых форм поведения или изобразительных фиксаций и их значимых сущностей. На протяжении почти всей истории человечества, вплоть до конца Средневековья, искусство являлось преимущественно отраслью, "обслуживающей" религиозные, политические, образовательные функции, выделившись в самостоятельную сферу деятельности лишь к началу Нового времени.

Различные подходы к возникновению искусства свидетельствуют о множественности его функций:

1) нравственного осмысления и обобщения социального опыта людей;

2) формирования эталонных образцов ценностно-нормативного поведения и образов сознания, воплощенных в художественных образах;

3) социализации и инкультурации личности, приобщения ее к системе нравственных и эстетических ценностей, моделей поведения;

4) расширения нравственного опыта, осваиваемого людьми; увеличения числа примеров, культурных образцов, что приводит к социальной регуляции жизни общества; воздействия на сознание людей;

5) создания эстетически организованной среды обитания людей, обогащенной высокохудожественными образцами культурных ценностей.


Искусство как вид творческой деятельности человека тесно связано с другими ее проявлениями: религией, политикой, философией и наукой.

Если рассматривать искусство как некий идеал, к которому стремится человечество, то наиболее тесные контакты сохранены с религией. Это объясняется, прежде всего, тем, что религия и искусство обращаются к самым тонким сторонам человеческой души. Не случайно во время расцвета художественной культуры в эпоху Возрождения именно через религиозные сюжеты утверждались гуманистические идеалы. Как верующий человек, так и художник склонны к глубоким субъективным, интимным переживаниям и каждый поклоняется своему Богу: первый – Создателю, второй – красоте созданного им мира. Иными словами, для религии характерны вера в сверхъестественные силы, почитание их, целая система средств, призванных пробудить религиозный экстаз. Для искусства характерны восхищение и поклонение реальному миру и стремление отразить его в художественных образах для пробуждения эстетического экстаза.

Проблема взаимодействия искусства и политики намного сложнее, чем взаимодействие с религией, которое представляет собой форму общественного сознания, связанная неким внутренним единством и обогащающие друг друга. Эстетическое и религиозное чувства способствуют объединению огромных масс людей, в то время как политика служит интересам отдельных групп (наций, партий, классов и т.п.), препятствуя созданию единства всего человечества. Искусство служит средством проведения идеологических установок для тех или иных политических партий. Примером может слу

жить метод социалистического реализма, утвержденный в качестве догмы, служащий средством театрализации политической и общественной жизни.

Взаимодействие искусства и философии имеет свои закономерности. Искусство, так же как и философию, можно назвать самосознанием культуры. Это как бы художественный взгляд "изнутри" в рамках какой-либо культурной эпохи. Любой художник, обдумывая и создавая свои произведения, передавал не только свои чувства, но и свои представления о мире, которые могут либо отражать мировоззренческие взгляды эпохи, либо противостоять им в период кризисов. Таково соотношение философии и искусства.

Взаимодействие науки и искусства затрагивает и отражает особенности творческого мышления. Цель науки можно обозначить как стремление к познанию мира рациональными методами. Для нее характерны: строгое логическое мышление и наднациональность. Искусство мыслит метафорически, опираясь на чувственные образы художника и национальные особенности его культуры. Любая ценность науки измеряется практическими целями: с одной стороны – это создание компьютера, а с другой – оружие уничтожения. Высшая ценность культуры заключается в познании человека. В современном мире наука, мощными темпами рационализируя человеческий труд, в то же время "роботизирует" человека. Подавляя другие формы истин, наука ограничивает возможности духовного развития человека, косвенно контролирует систему человеческих ориентиров, что ведет к формированию "одномерного человека", т.е. узкого и глубокого специалиста. Данное глубокое противоречие не разрешится до тех пор в истории человечества, пока оно не выполнит древний завет: "Познай самого себя!"

Искусство и техника на первый взгляд кажутся совершенно различными сферами творческой деятельности человека. В XX веке наиболее остро актуализируется проблема соотношения искусства и техники. Как технологическая основа "массовой культуры" данный союз способствовал сохранению, неограниченному тиражированию и широкому распространению литературы, изобразительного искусства, музыки и т.п. Плодотворным результатом взаимодействия техники и искусства было изобретение аппаратов, способствующих появлению новых, "технических" видов искусства ( художественная фотография, кино, телевидение и т.п.). Таким образом, взаимодействие искусства и техники, приводящее к появлению новых синтетических жанров и видов, способствует расширению традиционного искусства.

Срочно?
Закажи у профессионала, через форму заявки
8 (800) 100-77-13 с 7.00 до 22.00

Читайте также: