Проект природа и мы в детском саду

Обновлено: 02.07.2024

В ходе опытной работы в детском саду была выявлена роль детского экспериментирования, которое важно не только для развития познавательных процессов и мыслительных операций, но и для формирования самостоятельности, постановки цели, способности преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата.

Общение с природой воспитывает у ребёнка чувство прекрасного. Если взрослые научат дошкольника любоваться яркими красками неба при закате солнца, замысловатой формой хрупких снежинок, величием гор, простором полей, - у малыша разовьётся чувство прекрасного, он будет радоваться красоте и глубже познает окружающий мир.

Цель: формировать бережное отношение к природе посредством расширения представлений об окружающем мире на основе ближайшего природного окружения.

Тип: исследовательский.

Продолжительность: среднесрочный.

Участники: дети, воспитатели, родители.

• Знакомить детей с живой и неживой природой, воспитывая осознанное, бережное отношения к ней.

• Уточнять, систематизировать и расширять знания детей о растениях, животных и явлениях природы.

• Формировать осознанное понимание взаимосвязей в природе. Осознание себя, как части природы.

• Формировать умение проявлять познавательную и продуктивную инициативу.

• Развивать мышление, воображение, связную речь детей.

• Развивать эмоционально-доброжелательное и положительное отношение к живым объектам и осознанного отношения к себе, как активному субъекту окружающего мира.

• Развивать умения и навыки правильного взаимодействия с природой.

• Воспитывать уважительное отношение ко всем, без исключения, видам, вне зависимости от наших симпатий и антипатий.

• Подвести к пониманию неповторимости и красоты окружающего мира, к пониманию самоценности природы.

• Пропагандировать необходимость экологического воспитания дошкольников среди родителей.

Ожидаемый результат для детей:

• Повышение уровня сформированности экологических знаний детей.

• Приобретение детьми опыта продуктивного взаимодействия друг с другом, развитие познавательной активности детей.

• Участие воспитанников в акциях, тематических мероприятиях, конкурсах рисунков, фотоконкурсах.

• Обобщение и распространение результатов работы по теме проекта среди педагогических работников детского сада.

• Создание пособий и методического материала.

Сроки реализации:

1. Подготовительный с 25.03.2019г по 29.03.2019г;

2. Внедренческий с 01.04.2019г по 11.04.2019г;

3. Завершающий с 12.04.2019г по 10.05.2019г.

I этап. Подготовительный

• Рассматривание репродукций картин художников, иллюстраций в книгах.

• Наблюдение за живыми и неживыми объектами природы.

• Чтение произведений художественной литературы по теме:

сказки о животных.

• Чтение стихов о природе, явлениях природы, отгадывание загадок.

• Работа с детьми по ознакомлению с природой родного края.

• Экскурсии, наблюдения в природе.

II этап. Внедренческий

План реализации проекта:

t1585074578aa.jpg

t1585074578ab.jpg

t1585074578ac.jpg
t1585074578ad.jpg

t1585074578ae.jpg
t1585074578af.jpg

t1585074578ag.jpg

- Исследовательская деятельность по выявлению свойств почвы, воды, песка.

t1585074578ah.jpg

t1585074578ai.jpg

- Исследовательская деятельность. Вредители сада и огорода : бабочка- капустница.

t1585074578al.jpg

t1585074578am.jpg
t1585074578an.jpg

- Рассматривание и обсуждение картин и иллюстраций с природой России.

t1585074578ao.jpg

t1585074578ap.jpg

t1585074578aq.jpg

t1585074578ar.jpg

t1585074578as.jpg

t1585074578at.jpg

t1585074578au.jpg

t1585074578av.jpg

- Наблюдение за развитием и цветением растений

t1585074578aw.jpg
t1585074578ax.jpg

III этап. Итог

Продукт проектной деятельности:

-

t1585074578ba.jpg

- огород на подоконнике;

t1585074578bb.jpg

- дидактические игры и пособия о природе родного края;

t1585074578bc.jpg

t1585074578bd.jpg

t1585074578be.jpg

t1585074578bf.jpg

t1585074578bg.jpg
t1585074578bh.jpg

- Сотрудничество с драмкружком из ДЮЦ им. Титова и инсценировка сказки о животных.

t1585074578bi.jpg

t1585074578bj.jpg

t1585074578bk.jpg

t1585074578bl.jpg
t1585074578bm.jpg

t1585074578bn.jpg
t1585074578bo.jpg

t1585074578bp.jpg
t1585074578bq.jpg

- Разметка и посадка фруктового сада

t1585074578br.jpg
t1585074578bs.jpg

t1585074578bt.jpg
t1585074578bu.jpg

- сформированы начала экологической культуры у детей;

- сформировано осознанное, правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление;

- дети учатся практическим действиям по охране природы;

- развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;

- у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.

Цель экологического воспитания — становление начал экологической культуры у детей, развитие экологического сознания, мышления, экологической культуры у взрослых, их воспитывающих, формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания. Сама природа понимается не только как внешняя по отношению к человеку среда — она включает в себя, человека.

Семья занимает важное место в экологическом воспитании человека. Именно в семье формируются основы духовного и культурного облика, закладываются вкусы и привычки. Дети чрезвычайно зависимы от своей семьи, поскольку она обеспечивает:

• эмоциональное благополучие, включая любовь, поддержку, постоянные и мягкие напоминания о том, что хорошо и что плохо;

• условия развития, включая общение, игру, а также получение новых впечатлений.

Детский сад является первым звеном системы непрерывного образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ экологической культуры.

Только совместными усилиями мы можем решить главную задачу – воспитать экологически грамотного человека.

Данный проект является важным звеном экологического воспитания детей, через его реализацию формируются нравственные нормы поведения, направленные на то, чтобы приблизить детей к пониманию красоты окружающего мира, необходимости его защиты, пробудить в них стремление быть добрыми, чуткими, внимательными и заботливыми, научить любить природу.

Список литературы

2. Умственное воспитание детей дошкольного возраста. Под. Ред. Н.Н. Подьякова, Ф.А.Сохина. М.: Гардарики, 1988

4. Шорыгина Т.А. Беседы о русском лесе. Методические рекомендации. — М.: ТЦ Сфера, 2008. (Вместе с детьми)

5. Павлова Л.Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром: Для работы с детьми 4-7 лет. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.

7. Николаева С.Н. Эколог в детском саду: Программа повышения квалификации дошкольных работников. – М.: Мозаика-Синтез, 2004

8. Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве: методика работы с детьми подгот. группы дет. сада: пособие для воспитателя дошк. образоват. учреждения / С. Н. Николаева. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2005

9. Лопатина А. А. Сказки о цветах и деревьях: сказки / А. А. Лопатина, М. В. Скребцова. - Москва: Издательство Духовной Литературы, 2000 : ил. - (Книга для занятий по духовному воспитанию ; кн. 7). - Библиогр.:

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

с. Казаткуль.

воспитатель 1 категории

Цель: формировать у детей знания о природе; воспитывать осознанно-бережное отношение к природе.

1.Формировать и обогащать представления о значении леса в природе и жизни человека, о разнообразии растительного и животного мира;

3.Формировать у детей бережное отношение к объектам природы, потребность видеть и понимать прекрасное в природе, в природоохранной деятельности.

4.Привлечение семьи к сотрудничеству с ДОУ в вопросах экологического воспитания дошкольников.

Тип проекта.

*По характеру содержания: ребёнок-семья-природа;

*По доминирующему методу: практико-ориентированный;

*По характеру участия ребёнка в проекте: участник от зарождения идеи до получения результата;

*По продолжительности: долгосрочный.

Длительность проекта: девять месяцев.

Форма совместной деятельности: сотрудничество.

Этапы проекта.

Накопление знаний.

*Наблюдение за живой и неживой природой.

*Опыты во время прогулок.

*Рассматривание картин и иллюстраций о природе и животных.

*Беседа с детьми о природе и её охране, о правилах поведения в

*Чтение произведений: В. Бианки, Е. Чарушина, С. Есенина, И. Токмаковой.

*Наблюдение за ростом гороха.

*Работа с родителями и детьми (посадка овощей и цветочных клумб).

Результаты проекта.

В проект были привлечены родители воспитанников. Они оказали помощь в посадке овощей и цветочных клумб, а так же приняли участие в экологическом турнире.

Дети приняли активное участие в совместной трудовой деятельности. Данный проект объединил общими интересами педагогов родителей и детей для получения новых знаний о природе.

Развивать познавательный интерес, расширять знания о природе, уважительное и заботливое отношение к ней.

Задачи:

Образовательные:

- Формирование системы элементарных знаний, доступных пониманию ребенка – дошкольника (прежде всего, как средство становления осознанно – правильного отношения к природе);

- Формирование умений и желания сохранить природу и при необходимости оказывать ей помощь (уход за живыми объектами, а также навыки элементарной природоохранной деятельности в ближайшем окружений);

Развивающие:

- Развитие познавательного интереса к миру природы;

- Развитие элементарных умений предвидеть последствия некоторых своих действий;

Воспитательные:

- Воспитывать умение бережно относиться к окружающей природе.

Возраст детей: 3 – 4 года.

Проблема: низкий уровень экологической грамотности, культуры у дошкольников среднего возраста.

Решением проблем, связанных с экологией занимаются во всем мире. От состояния нашей планеты зависит будущее всего человечества. Важно начать формирование бережного отношения к миру природы уже в дошкольном возрасте. Ведь все, что изучено в раннем детстве хорошо откладывается в подсознании человека, позднее менять мировоззрение человека сложно. И есть надежда, что работа в ДОУ по экологическому воспитанию даст хорошие результаты, станет начальной ступенью в экологическом образовании детей. И подрастающие поколения будут больше думать о природных ресурсах, беречь их.

Участники проекта:

-Дети средней группы

Вид проекта:

По продолжительности: долгосрочный;

По доминирующей линии в проекте: информационно-исследовательский;

По содержанию: социально-педагогический;

По характеру контактов: осуществляется внутри средней группы в контакте с семьёй;

Состав участников: воспитанники группы, воспитатели, родители.

Ожидаемый результат:

• будут сформированы элементарные экологические знания и культура поведения в природе;

• дети поймут взаимосвязи в природе, станут более бережно относиться к природным ресурсам;

• разовьётся интерес к явлениям и объектам неживой природы;

• дети начнутся экспериментировать, анализировать и делать выводы;

• дети будут интересоваться энциклопедиями, книгами о природе.

Для педагогов:

• Создание поэтапной системы по экологическому воспитанию средних дошкольников.

Для родителей:

• Информированность о представлении детей об объектах неживой природы, встречающихся, прежде всего, в ближайшем окружении;

• Проявление интереса к экскурсииям проводимых в ДОУ;

• Информированность о необходимости экологического образования в ДОУ.

Принципы реализации проекта:

1. Принцип развивающего образования — деятельность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития;

2. Принцип проблемности – активизация мыслительных функций, стимулирование работы познавательных процессов, развитие творческих способностей.

3. Принцип доступности – учёт реальных умственных возможностей детей дошкольного возраста, уровня их подготовленности и развития.

4. Принцип сотрудничества – ориентация на приоритет личности, создание

благоприятных условий для её развития.

5. Принцип индивидуализации – раскрытие личного потенциала каждого ребёнка.

6. Принцип системности – решение комплекса задач образовательной и воспитательной направленности, что позволяет получить прогнозируемый результат.

Этап Содержание деятельности Сроки

1. Изучение понятий, касающихся темы проекта;

2. Подборка видеоматериалов и аудиоматериалов об объектах неживой природы, встречающихся, прежде всего, в ближайшем окружении.

3. Разработка методических рекомендаций о ознакомлению дошкольников с объектами неживой природы.

4. Разработка перспективного плана по проекту.

5. Подготовка цикла познавательных занятий.

6. Диагностирование детей. Сентябрь

Консультирование по данному вопросу, интегрированные занятия для детей с участием родителей, беседы, экскурсии, целевые прогулки, развлечения, фотовыставки и выставки рисунков. Сентябрь -Май

Обследование детей по данному вопросу, анализ проведенной работы. Май

Организация деятельности детей в рамках проекта.

Формы работы Сроки

Творческая мастерская: лепка из глины по замыслу.

Рассматривание разных видов глины.

Рассматривание обсуждение: знакомство с термометром.

Самостоятельное экспериментирование со светом и тенью.

Организация работы с родителями в рамках проекта.

Формы работы Сроки

Анкетирование родителей по выявлению организации экологического воспитания в семье. (сентябрь)

Итоговое анкетирование родителей по выявлению организации экологического воспитания в семье. (май)

Организация работы с педагогами в рамках проекта.

- распространение опыта в детском саду;

Список использованных источников:

Литература

1. Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. – М. : 2003.

2. Лаптева Г. В. Развивающие прогулки для детей. Программа для детского сада и не только. – СПб. : 2010.

3. Николаева С. Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду. – М. : 2002.

4. Зенина Т. Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников // Дошкольное воспитание. 2000. № 7. С. 58–63.

Содержимое публикации

Тип проекта: познавательно-творческий

Вид проекта: творческий

Срок реализации: 3 месяца

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатель

Цель проекта. Создать условия для формирования у детей представления о пейзажной живописи.

Знакомить детей с пейзажной живописью;

Воспитывать доброе и бережное отношение к природе, ее красоте, побуждать горячее чувство любви к своему краю.

Доставить детям радость и вдохновение на творчество.

Учить использовать полученные знания в собственном творчестве, создавая выразительный пейзаж, используя соответствующий изобразительные материалы.

Обеспечить участие семьи в воспитательном развитии интереса к художественному искусству.

- Дети имеют представление о пейзажной живописи.

- Сформировано умение работать с акварелью.

- Дети могут создавать рисунок по собственному замыслу.

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, воспитатель, музыкальный руководитель, родители.

Сроки реализации: 3 месяца.

Ведущая роль в становлении личности ребенка, формировании его духовного мира принадлежит эмоциональной сфере. Именно с этой особенностью психики маленького человека связана высокая сила воздействия на него искусства- явления эмоционально- образного по своей сути. Специфика изобразительного искусства, особенности языка различных его видов делают художественную деятельность уникальным средством воспитания, обучения иного воспитания развития подрастающего поколения. На занятиях изобразительным искусством мир природы выступает как предмет пристального изучения и как средство эмоционально- образного воздействия на творческую деятельность воспитанников. Данный проект направляет педагогическую работу на формирование у детей целостных представлений о природе как живом организме, что является сутью экологического и художественного воспитания.

Природа может выступать роли Художницы или прекрасной Волшебницы, которая творит видимый мир по законам красоты гармонии.
Художественный пейзаж раскрывает поэзию природы, учит видеть ее красоту, обогащает наши представления. Искусство пейзажа никогда не было оторвано от жизни, ее социальных законов от человека. Богатство содержания, красота и разнообразие пейзажа нашей Родины делает его важным средством эстетического воспитания подрастающего поколения. Дети способны воспринимать образный язык искусства и чувствовать красоту природы. Но многое в формировании в выявлении переживаний зависит от того, как направляется и осуществляется их эстетическое развитие.

Пейзажная живопись является одним из самых лирических и эмоциональных жанров изобразительного искусства, это высшая ступень художественного освоения природы, вдохновенно и образно воссоздающая ее красоту. Знакомство детей с этим жанром способствует их эмоциональному и эстетическому развитию, воспитывает доброе и бережное отношение к ее красоте, побуждает искренне, горячее чувство любви к своему краю, родной земле. Художественный пейзаж помогает развивать эстетический вкус, образное и ассоциативное мышление, воображение, самосозерцание.

Пейзажная живопись способна не только доставлять радость, но и вдохновлять на творчество.

Дети и художники знают, что самый лучший портрет природы можно создать лишь в сотворчестве с ней.

Определение целей и задач проекта;

Создание необходимых условий для реализации проекта.

Подбор наглядных дидактических материалов для реализации проекта.

Подготовка презентаций по ознакомлению детей картинами художников – пейзажистов.

Подготовка материалов для организации творческой деятельности детей.

Работа с методическим материалом, литературой по данной теме.

Основной этап: (практический)

Художественно-творческая деятельность (рисование)

Проведение дидактических, н/печатных.

Дидактические игры и упражнения:

Читайте также: