Педагогический дизайн в школе

Обновлено: 05.07.2024

Дарья, расскажите, чем занимаются педагогические дизайнеры в школах?

В американских школах они являются консультантами учителей. Предположим, у учеников ужасные отметки по математике – и не понятно, почему. Школа приглашает педагогического дизайнера, который посещает уроки, анализирует процесс обучения, выявляет проблемы в подборе и применении методик. Может выясниться, что учитель не учитывает особенности класса, не очень успешно работает с мотивацией детей, применяет не самые подходящие алгоритмы для объяснения новых тем или отработки навыков по предмету. А может быть, неуспеваемость по определенной дисциплине – комплексная проблема.

Педагогические дизайнеры составляют план действий по выправлению ситуации, готовят или подбирают дидактические материалы, образовательные игры или видеоролики, которые учитель сможет использовать на уроках.

А если дело в учителе? Предположим, преподаватель сухо подает информацию. Имеет ли право педагогический дизайнер рекомендовать школе другого учителя?

Нет, педагогический дизайнер так мыслить не должен. Его задача − подсказать учителю, как преподавать в конкретной ситуации, чтобы обучение было эффективным. Педагогический дизайнер, проанализировав ситуацию, создает бриф, который сдает директору школы. И дальше разрабатывается система, как и чему научить педагога. Он предлагает пути позитивных перемен.

Чтобы закрепить результат, педагогический дизайнер приезжает в школу на уроки учителя и после того, как дал рекомендации. В среднем такие визиты педагогические дизайнеры совершают каждый месяц. Они фиксируют изменения, дают советы учителю.

Не будет ли это восприниматься со стороны учителей как давление?

Иногда бывает так, что взрослым людям сложно учиться. Но вспомним студенческие годы – во время практики к нам на уроки часто приходили коллеги и давали советы, и это помогало нам в работе. Если мы хотим сделать обучение эффективным, мы должны привыкнуть к тому, что быть студентами предстоит всю жизнь.

Педагогический дизайнер – штатный сотрудник американской школы?

Какие-то школы в Америке имеют своего педагогического дизайнера. У некоторых школ нет бюджета на это, и они нанимают консалтинговое агентство, которое направляет им специалиста. Такие агентства часто работают при университетах.

В чем разница между методистом и педагогическим дизайнером?

Методисты очень глубоко погружены в науку, они способны грамотно выстроить образовательную программу. Но им не хватает гибкости. Педагогические дизайнеры способны адаптировать методику к жизни. Я бы сказала, что педагогический дизайнер в школе – это медиатор между учителем и методистом.

Педагогические дизайнеры следят за результатами научных исследований и могут давать советы по их внедрению в учебный процесс. Они пытаются сделать обучение более человекоориентированным.

Можно ли внедрить педагогический дизайн в современные российские школы?

Проходя практику в школах России и США, я не увидела какой-то колоссальной разницы. Вот в университетах – да, там совсем другой подход.

Проблемой американского образования долгое время было то, что мотивация учеников понижалась, если рядом не было учителя, который мог быстро помочь выполнить упражнение, решить задачу. Вспомните, когда вы выполняли домашнее задание по физике, если ваша мама в физике не разбиралась, неоткуда было получить подсказку, и вам становилось неинтересно, вы медленно, но верно начинали ненавидеть предмет. При перевернутом обучении вам помогут одноклассники, которые уже разобрались в этой теме, или учитель.

А если все равно не возникает мотивации?

Потом девочек разбивают на группы по интересами, и они вместе создают приложение или веб сайт, который будет решать интересующую их проблему.

Как научиться педагогическому дизайну, живя в России?

Школьный учитель, который захочет сделать процесс обучения более эффективным, может без проблем обучиться педагогическому дизайну. В сети достаточно много онлайн-курсов.

Для того чтобы освоить эту профессию, нужно получить множество навыков: научиться монтировать и снимать видео, программировать, работать с интерактивностью, научиться подбирать игры для уроков, освоить навыки графического дизайна.

Теория педагогического дизайна развивается очень быстро, однако большая часть материалов и исследований уже есть в Сети.

Оригинальная статья размещена здесь.

Чтобы быть в курсе последних новостей из мира образования, подписывайтесь на наш Telegram-канал .

Что такое педагогический дизайн?

Несмотря на то, что педагогический дизайн тесно связан с онлайн обучением, в нем не всегда используются digital-инструменты. Основная деятельность здесь направлена на улучшение контента и результатов обучения, повышение доступности и понимания учебных программ. Хоть использование технологий может улучшить учебную программу, конечным результатом педагогического дизайна является эффективное обучение, а не производство технологичных материалов ради самих технологий. Главное — создать увлекательный учебный опыт, который приведет к конкретным результатам.

Педагогический дизайн сфокусирован на учащихся и их потребностях. Его проекты облегчают усвоение знаний, эффективны и нравятся ученикам. В качестве основы для разработки учебных модулей основное внимание уделяется совершенствованию процесса приобретения знаний с целью привлечения внимания и повышения мотивации учащихся. Когда в процессе обучения они получают более глубокие, более значимые знания.

  • разработка новых учебных программ и их внедрение;
  • применение новых образовательных технологий и исследование их влияния на улучшение образовательного процесса;
  • поиск новых способов повышения квалификации преподавателей;
  • проведение тренингов и семинаров по обучению преподавателей новым образовательным технологиям;
  • создание учебных материалов для самостоятельного обучения.

Самый распространенный пример использования педагогического дизайна разработка контента для онлайн-курсов. Иллюстрация взята из компьютерной программы Mini Magic, обучающей английскому языку младших школьников.


Задачи педагогического дизайнера

Технология педагогического дизайна относительно проста. Нужно понять потребности учащихся и определить цели обучения, а затем передать знания и информацию максимально быстро, точно и эффективно. Но для этого требуется понять все предпосылки и четко задать конечные свойства продукта. А это, в свою очередь, требует планомерной и хорошо выстроенной работы, причем не одного человека, а грамотно подобранной команды разработчиков. При этом задачи педагогического дизайнера обширны и весьма непросты:

  • Анализ потребностей целевой аудитории, её компетенций и ожидаемых результатов обучения.
  • Определение целей и задач учебного материала.
  • Анализ и структурирование материалов в соответствии с целями.
  • Выбор средств и методов учебной работы.
  • Создание элементов, стиля и визуального дизайна курса.
  • Разработка тестов и заданий, средств контроля и сбора информации.
  • Создание курса с помощью соответствующих инструментов, либо постановка задач членам команды для разработки конкретных элементов.
  • Загрузка курса в систему управления обучением (Learning Management System, LMS).
  • Разработка методов оценки результатов и эффективности материалов.
  • Выработка решения для дальнейшего совершенствования учебного контента.

Такая четкая последовательность обеспечит качественный рост учебного материала по мере выполнения работы и отточит формы его подачи.

Принципы педагогического дизайна

Основная задача качественной и планомерной разработки учебного курса — максимально полная передача нужной информации в доступной для ученика форме. Важен не просто сам факт её предоставления — с этим неплохо справляются более простые методы. Главной задачей является именно четкое восприятие и последующее применение полученных знаний на практике. Для достижения этого в основы педагогического дизайна заложены 8 принципов американского психолога Роберта Ганье (Robert Mills Gagne), одного из основателей педагогического дизайна и автора книг по теории обучения.

5 этапов разработки учебных материалов

Процесс проектирования учебных материалов по многим параметрам схож с такими дисциплинами как программирование, логистика, дизайн и прикладная психология. Это последовательность четко определенных процедур, которые сгруппированы в ряд этапов и имеют конкретные задачи и методы их решения. Чаще всего при разработке педагогического дизайна урока используется хорошо зарекомендовавшая себя модель ADDIE (Analysis, Design, Development, Implementation, Evaluation), разбивающая весь процесс на 5 этапов.

1. Анализ

Самая важная стадия разработки: выделяются ключевые элементы, изучаются потребности учеников и задача учителя, формулируются измеримые и понятные цели обучения, оценивается целевая аудитория и формы работы с ней, а также составляется список ожидаемых результатов. Для повышения эффективности эта стадия также разбивается на несколько этапов, позволяющих за счет постепенного выявления ключевых точек четко сформулировать задачи. Тщательно проработанные цели помогают определить инструментарий учебного курса, степень его наполнения интерактивными элементами и применимость уже имеющихся материалов и методик.

Здесь же можно четко определить методики оценки эффективности самого процесса обучения. Явно и точно заданные ожидаемые результаты позволят четко сформулировать содержание и форму упражнений, контрольных вопросов, итоговых заданий и формы их подачи. А также дадут возможность сравнить между собой материалы и методики различных авторов, выбрав только максимально подходящие. Это поможет и самому ученику в процессе обучения, сконцентрирует внимание на сути предлагаемого материала и направит усилия на достижение целей.

После того как выполнен анализ, цели обучения можно уточнить, что даст возможность приступить к разработке собственно учебных материалов.

2. Проектирование

Самая обширная и непредсказуемая стадия проекта. В этот момент необходимо учесть все выводы стадии анализа и выработать общий план и структуру материала, оформить схему упражнений и оценок, визуальный ряд, интерфейс и общий дизайн, увязать между собой десятки порой сильно различающихся компонентов. По сути создается некий прототип, сценарий всего проекта, определяющий влияние каждого элемента на задачи, выявленные на первом этапе. Он также должен быть разбит на несколько шагов, поскольку попытка решить все задачи без планомерного подхода чаще всего обречена на провал.

3. Разработка

На этом этапе окончательно встраиваются элементы общего контента, подбираются наиболее эффективные упражнения, вырабатываются формы обратной связи и проверки освоения материала (задания и способы контроля), оттачиваются интерфейс и связки (правила перехода) между отдельными темами или вопросами. Особое внимание следует уделить четкому определению инструментария для подведения итогов проверки или практической работы, что позволит оценить эффективность всего курса. Этап разработки — это очень кропотливая, но творческая работа, требующая от создателей максимальной гибкости при выполнении жестких исходных установок.

4. Реализация

На этой стадии учебный курс загружается в в соответствующую систему управления обучением (Learning Management System, LMS) или на ресурс, с помощью которого ученики могут получить доступ к материалам. Несмотря на казалось бы малую значимость этой стадии, она позволяет оценить применимость учебных материалов на практике. Именно здесь можно проверить, подходит ли урок или курс для выбранной аудитории, получить первичные данные о его выполнении и эффективности, наладить связь с сообществом обучающихся, что даст дополнительный материал для подготовки инструкций, сопроводительных документов и так далее.

5. Оценка

После накопления первичной информации о выполнении учебного курса нужно оценить его эффективность. Необходимо соотнести поставленные на стадии анализа задачи с результатами, которые получены на практике. Оцениваются сами учебные материалы, достижение целей обучения, выполнимость того или иного типа заданий и их соответствие общей задаче. На основании этого дорабатывается курс в целом или отдельные уроки, оцениваются результаты учебной работы и намечаются пути корректировки учебных материалов. Эта стадия в идеале должна закончиться пересмотром требований к отдельным блокам и обновленной версией всего курса.

Другие модели педагогического дизайна

ADDIE

ADDIE в настоящее время считается практически стандартом разработки учебных курсов с использованием правил педагогического дизайна. Её логичность и хорошо просматриваемая связь с классическими методами дает массу преимуществ. Есть и другие методики, вроде SAM, ALD, Dick & Carey Systems Approach Model или Jerrold Kemp Instructional Design Model, но пока они используются менее интенсивно.

Таким образом, жесткая последовательная цепочка производственных этапов превращается в единый процесс со множеством итераций. Грань между проектированием и производством материалов постепенно стирается, а сами они начинают взаимодействовать между собой по гораздо большему количеству смысловых или логических связок. Это дает разработчикам возможность создания весьма сложных комплексов учебных материалов.

Такая методика явно ориентирована не на академическую среду, а на профессионально-техническое образование и корпоративный сегмент, где относительно легко установить измеримую цель и проанализировать степень её достижения. Процесс сосредотачивается именно на конкретных навыках, а не на общем объеме знаний, что предъявляет повышенные требования к практическому опыту самих разработчиков. Все элементы итогового продукта должны строго оправдывать свое существование, выполняя непосредственно поставленные задачи и отсекая все лишнее. В этом наблюдается явное сходство с методологией SMART.

SMART

SMART – система проектного управления, базирующаяся на четко сформулированных и измеримых целях. Её суть заложена в самом названии — Specific (Конкретный), Measurable (Измеримый), Attainable (Достижимый), Relevant (Актуальный) и Time-bound (Ограниченный во времени), вместе — SMART (Умный). То есть цель непременно должна быть конкретной, измеримой, достижимой, значимой и соотноситься с конкретным сроком. А скорость и эффективность выполнения задачи зависит от правильной её формулировки. Причем каким образом будет достигнуто выполнение, не имеет особого значения. Это может быть и поэтапное и планомерное повышение результатов за счёт множества небольших шагов, и сразу ориентация на максимально возможный результат — главное, чтобы он был конкретно и объективно измерим. Предварительный анализ и планирование путей здесь также играют колоссальную роль, поэтому эта концепция применима и к педагогическому дизайну в целом.

Методика ALD (Agile Learning Design) делает акцент на скорости, гибкости и кооперативности разработки. Она вобрала в себя множество наработок из области создания программного обеспечения, главный её козырь — ускорение повышения квалификации за счет резкого увеличения концентрации на специфических задачах. Поэтому она всё чаще находит свое место в создании систем дистанционного обучения и переподготовки, где необходима интенсивная передача материала и использование активного интереса самого обучающегося.

Основные принципы методики ALD:

  • Диалоговая подача материала с постоянной повторной проработкой ключевых моментов для закрепления.
  • Применение шаблонов и других стандартных инструментов для быстрого и эффективного выполнения задачи.
  • Активное использование интереса обучающегося и его стимулирование.
  • Приоритет подачи ключевых моментов над второстепенными.
  • Активное привлечение экспертов в узких областях знаний.
  • Создание интерактивных баз данных со всем справочным материалом как по самой теме, так и по близким дисциплинам.
  • Концентрация на самом процессе обучения и материале, а не на планировании.
  • Систематическая оценка процесса обучения и потребностей ученика на каждом этапе.

В итоге создание и использование учебных материалов приобретает еще более конкретный вид, а лишние на данном этапе массивы знаний отсеиваются. Однако это вовсе не означат примитивизации процесса — в любое время все необходимые данные могут быть использованы по назначению. Причем как по мере готовности ученика, так и при появлении новых задач, что придает системе ALD большую гибкость при высокой концентрации на процессе.

Заключение

Споры об эффективности методик можно вести бесконечно. Однако хорошо заметно, что каждая из них имеет четкую ориентацию на конкретный сегмент, а потому все сильные и слабые стороны жестко связаны с самой потребностью выстраивать обучение различных групп с учетом их специфических потребностей. Хорошо освоенная и проработанная методика ADDIE даст мощный инструментарий для создания универсальных обучающих курсов, ориентированных по получение фундаментальных знаний, но требует очень высокой квалификации разработчиков. SAM позволяет объективно ускорить и упростить процесс разработки, а также придать ему большую гибкость в случае появления новых задач. А технологии ALD дают возможность быстро и четко создавать узкоспециализированные курсы, ориентированные на специальные области знаний.

А если у вас есть идеи для полезных статей на тему электронного обучения — напишите нам в комментариях, и мы будем рады поработать над новым материалом. 14-дневная пробная версия

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Педагогический дизайн урока как современная модель методической работы.

Система и процесс образования меняются благодаря, с одной стороны, эволюции ожиданий общества, а с другой – быстрому распространению новых технологий. Сложные проблемы современной образовательной практики требуют технологических решений, которые бы давали четкие педагогические ориентиры и воспроизводимые развивающие и формирующие алгоритмы проектирования, направленные на разработку оптимального контекстного решения педагогических проблем.

Нельзя рассматривать процессы образования как изолированные переменные в лабораторных условиях, так как это обязательно приведет к неполному пониманию их актуальности в фактических ситуациях. При этом педагогический инструментарий не может быть статичным, его различные аспекты должны систематически корректироваться в соответствии с изменениями контекста. Проектирование образовательных процессов предполагает вмешательство в определенные объекты и феномены в конкретных контекстах, но не как в самостоятельные единицы, а как в целостные явления для построения улучшенных прототипов.

Прототип – это предварительная версия всего или части вмешательства до того, как будет сделано полное обязательство по созданию и внедрению конечного продукта.

Дизайн (от англ. design – проектировать, чертить, задумать, а также проект, план, рисунок) – деятельность по проектированию эстетических свойств. В широком смысле дизайн не только призван к художественному конструированию, но и участвует в решении более широких социально-технических проблем функционирования существования человека в предметной среде, путем рационального построения ее визуальных и функциональных свойств [5].

Педагогический дизайн, новый термин в концептуальном ландшафте обучения, относится к любому систематическому выбору и использованию процедур, методов, предписаний и устройств в целях обеспечения эффективного, действенного и продуктивного обучения [16]. У педагогического дизайна есть общие черты с другими проектами, такими как технология и проектирование, которые основаны на педагогическом инструментарии, направленном на выполнение задач и поиск проблем, анализа проблем и их решения.

Таким образом, феномен педагогический дизайн рассматривается и как область науки, и как творческая практико-ориентированная деятельность, опирающаяся на совокупность теорий познания (бихевиоризм, когнитивистика, коннективизм, позитивизм и конструктивизм), элементы инженерного и художественного конструирования [2], стратегии эффективных педагогических практик, рационализации образовательного процесса, создания комфортного образовательного ландшафта, структурирования содержания дидактических материалов.

Бихевиоризм , системный подход объясняющий модели поведения, как ответ на полученные определенные стимулы в окружающей среде.

Как именно коннективизм , бихевиоризм, конструктивизм применяются в образовании?

Педагогический дизайн как наука . Педагогический дизайн может рассматриваться как наука об искусстве создания учебной среды и материалов, которые выведут учащегося из состояния неспособности выполнять определенные задачи к состоянию выполнения этих задач [18].

Как наука, педагогический дизайн исследует создание подробных спецификаций для разработки, реализации, оценки и сопровождения педагогических ситуаций, которые облегчают изучение вех уровней сложности образовательных проблем. Эта наука описывает подробные условия дидактических разработок, путей внедрения и способов оценки педагогических ситуаций, способствующих обучению.

Педагогический дизайн формирует целостную систему включающую цели, дидактический материал и инструменты его передачи.

Педагогический дизайн рассматривается как наука, занимающаяся исследованием эффективности учебных материалов и средств, которые создают благоприятные ситуации, условия и среду обучения [1].

Педагогический дизайн рассматривается в диапазоне от создания образовательный среды (условий) эффективной образовательной работы до процесса проектирования современных учебных материалов, созданных в том числе на основе информационных технологий [1].

Педагогический дизайн как практика выступает в качестве процесса разработки, создания, применения и оценки учебно-воспитательных ситуаций (условий) и средств [1].

Педагогический дизайн – это процесс проектирования, разработки и предоставления учебных продуктов и практик, выработки оптимальных методов образования, способов педагогических последовательностей и стратегий для удовлетворения потребностей учащихся и получения желаемых результатов. Предполагает систематическую разработку учебных инструкций, включающих педагогические технологии, методики, алгоритмы разработки учебных материалов, мероприятий, проверку и оценку полученных результатов.

На практике педагогический дизайн реализуется в процессе создания не только дидактических, но и формирующих, и воспитательных моделях.

Интегрированный процесс разработки с использованием конкретных целей образования и педагогических теорий для определения педагогических стратегий, действий и оценок для достижения желаемых результатов образования должен включать известные и проверенные педагогические модели, которые делают усвоение знаний и навыков более эффективным, действенным и привлекательным.

Педагогический дизайн может начаться в любой точке процесса проектирования, даже тогда, когда он уже развивается, возможна ситуация, при которой возникнет потребность в дополнительных инструкциях по реализации. После завершения процесса проверяются все его составляющие, чтобы не осталось неохваченных. Далее весь процесс записывается так, как если бы он происходил систематически [19]. Таким образом, происходит систематический процесс перевода плана обучения в набор действий, материалов, информации и/или процедур оценки, что делает его [17], системным процессом, который используется для разработки последовательным и надежным способом образовательных и обучающих программ [14].

Педагогический дизайн может быть применен ко всему, что связано с улучшением жизни человека. Это означает поиск наиболее привлекательного и экономически эффективного решения, так как различные виды учебных целей требуют разных подходов к обучению. Например, в начальном образовании при объяснении нового материала требуется делать акцент на визуализацию, усложняющееся повторение, а в старших классах на проблемный и проектные подходы.

Процесс педагогического дизайна включает в себя ряд этапов:

· фаза изучении ситуации: анализ потребностей и контекста, обзор литературы, разработка концептуальной или теоретической основы исследования;

· фаза прототипирования: итеративное проектирование, состоящее из итераций, каждая из которых представляет собой микроцикл исследований с формирующей оценкой как наиболее важная исследовательская деятельность, направленная на улучшение и уточнение вмешательства;

· фаза оценки: промежуточная и итоговая оценка для определения соответствия решения или вмешательства заранее определенным спецификациям.

Процесс педагогического дизайна носит характер:

· интервенционистичности: направлено на разработку вмешательства в реальных условиях, с учетом педагогического контекста (ландшафта);

· итеративности: включает в себя циклы педагогического анализа, проектирования и разработки, оценки и корректировки;

· процессуальности: акцентируется на понимании и улучшении педагогических вмешательств;

· практичности: ценность педагогического прототипа измеряется, отчасти, его полезностью для учащихся в реальных условиях;

· шаблонности: структурированное описание способа решения повторяющейся проблемы, которое включает описание самой проблемы и контекста, в котором этот метод применим.

Педагогический дизайн сочетает педагогику, психологию и коммуникацию для создания наиболее эффективных моделей обучения, включающих конкретные инструкции (алгоритмы) для обучающихся, которые помогают понять изучаемый материал.

Создавать и поддерживать для обучающегося среду наиболее рационального сочетания образовательных ресурсов необходимо для обеспечения педагогически обоснованного развития субъектов образования.

Разработка рациональных, комфортных и эффективных способов образования предполагает наполнение педагогического процесса содержательной информацией, определение последовательности изложения и использование современного педагогического инструментария для реализации обучающего материала.

Главной задачей педагогического дизайна является выявление неявных решений педагогических вопросов, трансформация их в явные путем преобразования в руководящие принципы для решения проблем образования.

Для этого необходимо решить ряд подзадач:

· проанализировать потребности обучающихся, их уровень компетенций и возможных результатов обучения, педагогический контекст;

· определить цель и задачи планируемого внедрения;

· структурировать дидактический материал, т. е. совокупность логически выстроенного учебного материала;

Читайте также: