Проект повышение профессиональной компетентности педагогов доу

Обновлено: 30.06.2024

В настоящее время возникла потребность пересмотреть систему работы в детском саду по повышению и развитию профессиональной компетентности педагогов. На основе всестороннего изучения профессионального уровня педагогического коллектива, учитывая профессиональные запросы и потребности педагогов, сформулированы цели, задачи, направления и содержание работы по повышению квалификации.

Для достижения цели поставлены следующие задачи:

  1. Повышение уровня теоретической подготовки педагогов через различные формы повышения компетенций.
  2. Овладение педагогами инновационными методиками и внедрение их в
  1. Способствовать раскрытию творческого потенциала педагогов, через

участие в мероприятиях различного уровня.

Для реализации цели и задач была разработана программа повышения квалификации на 3 года. Ежегодно разрабатывается план мероприятий по повышению профессиональных компетенций педагогов. В плане отражены различные формы повышения квалификации: повышение квалификации через получение специального образования, переквалификация, курсы повышения квалификации, вебинары, семинары, участие в районных методических объединениях, мастер-классы, портфолио педагога, аттестация, самообразование, конкурсы педагогического мастерства, мастер классы.

Исходя из данных результатов и поставленных задач, была разработана модель методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогических кадров ДОУ.

Работа по повышению профессиональных компетенций была выстроена с учетом всех факторов.

Подготовила старший воспитатель

Князева Светлана Николаевна

Приоритетным направлением в своей работе считаю повышение профессиональной компетенции педагогических работников в современных условиях модернизации содержания образования.

Современное дошкольное образование является одной из самых развивающихся ступеней образовательной системы Российской Федерации. Новые нормативные требования к определению структуры, условий реализации общеобразовательной программы дошкольного образования оказывают непосредственное влияние на работу с педагогическими кадрами, призванными реализовывать воспитательно - образовательный процесс в изменяющихся условиях.

В настоящее время в системе дошкольного образования в основном работают люди, получившие образование в советской школе, где приоритетным было формирование знаний, умений и навыков. Без фундаментальных знаний обойтись нельзя. Модернизацию педагогических технологий может реализовывать педагог, обладающий инновационным стилем мышления. Поэтому, наряду с обновлением структуры образовательного стандарта, организации работ по содержательному наполнению требований к образовательным программам, условиям их предоставления и результатам освоения для обеспечения перехода на новый стандарт необходимо изменение системы повышения квалификации и переподготовки педагогов, в основе которой лежит развитие творческого педагогического мышления.

Творчество – наиболее существенная и необходимая характеристика педагогического труда. Педагогам, работающим в условиях модернизации системы образования, предстоит творчески осмыслить новое содержание учебно-воспитательного материала, отыскать более эффективные пути, формы и методы трудового, нравственного, эстетического и физического воспитания. Овладение более высоким уровнем профессионального мастерства рассчитано на высоко развитое профессиональное мышление, активизацию творческого потенциала педагога.

Основной целью образовательной политики в сфере дошкольного образования является обеспечение гарантий доступного и качественного дошкольного образования, обеспечивающего равные стартовые условия для последующего успешного обучения ребенка в школе.

Качество дошкольного образования напрямую зависит от качества квалификации воспитателей, их компетентности. Профессионализм работы педагога обеспечивает формирование качественно новой системы образования, является одним из ключевых условий развития детей, их успешной социализации. Поэтому сегодня требования к педагогическим работникам не ограничиваются стажем работы и дипломом об образовании. Спектр проблем, стоящих перед современным педагогом, настолько широк, что от него требуется владение информационными технологиями, умение эффективно сотрудничать с другими людьми, полноценно использовать личностные ресурсы, готовность осуществлять собственную образовательную траекторию, обеспечивая успешность и конкурентоспособность. Поэтому подготовка специалистов в области дошкольного образования приобретает особую значимость. Сегодня востребован не просто воспитатель, а педагог – исследователь, педагог – психолог, педагог – технолог.

Я считаю, что систематическая работа, организованная с педагогами ДОУ в условиях образовательного учреждения по повышению профессиональной компетентности поможет вывести их на более высокий уровень. Я убеждена, что особенностью методической деятельности на современном этапе является удовлетворение актуальных профессиональных потребностей педагога и обеспечение условий для включения педагога в творческий поиск.

Для достижения цели поставила следующие задачи:

1. Повышение уровня теоретической подготовки педагогов.

2. Организация работы по изучению и реализации новых образовательных стандартов и программ.

3. Овладение педагогами инновационными методиками и внедрение их в педагогическую деятельность.

4. Достижение более высоких результатов в воспитании, обучении и развитии детей дошкольного возраста.

5. Способствовать раскрытию творческого потенциала педагогов.

Для целостного представления о возможных путях, способах формирования профессиональной компетентности воспитателей дошкольных образовательных учреждений мною были рассмотрены ключевые понятия: профессиональная компетентность и профессионализм.

А. В. Хуторской пишет: «Компетенция включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности, задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним; компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к

Таким образом, анализ различных точек зрения, позволяет определить профессиональную компетентность педагога как – многофакторное явление, включающее в себя систему теоретических знаний педагога и способов их применения в конкретных педагогических ситуациях, ценностные ориентации педагога, а так же интегрированные показатели его культуры.

С целью получения объективной информации, об уровне профессиональной компетентности педагогов нашего ДОУ, я использовала шкалу профессиональной компетентности, разработанную на основе исследований Е. Н. Ноздриной. (Приложение 6)

Источниками информации для нее были выбраны целенаправленное наблюдение за деятельностью воспитателей и специалистов ДОУ, а так же метод анкетирования. (Приложение 7)

Полученные данные показали, что в образовательном процессе педагоги предпочитают совмещать новые и традиционные методы и формы работы, так как недостаточно ориентируются в современных технологиях, приемах организации своей деятельности. При этом потребность в методической помощи высказали большинство педагогов : 60 % хотели бы получить помощь при возникновении проблемы.

Сами педагоги готовы делиться накопленным опытом, однако не стремятся выйти за пределы коллектива своей группы.

Распределение педагогов по уровням профессиональной компетентности оказалось следующим : 50 % имеют низкий уровень, 36 %- средний и 14 %- высокий.

Исходя из данных результатов и поставленных задач, мною была разработана модель методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогических кадров ДОУ.

Структура состоит из следующих блоков:

1. Создание материально- технической базы.

2. Диагностика профессиональной компетентности педагогов.

3. Разработка плана прохождения курсов по повышению квалификации.

4. Разработка плана самообразования педагогов.

5. Организация мероприятий, направленных на теоретическую подготовку воспитателей.

6. Оказание методической помощи педагогам на основе индивидуального и дифференцированного подхода (по стажу, творческой активности, образованию, категории).

7. Организация мероприятий, направленных на изучение и реализацию ФГОС ДО.

8. Внедрение мероприятий, направленных на повышение ценностного отношения к профессии.

9. Овладение информационно- коммуникативными технологиями.

10. Использование активных методов в разных формах методической работы.

11. Внедрение мероприятий, направленных на освоение педагогами инновационными педагогическими технологиями.

12. Организация постоянного самообразования воспитателей и специалистов.

13. Включение педагогов в творческий поиск.

Данная модель реализуется с помощью комплексного подхода и опирается на следующие принципы:

1. Принцип актуальности, единства теории и практики- практической реализации законодательных актов, положений современного дошкольного образования, учета современного заказа общества, ориентацию на социальную значимость личности педагога.

2. Принцип научности, нацеливающий на соответствие всей системы повышения профессиональной компетенции педагогов современным научным достижениям.

3. Принцип системности и комплексности.

4. Принцип направленности, последовательности, преемственности, непрерывности, коллективности предусматривает превращение методической работы в часть системы непрерывного образования, полный охват педагогов различными формами методической работы.

5. Принцип создания благоприятных условий работы- моральных, психологических, наличие свободы творческой реализации в деятельности педагога.

6. Принцип постоянного самообразования педагогов.

7. Принцип креативности.

При организации методической поддержки педагогов использую в работе разнообразные методы, формы и приемы работы.

Методы работы :

Когнитивный: методов эвристических вопросов, метод сравнения, метод эвристических наблюдений, метод конструирования правил, метод гипотез;

• Креативный (интерактивный метод);

• Оргдеятельностный метод самоопределения.

Распределение форм и методов

Формы работы Методы и приемы

Групповая (для всего педагогического коллектива) -презентации по проблеме и ее дальнейшее совместное обсуждение;

-метод обучения активному мышлению;

-педагогический совет (традиционный / нетрадиционный);

-с включением интерактивных форм;

Коллективный просмотр педагогической деятельности;

Подгрупповая -методические секции;

-наблюдение воспитательно-образовательного процесса;

-тесты и тестовые задания

Чтобы данная методическая помощь оказалась эффективной мною был проанализирован образовательный статус, возрастной показатель и уровень квалификации педагогов. В результате которого была проведена дифференциация всего педагогического коллектива на группы. Таким образом, в ДОУ было выделено 4 группы и определены формы работы.

Дифференциация групп Формы методической работы

Педагоги – мастера Педагогическая мастерская, мастер-класс, отчеты, презентации

Педагоги успешные, подающие надежды Конкурс профессионального мастерства, творческие группы

Педагоги- классики Творческие группы, консультирование по использованию инновационных технологий.

Молодые педагоги и педагоги не желающие по каким-либо причинам заниматься самообразованием и ростом личного мастерства Собеседование, временные творческие группы, наставничество, консультации.

Данные мини- отчеты:

-обуславливают понимание важности пополнения педагогических знаний;

-побуждают других педагогов своевременно получить курсовую подготовку;

-оказывают информационную, консультативную помощь;

-обогащают опыт работы;

-дают возможность пережить радость успеха публичного выступления, умение вступать в диалог, дискутировать;

-помогают организовать взаимообучение.

Такой подход учит педагогов выделять новое в работе, анализировать имеющийся опыт, условия, осознанно подходить к выбору методической темы. В процессе такой работы был освоен и внедрен в практику метод проектов.

Для организации образовательного процесса в современных условиях модернизации педагоги были обеспечены необходимой информацией о новинках методической литературы, об основных направлениях развития сферы дошкольного образования.

Основным направлением в этой обрасти явилось ознакомление, изучение и реализация ФГОС ДО. Для успешной реализации ФГОС ДО мною был создан план. (Приложение). Создана творческая группа по разработке ООП ДОУ.

Для педагогов проводились консультации:

В результате такой работы педагоги освоили ФГОС ДО, разработали рабочие программы.

Одним из факторов повышения профессиональной компетенции является самообразование педагогов. Полезным делом в повышении уровня самообразования в нашем дошкольном учреждении стало составление портфолио педагога, позволяющее каждому специалисту грамотно планировать свою деятельность. С портфолио может ознакомиться любой педагог. Пополненный опыт педагогов позволил им реализовать свой творческий потенциал, который реализуется в кружковой работе, участии в городских и районных конкурсах.

Педагоги выросли профессионально, у них ярко выражен интерес у инновациям, они возглавляют работу творческих групп, обобщают свой опыт на районных методических объединениях.

Исходя из вышеизложенного можно подвести итоги:

в процессе систематической методической работы была разработана и апробирована модель по повышению профессиональной компетентности педагогических кадров ДОУ, результатами которой являются следующие показатели: 68 % педагогических работников повысили уровень теоретической подготовки.

Педагоги ДОУ овладели ИКТ технологиями, методом проектирования, опытно- экспериментальной деятельностью.

По итогам мониторинга у дошкольников наблюдаются положительные тенденции в освоении основной образовательной программы. Воспитанники ДОУ являются дипломантами и лауреатами конкурсов различного уровня. Педагоги участвуют в дистанционных всероссийских, городских и районных конкурсах, распространяют и обобщают свой передовой опыт.

Шкала профессиональной компетенции педагогических кадров ДОУ

Высокий уровень: для педагога характерны стремление к исследовательской деятельности; ярко выраженное чувство нового. Он стремится к творческому преобразованию опыта на основе актуальных потребностей. Доминирующими внутренними мотивами педагога становятся такие, как личностный, профессиональный рост, возможность экспериментирования, творчество, самовыражение, стремление продемонстрировать свои способности, уровень собственных достижений, проявить инициативу. Можно адекватно оценить свои успехи и неуспехи в том или ином виде деятельности.

Низкий уровень: для педагога характерны консерватизм, нежелание осваивать новшества, возможна неадекватная (чаще заниженная самооценка). Доминантой в данном случае служит потребность в принадлежности. Ему важно ощущать себя частью коллектива, группы, однако он не стремится участвовать в выступлениях перед коллективом. Может положительно оценивать активные формы работы с педагогами, однако увереннее чувствует себя в коллективной работе, не требующей открытого проявления своего мнения перед аудиторией. Перед выбором использования готового решения против создания своего оригинального продукта предпочитает первое, зачастую из-за неуверенности в правильности своего решения. Практически всегда ищет одобрения своим действиям; болезненно воспринимает критику коллег и руководителя.

Фамилия имя отчество

1. Стаж моей профессиональной деятельности :

Б) от 5 до 10 лет;

В) от 10 до 20 лет;

2. Я считаю, что мне:

А) требуется методическая помощь в организации педагогического процесса;

Б) методическая помощь требуется лишь частично;

В) не требуется методической помощи в организации педагогического процесса.

3. Повышение квалификации для меня – это…

А) предмет постоянной заботы: я стараюсь всегда быть в курсе новинок и передового опыта в образовании; при возникновении затруднений обращаюсь как к практическому опыту решения данной проблемы, так и к ее научным обоснованиям;

Б) вопрос эпизодический: при возникновении затруднений стараюсь найти подходящее решение в передовом опыте педагогов – практиков;

В) считаю имеющийся у меня опыт и квалификацию достаточными для успешного решения поставленных педагогических задач.

4. В своей работе с детьми я:

А) использую традиционные форы и методы работы;

Б) совмещаю новые и традиционные формы и методы работы;

В) стараюсь внедрять современные подходы к организации педагогического процесса.

5. Я не использую / мало использую в своей работе современные подходы (методы, приемы, технологии, потому что:

А) традиционные формы и методы работы наиболее отвечают моим предпочтениям;

Б) хотелось бы использовать современные технологии и методы в своей работе, однако я не имею о них достаточных представлений;

В) (свой вариант) ___

6. В основном для решения задач в своей педагогической практике я…

А) чаще всего использую традиционные, наработанные методы и приемы, предпочитаю пользоваться созданными ранее мной или моими коллегами, либо опубликованными готовыми конспектами тех или иных мероприятий;

Б) могу создать свое оригинальное решение задачи, когда в этом возникает необходимость;

В) всегда стараюсь творчески преобразовать имеющийся материал либо создаю свой.

7. При необходимости получить методическую, практическую помощь в своей работе я, скорее всего, обращусь:

А) к заведующему, старшему воспитателю ДОУ;

Б) к коллегам по детскому саду, другим специалистам детского сада;

В) предпочитаю решать проблемы в кругу педагогов своей группы.

8. На методических мероприятиях в ДОУ я…

А) активный участник: всегда стремлюсь участвовать в подготовке методических мероприятий, выступлениях перед коллегами, активных обсуждениях;

Б) оппонент: личным выступлениям предпочитаю участие в обсуждении выступлений своих коллег, при необходимости могу включиться в активные действия;

В) наблюдатель: предпочитаю оставаться в стороне, часто теряюсь при необходимости вступить в диалог.

9. В основном я посещаю методические мероприятия :

А) с удовольствием, с ожиданием открытия для себя нового и интересного;

Б) с чувством вынужденности моего присутствия;

В) затрудняюсь ответить.

10. В данный момент я:

А) хорошо разбираюсь в современных подходах к организации педагогического процесса в ДОУ;

Б) слабо разбираюсь в современных подходах к организации педагогического процесса в ДОУ.

11. Я могла бы поделиться опытом работы по следующим направлениям педагогической деятельности___

Повышение уровня психологической компетентности педагогов через учет особенностей индивидуального стиля ребенка Цель мероприятия- выявление и обоснование условий, способствующих повышению уровня психологической компетенции педагога в образовательной.

Повышение педагогической компетентности родителей через использование разнообразных форм взаимодействия семьи и ДОУ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ТЕМЕ: «Повышение педагогической компетентности родителей через использование разнообразных форм взаимодействия семьи.

Особенности профессиональной компетентности воспитателя ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО Функция детского сада – целенаправленная социализация личности ребенка, т. е. введение его в мир природных и человеческих связей и отношений,.

Повышение ИКТ-компетентности педагогов (из опыта работы) Современное образование невозможно себе представить без использования информационных ресурсов (ИКТ). Сейчас компьютеры входят активно и.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

Новосибирского района Новосибирской области-

Разработала:

старший воспитатель МКДОУ-детский сад

Корченко Елена Петровна

Пояснительная записка

Профессиональный стандарт педагога – рамочный документ, в котором определяются основные требования к его квалификации. В соответствии со стратегией современного образования в меняющемся мире, он существенно наполняется психолого-педагогическими компетенциями, призванными помочь педагогу в решении новых стоящих перед ним проблем таких как: готовность воспитывать всех без исключения детей, вне зависимости от их склонностей, способностей, особенностей развития, ограниченных возможностей . Квалификацию педагога влияет на результаты обучения, воспитания и развития ребенка.

Профессиональный стандарт является инструментом повышения качества образования. Он обеспечивает необходимую подготовку педагога для получения высоких результатов его труда и выдвигает требования к личностным качествам педагога, неотделимым от его профессиональных компетенций . С учетом различного уровня квалификации педагогов , предусматривается процедура постепенного, поэтапного введения профессионального стандарта . Профессиональный стандарт педагога отражает структуру его профессиональной деятельности: обучение, воспитание и развитие ребенка.

Анализируя деятельность ДОУ, хочется отметить, что использование педагогами ИКТ в работе с детьми и родителями находится на низком уровне. Поэтому требует внимания.

Работа педагогического коллектива характеризуется целостностью и предусматривает взаимосвязь между различными видами деятельности. Педагоги ДОУ активно внедряют новые образовательные технологии в образовательный процесс, такие как метод проектов, технологию портфолио, игровые технологии и т.д.

Совершенствование кадровой политики учреждения.

Организация методического и информационного обеспечения внедрения профессиональных стандартов в учреждении.

Повышение профессиональной компетенции педагогических работников ДОУ в соответствии с требованиями профстандарта.

Совершенствование системы эффективности труда педагогических работников ДОУ на основе профстандарта.

Повышение качества образования в условиях действия профессиональных стандартов.

Приведение локальных нормативных актов учреждения в соответствие профессиональным стандартам.

Совершенствование системы аттестации и профессиональной подготовки педагогических работников на основе профстандарта

Внедрение современных технологий в образовательный процесс.

Использование форм, методов и приемов в методической работы:

панорама педагогических достижений;

школа передового опыта;

семинар (метод мыслерешето);

заседание рабочей группы;

школа молодого педагога;

обмен педагогическим опытом;

конкурс планов профессионального развития.

накопление информации по профстандарту;

проведение мониторинга, самообследования;

работа с наставником;

разработка собственной программы самообразования;

составление и реализация индивидуальных планов профессионального развития педагогов ОО (ИППР);

Разработка программы профессионального развития педагогов ДОУ.

Организация методического сопровождения, способствующего переходу на профессиональный стандарт педагога в ДОУ.

Создание современной, гибкой системы повышения квалификации и аттестации педагогов ДОУ.

Повышение профессионального мастерства педагогов.

Наполнение нормативно-правовой базы необходимыми документами.

Внедрение современных технологий в образовательный процесс.

Паспорт проекта:

Проект предназначен для реализации в педагогическом коллективе.

2. Вид проекта: методический.

3. По характеру контактов (участники проекта): педагоги и специалисты ДОУ.

4. По количеству участников: групповой.

5. По продолжительности: долгосрочный.

Аннотация проекта:

Низкая активность педагогов в области профессионального саморазвития, преобладание формального подхода к повышению квалификации, отсутствие четкой и объективной взаимосвязи между квалификацией (профессиональным уровнем, уровнем владения компетенциями) педагогического работника, качеством и результатами его профессиональной деятельности и оплатой труда - в этом я вижу проблемы, которые и призван решить данный проект.

Реализация поставленных задач проходила в 3 этапа: подготовительный, основной, итоговый.

I подготовительный этап: разработка проекта , а именно определение целей, задач проекта , определение поэтапной модели и плана действий над проектом , анализ условий, уровень знаний, представлений, навыков по теме проекта . Реализацией проекта в нашем дошкольном учреждении руководит рабочая группа, основной целью которой является создание условий для реализации проекта по внедрению профессионального стандарта в детском саду. В её задачи входит: руководство проектом , консультирование педагогов, контроль.

II этап – основной. На данном этапе осуществляется самостоятельное планирование, разрабатываются индивидуальные планы развития. На этом этапе систематизируется и обрабатывается накопленный материал, проходит понимание и обобщение опыта работы, вырабатывается общий подход, методические рекомендации по организации и развитию компетенций воспитателей, специалистов в условиях ДОУ.

III этап – итоговый: подводятся результаты деятельности педагогов за учебный год (мониторинг, контроль, представление опыта работы на сайтах в Интернете). Творческий отчет реализации проекта будет дан на педсовете.

Итоги проектной деятельности оформляется в виде мультимедийных презентаций по заданной теме.

Введение, актуальность, значимость (для ДОУ, Новосибирского района)

В процессе перехода на новые федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования изменились требования, предъявляемые как к образовательному процессу, так и профессиональным качествам педагога, как основному носителю и ретранслятору знаний. Внедрение и использование современных педагогических технологий способствует развитию ключевых компетенцией у педагога.

Внедрение профессионального стандарта приведет к изменению проведения процедуры аттестации педагогических работников, повышению их квалификации, корректировке нормативных правовых актов: должностной инструкции педагогических работников, трудовых договоров и других документов.

Данный проект актуален и значим как для ОО, так и для района. Так как повышая квалификацию педагогов и транслируя изменения через сайт, РМО и работу с родителями, создается положительный имидж ОО. Профессиональное развитие позволит педагогам создавать свои сайты, участвовать в конкурсах педагогического мастерства, и т.п.

Постановка проблемы:

Цели и задачи проекта:

Совершенствование кадровой политики учреждения.

Организация методического и информационного обеспечения внедрения профессиональных стандартов в учреждении.

Повышение профессиональной компетенции педагогических работников ДОУ в соответствии с требованиями профстандарта.

Совершенствование системы эффективности труда педагогических работников ДОУ на основе профстандарта.

Повышение качества образования в условиях действия профессиональных стандартов.

Приведение локальных нормативных актов учреждения в соответствие профессиональным стандартам.

Совершенствование системы аттестации и профессиональной подготовки педагогических работников на основе профстандарта

Внедрение современных технологий в образовательный процесс.

Участники проекта педагоги и специалисты ОО.

Сроки реализации проекта - 3 года

Этапы реализации проекта

Внедрение профессионального стандарта в работу ОО.

Дорожная карта (приложнение 1)

Реализации проекта

Управление и обеспечение проекта

Трудовой кодекс Российской Федерации.

Обеспечение проекта - собственные средства.

Оценка результатов проекта

Контроль и анализ результатов реализации Плана мероприятий по внедрению профстандарта, оценить его эффективность.

Критерии и показатели эффективности проекта:

Увеличится доля педагогов с первой и высшей категорией.

Увеличится доля педагогов, прошедших переподготовку и курсы повышения квалификации.

Увеличится доля педагогов, показавших высокие результаты на профессиональных конкурсах.

Увеличится доля педагогов, занимающихся кружковой работой.

Увеличится доля педагогов, создавших свой сайт (блог, электронное портфолио).

Увеличится количество достижений среди детей и педагогов.

Совершенствование системы стимулирования.

Внедрение эффективных контрактов.

Описание достигнутых (предполагаемых) образовательных результатов:

Р еализация данного проекта, поможет педагогам повысить уровень квалификации, профессиональное мастерство, компетентность, обеспечит стремление к самообразованию (создание электронных портфолио, сайтов педагогов, ИППР), создаст положительный имидж ДОУ поселке и в районе.

В результате работы над проектом:

Создан банк нормативно- правовых документов.

Составлены и реализуются индивидуальные планы профессионального развития педагогов (ИППР).

В работу внедрены новые редакции документов: должностные инструкции, трудовой договор, коллективный договор, штатное расписание и др.

Создана аттестационная комиссия с целью определения квалификационного соответствия педагогов требованиям профстандарта .

В работу с кадрами ведены эффективные контракты.

В соответствии с профстандартом разработано положение о системе оценки деятельности педагогических работников.

Созданы планы кружковой работы с молодыми специалистами ОО.

Созданы сайты педагогов.

Проведен конкурс планов профессионального развития.

Создана программа профессионального развития педагогов ОО .

Ежегодно проводится методический фестиваль в ДОУ для распространения полученных педагогами знаний.

Заключительные положения, перспективы дальнейшего развития проекта:

В настоящее время перед педагогическим сообществом стоит задача повышения качества образования, и, соответственно, качества профессионального образования педагога. Методическая служба дошкольных образовательных учреждений призвана обеспечить поддержку профессионального развития педагогов, внедрение в практику учреждения инновационных процессов, обеспечение методического сопровождения всех участников воспитательно-образовательного процесса.

Проект очень актуален в постоянно меняющихся условиях реформирования системы образования.

Автор: Акинина Оксана Григорьевна

Населенный пункт: г.о. Ивантеевка

Управленческий проект

«Повышение профессиональной компетентности педагогов

Паспорт проекта

Название и тип проекта

Автор-разработчик

Старший воспитатель Ф.И.О.

Участники проекта

Заведующий, старший воспитатель, педагоги

Сроки реализации проекта

Один учебный год

Основания для разработки проекта

Цель проекта

Совершенствование качества образовательного процесса в ДОО посредством индивидуализации обучения, воспитания и развития воспитанников.

Задачи проекта

1. Создать научно-методические, кадровые и материально-технические условия для индивидуализации образовательного пространства в ДОО.

2. Организовать комплекс методических мероприятий, направленных на освоение педагогами профессиональных компетенций по индивидуальному обучению, воспитанию и развитию дошкольников.

3. Сформировать и закрепить на практике знания педагогов, необходимые для организации индивидуально-личностного развития детей дошкольного возраста.

4. Разработать методическую Модель индивидуализации образовательного процесса в ДОО.

Этапы проведения проекта

I этап. Организационный

Цель: Создание условий для проектирования в ДОО образовательного процесса на основе индивидуализации обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста.

II этап. Внедренческий

Цель: Реализация управленческих мероприятий, обеспечивающих эффективное функционирование развивающего образовательного пространства ДОО для каждого воспитанника.

III этап. Аналитико-обобщающий

Цель: Проведение мониторинга и обобщение опыта работы по индивидуализации образовательного процесса в ДОО.

Планируемые результаты проекта

1. Приведена в соответствие с требованиями ФГОС материально-техническая, информационно-технологическая и учебно-методическая база ДОО с целью индивидуализации образовательного процесса.

2. Разработана методическая Модель индивидуализации образовательного процесса.

3. Сформирована профессиональная компетентность педагогов ДОО по проектированию индивидуальной образовательной траектории каждого воспитанника.

4. Обобщен и популяризирован опыт по вопросам проектирования образовательного пространства в ДОО с учетом индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребенка.

Форма проведения итогового мероприятия

Продукты проекта

1. Комплект методических документов по формированию профессиональной компетентности педагогов в вопросах индивидуализации образовательного процесса.

2. Методическая Модель организации образовательного пространства ДОО по индивидуализации обучения, воспитания и развития дошкольников.

Пояснительная записка

Актуальность индивидуализации дошкольного образования заключается в создании такого взаимодействия педагога с ребенком, при котором открываются педагогические возможности для появления индивидуальной траектории развития воспитанника, с характерными именно для него спецификой и скоростью. При этом, индивидуальная траектория учитывает интересы дошкольника, мотивы, способности, возрастные и психологические особенности.

То есть профессиональная деятельность педагога должна быть ориентирована на личность воспитанника, раскрытие его способностей, создание условий для самореализации ребенка.

Индивидуализация достигается за счет планирования соответствующих видов деятельности, которые гарантировали бы каждому воспитаннику возможность добиться успеха.

Для этого требуется всесторонняя информация о развитии дошкольника, включая здоровье, уровень физического, эмоционального и других областей развития: социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического.

Индивидуализация образовательного процесса базируется на следующих принципах:

1. Сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека. Этот принцип подразумевает полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного детства), обогащение (амплификацию) детского развития.

  1. Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей - законных представителей), педагогов и детей. Такой тип взаимодействия предполагает базовую ценностную ориентацию на достоинство каждого участника взаимодействия, уважение и безусловное принятие личности ребенка, доброжелательность, внимание к ребенку, его состоянию, настроению, потребностям, интересам. Личностно-развивающее взаимодействие является неотъемлемой составной частью социальной ситуации развития ребенка в организации, условием его эмоционального благополучия и полноценного развития.
  2. Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений. Этот принцип предполагает активное участие всех субъектов образовательных отношений в реализации программы. Каждый участник имеет возможность внести свой индивидуальный вклад в ход игры, занятия, проекта, обсуждения, в планирование образовательного процесса, может проявить инициативу.
  3. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей. Сотрудничество с родителями, открытость в отношении семьи, уважение семейных ценностей и традиций, их учет в образовательной работе являются важнейшим принципом для индивидуализации развития ребенка. Педагоги должны знать об условиях жизни ребенка в семье, понимать проблемы, уважать ценности и традиции семей воспитанников.
  4. Сетевое взаимодействие с организациями социализации, образования, охраны здоровья и другими партнерами, которые могут внести вклад в развитие и образование детей. ДОО устанавливает партнерские отношения не только с семьями детей, но и с другими организациями и лицами, которые могут способствовать обогащению социального и культурного опыта детей, удовлетворению их особых потребностей, оказанию психолого-педагогической и медицинской поддержки в случае необходимости.
  5. Возрастная адекватность образования. Этот принцип предполагает подбор педагогами содержания и методов дошкольного образования в соответствии с возрастными особенностями воспитанников. Важно использовать все специфические виды детской деятельности, опираясь на особенности возраста и задачи развития. Деятельность педагога должна быть мотивирующей и соответствовать психологическим законам развития ребенка, учитывать его индивидуальные интересы, особенности и склонности.
  6. Принцип индивидуализации и дифференциации образования, предполагающий разработку индивидуальных маршрутов развития на основе примерных основных образовательных программ дошкольного образования и парциальных программ.

Актуальность данного направления требует поиска новых эффективных способов повышения профессиональной компетентности педагогов и предполагает знание новых образовательных технологий, а также умение использовать важнейшие методы индивидуализации обучения: метод наблюдения и педагогического реагирования, метод тщательного отбора материалов, гибкость в ходе осуществления педагогической деятельности и др.

Средствами организации индивидуальной траектории детей являются индивидуальные образовательные программы, планы, маршруты, проекты педагогов, которые обеспечивают сопровождение образовательной деятельности и благодаря которым каждый ребенок может получать адресную информационную поддержку в зависимости от своих интересов, потребностей и способностей.

Напрямую с индивидуализацией образовательного процесса связаны модернизация и целенаправленное повышение качества всей системы дошкольной образования. В свою очередь, качество образования зависит от компетентности педагогов, их всесторонней подготовки.

Проблема

Однако, анализ результатов мониторинга качества образования в нашей дошкольной организации позволил выявить некоторые проблемы в индивидуализации образовательного процесса и затруднения (профессиональные дефициты) в этом направлении у воспитателей и специалистов ДОО.

Были выявлены следующие профессиональные дефициты:

  1. Недостаточность теоретических знаний педагогов об особенностях принципов и подходов индивидуализации дошкольного образования.
  2. Недостаточность практических умений для разработки, организации и реализации индивидуальных маршрутов развития воспитанников.
  3. Неумение использовать методы и средства анализа психолого-педагогического мониторинга, позволяющего оценить результаты индивидуализации образовательного процесса.
  4. Недостаточность знаний об организации условий для стимулирования самостоятельности ребенка и мотивационного обеспечения его индивидуальной образовательной деятельности

В связи с этим возникла необходимость обратить особое внимание на методическое сопровождение индивидуализации образовательного процесса в ДОО.

В соответствии с результатами, выявленными посредством мониторинга, а также в соответствии с требованиями ФГОС ДО, были определены цель и задачи проекта.

Цель: Совершенствование качества образовательного процесса в ДОО посредством индивидуализации обучения, воспитания и развития воспитанников.

Задачи:

  1. Создать научно-методические, кадровые и материально-технические условия для индивидуализации образовательного пространства в ДОО.
  2. О рганизовать комплекс методических мероприятий, направленных на освоение педагогами профессиональных компетенций по индивидуальному обучению, воспитанию и развитию дошкольников.
  3. Сформировать и закрепить на практике знания педагогов, необходимые для организации индивидуально-личностного развития детей дошкольного возраста.
  4. Разработать методическую Модель индивидуализации образовательного процесса в ДОО.

Образовательная миссия проекта состоит в том, чтобы:

1. Реализовать индивидуально-личностный подход при взаимодействии с детьми дошкольного возраста.

2. Реализовать принцип вариативности дошкольного образования.

3. Обновить содержательный компонент основной образовательной программы, реализуемой в ДОО.

3. Обогатить развивающую предметно-пространственную среду ДОО.

Ресурсы проекта:

1. Материально-технические. Развивающая предметно-пространственная среда ДОО по индивидуализации образовательного процесса может и должна соответствовать требованиям ФГОС ДО.

2. Кадровые. Необходимо повышение профессиональной компетентности педагогов по разработке и реализации индивидуальной образовательной траектории для каждого воспитанника.

3. Методические. Требуется разработка комплекса мероприятий, обеспечивающих:

- повышение профессиональной компетентности педагогов;

- создание методической Модели индивидуализации образовательного процесса в ДОО.

Риски и пути преодоления рисков

Риски:

1. Пассивное участие педагогов в проекте.

2. Недостаток игрового оборудования, пособий и материалов для обогащения и разнообразия РППС по индивидуализации образовательного пространства.

3. Недостаточная готовность родителей (законных представителей) к включению в процесс индивидуализации обучения, воспитания и развития своих детей.

Пути преодоления рисков:

1. Поддержка каждого педагога в решении проблем проектирования РППС и организации образовательного процесса на основе индивидуализации.

2. С оздание системы стимулирования и поощрения активной деятельности педагогов посредством моральных и материальных стимулов.

3. Разработка методических мероприятий с целью вовлечения педагогов к реализации задач проекта.

4. Разработка научно-методического обеспечения проекта.

5. Материально-техническое обеспечение проекта.

6. Привлечение родителей к участию в проекте посредством совершенствования содержания и форм взаимодействия детского сада и семьи.

7. Взаимодействие с социальными партнерами по совершенствованию качества образовательного процесса на основе индивидуального подхода к каждому ребенку.

Механизм оценки эффективности проекта

  1. Анкетирование родителей (законных представителей).
  2. Тестирование и анкетирование педагогов по вопросам индивидуализации образовательного процесса.
  3. Анализ реализации этапов проекта.
  4. Мониторинг развивающей предметно-пространственной среды в ДОО по данному направлению.
  5. Проведение диагностических наблюдений по освоению воспитанниками ООП.

Этапы реализации проекта

Этап

Срок

Содержание

I этап. Организационный

Цель: Создание условий для проектирования в ДОО образовательного процесса на основе индивидуализации обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста.

1. Создание творческой группы по реализации проекта.

2. Анализ соответствия условий ДОО требованиям ФГОС ДО.

3. Разработка пакета документов, регламентирующих индивидуализацию образовательного процесса в ДОО.

4. Разработка и утверждение плана-графика повышения профессиональной компетентности педагогов по индивидуализации образовательного процесса.

5. Пополнение фонда методических пособий и литературы ДОО по индивидуально-личностному развитию дошкольников.

6. Оснащение дошкольной организации средствами обучения и воспитания, соответствующими материалами, игровым и дидактическим оборудованием, способствующим индивидуализации дошкольного образования.

7. Заключение договоров с социальными партнерами.

II этап. Внедренческий

Цель: Реализация управленческих мероприятий, обеспечивающих эффективное функционирование развивающего образовательного пространства ДОО для каждого воспитанника.

1. Реализация плана методических мероприятий.

2. Обеспечение постоянного роста профессиональной компетентности педагогов посредством проведения комплекса обучающих мероприятий.

3. Закрепление на практике профессиональных знаний и умений педагогов по индивидуализации образовательного процесса.

4. Вовлечение в проект социальных партнеров и родителей.

III этап. Аналитико-обобщающий

Цель: Проведение мониторинга и обобщение опыта работы по индивидуализации образовательного процесса в ДОО.

1. Подведение итогов работы над проектом:

- представление продуктов проекта.

2. Анализ мониторинговых мероприятий.

3. Популяризация опыта работы перед педагогическим сообществом.

План-график реализации проекта

I этап. Организационный

Мероприятия этапа

Ответственные

С оздание творческой группы по организации в ДОО мероприятий, направленных на:

- совершенствование РППС дошкольного учреждения;

- формирование профессиональных компетенций педагогов по индивидуализации образовательного процесса.

члены творческой группы

Разработка управленческих мероприятий и принятие решений о направлениях работы, корректирующих состояние материально-хозяйственной деятельности в ДОО (приобретение материалов и оборудования, подготовка рекреаций и помещений ДОО под различные развивающие Центры, Зоны релаксации, Сенсорные комнаты, Уголки уединения и пр.).

Заведующий, ст. воспитатель

Разработка методических буклетов, консультаций и презентаций для педагогов:

члены творческой группы

Разработка плана управленческих и методических мероприятий II этапа (внедренческого).

члены творческой группы

Проведение мониторинга образовательных потребностей и профессиональных дефицитов педагогов по индивидуализации образовательного процесса (диагностические наблюдения, контрольные срезы, тесты).

члены творческой группы

II этап. Внедренческий

Мероприятия этапа

Ответственные

Организация педагогических тренингов:

члены творческой группы

члены творческой группы

члены творческой группы

члены творческой группы

члены творческой группы,

члены творческой группы,

Проведение консультаций для родителей:

Организация самообследования педагогов по индивидуализации образовательного процесса в группе.

Размещение информации на сайте ДОО, отражающей деятельность учреждения по организации индивидуального развития воспитанников.

Организация взаимодействия с социальными партнерами:

- создание условий для сетевого взаимодействия по эффективному использованию ресурсов партнерских организаций для индивидуализации образования;

- разработка и проведение совместных образовательных и досуговых мероприятий;

- совместная организация развивающей предметно-пространственной среды для дошкольников.

члены творческой группы,

III этап. Аналитико-обобщающий

Мероприятия этапа

Ответственные

Отслеживание результатов проекта и соотнесение полученных результатов с планируемыми.

члены творческой группы

Оценка степени соответствия материально-технического обеспечения и дидактических средств по индивидуализации образовательного процесса требова­ниям ФГОС ДО.

члены творческой группы

Представление опыта в форме:

члены творческой группы,

Приложение

Методическая Модель

индивидуализации образовательного процесса в ДОО

Структура Модели

Содержание

деятельности

Система методического сопровождения педагогов

- организация обучающих методических мероприятий: семинаров-практикумов, мастер-классов, тренингов, консультаций и др.;

- разработка методических информационно-цифровых материалов, обеспечивающих разнообразную деятельность по теме;

Организация психологически комфортной и личностно-развивающей профессиональной среды

- создание безопасной и психологически комфортной образовательной среды для всех участников образовательных отношений;

- переход от вертикальной командно-административной системы управления к горизонтальной системе профессионального сотрудничества;

- поддержка каждого педагога в самореализации и саморазвитии;

- повышение мотивации работников к качественному труду, в том числе на основе их материального стимулирования и повышения престижности труда в образовательном учреждении;

- поддержка инициативы и творчества педагогов посредством организации конкурсов и проведения методических мероприятий;

- разработка новой системы контроля на основе индивидуального, дифференцированного подхода к оценке качества образовательной деятельности педагогов;

- обеспечение дифференцированного подхода к обобщению и распространению опыта педагогов по данной теме с целью планомерного повышения их профессионализма.

Индивидуализация образовательного процесса для воспитанников

- обеспечение максимальной реализации образовательного потенциала каждого помещения ДОО материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления здоровья воспитанников;

- обновление содержания образовательного процесса посредством внедрения новых форм и методов взаимодействия педагогов с детьми;

- организация всех видов развивающих деятельностей дошкольника: игровой, продуктивной, познавательно-исследовательской;

- создание условий для развития свободной самостоятельной деятельности воспитанников;

- обеспечение доступности образовательной среды для воспитанников, в том числе для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов.

Читайте также: