Проект посуда в средней группе детского сада

Обновлено: 02.07.2024

Автор: Калинчук Олеся Николаевна

воспитатель МБДОУ №146 г. Кемерово

Открытое занятие по развитию речи в средней группе.

Воспитатель Калинчук О.Н.

Цель занятия:

-познакомить детей с классификацией посуды на: чайную, кухонную. -расширить словарный запас детей через использование специальных заданий и дидактических игр. -воспитывать бережное отношение к посуде.

Ход занятия.

1.Предварительная работа:

2.Организационный момент.

Ребята к нам на занятие пришли гости, что нужно сделать? (поздороваться) -Дружно за руки возьмемся И друг другу улыбнемся! Ты мой друг и я твой друг, Дружат все друзья вокруг.

Постановка мотивации Вам интересно узнать, чем мы сегодня будем заниматься?

3.Вводная часть.

Ребята а вы умеете отгадывать загадки, давай те попробуем

Загадки

А из носа льется.

Чтобы снять меня с плиты,

За ручку взять придется. (чайник)

У него не нос, а кран.

От него исходит жар.

Что же это? (самовар)

Днище вместо ножек.

Из-под шляпы пар идет,

Им обжечься можно. (кастрюля)

Если он наточен остро,

Резать им легко и просто. (нож)

Ведь пищу из нее едим мы.

Глубокая и мелкая

Зовут ее… (тарелкою)

Про тебя я забываю,

Но когда несу еду –

Мимо рта я не пройду. (ложка)

Молодцы! А как можно назвать одним словом эти предметы? Правильно ПОСУДА.

— Осталась Федора одна, ни чая не попить, не обед сварить! -Хорошо ли бабушке Федоре? — Ребята, Федора принесла нам волшебную коробку. Давайте –ка поможем ей его донести, а заодно посмотрим, что в неё.( посуда)

4.Основная часть.

-Давайте мы не только поможем Федоре, расставить посуду по своим местам, отдельно: кухонную

( будем ставить на плиту);
чайную
(на столик для чаепития); но и расскажем ей много интересного о посуде. — А ты бабушка Федора пока посиди, отдохни и послушай!

Чай попьем из…. Сахар насыпаем… Кашу сварим…. Молоко нальем в… Котлеты пожарим в… Конфеты к чаю положем в …. Суп сварим в …… И т.д.

-Ну вот ,мы с вами и помогли Федоре разобраться для чего нужна посуда. А теперь давайте расскажем Федоре ещё о посуде !

-Ребята, а вы знаете , что посуду делают из разных материалов? (ответы детей: из дерева, из глины, а потом уже появилась стеклянная, фарфоровая, металлическая.)

Если посуда сделана из дерева, она какая? (деревянная) Если посуда сделана из глины, она какая? (глиняная) Если посуда сделана из стекла, она какая? (стеклянная) Если посуда сделана из фарфора, она какая? (фарфоровая) Если посуда сделана из металла, она какая? (металлическая)

-Ребята, а кто расскажет как нужно заботиться о посуде? (ответы детей)

А теперь давайте расскажем Федоре, как ласково мы с вами умеем называть посуду (игра на ковре с мячом).

Дзынь… Ребята, пока мы с вами разминались у Федоры случилась беда, посуду она уронила. Давайте ей поможем.

-Ребята, посмотрите, в мешке осталась разбитая посуда; наверное Федора пока несла нам коробку, разбила посуду. Давайте попробуем склеить посуду. Дети за столами собирают разрезные картинки (кружка, сковорода, кастрюля), затем рассказывают что получилось.

Дети Федора очень рада , что вы ей помогли и решила угостить вас чаем. Посмотрите, надобыть осторожными чай горячий.А что нужно сделать чтобы его остудить? Правильно подуть .

Молодцы! Федора щчень рада , что вы так хорошо умеете дуть. А вы умеете называть предметы ласково?

Чашка – чашечка Ложка – ложечка Тарелка – тарелочка Вилка – вилочка Блюдце – блюдечко Горшок – горшочек Стакан — стаканчик Крышка – крышечка и т.д.

Сосчитай до пяти слова

Тарелка, вилка, ложка, миска — одна тарелка, две тарелки и т.д.

5.Итог занятия:

-Молодцы ребята! -А как вы думаете, мы с вами помогли Федоре ? (ответы детей) -А почему мы смогли помочь Федоре ? -Это потому что мы были дружными и добрыми! -Ребята, Федора, благодарит вас за помощь! Она принесла для вас угощение (печенье). — Федоре надо возвращаться в сказку! -Давайте попрощаемся с Федорой!

В основной образовательной программе стоит задача познакомить детей с окружающим миром. Посуда является одним из предметов, позволяющих ближе познать мир вокруг нас. Знакомство с посудой помогает развивать мышление, память, внимание. Играя с посудой, дети учатся взаимодействовать друг с другом, развиваются социальные и коммуникативные качества. Развивается речь, увеличивается словарный запас.

В процессе наблюдения за детьми и бесед с ними было выявлено, что дети:

- в недостаточной степени умеют классифицировать предметы посуды;

- испытывают трудности в сравнении предметов посуды;

- не называют составные части предметов посуды;

- не достаточно хорошо описывают предметы посуды.

Тип проекта : краткосрочный, групповой, познавательно – творческий.

Срок реализации проекта : 3 недели

- Обогатить и систематизировать знания детей о посуде, ее частях и назначении.

- Формировать представление о качествах и свойствах посуды, классификации.

- Воспитывать у детей культуру поведения за столом, развивать эмоциональную активность, доброжелательность.

Целевая аудитория : дети средней группы, родители, воспитатели.

Данный опыт работы может быть использован педагогами дошкольных общеобразовательных учреждений, педагогами дополнительного образования.

План по реализации проекта:

1 этап – организационный;

2 этап – практически;

3 этап – заключительный.

Работа с детьми

1 этап – организационный (накопление знаний, разработка опытов с описанием проведения,
организация предметно – развивающей среды)

Сбор информации по теме проекта, отбор художественной и познавательной литературы, подбор иллюстративного материала.

2 этап – практический.

( мероприятий с детьми по реализации проекта )

Загадки о посуде.

Чтение стихотворений о столовых приборах

Рассматривание сюжетной картинки с изображением детей, расставляющих на столе столовую посуду к обеду.

Загадки о посуде.

Чтение стихотворений о посуде

Чтение стихотворений о посуде.

Конструирование стаканчиков из бумаги.

Рассматривание сюжетной картинки с изображением детей во время приема пищи.

Лепка посуды по выбору детей.

3 этап - заключительный

( обсуждение проделанной работы, что нового о посуде узнали дети )

Чаепитие в группе.

- Знать и называть предметы посуды, их части;

- Владеть обобщающими понятиями;

- Узнавать по описанию и назначению;

- Находить сходство и различия предметов посуды по нескольким признакам;

- Знать, из какого материала сделаны предметы посуды;

- Владеть навыками пользования столовыми приборами, культуры поведения за столом.

1. Повторение названий предметов посуды .

Воспитатель. На занятиях мы с вами говорили, о том, что нужно беречь деревья, леса. Что можно изготовить из дерева? (Ответы детей). Из дерева делают посуду, например деревянные ложки. А какую еще посуду вы знаете? (Дети называют, воспитатель показывает картинки с изображением посуды)

2. Классификация посуды.

Воспитатель. Посуда бывает разная.

Чайная посуда : чашка, блюдце, стакан, бокал, сахарница, конфетница, молочник, чайник, сухарница. Для чего нужна чашка? Что можно пить из чашки, стакана? Что мы кладем в сахарницу, сухарницу, конфетницу? Что наливаем в молочник?

Столовая посуда : тарелка, супница, солонка, хлебница, перечница, масленка, салатница, соусница. Давайте вместе назовем столовую посуду. (Дети хором повторяют за воспитателем название посуды и рассматривают картинки). К столовой посуде относятся еще нож, вилка, ложка – столовые приборы. Зачем нужна супница, хлебница? Что находится в масленке, солонке, перечнице, соуснице, салатнице?

Кухонная посуда – это кастрюля, сковородка, миска, половник, сито, кувшин. В этой посуде люди готовят еду. Для чего нужны кастрюли, половник? Как используют сковородку, сито? (Показывает изображение кухонной посуды, дети ее называют). Для чего нужна чайная посуда? Когда мы пользуемся столовой посудой? Зачем нужна кухонная посуда? Какая посуда есть у вас дома?

3.Ознакомление с признаками материала, из которого изготовлена посуда .

Воспитатель показывает образцы посуды из фарфора, глины, стекла, дерева, металла, пластмассы. Дети берут посуду в руки, определяют ее легкость, прозрачность, гладкость или шероховатость. Воспитатель подсказывает, что пластмассовая посуда легкая, но готовить в ней нельзя, она расплавится, металлическая посуда тяжелая, в ней можно готовить, стеклянная посуда хрупкая, она может лопнуть от горячей пищи, в фарфоровой посуде нельзя готовить, в ней подают готовое блюдо, глиняная посуда – тяжелая, готовить в ней можно в печке или в духовке.

Дети осматривают посуду и называют свойства материала: стекло – прозрачное, тонкое, холодное, гладкое, хрупкое; глина – толстая, гладкая, непрозрачная; металл – тяжелый, прочный, твердый и т.д.

Участники проекта: дети, родители и воспитатели средней группы .

Тип проекта: коллективный, познавательно — исследовательский, творческий, кратковременный.

Дети 4-х лет в недостаточной степени имеют представление о посуде, ее видах, свойствах, назначении. Они не владеют обобщающим понятием, не умеют описывать предмет, т.к. в этом возрасте имеют бедный словарь прилагательных и глаголов. Участие детей в проекте позволит максимально обогатить знания и представления о посуде, ее частях и видах, свойствах, назначении; развить их связную речь, творческие способности, поисковую деятельность.

Создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе разработки проекта.

- Расширить представления о посуде, ее внешних признаках, видах, свойствах, назначении.

- Развивать связную речь через составление описательного рассказа.

- Воспитывать бережное отношение к посуде.

Этапы реализации проекта.

  • Подготовительный.
  • Основной.
  • Заключительный.
  1. Дети должны знать и называть посуду, ее внешние признаки, виды, свойства, назначение.
  2. Владеть обобщающим понятием.
  3. Узнавать посуду по описанию.
  4. Находить сходства и различия по нескольким признакам.
  5. Составлять описательный рассказ о посуде с использованием опорной схемы.
  6. Уметь совместно с родителями находить оригинальные решения в оформлении необыкновенной посуды, подбирать интересный познавательный материал к своему произведению.

1 этап – подготовительный.

1. Постановка цели и задач.

2. Создание условий для реализации проекта.

3. Подбор наглядно - иллюстративного материала.

4. Подбор материала для продуктивной деятельности.

2 этап – основной.

1. Работа с детьми.

2. Работа с родителями.

2. Рассматривание альбомов, иллюстраций и образцов с различными видами посуды.

9. Дидактические игры:

10. Лепка и роспись посуды.

В работе с родителями:

3. Проведение совместного чаепития в группе.

Наблюдая за детьми и беседуя с ними, мы увидели, что дети

 в недостаточной степени умеют классифицировать предметы посуды;

 не достаточно хорошо сравнивают предметы посуды;

 не называют их составные части, не достаточно хорошо описывают предмет.

Тип проекта:

Коллективный, познавательно — исследовательский, творческий, кратковременный.

Участники проекта:

Педагоги, воспитанники ДОУ, их родители.

Задачи:

 Обогатить представления детей о посуде (чайная, столовая, кухонная).

 Развивать связную речь через составление описательного рассказа о посуде.

 Воспитывать у детей культуру поведения за столом, умение пользоваться столовыми приборами.

Предполагаемый результат:

 Знать и называть предметы посуды, их части;

 Владеть обобщающими понятиями;

 Узнавать по описанию и назначению;

 Находить сходство и различия предметов посуды по нескольким признакам;

 Знать: из какого материала сделаны предметы посуды.

 Владеть навыками пользования столовыми приборами, культуры поведения за столом.

Участники проекта: дети средней группы, воспитатели, родители.

Срок реализации проекта: 2 недели.

Перспективы дальнейшего развития.

Данная коллекция демонстрируется родителям на собрании, а также детям и родителям других групп. Предполагается изготавливать подобный материал по другим лексическим темам в течение всего учебного года.

Методы проекта:

  • Исследовательские:проблемные вопросы, сравнение материалов.
  • Наглядные:тактильно-мышечная наглядность; мультимедийные презентации; энциклопедии; наборы открыток; фотографии; тематические картинки; дидактические игры, рисунки детей, модели.
  • Словесные:беседы, чтение литературы, консультации для родителей, объяснения, указания, словесные инструкции.
  • Практико-ориентированные:ситуационные задачи, создание мини – музея посуды.
  1. Организационный этап проекта.
  2. Подбор методической и художественной литературы.

2.Изготовление пособий, моделей, схем,

4.Приобретение необходимого оборудования.

5.Привлечение родителей к проблеме проекта.

6.Определение тематики бесед.

9.Подбор музыкального репертуара.

2 этап. Перспективное планирование работы над проектом. (план мероприятий с детьми и родителями в реализации проекта).

Чтение художественной литературы:

Просмотр презентаций:

-такая разная посуда;

- история ложечки; самовара.

Игровая деятельность

Художественно-продуктивная деятельность (рисование, лепка).

Творческая деятельность создание мини - музея посуды.

Исследовательская деятельность: сравнение материалов (стекло, пластмасса, керамика, железо, бумага).

Постановка проблемных ситуаций и решение ситуационных задач.

3 этап. Реализация проекта.

1 неделя

Понедельник

3.Рекомендовать родителям рассмотреть с детьми предметы посуды, которая имеется дома.

Вторник

Среда

2.Вместе с родителями дома закрепить умение детей рисовать элементы росписи гжель.

Четверг

Пятница

4 этап. Презентация проекта.

Познавательная ценность: углубление и систематизация знаний о посуде; формирование познавательных умений: наблюдать, сравнивать и анализировать, экспериментировать; использовать полученные знания в различных видах деятельности.

Воспитательная ценность: формирование морально - волевых качеств личности (аккуратности, ответственности, организованности.

  1. Оформление выставок рисунков, поделок, коллекции посуды
  2. Создание фоторепортажа по проекту.
  3. Презентация проекта для педагогов ДОУ.

Приложение № 1

Конспект

(формирование целостной картины мира)

Виды детской деятельности: игровая, продуктивная, коммуникативная, познавательно-исследовательская.

Планируемые результаты: умеет поддерживать беседу, высказывает свою точку зрения; владеет навыками самообслуживания, интересуется изобразительной детской деятельностью (рисование тарелки с полосками разного цвета); активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками в решении игровых и познавательных задач.

Материалы и оборудование: картинки с изображением разной посуды; образцы посуды из разных материалов; листы белой бумаги в форме в форме тарелки. Карандаши.

Содержание организованной деятельности детей.

  1. Организованный момент. Повторение названий предметов посуды.

Воспитатель. На прошлых занятиях мы с вами говори ли, что нужно беречь деревья, леса. Что можно изготовить из дерева? (Ответы детей). Из дерева делают посуду, например деревянные ложки. А еще какую посуду вы знаете? (Дети называют) (Воспитатель показывает картинки с изображением посуды)

Воспитатель. Посуда бывает разная.

Чайная посуда: чашка, блюдце, стакан, бокал, сахарница, конфетница, молочник, чайник, сухарница. Для чего нужна чашка? Что можно пить из чашки, стакана? Что мы кладем в сахарницу, сухарницу, конфетницу? Что наливаем в молочник?

Столовая посуда: тарелка, супница, солонка, хлебница, перечница, масленка, салатница, соусница. Давайте вместе назовем столовую посуду. (Дети хором повторяют за воспитателем название посуды и рассматривают картинки) К столовой посуде относятся еще нож, вилка, ложка – столовые приборы. Зачем нужна супница, хлебница? Что находится в масленке, солонке, перечнице, соуснице, салатнице?

Кухонная посуда – это кастрюля, сковородка, миска, половник, сито, кувшин. В этой посуде люди готовят еду. Для чего нужны кастрюли, половник? Как используют сковородку, сито? (Показывает изображение кухонной посуды, дети ее называют) Для чего нужна чайная посуда? Когда мы пользуемся столовой посудой? Зачем нужна кухонная посуда? Какая посуда есть у вас дома?

  1. Рассматривание сюжетной картинки с изображением детей, расставляющих на столе столовую посуду к обеду.

- Кого мы видим на картинке?

- Что стоит на столе?

- Что держит мальчик?

- Для чего нужна тарелка?

- Что кладет девочка на стол?

- Для чего нужна ложка?

- Что едят вилкой?

- С какой стороны от тарелки лежат ложка и вилка?

- Где стоит стакан?

 Какая посуда спряталась?

Дети называют каждый предмет посуды и говорят, к какому виду он относится: чайная, столовая, кухонная посуда.

  1. Ознакомление с признаками материала, из которого изготовлена посуда.

Воспитатель показывает образцы посуды из фарфора, глины, стекла, дерева, металла, пластмассы. Дети берут посуду в руки, определяют ее легкость, прозрачность, гладкость или шероховатость. Воспитатель подсказывает, что пластмассовая посуда легкая, но готовить в ней нельзя, она расплавится, металлическая посуда тяжелая, в ней можно готовить, стеклянная посуда хрупкая, она может лопнуть от горячей пищи, в фарфоровой посуде нельзя готовить, в ней подают готовое блюдо, глиняная посуда – тяжелая, готовить в ней можно в печке или в духовке.

Дети осматривают посуду и называют свойства материала: стекло – прозрачное, тонкое, холодное, гладкое, хрупкое; глина – толстая, гладкая, непрозрачная; металл – тяжелый, прочный, твердый и т.д.

Если тарелка из пластмассы, то она (какая?) - …

Если ложка из металла, она - …

Если чашка из фарфора, она - …

Если чайник из глины, он - …

Если стакан из стекла, он - …

Если сахарница из стекла, она - …

Если половник из металла, он - …

Дети описывают предметы посуды по схеме:

2) Материал, из которого изготовлен предмет.

3) Признаки (гладкая, шершавая, тонкая, хрупкая, легкая, тяжелая).

4) Составные части.

Педагог показывает приемы изображения тарелки с полосками, обращает внимание детей на то, что между полосками должно быть расстояние, в центре необходимо изобразить кружок, который является дном. Дети рисуют карандашами.

- Чем мы сегодня занимались?

- Что вам понравилось больше всего?

Приложение № 2

Конспект

(конструктивная деятельность).

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская.

Цели: упражнять в употреблении существительных в именительном и родительном падежах множественного числа; учить сравнивать предметы посуды, называть их составные части, описывать предмет; учить сгибать лист пополам, совмещая стороны и углы, вырезать фигуры.

Планируемые результаты: умеет поддерживать беседу, высказывает свою точку зрения; выражает положительные эмоции (интерес, радость, восхищение) при разгадывании загадок; способен конструировать по собственному замыслу стаканчик для карандашей из бумаги; активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками в решении игровых и познавательных задач.

Материал и оборудование: картинки с изображением посуды; цветная бумага, клей, ножницы, карандаши, кисточки.

Содержание организованной деятельности детей.

Картинки с изображением посуды лежат на столе перевернутые. Дети берут по одной картинке и называют посуду.

Я пыхчу, пыхчу, пыхчу. Вся макушка в дырках мелких,

Больше греться не хочу. Перец сыплется в тарелки. (Перечница)

Крышка громко зазвенела:

Новая посуда, Зубами накалываю

А вся в дырах. (Сито) И в рот накладываю. (Вилка)

Всех кормлю с охотой я, Режу хлеб и сыр, морковку.

А сама безрогая. (Ложка) Все ровнехонько и ловко. (Нож)

Среди некоторых картинок с изображением посуды одна убирается. Дети называют. Какой посуды не стало.

 Угадай, какая посуда.

Как называется посуда, в которую кладут кашу; жарят котлеты; варят суп; насыпают сахар(соль, перец); наливают соус; через которую пересеивают муку; в которую кладут конфеты; из которой пьют чай.

Дети получают карточку с изображением предметов посуды. Не показывая изображение остальным детям, описывают предмет. Те, кто слушает описание, должны отгадать, какую посуду описывают.

Вопрос: чем отличаются и чем похожи: тарелка и блюдце; чашка и бокал; бокал и стакан; кастрюля и чайник?

Для изготовления стаканчика надо на изнаночной стороне плотной цветной бумаги начертить выкройку стаканчика-цилиндра, увеличив ее по желанию. Вырезать, склеить его. Приклеить донышко, подогнув зубчики и намазав их клеем. Украсить стаканчик узором – аппликацией.

Воспитатель готовит выкройку стаканчика и раздает детям. Остальную работу они выполняют сами.

- Что мы делали сегодня на занятии?

- Расскажите по порядку, как нужно изготавливать стаканчик.

- Чем вам понравилось на занятии?

Приложение № 3

Конспект

Виды детской деятельности: продуктивная, коммуникативная, игровая.

Цели: учить лепить из соленого теста чашку; знакомить с приемом вдавливания середины шара для получения полой формы.

Планируемые результаты: владеет навыками самообслуживания, интересуется изобразительной детской деятельностью (лепка чашки), активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками в решении игровых и познавательных задач.

Материал и оборудование: соленое тесто, стеки, клеенки, салфетки, игрушка Мишутка.

Содержание образовательной деятельности детей.

Мишутка: Здравствуйте, ребята.

Воспитатель: Здравствуй, Мишутка. Ребята, вы узнали из какой сказки пришел к нам Мишутка? (Ответы детей)

Мишутка – Проснулся я от зимней спячки и захотел кушать. Посмотрел на стол и не увидел свою чашку.

Воспитатель – Ребята, а ведь мы можем помочь Мишутке. У меня есть тесто. Что мы можем сделать из него? (Ответы детей). Да, мы слепим для него чашку из теста.

Сначала я вам покажу, как надо лепить. Берем немного теста. Делаем из него шарик. Большим пальцем вдавливаем середину шара, а потом оттягиваем все края этой полой формы. И у нас получается чашка.

(Далее дети самостоятельно выполняют работу. Воспитатель и Мишутка помогают детям подсказками, советами)

Воспитатель – Вот и вылепили чашки ребята. Молодцы.

(После игры Мишутка прощается и уходит)

Воспитатель задает вопросы:

- Кто к нам сегодня в гости пришел? Почему Мишутка был грустный?

- Как мы помогли Мишутке? Чем вам понравилось занятие?

Приложение № 4

Подвижные игры.

Летающие слова.

Стоя в кругу играющие перебрасывают друг другу небольшой мячик. Бросив мяч, играющий громко произносит полслова, обозначающего название посуды (например, тарел-…). Ловящий мяч должен, поймав его, тут же договорить оставшуюся часть слова.

Чайная, столовая, кухонная.

Рывок за мячом.

Играющие делятся на две команды, каждая выстраивается в шеренгу у лицевой линии площадки. У игроков в руках карточка с изображением посуды. У обеих команд карточки одинаковые. Ведущий с мячом называет посуду, бросает вперед мяч. Игроки, у которых карточки с изображением произнесенной посуды, бросаются наперегонки вслед за мячом. Тому, кому удастся коснуться мяча первым, дается очко. Потом подсчитываются результаты команд.

Приложение №7

Результаты диагностики до реализации проекта

Фамилия, имя ребенка

Знает и называет предметы посуды

Узнает предметы по описанию и назначению, находит сходства и различия

Читайте также: