Проект подвижные игры в детском саду подготовительная группа

Обновлено: 05.07.2024

Подвижная игра является незаме­нимым средством для развития движений детей, их сенсорных, познавательных и творческих способ­ностей, но ее воспитательная ценность зависит от правильного руководства ею, умелого проведения.

Ныне все педагоги отмечают сниже­ние интереса у детей к подвижным иг­рам. Происходит это, на наш взгляд, по следующим причинам.

Во-первых, желание играть может не возникнуть, если сюжет игры не соответствует имеющейся у детей информа­ции о мире. Современному ребенку до­ступны различные источники инфор­мации, он владеет самыми разнообразными знаниями, которые обычно не находят отражения в подвижных иг­рах.

Во-вторых, воспитатели, осваивая с детьми новую подвижную игру, часто ограничиваются лишь двумя этапами: разучиванием игры и ее закреплением, опуская третий этап — совершенствова­ние движений в подвижной игре.

1. Паровоз объезжает препятствия – дети продвигаются змейкой между стульями, кубами.

2. Паровоз едет через туннель – дети пролезают под дугами.

3. Воспитатель регулирует движение паровоза с помощью светофора: поднимает красный флажок - дети должны ос­тановиться; желтый — идти; зеленый — бе­жать.

1. Дети изображают, как они собира­ют грибы, ягоды, срывают дикие яблоки, переступают через колючие кусты (ходьба широким шагом), идут по коч­кам (приставной шаг) и т.д.

2. Дети имитируют повадки обитате­лей леса: медведя (ходьба на внешней стороне стопы, руки, чуть согнутые в локтях, перед собой), лисы (ходьба на носках), оленя (ходьба с высоким под­ниманием колен, руки скрещены над головой), зайца (прыжки с продвиже­нием вперед), бабочки (бег с плавными движениями рук), гусеницы (ползание).

Чух-чух! Чух-чух!
Мчится поезд во весь дух.
Чух-чух! Чух-чух!
У-у-у-у-у!
Я пыхчу, пыхчу, пыхчу,
Сто вагонов я тащу!
У-у-у-у-у!
(Увеличивается скорость движения.)

Паровоз, паровоз,
Что в подарок нам привез?

— Зверюшек. Зайчиков (дети оста­навливаются и выполняют имитаци­онные движения).

Загудел паровоз
И вагончики повез:
Чух-чу! Чух-чу!
Далеко укачу (дети садятся в паро­воз).

Далее предлагаются варианты прове­дения подвижных игр (см.: Пензулаева Л.И. Подвижные игры и игровые упраж­нения для детей 5-7 лет. - М: ВЛАДОС, 2001. Фомина А.И. Физкультурные занятия и спортивные игры в детском саду. — М: Просвещение, 1984. Чистякова М.И. Пси­хогимнастика. - М.: Просвещение, 1995).

Варианты прове­дения подвижных игр

Варианты игры (вторая младшая, средняя группы)

2. Детей можно разделить на две ко­манды.

Варианты игры (вторая младшая, средняя группы)

1. Дети могут собраться возле обруча, цвет которого соответствует цвету их флажка.

2. Дети могут собраться возле обруча, в котором стоит кегля такого же цвета, что и их флажок.

3. Воспитатель поднимает флажок и называет его цвет. Дети с такими же флажками подбегают к воспитателю, остальные - отбегают от него.

Варианты игры (вторая младшая, средняя группы)

1. Дети заправляют самолеты бензи­ном (движение рук).

Дети стоят вдоль стен комнаты - это ав­томобили в гараже. Каждый держит в руках флажок, или кольцо, или картонный диск синего, желтого или зеленого цвета. Вос­питатель стоит в центре комнаты лицом к играющим, в руках у него три флажка соот­ветствующих цветов. Он поднимает один из них, дети, имеющие предмет этого цве­та, разбегаются по площадке и, подражая езде автомобиля, гудят. Когда воспитатель опустит флажок, автомобили останавлива­ются и направляются в гаражи.

Варианты игры (средняя, старшая группа)

1. Воспитатель не показывает детям флажки, а использует только словесные указания.

4. У воспитателя два флажка - зелено­го и красного цвета. У детей рули разно­го цвета, но не зеленого и не красного. Им предлагают бежать до противоположной стороны площади и обратно и при этом следить за сигналами свето­фора: па зеленый цвет — бежать, на красный - остановиться.

6. Воспитатель дает указания: ехать быстро, медленно, повернуть, затормо­зить, посигналить.

На одной стороне площадки (зала) — берлога медведя (круг), на другой (за чертой) - дом детей. Они выходят из дома и идут к берлоге, приговаривая:

У медведя во бору
Грибы, ягоды беру,
А медведь не спит
И на нас рычит!

С последним словом медведь выбега­ет из берлоги и ловит (салит) играю­щих. Дети убегают в свой дом.

Варианты игры (средняя, старшая группы)

1. Изменение места водящего (в цент­ре зала, сбоку).

2. Изменение исходного положения водящего (стоя, сидя на стуле, на корточках, спиной, сгруппировавшись и т.д.).

3- Дети имитируют движения: собира­ют грибы и ягоды (наклоняются, выпряхчляются), переступают через колю­чие кусты (высоко поднимают ноги), подлезают под корни деревьев (подлеза-ние боком), срывают яблоки (становятся на носочки и поднимают руку вверх).

4. Перед берлогой препятствие: руче­ек (две скакалки), через который нужно перепрыгнуть. Мишка вылезает из бер­логи (подлезание под духу).

(Этот вариант приемлем для разновоз­растной группы, когда роль мишки выполняет старший по возрасту ребенок)

Варианты игры (средняя, старшая группы)

1. Воспитатель загадывает загадки, а дети, отгадав их, передают в движении характер образа.

На дорожку вышли рожки.
Вы не будете бодать?
Я потрогал их немножко,
Рожки спрятались опять.
(Улитка)

Целый день летает,
Всем надоедает.
Ночь настанет,
Тогда перестанет.
(Муха)

Маленький рост,
Длинный хвост,
Серая шубка,
Острые зубки.
(Мышка)

Модница крылатая,
Платье полосатое,
Ростом, хоть и кроха,
Укусит — будет плохо!
(Пчела, оса)

Спал цветок
И вдруг проснулся,
Больше спать не захотел,
Шевельнулся, встрепенулся,
Взвился вверх и улетел.
(Бабочка)

Комочек пуха,
Длинное ухо,
Прыгает ловко,
Любит морковку.
(Заяц)

2. Воспитатель предлагает детям вы­полнить логоритмические упражнения. Насекомые

Прилетела к нам вчера
Полосатая пчела,
А за ней шмель-шмелек
И веселый мотылек,
Два жука и стрекоза,
Как фонарики, глаза.
Пожужжали, полетали,
От усталости упали.

Лягушка

Скачут по опушке
Две веселые лягушки
Прыг-скок, прыг-скок -
Прыгать весело, дружок.

Жук летит, жужжит, жужжит
И усами шевелит.

Варианты игры (средняя, старшая группы)

1. Охотник (воспитатель или ребе­нок) показывает движения, передаю­щие характер обезьяны.

2. Охотник (воспитатель или ребе­нок) под музыку показывает ритмич­ные движения, передающие характер обезьяны.

Играющие строятся в две-три колон­ны. На расстоянии 1 м от них стоят водящие с большим мячом в руках. Между ними черта, за которую нельзя заходить. Водящий бросает мяч игроку, стоящему первым в колонне; тот броском возвращает его обратно и бежит в ко­нец колонны, затем водящий бросает мяч второму и т.д. Когда первый игрок в колонне вновь окажется на своем месте, он поднимает руки вверх.

Варианты игры (старшая, подгото­вительная к школе группы)

1. Использовать мячи разных разме­ров (малые - диаметр 100-120 мм, большие - диаметр 200-250 мм).

2. Водящий, бросая мяч игроку, назы­вает какое-нибудь обобщающее слово, например луг (река, лес, транспорт, иг­рушки, одежда, посуда и т.д.). Остальные дети, принимая мяч, должны произнес­ти слова, которые этим обобщающим словом объединяются, например расте­ние - это цветок, трава, ромашка и т.д.

Варианты игры (старшая, подгото­вительная к школе группы)

1. Воспитатель до начала игры сооб­щает: под бубен надо ходить, под колокольчик - бегать медленно, под звуки погремушки - быстро бегать.

2. После сигнала нужно встать точно на свое место.

3. Каждая группа строится у кегли оп­ределенного цвета.

4. Воспитатель подает сигнал, пока­зывая карточку с изображением колон­ны (шеренги, круга).

5. Воспитатель подает сигнал, показы­вая карточку с изображением шеренги, колонны (по росту, в обратном порядке).

Варианты игры (старшая, подгото­вительная к школе группы)

1. Дети образуют один или три круга.

2. Дети могут идти в колонне по одно­му, парами.

И.п. - пятки вместе, носки врозь, руки опу­щены, но не прижаты к туловищу, ладо­ни отведены в стороны, пальцы вместе.

Варианты игры

1. Стихии могут быть разные: «Река,

2. Ведущий не дает команду, а показы­вает карточку с изображением представителя той или иной стихии.

3. Ведущий загадывает загадки о пред­ставителях каждой стихии.

Колюч, да не еж. Кто это?

Весной за пахарем ходит, А под зиму с криком уходит.

4. Заняв место в той или иной стихии, детям следует изобразить то, что было названо.

Игры-эстафеты

Разнообразить можно и игры-эста­феты. Главное в них не только совершенствование двигательных умений де­тей, но и развитие познавательных, сен­сорных, творческих способностей. По­этому в содержание игр-соревнований желательно включать проблемные зада­ния, которые активизируют психичес­кие процессы (внимание, мышление, память, воображение).

Варианты игр-эстафет

1. Выложить фигуру из физкультурно­го инвентаря (флажков, кубиков, кеглей, обручей, гимнастических палок и др.).

2. Выложить физкультурный инвен­тарь в соответствии с образцом.

3. Выбрать один кубик (с буквой) в со­ответствии со словом на карточке.

4. Выбрать из множества геометриче­ских фигур (квадрат, треугольник, круг) одну фигуру - не квадратную и не тре­угольную.

5. Выбрать из множества кубиков (желтого, красного, синего цвета) кубик не желтого и не синего цвета.

6. Выбрать из нескольких карточек с изображением диких и домашних животных карточку с изображением жи­вотного Африки.

Перед тем как предложить игру, детей нужно настроить на нее, снять психоэмоциональное напряжение. Если воспита­тель использует разнообразные варианты подвижных игр, то это способствует раз­витию у детей инициативы и творчества.

С. ПРИЩЕПА,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольного образования ИПК и ПРНО МО.

Прищепа С. Прыг-скок, прыг-скок! Прыгать весело, дружок. (Как разнообразить подвижные игры) // Дошкольное воспитание, 2005. № 6. С. 23–28.

Автор: Варёнова Анастасия Владимировна

Организация: МБДОУ ДС №5

Населенный пункт: Приморский край, г. Артем, с. Кневичи

«Гимнастика, физические упражнения,

ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого,

кто хочет сохранить работоспособность,

Краткая аннотация к проекту

Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей. Главный их признак – использование психолого-педагогических приемов, методов, подходов к решению возникающих проблем. Их можно выделить в три подгруппы:

● организационно-педагогические технологии, определяющие структуру воспитательно-образовательного процесса, способствующую предотвращению состояний переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний;

● психолого-педагогические технологии, связанные с непосредственной работой педагога с детьми (сюда же относится и психолого-педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса);

● учебно-воспитательные технологии, которые включают программы по обучению заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья учащихся.

Помочь детям повысить низкий уровень мотивации на сохранение и укрепление индивидуального здоровья– стало целью данной педагогической работы.

Дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка.

В зависимости от возраста детей, все темы усложняются по содержанию, задачам и способам реализации (информационные, действенно-мыслительные, преобразовательные). Особое внимание уделяется формированию всестороннего развития ребенка с учетом его возрастных возможностей и индивидуальных особенностей при сохранении и укреплении здоровья. У детей формируются первые представления об организации деятельности по сохранению и укреплению здоровья согласно современным представлениям.

Овладение практическими способами сохранения и укрепления здоровья – это подготовка ребенка к самостоятельной жизни, дав ему для этого необходимые умения, навыки, воспитав определенные привычки.

Существенную роль в этом направлении занимает активная деятельность ребенка, характеризующаяся физическими нагрузками соответственно возрасту, точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами.

Важное значение при работе с дошкольниками придается развитию представлений о самоценности здоровья, положительному отношению к нему, содействию нормальному росту, укреплению важнейших функций и систем организма ребенка с учетом возраста.

Актуальность темы

Игра с давних пор составляет неотъемлемую часть жизни человека, она занимает досуг, воспитывает, удовлетворяет потребности в общении, получении внешней информации, дает приятную физическую нагрузку. Игра оказывает благотворное влияние на формирование детской души, развитие физических сил и способностей.

Подвижные игры - важное средство воспитания, одно из самых любимых и полезных занятий детей. В их основе лежат физические упражнения, движения в ходе выполнения которых участники преодолевают ряд препятствий, стремятся достигнуть определенной, заранее поставленное цели. Благодаря большому разнообразию содержания игровой деятельности, они всесторонне влияют на организм и личность, способствуя решению важных специальных задач физического воспитания.

Игра является одним из важнейших средств физического воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует физическому, умственному, нравственному и эстетическому развитию ребенка. Разнообразные движения и действия детей во время игры при умелом руководстве ими эффективно влияют на деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем, способствуют укреплению нервной системы, двигательного аппарата, улучшению общего обмена веществ, повышению деятельности всех органов и систем организма человека, возбуждают аппетит и способствуют крепкому сну. С помощью подвижных игр обеспечивается всестороннее физическое развитие ребенка.

Нормально развивающийся ребенок с рождения стремится к движениям.

Цель проекта:

Укрепить здоровье и повысить работоспособность детей через организацию подвижных игр и игр с элементами спорта.

Задачи проекта:

Способствовать сохранению положительного психоэмоционального состояния у детей, удовлетворять потребность детей в движении.

Формировать умения выполнять правила подвижных игр, проявляя находчивость, выдержку, ловкость и самостоятельность.

Развивать у детей жизненно необходимые двигательные умения и навыки (ходьба, бег, лазание, метание и т.д.

Развивать основные физические качества и двигательные способности детей (силовые, скоростно-силовые, координационные и др.).

Воспитывать у детей интерес к занятиям физической культурой, как к организованной форме максимального проявления его двигательных и функциональных возможностей.

Охранять и укреплять здоровье детей.

Этапы реализации проекта:

1 этап – Подготовительный

2 этап – Основной

3 этап – Заключительный

Подготовительный этап

Сбор и анализ литературы по данной теме.

Определение цели, исходя из интересов и потребностей детей.

Обращение за рекомендациями к специалистам ДОУ.

Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта.

Обеспечение дидактического комплекса для реализации проекта.

Основной этап

Проведение мероприятий в группах.

Проведение НОД с использованием подвижных игр.

Взаимодействие с родителями, направленное на знакомство с подвижными играми.

Заключительный этап

  • Фотомонтаж.
  • Совершенствование форм и методов.
  • Подведение итогов.
  • Презентация проекта.

Участники проекта:

Срок реализации проекта: август 2018– ноябрь 2018 г.

Принципы реализации проекта:

  • Принцип дифференциации и индивидуализациипредполагает создание условий для полного проявления способностей каждого ребенка и своевременной воспитательно-образовательной работы.
  • Принцип диалогического общениякак неотъемлемого условия взаимодействия субъектов, который отражает тесную связь между взаимной и встречной открытостью, искренностью, взаимопониманием воспитателя и ребенка, и проецирует установку на разумное усвоение.
  • Принцип системности. Достижение цели обеспечивается решением комплекса задач оздоровительной, образовательной и воспитательной направленности с содержанием, что позволяет получить прогнозируемый результат.
  • Принцип последовательностизаключается в постепенном повышении требований в процессе игрвой деятельности.
  • Принцип наглядностиоснаван на закономерностях познания окружающей действительности и развития мышления от конкретного к абстрактному.
  • Принцип сочетания.Педагогическое управление с развитием инициативы и самостоятельности воспитанников.

Формы реализации проекта:

НОД с использованием подвижных игр.

Организация игр с детьми.

Подвижные, народные, имитационные игры, инсценировки здоровьесберегающей направленности.

Ресурсное обеспечение проекта:

Спортивный зал, спортивная площадка, оборудование, спортивный инвентарь (мячи, скакалки, обручи и т.д.).

Методический инструментарий (картотека подвижных игр, конспекты занятий, сценарии развлечений и т.д.).

Подборка художественной литературы “Познавательное чтение”.

Ожидаемые результаты:

1. Сформированное у детей бережное, ответственное отношение к своему здоровью.

2. Сформированные представления об организации деятельности по сохранению и укреплению здоровья согласно современным представлениям.

3. Сформированные навыки и умения самостоятельно организовывать подвижные игры.

Основные мероприятия по реализации проекта

Основные мероприятия по реализации проекта

Игры – занятия познавательного характера

Спортивные эстафеты, досуговые мероприятия

Средняя, старшая, подготовительная

Подвижные, народные игры

НОД с использованием подвижных игр

Работа с родителями

Оформление фотоальбомов (по намеченной тематике)

Подборка литературы познавательного характера

Конспекты спортивно – оздоровительных НОД

Сценарии досугов и развлечений спортивного характера

Консультационный материал по теме здоровьесберегающих технологий

Консультационный материал для родителей

Приложение №1

1. Познакомить детей с основными сведениями о Солнечной системе,

2. Учить детей действовать по сигналу, соблюдать правила игры.

3. Развивать внимание, ловкость, навыки быстрого принятия решений, ориентировку в пространстве.

4. Воспитывать у детей уважение к людям, работа которых связана с освоением космоса.

1. Начинать игру - только по установленному сигналу руководителя.

2. Разбегаться - только после слов: "Опоздавшим - места нет!"

По углам и сторонам зала чертят 5-8 больших треугольников - "ракетодромов". Внутри каждого "ракетодрома" рисуют 2-5 кружков - "ракет". И общее количество должно быть на 5-8 меньше, чем играющих. Сбоку каждого "ракетодрома" можно написать маршруты, например:

З-Л-З (Земля - Луна - Земля)
З-М-З (Земля - Марс - Земля)
З-Н-З (Земля - Нептун - Земля)
З-В-З (Земля - Венера - Земля)
З-С-З (Земля - Сатурн - Земля)

Играющие, взявшись за руки, в центре зала образуют круг.

Дети идут по кругу и приговаривают:

Ждут нас быстрые ракеты
Для прогулок по планетам.
На какую захотим,
На такую полетим!
Но в игре один секрет:
Опоздавшим - места нет!

Как только сказано последнее слово, все разбегаются по "ракетодромам" и стараются скорее занять места в любой из заранее начерченных "ракет".

Опоздавшие на "рейс" становятся в общий круг, а "космонавты", занявшие места, громко по 3 раза объявляют свои маршруты. Это значит, что они совершают прогулку в "космосе". Затем все снова становятся в круг, берутся за руки и игра повторяется.

Выигрывают те, кому удалось совершить три полёта.

Анкета для родителей

Первоосновной нашей с вами работы по физическому воспитанию детей является взаимное сотрудничество, создание социально-бытовых, природных, экологических и педагогических условий в группе и семье.

1. Сколько полных лет Вашему ребенку?_______________________________

2. Как часто Вы уделяете свободное время ребёнку?

Часто Редко Иногда Никогда

3. Посещает ли ваш ребёнок спортивную секцию? Если да, то какую? __________________________________________________________________

4. Установлен ли для Вашего ребёнка дома режим дня? Соблюдает ли он его

5. Играетели дома с детьми в подвижные игры? Какие? ____________________________________________________________

6. Виды деятельности ребёнка после прихода из детского сада и в выходные дни:

подвижные игры; просмотр телепередач;

спортивные игры и музыкально-ритмическая деятельность;

упражнения; прогулки на свежем воздухе;

настольные игры; чтение книг;

конструирование; трудовая деятельность;

лепка, рисование; походы.

7. Какие трудности в физическом воспитании детей Вы испытываете? __________________________________________________________________

8. Знаете ли вы уровень физической подготовленности своего ребёнка?

9. Эффективна ли работа по физическому воспитанию в ДОУ?

Да Нет Сомневаюсь

10. Какие формы работы по физическому воспитанию детей в ДОУ Вы хотите увидеть, в каких мероприятиях желаете принять участие?___________________________________________________________

Спасибо за участие!

Список литературы

Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста: книга для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 1991. - 207 с.

Васильева, М.А. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой. - М.: Мозаика-Синтез. 2007. - 240 с.

Доронина, М.А. Роль подвижных игр в развитии детей дошкольного возраста / М.А. Доронина // Дошкольная педагогика. - 2007. - №4. - С.10-14.

Физическая культура в семье, ДОУ и начальной школе: Программа и методические рекомендации. - М.: Школьная пресса, 2005. - 64с.

Сертификат слушателя вебинара

Сертификат слушателя вебинара

Сертификат автора статьи

Сертификат автора статьи

Диплом за участие в конкурсе

Диплом за участие в конкурсе

Сертификат участника конференции

Сертификат участника конференции

Диплом за детский конкурс

Диплом за детский конкурс

Каталог сайтов

Подвижные игры в подготовительной группе

Организация подвижных игр в подготовительной группе детского сада

Игра для дошкольника — одна из важнейших составляющих жизни. Игра помогает общаться со сверстниками, обучает, поднимает настроение, даёт возможность самоутвердиться и проявить свои таланты. Подвижная игра способствует физическому, умственному и нравственному развитию.

Двигательная активность необходима детям дошкольного возраста для усиления физиологических процессов, протекающих в организме, улучшения работы всех внутренних органов. Развитие двигательной моторики влияет на развитие интеллектуальных способностей, памяти, речи. Командные игры, которые чаще проводятся для детей старших возрастных групп, способствуют возникновению чувства взаимопомощи во время проведения забавы, развивают дружеские отношения между сверстниками. Дух соревнования формирует волевые качества личности: смелость, решительность, желание добиваться успеха.

Дети перетягивают канат

Подвижные игры повышают настроение детей и способствуют оздоровлению организма

Задачи проведения подвижных игр с воспитанниками подготовительной группы:

  • Укрепление здоровья детей.
  • Закрепление и совершенствование у ребят навыков основных видов движений, развитие физических качеств.
  • Стимулирование детей добиваться высоких личных результатов, заботиться об общекомандном результате, проявлять взаимопомощь.
  • Формирование навыка точного выполнения правил игры, что способствует воспитанию выдержки, дисциплинированности, чувства ответственности.
  • Воспитание волевых качеств, упорства в достижении цели.

Требования к организации подвижных игр

Для обеспечения положительного влияния физической активности на здоровье ребёнка, организация занятий производится с учётом требований Министерства Здравоохранения. Требования СанПин по организации физической активности детей 6–7 лет:

  • Общая продолжительность двигательной активности дошкольников подготовительной группы в неделю составляет от 6 до 8 часов в зависимости от времени года и психофизиологических особенностей детей.
  • Физкультурные занятия проводятся не менее 3 раз в неделю длительностью 30 минут.
  • Одно из занятий в неделю обязательно проводится на свежем воздухе, остальные — в зависимости от погодных условий (обязательно наличие у детей спортивной одежды).

Для определения двигательной насыщенности занятия вводится понятие моторной плотности. Моторная плотность занятия — это отношения времени, когда ребёнок двигался к общей продолжительности занятия. Для закрытых помещений этот показатель должен быть не менее 70%, для открытого воздуха — больше 80%.

При работе с детьми 6–7 лет воспитателю следует учитывать ряд моментов:

  • Дети старшего дошкольного возраста способны воспроизводить усложнённые движения, они обладают лучшей координацией. В игре перед ними можно ставить задачи, связанные с изменением игровой ситуации или с переключением вида деятельности.
  • Дети старшей и подготовительной групп нравственно и психологически готовы к играм, содержащим элементы соревновательности. У них начинает проявляться чувство ответственности за команду и результат игры. Поэтому такие игры необходимо проводить с детьми повсеместно. Но организовать игру нужно так, чтобы в пары (или тройки) соревнующихся попадали дети, имеющие примерно одинаковый уровень физического развития. Недопустимо, чтобы кто-то из детей получил психологическую травму из-за того, что подвёл команду.
  • Организуя подвижные игры в подготовительной группе, воспитатель акцентирует внимание на необходимости точного и правильного выполнения движения. А также необходимо включать игры, развивающие умение быстро ориентироваться в пространстве или требующие от детей принятия самостоятельного решения.

Дети и педагог стоят по кругу в танцевальном зале, одна девочка стоит в центре

Подвижные игры способствуют развитию умения быстро ориентироваться в пространстве

На каких занятиях проводятся подвижные игры

Организованные формы физической активности детей могут включать:

  • утреннюю гимнастику,
  • физкультурные занятия в помещении и на воздухе,
  • физкультурные минутки в рамках занятий,
  • подвижные игры,
  • спортивные упражнения,
  • ритмическую гимнастику,
  • занятия на тренажёрах.

Подвижные игры могут являться частью любой организованной формы физической активности. Для повышения мотивации детей к участию их могут включать в проведение занятий познавательной деятельности (физкультурные минутки), утреннюю гимнастику, праздники и досуговую деятельность, прогулки на территории детского сада, уроки физической культуры. Проведение игр входит в ежедневный план работы воспитателя и является неотъемлемой её частью.

При проведении физкультурных праздников и досугов в ДОУ воспитанники приобщаются к непосредственному участию в различных состязаниях, соревнованиях, с увлечением выполняют двигательные упражнения, при этом ведут себя более непосредственно, чем на физкультурном занятии, что позволяет им двигаться свободно.

Дети в народных костюмах водят хоровод

Участие в народных праздниках позволяет ребятам и подвигаться, и приобщиться к родной культуре

Подвижные игры можно проводить в разные режимные периоды дня. Продолжительность групповых, организованных педагогом подвижных игр, до 10 минут. Утром перед завтраком можно предоставить детям самим выбрать подвижную игру и организовать её так, чтобы она плавно перешла в утреннюю гимнастику. Утром педагогу также удобнее провести несколько упражнений с отстающими в координации движений детьми (игра в мяч, прыжки со скакалкой, игра с кольцебросом). После завтрака рекомендуется проводить игры средней подвижности.

Для проведения физкультурных минуток подбирают несколько простых упражнений, не требующих большого перемещения по помещению группы. Дети могут выполнять их, сидя за столами, стоя в проходах или около стола воспитателя. Такие занятия могут включать: наклоны, повороты туловища, повороты и наклоны головы, упражнения для рук, гимнастику для кистей и пальцев.

Виды подвижных игр старших дошкольников

Существуют разные способы классификации подвижных игр:

  • По возрасту детей.
  • По степени подвижности ребёнка в игре:
    • игры малой подвижности;

    Дети и педагог стоят в кругу, подняв руки верх

    Схема: классификация подвижных игр по содержанию

    Какой бы ни была подвижная игра, она должна соответствовать возрасту и интересам воспитанников

    Таблица: классификация игр по степени подвижности

    Проведение подвижной игры в подготовительной группе детского сада

    Подбирая подвижную игру, педагог руководствуется программными учебно-воспитательными задачами. Кроме того, каждая игра должна давать наибольший двигательный и эмоциональный эффект в каждом конкретном случае. Педагог решает задачу не только по развитию у детей навыков основных движений (ходьба, бег, метание, лазание), но и формирует личностные качества воспитанников, такие как дисциплинированность, ответственность, коммуникабельность, развивает внимательность и воображение, умение быстро ориентироваться, самостоятельно принимать решения. Определить, какие именно воспитательные задачи решаются в игре, можно ориентируясь на её сценарий и набор требуемых физических действий.

    На протяжении всей игры необходимо поддерживать к ней интерес воспитанников, в этом педагогу может помочь обыгрывание разнообразных атрибутов. Объяснение правил игры должно быть кратким, понятным, эмоциональным.

    Мальчик и девочка передвигаются по залу с помощью специальных лыж, остальные дети наблюдают

    Интересные атрибуты и оборудование всегда привлекают внимание детей

    Самое дорогое у человека — это движение.

    И. П. Павлов

    Таблица: картотека подвижных игр в подготовительной группе

    • Гори, гори ясно, чтобы не погасло.
      Глянь на небо — птички летят,
      Колокольчики звенят. Раз, два, три — беги!

    После этих слов дети, стоящие из последней пары бегут вперёд, один с одной стороны колонны, второй — с другой, стараясь взяться за руки. Ловишка хочет поймать любого из пары и занять его место. Если он успел это сделать, то новая пара становится впереди колонны, а оставшийся превращается в ловишку. Если не получилось поймать, игра повторяется со следующей парой.

    • Учить детей прыгать через шнур;
    • развивать ловкость;
    • укреплять своды стоп.
    • Систематизировать знания детей о солнечной системе, названиях планет, порядке их расположения от центра;
    • учить ориентироваться в пространстве.
    • Считалка:
      На луне жил звездочёт,
      Он планетам вёл отсчёт.
      Меркурий — раз,
      Венера — два,
      Три — Земля,
      Четыре — Марс,
      Пять — Юпитер,
      Шесть — Сатурн,
      Семь — Уран,
      Восьмой — Нептун,
      Девять — дальше всех Плутон…
      Кто не видит — выйди вон!

    Временной план игры

    Продолжительность занятия в подготовительной группе с организованной двигательной активностью составляет 30 минут. Такое занятие имеет следующую структуру:

    1. Организационный момент. Мотивация детей к участию в игре — 3–5 минут.
    2. Объяснение правил игры — 2 минуты.
    3. Закрепление правил устным опросом — 2 минуты.
    4. Организация игровой деятельности (во время игры воспитатель следит за выполнением правил, за безопасностью детей, контролирует величину физической нагрузки) — 20 минут.
    5. Подведение итогов — 1–2 минуты.

    Пятеро улыбающихся детей стоят, подняв руки вверх

    При подведении итогов игры дети отмечают, что им понравилось, а что — нет

    Подвижные игры - наиболее доступный и эффективный метод воздействия на ребёнка при его активной помощи. Благодаря играм, обыденное - становится необычным, а потому особенно привлекательным. Преимущество подвижных игр перед строго дозируемыми упражнениями в том, что игра связана с инициативой, фантазией, творчеством, протекает эмоционально, стимулирует двигательную активность. В игре используются естественные движения большей частью в развлекательной ненавязчивой форме.

    Народные игры способствуют развитию физических и умственных способностей, освоению нравственных норм, правил поведения, этических ценностей общества. Они воспитывают доброжелательность, стремление к взаимопомощи, организованность, инициативу. Проведение народных игр сопряжено с большим эмоциональным подъемом, радостью, весельем, ощущением свободы.

    Цель проекта: Развитие двигательной активности и физической подготовленности посредством подвижных игр

    Задачи:

    • Способствовать познавательному развитию ребенка путем знакомства с подвижными играми
    • Способствовать сохранению положительного психоэмоционального состояния у детей.
    • Формировать и совершенствовать жизненно необходимые двигательные умения и навыки (ходьба, бег, лазание, метание и т. д.). Удовлетворять потребность детей в движении
    • Развивать основные физические качества и двигательные способности детей (силовые, скоростно-силовые, координационные и др.).
    • Формировать умения выполнять правила подвижных игр, проявляя находчивость, выдержку, ловкость и самостоятельность.
    • Воспитывать у детей интерес к занятиям физической культурой как организованной форме максимального проявления его двигательных и функциональных возможностей.
    • Поощрять двигательное творчество и разнообразную игровую деятельность детей, развивать умение применять знакомые подвижные игры в самостоятельной деятельности.

    . I этап: ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ 17.10.2016 – 21.10.2016.

    Цель – формирование компетентности педагогов в области интеркультурного воспитания дошкольников.

    1. Сохранить и передать детям традиции и обычаи родной культуры, и на этой основе приобщать их к традициям людей разных национальностей.

    2. Содействовать обогащению развивающей предметной среды детского сада:

    - наглядные пособия (карты, глобус, флаги, книги, энциклопедии и др.)

    - аудио и видеоматериалы (гимн, национальные детские музыкальные произведения и др.)

    - предметы декоративно-прикладного искусства (предметы быта, национальные костюмы и др.)

    3. Разработка содержания толерантного воспитания детей дошкольников в регламентируемой деятельности д/с (занятия, индивидуальная работа)

    Составление картотек п/и и считалок.

    Воспитатели 2 мл.,ср.,ст. и подг. гр.)

    Подбор методической литературы по теме проекта.

    Инструктор по ФИЗО

    Инструктор по ФИЗО

    Внесение и изучение наглядных пособий ( в т.ч. карты, глобус, флаги стран мира, энциклопедии)

    Воспитатели ст., подг.гр.

    Воспитатели 2 мл. и ср. гр.

    Воспитатели ст. и подг. гр.

    Воспитатели всех групп.

    II этап: основной 24.10.2016 – 27.10.2016

    Цель: развивать у детей желание играть в подвижные игры, приобщать детей к мировому культурному наследию, умение понимать собственное эмоциональное состояние, выражать свои чувства и распознавать чувства других людей.

    Задачи и содержание:

    1. Содействовать формированию представлений ребенка о себе, как уникальной самоценной неповторимой личности.

    2. Развивать представления о других людях на основе сопоставления себя с ними, выделения сходства и различий.

    3. Воспитание позитивного отношения к культурным различиям.

    - знакомить с произведениями декоративно-прикладного искусства, живописью, музыкой и предметами быта;

    - знакомить с устным народным творчеством, чтение художественной литературы разных народов мира.

    Кроме этого в практику работы с детьми широко включаются:

    · народные игры, народная игрушка и национальная кукла;

    · организация выставок и мини-музеев;

    А так же происходит знакомство с русскими народными играми и играми народов мира на физкультурных занятиях.

    Средняя группа – русские подвижные игры;

    Старшая группа – игры народов ближнего зарубежья (Украина, Эстония, Армения)

    Внесение(и ознакомление со слайдами и иллюстрациями ) предметов быта, нац. костюмами, игрушками и куклами.

    Воспитатели всех групп

    Восп. ст. и подг.гр.

    Чтение и изучение устного народного творчества (стихи,потешки, поговорки), стихов разных народов мира.

    Восп. 2 мл. и ср. гр.

    Прослушивание и просмотр аудио и видео материалов (гимны, детские музыкальные произведения, краткие видеоролики слайды по ознакомлению с разными странами народов мира).

    Восп. ст. и подг. гр.

    Организация выставок и мини-музеев по теме проекта.

    Воспитатели всех групп

    Воспитатели подг. гр.

    Ознакомление и разучивание подвижных игр разных народов мира.

    Инструктор по ФИЗО

    III этап заключительный 28.10.2016.

    Цель: систематизация знаний детей о людях разных национальностей, их деятельности, культуре.

    Инструктор по ФИЗО, воспитатели

    "На одной ножке по дорожке"
    Дети встают на краю площадки. Им предлагается допрыгать до средины площадки на правой ноге (3-4 м). Обратно дети бегут. Затем прыгают на левой ноге.

    "Два Мороза"
    На противоположных сторонах площадки отмечаются два города. Играющие, разделившись на две группы, располагаются в них. В середине площадки помещаются братья Морозы: Мороз Красный Нос и Мороз Синий Нос. Они обращаются к играющим со словами:
    Мы два брата молодые,
    Два Мороза удалые:
    Я – Мороз Красный Нос,
    Я – Мороз Синий Нос.
    Кто из вас решится
    В путь-дороженьку пуститься?

    "Светофор"
    Изготовляются кружки (диаметр 10 см) красного, зелёного и жёлтого цвета, которые прикрепляются к палочкам. Дети стоят в шеренге и выполняют упражнения согласно сигналам ведущего: на красный сигнал приседают, на жёлтый – встают, на зелёный – маршируют на месте.
    Во время движения в колонне по одному в обход площадки упражнения изменяются: красный – все стоят на месте, жёлтый – продвигаются в присяде, зелёный – прыгают на носках.
    За каждую ошибку играющим начисляются штрафные очки. Выигрывает тот, кто наберёт меньше штрафных очков.

    "Третий лишний"
    Играющие распределяются по парам и, взявшись за руки, идут по кругу. Дистанция между парами не менее четырёх шагов. Два игрока, назначенные воспитателем, бегают в любом направлении (разрешается пересекать круг). Один из них, убегающий, может пристроиться к любой паре. Для этого он должен подбежать к ней справа или слева и взять за руку крайнего. Игрок, оказавшийся третьим лишним (с другой стороны) убегает от водящего. Правилами предусматривается смена водящего, если он осалил убегающего.

    "Догонялки"
    Чертится круг (овал). Все становятся по его границе на равном расстоянии друг от друга. По сигналу начинают бежать в одну сторону, догоняя впереди бегущего. Если кого-то догнали, он сходит с дистанции. Выигрывает тот, кто останется на дистанции последним.

    "Менялки"
    Чертится круг из кругов (домиков). Число домиков — на один меньше, чем количество детей. Водящий — в центре большого круга. Все остальные сидят в домиках. По сигналу все дети должны поменяться домиками, а водящий в это время пытается успеть занять чужой дом. Оставшийся без дома — становится водящим.
    Игра может проводиться и дома. Тогда домиками становятся стулья.

    "Пятнашки"
    Чертятся две линии на расстоянии б м одна от другой. Выбираются двое водящих. Дети должны перебежать от одной линии к другой, а водящие в это время их салят. Кого осалили — выходят из игры. Побеждает самый неуловимый.

    "Радуга"
    Чертятся две линии. Выбирается водящий — радуга. Он становится между этими линиями. Все остальные — на одной из них. Радуга отворачивается от детей и называет какой-либо цвет и поворачивается. Если такой цвет есть в одежде ребенка, то он может спокойно пройти на другую сторону. Если нет

    — должен пробежать так, чтобы радуга не осалила его.

    "Удочка"
    Все становятся по окружности на равное расстояние друг от друга. Водящий — в центр. Он берет скакалку (удочку) и начинает ее вращать. Остальные должны через нее перепрыгивать. Кого рыбак поймал — либо становится водящим, либо выходит из игры.

    "Выбивалы"
    Чертится поле: прямоугольник 6 на 4 м. Выбирают двух водящих. Они становятся по краям площадки и кидают мяч друг другу, стараясь попасть в остальных. Остальные бегают по площадке. Выходить за пределы площадки нельзя. Если ребенка выбили, он либо выполняет задание (например, отжимается 3 раза) и возвращается в игру, либо меняется местами с тем, кто его выбил.

    "Горячая картошка"
    Мяч быстро перебрасывается друг другу. Долго держать мяч в руках нельзя, потому что он — горячая картошка. Нужно постараться как можно дольше удержать мяч в игре.

    Шаги:
    Человеческий — обычный шаг.
    Великанский — широкий шаг.
    Шаг кенгуру — прыжок на двух ногах.
    Лилипутский — шаг длиною в ступню человека (пятка прижимается к носку).
    Верблюжий — делается плевок: куда плюнул, туда и становишься.
    Муравьиный — шаг в полступни.
    Шаг-одноножка — прыжки на одной ноге.
    Шаг-юбочка — с поворотом на 360°.
    Шаг лягушки — прыжок на корточках.
    Гусиный — шаг на корточках.
    Можно придумать и другие шаги.

    Читайте также: