Проект почемучка для детского сада

Обновлено: 05.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Муниципальное образовательное учреждение - средняя общеобразовательная школа №3 г.Маркса Саратовской области им.Л.Г.Венедиктовой

Структурное подразделение детский сад-школа №8.

МОУ СОШ №3 С/П детский сад-школа№8

Кухаева Е. В. Романова В.В.

Образовательные области: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, физическое.

Вид проекта: групповой, исследовательский.

Сроки реализации проекта: 01.10.2020 г. по 31.05.2021 г.

Направленность проекта: опытно-экспериментальный.

Тип проекта: исследовательский

Продолжительность: долгосрочный, предназначен для детей подготовительного дошкольного возраста (6-7 лет)

Основополагающие принципы реализации проекта- принципы федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования:

· поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека;

· личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей;

· уважение личности ребёнка;

· реализация программы в формах специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, обеспечивающей познавательное развитие ребёнка.

Актуальность проекта.

В период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира благодаря познавательной активности ребенка, имеющей свою специфику на каждом возрастном этапе. Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составляющих общего развития ребенка, успешности его обучения в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание освоить все новое - основа формирования этого качества. На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, как процесс усвоения знаний, умений, навыков.

Эксперимент – важнейший метод исследования. Самые интересные эксперименты – это реальные опыты с реальными предметами и их свойствами. Исследование - естественный процесс для ребёнка, он изучает всё, что происходит вокруг.

Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи.

Детское экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира В образовательном процессе дошкольного учреждения экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении, взаимозависимости, закономерности. Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции, стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний, с этическими правилами жизни в обществе.

Цель и задачи проекта.

Цель проекта: Развитие у детей старшего дошкольного возраста устойчивого познавательного интереса в поисково – исследовательской деятельности. Стремления к самостоятельному размышлению и речевому сопровождению при проведении необычных экспериментов.

Задачи:
1. Развитие у детей старшего дошкольного возраста устойчивого познавательного интереса в поисково – исследовательской деятельности.

2. Стремления к самостоятельному размышлению и речевому сопровождению при проведении необычных экспериментов.

3. Формировать умение приобретать новую информацию через экспериментирование.

4. Формировать умения детей делать выводы, на основе практического опыта и применять их в самостоятельной деятельности.

5. Развивать интерес к исследовательскому поиску.

6. Развивать способность устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы.

7. Обогащать словарный запас детей.

Участники проекта: дети, воспитатели, родители.

Целевая группа проекта: проект предназначен для детей дошкольного возраста 6-7лет..

Основные формы реализации проекта прослеживаются в воспитательно-образовательном процессе и подразделены на:

· Образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов деятельности,

· Образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов.

Организованная образовательная деятельность включает в себя:

· Наблюдения на прогулках.

· Чтение художественной литературы.

· Работа с родителями.

Ожидаемые результаты проекта.

· Повысить уровень любознательности, исследовательских умений и навыков детей.

· Развивать способности видеть и определять проблему, принимать и ставить цель, решать проблемы, анализировать объект или явление.

· Выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты.

· Выдвигать различные гипотезы.

· Отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности.

· Делать определенные умозаключения и выводы.

Для родителей:

· Повышение знаний по совершенствованию исследовательских навыков у детей старшего дошкольного возраста

· Сплочение родителей, детей и педагогов по вопросам исследовательских навыков у детей

· Заинтересовать родителей по данной теме, сделать их единомышленниками в осуществлении данного проекта

Для педагогов:

· Повышение знаний по совершенствованию исследовательских навыков у детей старшего дошкольного возраста;

· Сплочение родителей, детей и педагогов;

· создание центра экспериментально-поисковой деятельности;

· подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала

Продукт проектной деятельности:

· Разработка методических рекомендаций;

Краткое описание проекта по этапам.

· 1 этап –подготовительный.

· Сентябрь 2020 г.

· Диагностика на начальном этапе проекта помогает выявить степень активности родителей в организации исследовательской деятельности у детей через анкетирование. В последующей деятельности диагностика помогает проследить динамику и эффективность мероприятий проекта. Диагностику проводят воспитатели.

· 2 этап –основной.

· Октябрь 2020 -май 2021 г.

· Включает в себя выполнение подробного плана работы по всем видам деятельности с детьми; Организация образовательного экспериментально-поискового пространства в группе; Проведение работы с детьми по экспериментальной деятельности. Самостоятельная практическая деятельность детей по проекту. Привлечение родителей в экспериментальную деятельность детей. Подготовка методической, детской художественной литературы , подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала

Приоритетным направлением в моей работе является формирование у детей элементарных естественнонаучных представлений. В своей работе в этом направлении приоритет отдаю опытам, экспериментам, самостоятельной поисковой деятельности детей.

Исследовательская, поисковая активность - это естественное состояние ребенка. Он настроен на познание окружающего мира : рвет и комкает бумагу и смотрит, что из этого получится; проводит опыты с разными предметами; мешает песок с водой на участке, бросает камешки в лужу, измеряет глубину снежного покрова и т. д. Все это - объекты исследования.

Наша задача - помочь детям в проведении этих исследований, сделать их полезными; при выборе объекта исследования; при поиске метода его изучения; при сборе и обобщении материала; при доведении полученного продукта до логического завершения - представление результатов, полученных в исследовании, что в свою очередь приведет их к интеллектуальному и эмоциональному развитию.

Проблема: сегодня в дошкольном образовании особенно строго стоит проблема организации основного ведущего вида деятельности в познании окружающего мира в период дошкольного детства - экспериментирования. Эта деятельность равноценно влияет на развитие личности ребенка способную к саморазвитию и самосовершенствованию, так же как и игровая. В идеале наличие этих двух истинно детских видов деятельности является благоприятным условием для развития дошкольников.

Поисково– исследовательская деятельность – это не изолированный от других вид деятельности. Она тесно связана со всеми видами деятельности : наблюдением, трудом, речью, экспериментированием и др. Основные методы и формы обучения подчинены решению этих задач.

Новизна: взаимодействия педагога с родителями по формированию познавательных интересов детей в познавательно-исследовательской деятельности как одной из составных условий успешности в жизни.

Гипотеза: использование методов исследовательского обучения в детском саду способствует развитию познавательных процессов и повышению умственных способностей детей дошкольного возраста.

Цель: развитие познавательных интересов, любознательности, потребности и способности, самостоятельной поисковой деятельности посредством экспериментирования с объектами и явлениями окружающей действительности, создание условий для развития экспериментальной деятельности детей во взаимодействии с родителями законными представителями.

организовать РППС группы по познавательно – исследовательской деятельности;

развивать интерес детей к исследовательскому поиску;

стимулировать к самостоятельному использованию исследовательских и коммуникативных способностей в процессе обучения и в повседневной жизни;

организовать работу с родителями по развитию исследовательской деятельности дошкольников;

развивать у детей познавательные способности (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение);

воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.

формировать опыт соблюдения правил техники безопасности при проведении опытов и экспериментов.

Тип проекта : познавательно - исследовательский.

Объект исследования: исследовательская деятельность детей старшей группы.

Общие сведения о проекте :

Место реализации: МБДОУ № 83

По методу информационно – практический

По содержанию педагогический

По продолжительности: Краткосрочный (1 неделя)

По форме реализации: групповой

Участники проекта : дети старшей группы, родители, воспитатель

Возраст детей: 5-6 лет

Создание развивающей предметно – пространственной среды в группе - оформление уголка по экспериментированию;

Формирование у детей предпосылок познавательно – исследовательской деятельности, активное участие в экспериментировании, заинтересованное участие детей в образовательном процессе.

Умение определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно.

Умение применять методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов.

Желание пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной, а затем самостоятельной исследовательской деятельности.

Рост уровня любознательности, наблюдательности.

Активизация речи детей, пополнение словарного запаса новыми понятиями. Сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления исследовательской деятельности.

Методы проекта :

Этапы реализации проекта :

1 этап - информационный:

определение темы проекта, формулировка цели, определение

задачи проекта;

проработать и подобрать методическую литературу по данной

подготовить картотеку опытов и экспериментов, в соответствии

с возрастом детей;

организация развивающей среды в группе - оформление уголка

провести наблюдения с детьми природных явлений в реальной

анкетирование родителей. Оформление консультативного

материала для родителей.

дать рекомендации родителям проводить опыты и исследования

с детьми в домашних условиях.

подбор наглядно-дидактических пособий, методического и

демонстрационного материала, детской художественной литературы.

подбор оборудования и материалов для оснащения центра

экспериментальной деятельности.

разработка циклов НОД.

2 этап - содержательный.

Реализация запланированных мероприятий.

Привлечение родителей к участию в проекте.

Образовательная деятельность по реализации проекта планировалась в соответствии с ФГОС ДО, т. е. с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей, применялась интеграция образовательных областей:

Образовательные области Формы работы с детьми

Познавательное развитие НОД :

Опыты и эксперименты:

Речевое развитие Чтение художественной литературы:

Социально – коммуникативное развитие Дидактические игры:

Сюжетно – ролевые игры:

Магнитные и настольные игры:

Трудовая деятельность :

Художественно-эстетическое развитие Оригами:

Оснащение развивающей предметно – пространственной среды:

Примерное оборудование для исследовательской деятельности :

Мерные ложки, воронки разного размера;

Перчатки, фартуки, головные уборы;

Приборы - помощники: (увеличительные стекла, весы, песочные весы,

компас, магниты, телескоп, лупы, песочные часы, фонарик, свечи и др.);

Пластиковые разноцветные стеклышки;

Медицинские материалы (пипетки, мерные ложки, шприцы и т. д.);

Схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов;

Серии картин с изображением природных сообществ;

Материалы для исследования:

Пищевые материалы: соль, сахар, чай, мука.

Природные материалы: камешки разной величины, ракушки, каштан, шишки, жёлуди, кора деревьев, семена, мел, листочки, и т. д.

Бросовый материал: различного вида и цвета бумага, вата, салфетки,

нитки, резина, поролон, кусочки ткани, и т. д.

Работа под наблюдением взрослого;

Сначала спроси - потом экспериментируй;

Вещества для экспериментов брать ложечкой;

Не брать в рот ничего;

Не трогать глаза грязными руками.

Работа с родителями:

привлечь родителей к созданию познавательно- исследовательской среды;

Презентация проекта;

На протяжении реализации проекта дети, родители, воспитатель находились в тесном контакте. Они так же, как и дети были заинтересованы участием в проекте, выполнением домашнего задания, и с гордостью делились результатами своих исследований. Наш проект заинтересовал и привлек более 70% родителей.

Поэтому можно сделать вывод о том, что экспериментальная или познавательно – исследовательская деятельность может служить средством развития познавательных способностей для саморазвития дошкольника.

Интерес дошкольника к окружающему миру, желание познать и освоить все новое — основа формирования этого качества

И в заключении хочу отметить, что работая в системе по внедрению познавательно - исследовательской деятельности в группе, дети стали более самостоятельны, любопытны, появился интерес к экспериментированию, расширился кругозор. Благодаря этому большинство детей инициативны и активны в общении, установился тесный контакт с родителями. Все это создает хорошую почву для развития любознательности и сенсорных представлений у детей.

Для меня важно, что данная деятельность не задаётся мною заранее в виде той или иной схемы, а строится самими детьми по мере получения ими новых сведений об объекте.

2. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. - М., ТЦ Сфера, 2005.

5. Использование интернет ресурсов.

Прикреплённые файлы:

Отчёт о кружковой работе по познавательно-исследовательской деятельности c детьми старшего дошкольного возраста

Отчёт о кружковой работе по познавательно-исследовательской деятельности c детьми старшего дошкольного возраста Фотоотчёт о кружковой работе по познавательно– исследовательской деятельности. Дети по своей природе исследователи, с радостью и удивлением.

Моделирование познавательно-исследовательской деятельности детей на прогулке

Моделирование познавательно-исследовательской деятельности детей на прогулке Сколько открытий делает ребёнок, общаясь с природой. Неповторимо каждое живое существо, увиденное малышами. У них накапливается чувственный.

Отчет о познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе

Отчет о познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе Познавательно-исследовательская деятельность - исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними (ФГОС). Познавательно.

Уголок познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе

Уголок познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе Уголок познавательно – исследовательской деятельности в старшей группе. Задачи познавательно-исследовательской деятельности: - поддержать.

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

«Расскажи – и я забуду,

покажи – и я запомню,

3адача педагога – не пресекать исследовательскую, поисковую активность детей, а наоборот, активно помогать и способствовать ее развитию. Познавательно- исследовательская деятельность – форма активности ребенка, направленная на познание свойств и связей объектов; способствует формированию целостной картины мира.

Исследования Н. Н. Поддьякова, подтверждают, что экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного детства, основу которого составляет познавательное ориентирование.

Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том что, он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость анализа и сравнения, классификации и обобщения. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи.

Цель: Развитие познавательного интереса детей в процессе опытно – экспериментальной деятельности.

  • расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира;
  • знакомить детей со свойствами различных предметов, природных материалов; - развитие мыслительных процессов, самостоятельности;
  • воспитание гуманно-ценностного отношения к природе;
  • создание необходимых условий для развития опытно – экспериментальной деятельности детей;
  • формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов;
  • привлечение родителей к совместной деятельности;

Тематическое поле: Опытно – экспериментальная деятельность детей старшего дошкольного возраста.

Вид проекта: познавательно – исследовательский, творческий, групповой.

Участники проекта: дети, воспитатели, родители.

Продолжительность проекта: долгосрочный 2015-2017гг

Проблема:

В реальной действительности в дошкольных образовательных учреждениях данный метод (экспериментирование) применяется неоправданно редко. Несмотря на многие позитивные стороны, он пока не получил широкого распространения.

Методы обучения: словесные, практические, наглядные.

Основные формы реализации проекта:

1. Формы образовательной работы с детьми:

  • опыты, эксперименты
  • экспериментирование на прогулке
  • индивидуальная работа с детьми
  • самостоятельная экспериментальная деятельность
  • дидактические игры
  • подвижные игры
  • труд в природе и в уголке природы
  • чтение художественной литературы
  • беседы
  • просмотр презентаций, мультфильмов.

2. Формы работы с родителями:

  • Мастер класс
  • Консультация
  • Буклеты, памятки
  • Беседы
  • Ручной труд
  • Развивающая среда.

3. Формы работы с педагогами:

  • Консультации
  • Буклеты
  • Мастер класс.

Предполагаемый результат:

  • Проявляет устойчивый познавательный интерес к экспериментированию;
  • Выдвигает гипотезы, предположения, способы их решения, широко пользуясь аргументацией и доказательствами;
  • Самостоятельно планирует предстоящую деятельность; осознанно выбирает предметы и материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами и назначением;
  • Проявляет инициативу и творчество в решении поставленных задач;
  • В диалоге со взрослыми поясняет ход деятельности, делает выводы.

Перспективы:

  • Внедрить в работу ДОУ данный проект по опытно – экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста;
  • Выбирать оптимальные методы и приёмы для активизации речевой активности (по рекомендациям учителя – логопеда);
  • Совершенствовать профессионализм через применение инновационных технологий обучения;
  • Пополнять предметно – развивающую среду;
  • Систематизировать дидактический материал для проведения диагностических ситуаций.

Новизна:

  • Комплексное использование элементов ранее известных и современных методик детского экспериментирования c учетом интеграции образовательных областей программы.

Этапы проведения проекта

Этапы

Содержание деятельности

Сроки

Организационно – диагностический

Анализ научной и методической литературы. Педагогическая диагностика на начало проекта.

Разработка перспективного планирования с детьми и родителями.

Организация предметно – развивающей среды

Сентябрь 2015 г.

Практический

Реализация перспективного плана работы с детьми и родителями с учетом интеграции образовательных областей.

Заключительный

Педагогическая диагностика на конец проекта.

Презентация проекта на педагогическом совете.

Перспективный план работы над проектом по опытно – экспериментальной деятельности на 2015 – 2017 гг.

Месяц

Вид деятельности

Тема

Цель

Октябрь

Экскурсия в детскую лабораторию

Повышение интереса к исследовательской деятельности.

Познакомить детей с приборами для наблюдения.

Формирование представлений о свойствах веществ.

Расширение представлений о строении знакомых веществ

Растворяются, не растворяются

Познакомить детей с таким свойством, как растворимость.

Ноябрь

Расширять знания о воздухе.

Выявить что теплый воздух легче холодного.

Закреплять знания о воздухе в процессе игры.

Расширить знания у дошкольников об органах дыхания человека.

Декабрь

Познакомить детей , что большую часть земного шара занимает вода.

Выявить процесс испарения воды.

Использовать знания о повышении уровня воды для решения познавательной задачи.

Экспериментирование на прогулке

Расширить представления о свойствах воды.

Январь

Познакомить с происхождением магнита.

Выявить свойства магнита.

Дать детям представления о силе тяготения.

Выявить особенность взаимодействия двух магнитов.

Закреплять знания о магните в процессе игры.

Февраль

Расширить представление детей о электричестве.

Установить причину статического электричества.

Познакомить с проявлением статического электричества.

Выявить что гроза это проявление электричества в природе.

Март

Труд в уголке природы

Овладение навыками пересадки комнатных растений.

Выяснить что раньше появляется из семени.

Познакомить с процессами очистки воды разными способами.

Закреплять знания детей о цветах в процессе чтения х/л.

Апрель

Обогатить и систематизировать представление детей о космосе.

Познакомить детей с тем, как удаленность от солнца влияет на температуру воздуха.

Ирис Ревю «Звездочка Алида

Закреплять знания детей о космосе в процессе чтения х/л.

Май

Доказать что ветер быстрее испаряет влагу.

Дать детям понятия, что рост растений зависит от почвы.

Труд на огороде

Выделить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений.

Сентябрь

Расширять представление детей о многообразии растительности и его обитателях в процессе экскурсии в парковый лес.

Установить связь видоизменений частей растения с факторами внешней среды.

Доказать что в пустыне стебли некоторых растений могут накапливать влагу.

Выявить защитную роль леса в лесостепной климатической зоне.

Закрепить знания о семенах в процессе игры.

Октябрь

Определить упругость воздуха.

Продемонстрировать существование атмосферного давления.

Познакомить детей с разновидностями металлов.

Познакомить детей с ролью металлов в жизни человека.

Ноябрь

Познакомить детей с природными ископаемыми на территории РБ.

Познакомить с качествами природных ископаемых.

Формировать знания детей о свойствах песка и глины.

Знакомить детей с нетрадиционными техниками рисования. Развивать фантазию, творческое воображение, образное мышление.

В игровых образах закрепить особенности полезных ископаемых.

Закреплять знания детей о камнях в процессе чтения х/л.

Декабрь

Эксперименты на прогулке

Закрепить знания детей о двух агрегатных состояниях воды.

Выявить что воздух легче воды, имеет силу.

Выявить изменение объема жидкости при замерзании.

Расширять знания об экосистеме водоемов.

Январь

Выявить особенности передачи звука на расстоянии.

Опыт на прогулке

Выявить особенности передачи звука на расстоянии.

Изготовить простейшее устройство для передачи звука.

Перспективный план работы с родителями

Форма работы

Тема

Беседа дома с детьми:

- Изготовить с детьми водяной фильтр из разнообразных материалов.

Привлекать родителей к пополнению коллекции:

Результаты диагностики на начало проекта (сентябрь 2015)

Таким образом, результаты диагностики на начало проекта показали следующее:

С высоким уровнем развития – 26% (5) – познавательное отношение у ребенка устойчиво. Он проявляет инициативу и творчество в решении проблемных задач. Самостоятельно видит проблему. Выдвигает гипотезы, предположения, способы их решения, широко пользуясь аргументацией и доказательствами. Самостоятельно планирует предстоящую деятельность. Осознанно выбирает предметы и материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами, назначением. Действует планомерно. В диалоге со взрослым поясняет ход деятельности. Формулирует в речи: достигнут или нет результат, замечает неполное соответствие полученного результата гипотезе. Делает выводы.

Со средним – 53% (10)- в большинстве случаев ребенок проявляет активный познавательный интерес. Видит проблему иногда самостоятельно, иногда с небольшой подсказкой взрослого. Ребенок принимает задачу и разворачивает поисковые действия, но действует непоследовательно, получает частичный результат. Аргументирует свои суждения и пользуется доказательствами с помощью взрослого.

С уровнем ниже среднего – 21% (4). Дети не проявляют устойчивого интереса к экспериментированию, затрудняются выдвинуть предположения о возможных способах решения проблемы, отказываются от исследовательского поиска, ограничиваются простым манипулированием с предметами и материалами, при первых возникших трудностях отказываются от продолжения эксперимента.

Результаты диагностики на конец проекта (февраль 2017 г.)

Таким образом, результаты диагностики на конец проекта показали следующее:

С высоким уровнем развития - 58% (11)- дети самостоятельно видят проблему. Выдвигают гипотезы, предположения, способы их решения, широко пользуясь аргументацией и доказательствами. Самостоятельно планируют предстоящую деятельность. Осознанно выбирают предметы и материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами, назначением. Действуют планомерно. В диалоге со взрослым поясняют ход деятельности. Формулируют в речи: достигнут или нет результат, замечают неполное соответствие полученного результата гипотезе. Делают выводы.

Со средним уровнем развития – 32% (6) -в большинстве случаев дети проявляют активный познавательный интерес. Видят проблему иногда самостоятельно, иногда с небольшой подсказкой взрослого. Дети принимают задачу и разворачивают поисковые действия, но действуют непоследовательно, получают частичный результат. Аргументируют свои суждения и пользуются доказательствами с помощью взрослого.

С уровнем развития ниже среднего – 10% (2)- включается в проблемную ситуацию, но его активность быстро затухает. Он боится проявить самостоятельность и инициативу в выборе способа действия, затрудняется выдвинуть гипотезу и обосновать ее. Дошкольник действует хаотично, переводит экспериментальную деятельность в игровую, то есть исследовательский поиск заменяется игровым манипулированием.

Диагностикаисследовательской активности детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования (по методике Л.Н. Прохоровой, Т.И. Бабаевой, О.В. Киреевой).

  1. Выявить интерес детей к экспериментированию, определить наиболее привлекательные для них разновидности данной деятельности;
  2. Выявить особенности экспериментирования в условиях взаимодействия с другими детьми;
  3. Выявить экспериментальным путем уровень растворимости различных веществ в воде;
  4. Выявить знания детей о плавучести предметов. Исследовательская задача ребенка – определить степень плавучести различных предметов в воде;
  5. Выявить умение детей анализировать объект или явление, выделять существенные признаки, сопоставлять различные факты, умение рассуждать и аргументировать собственные выводы;
  6. Выявить способность ребенка принимать цель деятельности, умения предвидеть результат, отбирать оборудование для осуществления деятельности, владеет ли практическими умениями в деятельности в природе (уход, выращивание растения), умеет ли соотносить результат с целью.

Критерии, уровни усвоения программы:

Высокий уровень (3 балла) – познавательное отношение у ребенка устойчиво. Он проявляет инициативу и творчество в решении проблемных задач. Самостоятельно видит проблему. Выдвигает гипотезы, предположения, способы их решения, широко пользуясь аргументацией и доказательствами. Самостоятельно планирует предстоящую деятельность. Осознанно выбирает предметы и материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами, назначением. Действует планомерно. В диалоге со взрослым поясняет ход деятельности. Формулирует в речи: достигнут или нет результат, замечает неполное соответствие полученного результата гипотезе. Делает выводы.

Средний уровень (2 балла) – В большинстве случаев ребенок проявляет активный познавательный интерес. Видит проблему иногда самостоятельно, иногда с небольшой подсказкой взрослого. Ребенок принимает задачу и разворачивает поисковых действия, но действует непоследовательно, получает частичный результат. Аргументирует свои суждения и пользуется доказательствами с помощью взрослого.

Ниже среднего (1 балл) - ребенок включаются в проблемную ситуацию, но его активность быстро затухает. Он боится проявить самостоятельность и инициативу в выборе способа действия, затрудняется выдвинуть гипотезу и обосновать ее. Дошкольник действует хаотично, переводит экспериментальную деятельность в игровую, то есть исследовательский поиск заменяется игровым манипулированием.

Выводы.

Мы пришли к выводу что, развитие исследовательских способностей дошкольников через новые педагогические технологии – такие как проектная деятельность, в образовательной практике способствуют развитию у детей поисково-исследовательской активности - это на сегодняшний день один из основных путей познания, наиболее полно соответствующий природе ребенка и современным задачам обучения.Данная работа еще раз доказывает то, что такой инновационный метод обучения как экспериментальная деятельность, достаточно мощно направляет свою работу в сторону усвоения детьми необходимых навыков и умений.Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивают наблюдательность и пытливость ума, развивают стремление к познанию мира, умение изобретать, использовать не стандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личностью.

Дальнейшее использование разработанной и предложенной модели позволит нам совершенствовать исследовательскую активность дошкольников и определить дальнейшие шаги в развитии детей и взаимодействии с родителями. Включение методов исследовательского обучения в образовательный процесс, систематическое проведение разработанных мероприятий, а также согласованная совместная работа воспитателей, родителей и педагога-психолога способствуют качественной подготовке детей к обучению в школе.

Процесс познания, освоение новых знаний очень важны для нас, поэтому считаем, что в детском саду и в семье не должно быть четкой границы между обыденной жизнью и экспериментированием, ведь экспериментирование не самоцель, а только способ ознакомления детей с миром, в котором им предстоит жить!

Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл. К.Е.Тимирязев

В настоящее время в стране активно происходит процесс качественного обновления образования, усиливается его культурологический, развивающий, личностный потенциал. Различные формы исследовательской деятельности активно внедряются в образовательный процесс.

Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие и самореализацию ребенка, способствовать развитию исследовательской активности и инициативы дошкольника (Н.Н. Поддьяков, А.Н. Поддьяков, О.В. Дыбина, О.Л. Князева). Научный поиск эффективных средств развития исследовательской активности дошкольников - представляет актуальную проблему, требующую теоретического и практического решения.

Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Одной из центральных задач дошкольного образования становится не столько усвоение определенной суммы знаний, сколько формирование личностных качеств, способствующих успешной социализации и дальнейшему образованию и самообразованию.

С явлениями окружающего мира, в частности живой и неживой природы ребенок сталкивается очень рано и стремится познать их. Однако непосредственный опыт не может служить материалом для самостоятельного обобщения, для анализа явлений, установления зависимостей между ними. Явления, происходящие в неживой природе, достаточно сложны и требуют того, чтобы дети во взаимодействии с взрослыми учились устанавливать простейшие закономерности, связи и отношения в окружающем мире.

Эффективное развитие дошкольника происходит благодаря познавательной активности — природа щедро наградила ею ребенка. Очень важно, чтобы содержание учебного материала не оставалось для ребенка невостребованным грузом. Поэтому на протяжении всего дошкольного возраста окружающие ребенка взрослые должны создавать благоприятные условия для развития у него любознательности, познавательной активности, эвристического мышления, интереса к поисковой и экспериментальной деятельности. От отношения окружающих взрослых к познавательной активности ребенка, от того, насколько правильно они смогут создать на каждом возрастном этапе развивающую среду, отвечающую возможностям и потребностям ребенка, зависит его познавательное и интеллектуальное развитие.

Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции (метод научного исследования, состоящий в распространении выводов, полученных из наблюдения над одной частью явления, на другую его часть; научное прогнозирование событий.) . Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Детское экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.

ПАСПОРТ ПРОЕКТА.

Интеграция образователь -ных областей

Познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.

Возраст воспитанников

Дети подготовительной группы компенсирующей направленности детей с нарушением речи 5-6 лет

Участники проекта

Воспитанники подготовительной группы, воспитатели, родители воспитанников

Тип проекта

Групповой; долгосрочный; поисково-исследовательский.

Вид проекта

Срок реализации проекта

2020 – 2021 учебный год

Цель проекта

Практическое внедрение детского экспериментирования как средства развития познавательной активности.

Задачи проекта

1.Расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с основными физическими свойствами и явлениями;

2.Развивать связную речь детей: побуждать рассуждать, аргументировать, пользоваться речью - доказательством;

3.Обеспечивать переход от предметно-практического действия к образно-символическому (схематизация, символизация связей и отношений между предметами и явлениями окружающего мира);

5.Воспитывать интерес детей к экспериментальной деятельности;

6.Воспитывать такие качества как эмпатия, желание помочь другим, умение договариваться друг с другом для решения общих задач.

Методы и технологии реализации проекта

Метод проекта; личностно-ориентированные технологии; познавательные занятия и игры - экспериментирования, беседы с детьми, продуктивные виды деятельности.

Формы работы

Совместная деятельность воспитателя с ребенком;

Самостоятельная деятельность детей;

Наблюдения в природе;

Рассматривание альбомов, познавательной литературы и фотографий;

Беседы по теме эксперимента;

Этапы работы над проектом

1 этап: Подготовительный

Определение цели и задач проекта.

Анализ имеющихся условий в группе, детском саду.

Разработка комплексно - тематического плана работы.

Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала.

Создание условий для самостоятельной деятельности детей:

создание центра экспериментально-поисковой деятельности;

Организация образовательного экспериментально-поискового пространства в группе;

2 этап: Основной

Проведение работы с детьми по экспериментальной деятельности

Самостоятельная практическая деятельность детей по проекту.

Привлечение родителей в экспериментальную деятельность детей.

3 этап: Заключительный

Анализ и обобщение результатов, полученных в процессе познавательно- исследовательской деятельности детей.

Предполагаемые результаты

1. Усвоение детьми знаний, представлений об окружающем мире; 2.Создание единого инновационного пространства; 3.Чёткое выполнение поставленной задачи; 4. Повышение уровня мотивации к занятиям.

Приборы-помощники: увеличительное стекло, чашечные весы, песочные часы, разнообразные магниты, бинокль.

Прозрачные и непрозрачные сосуды разной конфигурации и разного объема: пластиковые бутылки, стаканы, ведерки, воронки.

Природные материалы: камешки разного цвета и формы, минералы, глина, разная по составу земля, крупный и мелкий песок, птичьи перышки, ракушки, шишки, скорлупа орехов, кусочки коры деревьев, листья, веточки, пух, мох, семена фруктов и овощей.

Бросовый материал: кусочки кожи, поролона, меха, лоскутки ткани, пробки, проволока, деревянные, пластмассовые, металлические предметы, формочки – вкладыши от наборов шоколадных конфет.

Технические материалы: гайки, винты, болтики, гвозди.

Разные виды бумаги: обычная альбомная и тетрадная, наждачная.

Красители: ягодный сироп, акварельные краски.

Медицинские материалы: пипетки, колбы, пробирки, шпатели. Деревянная палочка, вата, мензурки, воронки, шприцы (пластмассовые без игл) марля, мерные ложечки.

Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, деревянные зубочистки, растительное масло, мука, соль, цветные и прозрачные стекла, формочки, поддоны, стеки, линейки, сито, таз, спички, нитки. Пуговицы разного размера, иголки, булавки, соломинки для коктейля.

Контейнеры для хранения сыпучих и мелких предметов.

Клеенчатые передники, полотенца.

Читайте также: