Проект по внеурочной деятельности в начальной школе пример

Обновлено: 08.07.2024

В концепции Федеральных государственных стандартов 2 поколения определено понимание основного результата образования как индивидуального прогресса в основных сферах личностного развития, достигаемого путем освоения универсальных и предметных способов действий, ведущих идей и ключевых понятий, то есть формирование универсальных учебных действий.

В арсенале инновационных педагогических средств и методов Стандартов 2 поколения особое место занимает проектно-исследовательская творческая деятельность - как во время классных занятий, так и во внеурочной деятельности.

Одним из направлений организации учебной деятельности предполагается учебная проектная деятельность обучающихся.

Изучив материалы по данной теме, я пришла к выводу, что организация проектно-исследовательской деятельности ориентирована в большей степени на старшеклассников, чьи предметные интересы уже сформировались. А начальная школа всё-таки осталась немного в стороне, но ведь именно в начальной школе должен закладываться фундамент умений, знаний и навыков активной, творческой, самостоятельной деятельности обучающихся, приёмов анализа, синтеза и оценки результатов своей деятельности и исследовательская работа – один из важнейших путей в решении данной проблемы. Специфика исследовательской работы в начальной школе заключается в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя.

Главное для учителя – увлечь и “заразить” детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах.

Дети младшего школьного возраста по природе своей исследователи и с большим интересом участвуют в различных исследовательских делах. Успех исследования во многом зависит от его организации. Организуя учебно-исследовательскую деятельность младших школьников, необходимо следовать методологии. Поставленная проблема и обозначенная тема должны быть актуальными для ребенка, исследовательская работа должна выполняться им добровольно и быть обеспечена необходимым оборудованием, средствами и материалами.

Исследовательские проекты имеют четкую продуманную структуру, которая практически совпадает со структурой реального научного исследования: актуальность темы; проблема, предмет и объект исследования; цель, гипотеза и вытекающие из них задачи исследования; методы исследования: наблюдение, опыты, эксперименты; обсуждение результатов, выводы и рекомендации. Исследовательские проекты - одна из наиболее распространенных форм данного вида деятельности. Это практические и лабораторные работы, доклады, выступления, дневники наблюдения и т.д.

Работать над проектом или исследованием способны дети разного уровня подготовленности или развития интеллекта. Кому-то по силам реализация индивидуального проекта, а кто-то прекрасно сумеет раскрыть свои таланты в групповом проекте. Главное - помочь ребенку поверить в свои силы. И эта задача падает на плечи взрослых.

Использование методов исследования и проектирования предполагает отход от авторитарного стиля обучения, но вместе с тем предусматривает хорошо продуманное, обоснованное сочетание методов, форм и средств обучения.

А для этого учителю необходимо:

*владеть всем арсеналом исследовательских, поисковых методов, уметь организовать исследовательскую самостоятельную работу обучающихся

*уметь организовать и проводить дискуссии, не навязывая свою точку зрения, не подавляя учеников своим авторитетом

*устанавливать и поддерживать в группах работающих над проектом деловой, эмоциональный настрой, направляя обучающихся на поиск решения поставленной проблемы

*уметь интегрировать содержание различных предметов для решения проблем выбранных проектов.

Работа над проектами и детскими исследованиями достаточно сложная, поэтому необходимо готовить учеников младших классов постепенно.

Исследовательская деятельность изначально должна быть свободной, практически не регламентированной какими-либо внешними установками. В практике работы с младшими школьниками чаще всего используются групповые и коллективные формы работы.

Уровень, форму, время исследования учитель определяет в зависимости от возраста обучающихся и конкретных педагогических задач. Формирование исследовательской деятельности, как правило, проходит в несколько этапов.

Первый этап соответствует первому классу начальной школы.

На 1 этапе (в 1 классе) рекомендуется применять тренинговые игры-занятия, которые направлены на формирование универсальных учебных действий:

Развитие умений видеть проблемы

Развитие умений выдвигать гипотезы

Развитие умений задавать вопросы.

С первого же класса начинаю вовлекать своих обучающихся в мини-исследования, включаю этот вид деятельности во все образовательные области начальной школы. В первом и втором классе почти все работы носят коллективный характер, тематика определяется учителем, но каждый ученик вносит свой вклад в общую работу, это приучает детей работать в коллективе, ставить общие интересы выше своих.

Второй этап - второй класс начальной школы.

Поступательное развитие исследовательского опыта учеников обеспечивается расширением выполняемых операционных действий при решении учебно-исследовательских задач и усложнением деятельности от фронтальной, под руководством учителя, к индивидуальной самостоятельной деятельности.

Третий этап соответствует третьему и четвёртому классам начальной школы.

На этом этапе предполагается увеличение сложности проектов и тем для исследования, развёрнутость суждений, выводов, а это - повышение уровня формирования универсальных учебных действий. По сравнению с предыдущими этапами обучения усложнение деятельности заключается в увеличении сложности учебно-исследовательских задач, в переориентации процесса образования на постановку и решение самими школьниками учебно-исследовательских задач.

В третьем и четвёртом классе многие ученики уже знают, какой предмет им интересен, могут сами выбрать тему исследования. Учитель может и должен лишь “подтолкнуть” их к правильному выбору, попросив ответить на следующие вопросы:

Что мне интересно больше всего?
Чем я хочу заниматься в первую очередь?
Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время?
О чём хотелось бы узнать как можно больше?
Чем я мог бы гордиться?

Ответив на эти вопросы, ребенок может получить совет учителя, какую тему исследования можно выбрать.

Привлекая к этой работе родителей важно, чтобы они не брали на себя выполнение части работы детей над проектами, иначе губится сама идея метода проектов. А вот помощь советом, информацией, проявление заинтересованности со стороны родителей – важный фактор поддержки мотивации и обеспечение самостоятельности школьников при выполнении ими проектной деятельности. С этой целью я провожу специальные собрания-лекции, на которых разъясняю родителям суть метода проектов и его значимость для развития личности детей; рассказываю об основных этапах проектной деятельности и формах возможного участия родителей в ней.

При организации работы над проектом необходимо опираться на

психолого-педагогические принципы: интерес к теме должен выстраиваться с учётом имеющегося у детей учебного и житейского опыта, их возрастных особенностей и предпочтений; но не забывайте, что возможности младшего школьника имеют предел, не следует планировать сложных, требующих больших временных затрат работ.

Проектная деятельность, как и всякое творчество, возможна и эффективна только на добровольной основе.

Итогом исследовательской работы может быть выступление на детской конференции. В отличие от “взрослой” конференции, здесь необходимо создать “ситуацию успеха” для каждого школьника. Каждую работу, независимо от её качества, необходимо похвалить, чтобы у ребёнка возникло желание продолжать исследовательскую деятельность. Самому ребенку подготовиться к выступлению очень тяжело, здесь нужна помощь учителя и родителей. Даже очень хорошо подготовленные дети на публике теряются, очень помогает мультимедийное сопровождение, в котором стоит отразить основные моменты работы ребенка, а еще хорошо бы пригласить родителей, это успокоит ученика и укрепит связь семьи и школы.

Защита работы проходит обычно в течение 10 минут (7 минут на выступление, 3 минуты – ответы на вопросы), должна включать 10-12 слайдов. Прежде всего, представляются результаты исследования. Рисунки, графики, всегда зрелищнее таблиц или текста. Текст сопровождается иллюстративным материалом, слайды не дублируются. Выводы должны демонстрироваться достаточно долго, чтобы слушатели смогли внимательно с ними ознакомиться и обдумать.

Перед презентацией педагог должен провести психологическую подготовку выступающих обучающихся и аудитории.

Подводя итог, отмечу, что в условиях перехода на Федеральные государственные стандарты образования второго поколения организация проектно-исследовательской деятельности школьников обеспечивает формирование универсальных учебных действий школьника, воспитание ответственности обучающегося за свой учебный опыт, принятие решений, дальнейшее образование, духовно-нравственного воспитание.

В условиях правильной организации исследовательской деятельности дети незаметно для себя овладевают нравственными нормами, усваивают моральные требования, у них развиваются нравственные чувства, закрепляются определённые формы поведения, т.е. формируются так называемые “нравственные привычки”. Трудолюбие, ответственность, самостоятельность, предприимчивость – такими качествами личности овладевают учащиеся в результате приобщения их к исследовательской работе. Выполняя исследования в группах, дети и сильные, и слабые имеют возможность развить лидерские качества. Участие в исследовательской деятельности повышает уверенность в себе, что позволяет успешнее учиться.

Сколько радости испытывает ученик, когда он находится в поиске вместе с учителем. Что может быть интереснее для учителя, чем следить за работой мысли ребят, иногда направлять их по пути познания, а иногда и просто не мешать суметь вовремя отойти в сторону дать детям насладиться радостью своего открытия.

Примеры тем проектов, которые можно использовать как в учебной, так и во внеурочной деятельности.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Ярцевская средняя школа №4

имени Героя Советского Союза О.А.Лосика

Творческий проект

группа обучающихся 3Б класса:

Бурмистрова Софья,

Кравцева Эвелина,

Греков Данила,

Макеев Михаил

Мильченко Елена Владимировна,

учитель начальных классов

Творческий проект

группа обучающихся 3Б класса,

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Ярцевская средняя школа №4

имени Героя Советского Союза О.А.Лосика.

Руководитель проекта: Мильченко Елена Владимировна, учитель начальных классов.

Творческий проект реализуется в рамках внеурочной деятельности во 2 классе начальной школы.

Узнать об истории театра кукол;

Выяснить, какие бывают куклы;

Сделать ширму и декорации для спектакля;

Показать театральную постановку;

Презентовать свою работу.

Найти практическое применение.

Результативность:

Ценность работы над проектом для обучающихся является в знакомстве с материалом, выходящим за пределы школьной программы, в расширении представлений о театральном искусстве, в систематизации знаний, развитии коммуникативных навыков, умении чётко излагать свои мысли.

Адресная направленность:

Данный материал будет полезен для учителей начальных классов, педагогов дополнительного образования детей.

Кукольные постановки можно использовать во внеурочной деятельности, для развлечения детей дошкольного и младшего школьного возраста

2. Паспорт проектной работы

Мильченко Елена Владимировна

Состав проектной группы

Группа обучающихся 3Б класса

Узнать об истории театра кукол;

Выяснить, какие бывают куклы;

Сделать ширму и декорации для спектакля;

Показать театральную постановку;

Презентовать свою работу.

Найти практическое применение.

Предполагаемый продукт(ы) проекта

Этапы работы над проектом

1. Подготовка к проекту:

- постановка проблемы, определение цели, задач.

2. Деятельность:

- изучение информации об истории театра кукол ;

- анализ, классификация кукол;

- изготовление ширмы и декораций;

- представление театральной постановки;

- вывод о проделанной работе

3. Презентация работы.

Методы работы над проектом

1.Анализ источников информации.

3. Изучение приёмов работы с перчаточными игрушками.

4. Практическая деятельность.

Оборудование и материал

Образовательные и культурно-просветительские учреждения, на базе которых выполнялся проект

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Ярцевская средняя школа №4

имени Героя Советского Союза О.А.Лосика

3. Описание процесса исполнения

I . Первый этап

Пояснительная записка к проекту

Чем увлечены современные дети? Что могут они назвать в качестве своих интересов и хобби? Чтобы узнать о предпочтениях наших одноклассников в начале учебного года был проведён опрос.

1.Что ты любишь делать больше всего?

2.С какими игрушками ты играешь?

3.Что ты знаешь о кукольном театре?

На первом месте оказались компьютерные игры (их выбрали 19 из 24 человек), на втором месте стоят герои телевизионных и мультипликационных сериалов и только 3 ученика увлечены рисованием и чтением художественной литературы.

А можно – ли отвлечься от компьютера, телефона и телевизора и создать для себя новое, не менее интересное увлечение?

Конечно можно! Ребята обожают смотреть сценки, которые показывают при помощи кукол. Эти выступления понятны, интересны и вызывают чувство восторга.

У нас в классе есть наборы перчаточных кукол.

Проблема: Сможем ли мы сами поставить кукольный спектакль? И какую пьесу выбрать? Надо пробовать, но с чего начать?

Цель проекта: организация театральной постановки

Задачи:

узнать об истории театра кукол;

выяснить, какие бывают куклы;

сделать ширму и декорации для спектакля;

показать театральную постановку;

презентовать свою работу.

Продукт проектной деятельности: театральная постановка.

Методы работы:

1. Анализ источников информации.

2. Изучение приёмов работы с перчаточными куклами.

3. Практическая деятельность.

Этапы работы над проектом:

1. Подготовка к проекту:

- постановка проблемы, определение цели, задач.

2. Деятельность:

- изучение информации об истории театра кукол;

- анализ, классификация кукол;

- создание и оформление ширмы и декораций;

- вывод о проделанной работе.

3. Презентация своей работы.

II . Второй этап

История театра кукол.

Кукольный театр существует давно. Древние народы верили, что и на небе, и на земле, и под землей, и даже в воде живут разные боги, дьяволы и священные животные. Чтобы молиться этим богам, люди делали их изображения: больших и маленьких кукол из камня, глины, кости или дерева.

Вокруг таких кукол плясали, носили их на носилках, возили на колесницах или на спинах слонов, а иногда устраивали всякие хитрые приспособления и заставляли кукол, изображавших богов, дьяволов или драконов, поднимать руки или лапы, открывать глаза, кивать головами.

Постепенно такие зрелища все больше и больше становились похожими на театральные представления. Из археологических раскопок и дошедших до нас исторических источников можно сделать вывод, что во все времена куклы были неизменными спутниками человека.

Первые упоминания о кукольном театре связаны с праздниками древнего Египта. Разыгрываемые с помощью статуэток сцены из жизни Бога Осириса собирали толпы людей.

В древней Греции делали огромные фигуры, которые украшали драгоценными камнями и приводили в движение по особым праздникам.

В Греции кому-то пришла в голову мысль изобразить мир с помощью ящика, в котором нет передней стенки. На дне ящика придумали прорези, чтобы вставить палочки и управлять куклами. Из маленьких детских сценок выросли целые пьесы, и получился театр. (Приложение 1)

На протяжении тысяч лет во всех странах мира с помощью кукол разыгрывались легенды, играли народные сказки и сатирические сценки, высмеивающие человеческие пороки: глупость, жадность, трусость.

Различают три основных типа театров кукол:

1.Театр верховых кукол (перчаточных), управляемых снизу. Актёры-кукловоды в театрах этого типа обычно скрыты от зрителей ширмой.

2.Театр низовых кукол (кукол-марионеток), управляемых сверху с помощью ниток, прутов или проволоками. Актёры-кукловоды в театрах этого типа чаще всего тоже скрыты от зрителей, но не ширмой, а верхней занавеской.

3.Театр кукол срединных (не верховых и не низовых) кукол, управляемых на уровне актёров-кукловодов. (Приложение 2)

Любимые куклы разных стран.

Здесь мы познакомились с различными театральными куклами.

В каждой стране есть любимые куклы .

В Италии любимой куклой считают Пульчинеллу . Пульчинелла переводится как петушок, уж очень он задиристый и смешной.

Французы вырезали из дерева веселую куклу Полишинеля . У него огромные глаза и розовые щеки. Секрет настроения куклы зависит от поворота ее головы.

В Англии существует непобедимый Панч , который сражается с придворными, полицейскими, офицерами и палачами. Он всегда побеждает, а публика ликует.

Судьба русского Петрушки тоже счастливая. Народ всегда любил весельчака, легко справляющегося с чертями и другим злом. (Приложение 3)

Выбор пьесы и изготовление ширмы и декораций.

Привели в порядок куклы.

Родители помогли сделать ширму. (Приложение 4)

4.Подготовка к театральной постановке.

Научились управлять перчаточными куклами.

Приходилось много репетировать, но результат нас всех порадовал!

Кукольный спектакль готов! Пришла пора показать нашу первую постановку!

5.Критерии оценки

На этом этапе работы мы проанализировали свою деятельность: мы достигли цели, которую ставили перед собой и решили все основные задачи. Теперь впереди – премьера!

III этап

Третий этап – это показ нашего спектакля ученикам нашей школы, воспитанникам детских садов и презентация нашей работы на школьной (Результат:1место) и районной научно-практической конференции (Результат:1 место).

Отзыв на проектную работу

обучающихся 3Б класса,

Руководитель проекта Мильченко Елена Владимировна.

Обучающиеся 3Б класса выполняли проект в течение первого и второго триместров 2017/2018 учебного года.

Тема проекта была сформулирована сразу и сохранена без изменений на протяжении всей работы над проектом.

Актуальность темы обусловлена в реализации и развитии творческого замысла.

Центральным вопросом работы является изучение истории возникновения кукольного театра и постановка спектакля.

Ценность работы над проектом для обучающихся является в знакомстве с материалом, выходящим за пределы школьной программы, в расширении представлений о театральном искусстве, в систематизации знаний, развитии коммуникативных навыков, умении чётко излагать свои мысли.

Содержание работы соответствует поставленным целям и задачам проектной работы.

Логика работы над проектом продумана, культура письменного оформления обеспечивает понимание содержания изложенного материала.

Данная работа имеет большую практическую значимость. Это не только интересное, но и полезное занятие для развития творческих способностей и для совершенствования артистических способностей.

Кукольные постановки можно использовать во внеурочной деятельности, для развлечения детей дошкольного и младшего школьного возраста.

3. Выводы и самоанализ работы над проектом

В отличие от драматического театра, где играют не куклы, а живые люди, кукольный театр более долговечен. Его актеры способны жить много столетий, и любая музейная кукла в руках опытного кукловода, в любой момент способна ожить и сыграть перед нами ту самую кукольную комедию, которой восхищались зрители - короли, ремесленники, дворяне, купцы, наемные солдаты – и сто, и двести, и четыреста лет назад.

Это не только интересное, но и полезное занятие для развития творческих способностей и для совершенствования артистических способностей.

Задуманный нами проект завершен, цель достигнута. Не всё получилось, как планировалось, много времени ушло на репетиции, но в постановке следующего спектакля мы учтём все свои ошибки и сделаем процесс подготовки более профессиональным!

Что может быть лучше, чем интересное увлечение! Мы планируем поставить другие пьесы, чтобы радовать детей сказками и учить их быть добрыми, щедрыми и преданными, как герои наших постановок.

навевают воспоминания детства.
Я надеюсь, что мы смогли подарить всем

несколько приятных минут детства.

4. Список источников информации

1. Авдеев А. Происхождение театра. Элементы театра в первобытнообщинном строе. Л. – М.

2. Трифонова Н.М. Кукольный театр своими руками. – М., 2001.

Приложение 1.


Задачи проекта:

1. Изучить значение и место соответствующей программы в образовательном проекте.

2. Адаптировать и эффективно использовать материал программы.

3. Представить отзыв о программе.

Введение.

Проект по теме Внеурочная деятельность в начальных классах

Из вышеизложенного видится проблема формирования информационной культуры современного школьника, составляющей которой является не только информационная грамотность, но и этика пребывания в виртуальной среде. На протяжении нескольких лет на базе Открытого молодѐжного университета разрабатывается и успешно реализуется Комплексная образовательная программа, задачей которой является:

- обучение IT-компетенциям, соответствующим новым востребованным

профессиям, новым средствам производства и рынку труда;

- знакомство с информационной культурой современного общества;

- формирование умения работать с виртуальной образовательной средой для повышения эффективности учебной деятельности и умения выстраивать коммуникативные связи в виртуальной среде;

- прививание норм этики и культуры поведения в виртуальном пространстве.

Стандарты нового поколения позволяют в рамках школьной образовательной программы вести занятия, направленные на развитие информационной грамотности с погружением в виртуальную образовательную среду уже с 1-го класса во внеурочное время.

В рамках ФГОС внеурочной деятельности отводится особое значение, которое становится неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Внеурочная деятельность понимается как одна из форм организации свободного времени обучающихся, целью которой является расширение образовательного пространства, способствующего определению его интереса, свободному выбору направления и удовлетворению обучающихся в содержательном досуге.

Полную информацию смотрите в файле.

Содержимое разработки

Внеурочная деятельность в начальных классах.

Косарева Лариса Николаевна

учитель МБОУ СОШ№45

Внеурочная деятельность в начальных классах.

Проблема проекта: специфика формирования информационной культуры современного школьника.

Задачи проекта:

1.Изучить значение и место соответствующей программы в образовательном проекте.

2.Адаптировать и эффективно использовать материал программы.

3. Представить отзыв о программе.

Ожидаемый результат:

Готовность педагога к организации целенаправленной и эффективной работы.

Конечный продукт:

Включение программы в план внеурочной деятельности.

1.Место программы в образовательном проекте.

3. Организация взаимодействия с родителями младших школьников. 4.Заключение.

Из вышеизложенного видится проблема формирования информационной культуры современного школьника, составляющей которой является не только информационная грамотность, но и этика пребывания в виртуальной среде. На протяжении нескольких лет на базе Открытого молодѐжного университета разрабатывается и успешно реализуется Комплексная образовательная программа, задачей которой является:

 обучение IT-компетенциям, соответствующим новым востребованным

профессиям, новым средствам производства и рынку труда;

 знакомство с информационной культурой современного общества;

 формирование умения работать с виртуальной образовательной средой для повышения эффективности учебной деятельности и умения выстраивать коммуникативные связи в виртуальной среде;

 прививание норм этики и культуры поведения в виртуальном пространстве.

Стандарты нового поколения позволяют в рамках школьной образовательной программы вести занятия, направленные на развитие информационной грамотности с погружением в виртуальную образовательную среду уже с 1-го класса во внеурочное время.

В рамках ФГОС внеурочной деятельности отводится особое значение, которое становится неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Внеурочная деятельность понимается как одна из форм организации свободного времени обучающихся, целью которой является расширение образовательного пространства, способствующего определению его интереса, свободному выбору направления и удовлетворению обучающихся в содержательном досуге.

К исследовательским умениям относятся:

 умение видеть проблемы;

 умение выдвигать гипотезы;

 умение наблюдать, сравнивать;

 умение формулировать вопросы;

 умения и навыки проведения экспериментов (мысленных и практических).

Исследование рассматривается как часть проектирования, в процессе которого у детей формируются такие проектные умения:

 развитие познавательной активности ученика;

 приобретение опыта интеллектуальной деятельности под руководством взрослого;

 умение добывать необходимую информацию различными методами (работа с дополнительной литературой, Интернетом);

 умение работать в паре, группе; вести диалог, описывать свою деятельность.

Использование разных способов соорганизации (фронтальная, индивидуальная, парная, групповая) позволяет сохранить активность детей. При системном использовании парной и групповой работы приобретаются навыки учебного сотрудничества, сохраняется активность детей.

Объѐм программы для 1 класса — 33 часа из расчѐта 2 часа в неделю (1 час работы в классе и 1 час индивидуальной работы дома). Время проведения занятия в классе может варьироваться от 35 до 50 минут.

Основная форма работы учителя во внеурочной деятельности — занятие, предполагающее большую подготовительную и заключительную работу с обучающимися согласно этапам.

Развитие информационной грамотности как одной из составляющей информационной культуры через создание информационной среды, способствующей формированию базовых IT-компетенций.

 Повышение учебно-познавательной мотивации.

 Углубление знаний по предмету и, как следствие, повышение информационной культуры.

 Положительная динамика функциональной грамотности (темп чтения, повышение грамотности, развитие логических операций).

 Формирование у обучающихся младшего школьного возраста умений и навыков исследовательского поиска.

 Приобретение коммуникативных навыков (работа в инициативных группах в рамках общей темы).

Методы обучения

Основная методическая установка программы — деятельностный характер обучения, создание условий для приобретения опыта исследовательской и проектной деятельности, постановки и достижения цели в индивидуальной и групповой работе.

Формы организации учебных занятий

Основной тип занятий —комбинированный, посредством чередования форм организации учебно-познавательной деятельности младших школьников с различными средствами обучения (рабочая тетрадь, портал, электронные образовательные ресурсы, интерактивная доска и т.д.). При проведении занятий используется учебный и познавательный материал разного типа, вида и формы: презентации, интерактивные игры, видеоролики, ресурсы Интернета и т.д. Материалы всех занятий доступны детям и родителям. Задания, предлагаемые учащимся в рамках курса, разнообразны: проблемные, творческие или задания с творческим продолжением (право выбора задания из серии вариативного материала остаётся за учеником).

Используются следующие формы организации деятельности обучающихся:

Фронтальная форма обучения используется на занятиях для словесной инаглядной передачи учебной информации одновременно всем обучающимся иобмену информацией между учителем и детьми.

Групповая(парная) форма обучения необходима для выполнения группой школьниковдифференцированных заданий, размещённых на портале. Очень важно правильно организовать учебное сотрудничество (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в результат общей деятельности).

Коллективнаяформа организации обучения используется, когда созданы условия, при которых учащиеся самостоятельно организуют и проводят фрагменты занятий (лабораторные работы: опыт, эксперимент).

 задания повышенной сложности для данного возраста по каждой теме занятия;

 онлайн-мероприятия в виде конкурсов, игр, викторин, домашних экспериментов;

 небольшие флеш-игры, чтобы ребѐнок мог отдохнуть после занятия;

 видеоматериал (ролик), имеющий отношение к теме занятия;

 виртуальное электронное портфолио учащегося, куда заносятся результаты входного и итогового тестирования предметных достижений ребѐнка в урочной и внеурочной деятельности. После выполнения одного из разделов образовательного материала открывается часть картинки — пазл, который в дальнейшем, при прохождении всей темы, можно собрать в виде постера и распечатать.

Таким образом, информационно-образовательная среда включает в себя всех

участников образовательного процесса: родитель, учитель (взрослый), обучающийся.

Этапы занятий

1. Организация начала урока.

2. Развивающая зарядка.

3. Актуализация субъектного опыта обучающегося.

4. Усвоение новых знаний и способов деятельности.

5. Дыхательная гимнастика.

6. Закрепление знаний.

7. Физкультурная минутка.

8. Интерактивная игра по теме занятия за ПК.

9. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Основной тип занятий — чередование деятельности детей в рабочей тетради с практическими заданиями в интерактивном сопровождении курса.

1. Организационный этап, очень кратковременный, обычно не более двух минут, основная цель этапа — организовать направленное внимание на начало занятия.

2. Развивающая зарядка, способствующая развитию межполушарных связей, абстрактно-логического мышления и т. д.

3. Этап актуализации субъектного опыта обучающегося обеспечивает мотивацию учения школьников и включение их в совместную деятельность. Цель этапа — дальнейшее успешное усвоение новых знаний или учебных действий.

4. Усвоение новых знаний и способов деятельности — этот этап обычно занимает наибольший объѐм времени. Цель данного этапа — сформировать понятие, сформировать представление о…, сформировать способность к работе с… (Р. Г. Чуракова).

5. Дыхательная гимнастика предусмотрена для улучшения самочувствия, снижения утомляемости.

6. Закрепление знаний — этап для самостоятельной работы по материалу: умение

соотносить между собой факты, понятия, правила и идеи; воспроизводить основные идеи нового материала, выделять существенные признаки ведущих понятий, конкретизировать их.

8. Интерактивная игра по теме занятия. При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: обучающиеся самостоятельно

выполняют задания на компьютере, осуществляют их самопроверку, выявляют и корректируют возможные ошибки.

9. Подведение итогов и рефлексия. Проводится для создания положительного эмоционального настроя, стимула к дальнейшей работе, как доказательство успешности и усвоения принципов сотрудничества. Цель данного этапа —

формирование личной ответственности за результаты учебной деятельности.

Гигиенические требования

Использование ИКТ в образовательном процессе требует неукоснительного соблюдения санитарных правил и норм (СанПиН 2.4.2.2821-10),что позволит снизить риски и обеспечить сохранение здоровья младших школьников. Необходимо помнить:

— средняя непрерывная продолжительность различных видов учебной деятельности младших школьников 1–4 классов (чтение с бумажного носителя, письмо, слушание, опрос и т. п.) не должна превышать 7–10 минут, в тоже время непрерывная работа с изображением на индивидуальном мониторе компьютера и с клавиатурой не должна превышать в 1–4 классах 15 минут;

— просмотр статических изображений на учебных досках и экранах отражѐнного света в 1–2 классах — 10 минут, в 3–4 классах — 15 минут;

— просмотр динамических изображений на учебных досках и экранах отражѐнного света в 1–2 классах — 15 минут, в 3–4 класса — 20 минут.

Планируемые результаты

К концу обучения в начальной школе будут сформированы все универсальные учебные действия: регулятивные (Р), познавательные (П), личностные (Л) и коммуникативные (К).

Универсальные учебные действия

Организация начала урока

–планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К)

Актуализация субъектного опыта учащихся

– анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация, сериация (П);

– извлечение необходимой информации из текстов (П);

– использование знаково-символических средств (П);

– осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);

– подведение под понятие (П);

– выполнение пробного учебного действия (Р);

– фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (Р);

– волеваясаморегуляция в ситуации затруднения (Р);

– выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

– аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);

– учѐт разных мнений (К);

– использование критериев для обоснования своего суждения (К)

Усвоение новых знаний и способов деятельности

– анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия (П);

– подведение под понятие (П);

– определение основной и второстепенной информации (П);

– постановка и формулирование проблемы (П);

– структурирование знаний (П);

– осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);

– выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

– аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);

– учѐт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К);

– разрешение конфликтов (К)

Закрепление знаний

– анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, сериация, классификация (П);

– извлечение из математических текстов необходимой информации (П);

– моделирование и преобразование моделей разных типов (П);

– использование знаково-символических средств (П);

– подведение под понятие (П);

– установление причинно-следственных связей (П);

– выполнение действий по алгоритму (П);

– осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);

– построение логической цепи рассуждений, доказательств (П);

– выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

– адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач (К);

– формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации (К);

Состав учебно-методического комплекта

1. Рабочая тетрадь.

4. Учебная программа с тематическим планированием курса.

5. Методические рекомендации для учителя.

6. Задания для выполнения индивидуальных проектов.

С помощью дополнительного кейса мероприятий, предоставляемого учителю, можно организовать вариативную часть урока.

Установка программного обеспечения не требуется.

Тематический план

Наименование разделов

Практическиезанятия

Мыши: живые и гаджеты

Масленица и другие русские праздники

Радуга и другие необычные явления

Организация внеурочной деятельности в 1И классе.

Родители в восторге от заданий на портале, только положительные отзывы: интересно не только детям, но и родителям. Очень нравятся продуманные задания, которые соответствуют возрасту детей-первоклассников.

Организация взаимодействия с родителями младших школьников.

При эффективной работе классного руководителя с родителями младших школьников, при создании конкретных условий для раскрытия творческих способностей детей во взаимоотношениях с родителями, при направляющей роли учителя улучшается качество успеваемости учащихся, повышается уровень творческой активности воспитанников.

Развивая познавательную сферу ребенка, формируются исследовательские и проектные умения. Учащиеся, занимающиеся исследовательской деятельностью, уверенней чувствуют себя на уроках, стали активнее,научились грамотно задавать вопросы, у них расширился кругозор, стали более коммуникативными.

-развитие личности школьника, становление его мировозрения;

-развитие самостоятельности и творческих способностей обучающихся через включение их в проектную деятельность, в том числе с использованием виртуальной образовательной среды;

-духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей.

Использованная литература

Кондратьева Е.П. Проекты-4: ФГОС НОО: первые шаги реализации. Учебно-методическое пособие для слушателей курсов повышения квалификации учителей. Чебоксары, 2014.-60с.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Планируемые результаты освоения учащимися программы внеурочной деятельности.

Требования к уровню подготовки учащихся.

Общие методические рекомендации.

Содержание проекта программы.

Материально – техническое обеспечение.

Уметь жить, уметь работать, уметь жить вместе,

уметь учиться, уметь творить.

Обилие разнообразной научной информации в различных областях и просто информации, а так же её динамичное изменение и уточнение делают невозможным в рамках школьной программы обучать и развивать личность в полном объёме. Следовательно, задача школы состоит в том, чтобы научить детей ориентироваться в мире информации, добывать её самостоятельно, усваивать в виде знания, рационально подходить к процессу познания

Кризис человечности, захвативший все слои населения, является следствием, за которым стоит причина – дефицит духовности общества и человека. Поэтому важнейшим объектом познания в школе должен быть человек, его мировосприятие, отношение к самому себе, окружающим людям, к природе.

В соответствии с требованиями Стандарта, Концепция и Программа духовно-нравственного развития и воспитания учащихся являются ориентиром для формирования всех разделов основной образовательной программы начального общего образования.

Приобщение детей к духовным богатствам человечества будет способствовать формированию гармоничной, творческой личности будущего человека, способной к сопереживанию, распознаванию добра и зла, доброжелательному отношению ко всему окружающему, овладению своими эмоциями и чувствами, пониманию величия человеческой жизни и умению найти своё место в ней.

Программа духовно-нравственного развития образовательного учреждения содержит теоретические положения по формированию целостной образовательной среды и целостного пространства духовно-нравственного развития младшего школьника, определяемого как уклад школьной жизни интегрированного в урочную (окружающий мир, литературное чтение, русский язык), внеурочную, внешкольную, семейную деятельность учащихся.

По данным Института возрастной физиологии РАО, школьная образовательная среда порождает факторы риска нарушений здоровья, с действием которых связано 40 % негативных влияний, ухудшающих здоровье детей школьного возраста. Исследования ИВФ РАО позволяют проранжировать школьные факторы риска по убыванию значимости и силы влияния на здоровье учащихся:

стрессовая педагогическая тактика;

несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников;

несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса;

недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей;

провалы в существующей системе физического воспитания;

интенсификация учебного процесса;

функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья;

частичное разрушение служб школьного медицинского контроля;

отсутствие системной работы по формированию ценностей здоровья и здорового образа жизни.

Таким образом, традиционная организация образовательного процесса создает у школьников постоянные стрессовые перегрузки, которые приводят к поломке механизмов саморегуляции физиологических функций и способствуют развитию хронических болезней. В результате существующая система школьного образования имеет здоровьезатратный характер.

Но урок остается основной организационной формой образовательного процесса, которая непосредственно зависит от учителя. Выявление критериев здоровьесберегающего потенциала школьного урока и построение урока на здоровьесберегающей основе является важнейшим условием преодоления здоровьезатратного характера школьного образования.

Как помочь школьнику, как сделать так, чтобы он начал жить активной, интересной и полноценной жизнью?

Как сделать так, чтобы учение в школе вызывало прилив энергии, а обучение было в радость, развивало рефлексивные умения учащихся?

Как сделать так, чтобы видя больного человека (хромого, косого, в очках, полного и т. д.) ребёнок не смеялся над ним, а сочувствовал ему?

Как сделать так, чтобы ребёнок помог маме, другу и т. д. нести что-то тяжёлое, поднять, если, что-то упало или рассыпалось?

Как сделать так, чтобы каждый ребёнок - не на словах, а на делах; не по просьбе, а сам; не из-за страха, а по совести, не по-американски, а по-русски; от души, от всего сердца и всё это осознанно.

Именно в решении этих вопросов и заключается актуальность данного проекта внеурочной деятельности. В противоречиях, в постановке проблем, в постоянных доказательствах, в комплексе духовно-нравственной и спортивно-оздоровительной деятельности.

Современное политическое, социальное и экономическое развитие указывает перспективную созидательную цель – общечеловеческое нравственное совершенствование. Сегодня требуется новый тип образованности личности. Она должна быть не столько много знающей, сколько легко ориентирующейся в сложных проблемах современности, высоконравственной, ответственной за себя, своих близких, культуру, природу, страну. Поэтому в школе так необходима программа внеурочной деятельности, посвящённая спортивно-оздоровительному и духовно-нравственному воспитанию личности человека в комплексе и способная сохранить и развить в ребёнке стремление к духовным ценностям человеческой жизни, которые могут сохранить в здоровом теле душу его от разъедающего практицизма окружающей среды.

Пояснительная записка.

2. Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения

3. Регионального учебного плана образовательных учреждений Смоленской области (приказ Департамента Смоленской области по образованию и науке от 09.04.2012 № 299)

Актуальность и социальная значимость данного проекта программы внеурочной деятельности состоит в том, что она призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений и на их основе искать путь самовоспитания, саморазвития. Проект программы предполагает активное включение в творческий процесс учащихся, родителей, классного руководителя.

Практическая значимость данного проекта состоит в том, что отношение к окружающей действительности формируется в совместной деятельности учителя, учащихся и родителей.

проекта программы: освоение учащимися норм духовно-нравственного отношения к миру, людям, самим себе, формирование навыков коммуникации, обеспечить возможность сохранения здоровья детей в период обучения в школе; научить детей быть здоровыми и чистыми душой и телом.

- мышление (абстрактное, логическое, наглядно-образное, словесно - логическое, практическое, теоретическое, реалистическое);

- воображение (активное, пассивное (произвольное и непроизвольное), воссоздающие, антиципирующие, творческое);

- внимание (произвольное и непроизвольное);

- память (произвольную, механическую, логическую, кратковременную, непроизвольную, долговременную, оперативную, промежуточную), гибкость мысли, быстроту и критичность ума (которые являются базой для усвоения математики на более высоком, качественном уровне;

- мотивацию к познанию окружающего мира.

-духовное единство между детьми и учителем, устанавливать взаимное доверие;

предоставить возможности ребёнку проявить себя и своё отношение к окружающему миру;

научить детей всматриваться в мир, в людей, которые рядом, учить строить с ними отношения;

прививать детям стремление к постоянному познаванию;

сформировать у детей необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни;

Читайте также: