Проект по внеурочной деятельности в начальной школе на тему профессии

Обновлено: 02.07.2024

Цель: Формирование у учеников представления о многообразии профессий.

1. Активизировать, закрепить, уточнить и пополнить уже имеющиеся знания учащихся о профессиях.

2. Прививать интерес у учащихся к миру профессий.

3. Способствовать активизации речевой деятельности детей, развивать их связную речь.

4. Способствовать обогащению словарного запаса детей.

5. Развивать внимание, логическое мышление, быстроту реакции, смекалку, образное мышление.

6. Развивать навыки взаимодействия в малых группах

7. Воспитывать уважительное отношение к труду, к представителям разных профессий.

Познавательные УУД: Активизация интеллектуальной деятельности учащихся.

Коммуникативные УУД: ведение диалога, признание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; выражение своего мнения и аргументация своей точки зрения; уважительное восприятие других точек зрения.

Регулятивные УУД: Способность умению планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Личностные УУД: Воспитание доброжелательного и заботливого отношения к людям труда разных профессий.

Ход занятия

I. Организационный момент.

II. Логопедическая зарядка.

Встанет дворник на заре,

Снег расчистит во дворе,

Дворник мусор убёрет

И песком посыплет лёд.

- О ком эта чистоговорка? (О дворнике). Найдите в этом стихотворении однокоренные слова. (Двор – дворник).

А как вы думаете, о чём мы с вами сегодня будем говорить? Какая тема нашего занятия? (уточнение темы педагогом).

А чтобы наше занятие прошло более интересно, я предлагаю вам разделимся на 2 группы. Для этого я приготовила карточки, на 2-х карточках изображены профессии, а на остальных – предметы труда, относящиеся к одной или другой профессии. Итак, мы разбились на группы и можем начать нашу работу.

Что такое профессия?

В -Каждой из групп я предлагаю несколько вариантов ответа вам необходимо выбрать один из вариантов и объяснить, почему вы его выбрали.

Группам предоставляется по 4 варианта ответа. Дети обосновывают свой выбор.

Цель: повысить уровень осознания обучающимися типического и специфического в профессиональной деятельности специалиста.

В - В этой игре мы посмотрим, насколько хорошо мы представляем себе того или иного человека.

Сейчас вы составите рассказ о трудовом дне вашего профессионала. Это будет рассказ, состоящий только из существительных.

Дети в группах составляют рассказы и представляют их. Дается возможность другой группе дополнить рассказ выступающей группе.

Кокой сегодня урок?

Дышите не дышите.

Как вас постричь?

Большое спасибо за покупку

• Игра "Профессия-загадка".

Слушать лёгкие любит он нам

И уколы сделать может.

Градусник поставит сам,

Витаминку в рот положит (врач)

Красоту он замечает

И цвета все различает.

Может кистью на бумаге

Твой портрет нарисовать.

И увидев солнце в небе

Радостный пейзаж создать! (художник)

Нитки, ножницы, булавки:

И работа вся кипит.

Создаёт из ткани вещи,

Школьную форму для вас может сшить (швея)

Мастер, мастер, помоги -

Забивай покрепче гвозди -

Мы пойдем сегодня в гости.

Вот на краешке с опаской

Он железо красит краской,

У него в руке ведро,

Сам раскрашен он пестро.

(Маляр) Скажи, кто так вкусно

Готовит щи капустные,

Все завтраки, обеды?

Темной ночью, ясным днем

Он сражается с огнем.

В каске, будто воин славный,

На пожар спешит. (пожарный) Громко прозвенел звонок,

В классе начался урок.

Знает школьник и родитель —

Проведет урок. (учитель)

Есть у мамы на прилавке

Куклы, мячики, булавки,

Обувь, платье и платки

Чашки и в горшках цветки.

Всё, что нужно покупайте,

Ничего не забывайте.

Наша мама… (продавец)

Ножницы, шампунь, расческа -

Всем я делаю прически,

Стригу и взрослых, и детей.

Отгадай меня скорей (парикмахер)

Цель повышение знаний о мире профессионального труда.

В - Сейчас вам будут предлагаться необычные характеристики профессий, а вы должны назвать те профессии, которые соответствуют данной характеристике.

Характеристики: самая вкусная профессия, самая детская профессия, самая смешная профессия, самая опасная профессия, самая добрая профессия.

Группам предлагается из слов, записанных на карточках и данных вперемешку, составить пословицы.

1. Труд человека кормит, а лень портит.

2. Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.

3. Готовь сани летом, а телегу зимой.

4. Без труда не вынешь и рыбки из пруда.

5. Поспешишь – людей насмешишь.

6. Не говори, что делал, а говори, что сделал.

В: - Молодцы, ребята! Хорошо сегодня работали, о разных профессиях вспомнили и поговорили.

- Вопрос выбора профессии за одно занятие, за один день не решить. Пройдет еще немало лет, прежде чем вы сделаете свой выбор, а сейчас у вас есть главный труд. Какой?

- Учеба и получение хороших знаний – тоже труд и труд непростой.

- Итак, скажите мне, пожалуйста, можно ли назвать самую главную профессию? Нет! А почему? (Все профессии важны, все профессии нужны)

А в конце занятия я предлагаю вам составить синквейн по теме нашего занятия, т. е. о профессиях

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра

Администрация Октябрьского района

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Тип учебного учреждения: общеобразовательное учреждение

Вид учебного учреждения: средняя общеобразовательная школа

Класс обучающихся: 2-4 класс

Название программы : Мир профессий

Название направления: социальное

Название учебной профориентация

Вид образовательной Программа внеурочных занятий

Ступень образования: I ( первая) ступень

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра

Администрация Октябрьского района

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Зам. директора по НР Директор школы

МИР ПРОФЕССИЙ

занятий внеурочной деятельности

по профориентации

№ 1 от 28 августа 2016 г.

Программа составлена с учетом требований ФГОС НОО и обеспечивает развитие универсальных учебных действий, творческих способностей у обучающихся, необходимых для дальнейшей самореализации как в учебной, так и внеурочной деятельности, а так же позволяет учащимся проявить себя, выявить свой творческий потенциал.

В рамках данной программы формируются коммуникативные и социальные навыки обучающихся начальной школы, которые необходимы для успешного интеллектуального развития ребёнка.

Цель программы: формирование у обучающихся знаний о мире профессий и создание условий для успешной профориентации младших подростков в будущем.

Актуальность данной программы обусловлена её практической значимостью: она не только помогает овладеть определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и перейти от усвоения готовых знаний к их осознанному приобретению.

Рекомендуется учителям начальных классов, занимающимися вопросами профессионального просветительства, профориентационной работой, социальной адаптацией детей в возрасте от 7 до 10 лет.

6. Аппарат контроля (формы контроля и система оценивания)…………………………….13

7. Методическое обеспечение учебного процесса…………………………………………..14

10. Литература для учащихся …………………………………………………………………16

Пояснительная записка

С введением Федерального Государственного Образовательного Стандарта второго поколения воспитательный процесс должен строиться на основе развития у школьников психологической готовности к выбору, профессиональному и личностному самоопределению. Правильный выбор профессии – один из значимых факторов успешности в жизни человека. В жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает важное место. С первых шагов ребенка родители задумываются о его будущем, внимательно следят за интересами и склонностями своего ребенка, стараясь предопределить его профессиональную судьбу. Учеба в школе выявляет избирательное отношение школьника к разным учебным предметам. У отдельных детей очень рано обнаруживается интерес к некоторым из них, склонность к определенному виду деятельности: изобразительной, музыкальной, конструктивной.

Перед младшими школьниками не стоит проблема выбора профессии. Но поскольку профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, то младший школьный возраст можно рассматривать как подготовительный, закладывающий основы для профессионального самоопределения в будущем. Представления о профессиях у ребенка 7-10 лет ограничены его пока небогатым жизненным опытом - работа мамы и папы, воспитателя в детском саду и учителя в школе, профессии летчика, полицейского, разведчика, но об этих так или иначе знакомых профессиях дети знают, как правило, мало и весьма поверхностно.

Актуальность . Мир профессий огромен. Найти свое место в нем, обрести уверенность в себе, стать профессионалом – процесс длительный. Проблема профессиональной ориентации с учётом личностных факторов становится в наши дни, как никогда актуальна. Данной программой определяется, что обучающиеся понимают роль и место психологической компетентности в построении правильно жизненной стратегии и успешного достижения поставленных целей. Успешность профессионального самоопределения тесно связана с общим развитием личности, показателем психического развития, способностью к самоанализу, уровнем мотивации.

Цель: формирование у обучающихся знаний о мире профессий и создание условий для успешной профориентации младших подростков в будущем.

- расширять у детей представления о разнообразии профессий на основе характерных трудовых процессов и результатов труда, представлении о структуре труда (цель, мотив, материал, трудовые действия, результат);

- расширять знания детей о родных людях, их профессиях, значимости их труда в семье и обществе;

- активизировать в речи слова, родовые понятия и видовые обобщения, связанные с темой, учить выражать свое отношение к той или иной профессии.

- воспитывать в детях чувство уважения к труду взрослых.

- расширение кругозора, уточнение представлений об окружающем мире, создание положительной основы для воспитания социально-личностных чувств;

- воспитание физических, психологических, социальных качеств, необходимых для полноценного развития личности.

Принципы реализации программы:

С целью эффективности и результативности занятия содержат следующие виды деятельности:

- игровая деятельность (ролевые игры);

- чтение и составление текстов по темам разделов;

- выполнение упражнений на релаксацию, концентрацию внимания, развитие воображения.

С целью достижения качественных результатов учебный процесс должен быть оснащен современными техническими средствами, средствами изобразительной наглядности, видео и фото реквизитами.

Во время каникул деятельность может видоизменяться (оформление страничек портфолио и защита проектов).

Количество часов в год – 34 (1 час в неделю).

Количество часов в неделю – 1.

Количество часов в I четверти – 9.

Количество часов во II четверти – 7.

Количество часов в III четверти – 10.

Количество часов в IV четверти – 8.

Профессии вокруг нас.

Профессии, которые нас охраняют.

Профессии, которые нас лечат.

Профессии в школе.

первые умения и навыки общего труда на пользу людям, культуры труда, расширит знания о производственной деятельности людей, о технике, о воспитании уважения к людям труда, понимании значения труда в жизни человека.

Профессии вокруг нас.

Профессии, которые нас кормят.

Профессии, которые нас одевают.

Профессии, которые помогают путешествовать.

Клубные часы профориентационной направленности

Планируемые результаты

- когнитивные - знания обучающихся о труде, о мире профессий;

- мотивационно-личностные - отношение к труду, интерес к профессиям, желание овладеть какой-либо профессиональной деятельностью;

-поведенческие - навыки трудовой деятельности, ответственность, дисциплинированность, самостоятельность в труде.

Регулятивные УУД

Обучающиеся научатся:

- высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, работать по предложенному учителем плану.Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.

Обучающиеся получат возможность научиться:

- совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД

Обучающиеся научатся:

- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Обучающиеся получат возможность научиться:

- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).

Коммуникативные УУД

Обучающиеся научатся:

-Доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).Слушать и понимать речь других.Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).

Обучающиеся получат возможность научиться:

- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следоватьим.Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах (в приложении представлены варианты проведения уроков).

Ханты-Мансийский автономный округ –Югра

Администрация Октябрьского района

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Зам. директора по НР Директор школы

Громак Н.М. Черноколпакова Т.З.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

программы занятий внеурочной деятельности по профориентации

Цель программы: познакомить с многообразием мира профессий, значимостью выбора профессии в жизни человека.

Категория слушателей: учащиеся 2-х классов.

Срок обучения: 34 часа.

Режим занятий : 1 час в неделю.

Наименование разделов программы

Всего часов

В том числе

Формы контроля

Теоретические

Практические занятия

Профессии, вок

Профессии, которые нас охраняют

Составление памяток по безопасности, оформление плакатов с дорожными знаками

Профессии, которые нас лечат

Мини- сочинения, тест, составление режима дня второклассника

Профессии в школе

Ханты-Мансийский автономный округ –Югра

Администрация Октябрьского района

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Зам. директора по НР Директор школы

Громак Н.М. Черноколпакова Т.З.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

программы занятий внеурочной деятельности по профориентации

Цель программы: познакомить с многообразием мира профессий, значимостью выбора профессии в жизни человека.

Категория слушателей: учащиеся 3-х классов.

Срок обучения: 34 часа.

Режим занятий : 1 час в неделю.

Наименование разделов программы

Всего часов

В том числе

Формы контроля

Теоретические

Практические занятия

Профессии вокруг нас

Профессии, которые нас кормят

Конкурс рецептов блюд

Профессии, которые нас одевают

Конкурс на лучшего модельера

Профессии которые помогают путешествовать

Ханты-Мансийский автономный округ –Югра

Администрация Октябрьского района

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Зам. директора по НР Директор школы

Громак Н.М. Черноколпакова Т.З.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

программы занятий внеурочной деятельности по профориентации

Цель программы: познакомить с многообразием мира профессий, значимостью выбора профессии в жизни человека.

Категория слушателей: учащиеся 4-х классов.

Срок обучения: 34 часа.

Режим занятий : 1 час в неделю.

Наименование разделов программы

Всего часов

В том числе

Формы контроля

Теоретические

Практические занятия

Клубный час профориентационнойнаправленности.

Ханты-Мансийский автономный округ –Югра

Администрация Октябрьского района

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Зам. директора по НР Директор школы

Громак Н.М. Черноколпакова Т.З.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

программы занятий внеурочной деятельности по профориентации

Цель программы : познакомить с многообразием мира профессий, значимостью выбора профессии в жизни человека.

В жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает важное место. С первых шагов ребёнка родители задумываются о его будущем, внимательно следят за интересами и склонностями своего ребёнка, стараясь предопределить его профессиональную судьбу. Учёба в школе выявляет избирательное отношение школьника к разным учебным предметам.

Перед младшим школьником не стоит проблема выбора профессии. Но поскольку профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, то младший школьный возраст можно рассматривать как подготовительный, закладывающий основы для профессионального самоопределения в будущем.

Представления о профессиях ребёнка 7-10 лет ограничены его пока небогатым жизненным опытом. Между тем, в современном мире существует огромное количество видов труда. Ориентация в этом океане человеческих занятий является важнейшим звеном социальной адаптации ребёнка.

Данная программа предполагает реализацию через:

Профориентационное воспитание в начальной школе - это создание среды, которая будет способствовать воспитанию у ребёнка личностных качеств, определяющих способность делать осознанный выбор в ситуациях самоопределения. Однако профессиональное самоопределение - это не просто выбор профессии, а своеобразный творческий процесс развития личности, начинающийся с раннего возраста.

Актуальность программы

21 век поставили перед человеком и цивилизованным обществом множество сложных и ответственных вопросов. Речь идет о проблеме профессиональной ориентации младших школьников в учебно-воспитательном процессе.

В настоящее время в школе накоплен достаточно большой опыт форм и методов работы по профориентации старших школьников.

Однако в наш стремительный век, когда бурно изменятся экономика, актуальной становится целенаправленная работа по профессиональной ориентации уже с воспитанниками младших классов.

Особенность работы по профессиональной ориентации не заключают в подведении детей к выбору профессии. Главное- это развитие внутренних психологических ресурсов ребенка.

В начальной школе, когда учебно-познавательная деятельность становится ведущей, важно расширить представление о различных профессиях.

В процессе развития ребенок насыщает свое сознание разнообразными представлениями о мире профессий. Некоторые элементы профессиональной деятельности ему трудно понять, но в каждой профессии есть область, которую можно представить на основе наглядных образцов, конкретных ситуаций из жизни.

На этой стадии создается определенная наглядная основа, на которой базируется дальнейшее развитие профессионального самосознания.

Цель: ознакомление с миром профессий, их социальной значимостью и содержанием; развитие познавательных способностей учащихся на основе создания максимально разнообразных впечатлений о мире профессий.

Задачи:

  • познакомить с широким спектром профессий, особенностями разных профессий;
  • выявить наклонности, необходимые для реализации себя в выбранной в будущем профессии;
  • способствовать формированию уважительного отношения к людям разных профессий и результатам их труда;
  • способствовать развитию интеллектуальных и творческих возможностей ребёнка;
  • способствовать формированию нравственных качеств: доброты, взаимовыручки, внимательности, справедливости и т.д.;
  • способствовать формированию навыков здорового и безопасного образа жизни.

Ведущая деятельность: поисковая, исследовательская, творческая, игровая.

Принципы:

  • доступность, познавательность, системность и наглядность:
  • учёт возрастных особенностей;
  • индивидуальное развитие в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
  • сочетание теоретических и практических форм деятельности;
  • психологическая комфортность.

Формы и методы

Профориентация в воспитательном процессе - это совместная деятельность детей, родителей и учителей. В целях профессиональной ориентации используются такие методы работы, как беседа, игра, занятия.

Для начальной школы характерны ролевые и дидактические игры, общественно полезный труд, праздники, которые формируют, добросовестное отношение к труду, развивают интерес к будущей профессии.

Для воспитанников 1-4 класса характерны приемы и упражнения, которые помогают в увлекательной форме решать развивающие и воспитательные задачи в ходе профориентационной работы.

Игровые методики для младших школьников включает в себя: загадки, пословицы, ребусы, стихотворения, материалы о труде, которые очень нравятся детям и в увлекательной для них форме вводит в мир труда и профессий взрослых. В работе используются литературные тексты: чтение сказок по теме труда, где решаются не только познавательные задачи - знакомство со словами, повышение словарного запаса, так и воспитательные - расширение знаний о мире профессий.

Значительными профориентационным материалом являются игры - ролевые, дидактические, в которых реализуются конкретная профессиональная деятельность. Они способствуют расширению знаний младших воспитанников и разнообразии профессий, обогащают представление младших школьников о действиях представителей той или иной профессии.

Планируемые результаты:

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы

В ходе реализации программы, учащиеся должны овладевать специальными знаниями, умениями и навыками.

К ним относятся:

  • когнитивные - знания обучающихся о труде, о мире профессий;
  • мотивационно-личностные - отношение к труду, интерес к профессиям, желание овладеть какой-либо профессиональной деятельностью;
  • поведенческие - навыки трудовой деятельности, ответственность, дисциплинированность, самостоятельность в труде.

Регулятивные УУД:

  • учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану;
  • средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала;
  • учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке;
  • средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

  • перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков);

Коммуникативные УУД:

  • умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
  • слушать и понимать речь других;
  • средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог);
  • совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;
  • учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах.

Ожидаемые результаты:

  • участие в различных видах игровой, изобразительной, творческой деятельности;
  • расширение кругозора о мире профессий,
  • заинтересованность в развитии своих способностей,
  • участие в обсуждении и выражение своего отношения к изучаемой профессии,
  • возможность попробовать свои силы в различных областях коллективной деятельности, способность добывать новую информацию из различных источников.

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Продолжительность одного занятия - 40 минут.

Режим занятий - во второй половине дня.

Норма наполнения групп - до 25 учащихся.

Вид организации учебно-воспитательного процесса: групповая, индивидуальная.

Формы работы - экскурсии, игры, беседы, практическая работа, наблюдение, коллективные и индивидуальные исследования, проекты, самостоятельная работа, защита исследовательских работ.

Сроки реализации программы: Программа рассчитана на четыре года обучения, 1 час в четверть.

  • 1 год обучения - 4 часа;
  • 2 год обучения - 4 часа;
  • 3 год обучения - 4 часа;
  • 4 год обучения - 4 часа;
  • Итого - 16 часов.

Результатом освоения курса может являться создание индивидуального или группового проекта.


Программа внеурочной деятельности, направление социальное "мир профессий". Рассчитана на начальную школу.

Содержимое разработки

Программа внеурочной деятельности

Сергеева Евгения Евгеньевна

Челябинск, 2016-2017

1 Пояснительная записка

Проблема выбора профессии стоит перед подрастающим поколением всегда, а сейчас она становится особо актуальной в связи с изменениями, происходящими в нашем обществе. Ученики 2-3 классов ещё далеки от выбора профессии, но правильно проведённая с ними работа по профессиональной ориентации должна стать основой, на которой в дальнейшем будут развиваться профессиональные интересы и намерения школьников в старших классах. О множестве профессий школьники практически не имеют информации, поэтому знакомство с миром профессий начинается в начальной школе.

Цель курса: развитие познавательных способностей учащихся на основе создания максимально разнообразных впечатлений о мире профессий.

-познакомить обучающихся с разнообразием мира профессий;

-формировать конкретно-наглядные представления о существенных сторонах профессий;

-сравнивать интеллектуальные и творческие возможности детей.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.

Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.

Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны государства.

Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.

Ценность человечества – осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.

Читайте также: