Школьный концептуальный анализ учитывает

Обновлено: 04.07.2024

В наши дни все большее внимание получают новые отрасли науки. Cреди них интеграция отдельных отраслей знаний, образование новейших дисциплин на стыке наук, гуманитарная и антропоцентрическая направленность.

Определенное преломление данные тенденции получили и в лингвистике. C установлением господства антропоцентрической, когнитивной парадигмы познания в структуре лингвистики возникают психолингвистика, этнолингвистика, лингвоконцептология и т.д.

Одной из таких наук стала когнитивная лингвистика. Результаты исследований данного направления в языкознании дают возможность школьному учителю, во-первых, развиваться в научном плане, а, во-вторых, применять современные инновационные виды работы на своих уроках.

Необходимо отметить, что понятие концепта изучено достаточно, чтобы можно было применять такой вид лексической работы как анализ концепта на уроках русского языка в старших классах средней школы. Можно отметить работы таких ученых как Н. Д. Арутюнову, С. А. Аскольдова-Алексеева, Д. С. Лихачева, Ю. С. Степанова, В. П. Нерознака, С. X. Ляпина, С. Г. Воркачева, Ю.С. Степанова и др.

Цель данной работы – выявить и описать особенности анализа концепта как лексической работы на уроках русского языка в 9 классе.

Объект исследования – работа с концептом на уроках русского языка в 9 классе.

  1. Анализ лингвистической, педагогической и литературоведческих источников по проблеме исследования.
  2. Описательный метод.

Исследование состоит из введения, двух глав (глава I – теоретическая, глава II – практическая), заключения и приложений.

В.И.Карасик и Г.Г.Слышкин исследовали концепт и утвердили, что он – условная ментальная единица, направленная на комплексное изучение языка, сознания и культуры.
Таким образом, в своей совокупности концепт – это семантическое образование, отмеченное лингвокультурной спецификой и тем или иным образом характеризующее носителей определенной этнокультуры. Он окружен эмоциональным, экспрессивным, оценочным ореолом.

Чаще всего представительство концепта в языке приписывается слову, а само слово получает статус имени концепта - языкового знака, передающего содержание концепта наиболее полно и адекватно. На соотнесении концепта со словом, в принципе, основано составление словарей концептов. Однако слово как элемент лексико-семантической системы языка всегда реализуется в составе той или иной лексической парадигмы, что позволяет его интерпретировать как 1) инвариант лексической парадигмы, образованной ЛСВ этого слова; 2) имя смыслового (синонимического) ряда, образованного синонимами, соотносимыми с одним из ЛСВ этого слова. В любом случае, концепт, как правило, соотносится более чем с одной лексической единицей, и логическим завершением подобного подхода является его соотнесение с планом выражения всей совокупности разнородных синонимических (собственно лексических, фразеологических в афористических) единств, описывающих его в языке, т.е. в конечном итоге концепт соотносим с планом выражения лексико-семантической парадигмы.

В методике преподавания русского языка есть работы, авторы которых разрабатывают методику работы с концептами. Одной из наиболее значимых работ является диссертационное исследование Н.Л. Мишатиной, которая считает концепт базовой единицей обучения.

В работах Н.Л. Мишатиной есть немало интересных идей, важных для дальнейшего развития методики преподавания русского языка в рассматриваемом нами аспекте, среди которых выделим следующие:

- определение цели концептуального анализа как создание концептуального портрета (слово на уровне текста), включающий в себя словарный портрет слова (слово на уровне Словаря) и контекстуальный портрет слова (слово в контексте словосочетания);

Установление критериев сформированности лингвокультурологической компетенции, к которым ученый относит критерий ассоциирования (расширение и обогащение ассоциативного тезауруса подростков); метафоризации (использование и конструирование метафоры в процессе речевой деятельности); цитации (рост когнитивных реакций «культурологического характера в тезаурусе и продуцированном тексте).

Однако данное исследование не решило многих вопросов, а только положило начало периоду их постановки и поиску решений.

В современной лингводидактике активно разрабатывается методика работы со словом (концептом) как с культурным артефактом. Исследование ценностно-ориентированных подходов и принципов обучения языку в данном аспекте пока не завершено. Ведущие методисты России предлагают отбирать ценностно-значимые компоненты национальной концептосферы (концепты), на основе которых следует формировать мировоззрение учащихся [8, 25].

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Цели определяют подход к преподаванию предмета, который обозначается как культурно-философский и предполагает формирование представления о русском языке как доминанте духовной.

Концептуальная методика, реализующая указанные подходы, представляет собой науку о наилучших средствах передачи культуры сквозь призму языка современному ученику – как формирующейся языковой личности, субъекту индивидуальной картины мира.

Данное определение учитывает важнейшие признаки концепта :

ментальность (концепт – объект идеальный, т.е существующий в нашей психике);

обобщенность (слово во всем многообразии языковых и внеязыковых связей как обобщенная модель концепта);

многокомпонентность, которая обусловлена широтой и глубиной фоновых знаний;

инвариантность (в рамках национального самосознания) и вариантность (в рамках индивидуального самосознания).

1) семантические отношения изучаемого концепта с другими словами родной культуры;

2) место концепта в системе ценностей;

3) функции данного концепта в жизни человека.

установление лексического значения слова (по лингвистическим словарям);

установление понятийного значения слова (по энциклопедическим словарям – общим и специальным);

анализ контекстов употребления слова (в том числе речевых народно-поэтических и книжно-литературных формул);

учет семантических отношений с другими словами родной культуры;

ориентация на аппозитивную структуру этических концептов;

экспликация (объяснение) системы оценок.

Цель школьного концептуального анализа слова – дать по возможности более полное знание о понятии, существующее в сознании носителей культуры и выраженное в определенных языковых стереотипах, формирующих наивно – языковую картину мира. В общих чертах методическую модель школьного концептуального анализа слова можно представить следующим образом:

создание словарного портрета слова (слово на уровне словаря);

создание контекстуально-метафорического портрета слова (слово на уровне словосочетания и микротекста);

создание словесного портрета концепта (слово на уровне Текста и в диалоге культур).

Учитывая же специфику концепта, имеющего сложную структуру (в которую входят понятие как обязательный компонент, а также образная, оценочная и ценностная составляющая), необходимо выделить четыре этапа работы с социально-духовными (родина, патриотизм и др.) и этическими концептами (правда, справедливость, совесть и др.):

Концептуальная методика – методика по своей сути текстоориентированная.

Ученик проходит три взаимосвязанных между собою этапа освоения культурного концепта в процессе литературного и языкового развития:

В настоящее время существует немало классификаций концептов. Так, В.И. Карасик делит их на две группы: 1) этнокультурные и социокультурные, имеющие культурную специфику; 2) универсальные, не выражающие ментальности народа.

И.А. Стернин классифицирует данные образования языка на одноуровневые (состоящие только из ядра), многоуровневые (ядро + когнитивные слои), сегментные (ядро + несколько сегментов + когнитивные слои).

В заключение следует отметить, что работа с концептами отличается продуктивностью и результативностью, так как способствует развитию навыков литературоведческого (в том числе и сравнительного) анализа, связной речи школьников, активизации памяти, творческих способностей, воображения, мыслительной деятельности, помогает осмыслить духовные основы нашей жизни, быть более внимательным, бережным и ответственным по отношению к русскому слову.

Библиография

1. Демьянкова В.З. Понятие и концепт в художественной литературе и научном языке // Вопросы филологии. – М. – 2001. – № 1. – С. 35 – 37.

3. Карасик В.И. О типах дискурса // Языковая личность: институциональный и персональный дискурс: Сб. науч. тр. – Волгоград: Перемена, 2000. – С. 5 – 20.

4. Лихачёв Д.С. Заметки о русском. – М.: Колибри, 2014. – 480 с.

5. Российский гуманитарный энциклопедический словарь // под ред. Еранского А.В. – М., 2002. – 682 с.

6. Степанов Ю.С. Слово // Русская словесность. От словесности к структуре творчества: Антология. – М.: Academia , 1997. – С. 288 – 300.

7. Стилистический энциклопедический словарь русского языка // Под ред. Кожиной М.Н. – М., 2003. – 498 с.

8. Тарланов З.К. Методы и принципы лингвистического анализа. – Петрозаводск, 1995. – 192 с.

[1] Здесь и далее по тексту цифра в квадратных скобках обозначает номер цитируемого издания по списку литературы в конце работы.

Концептуальный анализ на уроках русского языка и литературы

Рассматривается значение внедрения метода концептуального анализа на уроках русского языка и литературы. Выделяются этапы работы с концептом на уроке учителя-словесника.
Ключевые слова: концепт, концептуальный анализ, ассоциации, смысл.

В XXI веке многие изменения, происходящие в стране, зачастую находят отражение в системе образования. Особое внимание при этом уделяется школьному обучению.

Разработка и введение в действие ФГОС второго поколения тесно связаны с главенствующим в настоящий момент в мировой практике компетентностно-деятельностным подходом в обучении языку. Т. к. знания не передаются, а получаются в процессе личностно-значимой деятельности, то можно говорить о необходимости формирования не отдельной системы ЗУН, а комплекса компетентностей, которые будут сформированы у обучающихся на основе обновленного содержания и в процессе их учебной деятельности.

На сегодняшний день существует необходимость обновления методики преподавания русского языка. Как же построить урок русского языка и литературы, реализуя требования Стандартов второго поколения? Формирование культуроведческой парадигмы способствует созданию новых технологий обучения, основным принципом которых является принцип единства обучения языку и культуре. Данное явление не вступает в противоречие с ФГОС второго поколения, где требования к планируемым результатам структурируются по ключевым задачам общего образования и включают предметные, метапредметные и личностные результаты [2].

Поликультурное образование - это воспитание человека, являющегося носителем родной культуры, понимающего, знающего культуры других народов. Современное поликультурное образование ориентировано на международную академическую мобильность и требует от языковой личности готовности к обучению, коммуникации и профессиональному общению в лингвокультурной среде.

Взращивание созидательных личностей, формирование в них креативных качеств, в первую очередь, поручается школе. Именно в этом содержится инновационность содержания ФГОС нового поколения.

Всё чаще говорится о том, что объём информации увеличивается, а пространство текста уменьшается. В таких условиях концепт позволяет рассматривать любой текст как гипертекст. Следовательно, организовывать речевое поведение, соответствующее запросам современного ребёнка.

По мнению Д. С. Лихачёва любой человек является концептоносителем. И каждый человек в зависимости от многих факторов (например, от ценностно-смысловых ориентиров) может по-своему трактовать тот или иной концепт [3].

Концептуальный анализ предполагает работу со словарями (толковыми, фразеологическими, этимологическими и др.), с текстами, анализ и систематизацию смыслов слов как концептов, применение личного социокультурного опыта.

Концептуальный анализ предполагает работу, реализуемую на пяти этапах:
1 этап - ассоциативно-образный. Анализ восприятия концепта учащимися, выявление прошлых знаний о концепте, ассоциаций. Выясняется личностное знание о концепте, актуализируется система ценностей и смыслов обучающегося.
2 этап - ценностный (научно-понятийный). Предполагает работу с разными словарями, отражающими социальный и предметный культурный опыт. Данный этапформирует систему ценностей и смыслов (личностного знания о концептах).
3 этап - культурная интеграция. Это этап текстовой коммуникации. Анализ текстов культуры (ценностно-смысловое чтение) способствует развитию компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формированию нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.
4 этап - социокультурный. Социокультурный комментарий совмещает в себе лингвистическое и лингвострановедческое комментирование.
5 этап - концептуальный. Это этап смыслотворчества. Происходит формирование умения понимать широкий контекст полученных знаний, или умения концептуализировать знание.

В ходе работы могут рассматриваться как национальные, так и общеязыковые концепты. При этом реализуется компетент- ностный и личностно-ориентированный подходы.

Учитель может привлечь обучающихся к поиску концептов для рассмотрения. Школьники интересуются социально значимыми словами, словами, имеющими морально-этическую составляющую: мир, война, мать, отец, семья, хлеб, жизнь, любовь, дом, счастье. Но в центре внимания могут оказаться и привычные слова: цветок, зима. При детальном рассмотрении слов открываются новые смыслы, постигается глубокое содержание, которое таилось за несколькими буквами.

Концептуальная работа над словом способствует воспитанию у обучающихся бережного отношения к слову. В ходе проведения занятий у школьников формируется интерес к слову. Они учатся видеть его красоту и своеобразие. Поэтому можно говорить о том, что внедрение элементов концептуального анализа благотворно повлияет на обучение русскому языку и литературе.

Список использованной литературы
1. Краткий словарь когнитивных терминов / В. З. Демьянков и др.; под ред. Е. С. Кубряковой. М.: Филол. ф-т МГУ им. М. В. Ломоносова, 1997. 245 с.
2. Концепция государственных образовательных стандартов общего образования / под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. М., 2010.
3. Лихачев Д. С. Концептосфера русского языка // Известия АН СЛЯ. Серия лит. и языка. 1993. № 1. С. 3-9.
4. Солоухин В. В. Камешки на ладони. М.: Сов. Россия, 1977.


Концептуальный анализ на уроках русского языка и литературы



В настоящее время существует немало классификаций концептов. Так, В. И. Карасик делит их на две группы: 1) этнокультурные и социокультурные, имеющие национально-историческую специфику; 2) универсальные, не выражающие ментальности народа.




В заключение следует отметить, что работа с концептами отличается продуктивностью и результативностью, так как способствует развитию навыков литературоведческого (в том числе и сравнительного) анализа, связной речи школьников, активизации памяти, творческих способностей, воображения, мыслительной деятельности, помогает осмыслить духовные основы нашей жизни, быть более внимательным, бережным и ответственным по отношению к русскому слову.

[1] Здесь и далее по тексту цифра в квадратных скобках обозначает номер цитируемого издания по списку литературы в конце работы.

Основные термины (генерируются автоматически): концепт, урок литературы, ядерная часть, концептуальный анализ, образование языка, работа, сравнительный анализ, схема, схема концепта.

Читайте также: