Проект по социализации детей с овз в школе

Обновлено: 03.07.2024

Цель проекта Создать условия для социализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья через построение социально-педагогической развевающей среды.

Задачи проекта

Вовлечение ребенка с ОВЗ в образовательный и воспитательный процесс. Выявление особенностей межличностных отношений ребенка с особенностями в развитии с детьми в группе. Повышение уровня социальной активности, активной жизненной позиции ребенка с ОВЗ. Внедрение современных образовательных технологий.

Сроки реализации проекта 03.09.2021 г. – 20.04.2022 г.

Источники финансирования Без финансирования

Участники проекта Дети, родители

Содержание проекта

В соответствии с ФГОС дошкольного образования задача социализации детей с ограниченными возможностями здоровья является одной из приоритетных в деятельности ДОУ. Ее реализация возможна при соблюдении ряда условий :

- готовность педагогов к созданию социокультурной развивающей среды;

- ориентация на организацию индивидуального подхода, выявление и учет в педагогическом процессе личностных и индивидуальных особенностей, интересов и способности в процессе формирования социальной компетентности детей дошкольного возраста;

- интенсивное взаимодействие всех участников образовательного процесса : воспитателей, родителей, специалистов ДОУ и социума, построенное с учетом интересов ребенка.

Анализ литературы, раскрывающей проблемы работы с детьми с ОВЗ показал, что, несмотря на наличие специфических особенностей таких детей, все исследователи отмечают имеющиеся у них возможности личностного развития. Целесообразно говорить о психологических резервах процесса социализации относительно детей с ОВЗ, и о том, что сущность развития социального потенциала детей с ограниченными возможностями здоровья напрямую зависит от целенаправленной педагогической поддержки детей, раскрытия их потенциала в различных формах жизнедеятельности.

Поэтому, главной задачей социализации детей с ограниченными возможностями здоровья является вовлечение таких детей в детский коллектив.

Для родителей нормально развивающегося ребенка детский сад – это место, где ребенок может пообщаться, поиграть с другими детьми, интересно провести время, узнать что-то новое. Для семей, воспитывающих детей с ОВЗ, детский сад может оказаться практически единственным местом, где созданы условия для полноценного развития их ребенка.

Направления психолого-педагогического сопровождения в рамках данного проекта :

1. Работа с семьей ребенка с ОВЗ (психологическая адаптация к особым потребностям ребенка, гармонизация отношений и взаимоотношений в семье, подготовка родителей к интегрированному обучению).

2. Работа с детьми, развитие коммуникативных качеств, самооценки, коррекция эмоционально-волевой сферы.

3. Специальная подготовка кадров (развитие толерантности, развитие психолого-педагогической грамотности, навыков саморегуляции);

4. Развитие детской толерантности у совместно обучающихся воспитанников с детьми с ОВЗ.

Специфичность данного проекта в том, что для каждого ребенка его реализация начинается с момента поступления в детский сад. Поэтому, для кого-то из детей он только начинается, а кто-то уже на пороге его завершения. Структура этапов реализации проекта классическая : организационный; практический (или деятельностный); аналитический; презентация результатов работы.

Широкое использование разнообразных форм коррекционной работы с детьми и система работы по обеспечению социализации детей с ОВЗ может показать высокую эффективность при её реализации:

- вовлечения детей с ОВЗ в массовые мероприятия (праздники, развлечения и т. д, проводимые в образовательном учреждении);

- использование современных технологий в организации совместной деятельности детей.

Воспитанники с ОВЗ включаются в совместные мероприятия постепенно: в театрализованную деятельность, в проведение совместных спортивных и традиционных праздников внутри ДОУ, в выставках и конкурсах различного уровня.

Реализация сопровождения детей с особыми образовательными потребностями в образовательном процессе направлена на поддержание комфортной образовательной среды, способствующей наиболее полному развитию интеллектуального, личностного и творческого потенциала детей-инвалидов и детей с особыми образовательными потребностями, полноценной социализации и адаптации в образовательном пространстве и за его пределами.

№ Мероприятия Сроки реализации Участники Ответственный

2021г Родители Педагог-психолог

2. Диагностическое обследование. Оформление информационного стенда для педагогов и родителей. Сентябрь-январь-май Дети Педагог-психолог

4. Индивидуальные консультации по результатам обследования Сентябрь-январь-май Родители.

Законные представители Педагог-психолог

5. Индивидуальная образовательная деятельность по темам:

Законные представители Педагог-психолог

Законные представители Педагог-психолог

9. Индивидуальная образовательная деятельность по темам:

10. Индивидуальные консультации по развитию детей В течение всего времени обучения Родители.

Законные представители Педагог-психолог

11. Рекомендации по формированию представлений и навыков Еженедельно Родители.

Законные представители Педагог-психолог

12. Индивидуальная образовательная деятельность по темам:

2022 Педагоги ДОУ Педагог-психолог

15. Индивидуальная образовательная деятельность по темам:

Законные представители Педагог-психолог

Законные представители Педагог-психолог

Законные представители Педагог-психолог

19. Индивидуальная образовательная деятельность по темам:

20. Рекомендации по подготовке материалов для терапевтических игр Апрель

Законные представители Педагог-психолог

21 Индивидуальная образовательная деятельность по темам:

22. Родительское собрание по результатам итоговой диагностики Май

Законные представители Педагог-психолог

Цель проекта : повышение уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития детей и создание оптимальной среды для взаимодействия учителя-логопеда с семьей как условие повышения эффективности коррекции речевых нарушений у детей.

- выяснить образовательные потребности родителей и уровень их компетентности в вопросах речевого развития;

- установить партнерские отношения с родителями дошкольников;

- повысить компетентность родителей в области коррекционной помощи детям;

- выработать и принять единые требования, предъявляемые к родителям и ребёнку, общего подхода к воспитанию;

-разработать и внедрить наглядные пособия для коррекционного процесса.

1. Анкетирование родителей.

Апрель 1. Мастер-класс для педагогов. Использование мнемотехники в коррекционной работе.

Обучение составления рассказа по схеме-мнемотаблице, заучивание стихов, потешек, чистоговорок.

Выдача рекомендаций родителям для самостоятельных занятий дома в летнее время.

• создание специальной предметно-развивающей среды обеспечивает эффективность коррекционно-развивающей работы;

• успешное овладение детьми с ОВЗ социально-бытовыми навыками является опорой для дальнейшей социализации;

• проведение с детьми ОВЗ специально организованных игр способствует обучению различным формам взаимодействия;

• в результате коррекционно-развивающей работы повышается познавательный интерес и познавательная активность. Максимальный результат работы достигается при взаимодействии всех специалистов;

• улучшается формирование речевых навыков и навыков общения стимулирует экспрессивные языковые способности аутичных детей;

• улучшается овладение социально-бытовыми навыками, навыки игровой деятельности;

• в произвольной двигательной активности дети выполняют инструкции и сознательно контролируют свои движения;

• создана и функционирует модель взаимодействия специалистов детского сада и семьи, направленная на практическое психолого-педагогическое просвещение родителей.

Изменение образовательного процесса в ДОУ в условиях введения ФГОС ФГОС ДО представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию Стандарт направлен на достижение следующих целей:.

Инклюзивное образование и создание образовательной среды как социализация в современном мире детей с ОВЗ Инклюзивное образование и создание образовательной среды как социализация в современном мире детей с ОВЗ В настоящее время перед обществом.

ВложениеРазмер
proekt_gotovyy.doc 138 КБ

Предварительный просмотр:

МАОУ СОШ №19 им. Л.А. Попугаевой

Литвиновой Татьяной Сергеевной

Г. Удачный 2019 год

1. ТЕОРЕТИЧЕСКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ.

1.2. Цели и задачи исследования……………………………………………….…5

1.3. Гипотеза исследования проблемы проекта……………………………….…5

1.4. Теоретически - методологические основы ………………………………….5

1.5. Практическая значимость проекта…………………………………………. 6

2. ОПЫТНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКОВ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ.

2.1 Проблемы социализации детей с ОВЗ………………………………………7

2.2. Роль инклюзивного подхода к обучению детей с ОВЗ в процессе их социализации в школьной среде…………………………………………………8

2.3.Социализация учащихся с ОВЗ в рамках обучения с применением дистанционных технологий………………………………………………………..9

2.4.Развитие личности ребёнка с ОВЗ во внеучебной деятельности……. 13

3. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………. 15

В первой части работы дается теоретико-методологическое обоснование, а также определяются цели и задачи проекта, его научная новизна и актуальность, указывается практическая значимость работы.

Вторая часть проекта посвящена описанию опытной работы по формированию навыков социальной адаптации у детей с ограниченными возможностями здоровья, а также сформулированы проблемы социализации. Большое внимание уделяется способам решения выделенных проблем через вовлечение детей с ОВЗ во внеучебную деятельность, применение дистанционных образовательных технологий и инклюзивного подхода.

Список использованной литературы показывает уровень исследовательской работы автора проекта в освещении вопроса социальной адаптации детей с ОВЗ.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ.

Инклюзивное образование в настоящий момент является инновационным процессом, позволяющим осуществить обучение, воспитание и развитие всех без исключения детей независимо от их индивидуальных особенностей, учебных достижений, родного языка, культуры, психических и физических возможностей. Внедрение инклюзии обеспечивает дальнейшую гуманизацию образования, признание прав лиц с ограниченными возможностями на доступное и качественное образование, формирование профессионального педагогического сообщества нового типа.

Развитие инклюзивного образования отвечает потребностям родителей детей-инвалидов и детей с ОВЗ (возможность проживания ребенка в семье и воспитания в среде нормативно развивающихся сверстников), общества (преодоление социальной сегрегации и повышения уровня социальной устойчивости) и государства – то есть всех групп заказчиков образовательных услуг.

Важнейшим условием инклюзии является наличие грамотной системы комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения, включающей, помимо систематического наблюдения, индивидуальных программ обучения и коррекции, такую важную составляющую, как работа со средой (социальным окружением), в которую интегрируется ребенок. Построение эффективной модели обучения, воспитания и развития детей с ограниченными возможностями здоровья, трудностями в обучении и социальной адаптации позволит решать проблемы внутри образовательной среды учреждения, избежать необоснованной переадресации проблем ребенка внешним службам, сократить число детей, направляемых в специальные образовательные учреждения. Совместное (инклюзивное) обучение признано всем мировым сообществом как наиболее гуманное и наиболее эффективное. Направление на развитие инклюзивного образования становится одним из главных в российской образовательной политике .

Данный проект направлен на оказание поддержки образовательным учреждениям, в которых развивается инклюзивное образование, где дети с ограниченными возможностями здоровья и дети-инвалиды обучаются вместе с обычными детьми.

Основные целевые группы – дети с ОВЗ, дети - инвалиды, родители (законные представители) детей, педагоги и специалисты сопровождения общеобразовательных учреждений: учителя-логопеды, педагоги-психологи, учителя-дефектологи, социальные педагоги.

Процесс образовательной и социальной адаптации учащихся с ограниченными возможностями находится на острие общественного внимания. Согласно прогнозным оценкам число учащихся с ограниченными возможностями здоровья будет увеличиваться. Успешность включения детей с отклонениями в развитии зависит не только от характера и степени, имеющихся у них физических и психических нарушений, но и от эффективности учитывающих эти нарушения образовательных программ, обучающих технологий, от отношения к таким детям окружающих, от той образовательной среды, в которой находится учащийся. Данный проект осуществляется на базе МКОУ СОШ №5 г. Минеральные Воды. В 2011-2012 учебном году в школе обучались 8 детей – инвалидов и 11 учащихся на индивидуальном обучении, что составляет 16 % от числа всех учащихся. В школе есть база для организации обучения детей с ОВЗ с применением инклюзивного подхода. Коррекционных классов в школе нет, но 10 учащихся из 19 имеют возможность посещать школу со сверстниками, и обучаются по общеобразовательной программе

1.1. Цели и задачи проекта.

Цель проекта: рассмотреть проблемы социализации детей с ограниченными возможностями здоровья и найти способы их решения путём применения инклюзивного подхода в обучении.

1. Апробация модели и технологий инклюзивного образования .

2. Определить роль внеурочной деятельности и обучения с применением дистанционных технологий в процессе социализации.

3. Выявить проблемы становления детей с ОВЗ как личности, предложить способы их решения

4. Организация системы эффективного психолого-педагогического сопровождения процесса инклюзивного образования.

5. Обеспечение эффективности процессов коррекции, адаптации и социализации детей с особенностями развития на этапе школьного обучения;

6. Создание системы развития толерантности в окружающем социуме.

1.3. Гипотеза исследования проблемы проекта.

Социальная адаптация - активное приспособление детей с ОВЗ к условиям социальной среды путем усвоения и принятия ценностей, правил и норм поведения, принятых в обществе. Социально-педагогическая реабилитация как деятельность - это целенаправленная активность специалиста и ребенка с ограниченными возможностями здоровья в целях подготовки последнего к продуктивной и полноценной социальной жизни посредством специальным образом организованного обучения, воспитания и создания для этого оптимальных условий.

В результате изучения теоретических аспектов по проблеме педагогического проекта была выдвинута следующая гипотеза о перспективности и продуктивности применения практики инклюзивного образования для социальной адаптации детей с ОВЗ .

1.4. Теоретико-методологические основы.

Для решения поставленных задач проектной работы использовать следующие методы исследования:

- теоретические (сравнительно-сопоставительный анализ, моделирование учебного процесса, анализ и синтез психологических, педагогических работ по проблеме, абстрагирование и конкретизация, анализ документации и практической деятельности образовательных учреждений);

- эмпирические (обобщение педагогического опыта, включенное наблюдение, опрос, беседа);

- методы математической обработки данных.

1.5. Практическая значимость проекта.

Значительная часть детей с отклонениями в развитии, несмотря на усилия, принимаемые обществом с целью их обучения и воспитания, став взрослыми, оказывается неподготовленной к интеграции в социально-экономическую жизнь. Вместе с тем, результаты исследований и практика свидетельствуют о том, что любой человек, имеющий дефект развития, может при соответствующих условиях стать полноценной личностью, развиваться духовно, обеспечивать себя в материальном отношении и быть полезным обществу.

Дети с ограниченными возможностями здоровья требуют к себе повышенного внимания и заботы. Конечно, мы все понимаем, что данная работа, трудная, требует особого подхода, учёта индивидуальных возможностей ребёнка.

Социализация личности ребёнка-инвалида не возможна без создания вариативных условий для получения образования детьми. В наших силах почувствовать необходимость коррекции образовательных программ соответственно возможностям ребёнка-инвалида, обеспечить индивидуальное развитие, талант. Данный проект может применяться

  • в качестве методических рекомендаций педагогам ОУ, работающим с детьми с ограниченными возможностями здоровья,
  • работниками центров Дополнительного обучения детей при составлении программ социальной адаптации детей с ОВЗ,
  • родителями, для повышения уровня компетентности в вопросах обучения и всестороннего развития детей.

2. ОПЫТНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКОВ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ.

2.1.Проблемы социализации детей с ограниченными возможностями.

В настоящее время процесс социализации является предметом исследования специалистов различных отраслей научного знания. Психологи, философы, социологи, педагоги, социальные психологи и другие специалисты раскрывают различные аспекты этого процесса, исследуют механизмы, этапы и стадии, факторы социализации детей и подростков. Однако частные проблемы социализации детей ограниченными возможностями здоровья не являются предметом специального исследования.

Следует заметить, что проблема социализации детей с нарушениями психического и физического развития весьма актуальна и в теоретическом, и в практическом отношении в связи с ростом врожденных аномалий.

Сегодня остро стоит проблема социологического изучения детей с ограниченными возможностями здоровья как особой социальной группы.

Во многом это обусловлено не только научными и практическими потребностями, но, и в большей степени, теми трансформационными процессами в современном обществе, которые усиливают расслоение населения, социально-статусную дифференциацию, изменение социальной структуры общества. Если говорить о проблеме личностной и социальной самореализации этой группы населения, то следует заметить, что в настоящее время, лишь небольшая часть людей, имеющих проблемы со здоровьем, может получить высшее образование, найти работу, создать семью.

Данная проблема недостаточно изучена на сегодня, даже, можно сказать, находится на стадии своего обозначения. Современные исследователи Л.Г. Камсюк, Т.С. Алфёрова, О.А. Потехина, Н.Ф. Дементьева, Э.И. Танюхина выделяют одну существенную особенность, заставляющую каждого человека и общество всерьёз задуматься о решении проблемы детей с ограниченными возможностями, их интеграции. Так, по данным социологических исследований, сегодня в нашем обществе процент людей, с ограниченными возможностями здоровья сопоставим с процентом процент трудоспособного населения.

Этот факт ставит проблемы: что можно предпринять для решения проблем детей с ограниченными возможностями здоровья? Почему сегодня столь высок процент детей - с ограниченными возможностями здоровья? Причём, с каждым годом количество детей с ограниченными возможностями здоровья увеличивается.

Следующая немаловажная проблема - это проблема, затрагивающая ближайшее окружение ребенка, прежде всего его семью. К детям с ограниченными возможностями в семьях, как правило, предъявляется заниженные требования, санкции, запросы. Проявляется гиперопека, гиперпротекция. Ребенку обычно не предоставляется возможности проявить собственную активность. Это способствует закреплению инфантильности, неуверенности в себе, несамостоятельности и т. д., что влечет за собой трудности общения, установления межполовых контактов и т.д.

2.2. Роль инклюзивного подхода в социализации детей с ОВЗ.

Действительно, необходимым условием гуманизации общества в целом является инклюзивное образование. Компетентностный подход в современных условиях должен включать ценности и принципы инклюзии.

Инклюзивный подход во всех школах не явился следствием механических процессов реструктуризации различных частей организации или введения новых инструктивных процедур, направленных на более полное участие детей и персонала в образовательном процессе. Напротив, во всех трех школах главным был акцент на совместных, вовлекающих всех процессах. Совместное сотрудничество стало и практической основой работы, и манифестом инклюзивного подхода, проводимого в жизнь сотрудниками школы, которые желали создать среду и культуру, в которой абсолютно все, и сотрудники и ученики, будут равноценны и причастны. В каждой из школ практика совместной работы и участия основывалась и поддерживалась совместно разделяемыми ценностями учеников и персонала школы, в соответствии с которыми ценились особенности каждого ребенка или взрослого. Эти ценности отражались не только на том, как персонал школ относится к детям, но и на взаимодействии взрослых, искренней радости талантам и особенностям каждого человека. Введение в человеческое сообщество детей с отклонениями в витии является основной задачей всей системы коррекционной помощи. Социальная интеграция понимается нами как конечная цель специального обучения, направленного на включение индивидуума в жизнь общества. Образовательная же интеграция, являясь частью интеграции социальной, рассматривается в данной статье как процесс воспитания и обучения особых детей совместно с обычными.

Из рассмотренного выше материала можно сделать вывод, что инклюзивное образование – это специально организованный образовательный процесс, обеспечивающий ребенку с ОВЗ обучение в среде сверстников в общеобразовательном учреждении по стандартным программам с учетом его особых образовательных потребностей. Главное в инклюзивном образовании ребенка с ограниченными возможностями здоровья – получение образовательного и социального опыта вместе со сверстниками. В МКОУ СОШ №5 учащиеся Меликян Кристина, Джалалян Вадим, Ворона Алексей посещают школу совместно со сверстниками. Это позволяет создать безбарьерную среду в обучении, способствует эффективному прохождению процесса социализации.

Основной критерий эффективности инклюзивного образования – успешность социализации, введение в культуру, развитие социального опыта ребенка с ОВЗ наряду с освоением им академических знаний.

2.3. Развитие личности ребёнка с ограниченными возможностями здоровья во внеучебной деятельности.

Внеучебная деятельность школьников – понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.

Все направления внеурочной деятельности необходимо рассматривать как содержательный ориентир при построении соответствующих образовательных программ, а разработку и реализацию конкретных форм внеурочной деятельности школьников.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Паспорт проекта

Наименование проекта

Социализация детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательном учреждении

Разработчики проекта

Курочкина Ольга Ильинична

Образовательная организация

Муниципальное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 31 п. Ксеньевка

Сфера образования

Начальное, основное, среднее общее образование

Цель проекта

Внедрение активных форм работы, позволяющих организовать досуг и развитие детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья

Создать комфортные условия для того, чтобы дети не чувствовали себя изолированными от общества, не испытывали недостатка в общении;

вовлечь детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом медицинских показаний в позитивную деятельность, адекватную их возможностям, интересам и способностям,

оказать психологическую помощь семьям, имеющим детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья;

развить навыки общения с детьми – инвалидами;

способствовать воспитанию толерантности и эмпатии к детям с особыми образовательными потребностями в обществе.

Ожидаемые результаты

Участие детей-инвалидов в позитивной деятельности, творческих конкурсах различного уровня;

уменьшение факторов социально-психологической напряженности в семьях, имеющих детей-инвалидов;

наличие навыков социально поддерживающего и развивающего поведения в семье и во взаимоотношениях со сверстниками;

возможности самореализации в процессе позитивного социального взаимодействия;

формирование навыков общения с детьми – инвалидами;

развитие толерантного сознания по отношению к детям-инвалидам.

Нормативная база для разработки проекта

Конвенция о правах ребенка, принятая резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989г

Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993г.

Конвенция о правах инвалидов, принятая резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи ООН от 13 декабря 2006г

Федеральная целевая программа развития образования на 2011 - 2015 гг.

Актуализация

Инклюзивное образование представляет собой процесс развития общего образования, подразумевающий доступность образования для всех, приспособление к различным нуждам всех детей, обеспечивает доступ к образованию детей с особыми образовательными потребностями.

В ходе инклюзивного образования исключается дискриминация детей с ОВЗ, обеспечивается равное отношение ко всем обучающимся, но для детей, имеющих особые образовательные потребности, создаются особые условия.

В настоящее время происходят огромные перемены в обществе в отношении инвалидов и людей с ограниченными возможностями здоровья: развивается процесс интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательную среду вместе с нормально развивающимися сверстниками. Необходимым условием организации успешного обучения и воспитания детей с ОВЗ в образовательном учреждении общего типа является создание адаптивной среды, позволяющей обеспечить их полноценную интеграцию и личностную самореализацию в процессе обучения.

В нашей школе есть необходимость интеграции детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в общество с помощью интерактивных методов общения, формирование толерантности и развитии эмпатии по отношению к детям с особыми образовательными потребностями

Структура и содержание программы

Организационный этап, 2018г: диагностика детей с ОВЗ, определение потребностей, способностей, возможностей, личностной направленности.

Деятельностный этап, 2018 - 2022гг: реализация сопровождения.

Аналитический этап – ежегодно: определение результативности работы, отслеживание рисков при реализации программы.

Направления работы

плановые театрализованные представления для детей-инвалидов (в том числе, Новогодние праздники, День защиты детей, Декада инвалидов);

приглашения на просмотры кино- и мультфильмов в школьном актовом зале и кинозале Дома культуры;

включение детей-инвалидов в работу хорового кружка при ДК;

привлечение детей-инвалидов к участию в творческих конкурсах и выставках рисунков, поделок, на базе ДК и школы;

посещение спортивных секций и участие в спортивных соревнованиях (при отсутствии медпоказаний);

психологическая помощь (индивидуальные и групповые консультации, тренинги);

информирование в области законодательства, рекомендация методической литературы, представление информация буклетах и на сайте школы и т.п.

приоритетное приглашение для отдыха и оздоровления на пришкольную летнюю оздоровительную площадку;

приоритетное трудоустройство в летний период;

посещение занятий в инклюзивном кабинете при школе;

библиотечно- информационное обслуживание:

- библиотечное обслуживание детей-инвалидов в библиотеке и на дому;

- беседы-обзоры новых книг, журналов;

- коррекция базы данных по вопросам социальной защиты детей-инвалидов;

- приглашения детей-инвалидов на мероприятия библиотеки.

Участники сопровождения

Основные формы и средства реализации программы:

игровые тренинги и упражнения;

Детям с ОВЗ на протяжении всего периода обучения обеспечивается психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение. Для семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ, важным является максимальное развитие потенциальных возможностей ребенка и успешная интеграция его в обществе, поэтому родители получают консультативную помощь в воспитании и обучении данной категории детей.

Ведется социальный патронаж семей через обследование жилищных условий (посещение на дому совместно со службами сопровождения – комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, опеки и попечительства, социальной защиты). Проводятся консультации по организации социально-педагогической и психологической помощи детям и родителям с целью повышения уровня родительской компетентности и активизации роли родителей в воспитании и обучении. Дважды в год проводятся мероприятия, привлекающие внимание общественности к проблемам детей с ОВЗ: Декада инвалидов (декабрь) и Неделя инклюзии (март).

Таким образом реализуется сопровождение детей с особыми образовательными потребностями в учебно-воспитательном процессе, направленное на поддержание комфортной образовательной среды, способствующей наиболее полному развитию интеллектуального, личностного и творческого потенциала детей-инвалидов и детей с особыми образовательными потребностями, полноценной социализации и адаптации в образовательном пространстве и за его пределами.

Ресурсы, необходимые для эффективной реализации проекта

Сопровождение детей с ОВЗ проводят взрослые участники службы сопровождения:

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сегодня проблема социализации детей с ограниченными возможностями здоровья является актуальной и часто обсуждаемой на различных уровнях российского образования. Социализация, как активное приспособление к условиям социальной среды, служит основой благополучия человека в обществе. Личное и социальное благополучие любого человека зависит от его успешного труда, условий его быта, интересного досуга. Но у детей с ограниченными возможностями здоровья процесс социализации существенно затруднен, при этом их будущее напрямую зависит от умения трудиться, зарабатывать себе на жизнь, от умения создать свой быт, выстроить отношения с окружающими, организовать свой досуг. Главная проблема ребёнка с ограниченными возможностями заключается в нарушении его связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченном общении с природой, недоступности ряда культурных ценностей, а иногда и элементарного образования.

Цель проекта: Внедрение активных форм работы, позволяющих организовать досуг и развитие детей с ограниченными возможностями здоровья.

Основные задачи проекта

Создать комфортные условия для того, чтобы дети не чувствовали себя изолированными от общества, не испытывали недостатка в общении;

вовлечь детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом медицинских показаний в позитивную деятельность, адекватную их возможностям, интересам и способностям,

оказать психологическую помощь семьям, имеющим детей с ограниченными возможностями здоровья;

развить навыки общения у обучающихся с ОВЗ;

способствовать воспитанию принятия и эмпатии к детям с особыми образовательными потребностями в обществе.

● Участие детей в ОВЗ социальной деятельности, творческих конкурсах различного уровня;

● возможность успешной самореализации в процессе социализации;

●наличие навыков социально поддерживающего и развивающего поведения в семье и во взаимоотношениях со сверстниками;

● формирование у общества положительного отношения к детям с ОВЗ;

●уменьшение факторов социально-психологической напряженности в семьях, имеющих детей-инвалидов.

Срок реализации проекта 2017-2018 учебный год

Ресурсы, необходимые для эффективной реализации проекта

Сопровождение детей с ОВЗ проводят взрослые участники службы сопровождения:

специалисты кружков, секций и школьной библиотеки;

педагоги дополнительного образования;

педагоги и администрация ОУ.

Совместное образование и участие во внеурочной деятельности очень полезно для общения и формирования личности обеих сторон: детям с ограниченными возможностями оно даёт возможность развиваться, а здоровые дети получают опыт и навыки качеств, которые пригодятся в дальнейшей жизни.

Детям с ОВЗ на протяжении всего периода обучения необходимо психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение. Для семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ, важным является максимальное развитие потенциальных возможностей ребенка и успешная интеграция его в обществе, поэтому родители должны консультативную помощь в воспитании и обучении данной категории детей.

Необходимыми являются и консультации по организации социально-педагогической и психологической помощи детям и родителям с целью повышения уровня родительской компетентности и активизации роли родителей в воспитании и обучении.

Для того, чтобы привлечь внимание общества к проблемам детей с ОВЗ,

важным является проведение общественных мероприятий.

В рамках реализации проекта лучшей социализации детей с ОВЗ будет способствовать и включение этой категории детей в общественную деятельность. Например, вовлечение детей с ОВЗ в кружки по интересам, участие детей в конкурсах и олимпиадах, спортивных соревнованиях.

Таким образом реализуется сопровождение детей с особыми образовательными потребностями в учебно-воспитательном процессе, направленное на поддержание комфортной образовательной среды, способствующей наиболее полному развитию интеллектуального, личностного и творческого потенциала детей-инвалидов и детей с особыми образовательными потребностями, полноценной социализации и адаптации в образовательном пространстве и за его пределами.

Читайте также: