Школьный вальс фильм содержание чем закончится

Обновлено: 05.07.2024

Фильм вышел на экраны в 1978 году. В главных ролях снялись: Елена Цыплакова, Сергей Насибов, Евгения Симонова, Юрий Соломин, Наталья Вилькина, Нина Меньшикова, Виктор Камаев, Екатерина Дурова, Виктор Проскурин, Елена Фетисенко.

Ребята любят друг друга.

До последнего звонка остается несколько дней.

Гоша хочет стать вулканологом и поступить в геологоразведочный институт.

Ребята собираются пожениться после школы.

В Гошу безответно влюблёна Дина (актриса Евгения Симонова).

У Дины очень влиятельные родители, которые готовы помочь будущему зятю.

Во время выпускных экзаменов Зося сообщает Гоше о своей беременности и Гоша, неожиданно идет обедать к Дине.

На выпускном вечере, предприимчивый Гоша приглашает на танец уже не беременную Зосю, а богатую и не беременную Дину.

Поскольку в Советском Союзе секса не было, а у школьников и не могло было быть, мать Зоси отвозит дочку в больницу, чтобы та избавилась от ребенка и сделала аборт.

Зося не хочет избавляться от ребёнка и сбегает из больницы.

Обиженная Зося уходит из дома, и беременная устраивается работать на стройку.

Пока она строит, родители Зоси, под тяжестью давних противоречий и расстроенные уходом дочки расходятся.

Тем временем у беременной Зоси появляются новые знакомые.

Предприимчивый Гоша и влюбленная в него Дина женятся.

Через год бухающий Гоша и Дина расходятся.

Тем временем, Зося рожает сына.

Еще любящие друг друга Зося и Гоша выходят на лестницу поговорить.

Естественно, любящий Гоша не знает, что его любимая давно родила и в одиночку воспитывает их сына.

Несостоявшийся вулканолог Гоша давно бросил институт и не знает, что ему делать по жизни.

Зося рассказывает Гоше о том, что у него есть сын. Гоша, хочет увидеть сына.

Но гордая Зося с высоко поднятой головой уходит, не удостоив ответа несостоявшегося вулканолога.

Этот фильм в своё время вызвал огромный резонанс. Одни его горячо хвалили, другие еще горячее ругали. Встречаются следующие комментарии:

"Какая хорошая картина, какая молодец это Зося! Сохранила ребёнка, несмотря на давление общества, хоть и тяжело ей потом будет".

Сюжет, на первый взгляд, достаточно прост: старшеклассники Гоша и Зося (Елена Цыплакова) вступают в близкие отношения. Узнав о беременности подруги, Гоша трусливо сбегает и даже женится на влюблённой в него Дине (Евгения Симонова). Зося решает оставить ребёнка, даже если придётся одной растить его.

В конце фильма бывшие одноклассники встречаются и беседуют.

И Зося стремительно уходит.

Значительная часть зрителей одобрила поднятие темы мужской ответственности, и вопроса нежелательной беременности. Но многие сочли фильм опасным и всерьёз считали, будто после этого фильма все 10-тиклассницы побегут рожать.

Особое внимание привлекает финал. Да, в конце фильма Зоя уходит прочь от отца своего ребёнка, так жестоко обидевшего её. Но есть как минимум два фактора в пользу того, чтобы воссоздать прежние отношения:

1. Общее романтическое прошлое , воспоминания о нём, опыт общения. Тем более, только что оба посмотрели старые школьные видеозаписи.

2. Общий ребёнок , которому нужен отец. Ребёнка легче воспитывать обоим родителям, они одному.

Почему же режиссер Павел Любимов не сделал позитивный финал? Быть может, он выбрал открытую концовку, чтобы заострить проблемы фильма?

Ещё одна возможная цель - сохранить созданный экранный образ сильной независимой женщины. И в этом смысле фильм "Школьный вальс" льет воду на мельницу феминизма.

Кстати, некоторые киноведы сравнивают Зосю с героиней фильма "Маленькая Вера", называя этого персонажа предвестником перестроечной Веры: "ещё не такая вызывающая и бескомпромиссная натура, как героиня Натальи Негоды" (слова кинокритика С.В. Кудрявцева).

Наверное, покажи режиссёр примирение, споров о фильме было бы гораздо меньше. Рассмотрим открытые финалы других советских фильмов на любовную тематику.

"В моей смерти прошу винить Клаву К. " (1979) - Сергей Лавров, вроде бы установивший отношения с девушкой по имени Туся, в самом конце вдруг представляет на её месте свою первую возлюбленную Клаву К.

Таким образом заостряется проблема неразделенной, невзаимной любви. Подчеркивается, что забыть другого человека непросто.

Или фильм " С любимыми не расставайтесь " (1978) - в самом конце Катя (Ирина Алфёрова) вдруг поднимает истерику перед Митей (Александр Абдулов) и многократно кричит, не в силах успокоиться:

На этих криках фильм заканчивается, оставляя неотвеченным вопрос: сойдутся ли бывшие супруги вновь, или нет?

Возьмём другой любовно-драматичный фильм (точнее, сериал) " Цыган " (1979), о сложных отношениях цыгана Будулая и крестьянки Клавдии. Там финал закрытый и счастливый, в конце концов герои находят друг друга, и улаживают прежние разногласия.

На Яндекс Дзене "Цыгану" посвящено 4 статьи, их общее число дочитываний составляет около 13000. "Школьному вальсу" различные дзен-авторы тоже посвятили 4 статьи, но совокупное число дочитываний - около 126000, в 20 раз больше. Так что фильмы с открытым финалом действительно вызывают бОльший резонанс.

И вот еще один довод, который, пожалуй, может объяснить концовку "Школьного вальса". А не стало бы счастливое воссоединение отца и матери невольной рекламой внебрачных связей среди подростков? Ведь Happy End как бы говорил: "не стоит бояться рано вступать в отношения и рвать их, ведь всегда можно восстановить, и всё будет хорошо".

Создатели фильма могли опасаться за такое понимание смысла фильма зрителями. И потому пошли на открытый финал.

Ну а теперь давайте попробуем найти ответ на вопрос: насколько вероятно примирение Зоси и Гоши в будущем?

Что же будет дальше? Неужели боль и обиды перевесит? Ведь Гоша всё-таки раньше не был пьяницей, и не бил свою возлюбленную. А многие женщины терпят и пьянство, и насилия во имя сохранения брака, ради детей и т.д. Может, Зося всё же сумеет простить Гошу?

Наверное, шансов на возобновление отношений больше, ведь

1) У Гоши проблемы с Диной

2) Обида Зоси со временем уменьшится

3) Гоша может проявить настойчивость.

Правда, малодушный отец стал пить и боится ответственности, дезорганизован и бросил институт. Однако почувствовав себя отцом, он может и измениться.


При таком подходе и любовь, и беременность, и ребенок сливаются в одно ужасающее нини, в пугало, проклятье. И невдомек бдительным мамашам, что они совершают невероятное с точки зрения законов физики: меняют местами причину и следствие. Потому что такое отношение к жизни, внушенное с самыми лучшими намерениями, и рождает несчастные судьбы.

Главной героине фильма Школьный вальс, имевшей несчастье отдаться любви с негодным предметом, несказанно повезло во многом. В самом начале 90-х я прочла жуткую историю, которая началась также, как и у Зоси, но закончилась куда как трагичнее (нет, не умер никто, но иногда смерть не обязательный атрибут трагедии). Домашняя девочка Ксения случайно забеременела в результате непродолжительных отношений с одноклассником (а может и изнасилования). Не помню по какой причине не был сделан аборт, но девочку еще до родов выставили из дома собственные родители. Как не оправдавшую доверия. Если не ошибаюсь, она была единственным ребенком.

Гоша же струсил. Ничего удивительного в этом нет. Даже и без давления родителей мало кто из молодых людей мечтает оказаться отцом ребенка в 18 лет. Мало того, Зося отпускает его раньше, чем он предаст ее окончательно. Она слишком горда и щепетильна, чтобы отвоевывать любимого человека, даже зная, что ей есть что спасать. Рокировка — смена обремененной, простите, проблемами Зоси на благополучную, пусть и нелюбимую Дину — происходит очень кинематографично, если позволите. После тяжелого разговора молчания Гоша и Зося встречают Дину, которая начинает разговор с Гошей, как будто он здесь один, а Зося еще какое-то время идет сзади, а потом исчезает. А Гоша, оглянувшись несколько раз, уходит с Диной.

Он, похоже, винит Дину в утрате этой независимости, хотя право выбора было и у него. Люди, подобные Гоше, всегда находят виноватых в своих бедах. Они никогда не готовы к ответственности. А независимость — красивое слово, чтобы от ответственности сбежать. Гоша согласится с комментаторами, что его силком женили на нелюбимой женщине. Это удобный прием, когда один из действующих лиц рассматривается в качестве тряпичной куклы, мнением которой пренебрегли. Но эта кукла очень быстро приобретает твердость, когда козырь безволия не нужен или что-то пошло не по ее сценарию.

Вот и Зосе он, несостоявшийся геолог, живущий на всем готовом, жалуется, что жизнь его не хороша, а Зося, мать-одиночка, напротив, заверяет его, что у нее все в порядке. И на этом, пожалуй, в их отношениях поставлена точка.

На встрече одноклассников Зося смотрит видео, снятое в последний год учебы, и видит себя на множестве кадров (оператор класса явно был к ней неравнодушен) беззаботную, смеющуюся, счастливую. Этой девочки больше нет, но Зосе удалось сохранить то, что важнее всего — саму себя. Ей нечего стыдится прошлого или боятся будущего. Все в ее руках.

Мне больше симпатично другое. Авторам фильма удалось снять печать позора с сексуальной жизни молодежи. Главная героиня совершенно не пристыжена, не уничтожена, не связана по рукам и ногам своим ребенком. Ей щедро отпущено и радости материнства, и гордости расцветающей женственности (в первую очередь благодаря исполнению Елены Цыплаковой — самой красивой актрисы советского молодежного кино). Видя, как сильно эволюционировали брак и деторождения, я готова признать, что в этом есть заслуга и Школьного вальса.


Кадр из фильма *Школьный вальс*, 1977 | Фото: kino-teatr.ru

Кадр из фильма *Школьный вальс*, 1977 | Фото: kino-teatr.ru

Евгения Симонова в фильме *Школьный вальс*, 1977 | Фото: kino-teatr.ru

Евгения Симонова в фильме *Школьный вальс*, 1977 | Фото: kino-teatr.ru

Елена Цыплакова в фильме *Школьный вальс*, 1977 | Фото: goodhouse.ru

Сергей Насибов в фильме *Школьный вальс*, 1977 | Фото: domkino.tv

Руководство ГИТИСа было против того, чтобы студенты снимались в кино, и юным актерам пришлось сделать сложный выбор. Правда, в нем они были единодушны: ради съемок в этом фильме Цыплакова и Насибов забрали документы из вуза, а позже режиссер Татьяна Лиознова приняла их обоих на второй курс в свою мастерскую во ВГИКе.

Кадр из фильма *Школьный вальс*, 1977 | Фото: aif.ru

На экранах Цыплакова и Насибов выглядели как настоящая пара влюбленных, и зрители были уверены в том, что у них и за пределами съемочной площадки был роман. Но на самом деле у молодого актера во время съемок появились чувства к другой актрисе – дочери Льва Дурова Кате, которая сыграла в этом фильме медсестру. После окончания работы над фильмом они поженились, правда, этот брак вскоре распался.

Актриса Екатерина Дурова после съемок стала женой Сергея Насибова | Фото: domashniy.ru

Евгения Симонова в фильме *Школьный вальс*, 1977 | Фото: 7days.ru

Елена Цыплакова в фильме *Школьный вальс*, 1977 | Фото: kino-teatr.ru

Кадр из фильма *Школьный вальс*, 1977 | Фото: 7days.ru

Кадр из фильма *Школьный вальс*, 1977 | Фото: kino-teatr.ru

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Обратите внимание:

Если вы не авторизованы на сайте, можете сделать это прямо сейчас:

Комментарии

Если собрать все фильмы, которые запрещались к показу или ломались по требованию Госкино СССР, то получится огромный список. Думаю, набралось бы более сотни "пострадавших". А потом следовало бы как следует проанализировать содержание и художественную ценность каждой такой ленты, я уверен, что абсолютное большинство получило бы наивысшие баллы. Запрещать и не пущать - эта сторона совковой действительности стала колоссальным тормозом в развитии культуры на огромных просторах СССР. Удивительно, что при этом в советской кинематографии появилось множество замечательных кинокартин! В том числе и тех, которые - в этом воображаемом списке.
"Школьный вальс", исключив сугубо его художественные достоинства, следовало бы оценивать по двум номинациям: 1) педагогики школьной: 2) педагогики семейной. А жюри должно включать педагогов исключительно из числа высококлассных работников системы образования, имеющих собственных детей и внуков. Мне кажется, что результаты оценки в первой номинации (голосов в поддержку массового показа) были бы ниже, чем во второй. И тут нельзя считать педагогов ханжами, упрекать их в приверженности традициям домостроя. Сугубо с точки зрения школьного учителя, завуча, директора инстинкт "наседки", оберегающей своих "цыплят", можно понять. Да и не всегда юное существо, ощутившее "зов пола", достаточно подготовлено к тому, чтобы задумываться над чужими и собственными действиями. Большинство не готово к взрослому взгляду и к ответственности. А вот с точки зрения семейной члены жюри, воспитавшие собственных детей и помогающих растить внуков, решение не делать аборт, сохранить ребенка - это аргумент в пользу того, чтобы фильм смотрело как можно больше старшеклассников.
То есть - если отвлечься от высоких искусствоведческих материй, - родить, а не убить ребенка - однозначно важнее всех педагогических канонов.
При этом следует учитывать, что принцип "запрещать и не пущать" не срабатывает и без "Школьного вальса", когда нередки случаи беременности даже 12-летних школьниц. Воспитание в семье всё же первично! И нечего на зеркало пенять, коли рожа крива.

Читайте также: