Проект по шитью в детском саду

Обновлено: 04.07.2024

Цель проекта:
Развитие творческих способностей детей. Формирование трудовых умений и
навыков. Формирование культуры поведения детей в общественных местах и в
коллективе, развитие навыков сотрудничества, взаимопонимания,
доброжелательности.
Задачи:
- Познакомить с профессиями швеи, портнихи, закройщика, модельера.
- Дать знания о процессе изготовления одежды, свойствах материала из
которых она сшита, практичности.
- Развивать связную речь, слуховое внимание. Совершенствовать
грамматический строй речи (образование и употребление относительных
прилагательных).
- Расширение и активизация словаря (профессия, работа, ателье, фабрика, швея,
портниха, закройщик, модельер, одежда, ткань, швейная машинка, нитки,
ножницы, метр, кроить, шить). Воспитывать уважение к труду работников
ателье.

Предполагаемый результат:
* У детей сформируются представления о различных видах одежды.
* Дети познакомятся с разнообразием видов трудовой деятельности по
созданию предметов одежды .
* У детей расширятся представления о процессе создания предметов
одежды, об инструментах, используемых людьми определённой профессии; о
роли машин и механизмов в облегчении и ускорении трудового процесса по
созданию одежды.
* Познакомить с профессиями швеи, модельера, закройщика. Расширятся
знания детей об этих профессиях.
* Создание игрового пространства.
* Развить творческие способности детей. Развитие связной речи,
грамматического строя речи, творческой активности детей, расширение их
словарного запаса.
* Повышение культуры поведения детей.

Предметно-развивающая среда:
Картинки с изображением ателье, швеи, инструментов для работы швеи
(ножницы, разные виды тканей, выкройки, швейная машинка). Линейка,
сантиметр, наперсток, блокнот, кошельки, зеркало, ширма, предметызаместители, мелки, карандаши, фартуки, косынки, предметы-заместители.
- бумажные куклы с нарядами
- бумажная сезонная одежда
- образцы тканей: ситец, лён, капрон, драп, шёлк, бархат и т.д.
- шерстяные нитки, иголки, пуговицы разных размеров
- дидактические игры
- выкройки
- журналы мод

Цель игры:
Развитие умения применять в игре знания о способах измерения. Воспитывать
уважение к труду швеи, закройщика и т.д. Расширять представления о том, что их
труд коллективный, что от добросовестной работы одного человека зависит качество
труда другого.
Задачи:
1) расширение представлений об окружающем мире: знакомить детей с
профессиями закройщик, швея, дизайнер, консультант, закрепить знания о
технологии работы с инструментами (ножницы, игла, выбор ткани); развивать
воображение, глазомер; способствовать развитию творческого мышления;
2) формирование игровой деятельности:
а/ учить детей развивать сюжет игры
б/ обучение игровым действиям: учить детей взаимодействовать по ходу игры,
осуществлять замысел, распределять роли, планировать, подбирать атрибуты,
оборудовать место игры;
3) воспитывать дружеские взаимоотношения в коллективной игре; закреплять
правила культуры общения.

Целью данного опыта является пошаговое раскрытие обучение детей шитью для развития мелкой моторики детей.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Из опыта работы

воспитателя первой квалификационной категории

Тимашовой Елены Николаевны

«Обучение шитью детей

«Истоки способностей и дарования детей находятся

на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности

и изобретательности в движениях детской руки, тем

тоньше взаимодействие руки с орудием труда, тем

сложнее движения, необходимые для этого взаимо-

действия детского разума. Чем больше мастерства в

В. А. Сухомлинский

Во все программы дошкольного образования всегда традиционно входят

занятия по труду, под которыми подразумеваются поделки из пластилина, бумаги, природным материалом, нитками, работа с тканью.

Ручной труд – одно из средств всестороннего воспитания дошкольников.

Формируя у детей разные умения и навыки, мы одновременно решаем задачи трудового и нравственного воспитания: учим трудиться в коллективе,

выполнять задуманное и преодолевать возникающие трудности, прививаем

усидчивость, трудовые навыки. Вопросы трудового воспитания всегда вставали перед педагогами. Программное содержание основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения

предусматривает формирование у детей умения вдевать нитку в иголку,

завязывать узелок, пришивать пуговицы, шить простейшие изделия швом

руют работу с тканью. Возможно это происходит от того, что воспитателей

пугает большая подготовка к этому вида труда, а также боязнь за безопас-

ность детей при работе с иглой. Но исследования в области

психофизического развития детей старшего дошкольного возраста

показывают, что именно в этот период у ребёнка повышается самоконт-

роль и оценка деятельности, уровень произвольности, внимание,

возрастает работоспособность, усидчивость. Поэтому, именно старший дошкольный возраст, является наиболее благоприятным для

развития детей посредством ручного труда, а именно развития мелкой

мускулатуры рук. Дети моей группы стоят на пороге школы и очень хочется,

чтобы обучение в ней начиналось успешно. Одним из показателей готовности детей к школе является развитие мелкой моторики пальцев. Из бесед с учителями начальных классов выяснила, что дети испытывают затруднения с письмом: быстро устаёт рука, теряется рабочая строка, ребёнок не укладывается в общий темп работы. В результате всё это ведёт

к проблемам: недостаточному развитию внимания, памяти, двигательной координации. Из практики прошлых лет я знаю, что дети, которые занимались со мной шитьём, гораздо легче осваивают технику письма.

Я решила, что работу организую так, чтобы все дети овладели навыками работы с тканью в той мере, которой предусмотрено программой подготовительной группы. Для более успешной работы, поставила цели:

Более детально изучить литературу о занятиях с детьми по организации шитья.

Создать условия для занятий, привлекая родителей.

Разработать план последовательных действий по обучению

детей, применяя принцип от простого к сложному.

Осуществить план действий через работу кружка по шитью

Сформировать у детей интерес к занятиям по шитью.

Обучить основам работы с иголкой, нитками, тканями.

Я ознакомилась с работами многих авторов по проблеме развития

мелкой моторики. Мне понравился опыт работы М. Лепкало (г Моздок)

по обучению детей шитью, опубликованный в старых журналах «До-

развивают фантазию, художественный вкус, творческую активность.

Работа с иглой , нитками, тканями – помогают развивать трудолюбие,

аккуратность, терпеливость, усидчивость, координацию движений.

Изучила инструктивное письмо Министерства просвещения от 12 октября

Также в своей работе использовала литературу авторов: Л.В.Куцаковой

В своём опыте я использовала принципы:

от простого к сложному

Прежде, чем приступить к работе, я прошла этапы:

4. подведение итогов.

1 .этап – диагностический.

Прежде чем приступить к обучению детей работе с тканью, я изучила уровень имеющихся у них знаний и навыков. У детей, к моменту поступления

в подготовительную группу, имелся определённый запас знаний о труде

портного. Они неоднократно наблюдали, как дома шьют взрослые. Но

навыков шитья почти ни у кого не было. Лишь две девочки –близняшки

под руководством бабушки иногда занимались шитьём, применяя шов

2. этап – подготовительный.

Для организации работы с тканью и иглой , пришлось объяснить родителям зачем это нужно. Ведь родители боялись давать детям иглу в

в целях безопасности: вдруг уколятся, потеряют иглу, да и рано им ещё

заниматься этим делом. Убедив родителей в безопасности такой работы, попросила, чтобы они помогли приобрести оборудование.

Каждому ребёнку завести и подписать отдельную коробочку (своего рода

нитки №40 цветные -1-2 катушки, пуговицы - разные по цвету и размеру

с 2-мя отверстиями, 4 –мя отверстиями, на ножке, кусочек ткани размером

20 на20 сантиметров (белую, хлопчато - бумажную), подушечку для иглы.

Иглы – примерно, 4 сантиметра длиной (не очень тонкие, но обязательно с широким ушком, особенно на начальных стадиях обучения, когда ещё учатся вдевать нитку в иголку.) Чтобы иглы были строго учтены: на плотном листе бумаги поместила список всех детей и против каждой фамилии – вколола

иглу с небольшой ниткой Это позволило контролировать наличие игл после каждого занятия. Коробочки с принадлежностями поместили в столах, где сидят дети и по мере надобности быстро готовились к работе. Дети с нетерпением ждали, когда же начнём действовать с иглой. Причём, даже мальчики проявляли повышенный интерес к этому виду деятельности.

3. этап – практический.

Особое внимание я уделяла правилам безопасности труда.

Ножницы надо класть справа, кольцами к себе. Лезвия ножниц в нерабочем состоянии должны быть сомкнуты. Необходимо следить за тем, чтобы ножницы не падали на пол, так как при падении они смогут поранить ребёнка. Передавать ножницы друг другу следует кольцами вперёд с сомкнутыми лезвиями.

Во время работы с иглой нельзя отвлекаться, вкалывать иголку в одежду, стол, просто в ткань. Надо пользоваться специальной подушечкой.

Нельзя перекусывать нитку зубами: можно поранить губы и испортить зубы.

Необходимости обучения петельному шву , дети убедились сами, когда сшитые изделия из сыпучих тканей : шёлк , штапель – приобретали неопрятный вид с изнаночной стороны . Дети делали этот шов с большим старанием. В группе имеются 3 швейные машины , чтобы они не стояли без надобности – решила научить детей шить на них. В начале рассмотрели внешний вид, рассказала о назначении отдельных деталей . Дети проследили последовательность заправки машины нитками . Они убедились, что шить на машине гораздо быстрее и красивее. Строчка получается прочнее , а вот для того , чтобы скроить нужную одежду по размеру куклы предложила использовать лекало. Это пришлось детям по душе , они очень быстро освоили механизм обведения выкройки простым карандашом или специальным мелом.

В процессе работы с детьми всегда учитывала индивидуальные особенности детей . Дети ,которые справлялись с работой- им давала дополнительную работу : более сложную и большего объёма. А не решительным помогала выполнить работу , хвалила , что сегодня получилось лучше , чем в прошлый раз . При этом дети чувствовали уверенность в своих силах. Конечно же обращала внимание на то , чтобы при работе на столе всегда всё было под рукой , аккуратно разложено . Так же воспитывала эстетический вкус : Пуговицы, нитки- потом ткани. При вышивании подбирала нитки , характерные для данного предмета : Ягодка красная , листочек зелёный.

4 . этап – подведение итогов.

Итак, работа с тканью имела большое значение для развития мелкой моторики рук. В конце года неуверенные дети без боязни брались за иголку с ниткой и обслуживали себя . Так же развился глазомер детей , они лучше стали различать клеточки и линейки в тетради. Работа над аккуратностью в шитье помогала детям качественно выполнять швы, доводить начатое дело до конца.

В своей работе использовала технологии , игровые , здоровьесберегающие , лично ориентированный , сотрудничество . Приёмы: беседы, загадки , пословицы. Обучение происходило от простого к сложному. При повторной диагностики , с целью определения эффективности занятия шитьём получили следующие результаты : Из двадцати детей очень высокий – 5 человек , высокий – 12 человек, средний – 3 человека.

Участники проекта: дети 5-6 лет, воспитатели группы, помощник воспитателя, родители группы.

Актуальность проекта:

Современные тенденции и стремительные перемены в социуме приводят к осознанию того, что современные дети должны знать и уметь намного больше, чем их сверстники 10 - 15 лет назад, поэтому постоянной заботой педагогов является выбор наиболее эффективных средств обучения и воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий. Одним из таких перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектной деятельности , позволяющий педагогу расширить образовательное пространство, придать ему новые формы, дать возможность развития кругозора детей, формирование у них познавательной активности.

Проект - способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели.

Поисковая деятельность дошкольников в ходе реализации того или иного проекта придает импульс свободной самостоятельной деятельности детей, активизирует их собственные изыскания за пределами занятия (в детском саду и дома). Очень важно участие в проекте семьи ребенка. Это способствует формированию и поддержанию семейных традиций, углублению совместной работы детей, родителей и детского сада.

Мир профессий в обществе – сложная, динамичная, постоянно развивающаяся система. Отношение к профессии вырабатывается в процессе социализации личности, который охватывает и дошкольный период. Знакомство детей с трудом взрослых — это не только средство формирования системных знаний, но и значимое социально-эмоциональное средство приобщения к миру взрослых, приобретение детьми опыта общения с людьми. Этот проект поможет на примере ближайшего социального окружения познакомить дошкольников с профессией швеи. Правильный выбор профессии определяет жизненный успех ребенка в будущем.

Задачи работы с детьми.

Образовательные:

Расширить представления детей о профессии швеи, об инструментах, предметах, материалах и тканях, используемых в данной профессии

Показать важность и значимость профессии швеи для других людей

Активизировать лексический запас детей за счет введения в речь слов: швея, портной, швейная машинка, игла, ножницы, наперсток

Учить детей с помощью аппликации украшать силуэт платья

Расширить представления детей о труде швеи с помощью рассказа о своей профессии одного из родителей

Развивающие:

Развивать зрительное восприятие, внимание, память, мелкую моторику

Развивать интерес детей к теме проекта

Развивать умение общаться, договариваться, действуя в коллективе сверстников

Развивать опыт бережного отношения к своему здоровью

Воспитательные:

Воспитывать ценностное отношение к труду и профессии швеи; доброжелательное отношение к сверстникам

Задачи работы с родителями:

Продолжать знакомить родителей с методом проектов в детском саду;

Привлечь родителей к обогащению РППС группы игрушками и атрибутами для игр;

Показать родителям возможность использования разных видов деятельности (познавательной, коммуникативной, игровой, изобразительной, чтения художественной литературы) для развития детей.

Предполагаемый результат:

2. Появятся познавательно-исследовательские умения соответствующие возрасту (будут устанавливать причинно-следственные, временные и пространственные связи).

3. Повысится воспитательная компетентность родителей в социокультурном образовании дошкольников, через реализацию детско-родительских проектов.

4. Дети познакомятся с разнообразием видов трудовой деятельности по созданию предметов одежды в нашем городе.

5. У детей расширятся представления о процессе создания предметов одежды, об инструментах, используемых людьми определённой профессии; о роли машин и механизмов в облегчении и ускорении трудового процесса по созданию одежды.

Многие воспитатели затрудняются в обучении детей шитью. Работа порой ведётся бессистемно, поэтому далеко не все дети овладевают программными требованиями, особенно мальчики.

Прежде чем приступить к обучению детей в работе с тканью, я изучила уровень имеющихся у них знаний и навыков. У детей к моменту поступления в подготовительную группу имелся определённый запас знаний о труде портных, они неоднократно наблюдали, как шьют взрослые. Но навыков шитья не было. Ни один ребёнок из группы практически не был знаком с приёмами шитья.

Я решила организовать работу так, чтобы все дети овладели навыками работы с тканью в том объёме, который предусмотрен программой подготовительной к школе группе.

Для шитья использовали иглы средней длины (примерно 35-40 мм), не очень тонкие. Детям удобно шить штопальными или вышивальными иглами с широкими ушками, особенно на начальном этапе обучения, когда они с трудом вдевают нитку в иглу. Нитки желательно иметь № 30-40, а для изготовления игрушек, где требуется затягивание нити с усилием, нужны нитки № 10-20. Для укрепления швов надо иметь наборы мулине, бумаги для вышивания (6-8 цветов). Наборы ниток желательно иметь для каждого ребёнка или один набор для двоих детей.

Ткани должны быть мягкие, довольно рыхлого переплетения, так как с жёсткими и плотными тканями детям работать трудно. Наиболее пригодны ситец, сатин, штапельные ткани, бязь, фланель.

Уже с первых занятий приучали детей соблюдать правила пользования ножницами и иголкой, т.е. ножницы передавать кольцами, не откусывать нитку зубами, не брать в рот конец нитки перед вдеванием в иглу, игла всегда должна быть с нитью, передавать иглу друг другу надо тупым концом и обязательно с нитью, в игольнице игла должна быть вколота в ткань и обвита одним-двумя витками нити.

Прежде чем приступить к обучению шитью, на одном из занятий были изготовлены индивидуальные игольницы-книжки. Игольница состоит из обложки и фланелевого вкладыша. Для изготовления необходимо лист картона согнуть пополам. Левую половину обложки изнутри намазать клеем до сгиба, аккуратно наложить фланель, чтобы она не выступала за края картона. В свободную часть вкладыша вкалываются иголки. Фланель желательно брать однотонную, тогда на ней лучше видна игла. Лицевая сторона обложки украшается аппликацией по замыслу детей.

Таким образом дети узнают свою игольницу. Игольницы-книжки удобно хранить, что немаловажно при том обилии оборудования, которое имеется в группах.

На следующем занятии дети знакомятся с иглой. К этому занятию я изготовила большой макет иглы. На макете показала, как надо вдевать нить в иглу и завязывать узелок. Дети брались за работу нерешительно. Пальцы были непослушны, неловки. Многим пришлось показывать дополнительно, как завязывать узелок.

Использовала пособия из картона при ознакомлении с различными швами. Размер полосок картона для детей примерно 4 х 10 см. На этих полосках по линии будущего шва пробиваются отверстия (в швейной машине из иголки удаляется нить, устанавливается максимальная длина стежка и выполняется строчка на картоне). Шитьё по картону или бумаге позволяет детям выполнить шов в определённом направлении, делать одинаковые стежки. Дети легко и быстро справляются с шитьём на картоне, особенно мальчики.

Индивидуальная работа: Жене дать иголку с широким ушком и яркую нитку. Для Лены и Саши приготовить дополнительное задание.

Методические приёмы: рассмотреть готовое детское платье, обратить внимание на аккуратность всех швов. Рассмотреть шов с изнаночной стороны.

Необходимо предупредить детей о том, что не надо сильно натягивать ткань, тогда будет удобнее шить.

Затем воспитатель предлагает следующую точку по линии шва, прокалывает иголкой ткань с лицевой стороны на изнаночную и, не вытягивая нити, с изнанки находит следующую точку, прокалывая ткань с изнаночной стороны на лицевую. Только после этого надо вытянуть иголку с нитью на лицевую сторону.

Предупредить, что что иголку всё время вытягивать только на лицевую сторону. Ткань лучше давать одноцветную, так как на пёстрой ткани плохо виден шов.

Они начинают свободно пользоваться ими в своей речи, одновременно с шитьём дети учатся закреплять нить в конце шва или при окончании нити. На одном из первых занятий показываем, что нить можно закреплять, делая в одном месте 2-3 маленьких стежка. Позднее показала, как закреплять нить петельным стежком.

После того как дети научатся выполнять швы на ткани в один слой, можно научить их сшивать детали: пошив мешочков, пришивание петель к полотенцам и т.д.

Для показа приёмов пришивания пуговиц были изготовлены таблицы: изображения пуговиц с двумя отверстиями и с четырьмя, пришитых разными способами (параллельными стежками, крестом). Сначала я показала один приём пришивания пуговицы с четырьмя отверстиями в макете. (Макет – это круг диаметром 10 х12 см с соответствующим количеством отверстий в центре.) С этой работой дети справились быстро, что свидетельствует о появлении у них навыков пользования иглой.

На всех этапах работы с тканью воспитывала эстетический вкус – приучала выполнять соединительные швы нитью в тон ткани, пришивать пуговицы нитью в тон ткани или пуговицы. Для украшения швов цвет нитей учила подбирать тональный и контрастный. Подчёркивала, что цвет вышиваемого предмета может быть характерным для данного предмета (клубничка – красная. ёлочка – зелёная) и может быть условным (машинка, мячик могут быть любого цвета).

Трудовое воспитание нельзя решать в отрыве от нравственного. Так, на всех занятиях я подчёркивала значимость результатов труда, качества работы каждого ребёнка.

Работа с тканью имеет большое значение для развития глазомера, мелкой мускулатуры рук. Выполняя швы, дети придерживаются определённого направления, соблюдают необходимую длину стежка, что готовит их к работе в тетради. Сама рука, приученная работать с таким мелким инструментом, как игла, легче владеет ручкой при письме. И, наконец, аккуратность в шитье, несомненно, скажется на качестве любой работы.

Анализируя проведённую работу, я сделала следующие выводы.

Для того, чтобы все дети овладели навыками шитья, необходима систематическая работы со всей группой.

Сшивание деталей изделия представляет для детей большие трудности, чем шитьё на ткани в один слой (вышивание простейшими швами.) Причём вышивание надо сначала давать по разметке, а затем по контуру.

К концу года все дети овладели навыками шитья. Работа с тканью оказала большое влияние на развитие мелкой мускулатуры рук. Движения рук детей стали ловкими и точными. Дети уверенно работают иглой.

В процессе работы с детьми я составила цикл занятий по обучению детей шитью:

В зависимости от выполняемого узора оба элемента могут выполняться одной и той же нитью или нитками разного цвета.

Однако не следует увлекаться сложными вышивками, так как усложнение работы требует большого напряжения умственных и физических сил ребёнка.

Читайте также: