Проект по ритмике в детском саду

Обновлено: 02.07.2024

Чувство ритма – это восприятие и воспроизведение временных отношений в музыке. Во время восприятия музыки человек совершает заметные или незаметные движения, соответствующие ее ритму. Это движения головы, рук, ног, а также невидимые движения речевого и дыхательного аппаратов. Часто они возникают бессознательно, непроизвольно. Это говорит о наличии глубокой связи двигательных реакций с восприятием ритма Восприятие ритма, а следовательно, и музыки – это активный процесс. Иначе говоря, всякое полноценное восприятие музыки никогда не является только слуховым процессом. Это всегда процесс слухо-двигательный.

Чувство музыкального ритма имеет не только моторную, но и эмоциональную природу. Музыка – эмоциональна. Ритм – одно из выразительных средств в музыке, с помощью которого передается ее содержание, поэтому чувство ритма составляет основу эмоциональной отзывчивости на музыку. Характер музыкального ритма позволяет передавать мельчайшие изменения настроения музыки и тем самым постигать музыкальный язык. Таким образом, чувство ритма – это способность активно воспринимать музыку, чувствуя ее эмоциональную выразительность, и точно воспроизводить ее.

Так как чувство ритма образует основу эмоционального восприятия музыки, для воспроизведения ритма и характера музыки применяют все виды музыкальной деятельности: слушание музыки, пение, музыкально-ритмические движения, музыкальные игры. Большой возможностью в развитии у детей чувство ритма обладает игра на детских музыкальных инструментах, т. к. является одним из любимых детьми видов музыкальной деятельности. Обучаясь игре на детских музыкальных инструментах, дети открывают для себя мир музыкальных звуков и их отношений, осознаннее различают красоту звучания различных инструментов. У них улучшается качество пения (чище поют, музыкально-ритмических движений (чётче воспроизводят ритм).Элементарное музицирование с дошкольниками предполагает широкое использование детских музыкальных инструментов, прежде всего шумовых, поскольку именно эти инструменты просты и наиболее доступны детям дошкольного возраста Техническая лёгкость игры на шумовых, ударных инструментах, их способность тотчас же откликаться на любое прикосновение располагают и побуждают детей к простейшей импровизации. В процессе игры на детских музыкальных инструментах развиваются музыкальные способности и прежде всего все виды музыкального слуха: звуковысотный, метроритмический, ладогармонический, тембровый, динамический и чувство музыкальной формы. Также музицирование является важным источником постижения системы средств музыкальной выразительности, познания музыкальных явлений и закономерностей. Оно способствует развитию тонкости и эмоциональности чувств. Дети открывают для себя мир музыкальных звуков, различают красоту звучания разных инструментов, совершенствуются в выразительности исполнения. У них активизируется музыкальная память и творческое воображение. Помимо музыкальных способностей развиваются волевые качества, сосредоточенность, внимание, усидчивость, благоприятное эмоциональное состояние детей.

Вид проекта : информационно - творческий, групповой, краткосрочный.

Сроки реализации: 18 октября - 17ноября 2016 года.

Участники проекта : дети подготовительной группы, родители, музыкальный руководитель, педагоги.

Цель проекта : Формирование ритмического слуха, слуховой памяти.

1. Систематизация знаний детей по данной теме, стимулирование потребностей дошкольников в желании участвовать в ритмических играх.

2. Приобщение детей, педагогов и родителей к игровой деятельности по данной теме.

3. Развитие музыкальных способностей: ритмического слуха, слуховой памяти.

4. Воспитание интереса к музыкальному искусству.

Основное содержание проекта

Для детей : формирование доступных знаний по данной теме, умение применять их на практике, воспитание интереса к музыкальному искусству, возникновение желания использовать в самостоятельной деятельности ритмические игры.

Для педагогов : получение практического опыта в работе с дошкольниками по данной теме.

Для родителей: через совместную деятельность взрослых и детей повысить интерес семьи к музыкальной деятельности в детском саду.

Ресурсы и условия реализации проекта :

Создание предметно - развивающей среды,

привлечение родителей, педагогов к совместной деятельности.

Материальное обеспечение проекта : музыкальный инструмент, детские музыкальные инструменты, компьютер, мультимедиа проектор, экран, колонки.

Основные этапы реализации проекта :

1. Определение темы (проблемы проекта).

Проблема проекта – недостаточные знания у детей по данной теме.

2. Составление плана, формулирование цели, задач проекта.

3. Изучение Интернет- ресурсов по теме проекта.

4. Подбор методической литературы по данной теме, подбор музыкального репертуара, разработка конспектов НОД, сценария мастер- класса, подбор детских музыкальных инструментов.

5. Анализ предметно - развивающей среды группы.

№ Мероприятие Сроки реализации Ответственный

1. НООД " Этот весёлый ритм" 18.10.16. Музыкальный руководитель

2. Оформление на стенде для

родителей информации о проекте 18.10.16 Музыкальный руководитель

3. НООД " Послушай и повтори" 20.10 16. Музыкальный руководитель

4. Оформление на стенде для

родителей информации "Развитие

ритмического слуха у детей

дошкольного возраста" 20.10.16. Музыкальный руководитель

5. Досуговая деятельность

«Музыкальные игры на развитие

6. Индивидуальные занятия с детьми

по теме проекта 24.10.16. Музыкальный руководитель

10. Индивидуальные занятия с детьми

по теме проекта 01.11.16 Музыкальный руководитель

16. Мастер- класс для детей,

родителей и педагогов

«Нетрадиционные приёмы в развитии

Достигнутые образовательные результаты и эффекты:

Формирование доступных знаний у детей по данной теме, умение применять их на практике.

Формирование умения слушать музыку, определять правильно ритм.

Формирование устойчивого интереса к музыкальному искусству.

Формирование желания участвовать в ритмических играх.

Перспективы дальнейшего развития проекта

Предполагается продолжить работу по обучению детей музыке,развитию их ритмического слуха, слуховой памяти, принять участие в создании нового проекта, направленного на развитие музыкальных способностей дошкольников.

Тип проекта: долговременный на 4 года, коллективный, творческий.

Цель проекта: содействие гармоничному развитию личности дошкольника средствами танцевально-игровой гимнастики, развитие навыков свободного движения, раскрепощения, самовыражения и обогащения эмоционального мира воспитанников в соответствии с метроритмическими особенностями музыки.

ВложениеРазмер
Проект 120 КБ

Предварительный просмотр:

Автор и руководитель проекта :

Юрлова Е.А. – инструктор по физической культуре.

Клепикова Л.А. – музыкальный руководитель.

Участники проекта: дети младшего дошкольного возраста, музыкальный руководитель, воспитатели, инструктор по физической культуре, родители.

Тип проекта: долговременный на 4 года, коллективный, творческий.

Цель проекта: содействие гармоничному развитию личности дошкольника средствами танцевально-игровой гимнастики, развитие навыков свободного движения, раскрепощения, самовыражения и обогащения эмоционального мира воспитанников в соответствии с метроритмическими особенностями музыки.

  1. Задачи проекта:
  1. Научить детей двигаться в характере музыки, передавая ее темповые, динамические, метроритмические особенности.
  2. Формировать умение чувствовать эмоциональную наполненность музыки и передавать ее в движении, мимике и пантомимике.
  3. Создать условия для развития творческих способностей, потребности самовыражения в движении под музыку, к импровизации в движении.
  4. Развивать музыкальные способности (музыкальный слух, чувство ритма), музыкальную память.
  5. Развивать физические качества – гибкость, координацию движений, выносливость, силу, точность движений, умение ориентироваться в пространстве.
  6. Формировать правильную осанку, походку.
  7. Развивать коммуникативные навыки – умение общаться в группе во время выполнения ритмических заданий, игр, формировать чувство такта, культуру поведения при общении взрослых и детей.

Ресурсы обеспечения проекта

  • научно-методическая литература, аудио сопровождение, СD диски;
  • компетентность педагогов;
  • информирование родителей;
  • анкетирование, взаимосвязь с другими специалистами ДОУ, участвующими в реализации проекта.
  • музыкальный руководитель высшей категории, стаж работы 32 год, образование высшее педагогическое;
  • инструктор по физической культуре высшей категории, стаж работы 28 лет, образование высшее педагогическое;
  • воспитатели 2 категории, стаж работы 13 и 15 лет, образование высшее педагогическое.

Финансовое обеспечение: бюджет МБДОУ

  • спортивный и музыкальный зал МДОУ, мультимедийная аппаратура, спортивный инвентарь, музыкальные инструменты.

1этап. Разработка учебных материалов.

  • Определить разделы и содержание ритмики (какие разделы будут использованы в 1-4 годы реализации проекта);
  • Подобрать музыкальный, танцевальный и игровой репертуар и материал (игры под музыку (с предметами и без), музыкальные и двигательные упражнения, ритмические этюды и т.д.).

2 этап. Становление проекта.

  • использовать разработанный учебный материал, периодически его пополнять;
  • повышать компетентность педагогов: обмен информацией, новыми коммуникативными играми; интегрированные занятия совместно со специалистами ДОУ;
  • показательные выступления детей младшей группы на праздниках, мероприятиях ДОУ с ритмическими номерами;
  • активное привлечение родителей к участию в проекте: совместные ритмические постановки в ДОУ; использование музыкальных игр и ритмики с детьми на домашних праздниках; созданию дополнительных наглядных пособий, атрибутов для развлечений.

Данный проект по ритмике определяют следующие разделы:

2. Игропластика (стретчинг, гимнастика)

3. Строевые упражнения

4. Музыкально-подвижные игры

5. Элементарные танцевальные движения

6. Танцевально-ритмические этюды, постановки.

1.Игроритмика является основой для развития чувства ритма и двигательных способностей детей, позволяющих свободно, красиво и координационно правильно выполнять движения под музыку, соответственно ее структурным особенностям, характеру, метру, ритму, темпу и другим средствам музыкальной выразительности.

В этот раздел входят специальные упражнения для согласования движений с музыкой, музыкальные задания и игры:

• Темп музыки • Взаимосвязь темпа музыки и движений • Устойчивость в темпе; • Переключение с одного темпа на другой; • Постепенное ускорение или замедление темпа; • Влияние темпа музыки на ее характер

• Динамика музыки • Влияние динамики музыки на ее характер • Способ исполнения • Влияние способа исполнения на характер музыки • Отражение в движении характера музыки; • Строение музыкального произведения – вступление, начало, проигрыш, концовка, часть (законченный музыкальный образ), предложение, фраза (законченная музыкальная мысль) • Форма – двухчастная, трехчастная, куплетная • Сильная, слабые доли. Такт. Затакт • Ритмический рисунок. Длительности. Паузы

2. Игропластика (стретчинг, гимнастика )- способствует развитию мышечной силы и гибкости у детей, укреплению позвоночника

. • Шаг • Хлопки • Топ-топ, • танцевальные позиции ног – 1,6;

3. Строевые упражнения - являются средством организации, а также способствуют развитию умений ориентироваться в пространстве: самостоятельно находить свободное место в зале, перестраиваться в круг, становиться в пары и друг за другом, строиться в шеренгу и колонну

• Марш – на месте, с продвижением, со сменой направления • Марш различными длительностями • Соблюдение интервала • Бег – колени впереди, стопы назад, на месте и с продвижением 12

• Прыжки – на месте, с продвижением, с вытянутыми ногами, с поджатыми ногами

• построение в шеренгу (линию) и в колонну;

• Движения в паре, ладушки.

4. Музыкально-подвижные игры содержат упражнения, применяемые практически на всех занятиях, и являются ведущим видом деятельности дошкольника. Здесь используются приемы имитации, подражания, образные сравнения, ролевые ситуации, соревнования – все то, что требуется для достижения поставленной цели при проведении занятий по ритмике;

• игры на определение динамики музыкального произведения; • игры для развития ритма и музыкального слуха; • подвижные игры, с мячом, с погремушками, с муз. инструментами • игры-превращения, подражания, образные сравнения • ролевые игры • имитация разнообразных действий • имитацией поведения птиц, зверей

5. Элементарные танцевальные движения - позволяют не только постичь эстетику движения, но и способствуют решению одной из важных проблем эстетического воспитания детей - приобщение их к богатству танцевального и музыкального народного творчества.

• Русский поклон, поклон с приставным шагом для девочек, поклон с приставным шагом для мальчиков • Шаг хороводный, танцевальный. Топающие шаги • Шаг приставной, приставной с полуприседанием • Тройной шаг • Шаг с припаданием • Притоп, шаги с притопом, приставной шаг с притопом, тройной притоп, тройной поворот с поворотом • Ковырялочка с притопом • Полуприседание (пружинка) с наклоном корпуса, полуприседание с поворотом корпуса • Полуприседание с выставлением ноги на пятку. • Подскоки. • Перескоки. • Боковой галоп, боковой галоп с поворотом • Танцевальный бег.

6. Танцевально-ритмические этюды, постановки - здесь представлены образно-танцевальные композиции, каждая из которых имеет целевую направленность, сюжетный характер и завершенность. Дети приучаются к сотворчеству, у них развивается художественное воображение, ассоциативная память, творческие способности. Развивается творческая инициатива детей, воображение, умение передать характер музыки и содержание образа движениями:

  • гимнастическими
  • имитационными
  • образными
  • общеразвивающими
  • координационными
  • танцевальными
  • образно-танцевальными композициями.

Опираясь на выбранные разделы, мы определили основные методы и формы. Целостный процесс освоения ритмики, можно условно разделить на 3 этапа:

Начальный этап - обучение упражнению ( отдельному движению ) характеризуется созданием предварительного представления об упражнении. На этом этапе обучения педагог рассказывает, объясняет и демонстрирует упражнения, а дети пытаются воссоздать увиденное, пробуют выполнить упражнение.

Этап углубленного разучивания упражнения - характеризуется уточнением и совершенствованием деталей техники его выполнения. Основным методом обучения на этом этапе является целостное выполнение упражнения. К приемам можно отнести: упражнения перед зеркалом, использование звуковых ориентиров (хлопков, ударов в бубен).

Этап закрепления и совершенствования упражнения- характеризуется образованием двигательного навыка. Здесь применяется весь комплекс методов предыдущего этапа, однако ведущую роль приобретают методы разучивания в целом - игровой. Этап совершенствования упражнения можно считать завершенным только тогда, когда дети начнут свободно двигаться с полной эмоциональной и эстетической свободой.

Форма проведения занятия групповая ,

Метод проведения- игровой, сюжетно - тематический.

В группах раннего и младшего возраста при создании музыкальных образов у детей происходит простейшая имитация движений (воробушек машет крыльями, зайчик скачет, медведь топчется и т.д.).


1 этап – подготовительный
Задачи:
1. Изучить возможности родителей в участии реализации проекта.
2. Разработать нормативно – правовую, материально – техническую и финансовую базу проекта.
3. Подобрать различные аудио материалы для творческой деятельности детей.



Что такое ритмика и в чем её польза для развития дошкольников?

Ритмика (от греч. rhythmos — порядок движения) – это практические занятия, в ходе которых музыкальные образы передаются при помощи движений. В процессе выполнения специальных упражнений дети учатся воспринимать музыку и выражать полученные эмоции телом. Музыкальное сопровождение (аккомпанемент и фонограмма) – это важнейший компонент занятий ритмикой. Педагог специально подбирает различные по жанру, темпу, ритму и характеру мелодии, чтобы малыши могли познакомиться с музыкой во всем ее многообразии. Танцевальные движения помогают более глубоко прочувствовать музыкальный материал и являются вспомогательными средствами выразительности. На занятиях ритмикой используются, в основном, простые музыкально-ритмические движения следующих видов:

  • Танцы (импровизации, хороводы, пляски, элементы народных и бальных танцев и так далее);
  • Упражнения (бег, ходьба, прыжки, наклоны, повороты, приседания, упражнения с предметами и многое другое);
  • Игры (сюжетные и несюжетные);
  • Драматизации.

Занятия для детей дошкольного возраста проходят в игровой форме под музыку или пение. В сюжетных играх малыши вживаются в образы различных персонажей, имитируют повадки животных и птиц, разыгрывают мини представления. В несюжетных играх дети выполняют танцевальные движения и групповые перестроения. Занятия построены таким образом, что энергичные физические действия чередуются с успокаивающими упражнениями. Это позволяет избегать переутомления и поддерживать активность детей на оптимальном уровне.

Танцы в ритмике всегда несут в себе какую-либо идею. На занятиях дети не просто двигаются под музыку, а учатся передавать свои эмоции через движения.

Что такое ритмика?

О пользе ритмики для детей

Занятия ритмикой не только приносят детям массу положительных эмоций, но и способствуют разностороннему развитию дошкольников. Чем же полезна ритмика?

  1. Развитие музыкального восприятия (чувства ритма, темпа, характера и эмоциональной окраски музыки);
  2. Эстетическое развитие;
  3. Развитие творческих способностей и артистизма;
  4. Снятие эмоционального напряжения;
  5. Развитие коммуникативных способностей;
  6. Развитие навыков самоконтроля;
  7. Формирование правильной осанки, укрепление мышц;
  8. Улучшение координации движений;
  9. Развитие быстроты, гибкости, пластичности, выразительности движений;
  10. Развитие познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения).

О пользе ритмики для детей

В каком возрасте можно начинать заниматься ритмикой?

Самое главное на занятиях ритмикой – это удовольствие, которое малыш получает от процесса движения.

В каком возрасте можно начинать заниматься ритмикой?

Ритмические упражнения, которые можно выполнять дома

Занятия ритмикой проводятся в групповой форме и под руководством профессиональных педагогов, поэтому их полноценная реализация в домашних условиях труднодостижима. Если Ваш кроха по каким-либо причинам не может посещать занятия, то наиболее доступным и эффективным способом познакомить ребенка с миром ритмики является игровая гимнастика. Мини занятия желательно проводить несколько раз в неделю по 15-30 минут в хорошо проветриваемом помещении. Хвалите кроху за проявление внимательности и творческих способностей, позвольте ему дать волю своим чувствам. Важно, чтобы малыш получал удовольствие от процесса, поэтому заставлять ребенка повторять движения, если он этого не хочет, совершенно бессмысленно. Вот несколько несложных ритмических упражнений, которые можно выполнять с ребенком дома:

В ритмических упражнениях слуховые и зрительные впечатления соединяются друг с другом, а полученные от них эмоции естественным образом выражаются в движении.

Ритмические упражнения, которые можно выполнять дома

Также в интернете Вы можете найти множество примеров логоритмических упражнений, одна из основных задач которых – развитие речи малышей.

Выводы

Ритмика для детей сегодня стала важным компонентом системы воспитания дошкольников. Занятия вводят малышей в мир музыки и движений, развивают пластику, координацию движений, грациозную походку. При помощи пластических средств выразительности ребенок начинает проявлять свои эмоции, что благоприятно сказывается на его общем эмоциональном фоне и способствует гармоничному формированию характера.

Заключение

Мальчик и девочки в народных костюмах

Искусство танца с древних времён было художественным способом осмыслить представления человека о мире, отношениях с природой. Выразительные возможности хореографии столь обширны, что они активно используются и в детском саду, в том числе и для удовлетворения потребности малышей в двигательной активности. Однако проведение танцевальных занятий требует от педагога знания основ теоретического и практического характера.

Цели и задачи проведения танцевальных занятий в детском саду

Миссия организации занятий танцами в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) определена Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) и заключается в следующем:

  • проводить музыкально-оздоровительную работу в детском саду, направленную на сохранение и укрепление здоровья малышей;
  • формировать разнообразные умения и навыки посредством сочетания музыки с ритмическими движениями (к примеру, учить детей передавать движениями характер, образы музыки);
  • создать условия для выявления у ребёнка творческих задатков, музыкальных способностей;
  • воспитывать привычку к здоровому образу жизни.

Если цели проведения танцевальных занятий едины для всех групп в детском саду, то задачи, призванные их реализовать, имеют некоторые отличия, что связано с особенностями возрастного развития дошкольников.

Дети танцуют на выпускном утреннике

Танцевальные занятия помогают раскрыть творческий потенциал малышей

Таблица: задачи проведения танцевальных занятий в ДОУ

Дети стоят с поднятыми руками вокруг девочки в оранжевой пелерине

На танцевальных занятиях дети разучивают групповые хореографические композиции

Виды танцевальных занятий в детском саду

В ДОУ практикуются следующие виды танцевальных занятий:

  • ритмика (ритмическая гимнастика) — система музыкально-ритмических занятий, призванная научить детей двигаться под музыку, владеть своим телом, а также развивать внимание, память;
  • ритмопластика — вид оздоровительной гимнастики, основанный на элементах гимнастики и хореографии, призванный комплексно воздействовать на группы мышц детей с целью развития чувства ритма и раскрытия пластических способностей;
  • хореография — занятия, направленные на сценическое представление танца через планомерное разучивание танцевальных движений.

Танцевальные занятия в системе работы ДОУ

В практике работы детских садов проведение танцевальных занятий осуществляется по определённой системе: хореография организуется отдельным занятием, ритмопластика чаще всего является частью музыкальных занятий, а ритмика обычно отдаётся на откуп работы кружка. Занятия хореографией и ритмопластикой проводятся 1–2 раза в неделю в зависимости от распределения часов остальных курсов. На кружковую деятельность по ритмике также отводится 1–2 урока в неделю.

Танцевальные занятия проводятся педагогом дополнительного образования, имеющим соответственную квалификацию, то есть хореографом или инструктором по физкультуре. Занятия по ритмопластике также может проводить музыкальный руководитель.

Дети выполняют движения вместе с хореографом

Обычно танцевальные занятия в ДОУ проводит хореограф

Какие упражнения практикуются на танцевальных занятиях в ДОУ

Можно сказать, на танцевальных занятиях дети вовлекаются в выполнение тех же упражнений, что и на уроках физкультуры с акцентом на выполнение танцевальных движений. В целом же, набор заданий будет таким:

  • общеразвивающие упражнения (обычно для разогрева мышц);
  • элементы партерной гимнастики (упражнений, которые выполняются лёжа, сидя под разными углами);
  • экзерсисы — задания на развитие пластики тела и культуры движений (освоение позиций для ног, рук, принятых в профессиональной среде танцоров);
  • танцевальные движения;
  • игры (с элементами музыкальных, подвижных, сюжетно-ролевых);
  • упражнения на релаксацию.

Виды танцевальных движений для дошкольников

Танцевальные движения (шаги) в детском саду отрабатываются последовательно: от простых, похожих на физкультурные упражнения, к сложным, почти цельным танцам. Рассмотрим основные движения:

  • приставной шаг, который предваряет изучение галопа, выполняется вперёд, назад, влево и вправо с носка, на носках (один шаг — полтакта музыкальной фразы размера 2/4);
  • галоп (скользящее движение ноги вперёд, влево или вправо, слегка согнув ноги в коленях, с толчком и отрывом от пола);
  • переменный шаг предваряет изучение движений польки, состоит из приставного шага и движения ногой, стоящей впереди;
  • шаг польки или переменный шаг в виде лёгких прыжков вперёд, назад и с поворотом на 360 градусов (музыкальный размер также 2/4);
  • русский переменный шаг — замедленные плавные переменные шаги;
  • вальсовый шаг — вперёд, назад, влево, вправо с поворотом кругом (музыкальный размер ¾);
  • шаг мазурки под вальсовый музыкальный размер делится на мужской (1 скользящий шаг и 2 подскока) и женский (1 скользящий и 2 маленьких шажка левой и правой ножками), движения выполняются только вперёд.

Четыре девочки выполняют танцевальное движение

На хореографических занятиях малыши разучивают классический набор танцевальных шагов

Приёмы работы на танцевальных занятиях в детском саду

Разрабатывая танцевальные занятия, педагог использует 4 группы приёмов.

Словесные приёмы

Речь является связующим звеном между движениями и музыкой.

Объяснение

Загадки и стихотворения

Обычно этот приём используется для мотивации малышей: в начале занятия для ознакомления с темой. На танцевальном занятии загадки могут выступать иллюстрациями к музыкально-пространственным упражнениям для разминки. Так, задание на отработку крадущегося, осторожного шага в подготовительной группе я описываю загадкой про лису:

  • Что за хитрая плутовка?
    Рыжая головка,
    Хвост пушистый — краса!
    Кто же это? (Лиса).

А разминочные прыжки можно сопроводить загадкой про зайца:

  • Серенький, пушистый,
    Лесной побегайка,
    Прыгает, резвится
    Наш весёлый… (Зайка).

Дети со взрослыми в костюмах водят хоровод

Разгадывание загадок может совмещаться с хороводным танцем

В своей практике рифмовки я использую для презентации тем, связанных с изучением истории этого вида искусства, например, при рассмотрении вопросов о танцах народов мира с детьми средней группы:

  • У всех народов танцы есть,
    В мире танцев нам не счесть!
    Танго, ча-ча-ча, гопак,
    И лезгинка, и трепак.
    В танце кружатся народы,
    Дружно водят хороводы,
    Мы не можем больше ждать,
    Тоже будем танцевать.

Это интересно. Трепак — быстрая русская пляска в двудольном размере, уходящая корнями в историю Древней Руси. Трепак построен на комбинации дробных шагов, притопываний и присядке с выбрасыванием ног.

Беседа

Чтение

Наглядные приёмы

Безусловно, пальма первенства в этой группе отдана демонстрации, то есть презентации движений педагогом. Причём не только на этапе знакомства с упражнением, но и на стадии повторения.

Девочки стоят у балетного станка

Педагог обязательно показывает воспитанникам, как именно выполнять то или иное движение

Кроме того, наглядность на занятиях может осуществляться через:

Реквизит для танцевальных занятий

Важными элементами наглядности на танцевальных занятиях являются атрибуты:

  • погремушки (для младших дошкольников);
  • султанчики, мячики (для отработки движений руками);
  • ленты (для выполнения движений художественной гимнастики);
  • элементы костюмов (папахи, веночки, сапожки и пр. для создания антуража национальных танцев).

Практические приёмы

Творческое задание может быть итогом изучения темы

Игровые приёмы

Учебно-воспитательный потенциал игр для дошкольников просто огромен. На танцевальных занятиях используются в основном музыкальные подвижные игры с элементами театрализации, что объединяется понятием этюда.

Таблица: игры на танцевальных занятиях в детском саду

  • нахмуриться, как тучка на небе, как злой человек;
  • устать, как мама после работы, как муравей, который притащил огромную муху в муравейник и пр.
  • ураган;
  • грибной дождик;
  • ливень;
  • жару.

Это интересно. В современных детских садах активно практикуются упражнения-игры, разработанные Габриеллой Рот — танцовщицей, философом, преподавателем, пропагандировавшей медитативные техники в танце.

Игротанцы (танцы-игры)

Дети танцуют с султанчиками

Игротанец может проводиться в качестве физкультпаузы

Картотека тем танцевальных занятий

Тематика танцевальных занятий соотносится с темами, рассматриваемыми в ходе осуществления образовательного процесса в разных возрастных группах, и отображается в календарно-тематическом плане конкретного вида танцевальных занятий.

С тематикой занятий и примером составления календарно-тематического планирования по ритмопластике в средней, старшей и подготовительной группах можно ознакомиться в работе музыкального руководителя Нижельской Г.А.

Занятия хореографией с самыми младшими дошкольниками носят характер ознакомления с основными танцевальными движениями, что отражено в плане танцевальных занятий для первой младшей группы. В перспективном плане хореографа Е. Шешуковой представлены темы занятий хореографией во второй младшей группе.В комплексе с разработкой учебной программы курса даётся календарно-тематический план по хореографии для детей 4–5 лет и 5–7 лет.

Это интересно. Занятия хореографией в первой младшей группе организуются с октября, так как сентябрь является месяцем активной адаптации малышей к детскому саду.

Дети танцуют в костюмах мухоморов

Темы танцевальных занятий сочетаются с общей тематикой образовательного процесса, например, постановка танца мухоморов на празднике осени

Кружковая работа по ритмике в детском саду

Кружок является формой организации детей на основании их интересов и предпочтений, а также пожеланий мам и пап относительно расширения представлений дошкольников в той или иной образовательной области. Кружок по ритмике призван помочь детям не только научиться определять меру своих возможностей и сил, но и подготовить организм к овладению более сложными движениями. В связи с этим особенно востребованной организация кружка оказывается в младшем дошкольном возрасте. Занятия проводятся 2 раза в неделю, но их хронометраж в сравнении с принятыми временными рамками для непосредственной образовательной деятельности (НОД) может быть в среднем на 5 минут длиннее (например, если в младшей группе урок длится 15 минут, то занятие кружка может занимать 20 минут). Ознакомиться с образцом рабочей программы кружка по ритмике, тематикой занятий для младшей группы можно здесь.

Как провести танцевальное занятие в ДОУ

Этапы разработки задач танцевального занятия вписываются в 3 этапа.

Таблица: содержание и хронометраж этапов проведения танцевальных занятий

  • на построение и перестроение;
  • отработка танцевальных шагов;
  • общеразвивающие упражнения;
  • музыкально-подвижные игры.
  • Разучивание новых танцевальных движений;
  • связывание их с уже знакомыми.

Это интересно. Музыкально-подвижная игра может включаться в заключительный этап, а не в начальный.

Две девочки тянут ножки на ковре

Общефизические упражнения являются обязательной частью вводного этапа занятия

  • Чух-чух, пыхчу,
    Пыхчу, ворчу,
    Стоять на месте не хочу.
    Садись быстрее, прокачу!

Читайте также: