Проект по профилактике плоскостопия в доу

Обновлено: 04.07.2024

Цель. Создание условий для усвоения и закрепления знаний у детей и их родителей навыков ЗОЖ и профилактики и коррекции плоскостопия.

Содержимое публикации

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГОРОД НОЯБРЬСК

муниципального образования город Ноябрьск

Воспитатель: Ведерникова С.Н.

Тип проекта: краткосрочный

Вид проекта: практика – ориентировочный.

Цель. Создание условий для усвоения и закрепления знаний у детей и их родителей навыков ЗОЖ и профилактики и коррекции плоскостопия.

а) Формировать у детей первичные представления о здоровье и здоровом образе жизни.

б) Развивать у детей познавательный интерес к своему организму и его возможностям.

в) Приобщать детей к здоровому образу жизни через приёмы интеграции разных видов деятельности ( профилактика плоскостопия).

г) Повысить педагогическую компетентность педагогов и родителей в вопросах ЗОЖ, активизировать роль родителей в создании З О Ж .

Актуальность.

В современных условиях все ускоряющийся темп жизни и возрастания напряженности социальных отношений, ухудшения экологической сферы - здоровье становится одним из основных условий успешности любого человека. Такая проблема затрагивает детей уже в дошкольном возрасте. Здоровье и развитие тесно взаимосвязаны, именно поэтому возрастает роль детского сада в необходимости активного применения здоровьесберегающих технологий. Перед педагогами ДОУ остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по укреплению здоровья, развитию движений и в целом физическому развитию детей. В детском саду разработана и ведётся определённая система работы по профилактике плоскостопия. Необходимо привлечь родителей к сотрудничеству. Только вместе мы можем решить поставленные задачи. Все оздоровительные и профилактические мероприятия могут быть эффективными только тогда, когда они проводятся в комплексе, систематически и в детском саду и дома.

Проблема. Недостаток знаний у детей о здоровом образе жизни, невнимание родителей к здоровому образу жизни в семье.

Участники проекта: дети подготовительной группы 6-7 лет, воспитатели, родители.

Сроки реализации проекта:

Механизм реализации проекта.

Этапы проекта:

Работа с детьми.

Работа с родителями.

Работа с педагогами.

Подготовительный этап.

1. Определение проблемы, цели и задач проекта. Изучение литературы, подбор материала.

2. Создание предметно-развивающей среды.

Пополнение оборудованием физкультурно-оздоровительного центра в группе.

Изготовление массажных дорожек.

Составление карточек упражнений для профилактики плоскостопия.

Основной этап.

Ежедневная профилактическая работа.

1.Комплексы утренней гимнастики.

2.Комплексы корригирующей гимнастики после сна.

2. Комплексы упражнений по профилактике плоскостопия.

3. Снятие умственной усталости (физкультминутки )

- ходьба по корригирующим, массажным дорожкам.

5. Оптимальный двигательный режим.

Реализацию основного этапа осуществлялась в ходе непосредственной образовательной деятельности и в ходе режимных моментов, которую мы разделили по образовательным областям.

Образовательные области

Мероприятия

Цель: познакомить с правилами личной гигиены для ног; разучить физические упражнения для профилактики плоскостопия.

Цель: показать детям функции стопы: опора, фундамент тела, воспитывать навыки правильной ходьбы.

Беседы - рассуждения с детьми:

“Что значит здоровые ноги”,

“Прогулка босиком. Полезно или вредно?”,

“Как заботиться о ногах”,

Разучивание с детьми пословиц и поговорок о здоровье.

Ежедневная профилактическая работа:

1. Комплексы утренней и коррегирующей гимнастики после сна.

2.Комплексы упражнений по профилактике плоскостопия. Приложение 2.

3.Снятие умственной усталости (физкультминутки). Приложение 3, 5

4.Подвижные игры. Приложение 4

5.Закаливание: обливание ног,

ходьба по коррегирующим дорожкам,

6. Оптимальный двигательный режим.

Работа с родителями.

3.Информационные листы: «Как подобрать обувь для ребенка?

5. Мастер-класс по изготовлению нестандартного оборудования для профилактики плоскостопия.

Работа с педагогами.

Заключительный этап.

Оценка результатов и отчетность.

Проект достиг своей цели.

Предполагаемые результаты.

сформированы предпосылки навыков здорового образа жизни;

развиты навыки правильного физического развития детского организма;

наблюдаются улучшение состояния здоровья детей посредством стимуляции биологически активных точек на стопе, укрепление свода стопы, повышение уровня общей работоспособности.

Для родителей:

повышение компетентности родителей в вопросах физического развития и здоровья.

активное участие родителей в жизнедеятельности ДОУ.

Для педагогов:

качественное освоение педагогами инновационных технологий физического воспитания в оздоровлении детей.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Формирование здоровья детей, полноценное развитие их организма – одна из основных проблем в современном обществе. Медицинские работники, родители и педагоги повсеместно констатируют нарушения, отклонения и несоответствия нормам в развитии детей. Особенно тревожит ситуация по количеству детей с нарушением осанки и плоскостопием.

Плоскостопие — это деформация стопы, вызванная уменьшением высоты свода.

Стопа является опорой, фундаментом тела, и его нарушение обязательно отражается на формировании всего организма. Недостаточное развитие мышц и связок стоп неблагоприятно влияет на развитие многих движений, приводит к снижению двигательной активности вообще и может стать серьезным препятствием к занятиям спортом. Также плоскостопие является одним из факторов риска возникновения нарушений осанки у детей.

Своевременная профилактическая работа в этом направлении позволит избежать существующих проблем и скорректировать уже имеющиеся. Поэтому очень важным на сегодняшний день является формирование у родителей и детей знаний о значимости профилактических мероприятий по плоскостопию, убеждений в необходимости сохранения и укрепления своего здоровья.

Современные подходы к физическому воспитанию детей свидетельствуют о тенденции оздоровления педагогического процесса в детском саду.

Значимость применения данного проекта определяется решением задач оздоровления дошкольников, создания прочной основы для воспитания здорового ребёнка.

Формирование у детей и их родителей практических навыков по профилактике плоскостопия.

Углубить знания родителей о профилактических мероприятиях по предупреждению плоскостопия;

Обучить детей практическим навыкам сохранения здоровья стоп, укрепить мышцы стоп;

Приобщить родителей к коррекционной работе в домашних условиях;

Создать в группе условия для профилактики плоскостопия у детей;

Воспитывать у детей желание быть здоровыми.

Продолжительность проекта: 12 месяцев.

Данный проект может быть использован в любом дошкольном учреждении или дошкольное учреждение может организовать дополнительную услугу для неорганизованных детей.

Направленность проекта: коррекционно-оздоровительная.

Вид: здоровьесберегающая педагогическая технология.

Образовательная область: “Физическое развитие”

Области интеграции: “Познавательное развитие”, “Социально-коммуникативное развитие”, “Речевое развитие”, “Художественно-эстетическое развитие”.

Дети старшей группы

Задачи для работы с детьми:

Сохранение и укрепление здоровья.

Формирование потребности в здоровом образе жизни.

Повышение степени двигательной активности, укрепление общего состояния организма.

Задачи для воспитателей:

Обеспечение физического и психического благополучия воспитанников.

Повышение уровня педагогической компетентности.

Обобщение и распространение педагогического опыта.

Задачи для работы с родителями:

Повышение уровня компетентности по теме проекта.

Расширение знаний родителей о практических умениях и навыках детей в области “физическое развитие”.

Формирование активной позиции родителей в совместной двигательной деятельности с детьми.

Привлечение родителей к созданию условий в группе для профилактики плоскостопия у детей.

заучивание поговорок, считалок

самостоятельная деятельность детей

индивидуальная работа с детьми

совместная деятельность с детьми

мастер класс (изготовление нестандартного оборудования)

день открытых дверей

НЕОБХОДИМЫЕ УСЛОВИЯ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Ст. мед.сестра МБДОУ

Для проведения проектной деятельности в МБДОУ частично имеются необходимые условия, методическое и дидактическое обеспечение.

ЭТАПЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРОЕКТА

- Анкетирование родителей об актуальности мероприятия.

- Изучение специальной литературы. Подбор информации о причинах возникновения плоскостопия и их устранении.

- Вовлечение всех участников проекта в план совместной деятельности по оздоровлению детей.

- Подбор комплексов гимнастики для профилактики плоскостопия в разные режимные моменты.

- Изготовление нестандартного оборудования.

- Подбор рекомендаций для родителей.

- Создание картотеки упражнений по профилактики плоскостопия.

- Составление перспективного плана работы по профилактике плоскостопия.

- Разработка презентации “ Правильная стопа – залог здоровья”

- Просмотр презентации “Правильная стопа – залог здоровья”.

- Школа для родителей “Помоги ребенку сам”.

- Разучивание с детьми пословиц и поговорок о здоровье.

“Здоровье всего дороже”,

“Охрана жизни и здоровья на прогулке”,

“Как следить за ногами”,

“Чтобы ножки не болели, чтобы ножки здоровели”

- Беседы - рассуждения с детьми:

“Что значит здоровые ноги”,

“Прогулка босиком. Полезно или вредно?”,

“Как заботиться о ногах”,

чтение энциклопедии “Азбука здоровья” раздел “Наши ноги”.

- Разучивание с детьми комплексов гимнастики по профилактики плоскостопия.

- Досуги и развлечения из цикла “Здоровые ножки”, “Тренируйтесь вместе с нами”, “Путешествие в страну гибкого носка”.

- Совместная деятельность с родителями по изготовлению нестандартного оборудования.

- Обучение родителей упражнениям для профилактики плоскостопия

- Консультации, рекомендации, памятки, буклеты: “Подбираем правильную обувь своему ребёнку”, “Предупреждение плоскостопия. Вред от плоскостопия”,

“Массаж ног – эффективный вид закаливания”, “Пальчиковая гимнастика для ног”,

“Самомассаж и закаливание стоп у детей в домашних условиях”.

Родительское собрание с показом мастер-класса по разучиванию упражнений “Профилактика плоскостопия”

- Анкетирование по теме проекта (сравнительный анализ).

- Выставка нестандартного оборудования для профилактики плоскостопия.

- Презентация проекта для родителей и педагогов “Сохраним стопы здоровыми”.

- Спортивные развлечения совместно с родителями:“По тропе здоровья”,

“Постарайся угадать, чем листочек может стать”, “Веселые старты”.

- Презентация материалов проекта

- Обобщение опыта. Трансляция опыта среди педагогов.

- Фотовыставка “В стране Здоровья”

Повышение родительской компетентности по вопросам здоровьесбережения. Включение их в процесс повышения степени мотивации и заинтересованности детей в положительном результате.

Улучшение состояния здоровья детей посредством стимуляции биологически активных точек на стопе, укрепление свода стопы, повышение уровня общей работоспособности.

Формирование у детей стойкого и осознанного желания сохранять и приумножать свое здоровье, расширять кругозор.

Повышение степени двигательной активности, укрепление общего состояния организма детей путем создания в группе необходимых условий для профилактики плоскостопия.

Галанов, А.С. Игры, которые лечат (для детей от 5 до 7 лет) [Текст] / А.С. Галанов. – М.: Педагогическое общество России, — 2005. – 96с.

Голицына, Н.С. Нетрадиционные занятия физкультурой в дошкольном образовательном учреждении [Текст]: из опыта работы / Н.С. Голицына – М.: Издательство Скрипторий 2003, 2004. – 72с.

Моргунова, О.Н. Профилактика плоскостопия и нарушений осанки в ДОУ [Текст]: Практическое пособие / О.Н. Моргунова. – Воронеж ТЦ “Учитель”, 2005. – 109с.

Новикова, И.М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников [Текст] /И. М Новикова. – М.: Издательство Мозаика – Синтез 2010. – 96с.

Трихункова, В.В. Познай себя // Ребенок в детском саду – 2005. -№2 – С.51-58

Узорова, О. Физкультурные минутки. [Текст]: материал для проведения физкультурных пауз / О.Узорова, Е.Нефедова. — М.: ООО “Издательство Астрель” “Издательство АСТ”: ЗАО НПП “Ермак” — 2005. – 96с

Федоров А., Шарманова С. “Профилактика и коррекция плоскостопия у детей” //Дошкольное воспитание. – 2003 №8 – С. 59-62

Участники проекта: дети подготовительной группы и их родители.

Тип проекта: оздоровительно – обучающий.

Сроки реализации: долгосрочный, 1 год.

Актуальность проекта:

Каждый родитель мечтает видеть своего ребёнка здоровым и жизнерадостным. Но, к сожалению, состояние здоровья детей в наше время имеет тенденцию к ухудшению, несмотря на все достижения медицины. При этом с каждым годом индекс здоровья снижается и, уже среди воспитанников детских садов врачи выявляют хронические заболевания. Это – и неправильная осанка, и различные нарушения опорно–двигательного аппарата и многие другие заболевания. Большое влияние на формирование осанки ребёнка оказывает состояние его стоп. Поэтому очень важным на сегодняшний день является формирование у родителей и детей знаний о значимости профилактических мероприятий по плоскостопию, убеждений в необходимости сохранения и укрепления своего здоровья. Значимость применения данного проекта определяется решением задач оздоровления дошкольников, создания прочной основы для воспитания здорового ребёнка.

Цель проекта: Формирование у детей и их родителей практических навыков по профилактике плоскостопия.

Задачи проекта:

1. Углубить знания родителей о профилактических мероприятиях по предупреждению плоскостопия;

2. Обучить детей практическим навыкам сохранения здоровья стоп, укрепить мышцы стоп;

3. Организовать работу с детьми по сохранению и укреплению здоровья с использованием шариков Су-Джок.

4. Приобщить родителей к коррекционной работе в домашних условиях, в том числе с использованием шариков Су-Джок.

5. Создать в группе условия для профилактики плоскостопия у детей;

6. Воспитывать у детей желание быть здоровыми.

Гипотеза:

Мы предположили, что если тренировать мышцы стопы, то можно избавиться от плоскостопия и укрепить свое здоровье.

Ожидаемый результат:

  1. Родители знакомятся с профилактическими мероприятиями по предупреждению плоскостопия;
  2. Детей обучаются практическим навыкам сохранения здоровья стоп, укрепить мышцы стоп;
  3. Организована работа с детьми по сохранению и укреплению здоровья с использованием шариков Су-Джок.
  4. Родители приобщаются к коррекционной работе в домашних условиях, в том числе с использованием шариков Су-Джок;
  5. В группе создаются условия для профилактики плоскостопия у детей – изготовлено нестандартное физкультурное оборудование;
  6. Повышена степень двигательной активности, укрепление общего состояния организма детей путем создания в группе необходимых условий для профилактики плоскостопия.

Этапы работы над проектом

Подготовительный этап.

Основной этап.

Заключительный этап.

План работы по реализации проекта

Работа с детьми

Работа с родителями

Разучивание с детьми пословиц и поговорок о здоровье.

Разучивание физминутки:

«Мы проверим все осанку

И сведём свои лопатки

Все походим мы на пятках

И красиво на носках

Пойдём тихо как зайчата

И как мишка косолапый

И как рыжие лисята

Цель: познакомить с правилами личной гигиены для ног; разучить физические упражнения для профилактики плоскостопия.

Памятки для родителей

Пополнение центра физической культуры разными тренажерами для профилактики плоскостопия.

Цель: показать детям функции стопы: опора, фундамент тела, воспитывать навыки правильной ходьбы.

Изготовление массажных ковриков.

Разучивание комплексов упражнений с использованием физкультурного оборудования (ребристая доска, палка гимнастическая, канат, теннисный шарик).

Выставка нестандартного оборудования для профилактики плоскостопия.

“Массаж ног – эффективный вид закаливания”, “Пальчиковая гимнастика для ног”

НОД: “Здоровье всего дороже”, “Охрана жизни и здоровья на прогулке”

Фотовыставка “В стране Здоровья”

Спортивные развлечения “Постарайся угадать, чем листочек может стать”, “Веселые старты”.

Досуг “Здоровые ножки”

Спортивное развлечение совместно с родителями: “По тропе здоровья”

Реализация проекта:

Таисия Петровна рассказала нам, что это серьезное заболевание. Нарушения стопы не только ухудшают осанку ребенка, но и приводят к серьезным заболеваниям. Здоровые стопы - это правильная походка и красивая осанка.

А еще нам сказали, что лечить плоскостопие долго и сложно, лучше его предупредить. А как это сделать? Ответ на этот вопрос мы стали искать вместе с воспитателем Тендентник Мариной Николаевной. Это оказалось очень увлекательным.

Итак, первое, что мы сделали – это сделали свои отпечатки ног с помощью специального устройства плантографа. У нас получились разные отпечатки. Теперь предстояло узнать, есть ли у кого-нибудь из нас плоскостопие. Таисия Петровна раскрыла нам медицинский секрет, как это сделать. Оказалось, для этого нужно провести линию из середины пятки к большому пальцу. Если внутренняя часть стопы коснется линии – значит у человека плоскостопие.


Выяснилось, что у Краевой Марины и Ожгибесовой Ольги есть признаки плоскостопия. Что же нужно сделать, чтобы помочь нашим друзьям? Мы предположили: если тренировать мышцы стопы, то можно избавиться от плоскостопия и укрепить свое здоровье.

Мы поставили перед собой задачу: Научиться всевозможным способам укрепления своих стоп.

Как оказалось, одним из самых эффективных методов лечения плоскостопия является использование специальной обуви. Есть сведения, что ортопедическую обувь начали использовать еще в Древнем Египте. Имеется информация, подтверждающая изготовления подобной обуви в Древнем Риме. Первые исторические сведения об изготовлении такой обуви относятся к XVI столетию. Во Франции начали изготавливать специальные ботинки, сделанные из жести и жесткой кожи для детей, которые имели проблемы со ступнями. Впервые производством ортопедической обуви в промышленных масштабах занялись уже в XX столетии. Первопроходцем в этой области стала компания Adidas, она начала серийно выпускать спортивную обувь для людей, страдающих плоскостопием. Это произошло в 20 годы прошлого века.

А еще очень важны общеукрепляющие упражнения и массаж ног. Сначала мы учились делать правильные упражнения по укреплению стоп. Очень весело это было делать это с мамами и под руководством пап.

Потом Марина Николаевна и мама Вики Нурмухаметовой Елена Анатольевна учили нас делать массаж ног. Как оказалось, на стопе находятся такие важные точки, которые отвечают за весь организм.

Зачем нам пальцы укреплять?

Чтобы насморк избежать!

Серединку на стопе?

Не будет боли в животе!

Спина всегда в порядке!

Делать это нужно в определенном порядке:

  1. Сначала легко поглаживать;
  2. Затем массировать более глубоко, проводят постукивания;
  3. В конце должны быть легкие успокаивающие поглаживающие движения.
  4. А завершить массаж можно водными процедурами: ванна для ног, в которой теплая вода будет постепенно становиться холодной.

Очень полезно быстрое натирание стоп, голени и бедер жестким полотенцем.

А еще мы решили сами своими руками сделать специальные тренажеры-массажеры для стоп. Мы пригласили на мастер-класс родителей, и работа закипела. В ход пошли каштаны, камешки марблс, пробочки от пюре, фломастеры и даже бигуди. Теперь мы можем каждый день самостоятельно укреплять свои

Из книги и на занятиях мы узнали: чтобы ноги были здоровые, нужно чтоб и спина была прямая и ровная. Поэтому мы делали гимнастику с мешочками на голове.

А еще очень увлекательно рисовать пальцами и отпечатками стоп. Особенно весело это делать всей семьей. И картины получаются замечательные!


Совместно с воспитателем мы создали фотоколлаж из фотографий, где мы учимся правильно ходить и делать различные упражнения для укрепления стоп. В завершении работы над проектом мы решили проверить, подтверждение своей гипотезы. Мы вновь сделали отпечатки ног и сравнили их с первыми. У Марины и Оли улучшилось состояние стоп. Хотя им надо еще долго тренироваться. А еще мы заметили, что наши стопы выросли.

Заключение

Мы нашли ответы на многие вопросы, которые нас волновали в начале проекта. Мы смогли внедрить приемы укрепления стоп в нашу жизнь в детском саду. Мы научились выполнять простые и сложные виды массажа. Наши ноги стали меньше уставать. Теперь мы можем быстрее бегать и дольше не уставать.

Наша гипотеза подтвердилась. Действительно, ежедневные занятия по развитию стопы, помогли нам укрепить наше здоровье. Нам удалось привлечь своих родителей к разным видам деятельности по укреплению здоровья.

Литература

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

Проблему плоскостопия в детском возрасте необходимо решать, так как она крайне часто встречается и затем влияет на некоторые функции детского организма.

Формирование и воспитание здорового образа жизни является одной из главных проблем, так как здоровье – основное условие, определяющее всестороннее развитие ребёнка, как физическое, так и психическое, что является основой для дальнейшей полноценной жизнедеятельности человека.

Плоскостопие, как и другие заболевания – неблагоприятный недуг.

При нём нарушается опорная функция стопы, ухудшается кровоснабжение нижних конечностей, сопровождаясь болью,судорогами,отёчностью.

Так же уплощение стопы влияет на положение нижних конечностей, органов большого и малого таза, что приводит к искажению позвоночника, то есть сколиозу.

Дети, страдающие плоскостопием, при ходьбе широко размахивают руками, сильно топают ногами, походка, в основном, напряжённая и неуклюжая, из-за неправильной опоры.

С рождения, все дети рождаются с плоскостопием, что связано с сильными нагрузками на опорно-двигательный аппарат.

Поэтому, когда малыш учится ходить, необходимо следить, за правильным формированием свода стопы.

Для этого необходимо проведение комплекса профилактических мероприятий.

В дошкольном возрасте стопа ребёнка находится на стадии активного развития, поэтому любые неблагоприятные факторы внешней среды могут приводить к возникновению тех или иных функциональных отклонений.

Причинами появления плоскостопия могут являться: слабые связки, мышцы и неокрепшие кости.

Для этого, в помощь детям, применяются лечебная физкультура и массаж.

В том числе, в рамках профилактики, следует использовать контрастные ванны для стоп.

Также детям с плоскостопием рекомендуется ношение корригирующих стелек и ортопедической обуви, при этом необходимо обращать внимание на правильность детской походки.

Главным фактором при лечении плоскостопия является ранняя диагностика. Поэтому работа по профилактике детского плоскостопия, в условиях детского сада, осуществляется мной систематически.

Она включает в себя:
— создание развивающей предметно-пространственной среды;
— создание физкультурно-оздоровительной среды;
— обеспечение рекомендуемого двигательного режима;
— соблюдение гигиенических условий;
— правильная организация физического и общего валеологического воспитания и образования.

Для профилактики используются:
— ходьба по соли;
— ходьба по гальке;
— ходьба по корригирующим дорожкам (с разным наполнением).

Так же профилактике способствует хождение босиком по бревну, канату и шесту. Так же профилактическую работу необходимо включать в игры, каждый день увеличивая их количество, в зависимости от степени плоскостопия у каждого ребёнка. Для детей достаточно 15 минут в день, то есть 5-6 упражнений.

Начиная с лёгких, хождение на носках, пятках, внутреннем и внешнем своде стопы, подскоков и прыжков, переходя на ходьбу по гимнастической палке, катание ногами обруча, мяча, перекатывание с пятки на носок.

На вооружение я брала исследования лучших учёных-специалистов: Илизарова, Шорина, Аганесова, Королёва.

Специально для профилактики нами были созданы специальные дидактические пособия:
— корригирующие дорожки с разным наполнением;
— оздоровительная зона по физической культуре, доступная детям для самостоятельной работы;
— всевозможный материал для физического развития ребёнка, карточкис упражнением по гимнастике;
— список игр на прогулке;
— занятия на тренажёрах.

Цель программы – проверить эффективность методики функционального биоуправления по электромиограмме в профилактике и коррекции плоскостопия у детей дошкольного возраста.

С её помощью я осуществляю диагностическую и профилактическую работу по плоскостопию и нормализации физического развития детей в условиях группы детского сада.

Данный метод расширяет возможности физического воспитания детей дошкольного возраста с отклонениями в состоянии здоровья, обеспечивает решение проблемы профилактики и коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата, среди которых наиболее распространённым является плоскостопие.

Дозировка нагрузки и оценка успешности выполнения задания достигается путём сигналов обратной связи.

В данной программе сигналы обратной связи связаны с использованием видеоматериалов и игровых сюжетов, которые демонстрируются на экране, при ошибке же демонстрация нарушается.

Курс профилактики включает в себя три этапа:

I – первичное диагностическое исследование (1-2занятия);

II – тренировка мышц задней поверхности голени (10-15 занятий):

Основной этап курса предназначен для проведения силовой тренировки мышц сгибателей стопы, определяющих формирование сводов стопы.

III – оценка эффективности курса (1 занятие):

Эффективность курса коррекции определяется, путём сопоставления результатов первичных и заключительных показателей электромиограммы, который определяется коэффициентом эффективности.

Для этого необходимо соблюдать определённые условия, повышающие эффективность силовой тренировки:

— целесообразно оценивать как показатели состояния здоровья и уровня физической подготовленности детей;
— увлекательность и игровой характер тренировок методом функционального биоуправления по электромиограмме;

Физический инвентарь:
— ребристые и наклонные доски;
— скошенные поверхности;
— гимнастическая стенка;
— верёвочная лестница;
— обручи;
— мячи;
— скакалки;
— массажные коврики;
— гимнастические маты;
— специальные тренажёры.

Так же следует предоставить детям возможность применения указанного оборудования самостоятельно. Кроме того, в тёплое время года нужно обеспечить возможность систематического использования естественных, природно-оздоровительных факторов (оборудование на групповых участках естественные грунтовые дорожки).

Успешное решение оздоровительных задач физического воспитания возможно на основе совместной деятельности детского сада и семьи.

Для привлечения родителей к профилактической работе можно использовать:

— родительские собрания;
— тематические консультации;
— педагогические беседы;
— дни открытых дверей;
— открытые занятия;
— информационные стенды для родителей;
— папки-передвижки и др.

В сохранении и укреплении здоровья отводится валеологическому образованию человека. Одной из задач является формирование необходимых знаний, умений, навыков по использованию средств физического воспитания, гигиенических факторов, естественных сил природы, физических упражнений в целях профилактики заболеваний и функциональных отклонений.

Представленная методика организации работы по профилактике плоскостопия предусматривает комплексное использование средств физического воспитания, достаточно эффективна и позволяет добиться значительного снижения детей с деформацией стопы.

Данные упражнения применяются в различных частях занятия физкультуры, а также в других формах работы по физическому воспитанию: на утренней зарядке, во время гимнастики после дневного сна, в качестве заданий на дом и др.

Наибольший эффект достигается, при выполнении упражнений босиком.

Дозировка профилактических мероприятий зависит от возраста и уровня подготовленности детей, значит 4-5раз на этапе разучивания, 10-12раз на закреплении и совершенствовании комплекса.

На этом моя работа по здоровьесбережению и профилактике не прекратится, будет продолжена в следующем году.

Читайте также: