Чем занимается психолог в школе в 1 классе

Обновлено: 03.07.2024

Сталкиваясь с проблемой адаптации первоклассников, школьный психолог, зачастую испытывает трудности в организации этой деятельности. В итоге всё остаётся на уровне диагностики и общих рекомендаций. Предложенная технология помогает упорядочить работу, наполняя её различным содержанием.

ВложениеРазмер
tehnologiya_1kl.docx 608.15 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 г.Лысково Нижегородской обл.

Технология психологического сопровождения первоклассников

Тумановой Натальи Васильевны.

Схема взаимодействия психолога с субъектами образовательного пространства в ходе психологического сопровождения первоклассников.

Технология психологического сопровождения первоклассников.

Основные концептуальные положения:

  • Психологическое сопровождение первоклассников – направлено на создание социально-психологических условий для эмоционального благополучия, успешного развития, воспитания и обучения ребенка в ситуациях социально-педагогических взаимодействий, организуемых в рамках образовательного учреждения ( Битянова М. Р. Организация психологической работы в школе).
  • Психолог преимущественно участвует в развитии как сопровождающий, он создает условия для продуктивного движения ребенка по тем путям, которые он выбрал сам и на которые его ориентировали педагоги и родители . (Овчарова Р.В. Практическая психология образования: Учебное пособие для студ.)

Важнейший принцип сопровождения – безусловная ценность внутреннего мира каждого ребенка, приоритетность потребностей его развития.

Основная цель: помощь первоклассникам в адаптации к новой учебной деятельности.

  • Выступление на родительском собрании «Условия успешной адаптации

Участники: родители будущих первоклассников.

Ожидаемые результаты: формирование психологической компетентности,

улучшение подготовки к школе.

Ответственные: психолог, завуч.нач.школы, учителя 1-х кл.

1 этап. Сентябрь.

  • Психологические игры на улучшение адаптации первоклассников.

Время и место проведения: 2 большая перемена, классная комната или рекреация.

члены волонтёрской бригады.

Ожидаемые результаты: снятие психоэмоционального напряжения у первоклассников развитие коммуникативных навыков - улучшение адаптации.

Ответственные: психолог, члены волонтёрской бригады.(См.Приложение№1).

Время и место проведения: классные часы в первых классах, классная комната.

Ожидаемые результаты: положительное восприятие школьных требований.

Методы, дидактический материал: сказкотерапия, арт-терапия; сказки

  • Выступление на совещании «Условия успешной адаптации

Участники: учителя 1-х классов, специалисты, завуча нач. школы.

Ожидаемые результаты: формирование психологической компетентности у педагогов, работающих в 1-х кл.

Ответственные: учителя 1-х классов, специалисты, завуч нач. школы.

Ожидаемые результаты: выявление учащихся не готовых к школьному обучению, исследование хода адаптации к новым учебным условиям.

Ответственные: психолог, учителя 1-х кл.

Ожидаемые результаты: выявление учащихся не готовых к школьному

обучению ( темп деятельности, работоспособность, усидчивость, произвольность).

Участники: учителя 1-х кл.

Ожидаемые результаты: определение запроса к психологу (список учащихся) по итогам первичной диагностики.

Ответственные: психолог, учителя 1-х кл.

Ожидаемые результаты: определение уровня школьной мотивации.

Ожидаемые результаты: определение причин низкой учебной мотивации,

исследование развития познавательных психических процессов.

Методы, дидактический материал: проективные (рисуночные тесты, песочная

терапия), беседы, тесты психологической готовности к школе

к школе, низкой учебной мотивацией.

Ожидаемые результаты: групповая коррекционно-развивающая работа.

Ответственные: психолог, учителя 1-х кл., родители.

Участники: родители первоклассников.

Ожидаемые результаты: формирование психологической компетентности,

мотивирование на взаимодействие с психологом.

к школе, низкой учебной мотивацией.

Методы, дидактический материал: программа автора.

Ожидаемые результаты: развитие познавательных психических функций: восприятие, внимание, память, мышление; развитие произвольной сферы (умение слушать и точно выполнять указания взрослого, действовать в соответствии с правилами, развитие произвольного внимания, произвольной памяти),снятие тревожности, неуверенности при ответах; повышение учебной мотивации. Ответственные: психолог, учителя 1-х кл., родители.

3 этап. Ноябрь-декабрь.

к школе, низкой учебной мотивацией.

Участники: родители учащихся коррекционно--развивающих групп.

Ожидаемые результаты: обучение развивающему общению с детьми,

распространение упражнений для занятий дома; делегирование к врачам

Методы, дидактический материал: беседа, бланки по развитию внимания,

задания по развитию мыслительных операций, литература по развитию

Ответственные: психолог, родители.

Участники: учителя 1-х кл. учащихся коррекционно--развивающих групп.

Ожидаемые результаты: обмен информацией, анализ изменений в поведении на

уроках у учащихся.

Ответственные: психолог, учителя 1-х кл.

Участники: школьный логопед.

Ожидаемые результаты: обмен информацией, анализ изменений в развитии

психических процессов у учащихся.

Ответственные: психолог, логопед.

4 этап. Январь-март.

Участники: дети коррекционно-развивающих групп.

Ожидаемые результаты: повышение мотивации, введение в учебную

Методы: музыкотерапия. (См. Приложение №2).

к школе, низкой учебной мотивацией.

Ожидаемые результаты: определение уровня школьной мотивации в середине года.

Методы, дидактический материал: опросник для учителей.

Ответственные: психолог, учителя 1-х кл.

Участники: учителя 1-х классов, специалисты, завуча нач. школы.

Ожидаемые результаты: обмен информацией, координация совместных

Ответственные: учителя 1-х классов, специалисты, завуч нач. школы.

Участники: родители учащихся коррекционно--развивающих групп.

Ожидаемые результаты: обучение развивающему общению с детьми,

распространение упражнений для занятий дома; делегирование к врачам

Методы, дидактический материал: беседа, бланки по развитию внимания,

задания по развитию мыслительных операций, литература по развитию

Ответственные: психолог, родители.

Участники: учителя 1-х кл. учащихся коррекционно--развивающих групп.

Ожидаемые результаты: обмен информацией, анализ изменений в поведении на

уроках у учащихся, рекомендации по взаимодействию.

Ответственные : психолог, учителя 1-х кл.

Участники: группа учащихся 1-х кл., посещающих коррекционно-развивающие

Ожидаемые результаты: оценка показателей: темп деятельности,

работоспособность, усидчивость, произвольность.

5 этап. Апрель-май.

Ожидаемые результаты: определение уровня школьной мотивации.

Участники: дети, посетившие коррекционно-развивающие занятия.

Ожидаемые результаты: улучшение показателей в развитии познавательных

психических процессов после коррекционно-развивающих занятий.

Методы, дидактический материал: тесты психологической готовности к школе

Ответственные: психолог.(См. приложение №3).

Участники: группа учащихся 1-х кл., посещающих коррекционно-развивающие

Ожидаемые результаты: оценка показателей: темп деятельности,

работоспособность, усидчивость, произвольность.

Участники: родители будущих первоклассников.

Ожидаемые результаты: формирование психологической компетентности,

мотивирование на взаимодействие с психологом.

Ответственные: психолог, завуч.нач.школы, учителя 1-х кл.

Анализ результативности деятельности.

Работа в рамках данной технологии позволяет решать многие трудности, возникающие как, в ходе адаптационного периода, так и после него в течение всего учебного года.

Из проведённых наблюдений на уроке и индивидуальных бесед с учителями 1-х кл., у детей, посетивших к-р занятия, отмечается повышение учебной активности, улучшение результатов в учебной деятельности.

Приложение №1. Помощь волонтёров. Игры в большую перемену.

2.Битянова М. Р. Организация психологической работы в школе. — М.: Совершенство, 1997. — 298 с. (Практическая психология в образовании).

4.И. В. Дубровина, А. Д. Андреева, Е. Е. Данилова,Е. М. Кравцова, и др. Младший школьник:развитие познавательных способностей . Пособие для учителя под редакцией И. В. Дубровиной.

5. И. В. Дубровина Практическая психология образования.- СПб.: Питер, 2004 г.

6.Еделева Е.Г., Ерёменко Н.А., Шилова О.В. Изучение универсальных учебных действий младших школьников.- методические рекомендации, Н.Новгород, 2012 г.

7. Овчарова Раиса Викторовна, доктор психологических наук, профессор

Школьный психолог: когда к нему нужно обращаться и чем он может помочь?

Основные принципы работы школьного психолога

В первую очередь, школьный психолог — это специалист, который обязательно должен иметь высшее психологическое образование, и для него в первую очередь действуют правила Этического кодекса психолога.

Согласно кодексу, любая информация об учениках должна храниться в сейфе у школьного психолога, доступ к которому есть только у него, и он не имеет права разглашать сведения третьим лицам. Исключение составляет информация о противоправных действиях: если психологу становится известно о совершенном преступлении или подготовке к преступлению, он обязан сообщить об этом в правоохранительные органы.

Кроме того, психолог обязан сообщать клиенту (в случае школьного психолога — школьнику) о результатах любого исследования, которое проводилось.

Еще один важный принцип, которым должен руководствоваться школьный психолог — принцип непредвзятости. Задача специалиста — выслушивать разные, порой противоречивые, мнения и разбираться в них. Основной плюс этого принципа заключается в том, что психолог не заинтересован в разрешении конфликта в чью-то пользу — он смотрит на ситуацию со стороны и нейтрально относится к конфиденциальной информации. Психологи проходят специально подготовку, в результате которой способны создавать атмосферу доверия и находить контакт с любым клиентом, даже самым сложным.

Чем психолог может помочь ребенку?

К психологу стоит обращаться в любых ситуациях, касающихся школьника и его семьи. Школьный психолог может помочь с вопросами профориентации, с решением проблем в семье, в межличностных отношениях, с учебой и т. д. Однако не нужно воспринимать школьного психолога исключительно как специалиста, который работает с проблемами детей. Его роль позитивна — он помогает ребенку безболезненно пройти стадии социализации и раскрыть свой потенциал.

Работать с детьми психолог начинает еще до школы: он участвует в составлении программы тестирования будущих первоклассников, может проводить с ними собеседования, выявлять степень готовности к школе и давать родителям полезные рекомендации.

Также психолог может проводить диагностику детско-родительских отношений, исследовать отношения внутри класса, изучать особенности личности школьников, уровень их мышления, внимания. Важная составляющая работы школьного психолога — профориентационная диагностика, которая помогает разобраться в способностях учеников и распределить их по профильным классам — в гуманитарный, в технический, в научно-естественный и т. д.

Когда к психологу стоит обращаться родителям?

Еще одна задача школьного психолога — консультирование родителей и учителей. Причем, вопросы, с которыми взрослые обращаются к этому специалисту, могут быть разными, и совсем необязательно, что это будут проблемы. Мама может прийти к психологу, чтобы просто спросить, хорошие ли у ее ребенка отношения с одноклассниками, нет ли у нее трудностей с профориентацией или адаптацией (если, например, ученика перевели в новую школу) и правильно ли родители строят отношения с подростком. Если в семье возникают ситуации, которые травмируют ребенка (развод родителей, смерть кого-то из близких, серьезные материальные трудности), то мать или отец также могут прийти и рассказать о них психологу, чтобы специалист был в курсе, внимательнее следил за поведением ребенка и был готов оказать ему поддержку.

Если же ребенок стал замкнутым, необщительным, если он не хочет ходить в школу или же часто приходит домой в слезах, то это тоже повод как можно скорее обратится к школьному психологу. Вообще любые ярко выраженные изменения в поведении ребенка должны насторожить родителей, и в этом случае лучше вовремя попросить помощи у специалиста, чем ждать, пока ситуация выйдет из-под контроля и обернется катастрофой. Возможно, что никаких серьезных проблем психолог не выявит, но подскажет, как поддержать школьника и сохранить с ним доверительные отношения.

Часто к школьным психологам обращаются и учителя за помощью в разрешении конфликтов с учениками, а также в случае, если у школьника резко упала успеваемость, и учитель не может понять, почему это произошло. Тогда по запросу педагога психолог проводит диагностику и, если это необходимо, коррекцию. В моей практике был случай, когда у ученика упала успеваемость, с чем ко мне обратился его классный руководитель. А в итоге я выявила суицидальные наклонности у школьника и долго работала с ним в дальнейшем для устранения этого патологического состояния.

В целом, школьный психолог осуществляет деятельность, направленную на сохранение психологического здоровья школьников. И если вы до сих пор не знаете, где в вашей школе находится кабинет психолога, то, может быть, пришло время об этом узнать и познакомиться со специалистом, который не менее значим, чем классный руководитель?

Екатерина Сафонова


Часто родители не знают, что происходит с ребенком, пока он в школе, нравится ли ему в классе. Пройдя этот тест, вы узнаете какие отношения у вашего ребенка с одноклассниками и нравится ли ему школьная жизнь.


Психолог разговаривает с ребенком

Ребенок разговаривает с психологом на перемене, после уроков о том, что его волнует и беспокоит. Психолог выслушивает его. И уже только от ощущения того, что его поняли, ребенку становится спокойнее и легче на душе. И после этого ребенок на урок идет с мыслями об учебе, а не о том, что, к примеру, он поссорился с другом. И внимание его не рассеивается, и замечаний от учителя он не получает, а учиться веселому человеку, как известно, больше хочется, чем грустному. Ребенок находит выход в своей ситуации и приобретает ресурс - силы для изменений, веру в свои возможности.

Иногда родители просят помочь разобраться в причинах детских тревог, но чаще им бывает достаточно узнать взгляды ребенка. Ведь в течение дня с ребенком его не бывает, да и по вечерам много времени отнимают повседневные заботы, поэтому родители не всегда знают причины детских тревог. В последнее время все чаще и чаще родители сами обращаются к психологу с просьбой помочь ребенку стать увереннее, научиться эффективнее общаться, не бояться неудачи на уроках ( например, контрольной работы), овладеть навыками саморегуляции ( расслаблением в случае излишней зажатости и самоконтролем в случае избыточной активности). С детьми, которым эмоционально трудно, индивидуально работает психолог, но только при наличии просьбы родителей.

Особую роль приобретает психолог для подростка, который в общении познает себя нового, открывает свой внутренний мир и свои возможности в мире внешнем. Психолог, помогающий подростку в период кризиса не потерять дорогу, не споткнуться на проявлениях иллюзорной взрослости. Повзрослев, подросток ставит перед психологом другие задачи – они размышляют вместе над его будущим, определяют приоритеты жизненных целей, обдумывают, что нужно делать сейчас, чтобы двигаться по выбранному пути.

Гармония в развитии ребенка – идеальная мечта психолога. Ведь разум должен находится в гармонии с чувствами, фантазией, творчеством. Познавая окружающий мир, ребенку нужно познавать и свой внутренний мир и мир людей, его окружающих. Иначе он не сможет быть счастливым, находящимся среди любящих его людей, не сможет сам дарить их своей любовью. Сегодня родители очень хотят, чтобы ребенок рос коммуникабельным, умел общаться, получал от этого радость. А возникающие конфликты разрешал без ущерба себе и окружающим. Большие коммуникативные игры помогают ребятам учиться договариваться, выполнять задания вместе, проявлять позитивное лидерство. А быть лидером трудно - нужно уметь организовать, принять на себя ответственность за других.

Получается, что психолог разговаривает с ребенком, чтобы

Педагог-психолог помогает ученикам чувствовать в школе радость, близость с окружающими, собственную значимость для всех них!

Основные направления деятельности педагога-психолога в школе:

  • изучение личности учащихся и ученических коллективов в целях организации индивидуального и дифференцированного подхода в процессе обучения и воспитания;
  • пропаганда среди учащихся, педагогов и родителей здорового образа жизни, содействие в преодолении школьных факторов риска утраты здоровья;
  • реализация программ преодоления трудностей в обучении, создание условий для получения коррекционно-развивающей поддержки всем нуждающимся школьникам, содействие в социализации, преодолении кризисных периодов на всех этапах обучения;
  • своевременное выявление детей и подростков, оказавшихся в социально-опасном положении, содействие созданию условий для формирования адаптивных социальных навыков; предупреждение семейного неблагополучия;
  • ранняя профилактика отклонений в развитии, поведении, деятельности и общении несовершеннолетних;
  • содействие в приобретении обучающимися, педагогами и родителями психологических знаний, умений, навыков необходимых для успешного обучения, воспитания и развития;
  • оказание целенаправленного влияния на формирование благоприятного социально-психологического климата в учреждении образования, создание условий для социально-психологического развития классных коллективов;
  • создание психологических условий для реализации образовательных программ (профилизация обучения, работа с одаренными детьми, идейно-нравственное воспитание учащихся и пр.).

Приоритетными направлениями сопровождения в начальной школе являются: определение готовности к обучению в школе; содействие адаптации к школе, формированию эмоционально позитивного отношения к школе; развитие самостоятельности и самоорганизации, развитие творческих способностей.
В базовой школе – психологическое обеспечение адаптации при переходе в среднее звено школы; поддержка учащихся в решении задач личностного и ценностно-смыслового самоопределения и саморазвития; помощь в решении проблем социализации; содействие в формировании благоприятной атмосферы в детских и педагогическом коллективах; помощь в выборе профиля обучения, формировании жизненных навыков, построении конструктивных отношений с родителями и сверстниками; профилактика асоциального поведения, наркозависимости; поддержка талантливых детей.
В старших классах специфика психолого-педагогической деятельности заключается в оказании помощи в профильной ориентации и профессиональном самоопределении; поддержке в решении экзистенциальных проблем (самопознание, поиск смысла жизни, достижение личной идентичности); развитии временной перспективы, способности к целеполаганию; развитии психосоциальной компетентности, профилактике девиантного поведения, наркозависимости у учащихся.




напишите отказ.Лично я никогда не встречала позитивных психологов(только в книжках).А если у ваших школьных психологов потухшие взгляды,то что они могут привнести в жизнь ребенка?!


И в "Папиных дочках" :gy:


У нас тоже в школе психолог приходила на собрание, просила согласие родителей понаблюдать за детьми, если кому-то помощь потребуется - поработать с ними. На вид приличная, говорит хорошо. У нас все согласие дали. Но она и объяснила все доступным языком. А вам если не понравились данные специалисты - не соглашайтесь.




Все правильно написали- индивидуальных занятий с ребенком не будет без вашего запроса- согласия, та отписка, которую вам выдали, пригодна для проведения групповых обследований, например социометрии и проч




надеюсь, не ко мне приходили :gy:


по теме: бланк стандартный, любой психолог, работающий с большой группой детей, обязан получить на эту работу разрешение родителей.
в обязанности школьного психолога входит: диагностические процедуры всех "стрессовых" классов (не помню как научно называется, звиняйте), то есть - 1,4, 5, 9, 11. в теории - коррекционные занятия после всех этих диагностик, но это невозможно, поскольку в обязанности школьного психолога еще входит составление милионов бумажек - отчетов, планов, и прочей чуши. к тому же одна только обработка тестов занимает львиное количество времени рабочего, а, зачастую, и не рабочего. тесты все, как правило, стандартные. в 1-х классах это тесты на уровень адаптированности к школьному обучению, проверка мелкой моторики, общего эмоционального фона. некоторые "камикадзе" добавляют уровень тревожности. работы немеряно, короче. на индивидуальную работу с ребенком, при всем желании, почти не остается времени. поэтому, кроме всего прочего, школьный психолог не работает с ребенками без запроса. ну, разве что, совсем крайний случай. бояться тут нечего. не понравится результат (которого, кстати, вы толком и не узнаете) - выбросите его в корзину. понравится - вставите в рамочку.
если напишите отказ - ваше право. просто подумайте, что будет ваш ребенок делать на уроке во время тестирования? балду гонять? (кроме как на уроке, низзя, потому как детей не разрешается задерживать после уроков на тестирование - у них начинается "внеурочная досуговая деятельность". продленка, , кружки, курсы и прочая лабуда). да и тестировать можно не позже третьего урока, по идее (уже устали), но не на первом (еще спят). плавали, знаем :gy:
так что "индивидуально" на вашего конкретного ребенка может обратить внимание только такие ненормальные маньяки как я, которые не взирая на зарплату и затраченное время будут отслеживать каждый класс, развитие каждого ребенка с 1 сентября и далее, просто потому, что процесс работы нравится :gy: :gy: (это, если что, не реклама, а так - объяснение) :gy: :gy:


Спасибо огроменное за подробный рассказ. Ну, хотя бы, примерно поняла чем психологи в школе занимаются. ;)


так что "индивидуально" на вашего конкретного ребенка может обратить внимание только такие ненормальные маньяки как я, которые не взирая на зарплату и затраченное время будут отслеживать каждый класс, развитие каждого ребенка с 1 сентября и далее, просто потому, что процесс работы нравится



у нас в школе очень позитивная психолог :) и видно, что работу свою любит. в течение лета она приглашала всех первоклашек на индивидуальную беседу (в присутствии родителей, конечно). потом давала родителям рекомендации, на что им обратить внимание в 1 классе и т.д. еще она ведет в первых классах цветовой игротренинг. все, кто ходил в предыдущие годы, в восторге. так что я рада, что у нас такой психолог, любящий свою работу и детей, с которыми работает :)



у нас садичный нормальный. А школьный. пару раз общался и задавал дурацкие вопросы из серии куда ходите с родителями по вечерам и что пьют родители за ужином.

Читайте также: