В чем особенности развития отечественной философии в 20 80 е гг xx в кратко

Обновлено: 06.07.2024

Русская философия всегда носила ярко выраженный национальный характер и в общем пространстве философии как науки она занимает особое место благодаря своей исключительности.

Русскую философию характеризует так называемая русская идея. Не вникая в познание мира, она сосредоточена на отношениях человека и мира, человека и бога, на определении нравственности, свободы, гуманизма, жизни и смерти, добра и зла, власти и революции.

Этапы развития русской философии

Следующий этап принято называть этапом философии Русского просвещения (XII-XVII века).

Основные этапы развития русской философии

Последующий этап — философия Русского Просвещения (XVII-XVIII века) — характеризуется становлением светской философии, на русскую философию оказывают мощное влияние западные философские учения, возникает целый национально-духовный мир. Во времена Екатерины II открыто высказываются гуманные принципы. Труды Д.И.Фонвизина, А.Н.Радищева дали толчок развитию русской философской мысли, а главной фигурой этого периода можно назвать М.В.Ломоносова, который отстаивал деизм и двойственность истины.

Главный астролог страны раскрыла секрет привлечения богатства и процветания для трех знаков зодиака, вы можете проверить себя Бесплатно ⇒ ⇒ ⇒ ЧИТАТЬ ПОДРОБНЕЕ….

Особенности развития русской философии

Расцвет русской философии приходится на следующий этап: вторую половину XIX — начало XX века. Зарождаются такие течения как русский марксизм – учение о классах и классовой борьбе, русский философский символизм — учение о синтезе искусства, литературы и философии, культурно-религиозный ренессанс – направление в философии, предлагающее возрождение религиозного идеализма.

К основным этапам развития русской философии относится также период советской философии: 20-е – 80 е годы XX века. Все западные направления и философские учения отвергаются и критикуются, единственно верной философской системой является марксистко-ленинская. Но и в этот период во главу угла ставится проблема взаимодействия и связи общества и человека, роли человека, смысла его существования и цели его жизненного пути.

Смысл человеческого бытия, роль России в истории всего человечества стоят во главе угла русской философии.

Отечественная философская мысль является органической частью мировой философии и духовной культуры в целом. Вместе с тем, она отличается национальной самобытностью, а в определенной мере и уни­кальностью. Особенность русской философии состоит в том, что она представляет элемент диалектического взаимоотношения отдельного и общего, что определяется в свою очередь спецификой социокультурного развития первых форм российской государственности и духовности при переходе от первобытнообщинного типа общества к феодально­му, от язычества к христианской религии.

Философское знание в Киевской Руси, в периоды монгольского ига и централизованного Московского государства было фрагментарным, не самостоятельным и не систематизированным. Но оно существовало, развивалось, формировало основу становления философии как науки в XVIII в. В последующем оно было представлено самыми различными направлениями, ориентациями и школами, что обусловлено генезисом отечественной философии и меняющимися социальными условиями. В этом контексте основные мировоззренческие, методологические, гносеологиче­ские, аксиологические принципы рассматривались с позиции материализма, как марксистского, так и немарксистского (Плеханов, Герцен, Чернышевский), и идеализма в светской (Введенский, Шпет) и в религиозной (Соловьев, Бердяев) формах. Следует отметить, что философские идеи рассматривались не только в трудах философов, но и в произведениях выдающихся представителей мировой и отечественной науки (Ломоносов, Вернадский, Циолковский и др.), а также художественной культуры (Достоевский, Толстой и др.)

Как и во всей системе мировой фило­софии, в русской философской мысли материализм и идеализм выражают единство противоположностей, они не столько проти­востоят друг другу, сколько дополняют и обогащают научное философское знание.

Отечественная философия формировалась и развивалась на протяжении ряда исторических эпох, от Средневековья до настоящего времени. В истории отечественной философии выделяется ряд этапов:

1. XI-XVII вв. - становление русской философии (предфилософия);

2. Философия в России XVIII в.;

3. Становление русской философии как науки - конец XVIII - первая половина XIX вв.;

5. Современная отечественная философия - после 20 гг. XX в.

Следует отметить, что после 1917 г. отечественная философия имела два крыла: зарубежное и внутреннее развитие философии советского периода.




Первыми пропагандистами философских идей этого периода на Руси стали Ф. Прокопович, Г. Сковорода, А. Кантемир и др. Яркими представителями философских воззрений были М.В. Ломоносов и А.Н. Радищев.

А.Н. Радищев (1749-1802) первым провозгласил идею человечности не в духе религиозной философии, а в качестве основного стержня секуляризированной, светской общественной мысли. Подверг критике социальное бытие монархической России.

Третий этап. Конец XVIII – первая половина XIX века - Утверждается самостоятельное философское творчество в России. Оно проявилось прежде всего в противоборстве славянофилов и западников. Заметным стало обращение к европейской философии. Одно из направлений отечественной философии начала XIX в. тяготело к Шеллингу. Его представителями были Д.М. Велланский, М.Г. Павлов, А.И. Галич. Имелись сторонники философии Канта, французских мыслителей. Однако главные дискуссии происходили вокруг основной проблемы того времени. Она была связана с определением путей развития русской культуры. Раннее и позднее западничество и славянофильство, учение крестьянского утопического социализма, народничество, анархизм, революционный и разночинный демократизм, монархизм предлагали различные варианты развития России. Отечественная философия накапливала богатое теоретическое содержание, совершенствовала научную методологию исследования.

Наибольших успехов отечественная философия достигла в XVIII—XX вв. Характерными ее чертами и особенностями являлись: 1) акцентирование антропологической проблематики; 2) в целом гуманистический характер философских концепций; 3) наличие личного философского творчества мыслителей; 4) сочетание общефилософских, мировоззренческих, методологических, гносеологических проблем с аксиологическими проблемами; 5) усиление натурфилософских исследований, разработка концепций космизма.

Вместе с тем, рассматривая человека как философскую проблему, Сковорода как бы поставил своеобразный философско-религиозный эксперимент, смоделировав тип соответствующего поведения. Он воплощается в личностном религиозно-нравственном опыте самого Г. Сковороды, когда его философско­е учение органически было соединено с личной жизнью.

В рамках же космизма была выдвинута идея о вселенской вовлеченности и космической ответственности человека при сохранении его индивидуальности. В отечественной философии представлена устойчивая тенденция преодоления крайнего антропологизма, возвышающего человека над другими видами бытия. Это положение имеет важное методологическое значение для анализа нашего общества, переживающего духовный кризис.

Отечественная философская мысль является органической частью мировой философии и духовной культуры в целом. Вместе с тем, она отличается национальной самобытностью, а в определенной мере и уни­кальностью. Особенность русской философии состоит в том, что она представляет элемент диалектического взаимоотношения отдельного и общего, что определяется в свою очередь спецификой социокультурного развития первых форм российской государственности и духовности при переходе от первобытнообщинного типа общества к феодально­му, от язычества к христианской религии.

Философское знание в Киевской Руси, в периоды монгольского ига и централизованного Московского государства было фрагментарным, не самостоятельным и не систематизированным. Но оно существовало, развивалось, формировало основу становления философии как науки в XVIII в. В последующем оно было представлено самыми различными направлениями, ориентациями и школами, что обусловлено генезисом отечественной философии и меняющимися социальными условиями. В этом контексте основные мировоззренческие, методологические, гносеологиче­ские, аксиологические принципы рассматривались с позиции материализма, как марксистского, так и немарксистского (Плеханов, Герцен, Чернышевский), и идеализма в светской (Введенский, Шпет) и в религиозной (Соловьев, Бердяев) формах. Следует отметить, что философские идеи рассматривались не только в трудах философов, но и в произведениях выдающихся представителей мировой и отечественной науки (Ломоносов, Вернадский, Циолковский и др.), а также художественной культуры (Достоевский, Толстой и др.)

Как и во всей системе мировой фило­софии, в русской философской мысли материализм и идеализм выражают единство противоположностей, они не столько проти­востоят друг другу, сколько дополняют и обогащают научное философское знание.

Отечественная философия формировалась и развивалась на протяжении ряда исторических эпох, от Средневековья до настоящего времени. В истории отечественной философии выделяется ряд этапов:

1. XI-XVII вв. - становление русской философии (предфилософия);

2. Философия в России XVIII в.;

3. Становление русской философии как науки - конец XVIII - первая половина XIX вв.;

5. Современная отечественная философия - после 20 гг. XX в.

Следует отметить, что после 1917 г. отечественная философия имела два крыла: зарубежное и внутреннее развитие философии советского периода.

Первыми пропагандистами философских идей этого периода на Руси стали Ф. Прокопович, Г. Сковорода, А. Кантемир и др. Яркими представителями философских воззрений были М.В. Ломоносов и А.Н. Радищев.

А.Н. Радищев (1749-1802) первым провозгласил идею человечности не в духе религиозной философии, а в качестве основного стержня секуляризированной, светской общественной мысли. Подверг критике социальное бытие монархической России.

Третий этап. Конец XVIII – первая половина XIX века - Утверждается самостоятельное философское творчество в России. Оно проявилось прежде всего в противоборстве славянофилов и западников. Заметным стало обращение к европейской философии. Одно из направлений отечественной философии начала XIX в. тяготело к Шеллингу. Его представителями были Д.М. Велланский, М.Г. Павлов, А.И. Галич. Имелись сторонники философии Канта, французских мыслителей. Однако главные дискуссии происходили вокруг основной проблемы того времени. Она была связана с определением путей развития русской культуры. Раннее и позднее западничество и славянофильство, учение крестьянского утопического социализма, народничество, анархизм, революционный и разночинный демократизм, монархизм предлагали различные варианты развития России. Отечественная философия накапливала богатое теоретическое содержание, совершенствовала научную методологию исследования.

Наибольших успехов отечественная философия достигла в XVIII—XX вв. Характерными ее чертами и особенностями являлись: 1) акцентирование антропологической проблематики; 2) в целом гуманистический характер философских концепций; 3) наличие личного философского творчества мыслителей; 4) сочетание общефилософских, мировоззренческих, методологических, гносеологических проблем с аксиологическими проблемами; 5) усиление натурфилософских исследований, разработка концепций космизма.

Вместе с тем, рассматривая человека как философскую проблему, Сковорода как бы поставил своеобразный философско-религиозный эксперимент, смоделировав тип соответствующего поведения. Он воплощается в личностном религиозно-нравственном опыте самого Г. Сковороды, когда его философско­е учение органически было соединено с личной жизнью.

В рамках же космизма была выдвинута идея о вселенской вовлеченности и космической ответственности человека при сохранении его индивидуальности. В отечественной философии представлена устойчивая тенденция преодоления крайнего антропологизма, возвышающего человека над другими видами бытия. Это положение имеет важное методологическое значение для анализа нашего общества, переживающего духовный кризис.

Программным документом, определяющим статус философии в Советской России, можно считать работу В.И.Ленина "О значении воинствующего материализма", в которой определены основные философские проблемы, подлежащие разработке. Философия, по мысли вождя, это, прежде всего, диалектический и исторический материализм, на основе которых можно создать цельную систему философского знания. Основные задачи, стоявшие перед советскими философами:

* Разработка теории материалистической диалектики.
* Разработка философских проблем естествознания на основе философии марксизма.
* Создание марксистско-ленинской истории философии, в которой все философские школы прошлого оценивались бы в перспективе марксизма.
* Разработка диалектико-материалистической концепции общества, истории, морали, права, искусства.

Философия в СССР выполняла идеологическую, охранительную функцию. По своей сути она не являлась русской философией, ибо марксизм, лежащий в её основе - это западная теория, претендующая на универсальность. Сколько-нибудь значительных открытий в философии здесь сделано не было. Можно лишь отметить работы по истории философии таких исследователей, как В.Ф.Асмус, А.В.Гулыга, А.Ф.Лосев.
Отрицательную роль сыграла философия в 40-50-е годы, выступив в роли арбитра в споре научных направлений в генетике и кибернетике.

Божественная философия! Отведав раз твоих плодов, уже вечно можно вкушать на твоем пиру тот сладкий нектар, от которого нет пресыщения.
Джон Мильтон

Русская философия XX в. чётко разделена на три периода. В первую очередь, это связано с социально-политическими событиями, происходящими в России в это время. Кроме того, влияние идей В. Соловьёва, также стало определяющим развитие философской мысли. В конечном варианте образовались следующие периоды:

  • Первый период – Серебряный век (1901 – 1917 гг.).
  • Второй период – советское время (1917 – 1991 гг.).
  • Третий период – постсоветский (1991 г. – по настоящее время).

Первый период – Серебряный век (1901 – 1917 гг.)

Для начала XX в. характерно бурное развитие культуры и философии. Они становятся более свободными и раскрепощёнными. В свою очередь, философия "всеединства" В. Соловьёва стала отправной точкой для формирования мнений и воззрений братьев Трубецких, более того, она оказала серьёзное воздействие и на других русских философов, к примеру, Бердяева, Флоренского, Булгакова, Франка и др., а также на литераторов, занимающихся философствованием таких, как Мережковский, Розанов, Белый и др.

Основная проблематика философии данного периода по-прежнему была судьба России. Она обсуждалась преимущественно в ходе дискуссий о "русской идее".

Данное понятие было введено В. Соловьёвым в 1887-1888 гг. и сразу приобрело популярность в философских кругах, где регулярно обсуждалось, в том числе и среди русской интеллигенции.

Дискуссии, которые были посвящены "русской идее", активное участие принимали Трубецкой, Розанов, Франк, Ильин, Иванов, Карсавин и др.

Данная проблема интересовала общественность не только в рамках Серебряного века, спустя многие годы, примерно до середины XX в., эта проблема остаётся актуальной для культуры Русского зарубежья.

Многих русских философов беспокоили проблемы, которые были связаны с дальнейшей судьбой страны и порядками, установленными властью. На фоне этого множество мыслителей пристрастились к марксизму, здесь и Бердяев, и Булгаков, и Франк. Однако после первой русской революции, которая прошла в 1905 – 1907 гг. их взгляды были сориентированы в направлении религиозно-идеалистических исканий, социальные революции и материалистические учения их перестали интересовать. В этой перемене взглядов русской интеллигенции свою роль сыграл Б. Струве, который сам прошёл этап от увлечения марксизмом и позитивизмом до религиозно-идеалистического этапа.

Русская православная церковь и её высшие иерархи резко высказывались против консерватизма. Это стало причиной появления совершенно нового направления – "новое религиозное сознание". Оно было связано с деятельностью Религиозно-философских собраний, которые начали свою работу как раз в 1901 г. в Санкт-Петербурге. В этих собраниях активное участие принимали Мережковский, Розанов, Бердяев и др.

В своих трудах Бердяев и Шестов сформировали основы экзистенциализма или предэкзистснциализма. Франс стал создателем концепции "живого знания", которая была обращена к человеку и его "философии жизни". Именно его идеи легли в основу учения Н. Лосского. В. Эрн занимался разработкой христианского неоплатонизма в своих трудах. Г. Шпет своей целью ставил развитие феноменологии. Усилиями Флоренского, Булгакова, Лосева и Эрна, стало развиваться ещё одно очень интересное направление, которое пришло в Россию в эпоху Средневековья из Византии – исихазм. Здесь оно преоьбразовалось в "философию имени". В это же время Циолковский и Вернадский трудились над "русским космизмом".

Период Серебряного века отмечен необычайной популярностью мистицизма в виде теософии Блаватской. Также широкое распространение получило учение "четвёртого пути" Гурджиева и его последователя Успенского.

Стоит упомянуть, что в это время русский марксизм развивается благодаря трудам Плеханова, Богданова, Луначарского и Ленина.

Второй период – советское время (1917 – 1991 гг.)

В этот период философия разделяется на два основных течения:

  • Русская философия в эмиграции (1917 – 1950 гг.).
  • "Советская философия" в России.

Русская философия в эмиграции

Революция 1917 г. оказала серьёзное влияние на ситуацию в развитии русской философии. Условия серьёзно ухудшились, и огромная часть выдающихся философов вынуждены были эмигрировать из страны. Некоторые уехали по собственному желанию, а некоторые были насильно высланы из страны. В судьбе каждого, кто покинул родину, было место для личной трагедии. Глубоко переживали философы разлуку с близкими друзьями и родственниками, с родной землёй. Кардинальная смена образа жизни также повлияла на деятельность многих философов.

Ключевой темой для философии "русского зарубежья", естественно, стала Россия как общемировая, или трагический урок, который она преподнесла всему миру. На этом были основаны и дальнейшие дискуссии на тему "русской идеи". Творчество Ильина и Бердяева были посвящены именно этому. Они работали над развитием данной темы.

"Русская идея" стала основой для формирования концепции "евразийства", праотцами которой были Н. Трубецкой и Флоровский. Данная концепция получила своё дальнейшее развитие в работах Карсавина.

Идея евразийства состояла в том, что катастрофа, произошедшая в России, под катастрофой понималась Октябрьская революция 1917г., стала возможна потому, что страна избрала для себя совершенно не подходящий путь следования, придерживаясь западных или европейских идей. Евразийцы высказывались о том, что Россия, это "место встречи" Запада и Востока, именно в ней встречаются и пересекаются элементы западной и восточной культуры, и страна должна найти свой особенный путь, исключительный, подходящий только для неё.

Стоит отметить, что русская культура была основана на культурах двух предшествующих евразийских культур – эллинистической и византийской.

Многие русские философы, которые эмигрировали после Октябрьской революции, присоединились к различным школам религиозной философии. Они занимались развитием идей, которые они сформировали еще на родине в период Серебряного века. Следствием этого стал тот факт, что тема "судьбы России" у них получило своё преобразование, при этом стоит отметить, что оно носило не всегда характер религиозного мировоззрения. Характерной особенностью взглядом философов-эмигрантов было непринятие советской власти и всей её деятельности.

Несмотря на то, что подавляющее большинство философов-эмигрантов не мирилось с взглядами советского руководства, в годы Второй мировой войны они заняли патриотическую позицию.

Интересен тот факт, что сосредоточение взглядов философов-эмигрантов положило начало для формирования систематического исследования истории русской философии. Этим усердно занимались Зеньковский, Лосский, Бердяев.

Советская философия в России

Жизнь и творческая деятельность философов, которые остались в России, сложилась по-разному. Некоторые из них попали под репрессии советской власти, в их числе Флоренский, Шпет, Лосев, Чижевский и др. Примерно начиная с 1920-х гг. философская мысль сдерживалась, и публиковать свои философские работы "немарксистского" содержания было практически невозможно. Это послужило почвой для работы учёных в других областях. Например, Флоренский организовал свою деятельность в области техники и искусствоведения, а Шпет занимался лингвистикой и филологией, Лосев во второй половине XX в. посвятил своё время работе в эстетике.

В 1930-х гг. ситуация в советской стране сложилась таким образом, что единственной разрешённой философией остался марксизм, который в России трансформировался в марксизм-ленинизм и марксизм-ленинизм-сталинизм. Властями она провозглашалась как истинно верная и научная философия.

Стоит отметить, что марксизм стал практически религией, при этом идеи коммунизма выглядели как атеистическое "царство Божие на земле", о котором люди мечтали испокон веков. Мнение о том, что Россия должна избрать собственный путь развития, получил новое объяснение: России – это государство, которому отведена роль прокладывать дорогу всему человечеству в лучшее будущее.

Призыв к "строительству светлого будущего" на научной или марксистской основе, которое базировалось на открытых законах развития общества, подталкивало к социальному оптимизму, тем самым становясь привлекательным для многих философов, которые поверили в данные идеи. Впоследствии они составили основу советских философов.

Важнейшим направлением работы русского философского мира в этот период было пересмотр всей истории философии через призму марксизма.

Масштабы данного пересмотра идей и взглядов были сопоставимы с пересмотром и переработкой античного наследия в христианской и мусульманской философии.

Даже подобные условия не стали преградой для многих талантливых людей, и они смогли достичь серьёзных успехов в области философского знания. Вернадский и Чижевский трудились в 1930-1960 гг. над развитием русского космизма.

Наиболее важной и серьёзной работой с мистическим характером, которая по большому счёту относилась к русскому космизму, стала "Роза мира" под авторством Д. Андреева. Он написал её, будучи в тюрьме, но смог впервые опубликовать лишь в 1991 г.

К работам, которые не носят марксистский характер, также относятся статьи и произведения, написанные М. Бахтиным. Он посвящал их проблемам философии культуры, языка и герменевтики.

В 1960 – 1980 гг. философская мысль получила некоторую свободу. Это произошло благодаря периоду хрущёвской оттепели. Это время отмечено появлением новых и развитием существующих философских идей М. Мамардашвили. Э. Ильенков представляет миру своё понимание гегелевской диалектики. Ю. Лотман на позиции главы Тартуско-Московской школы глубоко погружается в изучение семиотики и философии культуры.

Вместе с тем энергично разворачивается работа по исследованию общей теории систем, философской антропологии, логики и других наук. В общем, можно говорить о том, что философская деятельность бурлила в нишах, на которые наименьшим образом оказывалось идеологическое давление.

Не лишним будет упомянуть, что философия советского периода в России находила своё выражение в художественном творчестве наиболее известных поэтов и писателей, режиссёров кинематографа и театра, а также музыкальных композиторов и художников.

Третий период – постсоветский (1991 г. – по настоящее время)

Этот период охватывает почти три десятка лет, но сказать, что он сильно отличается от предыдущего пока нельзя из-за отсутствия ярких отличий. Если говорить об отличиях, то можно упомянуть следующие:

В данный период марксистская философия потеряла своё официально-лидирующие позиции. Теперь она не считается той философией, которая единственно верна и научна. Более того, регулярно подвергается критике.

Настоящее время породило интерес современных российских философов к философским идеалистическим учениям. Это особенно становится заметным из-за контраста, который сложился по сравнению с советским временем. Вызывают интерес мистический учения.

Интересен и тот факт, что в данный период ведётся переосмысление всего того философского наследия, которое было запрещено в советский период на основе идеологической проблемы. Сегодня переводятся и издаются тексты важнейших трудов западных и восточных философов. Феноменологии посвящаются научные конференции и монографии. Здесь же стоит упомянуть и экзистенциализм и психоаналитическую философию, которые также привлекают внимание современников.

Ещё одна заметная причина – интерес к постмодернизму и проявление его характерных особенностей посредством продвижения идей плюрализма философских учений.

В советское время (1917 – 1991) философия основывалась на принципах, которые были сформулированы Марксом и Энгельсом и получили свое развитие в трудах В.И.Ленина.

С 1930 года начинается новый этап в истории советской философии. Он связан с ужесточением политического и идеологического режима. Партийно-государственная идеология уже категорически не допускала никаких разногласий в рамках марксистско-ленинского учения. Она превратила Маркса, Энгельса и Ленина в непревзойденных гениев, чьи идеи ни при каких условиях не могут быть подвержены сомнению.

К началу 50-х годов философия окончательно превратилась в партийную идеологию и использовалась для обоснования закономерностей советского строя и раскрытия его исторических преимуществ и великих перспектив.

Несмотря на жесткие политические тиски, интеллектуальная жизнь в СССР не прекратилась. Работая в марксистской парадигме, советские философы активно обсуждали проблемы сознания, гносеологии, методологии науки, разрабатывали темы человека, ценностей и культуры. С конца 50-х годов они стали принимать активное участие в международных философских конгрессах и симпозиумах.

Значительный вклад в развитие советской философии внесли В.Ф.Асмус, М.М.Бахтин, Э.В.Ильенков, М.С.Каган, М.Б.Кедров, В.Ж.Келле, М.Я.Ковальзон, П.В.Копнин, А.Ф.Лосев, Ю.М.Лотман, М.К.Мамардашвили, Н.П.Мотрошилова, А.Г.Спиркин, В.С.Степин, И.Т.Фролов и многие другие.

Диалектико-материалистическая философия в СССР, несмотря на сложные политические и идеологические условия (начиная с 1917 г. и по н.в.), в основном сохранила своё методологическое значение, приобрела начало плодотворных идей из работ известных советских ученых: общественников и естественников, историков философии, этиков, эстетиков.

Советский период в развитии отечественной философии характеризуется тотальным господством идеологизированного марксизма – диалектического и исторического материализма. Зависимость от тоталитарной идеологии сказалась прежде всего на разработке проблем социальной философии. Однако в этот период успешно развивались проблемы гносеологии (в частности, по философии науки), эстетики и культурологи (особо следует отметить работы М.М. Бахтина и А.Ф. Лосева), истории философии.

Итак, русская философия советского периода, говоря словами профессора А.С. Колесникова, не только вплотную подошла к выработке новой "парадигмы" планетарного мировосприятия, мирооценки, мироразмерности человека и человекоразмерности мира, но и непосредственно связала свои поиски "с потребностями в новом типе рациональности"[14].

Читайте также: