Проект по проблеме психологической готовности дошкольников к обучению в школе

Обновлено: 07.07.2024

Исполнители:

  • Педагог-психолог;
  • Воспитатели подготовительной группы;
  • Учителя начальных классов;
  • Родители;
  • Дети.

Заказчик проекта:

База экспериментальной работы:

Сроки работы по проекту:

Июнь 2014 г. - июль 2015 г.

Обоснование актуальности проекта

  • Формировать у детей положительное отношение к обучению в школе;
  • Формировать познавательную активность и учебную мотивацию детей подготовительной группы;
  • Разработать программу коррекционно-развивающих занятий;
  • Организовать развивающие занятия с детьми, у которых низкий и ниже среднего уровня психологической готовности к школе по развитию внимания, аналитического мышления и речи, памяти, зрительного и слухового восприятия, тонких движений руки, что необходимо для успешного обучения в школе;
  • Разработать комплекс семинаров, собраний, рекомендаций для родителей и педагогов по формированию школьной готовности детей;
  • Привлечь родителей и педагогов к созданию предметно-развивающей среды и условий для разнообразной познавательной деятельности детей;
  • Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье, создать условия, обеспечивающие эмоциональное благополучие каждого ребенка.

Объект: дети старшего дошкольного возраста.
Предмет: психологическая готовность ребенка к школьному обучению.
Гипотеза исследования: состоит в том, что целенаправленная разнообразная работа педагога-психолога с родителями, учителями начальных классов и педагогами подготовительной группы приведет к положительной динамике показателей психологической готовности детей к школе, их к безболезненной адаптации и успешному обучению, к сформированности личностных качеств.
Методы исследования:

  • Теоретический анализ литературы по проблеме исследования;
  • Диагностика детей;
  • Анкетирование родителей;
  • Консультирование педагогов, учителей начальных классов и родителей;
  • Разработка, обобщение и внедрение передового опыта.

Доказательства необходимости разработки данной темы:
Развитие детей старшего дошкольного возраста - одно из приоритетных направлений образовательной системы Российской Федерации. А также является одним из главных направлений ДОУ. Главная цель дошкольного образования – подготовка детей к школьному обучению и обеспечение равных стартовых возможностей для всех детей на дошкольной ступени при переходе к обучению в начальную школу, которая формируется постепенно.
Старший дошкольный возраст является важным этапом интенсивного психического развития. Именно в этом возрасте происходят прогрессивные изменения во всех сферах, начиная от совершенствования психофизиологических функций и кончая возникновением сложных личностных новообразований. Развитие произвольных психических функций в старшем дошкольном возрасте осуществляется через зону ближайшего развития внутри ведущей игровой деятельности.
Ребенок, у которого в дошкольном детстве развиты все психические процессы: внимание, память, воображение, мышление, речь, моторика, физическое здоровье - успешен в школе.
Современные исследования показывают, что 30 – 40 % детей приходят в первый класс массовой школы неготовыми к обучению, то есть у них недостаточно сформированы следующие компоненты готовности: социальный, психологический, эмоционально–волевой. С целью определения психологической готовности детей к обучению в школе было проведено исследование в подготовительной группе.


Результаты диагностики психологической готовности детей 6-7 лет к обучению в школе в начале 2014-2015 учебного года

Планируемые результаты:

Психолого-педагогические основания

Основные новообразования личностного развития дошкольника

1. Важнейшим психологическим новообразованием, является соподчинение мотивов.


Результаты диагностики доминирующих мотивов учения в подготовительной группы в начале 2014-2015 учебного года

У – учебный мотив; С – социальный; И – игровой.
При обследовании доминирующих мотивов учения у детей подготовительной группы в начале года показало, что 9 детей из 22 по внутренним предпосылкам уже готовы к учебной деятельности. У них доминирует учебный и социальный мотив.

Для воспитанников с преобладающим социальным мотивом характерно ответственное отношение к учебе. Они принимают положение школьника, имеющего круг важных обязанностей, старательны, успешно усваивают материал. Но при недостаточном развитии мышления, памяти, мелкой моторики, даже при ответственном отношении у детей в дальнейшем могут возникнуть трудности с учебой. Если таким детям не помочь вовремя, впоследствии они станут слабоуспевающим.

У 13 детей из 22 доминирует игровой мотив над познавательным, так как они выбирают игровую ситуацию. Эти дети по внутренним предпосылкам не готовы к учебной деятельности. Доминирование игровых мотивов отрицательно сказывается на успешности усвоения учебного материала и формировании учебной деятельности. Если детей мотивировать только игрой, в последующем такие школьники делают на уроке не то, что задано, а то, что им хочется: не принимают школьных правил поведения, на уроке могут ходить по классу, комментировать действия учителя и одноклассников; не понимают обязательности выполнения учебных заданий, в том числе и домашних.

Мотивацию старших дошкольников к обучению можно повысить. Для этого необходимо проводить систематическую, целенаправленную, развивающую работу всем участникам проекта по развитию мотивационной сферы. Задача всех исполнителей проекта – сформировать интерес к учебе в предшкольный период.

В ходе реализации проекта выявлены психолого-педагогические проблемы:

  • На практике трудно выбрать из множества методик и программ (Гуткина Н.Н., Овчарова Р.В., Безруких М.И. и др.) ту, которая поможет комплексно определить готовность ребенка к обучению и помочь подготовиться к школе;
  • Наблюдается недостаточный уровень компетентности родителей по данной теме;
  • Нет преемственности в работе педагогов-психологов, так как не во всех образовательных учреждениях есть данные специалисты;
  • Следует повышать профессиональную компетентность педагогам;
  • Необходимо создавать условия преемственности детского сада и школы путем проведения различных совместных мероприятий.

IV. Обоснование этапов и способов реализации проекта
Этапы реализации проекта:
1 этап: июль - сентябрь 2014-2015 учебный год – подготовительный (констатирующий): включение участников проекта в информационно-аналитическую и мотивационно-целевую деятельность с целью обеспечения их готовности к освоению проблемы.
2 этап: октябрь-апрель 2014-2015 учебный год – практический (формирующий): включение участников проекта в практическую деятельность по реализации мер и мероприятий в рамках проекта
3 этап: май-июнь 2014 - 2015 учебный год – контрольно-оценочный: включение участников проекта в информационно-аналитическую, контрольно-диагностическую и регулятивно-коррекционную деятельность с целью выявления рассогласования между желаемым и реальным результатами освоения проблемы, установления причин этого, корректировки дальнейшей деятельности участников по данной проблеме.

Содержание проекта:

1 этап – подготовительный: сроки июль - сентябрь 2014 года

Цель: сбор психодиагностической информации, позволяющей оценить взаимодействие индивидуально-личностных особенностей конкретного ребёнка и характеристик образовательной среды, в которой он оказывается, с позиции системного подхода и на основе единых, научно обоснованных критериев, наметить пути оказания коррекционной помощи детям с низким и ниже среднего уровня психологической готовности к школе.

Задачи:

  • Определить уровень мотивационной готовности педагогов к деятельности по решению проблемы осуществления компетентностного подхода;
  • Выявить потребности участников проекта в изучении данной проблемы;
  • Изучить теоретические и методические основы управления качеством образования с позиций компетентного подхода;
  • Определить уровень психологической готовности детей к школе;
  • Разработать программу коррекционно-развивающих занятий для неготовых детей к школе (для детей с низким и ниже среднего уровня психологической готовности к школе);
  • Создать информационный банк по данной проблеме.

Ожидаемый результат – мотивационная, теоретическая, практическая готовность участников проекта к освоению проблемы.

Читайте также: