Проект по познавательной деятельности в доу старшая группа

Обновлено: 05.07.2024

Главная Познание

Одной из ключевой задачей современного дошкольного образования в рамках федерального образовательного стандарта является формирование исследовательских умений дошкольников. Целевая установка ФГОС ДО предусматривает создание комплексного, интегративного, системно – деятельного подхода к воспитанию и развитию детей дошкольного возраста.

В связи с этим одной из первостепенной задачей любого дошкольного образовательного учреждения становится подготовка детей дошкольного возраста к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска.

В ребенке с раннего детства зарождается исследовательская деятельность, желание проводить различные эксперименты с вещами или предметами, которые его окружают. При этом разграничивается восприятие, ребенок начинает разделять предметы по категориям: цвету, форме, размеру, назначению. У ребенка закладываются сенсорные эталоны, простые трудовые действия. В старшем дошкольном возрасте приобретенные навыки и умения в раннем возрасте переходят в исключительную деятельность познавательных мотивов. Ценность самостоятельной исследовательской деятельности устанавливается в том, что дошкольник познает окружающий мир проявляя собственную инициативу изучая и исследуя его.

Проектом раскрывается решение задач познавательного развития дошкольников посредством организованных в ДОУ ряда увлекательных мероприятий, которые направлены на изучение окружающего мира и расширение мировоззрения детей старшего дошкольного возраста через опытно – экспериментальную деятельность. Практическое использование проекта позволит сформировать у воспитанников ДОУ знания об окружающем мире через практические навыки.

Проект по включению воспитанников старшей группы в исследовательскую деятельность

Проблема проекта: одной из актуальных проблем воспитания и становления личности ребенка, который будет проявлять интерес к самостоятельному познанию окружающего его мира, является формирование познавательных интересов.

Совместно с игровой деятельностью в период дошкольного возраста немаловажное место должна занимать поисковая, познавательно – экспериментальная деятельность, которая предоставит ребенку возможность самому делать открытия, приобретать самостоятельно новые знания. Но при этом каждому ребенку необходимо создать тактичное взаимодействие, сотворчество со взрослым.

Актуальность:

Экспериментирование и познавательно – исследовательская деятельность дает возможность ребенку дошкольнику более успешнее и благополучнее познать мир живой и неживой природы. Проводя эксперименты, ребенок пытается найти и установить взаимообусловленные зависимости и связи, познание окружающего мира в игровой форме удается ему гораздо проще и эффективнее. Чем больше будет предоставлено ребенку разнообразного материала, тем интенсивнее будет развиваться детская поисковая деятельность, ребенок получит больше новой информации и тем самым быстрее и полноценнее пройдет его развитие.

Цель проекта: Формирование познавательно – исследовательских навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментальной деятельности.

Задачи:

  • формировать первоначальные представления об объектах окружающего мира;
  • учить добывать информацию о познаваемом объекте в процессе его исследования;
  • учить анализировать предметы путём сопоставления однородных признаков;
  • обогащать и активизировать словарь детей новыми терминами.
  • развивать познавательную активность и исследовательскую способность детей, используя метод экспериментирования;
  • развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру;
  • вовлечь родителей в жизнедеятельность группы в области познавательного развития;
  • установить доверительные и партнерские отношения с родителями;

Общая характеристика проекта:

Новизна проекта заключается в комплексном использовании элементов ранее известных и современных методик детского экспериментирования с использованием практического и диагностического материала для дошкольников.

Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.

Предполагаемые результаты:

  • У детей будут сформированы предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы.
  • Дети научатся определять разнообразные методы решения поставленных ряда задач самостоятельно
  • У детей сформируется умение подбирать несколько вариантов решения поставленных задач.
  • У детей пополнится словарный запас и активизируется речь специальной терминологией.
  • Разовьется желание самостоятельно делать выводы и выдвигать гипотезы.
  • Повысится педагогическая компетентность родителей, их заинтересованность в познавательном досуге своего ребенка.
  • Возрастет количество родителей, вовлеченных в воспитательно- образовательный процесс.

Материалы и оборудование:

Оборудованный уголок в группе по экспериментированию, наборы индивидуальные: трубочки-соломинки, воронки, лупы, пробирки, одноразовые стаканы, микроскоп, шапочки, маски, фартуки (по количеству детей), оборудование для занятий. Альбомы со схемами опытов, картотека опытов, проектор, экран, ноутбук, презентации Power Point.

Этапы реализации проекта:

Подготовительный этап:

создание технической базы для детского экспериментирования (оборудование, природные материалы);

определение целей и задач проекта.

Реализация проекта:

теоретическая часть: составление перспективного плана, разработка конспектов

практическая часть: познавательные занятия с элементами экспериментирования: рисование, лепка, аппликация, конструктивная деятельность;

связь с другими видами деятельности: игровая, продуктивная, познавательноисследовательская (опыты), коммуникативная (беседы, чтение художественной литературы), речевое развитие, рисование, лепка.

Заключительный этап:

диагностика (результативно-сравнительный анализ)

Практическая значимость:

Данный опыт работы может быть использован педагогами дошкольных общеобразовательных учреждений, педагогами дополнительного образования.

Формы работы:

  1. Изучение, подборка и анализ научной и методической литературы.
  2. Проведение педагогической диагностики на начало учебного года
  3. Разработка перспективного плана работы с детьми, родителями.
  4. Подбор опытов с описанием проведения.
  5. Организация предметно – развивающей среды.

Содержание деятельности:

образовательные ситуации, опыты, эксперименты, экспериментирование на прогулке, индивидуальная работа с детьми, самостоятельная экспериментальная деятельность, дидактические игры, подвижные игры, труд в природе и в уголке природы, чтение художественной литературы, беседы, просмотр презентаций, мультфильмов.

3. Работа с родителями:

Анкетирование, родительские собрания, консультации, информационные буклеты, беседы, домашние задания, мастер – класс, презентация проектов.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Информационно-познавательный проект

в старшей группе

http://1sp.detkin-club.ru/images/custom_3/kadr-2_professor-pochemushkin_5d9c46373faf8.jpg

2020-2021 уч. год

«Расскажи – и я забуду,

покажи – и я запомню,

(Китайская пословица)


Тип проекта: поисково-исследовательский, долгосрочный.

Принцип результативности:
- предусматривает получение положительного результата проводимой работы по теме независимо от уровня интеллектуального развития детей.


В статье описан опыт работы педагога детского сада по организации и проведению познавательно-исследовательского проекта. Акцент делается на экспериментальную и игровую деятельность.

Ключевые слова: метеорология, погода, исследования, эксперименты.

Воспитание маленького патриота начинается с самого близкого для него — родного дома, улицы, где он живёт, детского сада. Дети все реже общаются с природой, наблюдается процесс его отчуждения от природы, которая подчас становится чужой, неведомой и незнакомой для ребенка. А природа, как известно, один из основных источников формирования детских ощущений, восприятий, представлений.

Поэтому очень важно уже в дошкольном возрасте начать формировать данное чувство.

В работе с дошкольниками по экологическому воспитанию и обучению я использовала интегрированный подход, предполагающий взаимосвязь занятий, наблюдений в природе, исследовательской деятельности, подвижных и дидактических игр, изобразительной, деятельности, чтение художественной литературы, моделирования, экскурсий, а также организации самостоятельной деятельности.

Нельзя привить эмоциональное отношение к природе по книгам и рисункам. Ребенку нужно ощутить запах травы после дождя или прелой листвы осенью, услышать пение птиц.

Ребята захотели узнать:

— Для чего нужно знать состояние погоды?

— Как взрослые узнают прогноз погоды?

Пытаясь ответить на эти вопросы, мы предположили, что наблюдения за явлениями погоды можно сделать интересными, оборудовав на участке дошкольного учреждения метеорологическую станцию, это поможет детям познакомиться с метеорологическими приборами и способами их применения на практике. Тогда мы с детьми смогут наблюдать, проводить эксперименты, анализировать, обобщать, составлять прогноз погоды.

Цель: формирование у дошкольников элементарных представлений о погоде и ее значении в жизни человека.

Задачи:

– познакомить с профессией метеоролога; формировать представления о значении погоды в жизни человека, растительного и животного мира (народные приметы о погоде);

– познакомить детей с приборами — помощниками: термометром, барометром, флюгером, дождемером, компасом, гигрометром, ветряным рукавом, солнечными часами;

– стимулировать познавательную активность детей, создавая условия для исследовательской деятельности;

– развивать мыслительные операции, умение устанавливать причинно — следственные связи, делать выводы;

– воспитывать аккуратность в работе, испытывать радость от экспериментирования, открывая новое;

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители.

Ожидаемый результат:

  1. Дети должны получить элементарные представления о погоде и значении её в жизни человека
  2. Приобрести навыки использования приборов для наблюдения за погодой; иметь простейшие представления о температуре воздуха, о давлении, о направлении и силы ветра, о частях света; знать приметы, пословицы, поговорки о погоде.
  3. У детей должен появиться интерес к исследовательской деятельности.

Ребенку — дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирования с объектами и явлениями реальности. Познавая окружающий мир, он стремится не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, понюхать и постучать. Ребенок задумывается о таких физических явлениях как замерзание воды зимой, выпадение осадков, распространение звука в воздухе, в воде.

Данная тема оказалась очень интересной, и мы с удовольствием искали разнообразный материал.

В интернете мы нашли материал о первых прогнозах погоды, об основоположниках науки метеорология. Рисовали рисунки с различными видами погодных явлений. Так как у нас была запланирована экскурсия на метеостанцию, то мы из этих рисунков составили альбом и передали его в музей, который находится в офисном здании Приволжского Гидрометцентра.

Для того, чтобы познакомится с профессией метеоролога, мы с ребятами и их родителями побывали на экскурсии в Гидрометцентре, где и познакомились с ней, — узнали о приборах: осадкомере, различных видах термометров, флюгере, гелиографе, дозиметре.

После посещения метеостанции мы на участке оборудовали мини — метеостанцию. И дети погрузились в мир исследований и открытий. Мы сделали ветроуказатель и наблюдали за тем, как он работает, всё это мы отмечали в дневнике наблюдений.

Для наблюдения за погодой были использованы приборы — компас, термометр, и приборы, изготовленные самостоятельно — ветряной рукав, дождемер, ловец облаков.

Далее мы решили провести ряд увлекательных экспериментов, пытаясь открыть тайны природных явлений. Мы захотели почувствовать себя настоящими исследователями.

Экспериментальная деятельность (опыты):

Прикрепили на оконное стекло, а второй разместили в групповой комнате, на столе.

Вывод: температура на термометре, расположенном на окне выше, чем температура на термометре, лежащем на столе, потому что в комнате прохладней и на него не попадают прямые солнечные лучи.

Мы узнали, что если тереть ладошками бутылочку с водой, то температура в ней повысится и по трубочке, вставленной в неё, поднимется вода. Вывод: Воздух внутри при нагревании расширяется, давление воздуха в бутылке повышается и заставляет воду подниматься по трубочке.

Мы узнали, что тепло солнечных лучей заставляет воду испаряться, т. е. превращает в пар. Этот процесс называют испарением. Вода в стаканчике тоже испарялась, поэтому мы видели, что её уровень уменьшался. Водяной пар собирается в воздухе, и из него формируются облака. Вывод: Когда пар охлаждается, он превращается в капли воды, которые падают в виде дождя или снега. Этот эксперимент является ещё одним примером круговорота воды в природе.

Все знания детей мы закрепляли в играх:

Мы нашли много народных примет о погоде. Узнав историю возникновения метеорологии, как науки, познакомившись, проведя эксперименты и различные задания, посетив метеостанцию, мы пришли к выводу и узнали:

Что погода-это состояние природы, бывает тепло, холодно, дождливо, снежно вот таким было детское общение. Затем мы стали разбираться, что такое прогноз погоды? Дети определили его, как предсказание погоды. Мы (взрослые) помогли им детализировать это понятие.

– показание температуры воздуха;

– сила и направление ветра;

– состояние неба и солнца;

Продуктами нашего проекта стали:

  1. Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. — М.: ТЦ Сфера, 2004.
  2. Кузнецова Л. В. Взаимодействие детского сада и семьи в экологическом воспитании детей / Дошкольная педагогика. — 2009. № 6. — с.54–57
  3. С. Николаева. Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду; МОЗАИКА-СИНТЕЗ; Москва 2010

Основные термины (генерируются автоматически): прогноз погоды, ребенок, погода, вод, давление воздуха, жизнь человека, исследовательская деятельность, природа, термометр, уровень воды, эксперимент.

Ключевые слова

Похожие статьи

Показать значимость воздуха для жизни растений, животных, человека.

В дальнейшем, я планирую продолжить изучение таких жизненно-важных факторов природы как тепло, свет, вода, природные ископаемые.

Создание модели развивающей предметно-пространственной.

Экспериментирование как средство развития.

Экспериментирование как средство развития поисково-исследовательской деятельности у дошкольников.

Организация экологических наблюдений и экспериментов со.

 уровень готовности детей (необходимость запаса конкретных представлений, фактических знаний о тех явлениях и предметах природы, которым будет посвящен эксперимент

 установление связей между состоянием воды и температурой воздуха

Народный календарь — колыбель научного естествознания.

Эти данные обобщаются и составляется прогноз погоды сезона, который в результате.

Создание домашних барометров и оценка состояния людей при.

При изменении атмосферного давления будет изменяться уровень воды в трубке. Когда из трубки начнут выделяться пузырьки воздуха, это будет означать, что атмосферное давление высокое и погода будет ясной.

Наблюдение за свойствами воды | Статья в журнале.

Беседа о воде. Наблюдение за свойствами воды. Эксперименты с водой.

Дети обратите внимание на цвет воды. — Какого цвета? (она прозрачная).

Королева Л. А. Познавательно-исследовательская деятельность в детском саду.

Характеристика изменения климата в Самаре: случайность или.

У природы нет плохой погоды: всякая погода благодать…

Погоду можно описать давлением, температурой и влажностью воздуха, силой и направлением ветра, облачностью

1) Температуру воздуха я снимал с уличного термометра, закреплённого на окне в тени.

Экспериментально-исследовательская деятельность детей.

Ключевые слова: экспериментально-исследовательская деятельность, дошкольное

Определить направление движения воздуха детям может помочь флюгер, флажки, мыльные

В какую погоду бывает роса. Дети учатся находить связь между перепадами температуры.


1. Познакомить детей и родителей с темой и значимостью проекта, заинтересовать их.
2. Создать в группе необходимые условия для успешной реализации проекта.
3. Подготовить необходимые материалы и наглядные средства для проведения опытов.

3.3. Продуктивная деятельность.

Приложение 2.
Стихи и сказки о воде.
***
Гонит капля дождевая
Ручеёк за ручейком,
Те бегут не унывая
В реки быстрые. Потом…
А потом и синь морская!
А за нею – океан!
Воду зря не выпуская,
Закрывай покрепче кран!
Тамара Маршалова
***
Познакомьтесь, мой дружок -
Маленький и быстрый
Синеглазый ручеек
Чубчик серебристый.
Он бежит издалека,
По камням и сучьям.
Я завидую слегка:
Ах, какой везучий!
Он увидит океан,
Корабли и чаек.
Каждый мальчик-капитан
О таком мечтает.
Поспешает ручеек
По траве и шишкам
А на спинке он везет
Лодочку мальчишки.
Татьяна Жиброва
***
Что такое вода? Это струйка из крана,
Это волны и шторм на морях-океанах.
В запотевшей бутылке напиток в руке,
И в ключе, и в колодце, и в ручейке.
Да, бывает вода в состоянии разном.
В жидком, твердом она. Даже в газообразном.
Мы не видим ее или не замечаем.
Но, когда ее нет, тяжело ощущаем.
Олегова С.
***
Вода в морях и океанах,
В озерах, реках и прудах.
Она в посёлках и деревнях,
В больших и малых городах.
Вода – бесценный дар природы
Все наслаждаются тобой.
Цените воду, это важно,
С водой мы связаны судьбой.
Ирис Ревю
***
Ручеек
Ручеек-журчалочка,
Буль-буль!
Завертелась палочка ?
Тирль-тюрль!
Козочка копытцами
Брык-брык!
Хорошо напиться бы!
Прыг-прыг!
Окунула мордочку ?
Хлюп-хлюп!
А пастух на жердочку
Туп-туп!
У него есть дудочка,
Ой-ой!
Дудочка-погудочка,
Стой-стой!
И запела дудочка ?
Пой-пой!
Дудочка-погудочка!
Ой-ой!
Все вороны каркают
Кра-кра!
А лягушки квакают ?
Ква-ква!
Ручеек-журчалочка ?
Буль-буль!
Где же теперь палочка?
Триль-трюль!
Лев Квитко (Перевод Е. Благининой)

Читайте также: