Проект по нейропсихологии в доу

Обновлено: 05.07.2024

Презентация на тему: " НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ ДЕТЯМ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ДОУ Авторы презентации: Климантова В.П., Туробова О.В. НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ." — Транскрипт:

1 НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ ДЕТЯМ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ДОУ Авторы презентации: Климантова В.П., Туробова О.В. НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ ДЕТЯМ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ДОУ Авторы презентации: Климантова В.П., Туробова О.В.

2 Дети с ОВЗ Трудности усвоения программы ДОУ Трудности усвоения программы ДОУ Трудности в установлении контактов со сверстниками или взрослыми Трудности в установлении контактов со сверстниками или взрослыми Нарушения в детско- Нарушения в детско- родительских отношениях Нарушения в личностной и Нарушения в личностной и в эмоциональной сфере

3 Источники обращений Запрос родителей Запрос родителей Запрос воспитателей Запрос воспитателей Запрос логопеда Запрос логопеда Заключение ПМПК Заключение ПМПК

5 Упражнения для развития Высших психических функций: памяти, внимания, мышления, речи не эффективны

7 Формы организации нейрокоррекционнной помощи в ДОУ Индивидуальные Индивидуальные занятия с ребенком Индивидуальные занятия с ребенком Индивидуальные занятия с ребенком и родителем Индивидуальные занятия с ребенком и родителем Групповые Детско-родительские группы Детско-родительские группы Детские группы развития Детские группы развития

8 Необходимые средства и оборудование Кабинет

10 Оценка результатов нейрокоррекционной помощи Итоговая диагностика Итоговая диагностика Отношение ребенка к занятиям Отношение ребенка к занятиям Поведение в группе Поведение в группе Отзывы родителей Отзывы родителей Динамика на занятиях логопеда Динамика на занятиях логопеда Отзывы воспитателей Отзывы воспитателей

11 Результаты нейрокоррекционной помощи Удержание ребенком программы Удержание ребенком программы Знание ребенка о собственном теле Знание ребенка о собственном теле Динамика в развитии Динамика в развитии Развитие произволь- Развитие произволь-ности Развитие ВПФ Развитие ВПФ

12 Условия эффективности Комплексный поход Медикаментозное лечение Медикаментозное лечение Отношение в семье Отношение в семье Логопедическая помощь Логопедическая помощь Понимание воспитателей Понимание воспитателей Нейрокоррекционная помощь Нейрокоррекционная помощь

13 Условия эффективности Психолог Курсы по нейропсихологической диагностике и коррекции Курсы по нейропсихологической диагностике и коррекции Конструктивное взаимодействие с родителями и коллегами (Пмпк) Конструктивное взаимодействие с родителями и коллегами (Пмпк) На занятии – система поощрений и наказаний, рефлексия На занятии – система поощрений и наказаний, рефлексия

14 Условия эффективности Родители Принятие проблем ребенка Принятие проблем ребенка Конструктивное общение с ребенком Конструктивное общение с ребенком Регулярное посещение занятий и Регулярное посещение занятий и выполнение домашних заданий Дополнительные занятия Дополнительные занятия в секциях по рекомендации специалистов

15 А теперь подробнее…

16 Авторы Ахутина Татьяна Васильевна - Нейропсихолог, Ахутина Татьяна Васильевна - Нейропсихолог, доктор психологических наук Микадзе Юрий Владимирович - профессор, Микадзе Юрий Владимирович - профессор, доктор психологических наук. доктор психологических наук. Глозман Жанна Марковна - доктор психологических наук,профессор, ведущий научный сотрудник Глозман Жанна Марковна - доктор психологических наук,профессор, ведущий научный сотрудник лаборатории нейропсихологи факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова Бизюк Александр Павлович - доцент кафедры Бизюк Александр Павлович - доцент кафедры специальной психологии Института специальной специальной психологии Института специальной Педагогики и психологии, кандидат психологических наук.

17 Хомская Евгения Давыдовна Хомская Евгения Давыдовна заслуженный профессор МГУ заслуженный профессор МГУ Цветкова Любовь Семеновна Цветкова Любовь Семеновна Доктор психологических наук Доктор психологических наук Профессор кафедры нейро- и патопсихологии Профессор кафедры нейро- и патопсихологии факультета психологии факультета психологии Сиротюк Алла Леонидовна - доктор психологических наук, Сиротюк Алла Леонидовна - доктор психологических наук, заведующая кафедрой психологии, заведующая кафедрой психологии, профессор Тверского государственного университета. профессор Тверского государственного университета. Семенович Анна Владимировна - кандидат Семенович Анна Владимировна - кандидат психологических наук, психологических наук, доцент, профессор кафедры доцент, профессор кафедры клинической психологии и психотерапии. клинической психологии и психотерапии.

18 Нейропсихологическая работа строится на автоматизации и ритмизации организма ребенка через базовые УРОВНИ 1 уровень – стабилизации и активации энергетического потенциала организма 1 уровень – стабилизации и активации энергетического потенциала организма Упражнения направлены на элиминацию дефекта и активацию подкоркового дефекта. 2 уровень – операционального обеспечения вербальных и невербальных процессов. 2 уровень – операционального обеспечения вербальных и невербальных процессов. Упражнения направлены на стабилизацию межполушарного взаимодействия, специализацию левого и правого полушария (развитие когнитивной сферы). 3 уровень произвольной саморегуляции и смыслообразующей функции психических процессов 3 уровень произвольной саморегуляции и смыслообразующей функции психических процессов Упражнения направлены на формирование оптимального функционального статуса передних и префронтальных отделов мозга.

19 Программа состоит из 25 занятий. Программа состоит из 25 занятий. Периодичность: 2 занятия в неделю, цикл рассчитан на 3 месяца. Периодичность: 2 занятия в неделю, цикл рассчитан на 3 месяца. Время проведения минут. Время проведения минут. Оптимальное число участников группы 46 человек. Оптимальное число участников группы 46 человек. Оптимальный возраст 57 лет. Оптимальный возраст 57 лет. Занятия могут проходить в индивидуальной и групповой формах. Занятия могут проходить в индивидуальной и групповой формах.

20 СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ Ритуал приветствия. Маркировка пространства; Разминка для рук и стоп Ритуал приветствия. Маркировка пространства; Разминка для рук и стоп Основная часть: схема двигательного развития ребенка методом замещающего онтогенеза с поэтапным включением всех трех уровней развития. Основная часть: схема двигательного развития ребенка методом замещающего онтогенеза с поэтапным включением всех трех уровней развития. Дыхательные упражнения; Дыхательные упражнения; Растяжки; Растяжки; Глазодвигательные упражнения; Релаксация (пальминг); Глазодвигательные упражнения; Релаксация (пальминг); Ползание; Ползание; Завершающая часть: Игры и упражнения на развитие произвольности или коммуникативной или когнитивной сфер, релаксационные упражнения. Завершающая часть: Игры и упражнения на развитие произвольности или коммуникативной или когнитивной сфер, релаксационные упражнения. Ритуал Прощание Ритуал Прощание

21 Ритуал приветствия Маркировка пространства Цель: Подготовить организм ребенка – его центральную нервную систему, различные функции – к работе, создать психологический и эмоциональный настрой, сосредоточить внимание. Цель: Подготовить организм ребенка – его центральную нервную систему, различные функции – к работе, создать психологический и эмоциональный настрой, сосредоточить внимание. Разминка для рук и стоп

28 Глазодвигательные упражнения. Пальминг

32 Ритуал прощания Цель: создает условия для постепенного снижения нагрузки и обеспечивает постепенный переход от возбужденного к относительно спокойному состоянию детей. Цель: создает условия для постепенного снижения нагрузки и обеспечивает постепенный переход от возбужденного к относительно спокойному состоянию детей. Это может быть: позитивное подкрепление, позитивное подкрепление, слова благодарности за встречу, слова благодарности за встречу, рефлексия, рефлексия, арттерапия, арттерапия, домашнее задание домашнее задание

ПРОЕКТ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ НЕЙРОГИМНАСТИКИ И КИНЕЗИОУПРАЖНЕНИЙ В КОРРЕКЦИОННО-ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ИМЕЮЩИМИ ТЯЖЕЛЫЕ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ Умная

В последние годы значительно увеличилось количество детей логопатов. Поэтому перед педагогами остро встают вопросы раннего распознавания, квалифицированной диагностики и выбора адекватных методов коррекционного воздействия в работе с детьми, имеющими нарушения речи.

В системе дошкольного образования наблюдаются значительные преобразования, вызванные изменением научной, материальной, методической базы обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Одним из важных условий обновления является использование инновационных технологий. Это позволяет, с одной стороны повысить эффективность коррекционно-образовательного процесса, с другой - в большей степени применить индивидуальный подход в процессе обучения.

В последнее время особое внимание в логопедической практике уделяется такому направлению, как нейропсихология. Нейропсихологические методы обследования успешно применяются как для диагностики, так и для коррекции высших психических функций у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, включая детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи).

Теоретическая основа метода нейропсихологического изучения была разработана А. Р. Лурия и его сотрудниками (Л. С. Цветковой, Е. Н. Винарской, Е. Д. Хомской, Т. В. Ахутиной) [1], [5]. Теоретический анализ исследований различных ученых (У. В. Ульянкова, В. И. Лубовский, И. А. Коробейникова и др.) позволяет отметить специфические особенности психического развития детей дошкольного возраста с ТНР (ОНР).

Нейрогимнастика — это название двигательной нейропсихологической коррекции (или сенсомоторной коррекции). Это немедикаментозный вид помощи детям, имеющим различные неврологические заболевания и синдромы, такие как: ЗПР, СДВГ, РАС, алалия, дизартрия и другие.

Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение. По исследованиям физиологов правое полушарие головного мозга – гуманитарное, образное, творческое – отвечает за тело, координацию движений, пространственное зрительное и кинестетическое восприятие. Левое полушарие головного мозга – математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое – отвечает за восприятие слуховой информации, постановку целей и построений программ.

Метод образовательной кинезиологии (гимнастика мозга, нейрогимнастики) применяется не только для коррекции развития детей с ОВЗ, но и для развития высших психических функций у нормально развивающихся детей, вплоть до одаренности. С помощью специально подобранных упражнений организм координирует работу правого и левого полушарий и развивает взаимодействие тела и интеллекта.

Каждое из упражнений нейрогимнастики способствует возбуждению определенного участка мозга и включает механизм объединения мысли и движения, также способствуют развитию координации движений и психофизических функций. Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения. Сила, равновесие, подвижность, пластичность нервных процессов осуществляется на более высоком уровне. Совершенствуется регулирующая и координирующая роль нервной системы. Гимнастика мозга позволяет выявить скрытые способности человека и расширить границы возможности деятельности его мозга. Нейрогимнастика — это универсальная система упражнений, она эффективна и для детей, и для взрослых в любом возрасте.

Нейрогимнастика и кинезиологические игры и упражнения синхронизируют работу полушарий, способствуют улучшению запоминания, улучшению восприятия речи собеседника (родителей, педагога и других детей), вызывают стойкий интерес у ребенка, активно концентрируют его внимание, позволяют быстро переключиться с одной деятельности на другую, что способствует быстрому включению ребенка в занятие. Кинезиологические игры и задания оказывают благотворное влияния на развитие психических процессов: памяти, внимания, мышления, процессов восприятия, пространственных представлений и процессов саморегуляции. Во время регулярных занятий происходит стабилизация эмоционального фона, раскрытие внутреннего потенциала ребёнка, повышение уровня самооценки.

Разработка и внедрение проекта продиктованы обозначенной проблемой, которая своевременна и актуальна и для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

  • Поможем развить концентрацию и внимание с раннего возраста
  • Повысим гибкость и раскованность в общении

Описание презентации по отдельным слайдам:

Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью
Дети с задержкой психического развития
Дети с тяжёлыми
нарушениями речи
Дети с нарушением эмоционально-волевой сферы
АКТУАЛЬНОСТЬ

Познакомить участников семинара-практикума с использованием нейропсихологических технологий, способствующих умственному и физическому развитию дошкольников.
Задачи:
Цель: Повышение уровня знаний педагогов по использованию нейропсихологических технологий в условиях дошкольного образовательного учреждения
Расширить представления о возможностях ведения психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья.
Повысить мотивацию к овладению нетрадиционными методиками, их широкому применению в работе с детьми дошкольного возраста.

Развитие концентрации и внимания, координации, умения чувствовать своё тело;
(наука, изучающая взаимосвязь психических процессов человека
с состоянием его музыка)
НЕЙРОПСИХОЛОГИЯ
Развитие памяти, мелкой и общей моторики, умения ориентироваться в пространстве;
Развитие гармоничного взаимодействия полушарий, эмоциональной устойчивости;
Активизация речи;
Нейропсихологические игры и упражнения направлены:

ВИДЫ НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ
Дыхательные
упражнения
Игры-растяжки
Кинезиологические упражнения
Глазодвигательные
упражнения
Упражнения для артикуляционного аппарата
Упражнения для развития мелкой моторики рук
Релаксационные упражнения
Упражнения для развития коммуникативной и когнитивной сферы

ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА
Материал:
Для игры необходимы 4 пластиковые бутылки. В пластиковых бутылках проделывают дырочки.
Внутрь насыпаются конфетти, мелко нарезанный пенопласт, вырезанные из цветной бумаги листья, бабочки и цветы. В пробке проделывают отверстие и вставляют дыхательные трубочки.

развитие межполушарных связей, памяти, внимания;
развитие мелкой моторики;
повышение умственной работоспособности;
оптимизация психоэмоционального состояния.
(игры на развитие межполушарного взаимодействия)
КИНЕЗИОЛОГИЯ

КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКАЯ СКАЗКА
Стимулируют действие речевых зон коры головного мозга, что положительно сказывается на исправление речи детей
(всестороннее, последовательное развитие речи
и связанных с ней психических процессов)
Совершенствуют психические процессы: внимание и память, которые тесно связаны
с речью
Повышают интерес детей к русским народным сказкам, к малому фольклорному жанру

Шарик в руки мы возьмём,
Покатаем и сожмём.

Вверх подбросим и поймаем
И иголки посчитаем.

Пустим ёжика на стол
И ладошкою прижмём.

Автор: Ишмуратова Татьяна Валерьевна

Населенный пункт: г. Ханты-Мансийск

В педагогическом проекте описано применение методов нейропсихологической коррекции в работе с детьми 5-6 лет, имеющими тяжелые нарушения речи. Раскрыто доминирующее направление коррекционно-развивающей работы со старшими дошкольниками с ТНР: использование методов кинезиологии и биоэнергопластики, как одно из составляющих процесса реализации здоровьесберегающих технологий в образовательном учреждении и государственной системе образования в целом. Описана коррекционно-развивающая и формирующая работа, основанная на двигательных (кинезиологических) методах, подобраны упражнения для языка и мышц челюсти при совместных движениях руки и артикуляционного аппарата (биоэнергопластика). Представлен примерный план работы с детьми, разработан план-график проекта на учебный год. Определены критерии сформированности речи и высших психических функций.

Читайте также: