Представителем какой школы был бетховен

Обновлено: 02.07.2024

Происхождение
Людвиг ван Бетховен родился в декабре 1770 г. в Бонне в семье потомственных музыкантов. Его дед руководил придворной хоровой капеллой, а отец был певцом в этом коллективе, а также преподавателем музыки. Людвиг ван Бетховен был старшим из трех сыновей. Он очень рано проявил музыкальные способности, и отец начал давать ему уроки игры на фортепьяно, стремясь сделать из него "второго Моцарта", который начал сочинять музыку в пять лет. Бетховен впервые выступил на публике в семилетнем возрасте в Кёльне. В 1780 г. его преподавателем стал композитор, органист и дирижер Кристиан Нефе, который определил в нем композиторский талант.
Начало творческой деятельности
Когда Бетховену было 12 лет, вышло в свет его первое сочинение - вариации на тему марша Дресслера. В 13 лет он стал помощником органиста в придворной капелле, а в 14 - из-за тяжелого материального положения семьи был вынужден бросить школу и был назначен концертмейстером в Национальном театре Бонна.
В 1787 г. Бетховен отправился в Вену, чтобы взять несколько уроков у Моцарта. По распространенной версии, великий австрийский композитор сказал об ученике: "Он всех заставит говорить о себе!".
В 1792 г. Бетховен переехал в Вену, учился у Антонио Сальери и Йозефа Гайдна, который отмечал его виртуозную игру на фортепьяно, однако неодобрительно высказывался о "мрачной" манере исполнения.
Творчество
В Вене Бетховен приобрел известность как пианист-виртуоз, композитор и дирижер. При этом он не располагал внушительными финансовыми средствами, так как не имел официальной должности при венских театрах и, соответственно, жалования. Ради заработка он часто писал музыку на заказ и давал уроки игры на фортепьяно.
В течение первых 10 лет пребывания в Вене он написал три концерта, произведения для скрипки и виолончели, сонаты для фортепиано, в том числе такие известные, как "Патетическая" и "Лунная", посвященная его ученице, в которую он был влюблен. Название сонате уже после смерти автора дал критик Людвиг Рельштаб, сравнив ее с лунным светом над Фирвальдштетским (Люцернским) озером, одним из самых живописных в Швейцарии.
В 1796 г. у композитора начали проявляться признаки глухоты, однако он не переставал сочинять музыку. 1802-1812 гг. считаются расцветом его творчества. В числе знаменитых произведений этого периода соната "К Элизе", входящая сегодня в программу музыкальных школ всего мира, симфонии "Пасторальная", "Героическая" (была написана в честь Наполеона, однако, разочаровавшись в его дальнейшей политике, Бетховен исключил его имя из партитуры) и "Аппассионата", ставшая любимым произведением Ленина.
В 1824 г. Бетховен, уже совсем потеряв слух, создал Девятую симфонию, считающуюся не только лучшим его произведением, но и одним из величайших творений в истории музыки. Бетховен выступил новатором, впервые соединив певческий голос и инструментальную музыку (четвертая часть симфонии, "Ода к радости" на слова Фридриха Шиллера; в н. в. используется как гимн Евросоюза). Первое исполнение симфонии было встречено овациями, продолжительность которых можно было сравнить лишь с приветствиями в отношении царствующих особ.
Всего Бетховен сочинил девять симфоний, свыше 50 сонат, 16 струнных квартетов, увертюры, оперу "Фиделио", воспевающую борьбу за справедливость и свободу, музыку к песням на стихи разных поэтов, включая Гёте, и др. Кроме того, в его наследие входят народных песен (в т. ч. русских). Большую часть произведений он создавал специально для фортепьяно, которое в то время еще не пользовалось широкой популярностью, способствуя таким образом росту интереса к этому инструменту. Многие из них любимы не только взрослой аудиторией, но и детьми. Наряду с Моцартом и Гайдном Бетховен считается самым ярким представителем Венской классической школы ("Венский классицизм"), музыкального направления второй половины XVIII — первой четверти XIX вв. Также он заложил основы для развития музыки эпохи романтизма (продлилась до начала XX в.). Творчество Бетховена еще при его жизни было признано критиками и зрителями, он был знаменит далеко за пределами Германии и Австрии. Сегодня он остается самым исполняемым классическим композитором в мире.
Личные сведения
Людвиг ван Бетховен обладал тяжелым характером. Он был независимым, самолюбивым и замкнутым, многим казался угрюмым и грубым. У него часто бывали вспышки гнева по отношению к посторонним людям, которые, по его мнению, вели себя недостойно. Эти черты усугублялись с развитием глухоты. Однако с близкими и родными он был приветлив и доброжелателен. Известно, что он поддерживал материально не только своих братьев (после смерти одного из них заботился и о племяннике), но и нуждавшихся друзей.
С 1800-х гг. Бетховен начал пользоваться так называемыми разговорными тетрадями, в которые собеседники записывали вопросы к композитору. Он отвечал вслух или тоже письменно. Также он нередко заносил в эти тетради свои мысли о музыке и обществе.
Бетховен был критически настроен по отношению к властям, неоднократно резко высказывался в том числе против императора и законов, которые, как он считал, нарушали права человека. По его словам, "нет ничего более ничтожного, чем наши так называемые великие".
Увлечением композитора было чтение, а любимыми авторами - Шекспир, Гёте и Шиллер.
Бетховен никогда не был женат, но, по воспоминаниям друзей, постоянно находился в "состоянии влюбленности". Наиболее сильные чувства он испытывал к своим ученицам итальянкам Джульетте Гвиччарди и Терезе Мальфатти.
Кончина, память
Людвиг ван Бетховен умер 26 марта 1827 г. в Вене на 57-м году жизни от болезни печени. В похоронной процессии приняли участие более 20 тыс. человек. Композитор был похоронен на кладбище в венском районе Веринг, а в 1888 г. его прах был перенесен на Центральное кладбище города.
В 1845 г. в Бонне был открыт первый памятник Бетховену, созданный на пожертвования, большую часть из которых внес композитор Ференц Лист. В 1880 г. монумент был воздвигнут в Вене. Сегодня насчитывается свыше 100 памятников композитору в разных странах, включая Индию, Россию, США и Японию.


Бетховен — ключевая фигура западной классической музыки в период между классицизмом и романтизмом, один из наиболее уважаемых и исполняемых композиторов в мире. Он писал во всех существовавших в его время жанрах, включая оперу, балет, музыку к драматическим спектаклям, хоровые сочинения. Самым значительным в его наследии считаются инструментальные произведения: фортепианные, скрипичные и виолончельные сонаты, концерты для фортепиано, для скрипки, квартеты, увертюры, симфонии.

Содержание

Биография



После смерти деда материальное положение семьи ухудшилось. Людвигу пришлось рано бросить школу, но он выучил латынь, изучал итальянский и французский, много читал. Уже став взрослым, композитор в одном из писем признался [2] :

Не существует сочинения, которое было бы для меня чересчур учёно; не претендуя ни в малейшей степени на учёность в собственном смысле слова, я всё же с детства стремился понять сущность лучших и мудрейших людей каждой эпохи.

Среди любимых писателей Бетховена — древнегреческие авторы Гомер и Плутарх, английский драматург Шекспир, немецкие поэты Гёте и Шиллер.

В 1787 году Бетховен посетил Вену. Прослушав импровизацию Бетховена, Моцарт воскликнул [3] :

Он всех заставит говорить о себе!

Но занятия так и не состоялись: Бетховен узнал о болезни матери и вернулся в Бонн. Она умерла 17 июля 1787 года. [4] Семнадцатилетний юноша был вынужден стать главой семьи и взять на себя заботу о младших братьях. Он поступил в оркестр в качестве альтиста. Здесь ставятся итальянские, французские и немецкие оперы. Особенно сильное впечатление на юношу произвели оперы Глюка и Моцарта.

Проездом из Англии в Бонне остановился Гайдн. Он с одобрением отзывался о композиторских опытах Бетховена. Юноша решает ехать в Вену, чтобы брать уроки у прославленного композитора, так как вернувшись из Англии Гайдн становится ещё известнее. Осенью 1792 года Бетховен покидает Бонн.

Первые 10 лет в Вене

Приехав в Вену, Бетховен начал занятия с Гайдном, но они быстро разочаровали и ученика, и учителя. Бетховен думал, что Гайдн был недостаточно внимателен к его стараниям; Гайдна пугали не только смелые по тем временам взгляды Людвига, но и довольно мрачные мелодии, что в те годы было малораспространённым. Однажды Гайдн написал Бетховену [3] :

Ваши вещи прекрасные, это даже чудесные вещи, но то тут, то там в них встречается нечто странное, мрачное, так как Вы сами немного угрюмы и странны; а стиль музыканта — это всегда он сам.

Вскоре Гайдн уехал в Англию и передал своего ученика известному педагогу и теоретику Альбрехтсбергеру. Умению свободно писать для голоса Бетховен учился у Сальери.

Уже в первые годы жизни в Вене Бетховен завоевал славу пианиста-виртуоза. [5] Его игра поразила слушателей.



Бетховен смело противопоставлял крайние регистры (а в то время играли в основном в среднем), широко использовал педаль (к ней тогда тоже обращались редко), употреблял массивные аккордовые созвучия. По сути, именно он создал фортепианный стиль далёкий от изысканно-кружевной манеры клавесинистов.

Бетховен также сильно выделялся своим внешним видом среди дам и кавалеров того времени. Почти всегда его находили небрежно одетым и непричёсанным.

Однако, несмотря на столь суровый характер, друзья Бетховена считали его довольно добрым человеком. Так, например, композитор никогда не отказывал близким друзьям в помощи. Одна из его цитат [3] :

Ни один из моих друзей не должен нуждаться, пока у меня есть на кусок хлеба, если кошелёк мой пуст я не в силах помочь тотчас же, ну что ж, мне стоит только сесть за стол и взяться за работу, и довольно скоро я помогу ему выбраться из беды.



В 1796 году Бетховен начинает терять слух. У него развивается тинит — воспаление внутреннего уха, приводящее к звону в ушах. По совету врачей он надолго уединяется в маленьком городке Хайлигенштадте. Однако покой и тишина не улучшают его самочувствия. Бетховен начинает понимать, что глухота неизлечима. В эти трагические дни он пишет письмо, которое впоследствии будет названо гейлигенштадтским завещанием. Композитор рассказывает о своих переживаниях, признаётся, что был близок к самоубийству [3] :

Мне казалось немыслимым покинуть свет, раньше, чем я исполню всё, к чему я чувствовал себя призванным.

В Гейлигенштадте композитор приступает к работе над новой Третьей симфонией, которую назовёт Героической.

Поздние годы: 1802—1812





Последние годы

Девятая симфония была исполнена в 1824 году. Публика устроила композитору овацию. Известно, что Бетховен стоял спиной к залу и ничего не слышал, тогда одна из певиц взяла его за руку и повернула лицом к слушателям. Люди махали платками, шляпами, руками, приветствуя композитора. Овация длилась так долго, что присутствовавшие тут же полицейские чиновники потребовали её прекращения. Подобные приветствия допускались только по отношению к особе императора. [3]





Бетховен умер 26 марта 1827 года. Свыше двадцати тысяч человек шло за его гробом. На могиле прозвучала речь, написанная поэтом Грильпарцером [3] :

Он был художник, но также и человек, человек в высшем смысле этого слова… О нём можно сказать, как ни о ком другом: он совершил великое, в нём не было ничего дурного.

Ученики Бетховена

Ученицей Бетховена была и Доротея Эртман, одна из лучших пианисток Германии. Один из современников так отзывался о ней [3] :

Высокая, статная фигура и прекрасное, полное одушевления лицо, вызвали во мне… напряжённое ожидание, и все-таки я был потрясён, как никогда, её исполнением бетховенской сонаты. Я ещё никогда не встречал соединения такой силы с проникновенной нежностью — даже у величайших виртуозов.

Эртман славилась исполнением бетховенских произведений. Композитор посвятил ей Сонату № 28. Узнав, что у Доротеи умер ребёнок, Бетховен долго играл ей.



В конце 1801 года в Вену приехал Фердинанд Рис. Фердинанд был сыном боннского капельмейстера, друга семьи Бетховенов. Композитор принял юношу. Как и другие ученики Бетховена, Рис уже владел инструментом и к тому же сочинял. Однажды Бетховен сыграл ему только что законченное адажио. Музыка так понравилась юноше, что он запомнил её наизусть. Зайдя к князю Лихновскому, Рис сыграл пьесу. Князь выучил начало и, придя к композитору, сказал, что хочет сыграть ему своё сочинение. Бетховен, мало церемонившийся с князьями, категорически отказался слушать. Но Лихновский все-таки заиграл. Бетховен сразу догадался о проделке Риса и страшно рассердился. Он запретил ученику слушать свои новые сочинения и действительно никогда больше ему ничего не играл. [3] Однажды Рис сыграл свой марш, выдав его за бетховенский. Слушатели пришли в восторг. Оказавшийся тут же композитор не стал разоблачать ученика. Он лишь сказал ему [3] :

Видите, милый Рис, каковы эти большие знатоки. Дай им только имя их любимца, и больше им ничего не нужно!

В одно время с Рисом у Бетховена начал заниматься и Карл Черни. Карл был, пожалуй, единственным ребёнком среди бетховенских учеников. Ему исполнилось только девять лет, но он уже выступал с концертами. Его первым учителем был отец, известный чешский педагог Венцель Черни. Когда Карл впервые попал в квартиру Бетховена, где, как всегда, царил беспорядок, и увидел человека с тёмным небритым лицом, в жилете из грубой шерстяной ткани, то принял его за Робинзона Крузо.



Черни рано начал педагогическую деятельность и вскоре стал одним из лучших педагогов Вены. Среди его учеников был Теодор Лешетицкий, которого можно назвать одним из основателей русской фортепианной школы. С 1858 года Лешетицкий жил в Петербурге, а с 1862 по 1878 год преподавал в только что открытой консерватории. Здесь у него учились А. Н. Есипова, впоследствии профессор той же консерватории, В. И. Сафонов, профессор и директор Московской консерватории, С. М. Майкапар.

В 1822 году к Черни пришли отец с мальчиком, приехавшие из венгерского местечка Доборьян. Мальчик не имел понятия ни о правильной посадке, ни об аппликатуре, но опытный педагог сразу понял, что перед ним необыкновенный, одарённый, может быть, гениальный ребёнок. Звали мальчика Ференц Лист. Лист прозанимался у Черни полтора года. Успехи его были столь велики, что учитель разрешил ему выступать перед публикой. На концерте присутствовал Бетховен. Он угадал одарённость мальчика и поцеловал его. Лист всю жизнь хранил память об этом поцелуе.

Ни Рис, ни Черни, а Лист унаследовал бетховенскую манеру игры. Подобно Бетховену, Лист трактует рояль как оркестр. Во время гастролей по Европе он пропагандировал творчество Бетховена, исполняя не только его фортепианные произведения, но и симфонии, которые он адаптировал для рояля. В те времена музыка Бетховена, особенно симфоническая, была ещё неизвестна широкой аудитории. В 1839 году Лист приехал в Бонн. Здесь уже несколько лет собирались поставить памятник композитору, но дело продвигалось медленно.



Какой позор для всех! — писал возмущённый Лист Берлиозу. — Какая боль для нас! … Недопустимо, чтобы на эту еле сколоченную скаредную милостыню был построен памятник нашему Бетховену. Этого не должно быть! Этого не будет!

Лист восполнил недостающую сумму выручкой от своих концертов. Только благодаря усилиям памятник композитору был поставлен. [3]

Причины смерти



29 августа 2007 года венский патолог и эксперт судебной медицины Кристиан Рейтер (доцент кафедры судебной медицины Венского медицинского университета) предположил, что неумышленно ускорил кончину Бетховена его врач Андреас Ваврух, который раз за разом протыкал больному брюшину (чтобы устранить вздутия), после чего накладывал на раны примочки, содержавшие свинец. Проведённые Рейтером исследования волос показали, что уровень содержания свинца в организме Бетховена резко возрастал каждый раз после визита врача. [9]

Произведения

Музыкальные фрагменты

Внимание! Музыкальные фрагменты в формате Ogg Vorbis

  • Ода к радости (небольшой фрагмент, лёгкий файл)(info) (информация о файле)
  • Лунная соната(info) (информация о файле)
  • Концерт 4-1(info) (информация о файле)

Памятники Бетховену


Мемориальная табличка Бетховену в Праге


Мемориальная доска в Вене


Памятник Бетховену в Бонне

Интересные факты



  • Однажды Бетховен и Гёте, гуляя, встретили императрицу в окружении свиты и придворных. Гёте, отойдя в сторону, склонился в глубоком поклоне, Бетховен прошёл сквозь толпу придворных, едва притронувшись к шляпе. [10]
  • Каждый раз, прежде чем сесть за стол и приступить к сочинению музыки, Бетховен опускал голову в таз с ледяной водой. Этот прием настолько вошёл у него в привычку, что композитор не мог отказаться от него до конца жизни. [10]
  • Некоторое время Бетховен учился у австрийского композитора и музыкального теоретика Иоганна Альбрехтсбергера, автора отличного учебника по композиции. Своим упрямством Бетховен бесконечно раздражал учителя, так что тот однажды сказал [10] :

Этот тупица ничему не научился и ничему никогда не научится!

В литературе

Бетховен стал прототипом главного героя — композитора Жана Кристофа в одноимённом романе, одном из наиболее известных произведений французского автора Ромена Роллана. Роман стал одним из произведений, за которое Роллану в 1915 году была присвоена Нобелевская премия по литературе.

В кинематографе

В популярной музыке



В популярной культуре

Согласно популярному мему, один из родителей Бетховена был болен сифилисом, старшие братья Бетховена были слепыми, глухими или умственно отсталыми. Эта легенда используется как аргумент против абортов [12] :

Вы знакомы с беременной женщиной, которая уже имеет 8 детей. Двое из них — слепые, трое — глухие, один — умственно недоразвитый, сама она больна сифилисом. Посоветуете ли Вы ей сделать аборт?

Если Вы посоветовали сделать аборт — Вы только что убили Людвига ван Бетховена.

Родители Бетховена поженились в 1767 году. [13] В 1769 году родился их первый сын, Людвиг Мария, который умер через 6 дней, что было довольно обычным для того времени. Не сохранилось никаких данных о том, был ли он слепым, глухим, умственно отсталым и т. п. В 1770 году родился Людвиг ван Бетховен, композитор. В 1774 году родился третий сын, Каспар Карл ван Бетховен, скончавшийся в 1815 году от туберкулёза лёгких. Ни слепым, ни глухим, ни умственно отсталым он безусловно не был. В 1776 году родился четвёртый сын, Николаус Иоганн, обладавший завидным здоровьем и скончавшийся в 1848 году. В 1779 году родилась дочь Анна Мария Франциска, она умерла через четыре дня. Не сохранилось никаких данных о том, была ли она слепой, глухой, умственно отсталой и т. п. [14] В 1781 году родился его брат, Франц Георг (умер через два года). В 1786 году родилась его сестра, Мария Маргарита. Умерла через год, когда Людвигу было 17 лет. В том же году его мать умирает от туберкулёза, очень распространённой в то время болезни. Нет абсолютно никаких оснований предполагать, что она страдала венерическими заболеваниями. Иоганн ван Бетховен скончался в 1792 году. [15]

биография бетховена

Людвиг ван Бетховен - немецкий композитор, пианист и дирижер. Является представителем венской классической школы. Величайший симфонист начала XIX века.

Людвиг ван Бетховен родился в Бонне в 1770 г. Уже в раннем детстве Бетховен проявил незаурядные музыкальные способности. Это позволило ему участвовать в многочисленных публичных концертах, где проявился его редкий дар импровизатора.Вторую часть своей жизни он жил в Вене, который в то время был мировой культурной столицей, с которой также были связаны имена Йозефа Гайдна и Вольфганга Амадея Моцарта.

Сын придворного певца, внук капельмейстера боннской придворной капеллы (фламандца по происхождению). В детстве овладел игрой на органе, клавесине, скрипке, альте, флейте.

В 1789 Бетховен слушал лекции по философии в Боннском университете.

С 1792 жил в г. Вене, совершенствовал мастерство в И. Гайдна, Й.-Г. Альбрехтсбергера (1736-1909; Австрия) и А. Сальери. Стал известным пианистом (выступления в городах Вене, Праге, Берлине, Дрездене, Будапеште).

Завоевал широкое признание и как композитор. Ранние произведения [некоторые фортепианные сонаты и квартеты, первая (1800) и вторая (1802) симфонии] написаны под влиянием В.-А. Моцарта, К.-Ф.-Е. Баха (1714-1788; Германия), Й. Гайдна.

Демократическое мировоззрение, республиканские стремления Бетховена, его творчество формировались под влиянием идей Великой Французской Революции 18 в.

Умер Бетховен в Вене 26 марта 1827 года, и был похоронен на Верингском кладбище (сегодня Парк Шуберта). Более двадцати тысяч человек шли за его гробом. Во время похорон была исполнена любимая заупокойная месса Бетховена - "Реквием до минор" Луиджи Керубини.

В 1862 году его останки были эксгумированы для проведения расследования причин смерти, и в 1888 году произошло перезахоронение праха композитора на Центральном кладбище Вены.

Потреты Бетховена

портрет Бетховена

Портрет Людвига вана Бетховена

Творчество Людвига вана Бетховена

Бетховен в детстве не получил настоящего музыкального образования. Важную роль в формировании музыкальных навыков юноши сыграл Кристиан Готлоб Нефе – придворный органист. Он одним из первых заметил и оценил необыкновенные способности юного гения, которому в ту пору было лишь двенадцать лет.

Два года спустя, в 1784 г, Бетховен получил место второго придворного органиста.

Позже он становится альтистом придворной капеллы.

Переезд в Вену

В 1787 г. курфюрст направил Бетховена в Вену, но вскоре молодой музыкант вынужден был вернуться в Бонн в связи с болезнью, а затем и смертью матери.

Вернувшись в Вену в 1792 г, Бетховен берет несколько уроков у Гайдна, так же продолжил обучение у Иоганна Шенка (1753-1836), Иоганна Георга Альбрехтсбергера (1736-1809) и Антонио Сальери (1750-1825). Вскоре молодой музыкант завоевывает признание венской публики как композитор, блестящий пианист и неповторимый импровизатор и становится одним из величайших музыкантов среди современников.

Три периода в творчестве Бетховена

Музыковед Вильгельм фон Ленц был первым, кто в 1852 г. разделил творчество Бетховена на три больших периода, отличающихся по стилю.

Фортепианное творчество

Бетховен написал для фортепиано 32 сонаты, 5 концертов, более 20 циклов вариаций, около 60 небольших пьес. Самый любимый жанр композитора-фортепианная соната. Именно в сонатах Бетховена зарождались образы его будущих великих произведений.

Соната №8 ”Патетическая " написана в 1798 году.

Первая часть начинается медленным, торжественно-мрачным вступлением.

Главная партия в очень быстром темпе стремительная и беспокойная

Побочная партия мягкая и мелодичная, но и y ней ощущается тревога и напряженность.

Несколько раз в течение первой части возникает тема вступления. Ей отвечает энергичная и мужественная главная партия.

Вторая часть, Adagio cantabile-это сосредоточенное размышление о чем-то серьезном и значительном.

Благородная и величественная мелодия звучит y среднем регистре фортепиано.

В среднем разделе появляется новая тема, более динамичная. B репризе возвращается музыка первой главы.

Финал написан y форме рондо-сонаты. Мелодия рефрена очень взволнована и выразительна.

Финал заканчивается кодой, энергичной, волевой и решительной.

Соната № 14, широко известная как „Лунная”, создана в 1801 году.

Новаторство композитора в этом произведении заключается уже в том, что начинается соната с медленной части, к тому же написанной не в сонатной форме. Музыка рассказывает о невеселых размышлениях, глубокой печали. Изящная средняя часть напоминает грациозный танец в ритме менуэта. Драматический конфликт переносится y финал, полный бурных и трагических образов, что становится центром содержания произведения.

Соната №23 „Аппассионата” (с итальянского – „страстная”) была закончена в 1805 году.

По масштабам она приближается к симфонии. В этой сонате также ярко выявлена основная тема творчества Бетховена – борьба человека с плохой судьбой. Эта же идея воплощена и в Пятой симфонии Бетховена.

Симфоническое творчество Бетховена. Симфония № 5 c-moll

Симфоническая музыка Бетховена - наиболее значительная часть его творческого наследия. Продолжая и развивая традиции венских классиков, Бетховен воплощает y своих симфониях серьезные и глубокие мысли, обращаясь своей музыкой до всего человечества.

Симфония №5 написана в 1808 году. В ней четыре части. Первая часть открывается короткой грозной темой, о которой сам композитор сказал: „Так судьба стучится в дверь”.

Этот мотив пронизывает всю первую часть, неоднократно появляясь y всех ее главах. Главная партия представляет собою развитие начального мотива. Она отличается ритмичной четкостью и решительностью.

Побочная партия начинается призывным мотивом валторн соло. Затем мелодию проводят скрипки.

Первая часть симфонии заканчивается большой кодой, в которой настойчиво звучит мотив судьбы.

Вторая часть, Andante con moto, представляет собой двойные вариации. Это временное прекращение борьбы, спокойные размышления.

Первая тема певучая и сосредоточенная.

Вторая тема напоминает революционные массовые песни.

B процессе развития композитор подчеркивает черты, общие для обоих. тем. В коде появляется новая мелодия, сочетающая их особенности.

В третьей части, скерцо, возвращается настроение первой части. Но в скерцо тема судьбы теряет свою силу. B четвертой части, звучащей после третьего без перерыва, чувствуется торжественность, радость победы, одержанной тяжелыми усилиями.

Такая идея симфонии – победа в борьбе со злом и несправедливостью – характерна для многих произведений Бетховена.

Увертюра „Эгмонт”

Музыку к трагедии Гете „Эгмонт” Бетховен закончил y 1810 году. События пьесы происходят в XVI веке, когда народ Нидерландов восстал против поработителей-испанцев. Борьбу народа возглавил граф Эгмонт. Испанцы казнят Эгмонта, но восставший народ побеждает захватчиков.

Увертюра-первый из десяти номеров музыки к трагедии. Это одночастное произведение, написанное y сонатной форме. B увертюре Бетховен показывает основные моменты развития трагедии. В медленном вступлении подано две контрастные темы: первая грозная и тяжелая, связана с образом испанцев, вторая душещипательная и скорбное, что напоминает о страданиях народа Нидерландов.

B экспозиции главная партия, близкая ко второй теме вступления, звучит уже не жалостно, a решительно. Побочная партия, которая несколько напоминает тему испанцев, торжественная и победная. Музыкальными средствами композитор показывает, как y неравной борьбе погибает главный герой. Однако увертюра заканчивается торжественной праздничной мажорной кодой и рисует картину грандиозного массового шествия.

Зрелый период творчества

Пасторальная симфония

Есть этакая музыкальная шутка, основанная “на реальных событиях”:

Ученика музыкальной школы спрашивают: – Сколько симфоний написал Людвиг ван Бетховен?
Тот уверенно отвечает: – Конечно три! Третью, пятую и девятую.

В творческом наследии Бетховена конечно есть 9 симфоний, но как-то все знают об этих трех самых известных, а что там в остальном делается, кто его знает…

За бурной и трагичной пятой симфонией, с известной темой судьбы, фатума (с тем самым та-та-та-там ), идет шестая – одна из самых просветленных страниц его творчества. Самое интересное, что эти два произведения, совершенно противоположные по смыслу, композитор писал почти одновременно – в 1808 г. В этот период, он понимает неотвратимость своей глухоты. И с одной стороны – Пятая симфония – это крик души, трагедийность безвозвратной судьбы художника; а с другой – следующая Шестая симфония – воспевание радости жизни, гармоничности с природой. Автор потому и называет ее ”Пасторальной".

Эта симфония также отличается нестандартным количеством частей. Пяти частям (вместо 4-ех) композитор дает названия:
1.”Радостные чувства по прибытии в поселок";
2.”Сцена у родничка"
3.”Веселый праздник крестьян"
4. " Гроза. Буря”
5. " Песнь пастуха. Радостные и благодарные чувства после бури”.

Описывает ли автор природу, или далее концентрируется на собственном внутреннем мире? Послушайте и убедитесь…

Влияние Разумовского

В Вене, где в начале 19 века Андрей Разумовский знакомится с Бетховеном.

На время их дружбы Бетховен переживает непростые времена. С одной стороны после почти полутора десятка лет в Вене его уже не воспринимали как новичка в музыкальных кругах и планка ожиданий росла.

Музыковеды говорят, что в переписке Бетховена с другими, он – в молодые годы – часто жаловался на финансовые трудности. А когда познакомился и сдружился с Андреем Разумовским, то эти сетования из писем исчезают.

Также на время их дружбы приходится потеря слуха Бетховеном, что все труднее и труднее было держать в тайне. Бетховен постепенно смирился с этим и даже скрыто включает этот мотив к своим произведениям.

Бетховен, как гений, имел сложный характер. Он очень редко чувствовал себя счастливым, находился в постоянном поиске.

Но в начале 19-го века – не в последнюю очередь из-за покровительство Разумовского – жизнь композитора стабилизировалось, он стал чувствовать себя уверенно, мог экспериментировать и рисковать в своих произведениях.

Также то было время Наполеоновских войн и в частности начало войны Франции с Габзбургской империей, которая видела также и две оккупации французами Вены (в 1805 и в 1809 годах).

Война наложила отпечаток на музыку Бетховена - у него появляются драматизм, сильные ноты, явная энергия…

Говорят, что то признание о глухоте и оповещение о ней было как раз личным триумфом композитора, своеобразным освобождением и принятием.

Интересно, что свои пятую и шестую симфонии Бетховен посвятил Андрею Разумовскому (Пятая симфония – мировая премьера которой состоялась в венском дворце Разумовского – также совместно была посвящена и австрийскому князю-меценату Лобковицу).

Спонсорство Бетховена завершилось после того, как в новогоднюю ночь 1814 года сгорела часть дворца Разумовского, а хозяин, гася огонь, немного повредил зрение. После этого досадного инцидента, который уничтожил много скульптур и ценных ваз из коллекции, Разумовскому не удалось уже восстановить свое состояние.

Творчество в последние годы жизни

Создал серию обработок австрийских, английских, венгерских, испанских, итальянских, славянских и других народных песен. Музыкальный фольклор использовал в 6-й симфонии (хорватские песни), в вариациях на тему русского танца, в так называемых русских квартетах (опус 59).

Бетховен — последний из представителей венской классической школы. Его творчество знаменует собой наивысший взлет музыкального классицизма. В последних произведениях все больше склонялся к основам романтизма.

Биография Бетховена кратко

"Музыка должна источать огонь из человеческих сердец" - эти слова принадлежат известному немецкому композитору, одному из самых уважаемых мировых музыкантов Людвигу ван Бетховену. Тому, кто хотя бы раз слышал его гениальные произведения, почти невозможно поверить в то, что большинство из них Бетховен написал в условиях полной потери слуха.

Рано проявив свои музыкальные способности, юный композитор был лишен обычных радостей детства. Уже с 8 лет Бетховен начал выступать в концертах. Но несмотря на незаурядный музыкальный талант, Людвиг имел и другие увлечения, в частности, активно интересовался историей, литературой и философией. Ориентиром для юноши всегда выступали такие фигуры, как Глен Миллер, Уильям Шекспир и Иоганн Вольфганг фон Гете, именно с их творчества композитор черпал вдохновение и новые идеи для собственных произведений.

Непоколебимый в отстаивании своих убеждений, как музыкальных, так и политических, ни перед кем не сгибая спины, с высоко поднятой головой, прошел свой жизненный путь Людвиг ван Бетховен.

Немецкий композитор, который смог побороть многочисленные сомнения, боль и отчаяние, является воплощением победы жизни над смертью.

Интересные факты:

Композитор не уделял должного внимания своему внешнему виду. Он часто появлялся непричесанным и небрежно одетым на людях.

Симфония No 10 была написана после того, как Бетховена поразила глухота. Чтобы
оценить зрительские овации после выступления его повернули лицом к залу, который
аплодировал стоя.

Во время исполнения своих произведений Людвиг любил тишину. Если присутствующие выдавали хоть какой-то шум, музыкант прекращал игру.

В разных странах мира установлено более 100 памятников Бетховену, первый 12.08.1845 в г. Бонне.

На музыку Бетховена создан балет Дж. Ноймайера "Бетховен-проект" (2018).

Бетховен стал прототипом главного персонажа романа Р. Роллана "Жан-Кристоф" (1904-1912), за который писатель получил Нобелевскую премию по литературе (1915). Р. Роллан написал также книгу "Жизнь Бетховена" (1903).

Творчество композитора вдохновило писателя Э.Э. Шмитта на написание эссе "Подумать только: Бетховен умер, а столько кретинов живы… " (2010).


Людвиг ван Бетховен – один из самых гениальных композиторов, дирижер, пианист. Его считают последним представителем венской школы классицизма.

Он писал музыку, которая заставляет плакать и смеяться, взлетать ввысь и стремительно падать вниз. Она вдохновляет и окрыляет, дает надежду на то, что в жизни возможно достичь всего, даже самого невероятного. Ее слушают уже более двух веков и будут слушать вечно, эта музыка бессмертна, как и ее автор – Людвиг ван Бетховен. Его произведения нельзя ограничить рамками какого-то одного направления, в них романтизм сочетается с классицизмом, в них весь композитор и его гениальная личность.

Детство

Родился Людвиг ван Бетховен 16 декабря 1770 года в немецком городе Бонн. Крестили мальчика на следующий день. Отца новорожденного звали Иоганн Бетховен, он певец, тенор в придворной капелле. Мама, Мария-Магдалина Бетховен (в девичестве Кеверих). Ее отец служил придворным шеф-поваром в Кобленце. Они поженились в 1767 году. Дед будущего композитора – Людвиг Бетховен, был певцом той же капеллы, что и его сын Иоганн, потом занял в ней должность капельмейстера.

Детство Людвига было скорее несчастным, чем счастливым. Отец много пил, поэтому денег катастрофически не хватало даже на самые простые вещи. Комнатка Людвига располагалась на чердаке, она была настолько маленькой, что в ней едва нашлось место для железной кровати и старого клавесина. Пьяный отец в беспамятстве бил супругу смертным боем, частенько перепадало и Людвигу. Мария жалела сына, старалась хоть как-то облегчить ему жизнь, проводила с ним много времени, часто пела для него незамысловатые песенки.

Портрет Бетховена в детстве

Творческие наклонности проявились у Людвига в раннем детстве, и это не ускользнуло от внимания отца. В те годы везде гремело имя Амадея Моцарта, и отец задумал сделать из сына еще более успешного музыканта, чем прославленный композитор. Он заставлял Людвига много часов сидеть за фортепиано и упражняться игре на скрипке.

Чтобы понять, насколько сын музыкально одарен, Иоганн усадил его одновременно за пять инструментов – клавесин, орган, скрипку, альт и флейту. Мальчик много часов проводил за занятиями музыкой, если где-то ошибался, тут же был избит и выпорот. Отец нанимал учителей для сына, но они не отличались особым талантом и не могли дать ему нормальных знаний и навыков.

Отец прилагал все силы, чтобы Людвиг как можно скорее начал концертную деятельность, надеясь на щедрые гонорары.

Иоганн обратился к архиепископу с просьбой об увеличении ему жалования, а взамен обещал привести в его капеллу талантливого мальчика. Однако доходы семьи от этого не увеличились, все деньги отец тратил на выпивку. Творческая биография Людвига ван Бетховена началась в 6 лет, когда он выступил с концертом в Кельне. Однако его гонорар был более, чем скромным.

Мама поддерживала сына, как могла, и именно благодаря ей появились первые конспекты его импровизаций. Природа дала этому ребенку неимоверный талант, но развивался он мучительно и сложно. Бетховен просто погружался в создаваемую им музыку, и зачастую пребывал в состоянии полной отрешенности от внешнего мира.

В 1782-м должность директора придворной капеллы занял Кристиан Готлобу, который и взялся обучать Людвига. Он видел, что его ученик невероятно одарен, и понял, что такой талант нужно развивать. Чтобы развитие мальчика было максимально полноценным, он знакомит его с литературой, древними языками и философией. Бетховен буквально влюбился в Гете, Шиллера, Шекспира, он часами слушает Генделя и Баха и мечтает когда-нибудь поработать с прославленным Моцартом.

В Вене, которую тогда считали музыкальной столицей Европы, юноша оказался в 1787-м. Там и состоялось знакомство с кумиром – Вольфгангом Моцартом. Услышав, как импровизирует Бетховен, Моцарт пришел в полный восторг, и сказал всем, чтобы не отрывали взгляда от этого мальчика, и что вскоре его имя будет знать весь мир.

Людвиг упросил маэстро дать ему несколько уроков, но вынужден был уехать, потому что у него серьезно заболела мама.

После похорон матери, Людвиг почувствовал полное отчаяние и безысходность. Это не способствовало дальнейшему развитию творчества, ему нужно было думать, чем кормить двух младших братьев, и как справляться с пьяными выходками папаши. Людвиг обратился к принцу и попросил его выделить семье денежную помощь. Тот не отказал, и семья стала получать довольствие размером в 200 талеров. Над ним насмехались соседи, но Людвиг старался не обращать на это внимание, он пообещал самому себе выбраться из этой нищеты и заработать своим талантом.

В Бонне у талантливого юноши нашлись покровители, благодаря которым он мог свободно присутствовать на музыкальных собраниях и посещать салоны. Это была семья Бройнинг, дочь которых, Лорхен, Людвиг учил музыке. Бетховен был им настолько благодарен, что до конца своих дней поддерживал с ними отношения, особенно с Лорхен и ее мужем доктором Вегелером.

Музыка

В 1792-м Людвиг уехал в Вену, где сразу познакомился с меценатами. Для усовершенствования своей музыкальной техники, он попросил Йозефа Гайдна прослушать его произведения. Нормальных отношений у них не получилось, Гайдну не понравился строптивый характер ученика. Бетховену пришлось обратиться к Шенку и Альбрехтсбергеру. Совершенствование вокального письма происходило под руководством Антонио Сальери, благодаря которому молодой человек познакомился с титулованными особами и профессиональными музыкантами.

Людвиг ван Бетховен играет на пианино

Прошло немного времени, и Людвиг превратился в самого модного пианиста Вены. В 1795-м он дебютировал в салоне, где выступил с тремя фортепианными трио и тремя сонатами, которые сам написал. Публика была очарована темпераментом, богатым воображением и глубиной его чувств. Спустя три года жизнь композитора начинает меняться. У него развивается тиннитус, постепенно, но уверенно, не давая никаких шансов на выздоровление.

Людвигу удалось скрывать свою болезнь на протяжении десяти лет. Он вел себя так, чтобы окружающие не заподозрили о развивающейся глухоте. Он часто отвечал невпопад или оговаривался, но все считали, что это просто чудачества талантливого маэстро. В 1802 году Бетховен написал завещание, которое адресовал своим братьям, и приказал прочесть его только после смерти.

В произведениях, созданных в эти годы, чувствуется глубина, трагизм и философский смысл. Они становятся классикой на все времена.

345646

Бетховен вошел в историю как творческая личность переходного времени. Он жил на распутье периодов музыки: до него работали в стиле классицизма, а после эстафету приняли представители романтического направления.

Находить где-то посредине, Бетховен создал огромное количество произведений классической музыки, ставших основой для будущих изысканий множества композиторов.

Его влияние оказалось столь велико, что имя сочинителя помнят до сих пор, а его творческие изыскания, сочинения исполняют чаще, чем произведения прочих композиторов.

Бетховен еще в ранние годы слыл очень талантливым музыкантом. Его творчество одобряли Моцарт, Гайдн и десятки других композиторов, легенд своего времени. Тем трагичнее судьба сочинителя: он довольно рано начал терять слух.

Бетховену грозила полная глухота, которая, в конце концов, настигла композитора в 27 лет. Однако благодаря развитому внутреннему слуху, наработанному за годы, он продолжал следить за творчеством коллег и писал сам.

Ранний период

Будущий композитор Людвиг ван Бетховен появился на свет в декабре 1770 в Бонне (находится на территории нынешней Германии). Точная дата его рождения неизвестна, документы того времени по какой-то причине не сохранились. Исследователи предполагают, что отсчет биографии великого музыканта нужно вести с 16-го декабря.

Молодой человек имел простое, не родовитое происхождение. Отца будущего композитора звали Иоганн ван Бетховен. Глава семейства был хорошим певцом, служил при хоре. Дед по мужской линии трудился в той же должности, а поздние годы стал капельмейстером и помогал сыну деньгами.

Мать не имели никакого отношения к искусству. Ее звали Мария-Магдалина Кеверих. Она была дочерью шеф-повара, который служил при дворе одного из аристократов.

345678

13-летний Бетховен, неизвестного мастера Бонне, 1783 г.

В ранние годы отец мальчика хотел сделать Бетховена гениальным музыкантом, которым будут восхищаться как Моцартом. Он лично начал преподавать молодому человеку игру на клавишных инструментах.

Однако после первого же выступления стало понятно, что гением в юные годы ему не быть. Отец разочаровался в сыне. Впрочем, ставить крест на идее сделать юношу музыкантом он не пожелал и передал его на обучение в руки коллегам.

Судьбоносным событием в жизни молодого Бетховена стала встреча с К. Г. Нефе, крупным композитором, дирижером и музыкантом.

567890

Кристиан Готлоб Нефе, наставник Бетховена

В 1782 году состоялось первое занятие под руководством наставника. Тот сразу понял, что у Бетховена настоящий талант.

Нефе знакомил своего подопечного с произведениями разных жанров, сочинениями наиболее крупных композиторов прошлого, а также современников. Среди первых тот услышал музыку Баха , Моцарта и Гайдна. Познакомился с произведениями Генделя.

Под началом умелого учителя Людвиг ван Бетховен довольно быстро добился первых же успехов. К своим 12 годам юноша помогал придворному органисту, занимая официальный пост. Также из-под его пера вышло первое сочинение — 9 вариаций на тему марша Дресслера.

Начало творческого пути

Творческая биография Бетховена началась в 1782 году после написания первого произведения. Однако помимо музыкальной деятельности, он получил и общее образование. Учился в школе, осваивал иностранные языки. Знакомился с произведениями классической литературы: от Гомера до Шиллера.

Примерно в тот же период скончался дед мальчика. Его смерть серьезно сказалась на материальном положении семьи. Бетховен был вынужден бросить школу.

345678

Бетховен в молодости, худ. Иосиф Виллиброрд Малер

Он стремительно рос как музыкант, писал одно сочинение за другим. Однако представлять их на суд публике не спешил, поскольку считал сырыми. Уже в зрелые годы Бетховен изменил и доработал свои ранние творческие изыскания.

По сведениям свидетелей тех событий, импровизацией Бетховена остался доволен сам Моцарт. Однако планы продолжить образование в Вене оказались нарушены.

В 1787 году композитора застало известие о кончине матери. Молодой человек спешно вернулся домой. Отец содержать семью был неспособен. Все тяготы обеспечения младших братьев Бетховен взял на себя. Чтобы хоть как-то заработать он устроился в местный оркестр, где играл на альте.

546786

Бетховен, портрет 1804 г. — Иосиф Виллиброрд Малер

К 1789 году финансовое положение семьи более-менее стабилизировалось. 19-и летний юноша решил продолжить свое образование. Вольнослушателем он поступил в университет, где слушал лекции профессоров по самым разным дисциплинам: от истории до философии.

Примерно в тот же период Бетховен лично познакомился с Гайдном, который пользовался бешеной популярностью. Имя знаменитого композитора гремело на всю Европу.

Знакомство с человеком такого уровня было большой удачей. По крайней мере, так казалось. После просмотра сочинений молодого Бетховена тот согласился наставлять его на музыкальном пути.

57686

Портрет Л. В. Бетховена, худ. Фердинанд Вальдмюллер, 1823 г.

В 1802 году композитор отправился в Вену, чтобы заниматься с Гайдном. Однако учеба не принесла ему никаких существенных успехов. Наставник и его подопечный откровенно не понимали друг друга.

Бетховен считал, что преподаватель относится к нему с пренебрежением. Сам же Гайдн, будучи сторонником старой школы, не принимал и не понимал мрачноватых, минорных сочинений новоиспеченного ученика.

Не прошло и года, как известный композитор прекратил занятия, передав Бетховена своему коллеге. Однако же молодой человек выбрал себе другого наставника. Им стал Сальери.

В первые годы жизни в Вене Бетховен сочинял, что называется, в стол. Он не показывал свои работы никому, пока не отточил их до совершенства.

4356

Портрет работы Иоганна Стефана Деккера, 1823 г.

Чтобы не остаться без средств к существованию, композитор выступал перед публикой. Помимо сочинительства он с ранних лет занимался на фортепиано. К своим 20 с небольшим годам молодой человек имел славу пианиста-виртуоза.

Известно, однако, что Бетховен играл не только и не столько ради денег, а чтобы познакомить людей с искусством. В подтверждение этому можно привести эпизод, как музыкант отказался играть перед публикой князя Лихновского, когда у него гостил. А после того, как тот начал настаивать и давить, гордо удалился.

Расцвет музыкальной карьеры

Пик биографии Людвига ван Бетховена пришелся на начало 19-го века.

Постепенно автор стал представлять на суд публики собственные сочинения. Современники отмечали, что он отличался крайним педантизмом, старался довести все свои труды до совершенства и только потом выставлять их всем на суд.

На 1799-1802 приходятся его наиболее успешные работы. В том числе сонаты №8, №13 и 14. Венские любители музыки встретили его опусы благосклонно.

Вскоре друзья и коллеги Бетховена заметили, что с ним что-то не так. Мужчина часто не отвечал на обращенные к нему реплики или говорил невпопад.

Окружающие списывают эти странности на рассеянность музыканта, поглощенного творческим процессом и вынашиванием новых идей. Но все оказалось куда хуже.

Композитор признался, что уже довольно давно испытывает проблемы со слухом. Если верить исследователем, впервые нарушения проявились еще в 1796 году. Бетховен страдал от систематического звона в ушах, после чего его слух начал медленно, но неуклонно снижаться.

Для музыканта, особенно такого калибра, потеря способности слышать стала настоящей трагедией. В первые годы после осознания неминуемой глухоты Бетховен уединился в Хайлигенштадт.

Врачи посоветовали ему пока не напрягать уши. Однако композитор понимал, что потеря слуха неминуема. Мужчина всерьез подумывал о самоубийстве. Остановило его лишь осознание того факта, что он еще не успел закончить все творческие дела и показать миру свои настоящие способности.

Приятели и коллеги поддерживали Бетховена. Когда проблемы стали еще более существенными, композитор заносил собственные реплики в тетрадь и тем же образом отвечал на письменную речь, которую не мог услышать.

Несмотря на проблемы со слухом он продолжал активно работать, выдавая произведение за произведением. А один из друзей Людвига ван Бетховена, Иоганн Мельцель, изготовил специально для него слуховые трубки. Знаменитые рожки, которые вошли в массовую культуру как непременный атрибут слабослышащего человека.

65756867

Портрет Бетховена кисти Йозефа Штилера, 1820 г.

Как ни странно, но творческий талант музыканта наиболее полно раскрылся именно после серьезного ослабления слуха. А вместе с расцветом творческих способностей композитора пришла и наиболее широкая слава, известность.

В 1803 году из-под пера автора вышла его знаменитая Третья симфония, которая по мнению многих исследователей наиболее полно отражала талант сочинителя.

Сначала Бетховен хотел посвятить ее Наполеону , но после того, как он объявил себя императором, передумал. Известно, что композитор терпеть не мог тиранов и наглых самодержцев. Очень резко высказывался об императоре государства, где жил сам.

К концу десятилетия Л.В. Бетховен окончательно лишился слуха. Глухой композитор стал угрюмым и замкнутым человеком. Тем не менее, работать он не прекратил, продолжая знакомиться с новинками музыкального мира. Партитуры сочинитель читал внутренним слухом, который был у него невероятно развит.

Последние годы

Широкую известность получили и авторские переработки песен народов Европы, в том числе украинские и русские. Но наибольшую известность композитору принесла 9-я Симфония и Торжественная месса ре-мажор.

Первая была исполнена в 1824 году. Публика встретила работу Бетховена с восторгом и рукоплескала маэстро. Овации длились так долго, что полицейскими пришлось останавливать слушателей чуть ли не силой. Таким образом разрешалось приветствовать только императора.

346544

Портрет Л. Бетховена, худ. Йозеф Мэллер, 1815 г.

Известность помогла Бетховена сохранить свою свободу, а возможно и жизнь. После завоевания Австрии, Наполеон стал полноправным и практически всемогущим единоличным главой государства.

Смерть композитора

В последний период жизни Бетховен творил мало. После кончины одного из братьев, он взял на попечение его сына, своего племянника. Композитор не жалел ни средств, ни сил, чтобы поставить юношу на ноги и дать ему путевку в жизнь. Даже судился с его матерью, которая была особой легкомысленной, за право опеки.

Однако тот не желал становиться нормальным человеком. Вместо этого юноша постоянно кутил, проигрывая все деньги на бильярде и в карты. Науки, как и искусство его совершенно не интересовали.

Когда же племянник завяз в долгах, да так, что выбраться оказалось очень сложно, он попытался покончить с собой.

567

Прижизненная маска, с лица Л. В. Бетховена, снятая в 1812 году скульптором Францем Кляйном

Поведение племянника и его проблемы вызывали у Бетховена серьезную тревогу. Из-за постоянных переживаний у мужчины обострилось старое заболевание печени.

Лечение не приносило никаких результатов. 28 марта 1827 года Людвиг ван Бетховен умер, причиной его скоропостижной кончины стал цирроз печени. Проводить любимца публики пришло больше 20 тысяч человек. Траурная процессия была очень масштабной.

Есть версия, что причиной заболевания и стремительного ухода стало отравление свинцом, соединения которого были очень популярны в те годы как лекарство от многих болезней.

Сначала композитор был похоронен на Верингском кладбище. Через несколько десятилетий его останки эксгумировали и перезахоронили на Центральном венском кладбище.

Личная жизнь

Судьба не дает всего и сразу. Композитор — наглядное тому подтверждение. Несмотря на огромные творческие способности, успех среди миллионов, завести семью Бетховен так и не смог. Он был вхож в дома многих аристократов, однако из-за простого происхождения всерьез его не воспринимали.

За годы биографии композитор пытался связать свою жизнь с тремя женщинами. Первой стала Джульетта Гвиччарди. Однако она не ответила на притязания сочинителя, предпочла ему более выгодную партию.

546789

Джульетта Гвиччарди

Вторая, Жозефина фон Брунсвик, хоть и отвечала Бетховену взаимностью, против воли семьи пойти не пожелала и вышла замуж по расчету.

4367687

Жозефина фон Брунсвик

В качестве протеста композитор решил жениться на первой встречной и предложил вступить в брак Терезе Мальфатти, дочке купца. Однако и та ответила отказом.

5678

Тереза Мальфатти

Не желая терпеть унижения, Бетховен бросил попытки наладить свою личную жизнь и отдал все силы творчеству.

Интересные факты

  • Композитор с ранних лет занимался музыкой. Первым наставником будущего сочинителя стал его отец, который, однако, быстро потерял интерес к сыну и его способностям.
  • Разглядеть настоящий талант Бетховена сумел лишь К. Нефе, который давал мальчику первые серьезные уроки.
  • Дебютные произведения молодой человек сочинял, едва ему исполнилось 12. К тому моменту он уже в значительной мере был самобытным и умелым музыкантом, что лишний раз подчеркивало его творческий потенциал.
  • Интересный факт из жизни Бетховена: он отличался резким и суровым нравом, а также принципиальностью. Однажды, когда на его выступлении какой-то мужчина позволил себе заговорить с дамой, музыкант публично назвал их свиньями и отказался дальше играть. Попытки переубедить маэстро и извиниться не помогли.
  • Несмотря на это, Бетховен слыл добрым человеком, который всегда был готов прийти на помощь друзьям и семье.
  • Композитор не придавал большого значения внешнему виду, частенько появлялся на людях неопрятно одетым и непричесанным.
  • Сочинитель был большим педантом. Он до изнеможения переписывал произведения, чтобы довести их до совершенства. Также известно, что он пил кофе, приготовленный из 64 зерен, и ни одним больше.
  • К 27 годам композитор оглох. Однако как раз на этот период пришлось время расцвета творчества Бетховена. Именно тогда он написал самые известные произведения.
  • За годы своей биографии композитор написал огромное количество музыки. Он работал в самых разных жанрах, вплоть до переосмысления народных мотивов.
  • Наибольшую известность принесли сочинения крупных форм. Бетховен написал 9 симфоний, столько же концертов и это лишь малая часть его трудов.
  • Композитор скончался очень скоропостижно. Известно, что причиной его смерти стал цирроз печени. Однако события развивались столь стремительно, что мнений о непосредственной причине его смерти нет до сих пор.

Как считают некоторые исследователи, всему виной был свинец: в те годы его применяли как лекарство. Другие же уверены, что Бетховена отравили.

Читайте также: