Проект по истории родного края в доу
Обновлено: 05.07.2024
Данный проект имеет широкую перспективу развития т.к. даёт возможность дошкольникам лучше узнать историю своего города, более бережного отношения к его достопримечательностям, уважение к своей семье, родственникам, жителям города.
Содержимое публикации
Краеведческий проект для детей старшего дошкольного возраста
Продолжительность– 4 месяца
Возраст детей: 5-6лет
Автор проекта: Ежова Юлия Александровна, воспитатель
Вид проекта: информационный, познавательно-творческий.
Участники– педагоги, дети, родители.
Девиз проекта:
Актуальность темы:
Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка. В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.
Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.
Рост научно-технического прогресса, новые открытия и технические изобретения отодвинули на второй план духовные ценности. Проблемы воспитания у подрастающего поколения любви к своей малой Родине выпали из поля зрения ученых и практиков на многие годы. С введением в действие ФГОС дошкольного образования, произошли существенные изменения в развитии системы образования. Это повлекло изменения содержания образования. Одним из приоритетных направлений стало знакомство детей дошкольного возраста с национальным и региональным культурным наследием и историей страны, края.
Основные задачи нравственно-патриотического воспитания в системе образования:
- обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;
- воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества;
- формирование мира и межличностных отношений.
Мы считаем, что метод проекта позволяет детям усвоить сложный краеведческий материал через творческий подход решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс, интересным и мотивационным. Проектная деятельность развивает творческие способности дошкольников, помогает самому педагогу развиваться как творческой личности.
Цель проекта:
Воспитание нравственно — патриотических чувств детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с семейными ценностями, малой и большой Родиной.Формирование позитивных установок в воспитании гражданственности, патриотизма, развитие социально-эмоционального интеллекта в изучении фактов истории родного края.
Задачи проекта:
1.Сформировать позитивную установку в воспитании патриотизма.
2.Помочь детям осознать себя членом семьи.
3.Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, родному городу.
4.Ознакомить детей с символикой родного города , государства.
5.Формирование бережного отношения к родной природе и всему живому.
6.Воспитание уважения к труду.
7.Развитие интереса к русской культуре, национальным костюмам.
8.Развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
9.Продолжать знакомить детей с достопримечательностями родного края; расширять знания об его истории.
10. Сформировать желание у детей и родителей принимать участие в мероприятиях патриотического воспитания.
Гипотеза реализации проекта:
Ожидаемые результаты проекта:
У детей
* позитивная установка на восприятие патриотического материала
* владение адекватными способами выражения своего внутреннего состояния.
*осознание патриотического чувства в формировании взаимоотношений со взрослыми и сверстниками
* повышенный интерес к истории своего города Горнозаводска, Горнозаводского района, Пермского края, России
* бережное отношение к природе своего края
* освоение доступных знаний детей в символах родного поселения, района, государства
* ощущение любви к своему родному краю и государству
* осознанное желание быть полезным своей Родине.
* проявление благодарности, заботливости и внимания по отношению к родителям, и взрослым наставникам, повышение значимости семьи в своей жизни.
У родителей
активизация участия совместно с детьми в жизнедеятельности ДОУ, в игровой и художественно-творческой деятельности нравственно-патриотического воспитания;
проявление позиции активных участников воспитательно-образовательного процесса, выход на позиции партнеров.
Этапы реализации проекта
1 этап – подготовительный.
1. Изучить литературу по данной теме.
2. Познакомить родителей со значимостью проектной деятельности в детском саду.
3. Выбрать методы реализации проектной деятельности.
4. Взаимодействие с социумом.
5. Подбор и планирование материала с учётом индивидуальных и возрастных особенностей детей.
6. Составление перспективного плана с музеем и библиотекой города.
2 этап – практический.
Задачи второго этапа:
- чтение и рассматривание соответствующей литературы;
- беседы по содержанию материала, драматизация произведений;
- беседы, песни, игры о семье, родных;
- дидактические игры, игры - драматизации, игры имитационного характера, игровые задания;
- Взаимодействие с социумом (посещение городского музея и детской библиотеки).
- привлечь родителей к сотрудничеству и реализации проекта.
3-й этап: заключительный (подведение итогов):
- Презентация проекта в ДОУ
Конечные результаты реализации проекта:
-создание комплексной системы использования патриотического воспитания как важнейшего компонента разностороннего развития личности дошкольника;
-презентационный проект о своей семье;
-повышение компетентности и профессионализма педагогов в своей работе;
-качественное изменение условий для социально - нравственного воспитания подрастающего поколения;
-совершенствование системы работы по патриотическому воспитанию у всех участников воспитательно - образовательного процесса ДОУ;
Перспектива развития проекта:
Данный проект имеет широкую перспективу развития т.к. даёт возможность дошкольникам лучше узнать историю своего города, более бережного отношения к его достопримечательностям, уважение к своей семье, родственникам, жителям города.
Полученные знания детьми в процессе работы и после завершения проекта будут постоянно пополняться, т.к. у детей возникает интерес к жизни своего небольшого, но исторически важного для всей страны города. А также желание узнавать о жизни старшего поколения своей семьи и семейных традициях.
Родина, Отечество.…В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.
В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.
Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.
Поэт Симонов в стихотворении “Родина” пишет:
“Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал.
Ты вспоминаешь Родину такую, какой её ты в детстве увидал”
И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце.
Рост научно-технического прогресса, новые открытия и технические изобретения отодвинули на второй план духовные ценности. Проблемы воспитания у подрастающего поколения любви к своей малой Родине выпали из поля зрения ученых и практиков на многие годы. С введением в действие закона РФ “Об образовании” произошли существенные изменения в развитии системы образования. Это повлекло изменения содержания образования. Одним из приоритетных направлений стало знакомство детей дошкольного возраста с национальным и региональным культурным наследием и историей страны, края.
Основные задачи нравственно-патриотического воспитания в системе образования (из национальной доктрины образования в РФ):
- обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;
- воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества;
- формирование мира и межличностных отношений и т.
Проведенное среди детей и родителей воспитанников нашего ДОУ анкетирование показывает:
- к 5-6 годам у 70% дошкольников отсутствует познавательный интерес к истории и культурному наследию города, края;
- у 65 % детей отмечается низкий уровень знаний истории города, края;
- 80 % родителей не имеют возможности посещать культурные учреждения города из-за высокой занятости;
- 40 % родителей затрудняются в знании истории города, края;
- 20 % родителей не знают и не хотят знать историю города и края.
Мы считаем, что метод проекта позволяет детям усвоить сложный краеведческий материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс, интересным и мотивационным. Проектная деятельность развивает творческие способности дошкольников, помогает самому педагогу развиваться как творческой личности.
Воспитание чувства патриотизма у детей дошкольного возраста; обогащение их познавательного, эмоционального опыта через приобщение детей к истории, традициям культуре родного города.
- Дать знания детям о родном городе: история, символика, достопримечательности, промышленные объекты, их вред и польза, экологическая ситуация в городе.
- Научить гордиться тем, что сделано руками их родителей, старшим поколением.
- Расширить знания детей о флоре и фауне Урала.
- Воспитывать любовь к родному городу, краю, умение видеть прекрасное, гордиться им.
- Формировать бережное отношение к культурным ценностям района, осознание их неповторимости и индивидуальности.
- Формировать экологическую культуру у детей и их родителей, желание принимать участие в проведении мероприятий по охране окружающей среды.
Не следует ждать от детей взрослых форм проявления любви к родному городу и краю, но если в ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории города, символике, достопримечательностях, будут знать имена тех, кто основал и прославил город, начнут проявлять интерес к событиям городской жизни, края и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.
Вид проекта: познавательный, исследовательский, групповой.
Участники: дети старшей и подготовительной группы, родители воспитанников, педагоги группы, специалисты.
Сроки реализации: 2 года.
I. Теоретическое обоснование проекта
Педагог сам определяет способ организации, место в режиме дня, содержание того или иного занятия по данной программе.
Направления проектной деятельности
- Информационный блок: переработка теоретических материалов, написание познавательных рассказов
- Технологический блок: разработка конспектов занятий с использованием развивающего обучения, разработка комплексно-тематического планирования;
- Организационный блок: создание предметно – развивающей среды (мини-музеи, центры активности; уголки творчества и познания и т.п.);
- Контрольно – рефлексивный блок: разработка анализа эффективности образовательного проекта, вычисление противоречий и проблем во время реализации проекта, разработка перспективы проекта.
Интегрирование
При работе с проектом был использован принцип интегративного подхода, т.к содержание образовательного проекта достаточно объёмный, следует основная часть программы интегрируется в другие образовательные области: познание, социализация, художественное творчество, коммуникация, чтение, музыка.
Необходимые условия для реализации проекта
- Интерес детей и родителей
- Методические разработки
- Педагогический опыт
- Предметно – развивающая среда
- Инновации
- Интеграция со специалистами детского сада
Методы (формы и приёмы работы) проекта
- Наблюдения, экскурсии, целевые прогулки;
- Совместные игры и творческие проекты;
- Познавательно – игровые занятия;
- Беседы, интервью, составление творческих рассказов, выставки рисунков;
- Развлечения, досуги, театрализованные праздники;
- Нетрадиционные формы с родителями.
1 . Знать/называть: историю края и города, символику города, достопримечательности, промышленные объекты, их вред и польза, экологическую ситуацию в городе.
2. Знать/называть: растения и животных края, камни добываемые на Урале.
3. Знать/называть: народные праздники, декоративно – прикладное искусство, жилище человека и предмета быта Урала и города.
4. Выражать/принимать: отношение к окружающей среде, участие проведении мероприятий по охране окружающей среды в УО.
5. Уметь: заботиться о близких, управлять своими чувствами, анализировать свои поступки и поступки других.
Достигнутые результаты (приложение 1)
Во время контрольного проведения рефлексивного этапа по результатам итогового мониторинга прослеживается положительная динамика по следующим показателям:
- РОДНОЙ КРАЙ, ГОРОД ( история края и города, символика города, достопримечательности, промышленные объекты, их вред и польза, экологическая ситуация в городе): 2011г -2012г увеличилось на 26 %;
- ФЛОРА И ФАУНА УРАЛА: ( растения и животные края, камни добываемые на Урале): 2011г-2012г увеличилось
- ИСТОРИЯ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ И ТРАДИЦИИ : ( народные праздники, декоративно – прикладное искусство, жилище человека и предмета быта Урала и города): 2011г-2012г увеличилось на 31 %;
- ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА: ( отношение к окружающей среде, участие детей и родителей в проведении мероприятий по охране окружающей среды): 2011г-2012г увеличилось на 34 %;
- ЛИЧНОСТНЫЙ КОМПОНЕНТ : ( забота о близких, умение управлять своими чувствами, умения анализировать свои поступки и поступки других): 2011г-2012г увеличилось на 15%.
- Практическая реализация проекта
Этапы проведения и реализации проекта
- Изучение интереса детей для определения целей проекта, мониторинг
- Сбор и анализ литературы для взрослых и детей.
- Обращение к специалистам.
- Посетить музей г. Верхняя Пышма;
- Изучить краеведческую литературу;
- Подобрать библиотечку произведений уральских писателей, поэтов, доступных для восприятия детей конкретной возрастной группы;
- Совместно с родителями подобрать весь необходимый материал для изготовления пособий;
- Разработать план целевых прогулок и экскурсий конкретно для своей возрастной группы, ориентируясь на содержание программы.
- Экскурсии и фотоэкскурсии по городу
- Изготовление макета улицы Петрова.
3. Презентационно - завершающий
- Выставка продуктов детской деятельности.
- Оценка этапов реализации проекта детьми.
- Подведение итогов. Проведение итогового мониторинга.
Перспективы дальнейшего развития проекта.
В результате проделанной работы возникла идея о создании долгосрочного проекта по нравственно – патриотическому воспитанию, который будет состоять из трех блоков:
(дать знания об улицах Восточного посёлка, знать адрес своего места жительства (ребёнку), совершать целевые прогулки в сквер, проводить беседы).
(дать знания о социальном портрете дошкольного учреждения и какие объекты находятся вблизи детского сада, совершать целевые прогулки по ближайшим улицам и вести наблюдение за трудоустройством горожан, за машинами города, проводить беседы, создавать ситуации для ориентирования в местности, где проживают дети, как отдыхают с родителями на природе).
(ознакомление детей с историей города; показать, город в котором живут дети, красив, современен, город – труженик, рассказать какие есть промышленные предприятия, какую продукцию они выпускают. Закрепить знания о родном районе; познакомить с профессиями и предприятиями и предприятиями, на которых работают родители детей).
1. Большой России маленькая росинка - Филантроп, 2008г.
2. Городской округ Верхняя Пышма. Большой России маленькая росинка- Екатеринбург, Филантроп, 2008г.
3. М.Е. Головацкий и др. Верхняя Пышма 1854-2004- Екатеринбург, Уральский университет, 2004г
4. В.И. Гриневич. Верхнепышминцы в войне 1941-1945 г.г
5. В. Непомнящий, Е.Селина, А.Грамолин, М. Тимошадченко, Е. Назарова, Ю.Горбунов Р. Печурина. Медное платье Урала.- Сократ, Екатеринбург, 2004г.
6. И.Г.Пронин, Л.Н. Никитина Г.Д. Мамонов- г. Верхняя Пышма, 1996г.
7. И.Г. Пронин. Мой город. Прошлое и настоящее.- г. Верхняя Пышма, 2000г.
8. Серия. Наш город- наша гордость! Стихи о Верхней Пышме- Центральная городская библиотека им. В.В. Волоскова.
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
Продолжительность: краткосрочный рассчитан на 2 недели.
Тип проекта: информационно – творческий.
Участники проекта: дети, родители, воспитатели.
Возраст детей: 4-7 лет.
Актуальность: Любить свой край, знать его богатства, его особенности, его историю - на этих лучших чувствах к родным местам и воспитывается подлинный патриотизм. Знание своего исторического наследия обогащает духовный мир современного человека, воспитывает бережное отношение к тому, что его окружает, к людям, которые живут рядом.
Любовь маленького ребёнка к Родине начинается с отношения к самым близким людям - отцу, матери, бабушке, дедушке, с любви к своей природе, к дому, к улице, на которой он живёт, городу, селу. К истории своей малой Родины.
Наблюдая за детьми, можно увидеть, что они с любопытством рассматривают фотографии о родном селе, делятся впечатлениями. Но было замечено, что у детей поверхностные представления об истории родного села.
Цель: осуществление комплексного подхода приобщение дошкольников к истории и культуре родного села, местным достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к родному краю.
1. Воспитывать у детей любовь и привязанность к семье, родному дому, родной улице, селу.
2. Создать эмоционально благополучную атмосферу дома и в детском саду, где взаимоотношения между людьми (взрослыми и детьми) построены на основе доброжелательности и взаимоуважения, где ребенок будет чувствовать себя желанным и защищенным.
3. Сформировать представление о своём селе, как части России, об истории возникновения родного села, основных достопримечательностях, традициях, и др.
4. Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.
5. Вызвать у детей чувство гордости и интереса к своей малой Родине.
6. Побудить желание узнать большее о родном селе Поповка.
7. Развивать связную речь детей; обогащать и активизировать словарь; память, интерес к игровой деятельности, творческие и познавательные способности, воображение.
Ход работы над проектом.
I этап: подготовительный
1. Подборка материалов, художественной литературы по заданной тематике.
2. Сбор иллюстративного материала.
3. Разработка конспектов занятий.
II этап: основной
Цель: воспитание у детей данного возраста чувства патриотизма, уважения к своей Родине.
Задачи: ознакомление детей с такими понятиями, как "Россия”, "Родина”, "Отечество”; обзорное ознакомление с символикой, гимном России и столицей; закрепление полученной информации
Цель: Сформировать представление о своём селе, как части России, об истории возникновения родного села, основных достопримечательностях, традициях, и др.
3. Беседа «Мой дом, наведу порядок в нем".
Цель: Воспитание у детей культуры поведения, желание поддерживать чистоту и порядок в доме, группе, на участке.
Художественно эстетическое развитие
Цель: Активизировать мыслительные процессы
Цель: Активизировать мыслительные процессы
Задачи: Развивать умение рисовать лиственные и хвойные деревья, передавая характерные особенности строения ствола и кроны (береза, дуб, ива, осина, ель, цвета; развивать технические навыки в рисовании карандашами. Совершенствовать изобразительные умения и развивать способности к созданию выразительных образов, используя различные средства изображения
Развитие речи
1. Чтение художественной литературы
Рассказ М. Пришвина “Моя Родина”. Цель: уточнить и расширить знания учащихся о Родине; прививать любовь к природе, бережное отношение ко всему живому.
Заучивание стихотворений о родном городе, Родине.
1. Прослушивание гимна Российской федерации, песен о родном крае, селе.
Цель: познакомить учащихся с гимном России в исторической ретроспективе, родном городе.
- Развитие интереса к истории России, родном селе;
- Формирование уважения к символам государства;
- Расширение кругозора учащихся о государственной символики России;
- Развитие навыков исполнения гимна;
- Воспитание гражданских чувств, чувства патриотизма через познание символов государства
Совместная деятельность родителей и детей:
1. Изготовление макета отдельных зданий села Поповка (Школа, больница, детский сад, дом культуры).
Цель: Развивать наглядно-действенное мышление, стимулировать поиск новых способов решения практических задач при помощи изготовления различных моделей, овладение техникой и навыками объемного моделирования, приобретение навыков работы с бумагой, картоном и использовать различные подручные материалы; развитие пространственного мышления.
- Поддерживать стремление детей активно вступать в общение, высказываться;
- Развивать поисковую деятельность детей, умение планировать этапы своих действий, аргументировать свой выбор;
- Дать детям возможность проявить свои дизайнерские и творческие способности;
- Совершенствовать стиль партнерских отношений.
1. Посещение музея,
Цель: Ознакомление дошкольников с историей культуры и искусства через знакомство с музеем
- Углубить и систематизировать знания детей о культуре поведения в общественных местах, в том числе в музее.
- Формировать у детей умения художественного восприятия произведений искусства.
2. Посещение сельской библиотеки.
Цель: Познакомить детей с библиотекой и основными правилами пользования библиотекой, сформировать навык бережного отношения к книге.
- Дать понятия: библиотека, читатель, библиотекарь, формуляр.
- Рассказать порядок и правила пользования библиотекой.
- Познакомить с правилами пользования книгой.
Социально-коммуникативное развитие
1. Пальчиковая гимнастика:
Цель: познакомить детей с пальчиковой гимнастикой, научить играть в неё, развивая при этом речь и вызывая эмоциональный отклик.
2. Дидактические игры:
Цель: развитие моторной ловкости указательного и большого пальцев ведущей руки ребенка; выработка у ребенка умения располагать мозаичный рисунок в соответствии с образцом
3. Сюжетно-ролевые игры:
Цель: обучать детей реализовывать и развивать сюжет игры; закрепить знания о функционировании магазина; формировать навыки культурного поведения в общественных местах.
Цель: Повышать интерес и бережное отношение к книге; развивать речевое творчество в процессе игры, мелкую моторику; формировать у дошкольников культуру общения в библиотеке.
Цель. Совершенствование у дошкольников конкретных представлений о строительстве и его этапах.
III этап: заключительный.
Провели анализ и обобщили результаты, полученные в процессе проекта. Дети отметили, что Поповка очень красивое село . Также отметили, что существуют архитектурные здания, памятники, дом культуры.
Дети сделали вывод, что село наше нужно содержать в чистоте и порядке для того чтобы гордились им не только мы, но и любовались приезжие гости из других сел, городов.
• Обогащенные и систематизированные знания детей об истории города и его культурных ценностях, неповторимой природе края. Сформирован устойчивый интерес к изучению данной темы.
• Повышение компетентности воспитателей по представленной теме.
• Участие семей воспитанников в учебно-воспитательном процессе.
• Разработанное методическое и дидактическое сопровождение по данному разделу.
по количеству участников: групповой (дети одной группы).
Проблема: Дети и родители мало знают о своём родном городе, осуществляется приобщение дошкольников к истории и культуре родного края, местным достопримечательностям, воспитываются любовь и уважение, а так же привязанность к своей малой Родине. Благодаря этому осуществляется комплексный подход к воспитанию детей в духе патриотизма.
Каждый человек имеет свою малую Родину. Чаще всего любимым городом является то место, где человек родился и вырос. Для формирования у детей и родителей основ гражданской культуры, социально - нравственного развития личности, необходимо получение детьми и родителями знаний об их родном городе.
Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать у ребёнка уважительное отношение к малой Родине. Детские воспоминания самые яркие и волнительные. Чем больше ребёнок с детства будет знать о родных местах, родном городе, тем ближе и роднее будет становиться ему Родина, Россия.
- расширение знания детей и родителей о родном городе;
- приобщение к истории и культуре родного города, местным достопримечательностям;
- воспитания любви, уважения и привязанности к своей малой Родине.
1. Формировать представления детей и родителей о родном городе.
2. Закрепить знания детей о знакомых улицах, где находится дом, детский сад.
3. Воспитывать умение видеть красоту родного города, радоваться ей и беречь.
4. Расширить знания детей о растительном и животном мире нашего города.
5. Развивать у детей связную речь, обогащать и активизировать словарь.
У детей и родителей будут сформированы начальные представления об истории города Зеленокумска.
Воспитывать патриотические чувства у детей.
Актуализировать знания о родном городе.
Заинтересовать детей и взрослых историей родного края, сплотить родителей и детей в воспитании будущих граждан своего города и страны.
Содержание проектной деятельности
Сбор информации о городе.
Подбор иллюстративного материала.
Отбор художественной литературы, художественного материала.
1. Рассказ воспитателя об истории развития города.
3. Просмотр слайдов и видеоматериалов.
Продукт проектной деятельности:
План реализации проекта
На подготовительном этапе своего проекта, определившись с задачами работы, я организовала подбор наглядно-дидактического материала (иллюстративного, раздаточного) соответствующего теме проекта; художественной литературы, развивающей среды в группе. Для работы с родителями, на начальном этапе, предложила им ответить на вопросы анкеты, которая позволила мне понять уровень осведомленности родителей по данному вопросу. Получив ответы и изучив дополнительную литературу, я подготовила рекомендации и консультации.
На основном этапе работы стала осуществлять:
Совместная деятельность воспитателя и детей
История возникновения родного города.
Цель : Вызвать интерес и желание узнать об истории возникновения своего города. Формировать познавательные интересы, любознательность, активность. Воспитывать любовь к родному городу.
Наш любимый город.
Цель : Закрепить понятие - малая Родина. Формировать умение замечать красоту городских улиц, расширять представления детей о родном городе в поэзии, музыке, произведениях изобразительного искусства. Воспитывать эмоциональную отзывчивость, любовь к родному краю.
Совместная и самостоятельная деятельность
Построим улицу города
Строительство нового дома
Содержание проектной деятельности.
Цель : выявить уровень знаний детей по теме. Примерные вопросы :
- Как называется город, в котором ты живёшь?
- Почему он так называется?
- Что является центром нашего города?
- Как называется эта площадь?
- Чем отличается город от деревни?
- Где в городе люди лечатся?
- Где покупают продукты, лекарства?
- Где отправляют и получают посылки?
- Назови свой адрес.
- учить детей подбирать антонимы, пользоваться в речи суффиксами – ик, - ищ;
- учить образовывать существительные множественного числа в именительном и родительном падежах;
- учить детей составлять рассказ о своём городе, развивать внимание и память.
Цель : выявление знаний детей о месте их жительства, формирование первичных ценностных представлений о себе, окружающим их социальном мире.
4) Самостоятельная познавательно – исследовательская деятельность детей.
- рассматривание фотографий о родном городе, его достопримечательностях.
Вторая половина дня.
Цель : - учить подбирать определения образовывать прилагательные по образцу
Образовательная деятельность в режимных моментах :
Цель : - ознакомление с контурной картой города;
- развития творческого потенциала.
Беседа об истории возникновения родного города.
Цель : - закреплять знания детей о Зеленокумск, - познакомить с историей возникновения родного города и его основателем.
Цель : - при помощи картинок закреплять названия главных достопримечательностей нашего города.
Цель : - познакомить детей с цветовой гаммой контурной карты, рассказать, что по цветам на карте расположены равнины (зелёный, горы (коричневый, реки и водоёмы (голубой).
Цель : - вызвать в памяти детей картины своего двора, дома, ближайшего окружения;
- побуждать передавать их с помощью доступных средств выразительности (цвет - форма).
Образовательная деятельность в режимных моментах.
- вспомнить знакомые места родного города, для чего их создают;
- рассказать о тех людях, которые внесли наибольший вклад в развитие родного города;
- поговорить о скверах, что расположены недалеко от детского сада, в честь кого они названы.
Работа с родителями :
Предложить родителям вместе с детьми посетить музей и МОУ СОШ № 13.
Цель : - побуждать детей к высказываниям; - проверять знания детьми районов города, своего домашнего адреса.
Цель : - помочь детям разделить группу на предполагаемые улицы с организованными на них разными игровыми центрами(больница, магазин, аптека, полиция, почта, детский сад);
- развивать свободное общение с взрослыми и детьми в процессе игры
Рассказ детей об интересных местах города, где они уже успели побывать.
ЧХЛ. Чтение стихотворений о родном городе.
Самостоятельная деятельность детей. Рассматривание книг и фотографий.
НОД. : Мой любимый город, мой Зеленокумск .
Цели : - закреплять знания детей о родном городе; - познакомить с историей возникновения города и его основателем; - воспитывать интерес к истории родного края.
Знания, полученные во время проекта, помогли повысить значимость патриотического воспитания детей, формированию патриотических чувств у дошкольников. Родители и воспитатели убедились в том, насколько актуальна тема изучения родного города. Проект заинтересовал детей и взрослых, сплотил родителей и детей в воспитании будущих граждан своего города и страны.
НОД: Мой любимый город, мой Зеленокумск
Чтение художественной литературы; стихи о Зеленокумске написала Оксана Мельникова.
Сюжетно - ролевые игры :
Построим улицу города.
Строительство нового дома.
Предложить родителям вместе с детьми посетить музей и МОУ СОШ № 13.
2. Обогащен словарный запас детей.
4. Повышена компетентность родителей в вопросах истории возникновении нашего города.
Занятие "Мой любимый город, мой Зеленокумск"
- формировать любовь к родному городу и интерес к его прошлому и настоящему;
- познакомить детей с историей возникновения города;
- воспитывать интерес к истории родного города, воспитывать любовь к своей малой Родине;
- беседы о городе;
- экскурсии в музей, парк, библиотеку, к памятникам;
- рассматривание фотографий с видами города;
Вопитатель читает стихотворение З. Александровой
Сразу в памяти встаёт
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот.
У реки берёзка скромница
И ромашковый бугор…
А другим, наверно, вспомнится
Свой родной из детства двор.
В лужах первые кораблики,
Над скакалкой топот ног
И большой соседней фабрики
Громкий радостный гудок.
Или степь от маков красная,
Родина бывает разная,
Но у всех она одна!
-Да, ребята, Родина – это место, где вы родились, живёте со своей семьёй, играете во дворе с приятелями, ходите по улицам родного города в детский сад. А как называется наш город?
- На свете очень много больших и малых городов. А мы будем говорить о нашем городе, о самом любимом, о самом красивом. Я правильно сказала, что наш город самый красивый? Расскажите мне, пожалуйста, что вам нравится в нашем городе?
- Ребята, послушайте отрывок из стихотворения о нашем городе, его написала наша жительница Оксана Мельникова –
Под сенью холмов, средь лесов и полей
Лежит городок на огромной земле,
Не мал, не велик – небольшой островок
В бушующем море сует и тревог.
Здесь каждая улочка мне дорога,
Люблю колыханье цветов на лугах,
И русскую песню, и свист ветерка,
И вдаль уплывающие облака.
Много городов на карте русской,
Много есть на свете городов,
Но роднее нет Зеленокумска,
Этих милых улиц и садов.
-Здравствуйте, ребята. Можно к вам в гости? Меня зовут Всезнайка. Я очень много знаю и много вам расскажу!
-Вот видите, город наш небольшой, а сколько в нем есть всего, что может нравиться, кажется, что по-другому и быть не могло. А ведь так было не всегда. А хотите узнать, как он появился?
- Я приглашаю вас в путешествие во времени. Мы окажемся в далёком прошлом нашего города.
Включается запись шума воды.
- Вы можете себе представить, что когда-то давно на этом месте было море…Вот так выглядело море и древние морские животные…
-Много веков прошло с того времени, ушло море выросли на его месте леса и луга с густой растительностью. И поселились здесь необыкновенные огромные животные - вот посмотрите, какие они (показ слайдов с изображениями южного слона и носорога эласмотерия). Скелет этого огромного древнего слона был найден неподалеку от нашего города несколько лет назад и сейчас он хранится в музее в городе Ставрополе.
Давайте с вами представим, как они могли двигаться (физкультурная пауза).
-Но вот наступил ледниковый период, животные не выдержав холода погибли. А когда через много лет на месте растаявших ледников появилась река, на ее берегах появились травы и леса. Стали сюда пригонять свои стада животных кочевые древние племена. Вот эти украшения тоже были найдены неподалёку от нашего города и хранятся в музее.
- Прошло ещё много лет. Образовалось большое государство Россия. И вот правительницей нашего государства стала царица Екатерина II. Однажды она подарила эти прекрасные земли графу Воронцову Александру Романовичу. Графу понравились земли около реки Кумы своей красотой и плодородием и он переехал сюда со своей семьёй и большим количеством прислуги и работников.
- Посмотрите, как в те далекие времена жили люди…
- В музее нашего города хранятся предметы тех времён, посмотрите… Жители работали, это их предметы труда…
- Еще многие годы прошли, прежде чем Зеленокумск стал таким, как сейчас.
- Давайте проведем викторину с родителями:
“Что вы знаете о своем городе?”
- Как вы думаете, почему наш город носит такое имя - Зеленокумск?
- Как называется улица, на которой ты живешь?
- На какой улице находится наш детский сад?
- Что находится рядом с детским садом?
- Какие улицы города мы знаем?
- Как должны люди, дети относиться к своему родному городу?
-Вижу, что вы неплохо знаете свой город. А сейчас я предлагаю вам послушать высказывания и определить, верны ли они. Если нет, скажите, что это не так.
В нашем городе много детских садов, школ.
В нашем городе живут китайцы.
Наш город расположен на юге России.
В нашем городе живут зеленокумчане.
У нас на площади стоит памятник А.С.Пушкину…
Наш город стоит на берегу Чёрного моря.
С одной стороны нашего города возвышаются холмы.
Вокруг нашего города растет лес.
- Какие вы молодцы, как хорошо знаете свой родной город. А сейчас ребята, вам предлагают игру дети из другой группы. Послушайте видео-вопросы и найдите ответ на фотографиях.
Дети делятся на
три команды Каждая слушает по одному вопросу и подбирают фотографии.
- Мы сегодня говорили о том, как появился наш город, каков он сейчас. Вы своими ответами показали, что знаете и любите свой родной город. Завершая наш разговор, давайте помечтаем о том, что вы захотите сделать для города, когда вырастете. Помните я просила вас заказать для себя сон о городе вашей мечты, что бы вы хотели сделать в нашем городе когда станете взрослыми. Наша игра-мечта так и будет называться “Мечтатели” ее можно начинать словами: “Когда я вырасту. ”
- Какие прекрасные у вас мечты!
- Я думаю, что каждому из вас обязательно удастся осуществить свою мечту. Ребята, а как вы думаете, что нужно сделать, чтобы мечта обязательно осуществилась. Высказывания детей.
- А пока вы можете сделать это на бумаге. Я предлагаю изобразить вашу мечту на этом плакате.
На заранее подготовленном материале из ватмана дети изображают свою мечту под аудиозапись песни о городе. Закончив подбирать картинки, дети идут вокруг стола, рассматривая и рассказывая, что они изобразили.
Воспитатель добавляет радугу и солнце.
- Я думаю, что вы все, повзрослев, сможете признаться в любви к нашему городу. Кто-то стихами, кто-то песнями, а кто-то просто хорошими, добрыми делами, сможете осуществить свои мечты, чтобы наш город был самым красивым.
- Ребята, мне пора, но я к вам ещё обязательно приду и расскажу что-то интересное. Что ещё вы бы хотели узнать о нашем городе на следующих Занятиях?
Читайте также: