Проект по истории родного края в доу

Обновлено: 05.07.2024

Данный проект имеет широкую перспективу развития т.к. даёт возможность дошкольникам лучше узнать историю своего города, более бережного отношения к его достопримечательностям, уважение к своей семье, родственникам, жителям города.

Содержимое публикации

Краеведческий проект для детей старшего дошкольного возраста

Продолжительность– 4 месяца

Возраст детей: 5-6лет

Автор проекта: Ежова Юлия Александровна, воспитатель

Вид проекта: информационный, познавательно-творческий.

Участники– педагоги, дети, родители.

Девиз проекта:

Актуальность темы:

Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка. В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.

Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.

Рост научно-технического прогресса, новые открытия и технические изобретения отодвинули на второй план духовные ценности. Проблемы воспитания у подрастающего поколения любви к своей малой Родине выпали из поля зрения ученых и практиков на многие годы. С введением в действие ФГОС дошкольного образования, произошли существенные изменения в развитии системы образования. Это повлекло изменения содержания образования. Одним из приоритетных направлений стало знакомство детей дошкольного возраста с национальным и региональным культурным наследием и историей страны, края.

Основные задачи нравственно-патриотического воспитания в системе образования:

- обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;

- воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества;

- формирование мира и межличностных отношений.

Мы считаем, что метод проекта позволяет детям усвоить сложный краеведческий материал через творческий подход решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс, интересным и мотивационным. Проектная деятельность развивает творческие способности дошкольников, помогает самому педагогу развиваться как творческой личности.

Цель проекта:

Воспитание нравственно — патриотических чувств детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с семейными ценностями, малой и большой Родиной.Формирование позитивных установок в воспитании гражданственности, патриотизма, развитие социально-эмоционального интеллекта в изучении фактов истории родного края.

Задачи проекта:

1.Сформировать позитивную установку в воспитании патриотизма.

2.Помочь детям осознать себя членом семьи.

3.Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, родному городу.

4.Ознакомить детей с символикой родного города , государства.

5.Формирование бережного отношения к родной природе и всему живому.

6.Воспитание уважения к труду.

7.Развитие интереса к русской культуре, национальным костюмам.

8.Развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;

9.Продолжать знакомить детей с достопримечательностями родного края; расширять знания об его истории.

10. Сформировать желание у детей и родителей принимать участие в мероприятиях патриотического воспитания.

Гипотеза реализации проекта:

Ожидаемые результаты проекта:

У детей

* позитивная установка на восприятие патриотического материала
* владение адекватными способами выражения своего внутреннего состояния.

*осознание патриотического чувства в формировании взаимоотношений со взрослыми и сверстниками

* повышенный интерес к истории своего города Горнозаводска, Горнозаводского района, Пермского края, России

* бережное отношение к природе своего края

* освоение доступных знаний детей в символах родного поселения, района, государства

* ощущение любви к своему родному краю и государству

* осознанное желание быть полезным своей Родине.

* проявление благодарности, заботливости и внимания по отношению к родителям, и взрослым наставникам, повышение значимости семьи в своей жизни.

У родителей

активизация участия совместно с детьми в жизнедеятельности ДОУ, в игровой и художественно-творческой деятельности нравственно-патриотического воспитания;

проявление позиции активных участников воспитательно-образовательного процесса, выход на позиции партнеров.

Этапы реализации проекта

1 этап – подготовительный.

1. Изучить литературу по данной теме.

2. Познакомить родителей со значимостью проектной деятельности в детском саду.

3. Выбрать методы реализации проектной деятельности.

4. Взаимодействие с социумом.

5. Подбор и планирование материала с учётом индивидуальных и возрастных особенностей детей.

6. Составление перспективного плана с музеем и библиотекой города.

2 этап – практический.

Задачи второго этапа:

- чтение и рассматривание соответствующей литературы;

- беседы по содержанию материала, драматизация произведений;

- беседы, песни, игры о семье, родных;

- дидактические игры, игры - драматизации, игры имитационного характера, игровые задания;

- Взаимодействие с социумом (посещение городского музея и детской библиотеки).

- привлечь родителей к сотрудничеству и реализации проекта.

3-й этап: заключительный (подведение итогов):

- Презентация проекта в ДОУ

Конечные результаты реализации проекта:

-создание комплексной системы использования патриотического воспитания как важнейшего компонента разностороннего развития личности дошкольника;

-презентационный проект о своей семье;

-повышение компетентности и профессионализма педагогов в своей работе;

-качественное изменение условий для социально - нравственного воспитания подрастающего поколения;

-совершенствование системы работы по патриотическому воспитанию у всех участников воспитательно - образовательного процесса ДОУ;

Перспектива развития проекта:

Данный проект имеет широкую перспективу развития т.к. даёт возможность дошкольникам лучше узнать историю своего города, более бережного отношения к его достопримечательностям, уважение к своей семье, родственникам, жителям города.

Полученные знания детьми в процессе работы и после завершения проекта будут постоянно пополняться, т.к. у детей возникает интерес к жизни своего небольшого, но исторически важного для всей страны города. А также желание узнавать о жизни старшего поколения своей семьи и семейных традициях.

Родина, Отечество.…В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.

В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.

Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.

Поэт Симонов в стихотворении “Родина” пишет:

“Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал.
Ты вспоминаешь Родину такую, какой её ты в детстве увидал”

И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце.

Рост научно-технического прогресса, новые открытия и технические изобретения отодвинули на второй план духовные ценности. Проблемы воспитания у подрастающего поколения любви к своей малой Родине выпали из поля зрения ученых и практиков на многие годы. С введением в действие закона РФ “Об образовании” произошли существенные изменения в развитии системы образования. Это повлекло изменения содержания образования. Одним из приоритетных направлений стало знакомство детей дошкольного возраста с национальным и региональным культурным наследием и историей страны, края.

Основные задачи нравственно-патриотического воспитания в системе образования (из национальной доктрины образования в РФ):

  1. обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;
  2. воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества;
  3. формирование мира и межличностных отношений и т.

Проведенное среди детей и родителей воспитанников нашего ДОУ анкетирование показывает:

  • к 5-6 годам у 70% дошкольников отсутствует познавательный интерес к истории и культурному наследию города, края;
  • у 65 % детей отмечается низкий уровень знаний истории города, края;
  • 80 % родителей не имеют возможности посещать культурные учреждения города из-за высокой занятости;
  • 40 % родителей затрудняются в знании истории города, края;
  • 20 % родителей не знают и не хотят знать историю города и края.

Мы считаем, что метод проекта позволяет детям усвоить сложный краеведческий материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс, интересным и мотивационным. Проектная деятельность развивает творческие способности дошкольников, помогает самому педагогу развиваться как творческой личности.

Воспитание чувства патриотизма у детей дошкольного возраста; обогащение их познавательного, эмоционального опыта через приобщение детей к истории, традициям культуре родного города.

  • Дать знания детям о родном городе: история, символика, достопримечательности, промышленные объекты, их вред и польза, экологическая ситуация в городе.
  • Научить гордиться тем, что сделано руками их родителей, старшим поколением.
  • Расширить знания детей о флоре и фауне Урала.
  • Воспитывать любовь к родному городу, краю, умение видеть прекрасное, гордиться им.
  • Формировать бережное отношение к культурным ценностям района, осознание их неповторимости и индивидуальности.
  • Формировать экологическую культуру у детей и их родителей, желание принимать участие в проведении мероприятий по охране окружающей среды.

Не следует ждать от детей взрослых форм проявления любви к родному городу и краю, но если в ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории города, символике, достопримечательностях, будут знать имена тех, кто основал и прославил город, начнут проявлять интерес к событиям городской жизни, края и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.

Вид проекта: познавательный, исследовательский, групповой.

Участники: дети старшей и подготовительной группы, родители воспитанников, педагоги группы, специалисты.

Сроки реализации: 2 года.

I. Теоретическое обоснование проекта

Педагог сам определяет способ организации, место в режиме дня, содержание того или иного занятия по данной программе.

Направления проектной деятельности

  • Информационный блок: переработка теоретических материалов, написание познавательных рассказов
  • Технологический блок: разработка конспектов занятий с использованием развивающего обучения, разработка комплексно-тематического планирования;
  • Организационный блок: создание предметно – развивающей среды (мини-музеи, центры активности; уголки творчества и познания и т.п.);
  • Контрольно – рефлексивный блок: разработка анализа эффективности образовательного проекта, вычисление противоречий и проблем во время реализации проекта, разработка перспективы проекта.

Интегрирование

При работе с проектом был использован принцип интегративного подхода, т.к содержание образовательного проекта достаточно объёмный, следует основная часть программы интегрируется в другие образовательные области: познание, социализация, художественное творчество, коммуникация, чтение, музыка.

Необходимые условия для реализации проекта

  • Интерес детей и родителей
  • Методические разработки
  • Педагогический опыт
  • Предметно – развивающая среда
  • Инновации
  • Интеграция со специалистами детского сада

Методы (формы и приёмы работы) проекта

  1. Наблюдения, экскурсии, целевые прогулки;
  2. Совместные игры и творческие проекты;
  3. Познавательно – игровые занятия;
  4. Беседы, интервью, составление творческих рассказов, выставки рисунков;
  5. Развлечения, досуги, театрализованные праздники;
  6. Нетрадиционные формы с родителями.

1 . Знать/называть: историю края и города, символику города, достопримечательности, промышленные объекты, их вред и польза, экологическую ситуацию в городе.

2. Знать/называть: растения и животных края, камни добываемые на Урале.

3. Знать/называть: народные праздники, декоративно – прикладное искусство, жилище человека и предмета быта Урала и города.

4. Выражать/принимать: отношение к окружающей среде, участие проведении мероприятий по охране окружающей среды в УО.

5. Уметь: заботиться о близких, управлять своими чувствами, анализировать свои поступки и поступки других.

Достигнутые результаты (приложение 1)

Во время контрольного проведения рефлексивного этапа по результатам итогового мониторинга прослеживается положительная динамика по следующим показателям:

  1. РОДНОЙ КРАЙ, ГОРОД ( история края и города, символика города, достопримечательности, промышленные объекты, их вред и польза, экологическая ситуация в городе): 2011г -2012г увеличилось на 26 %;
  2. ФЛОРА И ФАУНА УРАЛА: ( растения и животные края, камни добываемые на Урале): 2011г-2012г увеличилось
  1. ИСТОРИЯ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ И ТРАДИЦИИ : ( народные праздники, декоративно – прикладное искусство, жилище человека и предмета быта Урала и города): 2011г-2012г увеличилось на 31 %;
  2. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА: ( отношение к окружающей среде, участие детей и родителей в проведении мероприятий по охране окружающей среды): 2011г-2012г увеличилось на 34 %;
  3. ЛИЧНОСТНЫЙ КОМПОНЕНТ : ( забота о близких, умение управлять своими чувствами, умения анализировать свои поступки и поступки других): 2011г-2012г увеличилось на 15%.
  1. Практическая реализация проекта

Этапы проведения и реализации проекта

- Изучение интереса детей для определения целей проекта, мониторинг

- Сбор и анализ литературы для взрослых и детей.

- Обращение к специалистам.

- Посетить музей г. Верхняя Пышма;

- Изучить краеведческую литературу;

- Подобрать библиотечку произведений уральских писателей, поэтов, доступных для восприятия детей конкретной возрастной группы;

- Совместно с родителями подобрать весь необходимый материал для изготовления пособий;

- Разработать план целевых прогулок и экскурсий конкретно для своей возрастной группы, ориентируясь на содержание программы.

- Экскурсии и фотоэкскурсии по городу

- Изготовление макета улицы Петрова.

3. Презентационно - завершающий

- Выставка продуктов детской деятельности.

- Оценка этапов реализации проекта детьми.

- Подведение итогов. Проведение итогового мониторинга.

Перспективы дальнейшего развития проекта.

В результате проделанной работы возникла идея о создании долгосрочного проекта по нравственно – патриотическому воспитанию, который будет состоять из трех блоков:

(дать знания об улицах Восточного посёлка, знать адрес своего места жительства (ребёнку), совершать целевые прогулки в сквер, проводить беседы).

(дать знания о социальном портрете дошкольного учреждения и какие объекты находятся вблизи детского сада, совершать целевые прогулки по ближайшим улицам и вести наблюдение за трудоустройством горожан, за машинами города, проводить беседы, создавать ситуации для ориентирования в местности, где проживают дети, как отдыхают с родителями на природе).

(ознакомление детей с историей города; показать, город в котором живут дети, красив, современен, город – труженик, рассказать какие есть промышленные предприятия, какую продукцию они выпускают. Закрепить знания о родном районе; познакомить с профессиями и предприятиями и предприятиями, на которых работают родители детей).

1. Большой России маленькая росинка - Филантроп, 2008г.

2. Городской округ Верхняя Пышма. Большой России маленькая росинка- Екатеринбург, Филантроп, 2008г.

3. М.Е. Головацкий и др. Верхняя Пышма 1854-2004- Екатеринбург, Уральский университет, 2004г

4. В.И. Гриневич. Верхнепышминцы в войне 1941-1945 г.г

5. В. Непомнящий, Е.Селина, А.Грамолин, М. Тимошадченко, Е. Назарова, Ю.Горбунов Р. Печурина. Медное платье Урала.- Сократ, Екатеринбург, 2004г.

6. И.Г.Пронин, Л.Н. Никитина Г.Д. Мамонов- г. Верхняя Пышма, 1996г.

7. И.Г. Пронин. Мой город. Прошлое и настоящее.- г. Верхняя Пышма, 2000г.

8. Серия. Наш город- наша гордость! Стихи о Верхней Пышме- Центральная городская библиотека им. В.В. Волоскова.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Продолжительность: краткосрочный рассчитан на 2 недели.

Тип проекта: информационно – творческий.

Участники проекта: дети, родители, воспитатели.

Возраст детей: 4-7 лет.

Актуальность: Любить свой край, знать его богатства, его особенности, его историю - на этих лучших чувствах к родным местам и воспитывается подлинный патриотизм. Знание своего исторического наследия обогащает духовный мир современного человека, воспитывает бережное отношение к тому, что его окружает, к людям, которые живут рядом.

Любовь маленького ребёнка к Родине начинается с отношения к самым близким людям - отцу, матери, бабушке, дедушке, с любви к своей природе, к дому, к улице, на которой он живёт, городу, селу. К истории своей малой Родины.

Наблюдая за детьми, можно увидеть, что они с любопытством рассматривают фотографии о родном селе, делятся впечатлениями. Но было замечено, что у детей поверхностные представления об истории родного села.

Цель: осуществление комплексного подхода приобщение дошкольников к истории и культуре родного села, местным достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к родному краю.

1. Воспитывать у детей любовь и привязанность к семье, родному дому, родной улице, селу.

2. Создать эмоционально благополучную атмосферу дома и в детском саду, где взаимоотношения между людьми (взрослыми и детьми) построены на основе доброжелательности и взаимоуважения, где ребенок будет чувствовать себя желанным и защищенным.

3. Сформировать представление о своём селе, как части России, об истории возникновения родного села, основных достопримечательностях, традициях, и др.

4. Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.

5. Вызвать у детей чувство гордости и интереса к своей малой Родине.

6. Побудить желание узнать большее о родном селе Поповка.

7. Развивать связную речь детей; обогащать и активизировать словарь; память, интерес к игровой деятельности, творческие и познавательные способности, воображение.

Ход работы над проектом.

I этап: подготовительный

1. Подборка материалов, художественной литературы по заданной тематике.

2. Сбор иллюстративного материала.

3. Разработка конспектов занятий.

II этап: основной

Цель: воспитание у детей данного возраста чувства патриотизма, уважения к своей Родине.

Задачи: ознакомление детей с такими понятиями, как "Россия”, "Родина”, "Отечество”; обзорное ознакомление с символикой, гимном России и столицей; закрепление полученной информации

Цель: Сформировать представление о своём селе, как части России, об истории возникновения родного села, основных достопримечательностях, традициях, и др.

3. Беседа «Мой дом, наведу порядок в нем".

Цель: Воспитание у детей культуры поведения, желание поддерживать чистоту и порядок в доме, группе, на участке.

Художественно эстетическое развитие

Цель: Активизировать мыслительные процессы

Цель: Активизировать мыслительные процессы

Задачи: Развивать умение рисовать лиственные и хвойные деревья, передавая характерные особенности строения ствола и кроны (береза, дуб, ива, осина, ель, цвета; развивать технические навыки в рисовании карандашами. Совершенствовать изобразительные умения и развивать способности к созданию выразительных образов, используя различные средства изображения

Развитие речи

1. Чтение художественной литературы

Рассказ М. Пришвина “Моя Родина”. Цель: уточнить и расширить знания учащихся о Родине; прививать любовь к природе, бережное отношение ко всему живому.

Заучивание стихотворений о родном городе, Родине.

1. Прослушивание гимна Российской федерации, песен о родном крае, селе.

Цель: познакомить учащихся с гимном России в исторической ретроспективе, родном городе.

- Развитие интереса к истории России, родном селе;

- Формирование уважения к символам государства;

- Расширение кругозора учащихся о государственной символики России;

- Развитие навыков исполнения гимна;

- Воспитание гражданских чувств, чувства патриотизма через познание символов государства

Совместная деятельность родителей и детей:

1. Изготовление макета отдельных зданий села Поповка (Школа, больница, детский сад, дом культуры).

Цель: Развивать наглядно-действенное мышление, стимулировать поиск новых способов решения практических задач при помощи изготовления различных моделей, овладение техникой и навыками объемного моделирования, приобретение навыков работы с бумагой, картоном и использовать различные подручные материалы; развитие пространственного мышления.

- Поддерживать стремление детей активно вступать в общение, высказываться;

- Развивать поисковую деятельность детей, умение планировать этапы своих действий, аргументировать свой выбор;

- Дать детям возможность проявить свои дизайнерские и творческие способности;

- Совершенствовать стиль партнерских отношений.

1. Посещение музея,

Цель: Ознакомление дошкольников с историей культуры и искусства через знакомство с музеем

- Углубить и систематизировать знания детей о культуре поведения в общественных местах, в том числе в музее.

- Формировать у детей умения художественного восприятия произведений искусства.

2. Посещение сельской библиотеки.

Цель: Познакомить детей с библиотекой и основными правилами пользования библиотекой, сформировать навык бережного отношения к книге.

- Дать понятия: библиотека, читатель, библиотекарь, формуляр.

- Рассказать порядок и правила пользования библиотекой.

- Познакомить с правилами пользования книгой.

Социально-коммуникативное развитие

1. Пальчиковая гимнастика:

Цель: познакомить детей с пальчиковой гимнастикой, научить играть в неё, развивая при этом речь и вызывая эмоциональный отклик.

2. Дидактические игры:

Цель: развитие моторной ловкости указательного и большого пальцев ведущей руки ребенка; выработка у ребенка умения располагать мозаичный рисунок в соответствии с образцом

3. Сюжетно-ролевые игры:

Цель: обучать детей реализовывать и развивать сюжет игры; закрепить знания о функционировании магазина; формировать навыки культурного поведения в общественных местах.

Цель: Повышать интерес и бережное отношение к книге; развивать речевое творчество в процессе игры, мелкую моторику; формировать у дошкольников культуру общения в библиотеке.

Цель. Совершенствование у дошкольников конкретных представлений о строительстве и его этапах.

III этап: заключительный.

Провели анализ и обобщили результаты, полученные в процессе проекта. Дети отметили, что Поповка очень красивое село . Также отметили, что существуют архитектурные здания, памятники, дом культуры.

Дети сделали вывод, что село наше нужно содержать в чистоте и порядке для того чтобы гордились им не только мы, но и любовались приезжие гости из других сел, городов.

• Обогащенные и систематизированные знания детей об истории города и его культурных ценностях, неповторимой природе края. Сформирован устойчивый интерес к изучению данной темы.

• Повышение компетентности воспитателей по представленной теме.

• Участие семей воспитанников в учебно-воспитательном процессе.

• Разработанное методическое и дидактическое сопровождение по данному разделу.

по количеству участников: групповой (дети одной группы).

Проблема: Дети и родители мало знают о своём родном городе, осуществляется приобщение дошкольников к истории и культуре родного края, местным достопримечательностям, воспитываются любовь и уважение, а так же привязанность к своей малой Родине. Благодаря этому осуществляется комплексный подход к воспитанию детей в духе патриотизма.

Каждый человек имеет свою малую Родину. Чаще всего любимым городом является то место, где человек родился и вырос. Для формирования у детей и родителей основ гражданской культуры, социально - нравственного развития личности, необходимо получение детьми и родителями знаний об их родном городе.

Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать у ребёнка уважительное отношение к малой Родине. Детские воспоминания самые яркие и волнительные. Чем больше ребёнок с детства будет знать о родных местах, родном городе, тем ближе и роднее будет становиться ему Родина, Россия.

- расширение знания детей и родителей о родном городе;

- приобщение к истории и культуре родного города, местным достопримечательностям;

- воспитания любви, уважения и привязанности к своей малой Родине.

1. Формировать представления детей и родителей о родном городе.

2. Закрепить знания детей о знакомых улицах, где находится дом, детский сад.

3. Воспитывать умение видеть красоту родного города, радоваться ей и беречь.

4. Расширить знания детей о растительном и животном мире нашего города.

5. Развивать у детей связную речь, обогащать и активизировать словарь.

У детей и родителей будут сформированы начальные представления об истории города Зеленокумска.

Воспитывать патриотические чувства у детей.

Актуализировать знания о родном городе.

Заинтересовать детей и взрослых историей родного края, сплотить родителей и детей в воспитании будущих граждан своего города и страны.

Содержание проектной деятельности

Сбор информации о городе.

Подбор иллюстративного материала.

Отбор художественной литературы, художественного материала.

1. Рассказ воспитателя об истории развития города.

3. Просмотр слайдов и видеоматериалов.

Продукт проектной деятельности:

План реализации проекта

На подготовительном этапе своего проекта, определившись с задачами работы, я организовала подбор наглядно-дидактического материала (иллюстративного, раздаточного) соответствующего теме проекта; художественной литературы, развивающей среды в группе. Для работы с родителями, на начальном этапе, предложила им ответить на вопросы анкеты, которая позволила мне понять уровень осведомленности родителей по данному вопросу. Получив ответы и изучив дополнительную литературу, я подготовила рекомендации и консультации.

На основном этапе работы стала осуществлять:

Совместная деятельность воспитателя и детей

История возникновения родного города.

Цель : Вызвать интерес и желание узнать об истории возникновения своего города. Формировать познавательные интересы, любознательность, активность. Воспитывать любовь к родному городу.

Наш любимый город.

Цель : Закрепить понятие - малая Родина. Формировать умение замечать красоту городских улиц, расширять представления детей о родном городе в поэзии, музыке, произведениях изобразительного искусства. Воспитывать эмоциональную отзывчивость, любовь к родному краю.

Совместная и самостоятельная деятельность

Построим улицу города

Строительство нового дома

Содержание проектной деятельности.

Цель : выявить уровень знаний детей по теме. Примерные вопросы :

- Как называется город, в котором ты живёшь?

- Почему он так называется?

- Что является центром нашего города?

- Как называется эта площадь?

- Чем отличается город от деревни?

- Где в городе люди лечатся?

- Где покупают продукты, лекарства?

- Где отправляют и получают посылки?

- Назови свой адрес.

- учить детей подбирать антонимы, пользоваться в речи суффиксами – ик, - ищ;

- учить образовывать существительные множественного числа в именительном и родительном падежах;

- учить детей составлять рассказ о своём городе, развивать внимание и память.

Цель : выявление знаний детей о месте их жительства, формирование первичных ценностных представлений о себе, окружающим их социальном мире.

4) Самостоятельная познавательно – исследовательская деятельность детей.

- рассматривание фотографий о родном городе, его достопримечательностях.

Вторая половина дня.

Цель : - учить подбирать определения образовывать прилагательные по образцу

Образовательная деятельность в режимных моментах :

Цель : - ознакомление с контурной картой города;

- развития творческого потенциала.

Беседа об истории возникновения родного города.

Цель : - закреплять знания детей о Зеленокумск, - познакомить с историей возникновения родного города и его основателем.

Цель : - при помощи картинок закреплять названия главных достопримечательностей нашего города.

Цель : - познакомить детей с цветовой гаммой контурной карты, рассказать, что по цветам на карте расположены равнины (зелёный, горы (коричневый, реки и водоёмы (голубой).

Цель : - вызвать в памяти детей картины своего двора, дома, ближайшего окружения;

- побуждать передавать их с помощью доступных средств выразительности (цвет - форма).

Образовательная деятельность в режимных моментах.

- вспомнить знакомые места родного города, для чего их создают;

- рассказать о тех людях, которые внесли наибольший вклад в развитие родного города;

- поговорить о скверах, что расположены недалеко от детского сада, в честь кого они названы.

Работа с родителями :

Предложить родителям вместе с детьми посетить музей и МОУ СОШ № 13.

Цель : - побуждать детей к высказываниям; - проверять знания детьми районов города, своего домашнего адреса.

Цель : - помочь детям разделить группу на предполагаемые улицы с организованными на них разными игровыми центрами(больница, магазин, аптека, полиция, почта, детский сад);

- развивать свободное общение с взрослыми и детьми в процессе игры

Рассказ детей об интересных местах города, где они уже успели побывать.

ЧХЛ. Чтение стихотворений о родном городе.

Самостоятельная деятельность детей. Рассматривание книг и фотографий.

НОД. : Мой любимый город, мой Зеленокумск .

Цели : - закреплять знания детей о родном городе; - познакомить с историей возникновения города и его основателем; - воспитывать интерес к истории родного края.

Знания, полученные во время проекта, помогли повысить значимость патриотического воспитания детей, формированию патриотических чувств у дошкольников. Родители и воспитатели убедились в том, насколько актуальна тема изучения родного города. Проект заинтересовал детей и взрослых, сплотил родителей и детей в воспитании будущих граждан своего города и страны.

НОД: Мой любимый город, мой Зеленокумск

Чтение художественной литературы; стихи о Зеленокумске написала Оксана Мельникова.

Сюжетно - ролевые игры :

Построим улицу города.

Строительство нового дома.

Предложить родителям вместе с детьми посетить музей и МОУ СОШ № 13.

2. Обогащен словарный запас детей.

4. Повышена компетентность родителей в вопросах истории возникновении нашего города.

Занятие "Мой любимый город, мой Зеленокумск"

  • формировать любовь к родному городу и интерес к его прошлому и настоящему;
  • познакомить детей с историей возникновения города;
  • воспитывать интерес к истории родного города, воспитывать любовь к своей малой Родине;
  • беседы о городе;
  • экскурсии в музей, парк, библиотеку, к памятникам;
  • рассматривание фотографий с видами города;

Вопитатель читает стихотворение З. Александровой

Сразу в памяти встаёт

Старый дом, в саду смородина,

Толстый тополь у ворот.

У реки берёзка скромница

И ромашковый бугор…

А другим, наверно, вспомнится

Свой родной из детства двор.

В лужах первые кораблики,

Над скакалкой топот ног

И большой соседней фабрики

Громкий радостный гудок.

Или степь от маков красная,

Родина бывает разная,

Но у всех она одна!

-Да, ребята, Родина – это место, где вы родились, живёте со своей семьёй, играете во дворе с приятелями, ходите по улицам родного города в детский сад. А как называется наш город?

- На свете очень много больших и малых городов. А мы будем говорить о нашем городе, о самом любимом, о самом красивом. Я правильно сказала, что наш город самый красивый? Расскажите мне, пожалуйста, что вам нравится в нашем городе?

- Ребята, послушайте отрывок из стихотворения о нашем городе, его написала наша жительница Оксана Мельникова –

Под сенью холмов, средь лесов и полей

Лежит городок на огромной земле,

Не мал, не велик – небольшой островок

В бушующем море сует и тревог.

Здесь каждая улочка мне дорога,

Люблю колыханье цветов на лугах,

И русскую песню, и свист ветерка,

И вдаль уплывающие облака.

Много городов на карте русской,

Много есть на свете городов,

Но роднее нет Зеленокумска,

Этих милых улиц и садов.

-Здравствуйте, ребята. Можно к вам в гости? Меня зовут Всезнайка. Я очень много знаю и много вам расскажу!

-Вот видите, город наш небольшой, а сколько в нем есть всего, что может нравиться, кажется, что по-другому и быть не могло. А ведь так было не всегда. А хотите узнать, как он появился?

- Я приглашаю вас в путешествие во времени. Мы окажемся в далёком прошлом нашего города.

Включается запись шума воды.

- Вы можете себе представить, что когда-то давно на этом месте было море…Вот так выглядело море и древние морские животные…

-Много веков прошло с того времени, ушло море выросли на его месте леса и луга с густой растительностью. И поселились здесь необыкновенные огромные животные - вот посмотрите, какие они (показ слайдов с изображениями южного слона и носорога эласмотерия). Скелет этого огромного древнего слона был найден неподалеку от нашего города несколько лет назад и сейчас он хранится в музее в городе Ставрополе.

Давайте с вами представим, как они могли двигаться (физкультурная пауза).

-Но вот наступил ледниковый период, животные не выдержав холода погибли. А когда через много лет на месте растаявших ледников появилась река, на ее берегах появились травы и леса. Стали сюда пригонять свои стада животных кочевые древние племена. Вот эти украшения тоже были найдены неподалёку от нашего города и хранятся в музее.

- Прошло ещё много лет. Образовалось большое государство Россия. И вот правительницей нашего государства стала царица Екатерина II. Однажды она подарила эти прекрасные земли графу Воронцову Александру Романовичу. Графу понравились земли около реки Кумы своей красотой и плодородием и он переехал сюда со своей семьёй и большим количеством прислуги и работников.

- Посмотрите, как в те далекие времена жили люди…

- В музее нашего города хранятся предметы тех времён, посмотрите… Жители работали, это их предметы труда…

- Еще многие годы прошли, прежде чем Зеленокумск стал таким, как сейчас.

- Давайте проведем викторину с родителями:

“Что вы знаете о своем городе?”

- Как вы думаете, почему наш город носит такое имя - Зеленокумск?

- Как называется улица, на которой ты живешь?

- На какой улице находится наш детский сад?

- Что находится рядом с детским садом?

- Какие улицы города мы знаем?

- Как должны люди, дети относиться к своему родному городу?

-Вижу, что вы неплохо знаете свой город. А сейчас я предлагаю вам послушать высказывания и определить, верны ли они. Если нет, скажите, что это не так.

В нашем городе много детских садов, школ.

В нашем городе живут китайцы.

Наш город расположен на юге России.

В нашем городе живут зеленокумчане.

У нас на площади стоит памятник А.С.Пушкину…

Наш город стоит на берегу Чёрного моря.

С одной стороны нашего города возвышаются холмы.

Вокруг нашего города растет лес.

- Какие вы молодцы, как хорошо знаете свой родной город. А сейчас ребята, вам предлагают игру дети из другой группы. Послушайте видео-вопросы и найдите ответ на фотографиях.

Дети делятся на

три команды Каждая слушает по одному вопросу и подбирают фотографии.

- Мы сегодня говорили о том, как появился наш город, каков он сейчас. Вы своими ответами показали, что знаете и любите свой родной город. Завершая наш разговор, давайте помечтаем о том, что вы захотите сделать для города, когда вырастете. Помните я просила вас заказать для себя сон о городе вашей мечты, что бы вы хотели сделать в нашем городе когда станете взрослыми. Наша игра-мечта так и будет называться “Мечтатели” ее можно начинать словами: “Когда я вырасту. ”

- Какие прекрасные у вас мечты!

- Я думаю, что каждому из вас обязательно удастся осуществить свою мечту. Ребята, а как вы думаете, что нужно сделать, чтобы мечта обязательно осуществилась. Высказывания детей.

- А пока вы можете сделать это на бумаге. Я предлагаю изобразить вашу мечту на этом плакате.

На заранее подготовленном материале из ватмана дети изображают свою мечту под аудиозапись песни о городе. Закончив подбирать картинки, дети идут вокруг стола, рассматривая и рассказывая, что они изобразили.

Воспитатель добавляет радугу и солнце.

- Я думаю, что вы все, повзрослев, сможете признаться в любви к нашему городу. Кто-то стихами, кто-то песнями, а кто-то просто хорошими, добрыми делами, сможете осуществить свои мечты, чтобы наш город был самым красивым.

- Ребята, мне пора, но я к вам ещё обязательно приду и расскажу что-то интересное. Что ещё вы бы хотели узнать о нашем городе на следующих Занятиях?

Читайте также: