Проект по чтению в доу для старшей группы

Обновлено: 05.07.2024

Главная Занятия по чтению

Вид проекта: познавательно-творческий, групповой.

Тип проекта: краткосрочный

Интеграция образовательных областей в различных видах деятельности: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Участники проекта: дети 4-5 лет, воспитатель, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, сотрудники детской центральной библиотеки, родители.

Огромное значение в жизни ребенка имеет книга. Книга — необходимый элемент его духовной жизни. Стойкий интерес к чтению и привычка ребенка читать формируется в семье. В результате чтения книг у ребенка появляются не только новые знания, но и самое главное – новое эмоциональное отношение к окружающему.

Но в наше время дети и их родители стали чаще заменять детскую литературу телевизором и компьютером, а художественная книга остается не тронутой и теряет свое значение в формировании художественного вкуса. У большинства родителей нет времени сесть с ребенком и почитать книгу. Детские психологи считают это большим упущением взрослых в воспитании своих детей.

Анкетирование родителей и опрос детей нашей группы показали, что дома чтению детских книг уделяется очень мало времени, и некоторые родители даже не могут назвать произведения детских писателей. А ведь на самом деле детская литература представляет собой одно из самых древних средств нравственного, эстетического воспитания, а так же формирует поведенческие стереотипы будущих членов взрослого общества. Поэтому мы решили уделить немного больше времени детской литературе в развитии и воспитании наших детей.

Цель проекта: формирование у дошкольников устойчивого интереса к книгам, как источнику новой информации, произведению искусства.

Задачи:

  • Способствовать формированию интереса к книгам, произведениям детской литературы;
  • Воспитывать умение слушать и понимать произведения разных жанров, выражать эмоции;
  • Воспитывать любовь и бережное отношение к книге, способствовать возрождению, поддержанию и сохранению традиций семейного чтения.
  • Развивать элементы творчества, формировать умение использовать прочитанное в разных видах деятельности;
  • Привлечение родителей к педагогическому процессу, укрепление заинтересованности в сотрудничестве с ДОО.
  • Развивать творческие способности при постоянном обращении с книгой. В ролевых играх по литературным сюжетам, в инсценировках и драматизациях, в выразительном чтении стихов.

Ожидаемые результаты:

Взаимодействие с родителями:

Продукты проектной деятельности:

I этап. Подготовительный.

Цель:

II этап. Основной.

Задачи:

  • Познакомить детей с творчеством С.Я. Маршака, вызвать интерес к его творчеству, желание заучивать тексты и анализировать поступки героев;
  • В различных видах деятельности предложить детям применить литературный материал по творчеству С.Я. Маршака.

Экскурсия в библиотеку детского сада

Задачи:

  • Познакомить детей с автором и художником В.Г. Сутеевым;
  • В дидактических, подвижных играх, в творческих видах деятельности, в театральной деятельности закрепить знания детей сюжетов и героев сказок В.Г. Сутеева.

Рассматривание иллюстраций к произведениям В.Г. Сутеева.

Задачи:

  • Познакомить детей с творчеством К.И. Чуковского, вызвать интерес к литературному слову, к общению с книгой.
  • Способствовать формированию умения высказывать свое мнение о прочитанном, давать оценку героям, способствовать активизации связной речи;
  • Тренировать память, расширять кругозор, развитие внимания, воображения, восприятия.

Социально-коммуникативное развитие Рассматривание иллюстраций к произведениям К.И. Чуковского.

Задачи:

  • Познакомить детей с творчеством Н.Носова, создавать условия для создания детьми творческих работ на основе прочитанного;
  • Развивать творческое воображение, мышление, память, формировать умение у детей соблюдать правила подвижных, настольных и дидактических игр.
  • Воспитывать партнерские отношения между детьми, коммуникативные качества, создавать радостный эмоциональный настрой, поощрять творческую инициативу.

Социально-коммуникативное развитие Рассматривание иллюстраций к произведениям Н.Носова.

Задачи:

  • Познакомить детей с различными видами сказочных произведений, формировать умение узнавать героев сказок, знать названия и автора, пересказывать содержание высказывать свое отношение к героям сказок;
  • Закреплять умение использовать средства выразительности (позы, жесты, мимику, интонации, движения) и разные виды театров (пальчиковый, театр картинок, кукольный, магнитный)
  • Совершенствовать навыки самостоятельно выбирать сказку для постановки, драматизации, готовить необходимые атрибуты и декорации для будущего спектакля, распределять между собой обязанности и роли.

Социально-коммуникативное развитие Рассматривание иллюстрация по разным видам сказок.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Центр образования № 17

Учебный корпус № 3

Автор проекта – воспитатель МБОУ ЦО № 17 Лыженкова А.М.

Давайте представим, хотя бы на миг,
Что вдруг мы лишились журналов и книг,
Что люди не знают, что значит поэт,
Что нет Чебурашки, Хоттабыча нет.
Что будто никто никогда в этом мире,
И слыхом не слыхивал о Мойдодыре,
Что нету Незнайки, вруна-недотёпы,
Что нет Айболита, и нет дядя Стёпы.
Наверно нельзя и представить такого?
Так здравствуй же, умное, доброе слово!
Пусть книги, друзьями заходят в дома!
Читайте всю жизнь – набирайтесь ума!

Юрий Энтин

hello_html_477c0624.jpg

Тип проекта : познавательный, творческий, групповой.

Участники проекта : дети старшей группы, воспитатели, родители.

Сроки реализации проекта : среднесрочный – 3 месяца.

Актуальность проекта :

Проблема чтения сейчас самая острая в нашей стране. Как приобщить ребенка к чтению? Как научить добывать самостоятельно из книг необходимую информацию? Многие посчитают, что в наш век - век развития компьютерных и других технологий, не актуально говорить о книге, чтении. Книги становятся невостребованными, пылятся на полках, простаивают в библиотеках и магазинах. Книга постепенно уходит на второй план, чтение перестаёт быть процессом воспитания собственной души, требующим от человека большой работы ума и сердца, переживания, осмысления.

Но это не так, книга должна войти в мир ребенка как можно раньше, обогатить этот мир, сделать его интересным, полным необычайных открытий. Читающий человек – мыслящий человек. Ребенок должен любить книгу, тянуться к ней. В книгах заключено особое очарование, книги вызывают в нас наслаждение, они разговаривают с нами, дают нам добрый совет, они становятся живыми друзьями для нас.

Актуальность решения этой проблемы очевидна. Читательский опыт начинает закладываться в детстве. Это возраст, в котором наиболее ярко появляется способность слухом, зрением, осязанием, воображением воспринимать художественное произведение; искренне, от души сострадать, возмущаться, радоваться. Данным проектом хотелось бы помочь родителям, детям найти книги, которые им помогут приобрести радость общения. Чтобы воспитывать читателя в ребенке, взрослый должен сам проявлять интерес к книге, понимать ее роль в жизни человека, знать книги, рекомендуемые для детей дошкольного возраста, уметь интересно беседовать с малышами и помогать при анализе произведения.

Проблема – о слабевающий интерес к художественной литературе.

Цель проекта - р азвитие у детей старшего дошкольного возраста интереса к художественной литературе, п риобщение к книжной культуре, формирование традиции семейного чтения.

Задачи проекта:

Образовательные

Познакомить детей с историей возникновения книги.

Познакомить детей с разнообразием и назначением книг.

Познакомить детей с литературными произведениями разных жанров.

Уточнить роль писателей, художников-иллюстраторов в оформителей книг.

Дать знания об этапах создания книги; познакомить детей с процессом производства бумаги, книгопечатанием.

Формировать у детей представление о роли книги в жизни человека.

Формировать интерес к книгам.

Учить детей создавать книгу своими руками.

Развивающие

Развивать речь, обогащать и расширять словарь детей.

Развивать внимание и память.

Развивать творческие способности детей, воображение, фантазию.

Развивать стремление выражать своё отношение к окружающему, самостоятельно находить для этого различные речевые средства.

Воспитательные

Воспитывать любовь и бережное отношение к книгам, уважение к труду людей, создающих литературные произведения.

Воспитывать дружеские взаимоотношения, привычку сообща играть и заниматься.

Задачи по работе с родителями:

Обогатить запас знаний родителей о роли чтения на развитие мыслительных процессов, творческих способностей.

Повысить компетентность родителей по теме проекта.

Привлечь семьи к участию в образовательном процессе на основе педагогического сотрудничества.

Вовлечь родителей в совместную с детьми творческую деятельность .

Способствовать приобщению к семейному чтению.


Метод трех вопросов

Где и как найдем ответы

Знаем, что есть книги.
Знаем, что они бывают разные.

Как появилась книга?
Какие, бывают книги?

Кто создает книги?
Что такое библиотека?
И многое – многое другое…

Посетим музей книги детского сада.
Спросим у взрослых.
Будем читать книги.

Посетим школьную библиотеку.

Предполагаемый результат:

Повышение интереса детей к книге и чтению.

Повышение уровня развития речи детей.

Бережное отношение детей к книгам.

Активное участие родителей в образовательном процессе.

Возрождение традиции семейного чтения.

Формы и методы реализации проекта:

Игровые: дидактические игры, настольные игры, подвижные игры, игры- драматизации, сюжетно-ролевые игры.

Словесные : чтение художественной литературы, пересказ, составление рассказов, беседа.

Практические: продуктивная деятельность детей по впечатлением от прочитанных произведений, создание коллажей, оформление выставок творческих работ детей и родителей.

Проблемно-поисковые : создание проблемных ситуаций, вопросы причинно-следственного характера.

Наглядные: показ презентаций, рассматривание иллюстраций художников к детским литературным произведениям, репродукций картин, тематические выставки книг.

1 этап – подготовительный

Подготовка информационного листа для родителей об актуальности темы проекта.

Разработка плана работы.

Подбор методической и художественной литературы.

Создать условия для творческого самовыражения, для возникновения новых игр и их развития.

2 этап – практический

Организация совместной деятельности воспитателя с детьми

в центрах активности.

План реализации проекта

Просмотр мультимедийной презентации об истории создания книги

Центр художественно-творческой деятельности

Рассматривание иллюстраций к детским книгам художников-иллюстраторов (Васнецов, Билибин И.Я.)

Рассматривание иллюстраций к детским книгам художников-иллюстраторов (Чарушин Е.И., Рачеев Е.М.)

Рассматривание иллюстраций к детским книгам художников-иллюстраторов (Владимирский Л., Спирин Г.)

Изготовление фигурок для настольного и пальчикового театра (совместно с родителями)

Центр книги

Чтение произведений детской художественной литературы. Беседы о прочитанном

Чтение произведений детской художественной литературы. Беседы о прочитанном

Чтение произведений детской художественной литературы. Беседы о прочитанном

Отгадывание загадок о книге и героях книг

Знакомство с пословицами и поговорками о книге и чтении

Центр эксперименти-рования

Проведение опытов с разными видами бумаги в уголке экспериментирования с целью изучения и сравнения их свойств.

Проведение опытов: сравнение свойств бумаги и ткани.

Проведение опытов: сравнение свойств бумаги и дерева (фанеры).

Взаимодействие с родителями

Выпуск информационного листка об актуальности темы проекта.

3 этап - итоговый

Итоговое мероприятие

Подведение итогов реализации проекта

Презентация проекта на родительском собрании.

Представление опыта работы по реализации проекта на методическом объединении педагогов Центра образования.

Список используемой литературы

Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015.

Тимофеева И. Н. Книга в жизни детей – М.: 2003.

Гриценко З.А . Ты детям сказку расскажи…: методика приобщения детей к чтению. - М.: Линка-Пресс, 2003. – 176 с.

Гурович Л.М. Ребенок и книга: пособие для воспитателей детского сада – СПб: Детство-ПРЕСС, 2000. – 64 с.

Ушакова О.С. Знакомим дошкольников с литературой: конспекты занятий. - М.: Сфера, 2004. – 224 с.

Томилова С.Д. Основы литературного развития ребенка дошкольного возраста как потенциального читателя. – Образование и наука. – 2009. – № 2.





3 этап. Совместное творчество детей и родителей "Мы художники-иллюстраторы". Создание иллюстрированной книги по сказкам Андерсена.




Ребёнок читает книгу

Художественная литература — бесценный источник мудрости, сильнейшее средство для развития речи, а также интеллектуального, эстетического и духовного обогащения личности ребёнка. Художественное слово питает эмоции малыша, стимулирует воображение, развивает образное мировосприятие, воспитывает речевую культуру. Чтение рассказов и сказок пробуждает искренний интерес к чувствам и переживаниям главных героев, учит понимать мотивы их поступков, воспринимать сюжетную фабулу. Совместные усилия родителей и педагогов помогут открыть малышам старшей группы волшебный мир литературных приключений и сказочных чудес.

Организация занятий по чтению художественной литературы в старшей группе детского сада

Старшие дошкольники в силу накопленного жизненного опыта способны тоньше воспринимать образную речь автора, более глубоко осознавать смысл произведения, анализировать характеры главных персонажей. Всё это пробуждает подлинный интерес к книгам, желание познавать новые литературные сюжеты.

Привейте человеку вкус к чтению и дайте возможность читать, и Вы неизбежно сделаете его счастливым…

Джон Хершел

Дети рассматривают книгу

У старших дошкольников пробуждается подлинный интерес к книгам, желание познавать новые литературные сюжеты

Цели и задачи занятий

Цели занятий чтением в старшей группе:

  • становление у ребёнка подлинного интереса к книге и внутренней потребности в чтении художественной литературы;
  • воспитание грамотного и чуткого читателя.
  • расширять кругозор, формировать целостную картину мира;
  • учить слушать стихотворения, рассказы, сказки, эмоционально воспринимать, а также понимать содержание произведения;
  • учить анализировать причины поступков главных героев, видеть скрытые контексты, побуждать рассказывать о своём понимании характеров персонажей;
  • развивать навыки выразительного чтения стихов, помогать участвовать в ролевых театрализованных играх и инсценировках;
  • подготовить к всестороннему литературному образованию, организовать первичное знакомство с иллюстрированной книгой, народным творчеством, познакомить с информацией о жанрах произведений, писателях и поэтах.
  • эстетическое и нравственное развитие личности ребёнка;
  • формирование и развитие грамотной литературной речи.
  • воспитывать способность к эмоциональному восприятию произведений литературы;
  • способствовать формированию литературно-художественного вкуса.

Чтение с детьми

Дети учатся слушать стихотворения, рассказы, сказки, эмоционально воспринимать, а также понимать содержание произведения

Педагогические приёмы работы с художественными произведениями

При обучении чтением используются наглядные, словесные и игровые приёмы. Среди наглядных наиболее популярны:

  • знакомство с автором произведения (демонстрация портрета писателя);
  • рассматривание и сравнительное описание книжных иллюстраций;
  • демонстрация и обсуждение тематических презентаций, слайд шоу, видеофильмов, посвящённых тому или другому произведению (это приём желательно использовать после чтения книги);
  • детский рисунок, как способ передачи впечатлений от услышанной сказки или рассказа.

Словесные приёмы разнообразны и рассчитаны как на работу со всем текстом, так и его частями и даже отдельными словами. Сюда входит:

Как игровые приёмы используются всевозможные игры и инсценировки (при условии отличного знания детьми текста произведения):

  • костюмированная постановка с участием детей;
  • театральные постановки и игры (настольные, кукольные);
  • дидактические литературные игры и викторины.

Театральная постановка

На занятиях по чтению художественной литературы активно используется приём театрализованной игры

    В этой сказке дед вырастил урожай, да вот вытащить из земли не мог. Тянул, тянул, да не вытянул. На помощь ему пришли бабка, внучка, Жучка, кошка. Кого я забыла назвать? Что же они вытащили? Вы узнали эту сказку?

Репка

Колобок

Теремок

Заюшкина избушка

Волк и семеро козлят

Гуси-лебеди

Снегурочка

Формы работы, используемые при обучении чтению

Чтобы привить дошкольникам стойкий интерес к чтению, следует ввести в постоянную практику такие формы работы:

  • ежедневное чтение различных по жанру произведений;
  • самостоятельное знакомство детей с книгой в специально оборудованном литературном уголке;
  • организованные плановые занятия;
  • непринуждённое общение педагога с детьми на основе художественной литературы во время игр, прогулок, занятий другими видами деятельности;
  • плодотворное сотрудничество с родителями, популяризация домашнего чтения:
    • консультационная работа по поводу оптимального выбора литературы для чтения с учётом возрастных особенностей детей;
    • участие родителей в оформлении книжных выставок, викторин, литературных праздников;
    • оформление информационных стендов и книжек-передвижек;
    • проведение открытых занятий для родителей.

    Книжный уголок

    Книжный уголок

    Основная цель книжного уголка — усилить интерес к книге, создать особоё уютное, уединённое место, где малыши могут спокойно и сосредоточенно пообщаться с книгой

    Правила оформления уголка книги:

    • Располагается вдали от шумной и динамичной игровой зоны, создавая условия для вдумчивого неторопливого времяпрепровождения.
    • Присутствует правильное дневное освещение (вблизи окна) и вечернее (локальное электрическое).
    • Оформляется с помощью полочек или столов.
    • Книги подбираются в соответствии с возрастными особенностями детей.

    Диапазон интересов старших дошкольников расширяется, поэтому книжная выставка может включать десять-двенадцать книг, предоставляя возможность каждому ребёнку индивидуально подобрать интересующую его книгу. Обязательно нужно ознакомить детей с правилами:

    • брать книги чистыми руками;
    • перелистывать осторожно;
    • не рвать, не мять;
    • не использовать для игр;
    • после того как посмотрел, всегда класть книгу на место.

    Тематическая книжная выставка

    Тематические выставки книг обычно посвящаются вопросам, вызывающим познавательный интерес у детей, а также юбилеям писателей или праздничным датам. Тема должна быть значимой, продолжительностью не более недели, поскольку заинтересованность и внимание детей в дальнейшем к демонстрируемым книгам будут снижаться.

    Тематическая выставка

    Тематические книжные выставки обычно посвящаются вопросам, вызывающим интерес ребят

    Идеи для мотивирующего начала занятия

    Пробудить познавательный интерес детей к литературным произведениям — первоочередная задача воспитателя. Вдумчивый подход к организации занятия, комплексная предварительная подготовка создадут неформальную, живую обстановку, повысят работоспособность и эмоциональную отдачу детей.

    Мотивирующее начало занятия

    Для активизации внимания своих воспитанников педагог может использовать в работе вопросы, стихотворения, загадки, мультимедийную презентацию

    Для активизации внимания своих воспитанников педагог может использовать увлекательную беседу, стихотворения, загадки, дидактические игры, элементы костюмированного представления, демонстрацию иллюстраций, прослушивание отрывка музыкального произведения, просмотр мультимедийных презентаций, видео или мультипликационных фильмов.

    Фотогалерея: дидактическая игра по произведениям Н. Н. Носова

    Задание на установление правильной последовательности событий Правильная последовательность Вопросы на знание текста Выбери подходящюю последовательность Необходимо правильно соединить слова и картинки

    Таблица: картотека загадок на сказочную тематику

    Летела стрела и попала в болото,
    И в этом болоте поймал её кто-то.
    Кто, распростившись с зелёною кожей.
    Сделался милой, красивой, пригожей? (Царевна лягушка)

    Посадил её дед в поле
    Лето целое росла.
    Всей семьёй её тянули
    Очень крупная была. (Репка)

    Все загадки отгадали и героев всех назвали.
    Вы представляете друзья
    Был Кощей вчера в гостях
    Что наделал, просто — Ах!
    Все картинки перепутал
    Сказки все мои он спутал
    Пазлы вы должны собрать
    Сказку русскую назвать!
    (Дети из пазлов собирают картинку сказки и называют её.
    Сказки: Маша и медведь, Иван-царевич и Серый Волк,
    Три медведя, Каша из топора, Морозко,
    По щучьему веленью).

    Ах ты, Петя, простота,
    Сплоховал немножко,
    Не послушался кота,
    Выглянул в окошко. (Кот, петух и лиса)

    Нет ни речки, ни пруда,
    Где воды напиться?
    Очень вкусная вода
    В ямке от копытца.
    (Сестрица Алёнушка и братец Иванушка)

    Возле леса, на опушке
    Трое их живёт в избушке.
    Там три стула и три кружки.
    Три кроватки, три подушки.
    Угадайте без подсказки,
    Кто герои этой сказки? (Три медведя)

    Всех на свете он добрей
    Лечит он больных зверей.
    И однажды бегемота
    Вытащил он из болота.
    Он известен, знаменит
    Добрый доктор … (Айболит)

    Бабушка девочку очень любила.
    Шапочку красную ей подарила.
    Девочка имя забыла своё.
    А ну, подскажите имя её. (Красная Шапочка)

    На сметане мешен.
    На окошке стужен.
    Круглый бок, румяный бок.
    Покатился…(Колобок)

    У отца был мальчик странный,
    Необычный — деревянный.
    Но любил папаша сына
    Непоседу (Буратино).

    Скорей бы приблизился вечер,
    И час долгожданный настал,
    Чтоб мне в золочёной карете
    Поехать на сказочный бал!
    Никто во дворце не узнает
    Откуда я, как я зовусь,
    Но только лишь полночь настанет,
    К себе на чердак я вернусь. (Золушка)

    Носик круглый, пятачком,
    Им в земле удобно рыться,
    Хвостик маленький крючком,
    Вместо туфелек — копытца.
    Трое их — и до чего же
    Братья дружные похожи.
    Отгадайте без подсказки,
    Кто герои этой сказки? (Три поросёнка)

    Планируем занятия по чтению художественной литературы в старшей группе детского сада

    Продолжительность занятия увеличивается по сравнению со средней группой на пять минут и теперь составляет 25 минут.

    Занятия традиционно проводится один раз в неделю, однако не стоит ограничиваться узкими временными рамками перспективного планирования учебной деятельности. Ежедневное свободное чтение, игровые литературные ситуации и беседы во время прогулки или спонтанные творческие игры вне организованных занятий помогут приобщить детей к миру художественной литературы.

    Временной план и виды занятий

    1. Организационная часть — мотивирующее начало занятия, вводная беседа (3–5 минут).
    2. Основная — чтение произведения (15–20 минут).
    3. Заключительная — итоговая аналитическая беседа педагога с детьми. Детей учат аргументировано формулировать свою точку зрения и самостоятельно рассказывать о своём восприятии содержания произведения, давать оценку характерам и поступкам главных героев (3–5 минут).
    • Целевое чтение одного произведения.
    • Комплексное чтение нескольких уже знакомых и новых произведений разных жанров, объединённых одной тематикой (Новый год, приход весны, лесные животные и т. д.).
    • Объединение произведений, которые представляют разные виды искусства:
      • знакомство с книгой в сочетании с просмотром иллюстраций, слайд, кинофильмов, мультфильмов;
      • художественная литература и фоновое звучание музыкального произведения;
      • чтение с использованием театральной импровизации (куклы, игрушки, картонные фигурки).

      Методика проведения занятий

      Выбор произведения осуществляется в соответствии с такими критериями:

      • возрастные и психологические и особенности восприятия;
      • простота и доступность стиля и композиционного решения, степень увлекательности сюжета;
      • ценность с точки зрения художественного мастерства и воспитательного эффекта;
      • соответствие программным требованиям и педагогическим задачам.

      Чтение может предварять краткая вводная беседа ознакомительного характера, включающая небольшой рассказ о личности писателя, упоминание других произведений этого автора, с которыми дети познакомились ранее. Далее необходимо озвучить жанр произведения. Заинтересованность и эмоциональную вовлечённость детей в работу усилит удачно подобранные загадка, стихотворение, иллюстрация, фрагмент музыкального произведения или проведённая накануне экскурсия в музей.

      Во время чтения важно поддерживать близкий эмоциональный контакт с детьми. Чтение должно быть цельным, интонационно и образно-выразительным, не прерываться вопросами и замечаниями в адрес детей.

      Важно бережно относиться к непосредственной детской реакции, первым впечатлениям и переживаниям от прослушанного произведения, что позволит ребятам в полной мере испытать удовлетворение от общения с книгой, наполнить свой внутренний мир новыми чувствами и мыслями. Серьёзную аналитическую беседу целесообразнее предложить при повторном чтении.

      Детям пяти-шести лет тяжело справляться с однообразной монотонной работой, поэтому желательно вовремя проводить с маленькими непоседами двигательную, пальчиковую или дыхательную гимнастику, в процессе работы подключать подвижные игры литературной направленности.

      Картотека тем занятий по художественному чтению в старшей группе

      Жанровое разнообразие литературы для чтения в старшей группе:

      Таблица: картотека литературных произведений для старшей группы с указанием целей изучения

      Таблица: картотека дидактических литературных игр, используемых на занятиях чтением

      Таблица: физкультминутки на тему сказок

      • По волнам плывёт отважно, не сбавляя быстрый ход,
        Лишь гудит машина важно, что такое? (пароход)

      Итак, занимайте свои места, мы отправляемся в путешествие по морю. Ребята, скажите, кто командует на пароходе? (капитан) Какими должны быть капитан и матросы на пароходе? (сильные, честные, отважные).
      А теперь давайте почитаем рассказ Льва Николаевича Толстого и решим, может ли мальчик — герой рассказа быть капитаном на корабле?

      • Ребята, мы с вами находимся в открытом море, я предлагаю немного отдохнуть.
        Море волнуется — раз! (шагаем на месте)
        Море волнуется — два! (наклоны туловища влево — вправо)
        Море волнуется — три (повороты туловища влево — вправо)
        Морская фигура замри! (присели)

      Подведение итогов работы с детьми

      Грамотно проведённая итоговая беседа по произведению не менее полезна, чем вступительная. Она позволяет детям закрепить и систематизировать знания, полученные в процессе чтения, развивает память, умение выделить главное из услышанного.

      • Чем вам понравилась эта история?
      • Кто такие фантазёры?
      • Почему автор так назвал свой рассказ?
      • Кого из героев рассказа вы бы назвали фантазёрами и почему?
      • Как отличить ложь от выдуманной истории?
      • Почему после истории, которую рассказал Игорь, мальчики не захотели дружить с ним?
      • Чем отличалась его история от рассказов других ребят?

      Звучит фрагмент музыкального произведения. Воспитатель задаёт вопросы:

      Поскольку занятия чтением проводятся не единственно ради выработки навыка слушать и запоминать текст, а по большей части в воспитательных целях, основное внимание следует уделять морально-этической стороне произведений и формированию у детей положительных качеств и моделей поведения. Воспитатель должен высказывать и собственную оценку произведения и происходящих в нём событий, своё отношение к персонажам и их поступкам, давая тем самым детям нравственные ориентиры.

      Подборка видео по теме

      Предлагаем вам ознакомиться с подборкой видеоматериалов о чтении в детском саду.

      Читайте также: