Проект по чарушину в детском саду

Обновлено: 04.07.2024

Вид проекта: среднесрочный, познавательный, творческий.
Цель: создание условий для развития воображения и художественно-творческих способностей детей в процессе ознакомления с творчеством писателя, художника.
Задачи:
1. Познакомить с краткой биографией, литературным и художественным творчеством Е. Чарушина.
2. Формировать интерес к оформлению книги, учить подробно рассматривать иллюстрации.
3. Совершенствовать умение раскрывать тему литературного произведения, передавая в рисунке характер и настроение героев.
4. Способствовать индивидуальному самовыражению детей в процессе продуктивной творческой деятельности.
5. Развивать творческие и познавательные способности, речевые умения и мелкую моторику рук; обогащать словарный запас детей.
6. Заинтересовать родителей проблемой приобщения ребенка к книге, укреплять и расширять взаимодействия детского сада и семьи.

Актуальность.
Знакомя детей с творчеством писателя, художника, мы уделяем внимание духовному воспитанию, формируем творчески развитую личность, способствуем повышению уровня познавательных способностей детей, развиваем воображение, эстетический вкус, развивается стремление выражать своё отношение к окружающему, самостоятельно находить различные речевые, изобразительные средства.
Если в раннем возрасте знакомить детей с творчеством писателей и художников, то это способствует гармоничному развитию личности и является средством формирования у них развития духовности.


В ходе проектирования дети:
- готовы к индивидульному самовыражению;
- с удовольствием проявляют интерес и желание к творческой деятельности;
- совершенствуют мелкую моторику рук.

Подготовительный этап:
Методическая подготовка проекта.
Сбор литературы, иллюстраций, по теме.

Структурное подразделение государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области средняя общеобразовательная школа №2 города Сызрани городского округа Сызрань Самарской области, реализующее основную общеобразовательную программу дошкольного образования «Детский сад"

В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

Руководитель проекта :

О. Н. Маркина, воспитатель

Матрица проекта

Название проекта

Знакомство с литературным и художественным творчеством Евгения Чарушина.

Необходимость развития устойчивого интереса к книге как источнику познания окружающего мира и его художественного отражения.

Интеграция образовательных областей

Формирование навыков устойчивого интереса к чтению книг, рассматриванию иллюстраций.

Задачи по интегрируемым областям

Чтение художественной литературы

Формировать основы читательской культуры в процессе чтения (восприятия) книг природоведческой тематики.

Закреплять представление о жанровых особенностях художественных произведений, развивать умение анализировать тексты.

Познакомить с краткой биографией, литературным и художественным творчеством Е. Чарушина.

Формировать проектно-исследовательские умения и навыки при создании книжной выставки: выявлять проблему, самостоятельно искать нужное решение и анализировать полученные результаты.

Художественное творчество

Формировать интерес к оформлению книги, учить подробно рассматривать иллюстраций.

Совершенствовать умение раскрывать тему литературного произведения, передавая в рисунке характер и настроение героев.

Формировать умение воспроизводить текст произведения с опорой на иллюстраций, графические схемы.

Развивать творческие способности: поощрять желание использовать читательский опыт (образ, сюжет, отдельные строчки) в других видах деятельности (игровой, продуктивной, общении со взрослыми) в соответствии с эмоциональными запросами.

Закреплять правила культурного общения с книгой, коллективного чтения (восприятия) книг, поведения в библиотеке и книжном уголке.

Заинтересовать родителей проблемой приобщения ребенка к книге, укреплять и расширять взаимодействия детского сада и семьи.

Виды детской деятельности

Познавательно-исследовательская, чтение (восприятие, коммуникативная, продуктивная, игровая.

Этапы проекта

Содержание деятельности Практические материалы

4. Познакомить с биографией и литературным наследием Евгения Чару-шина

II. Выбор идей, поиск путей решения проблемы 5. Обсудить оформление книжного уголка, возможные варианты устройства книжной выставки.

6. Посетить городскую детско-юношескую библиотеку.

5. Примерный план устройства книжного уголка, размещение начала коллекции книг, эстампов Е. Чарушина

6. Экскурсия в библиотеку им. С. Я. Маршака

9. Цикл индивидуальных занятий по обучению пересказу.

11. Художественно-продуктивная деятельность :

12. Провести в книжном уголке словесные, дидактические игры, упражнения и задания.

7. Чтение (восприятие) произведений Е. Чарушина в литературной гостиной.

8. Рассматривание иллюстраций в книгах Е. Чарушина, эстампов.

9. План-конспект по обучению пересказу.

12. Игры, упражнения и задания в книжном уголке.

13. Праздник открытия книжной выставки.

Описание продукта, полученного в результате реализации проекта

Тип проекта

Количество детей – участников проекта

25 детей старшего возраста

Продолжительность проекта

Материально-технические ресурсы, необходимые для реализации проекта

Подборка книг Е. Чарушина с иллюстрациями

Эстампы Е. Чарушина

Форма проведения презентации

Критерии оценки качества выполнения проекта

Уровень проявления устойчивого интереса к тематически многообразным произведениям, биографии автора, рассматриванию иллюстраций, процессу чтения.

Умение описывать состояние героев, передавать свое отношение к содержанию произведения.

Способность творчески использовать прочитанное (образ, сюжет, отдельные строчки) в других видах деятельности.

Умение пользоваться прямой и косвенной речью, средствами художественной выразительности при пересказе литературных текстов.

Куцакова Л. В. Конструирование и художественный труд в детском саду : Программа и конспекты занятий. – М. : ТЦ Сфера, 2005.

Рудик О. С. Развитие речи детей 4 – 5 лет в свободной деятельности. Методические рекомендации. – М. : ТЦ Сфера, 2009.

Лебедева Л. В., Козина И. В. Конспекты занятий по обучению пересказу с использованием опорных схем. Средняя группа. – М., Центр педагогического образования, 2008.

Рыбина А. Ф. Коррекция звукопроизношения у детей: речевой материал для дошкольного младшего школьного возраста. – Волгоград: Учитель, 20003.

Дата проведения: I_неделя_

Дата Непосредственно образовательная деятельность Совместная деятельность педагога и детей, осуществляемая в ходе режимных моментов Самостоятельная деятельность детей Взаимодействие с семьями детей по реализации проекта Продукт

Цель: Формировать мотивы участия детей в предстоящей деятельности по реализации проекта;

- заложить начало создания коллекции книг писателя и художника Евгения Чарушина.

О. Д. Смирнова с. 66

Рассматривание книг в книжном уголке. Предложить родителям найти книги Е. Чаруши-на, прочитать дома и принести любимую книгу ребенка в группу Начало создания коллекции книг писателя и худож-ника Евгения Чарушина

Цель: Помочь детям понять скрытые мотивы поведения героев произведения;

- продолжать воспитывать чуткость к художественному слову.

Н. А. Карпухина с. 51

Цель: Формировать навыки связного последовательного пересказа с опорой на графические схемы;

- совершенствовать умение подбирать антонимы, согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе;

- составлять предложения из 2-3 слов;

- продолжать учить детей внимательно слушать произведение и пересказывать его с помощью опорных схем;

Л. В. Лебедева с. 54 Рассматривание иллюстраций

Цель: Поощрять выражение эстетических чувств, проявление эмоций при рассматривании иллюстраций.

Цель: Помочь детям понять скрытые мотивы поведения героев произведения;

- продолжать воспитывать чуткость к художественному слову.

Н. А. Карпухина с. 51

Цель: Формировать умение ориентироваться на окончание слова при согласовании существительного, обозначающего животного, и прилагательного в роде, числе.

О. С. Рудик с. 33 Обмен принесенными книгами, рассматривание иллюстраций. Предложить родителям составить электронную версию произведений Е. Чарушина. Электронная версия произведений Е. Чарушина.

Четверг Рассматривание иллюстраций

Цель: Продолжать формировать умение подробно рассматривать иллюстрации в книге, поощрять выражение эстетических чувств, проявление эмоций.

Цель: Помочь детям понять скрытые мотивы поведения героев произведения;

- продолжать воспитывать чуткость к художественному слову.

Н. А. Карпухина с. 52

Цель: Формировать умение ориентироваться на окончание слова при согласовании существительного, обозначающего животного, и прилагательного в роде, числе.

Цель: Познакомить детей с биографией и литературным наследием Евгения Чарушина;

- формировать у дошколь-ников навык внимательного прослушивания прозаических текстов, осмысленно воспри-нимать литературный текст и его содержание;

- формировать нравственные качества: доброту, заботу о братьях наших меньших;

- воспитывать на поэтических примерах любовь к животным.

Цель: Формировать мотивы участия детей в предстоящей деятельности по реализации проекта;

- обсудить оформление книжного уголка, возможные варианты устройства книжной выставки.

О. Д. Смирнова с. 66

Цель: разработать оформление книжного уголка.

О. Д. Смирнова с. 74

Цель: Совершенствовать умение подбирать по смыслу слова, обозначающие названия животных и их детенышей.

О. С. Рудик с. 144 Размещение принесенных из дома книг в книжном уголке. Предложить для обсуждения и внесения новых идей примерный план устройства книжного уголка и размещения коллекции книг, эстампов Е. Чару-шина.

Дата проведения: II_неделя_

Дата Непосредственно образовательная деятельность Совместная деятельность педагога и детей, осуществляемая в ходе режимных моментов Самостоятельная деятельность детей Взаимодействие с семьями детей по реализации проекта Продукт

Цель: Развивать слуховое и зрительное внимание детей;

- продолжать формировать навыки диалогической речи.

Цель: Активизировать в речи употребление предлогов с пространственным значением (на, между, около). Закреплять умение соотносить названия животных и их детенышей.

Цель: Закреплять правильное произношение звуков во фразе и их дифференциация.

Цель: Сформировать представление о библиотеке, научить общаться с работ-никами этого учреждения;

- познакомить с внутренним оформлением здания, назначе нием помещения;

- познакомиться с формой использования фондов библиотеки.

Цель: Поддерживать внимание и интерес к слову в литературном произведении;

- продолжать работу по формированию интереса к книге.

Цель: Закреплять умение соотносить названия животных и их детенышей.

Цель: Учить замечать неточности в тексте; поддерживать интерес к литературному наследию пиателя.

О. Д. Смирнова с. 88

Цель: Формировать навыки описательного рассказа с опорой на сюжетные картинки, отображающие последовательность событий.

Н. А. Карпухина с. 58

Цель: Поддерживать интерес к литературному наследию пиателя.

О. Д. Смирнова с. 88

Цель: Закреплять правильное произношение звуков во фразе, их дифференциация.

Цель: Совершенствовать умение раскрывать тему литературного произведения, передавая в рисунке характер и настроение героев;

- вызвать интерес к иллюст-рированию знакомых сказок доступными изобразительно-выразительными средствами;

- познакомить с приемами передачи сюжета: выделять главное, изображая более крупно на переднем плане;

- развивать композиционные умения.

Цель: Формировать умение по фрагментам литературного текста догадываться, как писатель назвал свой рассказ.

Н. А. Карпухина с. 56

Цель: Поддерживать внимание и интерес к слову в литературном произведении;

- продолжать работу по формированию интереса к книге.

Цель: Выявить проявления заинтересованности проектом, появившиеся предпочтения, степень погружения в разрабатываемую тему.

Цель: Формировать умение грамотно образовывать формы глагола в повелительном наклонении (спой, станцуй, поскачи, положи, поезжай, нарисуй).

Цель: Развивать зрительное восприятие, наблюдатель-ность, способность самостоя-тельно по восприятию составлять повествовательный рассказ;

- побуждать детей составлять повествовательный рассказ по эстампу животного;

- придумывать к рассказу соответствующее название.

Цель: Формировать навыки повествовательного рассказа с опорой на сюжетные картинки, отображающие последовательность событий.

Н. А. Карпухина с. 59

Цель: Развивать умение фразами описывать картинку (иллюстрацию).

Цель: Закреплять правильное произношение звуков во фразе, их дифференциация.

А. Ф. Рыбина с. 66,13 Предложить родителям в Интернете найти и посмотреть с детьми мультипликационные фильмы по сценарию или произведению Е. Чарушина.

Дата проведения: III_неделя_

Дата Непосредственно образовательная деятельность Совместная деятельность педагога и детей, осуществляемая в ходе режимных моментов Самостоятельная деятельность детей Взаимодействие с семьями детей по реализации проекта Продукт

Цель: Формировать навыки повествовательного творческого рассказа с опорой на сюжетные картинки, отображающие последовательность событий.

Н. А. Карпухина с. 59

Цель: Развивать наблюдательность, умение находить предметы определенной направленности среди предложенных для рассматривания. Совершенствовать умение выстраивать и произносить речь-доказательство.

Цель: Закреплять правильное произношение звуков во фразе, их дифференциация.

Цель: Поддерживать внимание и интерес к слову в литературном произведении;

- продолжать работу по формированию интереса к книге.

Цель: Помочь создать приглашения для родителей, используя доступные материалы и приемы аппликации.

Цель: Формировать умение по предложенным картинкам называть произведение.

О. Д. Смирнова с. 87

Цель: Развивать умение подбирать глаголы, обозначающие характерные действия животных. Совершенствовать культуру речевого общения.

Цель: Формировать умение детей составлять сюжетную композицию из однородных объектов, различающихся по величине – кошка с котенком;

- познакомить со способом лепки из валика, согнутого дугой и надрезанного с двух концов;

- учить анализировать особенности строения живот-ных, соотносить части по пропорциям;

- воспитывать самостоятель-ность, аккуратность.

И. А. Лыкова с. 28 Рассматривание иллюстраций

Цель: Продолжать формировать умение подробно рассматривать иллюстрации в книге, поощрять выражение эстетических чувств, проявление эмоций.

Цель: Помочь детям понять скрытые мотивы поведения героев произведения;

- продолжать воспитывать чуткость к художественному слову.

Цель: Помочь детям по предметам или отдельным деталям определять принадлежность к литературному приозведению.

О. Д. Смирнова с. 87

Цель: Учить детей делать аппликативное изображение животных из мятой бумаги, передавая характерные особенности строения;

- развивать творчество, фанта-зию, учить бережно относиться к используемым материалам

Цель: Продолжать формировать умение подробно рассматривать иллюстрации в книге, поощрять выражение эстетических чувств, проявление эмоций.

Цель: Помочь детям понять скрытые мотивы поведения героев произведения;

- продолжать воспитывать чуткость к художественному слову.

Цель: Развивать умения детей описывать выбранную картину, иллюстрацию, сосредотачиваться на чем-либо. Обогащать словарный запас, используя речь-описание.

Цель: Формировать эмоционально положительное отношение к коллективным мероприятиям, привлечь к активному участию в литературной викторине;

- обобщить и систематизировать знания о произведениях Е. Чарушина;

- создать условия для активного использования литературного опыта в речевой практике;

- продолжать учить чувствовать и понимать характер образов произведений, взаимосвязь описанного с реальностью;

- поддерживать интерес к книжной графике;

- развивать творческое воображение, выразительность речи.

Цель: Помочь создать атмосферу праздника для детей и родителей.

Проект преобразования профессиональной деятельности педагога в соответствии с Федеральными государственными требованиями Тема Проект преобразования профессиональной деятельности педагога в соответствии с Федеральными государственными требованиями Государственное.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Краткосрочный творческий проект

hello_html_7dfb1ab9.jpg

Воспитатель: Байкова. З. Х.

Актуальность проекта: Одной из составляющих программы воспитания и обучения дошкольников в детском саду является знакомство с художественной литературой. Проблема сохранения интереса к книге, к чтению как процессу и ведущей деятельности человека сегодня актуальна как никогда. Техника (аудио, видео, компьютерная), дающая готовые слуховые и зрительные образы, ослабила интерес к книге и желание работать с ней. Плоды этого мы уже начинаем пожинать сегодня: низкий уровень развития речи детей, воображения, восприятия, коммуникативных навыков, вообще нравственных устоев.

Книга воспитывает усидчивость, внимание, дружелюбие, терпение, сострадание, уважение к людям, любовь к животным, природе.

С помощью книги ребёнок познаёт окружающий мир, учится понимать, что хорошо, что – плохо, рассуждать пересказывать, осмысливать поступки и действия персонажей и сравнивать со своими.

Книга помогает развиваться ребёнку, расширяет кругозор, готовит к школе. Не стоит упускать этот момент!

К сожалению, взрослые уделяют недостаточно внимания чтению литературы, знакомству с детскими писателями и писателями-иллюстраторами. Для маленького, ещё не умеющего читать, ребёнка именно иллюстрация – главный канал восприятия текста. И поэтому хорошая книжная иллюстрация должна не просто комментировать текст, а дополнять его, расширять, углублять его понимание.

Творчество Чарушина – тот благодатный материал, который позволяет и педагогу, и детям, и родителям проявить себя: показать своё духовное отношение ко всему живому, свою любовь к окружающему миру.

Евгений Чарушин был и одним из тех добрых и гуманных детских писателей, которые сохранили непосредственность и свежесть детского взгляда на мир животных и детского восприятия жизни, которые сумели по-доброму и с ясной простотой донести этот взгляд до детского сознания. Искусство Евгения Чарушина, доброе, человечное, радует уже не одно поколение маленьких читателей и учит их любить волшебный мир зверей и птиц.

Дети старшей группы мало знакомы с литературным наследием, проявляют недостаточный интерес к книгам, у них плохо развита связная речь (составление пересказов).

Цель проекта:

Познакомить детей с творчеством Е.И.Чарушина.

Задачи проекта:

Формировать интерес к художественной литературе и творчеству Е.И.Чарушина.

Учить понимать занимательность сюжетов.

Заинтересовать техникой выполнения иллюстраций к книгам.

Расширять знания детей о животном мире через чтение произведений Чарушина.

Развивать речевую активность детей.

Развивать воображение, наблюдательность.

Привлечь родителей к активному участию в образовательном процессе.

Способствовать формированию семейных традиций: семейного чтения по вечерам, посещения библиотек.

Участники проекта:

Воспитатель, родители, дети старшей группы.

Сроки реализации проекта:

Октябрь-Ноябрь 2015 г.

Реализация проекта

Подготовительный этап.

Изучение библиографии писателя.

Подбор детской художественной литературы

Анкетирование родителей. (Выявить, что читают родители детям дома).

Оформление информационного уголка для родителей: размещение консультаций и рекомендаций по теме.

Подбор наглядно-дидактических пособий

Основной этап (планирование и организация деятельности)

Заключительный этап

Обработка и оформление материалов

Оценка результатов работы всех участников проекта (итоги анкетирования, наблюдения, беседы)

План реализации проекта:

Работа с детьми:

Коммуникация:

Рассматривание иллюстраций из книг Е.И.Чарушина.

Загадывание загадок о животных.

Художественное творчество:

Чтение художественной литературы:

Слушание музыкальных произведений о животных, фонограмм с голосами животных.

Физическая культура:

Физминутки о животных.

Работа с родителями:

4.Рекомендации для родителей по совместному посещению библиотеки.

6.Подборка произведений Е.И.Чарушина.

Цель: Формировать мотивы участия детей в предстоящей деятельности по реализации проекта;

- заложить начало создания коллекции книг писателя и художника Евгения Чарушина.

Рассматривание книг в книжном уголке. Предложить родителям найти книги Е. Чарушина, прочитать дома и принести любимую книгу ребенка в группу Начало создания коллекции книг писателя и художника Евгения Чарушина

НОД ФКЦМ Презентация Е. И. Чарушин.

Цель: Помочь детям понять скрытые мотивы поведения героев произведения;

- продолжать воспитывать чуткость к художественному слову.

Цель: - продолжать учить детей внимательно слушать произведение и пересказывать его с помощью опорных схем;

Цель: Продолжать формировать умение подробно рассматривать иллюстрации в книге, поощрять выражение эстетических чувств, проявление эмоций.

Цель: Помочь детям понять скрытые мотивы поведения героев произведения;

- продолжать воспитывать чуткость к художественному слову.

Цель: Формировать умение ориентироваться на окончание слова при согласовании существительного, обозначающего животного, и прилагательного в роде, числе.

Цель: Учить детей делать аппликативные изображение животных из цветной бумаги, передавая характерные особенности строения; Развивать творчество, фантазию.

Цель: Познакомить детей с биографией и литературным наследием Евгения Чарушина;

- формировать у дошкольников навык внимательного прослушивания прозаических текстов, осмысленно воспринимать литературный текст и его содержание;

- формировать нравственные качества: доброту, заботу о братьях наших меньших;

- воспитывать на поэтических примерах любовь к животным.

Цель: Формировать навыки повествовательного творческого рассказа с опорой на сюжетные картинки, отображающие последовательность событий.

Цель: Закреплять правильное произношение звуков во фразе, их дифференциация.

Предложить родителям прочитать книгу из произведений Е. Чарушина.

Цель: Активизировать в речи употребление предлогов с пространственным значением (на, между, около). Закреплять умение соотносить названия животных и их детенышей.

Четверг Пословицы о животных 2 половина дня

Цель: Закреплять правильное произношение звуков во фразе и их дифференциация.

2 половина дня

Цель: Поддерживать внимание и интерес к слову в литературном произведении;

- продолжать работу по формированию интереса к книге.

Пятница: «Экскурсия в библиотеку

Цель: Сформировать представление о библиотеке, научить общаться с работниками этого учреждения;

- познакомить с внутренним оформлением здания, назначением помещения;- познакомиться с формой использования фондов библиотеки.

2 половина дня .

Цель: - формировать нравственные качества: доброту, заботу о братьях наших меньших;

Цель: Расширить представление детей о лесной птице-сове.

Предложить родителям записать ребенка в библиотеку, выбрать книги Е. Чарушина для чтения.

Чтение стих. о животных 2 половина дня.

Цель: Расширить представление детей о лесной птице-сове, об особенностях внешнего облика, образе жизни.

2 половина дня

Цель: Поддерживать внимание и интерес к слову в литературном произведении;

- продолжать работу по формированию интереса к книге.

Цель: Формировать умение грамотно образовывать формы глагола в повелительном наклонении (спой, станцуй, поскачи, положи, поезжай, нарисуй).

Четверг Слушание музыкальных произведений о животных, фонограмм с голосами животных.

Цель : создание условий для развития познавательных и творческих
способностей детей.
Предложить родителям в Интернете найти и посмотреть с детьми мультипликационные фильмы по сценарию или произведению Е. Чарушина.

Цель: Помочь детям понять скрытые мотивы поведения героев произведения;

- продолжать воспитывать чуткость к художественному слову.

Цель: Учить детей делать аппликативное изображение животных из мятой бумаги, передавая характерные особенности строения;

- развивать творчество, фантазию, учить бережно относиться к используемым материалам

Цель: Помочь детям понять скрытые мотивы поведения героев произведения;

- продолжать воспитывать чуткость к художественному слову.

Цель: Развивать умение фразами описывать картинку (иллюстрацию).

(по произведением Е. И. Чарушина)

Цель: Обобщать знание детей о творчестве Е. И. Чарушина

Дошкольное детство - очень важный этап в воспитании внимательного чуткого читателя, любящего книгу, которая помогает ему познать окружающий мир и себя в нем, формировать нравственные чувства и оценки, развивать восприятие художественного слова.

Любой дошкольник является читателем, даже если он не умеет читать, а только слушает чтение взрослых. Он выбирает, что он будет слушать, он воспринимает то, что слышит, а слышит то, что ему интересно.

Слушая рассказы наших детей о тех впечатлениях, наблюдениях, которые они получили летом, отдыхая вместе с родителями, мы обнаружили, что чаще всего дети рассказывают о животных, насекомых, птицах и у детей появляется много вопросов о жизни животных, ответы на которые мы вместе с ними стали искать в книгах писателей – натуралистов: Е. Чарушина, М. Пришвина, Г. Скребицкого, В. Бианки.

Больше всего дети заинтересовались произведениями Чарушина, поэтому мы решили вместе с ними подобрать и изучить его книги. В своей работе мы использовали методы проблемного обучения, игровые и образовательные ситуации, модели и схемы. Однако такой подход носил эпизодический характер, а хотелось бы, чтобы такая работа была постоянной. Решить эту проблему сможет интегрированный метод обучения и метод проектов.

Интегрированный метод обучения является для дошкольников инновационным. Он направлен на развитие личности ребенка, его познавательных и творческих способностей, формирование осознанного отношения к художественной литературе, к миру животных. Занятия объединяются основной проблемой. Например, давая детям полное представление о домашних животных, на занятиях познавательного цикла идет знакомство дошкольников с ролью домашних животных в жизни человека, а на занятиях художественно-эстетического цикла – с образами домашних животных в произведениях писателя Е.И.Чарушина. Все это положительно сказывается на активизации дошкольников, подводит к выбору наиболее оптимального варианта решения проблемы в тех или иных условиях.

Метод проектов, который актуален, очень эффективен. Он позволяет рассматривать формирование социальной компетентности дошкольников как процесс, интегрирующий все сферы развития, обучения и нравственного становления личности ребенка. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать и применять полученные знания на практике, развивает у воспитанников умение наблюдать, общаться, уважать чужое мнение, действовать совместно с другими детьми, быть занятыми общим делом, реализовать субъективную позицию ребенка в труде.

Инновационная направленность проекта (новизна) заключается в следующем.

Работа с дошкольниками строится на основе дидактических принципов:

создается образовательная среда, обеспечивающая снятие всех стрессовых факторов учебного процесса,

новые знания не даются детям в готовом виде, а постигаются ими путем самостоятельного анализа, сравнения, выявления существенных признаков.

большое внимание уделяется развитию вариативного мышления и творческих способностей ребенка.

необходимо, чтобы каждый ребенок продвигался вперед своим темпом.

при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира;

у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора;

процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности;

обеспечивается преемственные связи между всеми ступенями обучения.

Рабочая гипотеза

Предполагается, что организованная работа по ознакомлению дошкольников с творчеством любого писателя-натуралиста в соответствии с современными требованиями будет способствовать повышению интереса к художественной литературе, к миру животных: дети познакомятся с художественным описанием жизни, повадок животных в природе, получат научно – достоверные знания о животном мире, обогатится их речь. Дети и родители познакомятся с новыми формами работы с книгой и найдут ответы на интересующие их вопросы.

Новизна

состоит в том, что все формы реализации проекта, методы и приемы, использованные в работе с детьми, объедены одной проблемой – знакомство детей с творчеством писателя Е.И.Чарушина.

Объект исследования– учебно-воспитательный процесс в ДОУ.

Предмет исследования – развитие интереса у дошкольников к художественной литературе.

Цель

Познакомить детей с творчеством писателя Е.И. Чарушина.

Задачи

- познакомить детей с жизнью и творчеством писателя Е.И.Чарушина.

- углубить знания детей о животном мире через произведения Е.И. Чарушина.

- формировать у детей эмоционально - образное восприятие произведений через художественное описание образов.

- формировать интерес к художественной литературе.

- способствовать формированию у дошкольников запаса литературных, художественных впечатлений.

- воспитывать способность наслаждаться художественным словом, уместность употребления его в собственной речи (поговорки, загадки, метафоры, народные высказывания, звукоподражание). Учить чувствовать и понимать образный язык рассказов Е. И. Чарушина, тем самым развивая у них литературную и художественную речь.

- посредством произведений писателя способствовать воспитанию у детей добрых чувств, интереса и любви к животным, сочувствия к детенышам, попавшим в беду.

- учить детей договариваться, делиться, помогать, оказывать поддержку в работе, проявлять интерес к выполненному заданию.

- расширять представления родителей о детской литературе. Приобщать родителей к семейному чтению литературных произведений.

- создавать условия для поисково – исследовательской деятельности.

Предполагаемый результат

- организованная работа с дошкольниками по ознакомлению с творчеством писателя Е. И. Чарушина в соответствии с современными требованиями будет способствовать повышению интереса детей к художественной литературе;

- у детей появится интерес к самому процессу чтения;

- дошкольники научатся преодолевать трудности, не бояться ошибок;

- сформированность у воспитанников понятия, что книга - не только развлечение, но и источник познавательных интересов;

- воспитание у дошкольников стремления к достижению поставленной цели;

- расширение знаний о животных;

- эффективность педагогической деятельности за счет организованных форм и средств обучения.

Тип проекта

Долгосрочный, групповой, информационно-творческий.

Участники

Воспитатели подготовительной группы, музыкальный руководитель, воспитатель по изодеятельности, педагог-психолог, библиотекарь дет/сада.

Целевая группа

Дети 6-7 лет, родители детей.

Методологической основой разработки проекта явились

Научно-понятийный аппарат

иллюстратор – художник, иллюстрирующий книгу;

писатель-натуралист – писатель, точно изображающий действительность;

натуралист – человек, занимающийся изучением природы;

анималист – художник, изображающий в своих работах преимущественно животных.

Формы реализации

1. Обучение в повседневных бытовых ситуациях;

3. Образовательная деятельность (коллективная):

- чтение худож. литературы;

4. Свободные беседы о жизни и творчестве писателя, о связи литературы и вида искусства – книжной графики;

5. Самостоятельная исследовательская деятельность в развивающей среде;

6. Индивидуально-творческая деятельность;

7. Творческая деятельность в малой подгруппе (3-6 детей);

8. Игровая деятельность:

- игры на плоскостное моделирование (Пифагор, Танграм и т.д.),

- пословицы и поговорки,

9. Игровой тренинг;

Методы и приемы

- сюжетно – ролевая игра;

Дидактические игры

- сенсорные,

Основные средства распространения информации о проекте

- наглядное информирование родителей (родительский уголок);

- участие родителей в презентации проекта и в реализации совместного проведения (литературный праздник, конкурсы, КВН, викторины);

- памятки «Воспитание у детей интереса к книге;

Функции участников

1. Старший воспитатель - создать условия для организации и проведения мероприятий;

2. Старший воспитатель - обеспечить необходимой документацией, литературой всех участников проекта, методическими разработками;

3. Музыкальный руководитель – помощь в проведение развлечений;

4. Руководитель по художественному труду – помощь в проведение занятия по изодеятельности;

5. Библиотекарь – помощь в проведение экскурсии, бесед;

6. Воспитатель (педагог) – реализация проекта;

7. Зам. зав. по хоз. части - материально-техническое обеспечение.

Ресурсное обеспечение

1. Книги писателя Е. И. Чарушина.

2. Картины и иллюстрации, изображающие животных в природе.

4. Настольно – печатные игры.

5. Экологические коврики.

6. Модели-схемы по составлению рассказов.

8. Материалы для продуктивной изобразительной деятельности (краски, цветные карандаши, восковые мелки)

9. Технические средства обучения:

- Телевизор – 2 THOMSON;

Как оценить эффективность проекта?

В конце учебного года предлагается проведение диагностики, чтобы оценить эффективность проводимой работы.

Оценка эффективности по итогам работы проводится по трем направлениям: дети, родители, педагоги.

Оценка заинтересованности детей, их успешности в общем деле отслеживается через наблюдение и анализ детской деятельности, занятия, беседы с детьми.

Оценка заинтересованности и участие в проекте родителей происходит через участие в проведении совместных мероприятий, анализ участия родителей в подготовке условий деятельности детей, участие в конкурсах.

Анализ участия педагогов в подготовке условий деятельности детей, участие в конкурсах.

Таким образом, можно считать проект реализован эффективно, если…

1. Наблюдается высокий уровень организации педагогического процесса (отбор оптимальных форм, методов и приемов, целесообразность отбора предложенных активных организационных форм, достижение прогнозируемых результатов)

2. Дети старшего дошкольного возраста овладели основами эффективного общения, культурой речевого поведения, коммуникативно-риторическими умениями (сравнительные данные диагностики уровня развития детей). Присутствует сформированность познавательного интереса, положительные эмоции.

3. Родители проявляют активность, интерес, инициативность, творчество, положительную мотивацию к подготовке и проведению мероприятий.

4. Использование технических средств обучения вызывает интерес, активность, повышает возможность достижения прогнозируемых результатов.

По окончании проекта проводится анкетирование всех участников педагогического проекта.

Планирование и организация деятельности

1 этап – подготовительный (с 10.01.2013 по 22.01.2013)

1. Анкетирование родителей,

3. Создание условий необходимых для реализации проекта.

4. Планирование мероприятий проекта.

5. Творческий поиск:

- обращение за рекомендациями к специалистам детского сада (муз. рук.- Филатова Л.В., воспитатель по изодеятельности – Щербакова А.Н., библиотекарь дет/сада – Палаткина С.П.; психологу - Авилова И.В.)

- в каких источниках можно найти информацию;

6. Разработка и использование инновационных подходов при ознакомлении с жизнью и творчеством Е.И.Чарушина,

7. Поиск эффективных форм реализации проекта.

8. Отбор и систематизация дидактического материала, аудио-, видео- материала, обучающих мультимедийных программ, DVD дисков, так как

аудиокассеты иллюстрируют устную речь, а видеоматериалы, в том числе, и детские (мультфильмы, детские кинофильмы, сказки, диапозитивы) позволят наблюдать за художественными средствами, ситуацией общения, поведением героев в динамике.

Все это будет являться средствами реализации поставленных задач.

2 этап – основной (с 23.01.2013. по 18. 03.2013)

Реализация основных видов деятельности по направлениям проекта:

1. Организация и проведение обучающих занятий;

2. Организация и проведение разнообразных форм работы с использованием технических средств обучения;

3 этап – итоговый (с 19.03. 2013 по 1.04.2013)

Читайте также: