Проект по чарушину в детском саду
Обновлено: 04.07.2024
Вид проекта: среднесрочный, познавательный, творческий.
Цель: создание условий для развития воображения и художественно-творческих способностей детей в процессе ознакомления с творчеством писателя, художника.
Задачи:
1. Познакомить с краткой биографией, литературным и художественным творчеством Е. Чарушина.
2. Формировать интерес к оформлению книги, учить подробно рассматривать иллюстрации.
3. Совершенствовать умение раскрывать тему литературного произведения, передавая в рисунке характер и настроение героев.
4. Способствовать индивидуальному самовыражению детей в процессе продуктивной творческой деятельности.
5. Развивать творческие и познавательные способности, речевые умения и мелкую моторику рук; обогащать словарный запас детей.
6. Заинтересовать родителей проблемой приобщения ребенка к книге, укреплять и расширять взаимодействия детского сада и семьи.
Актуальность.
Знакомя детей с творчеством писателя, художника, мы уделяем внимание духовному воспитанию, формируем творчески развитую личность, способствуем повышению уровня познавательных способностей детей, развиваем воображение, эстетический вкус, развивается стремление выражать своё отношение к окружающему, самостоятельно находить различные речевые, изобразительные средства.
Если в раннем возрасте знакомить детей с творчеством писателей и художников, то это способствует гармоничному развитию личности и является средством формирования у них развития духовности.
В ходе проектирования дети:
- готовы к индивидульному самовыражению;
- с удовольствием проявляют интерес и желание к творческой деятельности;
- совершенствуют мелкую моторику рук.
Подготовительный этап:
Методическая подготовка проекта.
Сбор литературы, иллюстраций, по теме.
Структурное подразделение государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области средняя общеобразовательная школа №2 города Сызрани городского округа Сызрань Самарской области, реализующее основную общеобразовательную программу дошкольного образования «Детский сад"
В СТАРШЕЙ ГРУППЕ
Руководитель проекта :
О. Н. Маркина, воспитатель
Матрица проекта
Название проекта
Знакомство с литературным и художественным творчеством Евгения Чарушина.
Необходимость развития устойчивого интереса к книге как источнику познания окружающего мира и его художественного отражения.
Интеграция образовательных областей
Формирование навыков устойчивого интереса к чтению книг, рассматриванию иллюстраций.
Задачи по интегрируемым областям
Чтение художественной литературы
Формировать основы читательской культуры в процессе чтения (восприятия) книг природоведческой тематики.
Закреплять представление о жанровых особенностях художественных произведений, развивать умение анализировать тексты.
Познакомить с краткой биографией, литературным и художественным творчеством Е. Чарушина.
Формировать проектно-исследовательские умения и навыки при создании книжной выставки: выявлять проблему, самостоятельно искать нужное решение и анализировать полученные результаты.
Художественное творчество
Формировать интерес к оформлению книги, учить подробно рассматривать иллюстраций.
Совершенствовать умение раскрывать тему литературного произведения, передавая в рисунке характер и настроение героев.
Формировать умение воспроизводить текст произведения с опорой на иллюстраций, графические схемы.
Развивать творческие способности: поощрять желание использовать читательский опыт (образ, сюжет, отдельные строчки) в других видах деятельности (игровой, продуктивной, общении со взрослыми) в соответствии с эмоциональными запросами.
Закреплять правила культурного общения с книгой, коллективного чтения (восприятия) книг, поведения в библиотеке и книжном уголке.
Заинтересовать родителей проблемой приобщения ребенка к книге, укреплять и расширять взаимодействия детского сада и семьи.
Виды детской деятельности
Познавательно-исследовательская, чтение (восприятие, коммуникативная, продуктивная, игровая.
Этапы проекта
Содержание деятельности Практические материалы
4. Познакомить с биографией и литературным наследием Евгения Чару-шина
II. Выбор идей, поиск путей решения проблемы 5. Обсудить оформление книжного уголка, возможные варианты устройства книжной выставки.
6. Посетить городскую детско-юношескую библиотеку.
5. Примерный план устройства книжного уголка, размещение начала коллекции книг, эстампов Е. Чарушина
6. Экскурсия в библиотеку им. С. Я. Маршака
9. Цикл индивидуальных занятий по обучению пересказу.
11. Художественно-продуктивная деятельность :
12. Провести в книжном уголке словесные, дидактические игры, упражнения и задания.
7. Чтение (восприятие) произведений Е. Чарушина в литературной гостиной.
8. Рассматривание иллюстраций в книгах Е. Чарушина, эстампов.
9. План-конспект по обучению пересказу.
12. Игры, упражнения и задания в книжном уголке.
13. Праздник открытия книжной выставки.
Описание продукта, полученного в результате реализации проекта
Тип проекта
Количество детей – участников проекта
25 детей старшего возраста
Продолжительность проекта
Материально-технические ресурсы, необходимые для реализации проекта
Подборка книг Е. Чарушина с иллюстрациями
Эстампы Е. Чарушина
Форма проведения презентации
Критерии оценки качества выполнения проекта
Уровень проявления устойчивого интереса к тематически многообразным произведениям, биографии автора, рассматриванию иллюстраций, процессу чтения.
Умение описывать состояние героев, передавать свое отношение к содержанию произведения.
Способность творчески использовать прочитанное (образ, сюжет, отдельные строчки) в других видах деятельности.
Умение пользоваться прямой и косвенной речью, средствами художественной выразительности при пересказе литературных текстов.
Куцакова Л. В. Конструирование и художественный труд в детском саду : Программа и конспекты занятий. – М. : ТЦ Сфера, 2005.
Рудик О. С. Развитие речи детей 4 – 5 лет в свободной деятельности. Методические рекомендации. – М. : ТЦ Сфера, 2009.
Лебедева Л. В., Козина И. В. Конспекты занятий по обучению пересказу с использованием опорных схем. Средняя группа. – М., Центр педагогического образования, 2008.
Рыбина А. Ф. Коррекция звукопроизношения у детей: речевой материал для дошкольного младшего школьного возраста. – Волгоград: Учитель, 20003.
Дата проведения: I_неделя_
Дата Непосредственно образовательная деятельность Совместная деятельность педагога и детей, осуществляемая в ходе режимных моментов Самостоятельная деятельность детей Взаимодействие с семьями детей по реализации проекта Продукт
Цель: Формировать мотивы участия детей в предстоящей деятельности по реализации проекта;
- заложить начало создания коллекции книг писателя и художника Евгения Чарушина.
О. Д. Смирнова с. 66
Рассматривание книг в книжном уголке. Предложить родителям найти книги Е. Чаруши-на, прочитать дома и принести любимую книгу ребенка в группу Начало создания коллекции книг писателя и худож-ника Евгения Чарушина
Цель: Помочь детям понять скрытые мотивы поведения героев произведения;
- продолжать воспитывать чуткость к художественному слову.
Н. А. Карпухина с. 51
Цель: Формировать навыки связного последовательного пересказа с опорой на графические схемы;
- совершенствовать умение подбирать антонимы, согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе;
- составлять предложения из 2-3 слов;
- продолжать учить детей внимательно слушать произведение и пересказывать его с помощью опорных схем;
Л. В. Лебедева с. 54 Рассматривание иллюстраций
Цель: Поощрять выражение эстетических чувств, проявление эмоций при рассматривании иллюстраций.
Цель: Помочь детям понять скрытые мотивы поведения героев произведения;
- продолжать воспитывать чуткость к художественному слову.
Н. А. Карпухина с. 51
Цель: Формировать умение ориентироваться на окончание слова при согласовании существительного, обозначающего животного, и прилагательного в роде, числе.
О. С. Рудик с. 33 Обмен принесенными книгами, рассматривание иллюстраций. Предложить родителям составить электронную версию произведений Е. Чарушина. Электронная версия произведений Е. Чарушина.
Четверг Рассматривание иллюстраций
Цель: Продолжать формировать умение подробно рассматривать иллюстрации в книге, поощрять выражение эстетических чувств, проявление эмоций.
Цель: Помочь детям понять скрытые мотивы поведения героев произведения;
- продолжать воспитывать чуткость к художественному слову.
Н. А. Карпухина с. 52
Цель: Формировать умение ориентироваться на окончание слова при согласовании существительного, обозначающего животного, и прилагательного в роде, числе.
Цель: Познакомить детей с биографией и литературным наследием Евгения Чарушина;
- формировать у дошколь-ников навык внимательного прослушивания прозаических текстов, осмысленно воспри-нимать литературный текст и его содержание;
- формировать нравственные качества: доброту, заботу о братьях наших меньших;
- воспитывать на поэтических примерах любовь к животным.
Цель: Формировать мотивы участия детей в предстоящей деятельности по реализации проекта;
- обсудить оформление книжного уголка, возможные варианты устройства книжной выставки.
О. Д. Смирнова с. 66
Цель: разработать оформление книжного уголка.
О. Д. Смирнова с. 74
Цель: Совершенствовать умение подбирать по смыслу слова, обозначающие названия животных и их детенышей.
О. С. Рудик с. 144 Размещение принесенных из дома книг в книжном уголке. Предложить для обсуждения и внесения новых идей примерный план устройства книжного уголка и размещения коллекции книг, эстампов Е. Чару-шина.
Дата проведения: II_неделя_
Дата Непосредственно образовательная деятельность Совместная деятельность педагога и детей, осуществляемая в ходе режимных моментов Самостоятельная деятельность детей Взаимодействие с семьями детей по реализации проекта Продукт
Цель: Развивать слуховое и зрительное внимание детей;
- продолжать формировать навыки диалогической речи.
Цель: Активизировать в речи употребление предлогов с пространственным значением (на, между, около). Закреплять умение соотносить названия животных и их детенышей.
Цель: Закреплять правильное произношение звуков во фразе и их дифференциация.
Цель: Сформировать представление о библиотеке, научить общаться с работ-никами этого учреждения;
- познакомить с внутренним оформлением здания, назначе нием помещения;
- познакомиться с формой использования фондов библиотеки.
Цель: Поддерживать внимание и интерес к слову в литературном произведении;
- продолжать работу по формированию интереса к книге.
Цель: Закреплять умение соотносить названия животных и их детенышей.
Цель: Учить замечать неточности в тексте; поддерживать интерес к литературному наследию пиателя.
О. Д. Смирнова с. 88
Цель: Формировать навыки описательного рассказа с опорой на сюжетные картинки, отображающие последовательность событий.
Н. А. Карпухина с. 58
Цель: Поддерживать интерес к литературному наследию пиателя.
О. Д. Смирнова с. 88
Цель: Закреплять правильное произношение звуков во фразе, их дифференциация.
Цель: Совершенствовать умение раскрывать тему литературного произведения, передавая в рисунке характер и настроение героев;
- вызвать интерес к иллюст-рированию знакомых сказок доступными изобразительно-выразительными средствами;
- познакомить с приемами передачи сюжета: выделять главное, изображая более крупно на переднем плане;
- развивать композиционные умения.
Цель: Формировать умение по фрагментам литературного текста догадываться, как писатель назвал свой рассказ.
Н. А. Карпухина с. 56
Цель: Поддерживать внимание и интерес к слову в литературном произведении;
- продолжать работу по формированию интереса к книге.
Цель: Выявить проявления заинтересованности проектом, появившиеся предпочтения, степень погружения в разрабатываемую тему.
Цель: Формировать умение грамотно образовывать формы глагола в повелительном наклонении (спой, станцуй, поскачи, положи, поезжай, нарисуй).
Цель: Развивать зрительное восприятие, наблюдатель-ность, способность самостоя-тельно по восприятию составлять повествовательный рассказ;
- побуждать детей составлять повествовательный рассказ по эстампу животного;
- придумывать к рассказу соответствующее название.
Цель: Формировать навыки повествовательного рассказа с опорой на сюжетные картинки, отображающие последовательность событий.
Н. А. Карпухина с. 59
Цель: Развивать умение фразами описывать картинку (иллюстрацию).
Цель: Закреплять правильное произношение звуков во фразе, их дифференциация.
А. Ф. Рыбина с. 66,13 Предложить родителям в Интернете найти и посмотреть с детьми мультипликационные фильмы по сценарию или произведению Е. Чарушина.
Дата проведения: III_неделя_
Дата Непосредственно образовательная деятельность Совместная деятельность педагога и детей, осуществляемая в ходе режимных моментов Самостоятельная деятельность детей Взаимодействие с семьями детей по реализации проекта Продукт
Цель: Формировать навыки повествовательного творческого рассказа с опорой на сюжетные картинки, отображающие последовательность событий.
Н. А. Карпухина с. 59
Цель: Развивать наблюдательность, умение находить предметы определенной направленности среди предложенных для рассматривания. Совершенствовать умение выстраивать и произносить речь-доказательство.
Цель: Закреплять правильное произношение звуков во фразе, их дифференциация.
Цель: Поддерживать внимание и интерес к слову в литературном произведении;
- продолжать работу по формированию интереса к книге.
Цель: Помочь создать приглашения для родителей, используя доступные материалы и приемы аппликации.
Цель: Формировать умение по предложенным картинкам называть произведение.
О. Д. Смирнова с. 87
Цель: Развивать умение подбирать глаголы, обозначающие характерные действия животных. Совершенствовать культуру речевого общения.
Цель: Формировать умение детей составлять сюжетную композицию из однородных объектов, различающихся по величине – кошка с котенком;
- познакомить со способом лепки из валика, согнутого дугой и надрезанного с двух концов;
- учить анализировать особенности строения живот-ных, соотносить части по пропорциям;
- воспитывать самостоятель-ность, аккуратность.
И. А. Лыкова с. 28 Рассматривание иллюстраций
Цель: Продолжать формировать умение подробно рассматривать иллюстрации в книге, поощрять выражение эстетических чувств, проявление эмоций.
Цель: Помочь детям понять скрытые мотивы поведения героев произведения;
- продолжать воспитывать чуткость к художественному слову.
Цель: Помочь детям по предметам или отдельным деталям определять принадлежность к литературному приозведению.
О. Д. Смирнова с. 87
Цель: Учить детей делать аппликативное изображение животных из мятой бумаги, передавая характерные особенности строения;
- развивать творчество, фанта-зию, учить бережно относиться к используемым материалам
Цель: Продолжать формировать умение подробно рассматривать иллюстрации в книге, поощрять выражение эстетических чувств, проявление эмоций.
Цель: Помочь детям понять скрытые мотивы поведения героев произведения;
- продолжать воспитывать чуткость к художественному слову.
Цель: Развивать умения детей описывать выбранную картину, иллюстрацию, сосредотачиваться на чем-либо. Обогащать словарный запас, используя речь-описание.
Цель: Формировать эмоционально положительное отношение к коллективным мероприятиям, привлечь к активному участию в литературной викторине;
- обобщить и систематизировать знания о произведениях Е. Чарушина;
- создать условия для активного использования литературного опыта в речевой практике;
- продолжать учить чувствовать и понимать характер образов произведений, взаимосвязь описанного с реальностью;
- поддерживать интерес к книжной графике;
- развивать творческое воображение, выразительность речи.
Цель: Помочь создать атмосферу праздника для детей и родителей.
Проект преобразования профессиональной деятельности педагога в соответствии с Федеральными государственными требованиями Тема Проект преобразования профессиональной деятельности педагога в соответствии с Федеральными государственными требованиями Государственное.
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
Краткосрочный творческий проект
Воспитатель: Байкова. З. Х.
Актуальность проекта: Одной из составляющих программы воспитания и обучения дошкольников в детском саду является знакомство с художественной литературой. Проблема сохранения интереса к книге, к чтению как процессу и ведущей деятельности человека сегодня актуальна как никогда. Техника (аудио, видео, компьютерная), дающая готовые слуховые и зрительные образы, ослабила интерес к книге и желание работать с ней. Плоды этого мы уже начинаем пожинать сегодня: низкий уровень развития речи детей, воображения, восприятия, коммуникативных навыков, вообще нравственных устоев.
Книга воспитывает усидчивость, внимание, дружелюбие, терпение, сострадание, уважение к людям, любовь к животным, природе.
С помощью книги ребёнок познаёт окружающий мир, учится понимать, что хорошо, что – плохо, рассуждать пересказывать, осмысливать поступки и действия персонажей и сравнивать со своими.
Книга помогает развиваться ребёнку, расширяет кругозор, готовит к школе. Не стоит упускать этот момент!
К сожалению, взрослые уделяют недостаточно внимания чтению литературы, знакомству с детскими писателями и писателями-иллюстраторами. Для маленького, ещё не умеющего читать, ребёнка именно иллюстрация – главный канал восприятия текста. И поэтому хорошая книжная иллюстрация должна не просто комментировать текст, а дополнять его, расширять, углублять его понимание.
Творчество Чарушина – тот благодатный материал, который позволяет и педагогу, и детям, и родителям проявить себя: показать своё духовное отношение ко всему живому, свою любовь к окружающему миру.
Евгений Чарушин был и одним из тех добрых и гуманных детских писателей, которые сохранили непосредственность и свежесть детского взгляда на мир животных и детского восприятия жизни, которые сумели по-доброму и с ясной простотой донести этот взгляд до детского сознания. Искусство Евгения Чарушина, доброе, человечное, радует уже не одно поколение маленьких читателей и учит их любить волшебный мир зверей и птиц.
Дети старшей группы мало знакомы с литературным наследием, проявляют недостаточный интерес к книгам, у них плохо развита связная речь (составление пересказов).
Цель проекта:
Познакомить детей с творчеством Е.И.Чарушина.
Задачи проекта:
Формировать интерес к художественной литературе и творчеству Е.И.Чарушина.
Учить понимать занимательность сюжетов.
Заинтересовать техникой выполнения иллюстраций к книгам.
Расширять знания детей о животном мире через чтение произведений Чарушина.
Развивать речевую активность детей.
Развивать воображение, наблюдательность.
Привлечь родителей к активному участию в образовательном процессе.
Способствовать формированию семейных традиций: семейного чтения по вечерам, посещения библиотек.
Участники проекта:
Воспитатель, родители, дети старшей группы.
Сроки реализации проекта:
Октябрь-Ноябрь 2015 г.
Реализация проекта
Подготовительный этап.
Изучение библиографии писателя.
Подбор детской художественной литературы
Анкетирование родителей. (Выявить, что читают родители детям дома).
Оформление информационного уголка для родителей: размещение консультаций и рекомендаций по теме.
Подбор наглядно-дидактических пособий
Основной этап (планирование и организация деятельности)
Заключительный этап
Обработка и оформление материалов
Оценка результатов работы всех участников проекта (итоги анкетирования, наблюдения, беседы)
План реализации проекта:
Работа с детьми:
Коммуникация:
Рассматривание иллюстраций из книг Е.И.Чарушина.
Загадывание загадок о животных.
Художественное творчество:
Чтение художественной литературы:
Слушание музыкальных произведений о животных, фонограмм с голосами животных.
Физическая культура:
Физминутки о животных.
Работа с родителями:
4.Рекомендации для родителей по совместному посещению библиотеки.
6.Подборка произведений Е.И.Чарушина.
Цель: Формировать мотивы участия детей в предстоящей деятельности по реализации проекта;
- заложить начало создания коллекции книг писателя и художника Евгения Чарушина.
Рассматривание книг в книжном уголке. Предложить родителям найти книги Е. Чарушина, прочитать дома и принести любимую книгу ребенка в группу Начало создания коллекции книг писателя и художника Евгения Чарушина
НОД ФКЦМ Презентация Е. И. Чарушин.
Цель: Помочь детям понять скрытые мотивы поведения героев произведения;
- продолжать воспитывать чуткость к художественному слову.
Цель: - продолжать учить детей внимательно слушать произведение и пересказывать его с помощью опорных схем;
Цель: Продолжать формировать умение подробно рассматривать иллюстрации в книге, поощрять выражение эстетических чувств, проявление эмоций.
Цель: Помочь детям понять скрытые мотивы поведения героев произведения;
- продолжать воспитывать чуткость к художественному слову.
Цель: Формировать умение ориентироваться на окончание слова при согласовании существительного, обозначающего животного, и прилагательного в роде, числе.
Цель: Учить детей делать аппликативные изображение животных из цветной бумаги, передавая характерные особенности строения; Развивать творчество, фантазию.
Цель: Познакомить детей с биографией и литературным наследием Евгения Чарушина;
- формировать у дошкольников навык внимательного прослушивания прозаических текстов, осмысленно воспринимать литературный текст и его содержание;
- формировать нравственные качества: доброту, заботу о братьях наших меньших;
- воспитывать на поэтических примерах любовь к животным.
Цель: Формировать навыки повествовательного творческого рассказа с опорой на сюжетные картинки, отображающие последовательность событий.
Цель: Закреплять правильное произношение звуков во фразе, их дифференциация.
Предложить родителям прочитать книгу из произведений Е. Чарушина.
Цель: Активизировать в речи употребление предлогов с пространственным значением (на, между, около). Закреплять умение соотносить названия животных и их детенышей.
Четверг Пословицы о животных 2 половина дня
Цель: Закреплять правильное произношение звуков во фразе и их дифференциация.
2 половина дня
Цель: Поддерживать внимание и интерес к слову в литературном произведении;
- продолжать работу по формированию интереса к книге.
Пятница: «Экскурсия в библиотеку
Цель: Сформировать представление о библиотеке, научить общаться с работниками этого учреждения;
- познакомить с внутренним оформлением здания, назначением помещения;- познакомиться с формой использования фондов библиотеки.
2 половина дня .
Цель: - формировать нравственные качества: доброту, заботу о братьях наших меньших;
Цель: Расширить представление детей о лесной птице-сове.
Предложить родителям записать ребенка в библиотеку, выбрать книги Е. Чарушина для чтения.
Чтение стих. о животных 2 половина дня.
Цель: Расширить представление детей о лесной птице-сове, об особенностях внешнего облика, образе жизни.
2 половина дня
Цель: Поддерживать внимание и интерес к слову в литературном произведении;
- продолжать работу по формированию интереса к книге.
Цель: Формировать умение грамотно образовывать формы глагола в повелительном наклонении (спой, станцуй, поскачи, положи, поезжай, нарисуй).
Четверг Слушание музыкальных произведений о животных, фонограмм с голосами животных.
Цель : создание условий для развития познавательных и творческих
способностей детей.
Предложить родителям в Интернете найти и посмотреть с детьми мультипликационные фильмы по сценарию или произведению Е. Чарушина.
Цель: Помочь детям понять скрытые мотивы поведения героев произведения;
- продолжать воспитывать чуткость к художественному слову.
Цель: Учить детей делать аппликативное изображение животных из мятой бумаги, передавая характерные особенности строения;
- развивать творчество, фантазию, учить бережно относиться к используемым материалам
Цель: Помочь детям понять скрытые мотивы поведения героев произведения;
- продолжать воспитывать чуткость к художественному слову.
Цель: Развивать умение фразами описывать картинку (иллюстрацию).
(по произведением Е. И. Чарушина)
Цель: Обобщать знание детей о творчестве Е. И. Чарушина
Дошкольное детство - очень важный этап в воспитании внимательного чуткого читателя, любящего книгу, которая помогает ему познать окружающий мир и себя в нем, формировать нравственные чувства и оценки, развивать восприятие художественного слова.
Любой дошкольник является читателем, даже если он не умеет читать, а только слушает чтение взрослых. Он выбирает, что он будет слушать, он воспринимает то, что слышит, а слышит то, что ему интересно.
Слушая рассказы наших детей о тех впечатлениях, наблюдениях, которые они получили летом, отдыхая вместе с родителями, мы обнаружили, что чаще всего дети рассказывают о животных, насекомых, птицах и у детей появляется много вопросов о жизни животных, ответы на которые мы вместе с ними стали искать в книгах писателей – натуралистов: Е. Чарушина, М. Пришвина, Г. Скребицкого, В. Бианки.
Больше всего дети заинтересовались произведениями Чарушина, поэтому мы решили вместе с ними подобрать и изучить его книги. В своей работе мы использовали методы проблемного обучения, игровые и образовательные ситуации, модели и схемы. Однако такой подход носил эпизодический характер, а хотелось бы, чтобы такая работа была постоянной. Решить эту проблему сможет интегрированный метод обучения и метод проектов.
Интегрированный метод обучения является для дошкольников инновационным. Он направлен на развитие личности ребенка, его познавательных и творческих способностей, формирование осознанного отношения к художественной литературе, к миру животных. Занятия объединяются основной проблемой. Например, давая детям полное представление о домашних животных, на занятиях познавательного цикла идет знакомство дошкольников с ролью домашних животных в жизни человека, а на занятиях художественно-эстетического цикла – с образами домашних животных в произведениях писателя Е.И.Чарушина. Все это положительно сказывается на активизации дошкольников, подводит к выбору наиболее оптимального варианта решения проблемы в тех или иных условиях.
Метод проектов, который актуален, очень эффективен. Он позволяет рассматривать формирование социальной компетентности дошкольников как процесс, интегрирующий все сферы развития, обучения и нравственного становления личности ребенка. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать и применять полученные знания на практике, развивает у воспитанников умение наблюдать, общаться, уважать чужое мнение, действовать совместно с другими детьми, быть занятыми общим делом, реализовать субъективную позицию ребенка в труде.
Инновационная направленность проекта (новизна) заключается в следующем.
Работа с дошкольниками строится на основе дидактических принципов:
создается образовательная среда, обеспечивающая снятие всех стрессовых факторов учебного процесса,
новые знания не даются детям в готовом виде, а постигаются ими путем самостоятельного анализа, сравнения, выявления существенных признаков.
большое внимание уделяется развитию вариативного мышления и творческих способностей ребенка.
необходимо, чтобы каждый ребенок продвигался вперед своим темпом.
при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира;
у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора;
процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности;
обеспечивается преемственные связи между всеми ступенями обучения.
Рабочая гипотеза
Предполагается, что организованная работа по ознакомлению дошкольников с творчеством любого писателя-натуралиста в соответствии с современными требованиями будет способствовать повышению интереса к художественной литературе, к миру животных: дети познакомятся с художественным описанием жизни, повадок животных в природе, получат научно – достоверные знания о животном мире, обогатится их речь. Дети и родители познакомятся с новыми формами работы с книгой и найдут ответы на интересующие их вопросы.
Новизна
состоит в том, что все формы реализации проекта, методы и приемы, использованные в работе с детьми, объедены одной проблемой – знакомство детей с творчеством писателя Е.И.Чарушина.
Объект исследования– учебно-воспитательный процесс в ДОУ.
Предмет исследования – развитие интереса у дошкольников к художественной литературе.
Цель
Познакомить детей с творчеством писателя Е.И. Чарушина.
Задачи
- познакомить детей с жизнью и творчеством писателя Е.И.Чарушина.
- углубить знания детей о животном мире через произведения Е.И. Чарушина.
- формировать у детей эмоционально - образное восприятие произведений через художественное описание образов.
- формировать интерес к художественной литературе.
- способствовать формированию у дошкольников запаса литературных, художественных впечатлений.
- воспитывать способность наслаждаться художественным словом, уместность употребления его в собственной речи (поговорки, загадки, метафоры, народные высказывания, звукоподражание). Учить чувствовать и понимать образный язык рассказов Е. И. Чарушина, тем самым развивая у них литературную и художественную речь.
- посредством произведений писателя способствовать воспитанию у детей добрых чувств, интереса и любви к животным, сочувствия к детенышам, попавшим в беду.
- учить детей договариваться, делиться, помогать, оказывать поддержку в работе, проявлять интерес к выполненному заданию.
- расширять представления родителей о детской литературе. Приобщать родителей к семейному чтению литературных произведений.
- создавать условия для поисково – исследовательской деятельности.
Предполагаемый результат
- организованная работа с дошкольниками по ознакомлению с творчеством писателя Е. И. Чарушина в соответствии с современными требованиями будет способствовать повышению интереса детей к художественной литературе;
- у детей появится интерес к самому процессу чтения;
- дошкольники научатся преодолевать трудности, не бояться ошибок;
- сформированность у воспитанников понятия, что книга - не только развлечение, но и источник познавательных интересов;
- воспитание у дошкольников стремления к достижению поставленной цели;
- расширение знаний о животных;
- эффективность педагогической деятельности за счет организованных форм и средств обучения.
Тип проекта
Долгосрочный, групповой, информационно-творческий.
Участники
Воспитатели подготовительной группы, музыкальный руководитель, воспитатель по изодеятельности, педагог-психолог, библиотекарь дет/сада.
Целевая группа
Дети 6-7 лет, родители детей.
Методологической основой разработки проекта явились
Научно-понятийный аппарат
иллюстратор – художник, иллюстрирующий книгу;
писатель-натуралист – писатель, точно изображающий действительность;
натуралист – человек, занимающийся изучением природы;
анималист – художник, изображающий в своих работах преимущественно животных.
Формы реализации
1. Обучение в повседневных бытовых ситуациях;
3. Образовательная деятельность (коллективная):
- чтение худож. литературы;
4. Свободные беседы о жизни и творчестве писателя, о связи литературы и вида искусства – книжной графики;
5. Самостоятельная исследовательская деятельность в развивающей среде;
6. Индивидуально-творческая деятельность;
7. Творческая деятельность в малой подгруппе (3-6 детей);
8. Игровая деятельность:
- игры на плоскостное моделирование (Пифагор, Танграм и т.д.),
- пословицы и поговорки,
9. Игровой тренинг;
Методы и приемы
- сюжетно – ролевая игра;
Дидактические игры
- сенсорные,
Основные средства распространения информации о проекте
- наглядное информирование родителей (родительский уголок);
- участие родителей в презентации проекта и в реализации совместного проведения (литературный праздник, конкурсы, КВН, викторины);
- памятки «Воспитание у детей интереса к книге;
Функции участников
1. Старший воспитатель - создать условия для организации и проведения мероприятий;
2. Старший воспитатель - обеспечить необходимой документацией, литературой всех участников проекта, методическими разработками;
3. Музыкальный руководитель – помощь в проведение развлечений;
4. Руководитель по художественному труду – помощь в проведение занятия по изодеятельности;
5. Библиотекарь – помощь в проведение экскурсии, бесед;
6. Воспитатель (педагог) – реализация проекта;
7. Зам. зав. по хоз. части - материально-техническое обеспечение.
Ресурсное обеспечение
1. Книги писателя Е. И. Чарушина.
2. Картины и иллюстрации, изображающие животных в природе.
4. Настольно – печатные игры.
5. Экологические коврики.
6. Модели-схемы по составлению рассказов.
8. Материалы для продуктивной изобразительной деятельности (краски, цветные карандаши, восковые мелки)
9. Технические средства обучения:
- Телевизор – 2 THOMSON;
Как оценить эффективность проекта?
В конце учебного года предлагается проведение диагностики, чтобы оценить эффективность проводимой работы.
Оценка эффективности по итогам работы проводится по трем направлениям: дети, родители, педагоги.
Оценка заинтересованности детей, их успешности в общем деле отслеживается через наблюдение и анализ детской деятельности, занятия, беседы с детьми.
Оценка заинтересованности и участие в проекте родителей происходит через участие в проведении совместных мероприятий, анализ участия родителей в подготовке условий деятельности детей, участие в конкурсах.
Анализ участия педагогов в подготовке условий деятельности детей, участие в конкурсах.
Таким образом, можно считать проект реализован эффективно, если…
1. Наблюдается высокий уровень организации педагогического процесса (отбор оптимальных форм, методов и приемов, целесообразность отбора предложенных активных организационных форм, достижение прогнозируемых результатов)
2. Дети старшего дошкольного возраста овладели основами эффективного общения, культурой речевого поведения, коммуникативно-риторическими умениями (сравнительные данные диагностики уровня развития детей). Присутствует сформированность познавательного интереса, положительные эмоции.
3. Родители проявляют активность, интерес, инициативность, творчество, положительную мотивацию к подготовке и проведению мероприятий.
4. Использование технических средств обучения вызывает интерес, активность, повышает возможность достижения прогнозируемых результатов.
По окончании проекта проводится анкетирование всех участников педагогического проекта.
Планирование и организация деятельности
1 этап – подготовительный (с 10.01.2013 по 22.01.2013)
1. Анкетирование родителей,
3. Создание условий необходимых для реализации проекта.
4. Планирование мероприятий проекта.
5. Творческий поиск:
- обращение за рекомендациями к специалистам детского сада (муз. рук.- Филатова Л.В., воспитатель по изодеятельности – Щербакова А.Н., библиотекарь дет/сада – Палаткина С.П.; психологу - Авилова И.В.)
- в каких источниках можно найти информацию;
6. Разработка и использование инновационных подходов при ознакомлении с жизнью и творчеством Е.И.Чарушина,
7. Поиск эффективных форм реализации проекта.
8. Отбор и систематизация дидактического материала, аудио-, видео- материала, обучающих мультимедийных программ, DVD дисков, так как
аудиокассеты иллюстрируют устную речь, а видеоматериалы, в том числе, и детские (мультфильмы, детские кинофильмы, сказки, диапозитивы) позволят наблюдать за художественными средствами, ситуацией общения, поведением героев в динамике.
Все это будет являться средствами реализации поставленных задач.
2 этап – основной (с 23.01.2013. по 18. 03.2013)
Реализация основных видов деятельности по направлениям проекта:
1. Организация и проведение обучающих занятий;
2. Организация и проведение разнообразных форм работы с использованием технических средств обучения;
3 этап – итоговый (с 19.03. 2013 по 1.04.2013)
Читайте также:
- Какие фразы опорных прыжков вы можете назвать кратко
- Рабочая программа по внеурочной деятельности в начальной школе по фгос общекультурное направление
- Почему коллектив называют школой социального опыта и педагогическим усилителем
- Какие бульоны называют концентрированными кратко
- Что такое чередование кратко