Рабочая программа по внеурочной деятельности в начальной школе по фгос общекультурное направление

Обновлено: 04.07.2024

2.Основной образовательной программы начального образования

3.Устава МБОУ Юбилейненская СОШ

4.Учебного плана МБОУ Юбилейненская СОШ на 2020/2021 уч. год

Место курса в учебном плане

Результаты освоения курса внеурочной деятельности

Личностными результатами изучения программы является формирование следующих умений:

оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие; называть и объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей; самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения, самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей); в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор , какой поступок совершить.

Метапредметными результатами изучения программы является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД :

· определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

проговаривать последовательность действий на уроке;

· учиться высказывать своё предположение (версию) ;

· с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов;

· учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки учебника;

· выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона;

Средством для формирования этих действий служит технология продуктивной художественно-творческой деятельности.

· учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Средством формирования этих действий служит технология оценки учебных успехов.

Познавательные УУД :

· ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

· добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

· перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;

· перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы;

· преобразовывать информацию из одной формы в другую – изделия, художественные образы.

Коммуникативные УУД :

· донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках, доступных для изготовления изделиях;

· слушать и понимать речь других.

Средством формирования этих действий служит технология продуктивной художественно-творческой деятельности. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

Предметными результатами изучения программы является формирование следующих знаний и умений.

Иметь представление об эстетических понятиях: эстетический идеал, эстетический вкус, мера, тождество, гармония, соотношение, часть и целое.

По художественно-творческой изобразительной деятельности :

знать особенности материалов (изобразительных и графических), используемых учащимися в своей деятельности, и их возможности для создания образа. Линия, мазок, пятно, цвет, симметрия, рисунок, узор, орнамент, плоскостное и объёмное изображение, рельеф, мозаика.

Уметь реализовывать замысел образа с помощью полученных на уроках изобразительного искусства знаний.

По трудовой (технико-технологической) деятельности учащиеся

- высказывать простейшие суждения о картинах и предметах декоративно- прикладного искусства ( что больше всего понравилось , почему, какие чувства, переживания может передать художник);

-стремиться верно и выразительно передавать в рисунке простейшую форму, основные пропорции, общее строение и цвет предметов;

-без напряжения проводить линии в нужных направлениях, не вращая при этом лист бумаги;

-использовать формат листа ( горизонтальный, вертикальный) в соответствии с задачей и сюжетом;

-использовать навыки компоновки;

-передавать в рисунках на темы и иллюстрациях смысловую связь элементов композиции, отражать содержание литературного произведения;

-передавать пространственное отношение ( изображать на листе бумаги основание более близких предметов ниже, дальних – выше, ближние предметы крупнее равных им, но удаленных и т.д.);

-применять приемы рисования кистью, пользоваться палитрой, использовать художественную выразительность материалов ( акварель, гуашь, пастель, тушь и др.), уметь ровно и аккуратно закрасить поверхность в пределах намеченного контура;

-менять направление штриха, линии. Мазка согласно форме;

-составлять узоры в полосе, квадрате, круге из декоративно обобщенных и переработанных форм растительного мира, из геометрических форм;

-лепить несложные объекты ( фрукты, животных, человека, игрушки);

-составлять аппликационные композиции из разных материалов.

-видеть цветовое богатство окружающего мира и передавать свои впечатления в рисунках;

-выбирать наиболее выразительный сюжет тематической ком­позиции и проводить подготовительную работу (предварительные наблюдения, наброски и зарисовки, эскизы), с помощью изобрази­тельных средств выражать свое отношение к персонажам изобра­жаемого сюжета;

-анализировать форму, конструкцию, пространственное рас­положение, тональные отношения, цвет изображаемых предметов, сравнивать характерные особенности одного предмета с особенно­стями другого;

-пользоваться элементами перспективы, светотени, компози­ции и т. д. В рисовании на темы и с натуры;

-передавать тоном и цветом объем и пространство в натюр­морте, пейзаже, портрете;

-применять в рисунке выразительные средства (эффекты ос­вещения, композиции, штриховки, разные приемы работы акваре­лью, гуашью), добиваться образной передачи действительности

-делать по наблюдению и с натуры зарисовки человека, отдельных предметов;

цветом передавать пространственные планы;

-изображать природу и постройки, передавая их расположение в пространстве;

пользоваться техникой аппликации;

-конструировать объемные формы, усложняя их декоративными деталями;

-передавать свое отношение к изображаемым событиям, используя для этого возможности композиции, рисунка, цвета;

-свободно включаться в беседу во время просмотра слайдов, репродукций;

-выполнять собственную работу с учетом общего коллективного замысла;

-участвовать в групповой работе при создании коллективного панно;

-проводить экскурсию по выставке работ.

Содержание программы

В чем красота зимы? Холодные цвета. Художественный язык изобразительного искусства: линия, пятно, штрих, мазок. Изображение зимних деревьев, снежных узоров. Составление сюжетной композиции Знакомство с новыми техниками изображения (набрызг). Упражнение на смешивание красок. Экскурсии.

Дерево в зимнем уборе

Ледоход на реке

Портрет красавицы Весны

Золотой листопад.

Идёт Волшебница-зима

Холодные цвета. Художественный язык изобразительного искусства: линия, пятно, штрих, мазок. Изображение зимних деревьев, снежных узоров. Составление сюжетной композиции Знакомство с новыми техниками изображения (набрызг). Упражнение на смешивание красок. Экскурсии.

Мир, в котором мы живем

Орнамент из геометрических фигур.

Городецкие цветы. Знакомство с творчеством городецких мастеров

Городецкие птицы. Элементы городецкой росписи.

Городецкий конь. Приемы выполнения отдельных элементов.

Весеннее пробуждение

Художественные материалы. Свойства графических материалов: карандаш, перо – ручка, тушь, воск, мелки и приёмы работы с ними. Рисунок как основа графики. Упражнения на выполнение линий разного характера. Изобразительный язык графики: линия, штрих, пятно, точка.

Свет, тень, полутень, блик, силуэт, тоновая растяжка.

Монотипия, творческие композиции с применением приёмов монотипии.

Гравюра на картоне.

Прикладная графика. Открытка, поздравление, шрифт.

Связь с рисунком, композицией, живописью. Экскурсии. Беседы по картинам русских художников. Составление сюжетной композиции Упражнение на смешивание красок. Техника работы с гуашью (набивка, растяжка, набрызг).

В гостях у осени (8 ч.)

В мире сказки (4 ч.)

В гостях у чародейки-зимы (10 ч.)

Мир, в котором мы живем (6 ч.)

Весна-красна! (6 ч.)

Художественные материалы. Акварель, тушь, гуашь – свободное владение ими.

Рисунок. Значение рисунка в творчестве художника. Упражнения набросочного характера. Передача пространства на плоскости, представление о перспективе – линейной, воздушной.

Графика. Материалы – тушь, перо, типографская краска, картон, клише, матрицы из различных материалов. Эстамп, монотипия. Создание образных работ с использованием знаний по композиции, рисунку, цветоведению. Цветоведение. Воздействие цвета на человека. Гармония цветовых отношений. Композиция. Основные правила композиции:

объединение по однородным признакам;

соблюдение закона ограничения;

основа живой и статичной композиции;

группировка элементов, обеспечение свободного пространства между группировками;

Экскурсии. Беседы по картинам русских художников.

Снова осень стоит у двора

В мире сказки

Зимняя сказка

Мир в котором мы живем

Нажмите, чтобы узнать подробности

Новые условия жизни для учащихся выдвигают свои новые требования:

быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые решения;

быть ориентированными на лучшие конечные результаты.

Актуальность

В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов воспитания и образования личности младшего школьника относятся – художественно – эстетическое воспитание, в частности повышение качества знаний по декоративно – прикладному искусству.

Новизна данной рабочей программы определена федеральным государственным стандартом начального общего образования 2010 года. Данная программа интегрированная, и является результатом социального запроса по удовлетворению интеллектуальных потребностей и интересов учащихся.

Педагогическая целесообразность осуществляемой программы состоит в том, что она развивает интерес к изучению:

конструирования по замыслу детей.

- развитию разносторонней личности ребенка, воспитание воли и характера;

- помощи в его самоопределении, самовоспитании и самоутверждению в жизни;

- формированию понятия о роли и месте декоративно – прикладного искусства в жизни;

- освоению различных видов декоративно – прикладного искусства;

- обучению практическим навыкам художественно – творческой деятельности, умению обобщать свои жизненные представления с учетом возможных художественных средств;

- созданию творческой атмосферы в группе учащихся на основе взаимопонимания коллективной работы;

- знакомству с историей пластилина, бумагопластики, и изготовления кукол, народными традициями в данных областях.

Цель программы:

всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие младших школьников, развитие их творческих способностей, логического мышления, художественного вкуса, расширение кругозора посредством выполнения работ различных видов декоративно – прикладного искусства.

Задачи программы:

научить понимать и применять профессиональные термины, ориентироваться в разновидностях декоративно – прикладного искусства;

научить наблюдать и передавать в сюжетных работах пропорции, композиции, содержание и форму предметов живой и неживой природы;

научить замечать и выделять основные средства выразительности изделий;

обучить различным приемам работы с бумагой, природным материалом;

применять знания, полученные на уроках окружающего мира, технологии, изобразительного искусства и других, для создания композиций выполненных в технике аппликации.

развивать внимание, память, логическое и абстрактное мышление, пространственное воображение;

развивать мелкую моторику рук и глазомера;

развивать художественный вкус, творческие способности и фантазию детей.

воспитывать интерес к искусству декоративно – прикладного творчества;

расширять коммуникативные способности детей;

формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.

Цели и задачи данной программы соответствуют целям и задачам основной образовательной программы образовательного обучения.

Отличительной особенностью данной программы является построение на основе дидактической и сюжетно – ролевой сказки и игры. Эти формы и методы являются ведущими в воспитании и образовании детей младшего школьного возраста.

Работа во внеурочной деятельности состоит из теоретических и практических занятий. Основой содержания теоретических занятий являются беседы о природе, животных, птицах, профессиях. Теоретические сведения по основам цветоведения, материаловедения представлены в форме художественно – дидактической игры. Также запланированы встречи с художниками Черепановского района, посещение творческих выставок, экскурсии на природу.

Дети увлечённо изучают литературу, связанную с декоративно – прикладным творчеством, находятся в постоянном поиске нового.

Можно рассматривать программу в учебно-воспитательном процессе как:

конечный результат уроков технологии – поделки, аппликации;

объект исследования – например, куб, пирамида при изучении объёмных геометрических тел;

Программа создана на основе результатов многолетней работы по обучению учащихся начальной школы основам декоративно – прикладного творчества.

Все задания соответствуют по сложности детям определенного возраста. Это гарантирует успех каждого ребенка и, как следствие воспитывает уверенность в себе.
Программа предполагает и постепенное изменение видов работы: от создания простых композиций до сочинения сказок, коллективных работ, творческих проектов детей, участие в конкурсах и выставках. Это является стимулирующим элементом, необходимым в процессе обучения.
Основная задача на всех этапах освоения программы – содействовать развитию инициативы, выдумки и творчества детей переживаний и увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка.

Содержание программы отображает единство учебной и вне учебной деятельности связь с предметами (окружающий мир, изобразительное искусство, технология, литературное чтение, история). Программа знакомит со следующими направлениями декоративно – прикладного творчества: флористика, пластилинография, бумагопластика, изготовление кукол, которые не разработаны для более глубокого изучения в предметных областях. В процессе творчества у ребенка проявляются многие психические процессы, но, пожалуй, наиболее ярко- творческое воображение и мышление.

Формы работы

Программа предполагает использование, как традиционных методов работы, так и нетрадиционных для более глубокого усвоения знаний и эмоционального их восприятия.

Экскурсии (в музей, на природу).

Конкурсы и викторины.

Коллективные творческие дела.

Встречи с интересными людьми.

Просмотр и обсуждение фильмов.

Сбор и оформление материалов поисково-исследовательской деятельности.

Выступление перед сверстниками по итогом проделанной работы.

Походы, подвижные игры.

Планируемые результаты

освоения учащимися программы внеурочной деятельности

Личностный

у выпускника будут сформированы:

-- способности к самооценки;

-- чувство прекрасного и эстетические чувства;

-- навык самостоятельной работы и работы в группе;

-- ориентации на понимание причин успеха в творческой деятельности;

-- способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности;

-- заложены основы социально ценных личностных и нравственных качеств:

трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.

Выпускник получит возможность для формирования:

--устойчивого познавательного интереса к творческой деятельности;

-- осознанных устойчивых эстетических предпочтений ориентаций на искусство, как значимую сферу человеческой жизни;

-- возможности реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности, осуществлять самореализацию и самоопределение личности на эстетическом уровне;

-- эмоционально-ценностное отношения к искусству и жизни, осознавать систему общечеловеческих ценностей.

Метопредметные:

Регулятивные универсальные учебные действия:

В сфере регулятивных универсальных учебных действий учащиеся научатся:

-- выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания творческих работ, решать художественные задачи с опорой на знания о цвете, правил композиций, усвоенных способах действий;

-- учитывать выделенные ориентиры действий в новых техниках, планировать свои действия;

-- осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности;

-- адекватно воспринимать оценку своих работ окружающих;

-- навыкам работы с разнообразными материалами и навыкам создания образов посредством различных технологий;

-- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и характере сделанных ошибок.

Познавательные учебные действия:

В сфере познавательных универсальных учебных действий учащиеся научатся:

-- различать изученные виды декоративно-прикладного искусства, представлять их место и роль в жизни человека и общества;

-- приобретать и осуществлять практические навыки и умения в художественном творчестве;

-- осваивать особенности художественно-выразительных средств, материалов и техник;

-- развивать художественный вкус;

-- художественно-образному, эстетическому типу мышления, формированию целостного восприятия мира;

-- развивать фантазию, воображения, интуицию, память;

-- развивать способности аргументировать свою точку зрения к различным произведениям изобразительного, декоративно-прикладного искусства;

Коммуникативные универсальные учебные действия:

В сфере коммуникативных универсальных учебных действий учащиеся научатся:

-- первоначальному опыту осуществления совместной продуктивной деятельности;

-- доброжелательно и уважительно общаться со сверстниками и взрослыми;

-- формировать собственное мнение и позицию.

Предметные;

Учащиеся получат возможность научиться:

-- создавать и преобразовывать схемы и модели для решения творческих задач;

-- понимать культурно-историческую ценность традиций, отраженных в предметном мире, и уважать их;

-- более углубленному освоению понравившегося ремесла, и в изобразительно-творческой деятельности в целом.

Формы подведения итогов

В течение учебного года все учащиеся проходят диагностику с целью проверки начальных и итоговых знаний, умений навыков, которая осуществляется во время занятий посредством:

- наблюдения педагога за практической работой учащихся;

- опросов по изученным темам;

- выполнение письменных заданий, тестов.

Наиболее плодотворным фактором, в оценочной работе итогов обучения, являются выставки работ учащихся. Параметры оценивания представленных участниками работ могут изменяться в зависимости от уровня и целей проводимых выставок. Выставки позволяют обменяться опытом, технологией, оказывают неоценимое значение в эстетическом становлении личности ребенка. Однако выставки проводятся один–два раза в учебный год, творческая же работа ребенка постоянно требует поощрения в стремлениях.

Тематический план 1 класс

Раздел, тема

Всего часов

Заготовка и хранение природных материалов.

Орнамент в квадрате. Аппликация из листьев.

Орнамент в круге.

Аппликация из природного материала.

Кукла на картонной основе.

Знакомство с понятием натюрморт. Закрепление знаний о колорите осени.

Создание выразительного образа посредством объема и цвета. Анализ свойств используемых в работе материалов и применение их в работах (раскатывание.

Практическая часть. Сплющивании, разглаживании поверхностей в создаваемых объектах. Практические умения и навыки детей при создании заданного образа посредством пластилинографии.

Особенности построения композиции подводного мира.

Практическая часть. Создание сюжета о подводном мире, используя технику пластилинографии. Совершенствовать технические и изобразительные навыки и уменя.

Композиция и цвет в расположении элементов на поверхности.

Практическая часть. Соединение частей изделия, путем сглаживания мест скрепления.

Создание сюжета в полуобъеме.

Практическая часть. Создание композиции из отдельных деталей, с использованием имеющихся навыков работы с пластилином – раскатывание, сплющивание, сглаживание.

Понятие симметрия на примере бабочки в природе и в рисунке.

Формирование композиционных навыков.

Практическая часть. Выполнение лепной картины, когда детали предметов сохраняют объем и выступают над поверхностью основы. Выполнение тонких и удлиненных лепестков с использованием чесноковыжималки.

История возникновения и развития бумагопластики, сведения о материалах, инструментах и приспособлениях, знакомство с техникой создания работ с использованием мятой бумаги. Способы декоративного оформления готовых работ. Инструктаж по правилам техники безопасности.

Последовательность изготовления работы с использованием аппликации и кусочков мятой бумаги.

Практическая часть. Выполнение работы с использованием аппликации и кусочком мятой бумаги

Последовательность выполнение работы. Благоприятные цветовые сочетания. Практическая часть. Выполнение работы с использованием аппликации и кусочком мятой бумаги

Последовательность выполнения работы. Цветовые сочетания.

Практическая часть: Выполнение работы с использованием аппликации и кусочком мятой бумаги.

Последовательность выполнение работы. Пространственные представления. Композиционные навыки.

Практическая часть. Выполнение работы с использованием аппликации и кусочком мятой бумаги.

Композиционные навыки. Закрепление умений и навыков работы с использованием мятой бумаги. Последовательность выполнение работы.

Практическая часть. Выполнение работы с использованием аппликации и кусочком мятой бумаги.

Игровые и обереговые куклы. Бабушкины уроки или как самим сделать народную куклу. Правила техники безопасности.

Традиционные виды аппликации из пряжи. Технология создания силуэтной куклы. История русского народного костюма.

Практическая часть. Создание картонного силуэта девочки и мальчика в русском народном костюме. Оплетение с использованием пряжи. Создание образа. Цветовое решение.

Особенности построения композиции

Практическая часть. Прикрепление элементов к основе. Создание композиции.

Разнообразие техники аппликации, а также с различными материалами, используемыми в данном виде прикладного искусства. Технология создания кукол, которые одеваются на палец из бумаги.

Методическое обеспечение 1 класс.

Беседа: Общие сведения о природных материалах…………(папка №2 стр.3-5)

Беседа: Свойства и особенности природного материала…..(папка №2 стр.1-2)

Техника безопасности при работе с ножницами……………(папка №1 стр.2)

Фотографии детских работ. (папка № 2 стр.64-65)

Беседа: Пушистые материалы………………………. (папка №2 стр.109-112)

Природные материалы……………………………………………….(книга №99)

Материалы: бумага, картон, кисти для клея, коробочки для листьев, клей ПВА, орехи, шишки, косточки от фруктов и овощей, пластилин.

Инструменты: ножницы,

Техническое оснащение раздела: компьютер, фотоаппарат.

Формы занятий: заочное путешествие по Родному краю, экскурсия, фото - сессия, традиционное занятие, игра.

Фигурки из соленого теста…………………………………………(книга№36)

Материалы: клей ПВА, проволока, цветная бумага, бумажные салфетки, фольга.

Инструменты: ножницы, иголка, шило.

Техническое оснащение раздела: фотоаппарат.

Формы занятий: традиционное занятие, занятие - практикум, праздник.

Формы подведения итогов по разделу: выставка, устные ответы на вопросы…………………………………………………………………….(папка№10)

Иллюстрации к сказкам……………………………………….(.набор открыток)

Материалы: картон, цветная бумага, бумажные салфетки, клей ПВА.

Инструменты: ножницы, пинцет.

Техническое оснащение раздела: фотоаппарат.

Формы занятий: традиционное занятие, занятие – практикум.

Формы подведения итогов по разделу: устные ответы на вопросы викторины…………………………………………………………………….(папка№10)

Библиотека по прикладному творчеству.

Стежка и аппликация………………………………………………(книга №38)

Материалы: пряжа разного цвета, нитки ирис, картон, цветные кусочки ткани, простые нитки.

Инструменты: ножницы, иголка.

Техническое оснащение раздела: компьютер.

Формы занятий: традиционное занятие, занятие – практикум.

Формы проведения итогов по разделу: наблюдение, праздник, выставка, устные ответы на вопросы…………………………………………..(папка№10)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Управление образования администрации Мариинского муниципального района

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Рассмотрено Согласовано Утверждена

на заседании МО на педагогическом совете приказом

Рабочая программа

внеурочной деятельности общекультурного направления

1-4 классы

Ореховская Е.А., учитель начальных классов

Составитель Ореховская Е.А., учитель начальных классов

Программа рассмотрена на заседании педагогического совета

I. Пояснительная записка

Кризис человечности, захвативший все слои населения, является следствием, за которым стоит причина – дефицит духовности общества и человека. Поэтому важнейшим объектом познания в школе должен быть человек, его мировосприятие, отношение к самому себе, окружающим людям, к природе.

- Цель настоящей программы:
освоение учащимися норм нравственного отношения к миру, людям, самим себе.
Задачи:

развивать духовное единство между детьми и учителем, устанавливать взаимное доверие;

предоставить возможности ребёнку проявить себя и своё отношение к окружающему миру;

научить детей всматриваться в мир, в людей, которые рядом, учить строить с ними отношения;

прививать детям стремление к постоянному познаванию, убеждать, что каждый может объявить войну своему невежеству.

II. Общая характеристика курса

III. Описание места курса в плане

IV. Описание ценностных ориентиров в содержании курса

Приобщение детей к духовным богатствам человечества будет способствовать формированию гармоничной, творческой личности будущего человека, способной к сопереживанию, распознаванию добра и зла, доброжелательному отношению ко всему окружающему, овладению своими эмоциями и чувствами, пониманию величия человеческой жизни и умению найти своё место в ней.
Программа духовно-нравственного развития образовательного учреждения содержит теоретические положения по формированию целостной образовательной среды и целостного пространства духовно-нравственного развития младшего школьника, определяемого как уклад школьной жизни интегрированного в урочную (окружающий мир, литературное чтение, русский язык), внеурочную, внешкольную, семейную деятельность учащихся.
Современное политическое, социальное и экономическое развитие указывает перспективную созидательную цель – общечеловеческое нравственное совершенствование. Сегодня требуется новый тип образованности личности. Она должна быть не столько много знающей, сколько легко ориентирующейся в сложных проблемах современности, высоконравственной, ответственной за себя, своих близких, культуру, природу, страну. Для будущего гражданина России необходимо знать курс этической грамматики. Являясь неотъемлемой частью духовной культуры, она способствует нравственному совершенствованию человека. Поэтому в школе так необходимы уроки, посвящённые этическому воспитанию личности человека и способные сохранить и развить в ребёнке стремление к духовным ценностям человеческой жизни, которые могут сохранить душу его от разъедающего практицизма окружающей среды.
Данная программа позволяет учащимся 1-3 классов познакомиться с основными знаниями в области этики и этикета и закрепить их на практике. Основным методом преподавания является игровой тренинг. Вся информация теоретического характера даётся либо в виде игры, где учащиеся сами ищут ответы на вопросы темы, либо в виде работы с таблицами-плакатами. Навыки, которые должны приобрести учащиеся, появляются в процессе разыгрывания ситуационно-ролевых игр по заданиям игровых карточек.

V. Личностные, предметные и метапредметные результаты освоения курса

Личностные результаты:

освоение социальной роли учащегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в процессе учения;

формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты:

регулятивные:

овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

освоение начальных форм рефлексии (самоконтроля, самоанализа, саморегуляции, самооценки);

использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

познавательные:

активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее — ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, анализа и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями обучения;

• овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами обучения на доступном младшим школьникам уровне; осознанное построение речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составление текстов в устной и письменной форме с учётом возможностей младших школьников; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий и причинно следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

коммуникативные:

готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

умение работать в группе и определять общую цель и пути её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества;

овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

• умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями).

Предметные результаты:

Первый уровень результатов – учащиеся должны знать о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп.
Для достижения данного уровня результатов необходимо:
сформировать позитивное отношение учащихся к занятиям этической грамматикой и к этическим нормам взаимоотношения с окружающими.
Второй уровень результатов – получение учащимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества.
Для достижения данного уровня результатов необходимо:

Воспитать взаимоотношения обучающихся на уровне класса, то есть дружественной просоциальной среды, в которой каждый ребенок получает практическое подтверждение приобретенных знаний и начинает их ценить.

Учащиеся должны получить опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.

Третий уровень результатов – получение учащимися опыта самостоятельной общественной деятельности, ощущение себя гражданином, социальным деятелем, свободным человеком.
Для его достижения необходимо:

сформировать навык взаимодействия учащихся с представителями различных социальных субъектов, в том числе за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.

С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:

на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;

на третьем уровне создаются необходимые условия для участия учащихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности.

Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постоянным.
В результате реализации настоящей программы могут быть достигнуты следующие воспитательные результаты:

начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения;

нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;

неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;

способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;

уважительное отношение к родителям, к старшим, заботливое отношение к младшим;

знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним.



Содержимое разработки

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

(общекультурное направление)

Кризис человечности, захвативший все слои населения, является следствием, за которым стоит причина – дефицит духовности общества и человека. Поэтому важнейшим объектом познания в школе должен быть человек, его мировосприятие, отношение к самому себе, окружающим людям, к природе.

В соответствии с требованиями Стандарта, Концепция и Программа духовно-нравственного развития и воспитания учащихся являются ориентиром для формирования всех разделов основной образовательной программы начального общего образования.

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Приобщение детей к духовным богатствам человечества будет способствовать формированию гармоничной, творческой личности будущего человека, способной к сопереживанию, распознаванию добра и зла, доброжелательному отношению ко всему окружающему, овладению своими эмоциями и чувствами, пониманию величия человеческой жизни и умению найти своё место в ней.

Программа духовно-нравственного развития образовательного учреждения содержит теоретические положения по формированию целостной образовательной среды и целостного пространства духовно-нравственного развития младшего школьника, определяемого как уклад школьной жизни интегрированного в урочную (окружающий мир, литературное чтение, русский язык), внеурочную, внешкольную, семейную деятельность учащихся.

Современное политическое, социальное и экономическое развитие указывает перспективную созидательную цель – общечеловеческое нравственное совершенствование. Сегодня требуется новый тип образованности личности. Она должна быть не столько много знающей, сколько легко ориентирующейся в сложных проблемах современности, высоконравственной, ответственной за себя, своих близких, культуру, природу, страну. Для будущего гражданина России необходимо знать курс этической грамматики. Являясь неотъемлемой частью духовной культуры, она способствует нравственному совершенствованию человека. Поэтому в гимназии так необходимы уроки, посвящённые этическому воспитанию личности человека и способные сохранить и развить в ребёнке стремление к духовным ценностям человеческой жизни, которые могут сохранить душу его от разъедающего практицизма окружающей среды.

Актуальность и социальная значимость данного курса состоит в том, что он призван помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений и на их основе искать путь самовоспитания, саморазвития. Курс предполагает активное включение в творческий процесс учащихся, родителей, учителей, классных руководителей.

Цель программы: освоение учащимися норм нравственного отношения к миру, людям, самим себе.

развивать духовное единство между детьми и учителем, устанавливать взаимное доверие;

предоставить возможности ребёнку проявить себя и своё отношение к окружающему миру;

научить детей всматриваться в мир, в людей, которые рядом, учить строить с ними отношения;

прививать детям стремление к постоянному познаванию, убеждать, что каждый может объявить войну своему невежеству.

Данная программа позволяет учащимся 2 класса познакомиться с основными знаниями в области этики и этикета и закрепить их на практике.

Программа состоит из 4 крупных разделов:

Этические нормы отношений с окружающими

Этика отношений в коллективе

Основным методом преподавания является игровой тренинг. Вся информация теоретического характера даётся либо в виде игры, где учащиеся сами ищут ответы на вопросы темы, либо в виде работы с таблицами-плакатами. Навыки, которые должны приобрести учащиеся, появляются в процессе разыгрывания ситуационно-ролевых игр по заданиям игровых карточек.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

В результате прохождения программы внеурочной деятельности предполагается достичь следующих результатов:

У обучающегося будут сформированы:

овладение первоначальными навыками адаптации в изменяющемся мире на основе представлений о сезонных изменениях в природе и жизни людей;

познавательные мотивы деятельности, понимание того, как знания и умения, приобретаемые на занятиях, могут быть полезны в жизни;

представление о личной ответственности за свои поступки на основе понимания их последствий и через практику бережного отношения к растениям, животным, окружающим людям;

эстетические чувства, впечатления через восприятие картин природы, архитектурных сооружений и других достопримечательностей города;

этические чувства и нормы на основе представлений о взаимоотношениях людей в семье, семейных традициях, своей родословной, осознания ценностей дружбы, согласия, взаимопомощи, а также через освоение норм экологической этики;

способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками на основе взаимодействия при выполнении совместных заданий, в том числе учебных проектов;

установка на безопасный, здоровый образ жизни, правилах поведения в быту, на улице, в природном окружении, при контактах с незнакомыми людьми;

бережное отношение к материальным и духовным ценностям через выявление связей между отраслями экономики, построение элементарных производственных цепочек, осмысление вклада труда людей разных профессий в создание материальных и духовых ценностей.

представление о своей этнической принадлежности;

развитие чувства любви к Родине, чувства гордости за свою Родину, народ, великое достояние русского народа – русский язык;

находить подтверждение в читаемых текстах, в том числе пословицах и поговорках;

представление об окружающем ученика мире (природа, малая родина, люди и их деятельность и др.);

осмысление необходимости бережного отношения к природе и всему живому на Земле;

представление о своей родословной, достопримечательностях своей малой родины;

понимание нравственного содержания поступков окружающих людей, ориентации в поведении на принятые моральные нормы;

развитие чувства прекрасного и эстетических чувств через выразительные возможности языка, анализ пейзажных зарисовок и репродукций картин и др.;

развитие этических чувств (доброжелательности, сочувствия, сопереживания, отзывчивости, совести и др.); понимание чувств одноклассников, учителей;

развитие навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и при выполнении проектной деятельности;

представление о бережном отношении к материальным ценностям; развития интереса к проектно-творческой деятельности.

на основе художественных произведений определять основные ценности взаимоотношений в семье (любовь и уважение, сочувствие, взаимопомощь, взаимовыручка);

с гордостью относиться к произведениям русских писателей-классиков, известных во всем мире.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Регулятивные

Обучающийся научится:

понимать и принимать учебную задачу, сформулированную совместно с учителем;

сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её на определённом этапе занятия при выполнении задания по просьбе учителя);

выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;

планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы);

планировать последовательность операций;

фиксировать в конце занятия удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой (с помощью средств, предложенных учителем), объективно относиться к своим успехам/неуспехам;

оценивать правильность выполнения заданий;

соотносить выполнение работы с алгоритмом, составленным совместно с учителем;

контролировать и корректировать своё поведение по отношению к сверстникам в ходе совместной деятельности.

Познавательные

Обучающийся научится:

находить и выделять при помощи взрослых информацию, необходимую для выполнения заданий, из разных источников;

использовать схемы для выполнения заданий, в том числе схемы-аппликации, схемы-рисунки;

понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде записей, рисунков, фотографий, таблиц;

классифицировать объекты по заданным (главным) критериям;

сравнивать объекты по заданным критериям (по эталону, на ощупь, по внешнему виду);

осуществлять синтез объектов при работе со схемами-аппликациями;

устанавливать причинно-следственные связи между явлениями;

строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме занятия в соответствии с возрастными нормами;

моделировать объекты, явления и связи в окружающем мире.

Коммуникативные

Обучающийся научится:

включаться в коллективное обсуждение вопросов с учителем и сверстниками;

формулировать ответы на вопросы;

слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;

договариваться и приходить к общему решению при выполнении заданий;

высказывать мотивированное суждение по теме занятия (на основе своего опыта и в соответствии с возрастными нормами);

поддерживать в ходе выполнения задания доброжелательное общение друг с другом;

признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;

понимать и принимать задачу совместной работы (парной, групповой), распределять роли при выполнении заданий;

строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);

составлять небольшие рассказы на заданную тему.

понимание моральных норм и правил нравственного поведения, в том числе этических норм взаимоотношений в семье, между поколениями, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп;

получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества;

воспитание взаимоотношений на уровне класса, то есть дружественной просоциальной среды, в которой каждый ребенок получает практическое подтверждение приобретенных знаний и начинает их ценить;

получение опыта взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;

получение опыта самостоятельной общественной деятельности, ощущение себя гражданином, социальным деятелем, свободным человеком;

знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним;

способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;

неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;

уважительное отношение к родителям, к старшим, заботливое отношение к младшим.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Раздел 1. Этика общения (24 часа)

Если песни петь, с ними веселей.

Разговор о вежливости. Что значит быть воспитанным? От улыбки станет всем теплей.

Когда идёшь по улице.

Правила поведения на улице. Беседа об уважении. Разыгрывание сценок. Золотое правило этики. Применение правила.

Доброе слово, что ясный день.

Добрым жить на белом свете радостно.

Добро творить – себя веселить.

Заочное путешествие в выставочный зал. Выставка рисунков о добре.

Да здравствует мыло душистое.

Подумай о других.

Подарок коллективу.

Урок-сюрприз, урок общения.

Ежели вы вежливы.

Делу – время, потехе - час.

Чего в другом не любишь, того и сам не делай.

Путешествие в сказку: на маленькой полянке, у озера, в райском уголке, в подводном царстве.

Нам счастья не сулит обида чья-то.

Подарок коллективу.

Урок-сюрприз. Игры. Чаепитие.

Раздел 2. Этикет (24 часа)

Простые правила этикета.

Беседа. Решение задач по культуре поведения. Из истории правил этикета.

По правилам этикета.

Повседневный этикет.

Весёлые правила хорошего тона.

Сказка об Этикете.

Продолжение сказки об этикете.

Выставка детских рисунков. Знакомство с таблицами о правильном поведении за столом. Продолжение сказки об Этикете.

Приглашение к столу.

Вот школа, дом, где мы живем.

Вот магазин, куда идем.

Знакомство с правилами этикета в магазине. Разыгрывание ситуаций.

Дороги, транспорт, пеший путь.

Лес, речка, луг, где можно отдохнуть.

Путешествие на лесную полянку. Знакомство с правилами поведения в лесу, на лугу, на речке.

В гостях у Вежи.

Просим к столу.

Раздел 3. Этика отношений с окружающими (30 часов)

Путешествие в волшебную сказку.

Игра с доброй феей. Игра с пословицами. Золотое правило этикета.

Я могу быть волшебником.

Маленькое дело лучше большого безделья.

Создание живой картины.

Любимый уголок родной природы.

У каждого народа свои герои.

Выставка рисунков. Пословицы и поговорки разных народов.

Мы соберём большой хоровод.

Игра-праздник в форме хоровода.

Я люблю маму милую мою.

Поздравляем наших мам.

Занятие в виде праздника. Концерт детей. Выставка рисунков. Поделки.

Люби всё живое.

Подари другому радость.

От чего зависит настроение.

Не стесняйтесь доброты своей.

Подарок Старичку - лесовичку и гномику Пыху. Создание газеты

Мой дом – моя семья.

В труде человек хорошеет.

Все на белом свете солнышкины дети.

Поздравляем наших мам.

Занятие в виде праздника. Концерт для мам. Выставка рисунков и поделок.

Со взрослыми и сверстниками.

Цени доверие других.

Этика отношений в коллективе (24 часа)

Если радость на всех одна.

Мой класс – мои друзья.

Самолюб никому не люб.

Поиграем и подумаем.

О дружбе мальчиков и девочек.

Путешествие в мир мудрых мыслей.

Создание книги мудрости.

Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались.

Советуем друг другу.

Общее и особенное для мальчиков и девочек.

Сбор советов для мальчиков и для девочек. Составление требований к классному коллективу. Выбор ответственных за выполнение этих советов.

Поговорил бы кто со мной.

Путешествие к дедушке Этикету. Практическая работа по составлению своего разговора.

Путешествие по весеннему лесу.

Экскурсия в парк, лес, в процессе которой вырабатываются правила поведения в лесу.

Подарок коллективу.

Коллективная деятельность, в процессе которой каждый ребенок должен проявить себя. Даря свои умения, знания, таланты, мысли коллективу.

Читайте также: