Проект пластилиновая сказка в детском саду

Обновлено: 30.06.2024

Сроки реализации проекта – долгосрочный.

Тип проекта: творческий.

Актуальность

Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Ведь все культурные ценности, накопленные человечеством – результат творческой и интеллектуальной деятельности людей.

Лепка – самый осязаемый вид художественного творчества. Ребенок не только видит то, что создал, но и трогает, берет в руки и по мере необходимости изменяет. Основным инструментом в лепке является рука (вернее, обе руки), следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками, а не кисточкой, карандашом или ножницами.

Пластилинография – рисование пластилином (пластилиновая живопись).

В ней заложены колоссальные воспитательные резервы, огромные педагогические возможности, которые влияют на формирование и развитие художественно-эстетического и образно-пространственного восприятия окружающего мира детьми дошкольного возраста. Занятия пластилинографией способствуют снятию мышечного напряжения и расслаблению, развитию мелкой моторики пальцев рук, а это напрямую влияет на умственное развитие ребенка, его мышление и речь. Особенно эта проблема актуальна в моей группе для детей с нарушениями речи.

Цель проекта: создание системы работы, направленной на всестороннее развитие дошкольников через нетрадиционную технику рисования – рисование пластилином.

Задачи:

  • Образовательные:
  • формировать у детей устойчивый интерес к использованию в своей деятельности нетрадиционной техники работы с пластилином;
  • учить находить оригинальные способы для создания художественного образа;
  • учить детей свободно экспериментировать с художественными материалами и инструментами.
  • Развивающие:
  • развивать сенсорные способности восприятия, чувства цвета, формы, композиции;
  • развивать интеллектуальные способности детей;
  • развивать творческую активность, фантазию;
  • развивать мелкую моторику, координацию движений рук.
  • Воспитательные:
  • воспитывать желание участвовать в создании индивидуальных и коллективных работ;
  • воспитывать усидчивость, самостоятельность, аккуратность в работе.

Планируемые результаты проекта:

  • овладение практическими навыками в пластилинографии;
  • появление познавательной и творческой активности;
  • развитие моторики руки в соответствии с возрастом детей;
  • воспитание уверенности в собственных силах.

Этапы реализации проекта

I этап. Организационно – подготовительный.

  • Изучение авторских подходов к пластилиновой живописи.
  • Проведение начальной диагностики детей.
  • Анкетирование и консультирование родителей, привлечение их к сбору материала.
  • Подбор фотографий, иллюстраций, художественной литературы, пальчиковых игр по разным темам.
  • Создание в группе предметно-развивающей среды.
  • Работа с Интернет ресурсами по пластилинографии.

II этап. Технологический.

  • Ознакомление детей со свойствами пластилина.
  • Освоение приемов по изготовлению плоскостного изображения.

Шаг 1. Прорисовывание на поверхности картона эскиза работы, используя трафареты, переводную бумагу

1

Шаг 2. Нанесение пластилина по контуру

2

Шаг 3. Заполнение пластилином рисунка середины эскиза

3

Шаг 4. Разглаживание, выравнивание

4

Шаг 5. Нанесение (при необходимости) поверхности рельефа пальцем мелких деталей (пуговиц, носа, с использованием воды украшений и т.д) на поверхность

5

Знакомство детей с материалами и инструментами, используемыми в пластилинографии.

Многие педагоги доказывают, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, так как развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, тренируя руки, тренируется мозг, а это в дальнейшем даст ему возможность легко обучаться новому. Дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений руки и пальцев, которые необходимы, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий, поэтому развитие навыков мелкой моторики очень важно.

Учитывая важность проблемы по развитию ручных умений и тот факт, что развивать руку ребенка надо начинать с раннего детства, мною был организован краткосрочный проект художественной направленности “Пластилиновая сказка : - основной идеей которой является лепка сказочных домиков из пластилина - пластилинография.

Проблема развития мелкой моторики, ручной умелости на занятиях по изобразительной деятельности так же весьма актуальна, так как именно изобразительная деятельность способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, силе, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук. Дети овладевают навыками и умениями работы с инструментами (в рисовании - карандаш и кисть, в аппликации - ножницы и кисть, в лепке - стека). На этих занятиях дети вырабатывают умения управлять инструментом (конечно, если ребенка учат правильно держать инструменты и работать ими).

Пластилинография — это один из сравнительно нового жанра (вида) изобразительной деятельности.

Этот жанр представляет собой создания лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полу объёмных объектов на горизонтальной поверхности, с применением нетрадиционных техник и материалов. Например, декорирование поверхности бисером, семенами растений, природным материалом. В некоторых случаях в технике пластилинографии производится модификация изделия, что приводит к созданию оригинальных произведений. Например, на плоской поверхности графически изображается пейзаж, а детали переднего плана изображаются пластилинографией.

Основной материал — пластилин, а основным инструментом в пластилинографии является рука (вернее, обе руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками. Данная техника хороша тем, что она доступна детям дошкольного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с детьми.

Занятия пластилинографией представляют большую возможность для развития и обучения детей и способствуют развитию таких психических процессов, как: внимание, память, мышление, а так же развитию творческих способностей. Пластилинография способствует развитию восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей, то есть тех школьно-значимых функций, которые необходимы для успешного обучения в школе. Дети учатся планировать свою работу и доводить её до конца.

Занимаясь пластилинографией, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребенок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо. Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальцев.

Одним из несомненных достоинств занятий по пластилинографии с детьми дошкольного возраста является интеграция предметных областей знаний. Деятельность пластилинографией позволяет интегрировать различные образовательные сферы. Темы занятий тесно переплетаются с жизнью детей, с той деятельностью, которую они осуществляют на других занятиях (по ознакомлению с окружающим миром и природой, развитию речи, и т. д.).

Такое построение занятий проекта ” Пластилиновая сказка” способствует более успешному освоению образовательной программы.

Создание программы проекта обосновано отсутствием методического обеспечения занятий по пластилинографии и актуальностью проблемы по развитию ручных умений у детей дошкольного возраста. Так – же данная образовательная программа - обеспечивает своевременное, всестороннее развитие личности ребенка в раннем возрасте с учетом его индивидуальных и психофизических особенностей; активно помогает каждому ребенку в освоении соответствующих возрасту умений и знаний, и обучает систематически и грамотно анализировать полученные результаты.

Цель: Формирование ключевых компетенций, креативности и способов самостоятельной творческой деятельности дошкольников с помощью применения нетрадиционных художественных техник изобразительного искусства

- Учить передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством пластилинографии.

- Учить основным приемам пластилинографии (надавливание, размазывание, отщипывание, вдавливание).

- Учить работать на заданном пространстве.

- Учить принимать задачу, слушать и слышать речь воспитателя действовать по образцу, а затем по словесному указанию.

- Учить обследовать различные объекты (предметы) с помощью зрительного, тактильного ощущения для обогащения и уточнения восприятия их формы, пропорции, цвета.

- Воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином.

- Воспитывать отзывчивость, доброту, умение сочувствовать персонажам, желание помогать им.

- Воспитывать желание участвовать в создании индивидуальных и коллективных работах.

- Развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер.

- Развивать изобразительную деятельность детей.

- Развивать сюжетно – игровой замысел.

- Развивать интерес к процессу и результатам работы.

Данный проект разработан для детей старшего дошкольного возраста. Проект предусматривает две недели работы

Принципы реализации проекта :

1. Принцип развивающего обучения.

Придерживаясь данного принципа, надо стараться дать детям знания повышенного уровня, опережающие их развитие.

2. Принцип воспитывающего обучения.

Обучая технике пластилинографии, закрепляются у детей знания по цветовосприятию, развивается эстетический вкус.

3. Принцип свободы выбора.

Представляется детям возможность самим решить, как будет оформлена их сказочный домик, предоставляется им возможность выбрать подходящий на их взгляд материал. При использовании этого принципа особенно повышается интерес к активной творческой деятельности.

4. Принцип личностно – ориентированного обучения заключается в признании ценности личности каждого ребенка и нацеленности обучения на раскрытие и развитие его индивидуальности, позволяет строить индивидуализированный подход к особо одаренным детям.

5. Принцип интеграции.

Художественная деятельность взаимосвязана:

- с различными видами изобразительного искусства (жанрами живописи, декоративно-прикладным искусством, скульптурой, архитектурой);

- с разными видами деятельности детей (рисование, аппликация, конструирование из природного и бросового материала).

6. Принцип обогащения сенсорно-чувственного опыта при экспериментировании с формой, цветом, при решении задач по созданию выразительных образов, знаний детей о мире вещей и природы, обогащение активного и пассивного словаря детей.

Этапы реализации проекта (С 12.03.18 по 23.03.18)

1. Подготовительный (12 марта)

- Освоить прием надавливания.

- Освоить прием вдавливания.

- Освоить прием размазывания пластилина подушечкой пальца.

- Освоить правильную постановку пальца.

-Освоить прием отщипывания маленького кусочка пластилина и скатывания шарика между двумя пальчиками.

-Научиться работать на ограниченном пространстве

- Научиться раскатывать шарики одинакового размера (для крыши, цветочков)

- Научиться делать из готовых шариков одинаковые по толщине и размеру черепицу для крыши

- Использовать несколько цветов пластилина

- Для выразительности работ, уметь использовать вспомогательные предметы (бисер, пайетки, бусинки)

- Научиться пользоваться специальной стекой-печаткой.

- Научиться доводить дело до конца

- Научиться аккуратно, выполнять свою работу

- Научиться выполнять коллективные композиции вместе с другими детьми

-Научиться восстановлению последовательности выполняемых действий

- Научиться действовать по образцу воспитателя

- Научиться действовать по словесному указанию воспитателя

- Самостоятельно решать творческие задачи.

- Самостоятельно выбирать образец для работы.

- Формировать личностное отношение к результатам своей деятельности

Занятия проводятся каждый день во второй половине дня в блоке совместной деятельности с детьми.

Продолжительность занятия 30 минут.

Занятия проходят как по подгруппам.

При разработке данного проекта отбирались наиболее интересные доступные темы, сюжеты, которые смогли бы завлечь ребенка и помочь ему раскрыться. К каждому занятию подобраны соответствующие игры с движением, пальчиковая гимнастика, разминка для рук.

Для решения поставленных задач, на занятиях максимально нужно использовать все анализаторы ребенка: слуховой, зрительный, тактильный и т. д.

На занятиях используются игровые приемы, которые обеспечивают динамичность процесса обучения, максимально удовлетворяют потребности ребенка в самостоятельности – речевой и поведенческой (движения, действия и т. п.). Использование игр в обучении детей пластилинографией помогает активизировать деятельность детей, развивать познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживает интерес к изучаемому, развивает творческое воображение, образное мышление.

Методы и приёмы реализации проекта

Наглядные - наблюдение, показ, образец;

Словесные – беседы, обьяснения, вопросы, художественное слово, пояснение, поощрение;

Практические – показ способов изображения и способов действия (общий и индивидуальный).

Приёмы работы с пластилином :

- заполнение фрагментов картин пластилиновыми шариками;

- процарапывание по пластилину;

- вырезание отдельных частей домика, заполнение их дополнительными материалами, например бусинками, бисером, пайетками.

Реализация познавательной активности. Весь подбираемый материал для занятий с детьми, имеет практическую направленность, максимально опирается на имеющийся у них жизненный опыт, помогает выделить сущность признаков изучаемых объектов и явлений, активизирует образы и представления, хранящиеся в долговременной памяти. Они позволяют уточнить уже усвоенные им знания, расширить их, применять первые варианты обобщения.

Обогащение словаря. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластилином ведётся непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, формирование и активизации словаря, пониманию ребенком речи окружающих.

Знакомство с художественными произведениями.

Закрепление элементарных математических представлений о счете, размере, величине.

Развитие сенсорных эталонов. Сенсорное развитие занимает одно из центральных мест в работе с детьми по пластилинографии. Происходит развитие общих сенсорных способностей: цвет, форма, величина.

Развитие тактильных и термических чувств пальцев. Необходимость тактильного и термического чувства кончиками и подушечками пальцев обусловлена практикой жизни, должна стать необходимой фазой обучения, накопления социокультурного опыта ребенка.

Дети дошкольного возраста наилучшим образом знакомятся с материалами через тактильные ощущения. На занятиях проекта происходит реализация впечатлений, знаний, эмоционального состояния детей в изобразительном творчестве.

Развитие умелости рук, укрепление силы рук, развитие согласованности движений обеих рук, дифференциация движений пальцев.

Работа с родителями.

Разнообразие форм и методов работы помогает найти точки соприкосновения с разными категориями родителей. Взаимодействие с родителями направленно на обмен опытом, повышение педагогической компетентности родителей, формирование у них педагогических умений и др.

Список использованных источников

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Актуальность педагогического проекта.

Одним из важных средств развития речи является использование в образовательном процессе творческих заданий, что может преобразить традиционные занятия, развить детский интерес, запустив процессы памяти, внимания и мышления, а главное, подняв на более высокий уровень интерес детей к самостоятельной учебной деятельности. Новое и неожиданное в учебном материале всегда выступает на фоне уже известного и знакомого. Формирование познавательного интереса и навыков общения у детей старшего дошкольного возраста возможно посредством создания интересных форм занятий. Создание пластилиновых сказок – это многогранный процесс, объединяющий в себе разнообразные виды детской деятельности: речевую, игровую, познавательную, изобразительную и др. В результате чего у воспитанников развиваются речь, мелкая моторика, любознательность, активность, эмоциональная отзывчивость, способность управлять своим поведением, владение коммуникативными умениями и навыками.

Цели и задачи педагогического проекта.

Цель проекта: Развитие речи, мелкой моторики познавательное и социально-коммуникативное развитие детей посредством коллективного создания пластилиновых сказок.

Возраст детей 4-7 лет.

1. Развивать познавательный интерес детей к истории возникновения и технологии создания мультипликационных фильмов;

2. Создать условия для формирования навыков общения, развития вербальной и невербальной коммуникации детей;

3. Создать в группе современную предметно-развивающую среду, включающую материалы для творчества.

4. Организовать презентацию сказок, созданных детьми.

Содержание педагогического проекта.

Образовательная работа по проекту реализуется в форме подгрупповой и групповой совместной деятельности с детьми.

1. Предварительная работа с воспитанниками.

2. Создание героев сказок.

3. Презентация пластилиновой сказки.

Для создания пластилиновых героев организуются подгрупповые формы работы (4-5 детей). Совместная образовательная деятельность реализуется через следующие виды: продуктивно-творческая деятельность, речевая деятельность, проектная деятельность.

Презентации пластилиновой сказки младшим дошкольникам и младшим школьникам.

Реализация работы по педагогическому проекту нацелена на получение следующих результатов:

1. Развитие речи, мелкой моторики, формирование навыков общения.

3. Реализация в полном объеме перспективного плана совместной творческой деятельности с детьми группы компенсирующей направленности компьютерной мультипликации;

Нажмите, чтобы узнать подробности

Взаимодействие педагога с родителями и детьми по созданию и сочинительству пластилиновых сказок.

Вид проекта: Социально-творческий

Возраст детей: Средний возраст

Участники проекта: Дети, воспитатели, родители.

Продолжительность проекта: октябрь 2017 г.- апрель 2018 г.

Актуальность

Сказка - умница и прелесть, С нами рядышком живёт… Ю. Мориц

 Цель проекта: формирование общей культуры, социальных, нравственных качеств у дошкольников в процессе реализации проекта во взаимодействии с родителями. Задачи: Создать необходимые условия для приобщения детей и родителей к созданию домашних пластилиновых театров; Развивать речевые, творческие способности детей в процессе создания художественных образов и их воспроизведение. Укрепление детско-родительских отношений в процессе создания пластилиновых сказок. Создать условия для развития воображения и творческой активности детей. Организовать содержательное общение детей и родителей. ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ: 1. Укрепление детско - родительских отношений. 2. Повышение доли участия родителей в реализации проектов. 3. Повышение удовлетворенности родителей оказанием образовательных услуг. 4. Развитие интереса к книге, творческой деятельности.

Цель проекта: формирование общей культуры, социальных, нравственных качеств у дошкольников в процессе реализации проекта во взаимодействии с родителями.

  • Создать необходимые условия для приобщения детей и родителей к созданию домашних пластилиновых театров;
  • Развивать речевые, творческие способности детей в процессе создания художественных образов и их воспроизведение.
  • Укрепление детско-родительских отношений в процессе создания пластилиновых сказок.
  • Создать условия для развития воображения и творческой активности детей.
  • Организовать содержательное общение детей и родителей.

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ: 1. Укрепление детско - родительских отношений. 2. Повышение доли участия родителей в реализации проектов. 3. Повышение удовлетворенности родителей оказанием образовательных услуг.

4. Развитие интереса к книге, творческой деятельности.

I.ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

Выявить интересы детей и родителей к предпочитаемой художественной литературе.

Определить технологическое обеспечение для осуществления проекта

Подбор материала для демонстрации.

Мероприятия с детьми

Мероприятия с родителями

Совместная деятельность педагога с родителями и детьми

Помощь подборки иллюстраций по русским народным сказкам.

Составление картотеки подвижных игр.

Изучение технологии лепки (разные способы)

II.ОСНОВНОЙ ЭТАП

Цель: Реализовать задачи проекта посредством проведения различных мероприят ий

Мероприятия с детьми

Мероприятия с родителями

Совместная деятельность педагога с родителями и детьми

Фотовыставка на тему :

Подборка аудио записей и дисков с русскими народными сказками.

Участие родителей в Новогоднем утреннике.

Посещение Новогодних утренников и спектаклей в муз. театре, драм. театре и филармонии.

Изготовление ширмы для театра.

В группе были созданы условия для успешной активной самостоятельной деятельности детей, организован центр сказки, в котором собрали любимые детские книги, рисунки, сказочных персонажей.

Методы проекта: игровая деятельность, беседы, наблюдения, совместные игры, чтение, заучивание стихотворений, пословиц, поговорок, рисование, летка, рассматривание иллюстраций, инсценирование сказок, организация спектаклей.

III.ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

Мероприятия с детьми

Мероприятия с родителями

Совместная деятельность педагога с родителями и детьми

Результативность

3. Дети проявляют большой интерес к театрализованной, игровой деятельности. Получают радость от театрализованной деятельности, от лепки героев.

4. Дети и родители сплотились посредством совместной творческой деятельности.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект " Лепим сказку" Предназначен для воспитателей средней группы. В проекте учавствовали : родители,дети, педагоги. Использовался материал полимерная глина. Проект разрабатывался 2 мес. Дети,родители и педагоги получили большое удовлетворение. Основная задача " Развитие творческих способностей детей", которая является в наше время актуальной.

Актуальность

  • Лепка - это один из основных видов деятельности дошкольника, способствующих его развитию.
  • Лепка – простой, и эффективный способ выявить и развить скрытые способности и навыки, осознать свою уникальность, своё творческое начало.

1. Познакомить детей с особенностями и структурой сказок.

2. Побуждать детей драматизировать, проигрывать отдельные части сказок.

3. Развивать мелкую моторику пальцев рук детей , их ручную умелость.

4. Познакомить детей с животным миром.

5. Побуждать детей к творчеству.

6. Воспитывать уважение к нравственным ценностям и культуре русского народа

Тип проекта: срочный ( в течение 2 месяцев) Информационный с элементами творчества. Участники: воспитатели, дети и их родители. ,

Тип проекта: срочный ( в течение 2 месяцев) Информационный с элементами творчества. Участники: воспитатели, дети и их родители.

Читайте также: