Нужно ли в школе ученическое самоуправление

Обновлено: 03.07.2024

Не зря процесс обучения в школе называется учебно-воспитательным. Миссия современной школы давно вышла за грани только обучения, огромная роль отводится социализации ребёнка. Уже в школе он должен готовиться к взрослой жизни, к необходимости занять своё место в обществе. Очевидно, что немалую роль в этом играет школьное самоуправление. Оно представляет собой мини-модель взрослой, реальной ситуации в сфере управления и деловых взаимоотношений. Поэтому ни учителям, ни родителям, ни, разумеется, самим ученикам не стоит недооценивать деятельность ученического самоуправления. Как сделать его действенным, интересным, полезным?

ВложениеРазмер
uchenicheskoe_samoupravlenie.zip 102.08 КБ

Предварительный просмотр:

Ученическое самоуправление: от теории к практике

Классный руководитель 7 класса

Барашкова Наталья Борисовна

Где нет структуры – нет организации,
не может быть и управления.

Не зря процесс обучения в школе называется учебно-воспитательным. Миссия современной школы давно вышла за грани только обучения, огромная роль отводится социализации ребёнка. Уже в школе он должен готовиться к взрослой жизни, к необходимости занять своё место в обществе. Очевидно, что немалую роль в этом играет школьное самоуправление. Оно представляет собой мини-модель взрослой, реальной ситуации в сфере управления и деловых взаимоотношений. Поэтому ни учителям, ни родителям, ни, разумеется, самим ученикам не стоит недооценивать деятельность ученического самоуправления. Как сделать его действенным, интересным, полезным?

Школьное ученическое самоуправление в современной педагогической науке вызывают особый интерес. Развитие этого процесса в школьной среде позволяет включать детей в социальные ситуации, формирующие определенный образ поведения, и дает не только знания, умения и способы деятельности, но и возможность ориентироваться в нестандартных ситуациях, прежде всего в ситуациях выбора. Поэтому исследователи рассматривают ученическое самоуправление как средство формирования социально-нравственнной ориентации, социальной активности и зрелости.

Самоуправление - один из основных принципов деятельности ученического коллектива. Сущность его состоит в реальном участии школьников в управлении делами школы, класса. Настоящее самоуправление предполагает, что его органы не только обладают правами, но и несут реальную ответственность за свою работу.

Наше понимание места ученического самоуправления в структуре школы основано на следующих положениях:

Главный смысл самоуправления состоит в том, что с его помощью участники школьной жизни получают возможность влиять на школьную политику – как через участие в принятии решений, которыми руководствуется администрация учебного заведения, так и через собственную активность в управлении внутришкольными процессами. Самоуправление делает школьную жизнь предметом совместного творчества всех её участников.

Участвуя в работе органов школьного самоуправления, учащиеся приобретают целый ряд привычек и навыков, умений и знаний. У них развиваются определенные нравственные качества и черты характера.

Не следует думать, что положительные качества личности будут воспитываться у детей стихийно, сами по себе, стоит лишь ввести в детском коллективе самоуправление.

Смысл ученического самоуправления заключается не в управлении одних детей другими, а в обучении всех детей основам демократических отношений в обществе, в обучении их управлять собой, своей жизнью в коллективе.

В последние годы гражданское образование сформировалось в самостоятельную, осмысленную, востребованную обществом сферу образования. Школьники, взаимодействуя с разными общественными группами и органами власти, пробуют выделять и решать важные для социума проблемы. Это значит, что во взрослую жизнь смело входит поколение социально-активных молодых людей.

Деятельность обучающихся в рамках модели ученического самоуправления является средством самореализации, социализации и инструментом защиты прав и интересов детей.

Цель модели ученического самоуправления: реализация права учащихся на участие в управлении школьной жизнью с учетом их интересов и потребностей через приобретение опыта демократичного поведения и социального партнерства.

Самоуправление в школе существует давно, но, подчиняясь объективным законам действительности, находится в постоянном развитии.

Прежде чем вводить самоуправление, надо сформировать у детей потребность в самостоятельности, определить возможные сферы самоуправления. Истинное детское самоуправление заключается не в копировании управления взрослых и не в игре в школьную администрацию, а в том, чтобы дети приобретали личный опыт демократических отношений и навыки его осмысления.

Самоуправление как средство развития и саморазвития личности школьника формируется в три этапа:

1. Этап воздействия (личность получает удовлетворение от совместной деятельности, формируются активные группы).

2. Этап взаимодействия (пробуждение интересов личности к управленческой деятельности, создание ученического и школьного самоуправления).

3. Этап соразвития (ориентация на личность, создание целостной социально-интегративной модели самоуправления).

На первом этапе (этапе воздействия) важно вовлечь школьников в классные активы. Параллельно возникает необходимость создания актива школы, в состав которого входили главы старших классов. В начале учебного года избирается новый актив школы и актив класса. Дети сами определяют себе лидеров. Обучающимся предлагается широкий выбор видов деятельности (познавательная, трудовая, спортивная, творческая) и сфер деятельности (организаторская, исполнительская). Активом школы разрабатывается план внеклассных школьных дел. Один раз в месяц проводятся заседания актива, где обсуждаются вопросы школьной жизни, планируются школьные, классные мероприятия, анализируется проделанная работа. Для расширения кругозора детей и ознакомления их с новыми формами и видами деятельности еженедельно проводится учеба актива школы.

На этапе взаимодействия осуществляется пробуждение интересов личности к управленческой деятельности, осознание того, что в жизни существует порядок, который поддерживается специальной управленческой деятельностью. На этом этапе возникает необходимость создания новой структуры самоуправления, включающей в себя ученическое и школьное самоуправление

При переходе к третьему этапу (этапу соразвития) ставится задача пробуждения ответственности самой личности за то, чем она является. Значимым становится развитие умения формулировать и решать не только собственные проблемы, но и общественные. Современная модель самоуправления вобрала в себя то лучшее, что было на всех этапах развития и во всех предыдущих моделях.

В рамках школьного самоуправления дети получают возможность влиять на содержание образования, на процесс разработки, принятие и реализации локальных нормативно-правовых актов школы, отстаивать свои права и интересы в ней, удовлетворенность актуальные потребности в самовыражении, самоутверждении и самореализации. Для достижения самоуправления в современном образовательном учреждении необходимо решить ряд проблем, таких как – формальное функционирование органов самоуправления, без учета мнения и желания самих учащихся.

Самоуправление школьников - необходимый компонент содержания современного воспитания личности. С помощью ученического самоуправления создаются условия, способствующие непрерывному личностному росту каждого школьника.

Оно дает возможность ученику раскрыть и реализовать организаторские и творческие способности; ощутить свою значимость и причастность к решению вопросов и проблем классного коллектива.

Структура самоуправления строится на трех уровнях:

1) ученик; 2) ученик-класс; 3) ученик-школа.

Первый уровень дает возможность ученику раскрыться как личности, побывав в роли, как лидера, так и подчиненного. Через систему этих ролей у подростков формируется разнообразный опыт общественных отношений.

Второй уровень предполагает ученическое самоуправление на уровне классного коллектива.

Третий уровень предполагает самоуправление коллектива учащихся школы – школьное самоуправление.

Сущность ученического самоуправления состоит в реальном участии школьников в управлении делами класса.

Коллектив создается не путем разговоров и бесед о коллективизме. Методика создания и воспитания ученического коллектива базируется на двух вещах:

Во-первых, нужно вовлекать всех учащихся в разнообразную и содержательную совместную деятельность.

Во-вторых, необходимо организовать и стимулировать эту деятельность, таким образом, что бы она сплачивала и объединяла учащихся в дружный и работоспособный коллектив.

Отсюда следуют два существенных вывода:

1. В качестве важнейших средств воспитания ученического коллектива выступают учебная и разнообразная внеклассная работа, трудовая, общественно-патриотическая, культурно-массовая деятельность учащихся;

2. В процессе организации указанных видов деятельности нужно применять специальную методику, направленную на создание воспитательного коллектива.

Основу этой методики составляют:

• Умелое предъявление требований к учащимся;

• Воспитание ученического актива;

• Организация перспектив в учебной, трудовой, общественной деятельности;

• Формирование здорового общественного мышления;

• Создание и развитие положительных традиций коллективной жизни.

Необходимой предпосылкой хорошей работы ученического актива является четкое знание ими своих обязанностей и задач коллектива. Вот почему первостепенным делом в воспитании ученического актива школы является их инструктирование, постановка и конкретизация тех задач, в решении которых они должны принимать участие. Директору школы, его заместителям и классным руководителям необходимо разъяснять ученическому активу их функции по выполнению возложенных на них обязанностей.

Школьное самоуправление дает возможность ученику:

- приобрести опыт ведения предвыборной и выборной кампаний;

- раскрыть и реализовать организаторские и творческие способности;

- ощутить свою значимость и причастность к решению вопросов и проблем школы.

В центре внимания сам ребенок, его психическое, физическое состояние и социальное благополучие.

Целями и задачами школьного самоуправления являются:

- Становление воспитательной системы через формирование единого общешкольного коллектива;

- Приобщение личности к общечеловеческим ценностям, усвоение личностно-социальных норм через участие в общественной жизни школы;

- Создание условий для самовыражения, самоусовершенствования и реализации каждой личности через представление широкого выбора направлений

и видов деятельности;

- Развитие творчества, инициативы, формирование активной преобразующей гражданской позиции школьников;

- Создание условий для развития отношений заботы друг о друге, о школе, о младших, взаимоуважение детей и взрослых.

При организации ученического самоуправления в школе, классе и реализации данной программы мы опираемся на следующие принципы:

свободный выбор модели ученического самоуправления исходя из своей специфики и имеющихся традиций;

ориентация на личностные и коллективные интересы, потребности, способности всех участников образовательного процесса;

деятельностная основа ученического самоуправления, позволяющая направлять энергию подрастающего поколения на социально полезные дела;

тесное взаимодействие общеобразовательного учреждения с органами местного самоуправления.

Эти принципы составляют основу организации самоуправления нашего образовательного учреждения, которая соответствует главным принципам гуманистической педагогики, а именно: признание уникальности и самоценности человека, его права на самореализацию, личностно - равноправная позиция всех участников образовательного процесса, ориентация на интересы обучающихся, уважение их прав и свобод.

Правовой основой развития ученического самоуправления в школе являются:

Закон РФ "Об образовании";

Конвенция ООН о правах ребёнка;

Устав общеобразовательного учреждения;

Положение о Совете старшеклассников.

Цель создания и функционирования модели ученического самоуправления: создание благоприятных социальных условий для самореализации, самоутверждения, саморазвития каждого учащегося в процессе включения его в разнообразную, содержательную, индивидуальную и коллективную деятельность, стимулирующую учащихся к социальной активности и творчеству, воспитание гражданина с высокой демократичной культурой.

Задачи, поставленные перед моделью ученического самоуправления:

  1. создание системы ученического самоуправления как среды, обеспечивающей позитивную социализацию каждого учащегося;
  2. представление учащимся реальной возможности вместе с педагогами участвовать в управлении школы (прогнозировать, организовывать, исполнять и анализировать учебно-воспитательный процесс);
  3. развитие навыков лидерского поведения, организаторских знаний, умений и навыков коллективной и руководящей деятельности;
  4. развитие навыков и способов конструктивного общения со всеми участниками образовательного процесса;
  5. обучение органов ученического самоуправления активным формам работы с учащимися.

Мы считаем, что структура созданной нами модели ученического самоуправления чёткая, так как элементы модели соответствуют поставленной цели; отсутствуют "лишние звенья"; имеется взаимодействие с родительским и педагогическим самоуправлением, с администрацией образовательного учреждения; описание модели доступно для понимания всех участников образовательного процесса.

В основу организации классного самоуправления 7а класса положена структура научно-исследовательского института. Название поручений отражают специфику модели.

  1. ОПТ – отдел порядка и труда объединяет учащихся, которые в ходе познавательной и трудовой деятельности осваивают навыки самоуправления. Такие поручения, как завуч, диспетчер по расписанию, санитар, мастер, позволяют активно участвовать в жизнедеятельности классного коллектива.
  2. ОПИ – отдел печати и информации сформирован из учащихся, интересы которых связаны с творческой деятельностью. Журналист пишет статьи о важнейших событиях, почтальон отвечает за корреспонденцию, фотограф фиксирует жизнь класса в фотографиях.
  3. ОКД – отдел культуры и досуга позволяет школьникам развивать свои организаторские способности. Режиссер, культорганизатор, экскурсовод, ди-джей пишут сценарии и проводят классные мероприятия, подбирают музыкальное оформление к праздникам, организуют экскурсии.
  4. ОЗС – отдел здоровья и спорта решает вопросы, связанные с формированием у учащихся потребности вести здоровый образ жизни
  5. ОЗД – отдел заботы и добра вносит разнообразие в социально значимую деятельность учащихся, обогащает внутри коллективные отношения. Сотрудники отдела выполняют обязанности ботаников, вожатых, спасателей и социальных работников.

Защиту интересов прав школьников гарантирует Комиссия по решению споров, состоящая из ведущего специалиста (классного руководителя), председателя родительского комитета и трех самых уважаемых учащихся класса.

Классное ученическое собрание

Обсуждает все вопросы жизнедеятельности своего класса и принимает по ним соответствующие решения. Именно на собраниях больше и лучше, чем где бы то ни было, обеспечивается каждому школьнику право участия в обсуждении и принятии решений по вопросам деятельности коллектива. Классные собрания являются наиболее гибкой и доступной формой привлечения всех к самоуправлению. Главное и основное в работе классных собраний – это обсуждение и принятие важных решений о деятельности классного коллектива, рассмотрение и утверждение плана его работы, выборы ученического актива, заслушивание отчетов о выполнении решений класса отдельными учениками.

Достаточно много на страницах сайта рассматривался вопрос ученического самоуправления. Необходимо ли оно в современной школе, или без него можно обойтись? Мы хотим раскрыть свою точку зрения на эту проблему. Почему проблему? Подчас многие руководители школ не осознают, насколько грамотно организованное ученическое самоуправление поможет готовить школьников не только жить в обществе и государстве, но и вносить посильную лепту в его создание. Ученическое самоуправление на современном этапе – это не только возможность школьников самостоятельно выбирать пути развития, но и осознание ответственности за свои действия. Другими словами ученическое самоуправление помогает учащимся приобрести личный опыт демократических отношений и формы его осознания. Ведь молодёжь – это свое рода один из скрытых ресурсов, который имеется в любом обществе и от которого зависит его жизнеспособность.

Главные особенности нашего ученического управления заключаются в том, что мы строим его на демократической основе и модель наша построена на основе сетевой модели обучения.

Надо сказать, что на нашу инициативу поначалу соседние школы откликнулись не сразу – может быть потому, что не поверили в положительный исход дела.

И вот, в 2009 году ученики нашей школы принимали участие во всероссийском конкурсе ученического самоуправления от федерального центра гражданского образования и получили диплом лауреата, а в июле 2009 года как победители приняли участие в молодёжном форуме в г.Байкальске на озере Байкал.

Как было сказано выше, только работа в команде может дать положительный результат и мы смогли привлечь к себе внимание и организовать команду из ученических самоуправлений школ округа. Только настойчивость, упорство, доверие к педагогам, сверстникам позволило нам украсить и разнообразить нашу жизнь.

Для примера можем привести мероприятие, организацию и проведение которого организовало наше самоуправление. 27 апреля был всемирный день танца, и к этому дню общим ученическим самоуправлением (в округе 5 школ) мы решили провести праздник танца: составили программу, распределили обязанности ученических самоуправлений пяти школ округа; администрация школ организовала подвоз учащихся; договорились с помещением сельского дома культуры и т.п. Результат – великолепный праздник, который смогли посмотреть не только школьники, но и жители села, представители сельских администраций сёл, которые отметили положительную тенденцию подобных мероприятий.

Конечно, трудностей много: удалённость населённых пунктов (в условиях города данную проблему решить гораздо проще); проблемы с транспортом, бензином и т.д. Как бы удивительно это ни звучало, но родители всецело поддержали нашу идею. А когда имеешь поддержку администрации школы и родительского комитета, можно добиться многого.

Наша школьная модель ученического самоуправления

Обществу нужны люди, которые способны самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовы к межкультурному взаимодействию, обладают чувством ответственности за судьбу страны, ее социально – экономическое процветание.

Как воспитать таких людей? Необходимо создать адаптивные условия обучения и воспитания в учреждении для активной деятельности учащихся. Это возможно только при самоуправлении. Но как организовать это самоуправление? Чтобы привлечь и заинтересовать учащихся, привлечь их к активной деятельности. Ведь контингент учащихся у нас, как и любой другой школы, требует повышенного внимания к себе.

С чем это связано?

Школа удалена от сфер социального обслуживания. 60% учащихся из многодетных, малообеспеченных семей. В сложившихся условиях многие учащиеся не просто нуждаются во внимании со стороны взрослого, а скорее стремятся получить навыки и развить в себе деловые, коммуникативные качества. Задача перед педагогическим коллективом поставлена непростая. Как педагогу – воспитателю действовать в этой ситуации?

На этот вопрос сегодня надо обязательно найти ответ. Но самостоятельно без помощи ребят этот ответ найти невозможно, поэтому все мы в школе одна семья, и каждый должен прислушиваться друг к другу и самое главное педагог не должен подавить желание ребят к какому либо делу. Поэтому как и во всех школах мы большое внимание уделяем ученическому самоуправлению.

С чего все начиналось?

С вопросов: что это такое, с чего и как начать и, вообще, нужно ли нам самоуправление, а тем более учеников, и нужно ли оно им.

Изучив все возможные модели ученического самоуправления, выбрали наиболее подходящие непосредственно для нашей школы, учитывая все ее особенности. Затем последовала, как это ни странно, работа с педагогами и классными руководителями, прежде всего, разъяснительная, а затем исследовательская. Следующим стало диагностирование проблемы с целью изучения мнения учащихся, родителей, педагогов через анкеты, опросы, почту мнений и предложений об их видении ученического самоуправления.

Затем перед нами стали постепенно вырисовываться наиболее животрепещущие проблемы, которые поставившие перед нами ряд вопросов:

  • какие из этих проблемы можно решить с помощью ученического самоуправления?
  • какую из моделей выбрать?
  • как помочь в создании самоуправления?

Для решения этих вопросов необходимо совместное планирование, то есть общее собрание педагогов, учащихся и родителей в ходе, которого определяется:

  • название.
  • для чего будет создаваться – организация совместной деятельности, сотрудничества и общения, возникающего на их основе.
  • что произойдет после осуществления – самоорганизация учащихся на основе собственных интересов и потребностей.
  • цель – стремление к саморазвитию и самореализации личности
  • задачи: определение структуры самоуправления, порядка формирования, функций органов самоуправления; содержания работы (направления, этапы); права, обязанности и ответственность участников; формы и способы фиксирования результатов.
  • имеющиеся ресурсы: материальные, организационные.
  • предполагаемые трудности, пути их решения:

Во-первых, ориентироваться необходимо на конкретного ребенка, а не на абстрактные и во многом противоречиво толкуемые качества, так как они в соответствии с принципом природосообразности не привносятся извне, а формируются на основе врожденных способностей.

В-третьих, отказаться от навязывания бесконечных шаблонов и стереотипов, ведь человек развивается разносторонне, а значит, единых путей и истин преподноситься не должно: они сковывают инициативу, лишают самостоятельности и поиска. Образцы хороши как средство, но не как цель воспитания.

В-четвертых, нужен не педагогический диктат, а педагогическая поддержка, помогающая самовоспитанию, самопознанию, саморазвитию.

В-пятых, важен не только результат, но и процесс работы.

На дальнейшем этапе осуществлялась система мер по созданию самоуправления, которая состояла из разных мероприятий с общей целью – сплочение коллектива, выявление лидеров, мотивация активной самостоятельной деятельности учащихся.

Следующим этапом стало обсуждение в классных коллективах кандидатур на пост главы ученического самоуправления – президента школьного самоуправления. Еще в период совместного планирования было принято решение о том, что на эту должность можно выдвигать кандидатуры учащихся 9 – 11 классов. Список всех кандидатов был доведен до всеобщего сведения.

Дальнейший этап формирования органов самоуправления опять начинался с классных коллективов. В них происходила организация внутриклассного самоуправления по типу общешкольного. В классе избирался из предложенных детьми кандидатур (староста) класса, а также заведующие секторами, которые входили в соответствующий комитет в самоуправлении на уровне школы. Из заведующих формировался состав определенного комитета, а потом из своего числа ребята выбирали председателя комитета. Таким образом, структура самоуправления выглядит следующим образом:

СОВЕТ ПРЕЗИДЕНТОВ (президенты школ округа) – общение чаще происходит через мировую сеть Интернет

Сегодня ученикам предоставляют гораздо больше свободы в принятии решений, но и ответственность на них лежит серьезная. В этой ситуации задача взрослых – не выпускать ситуацию из-под контроля, не подавляя креативности и инициативы ребят. Если найти удачный баланс между этими составляющими, самоуправление пойдет школе только на пользу.

Что такое школьное самоуправление и кому оно нужно

Зачем же нужен ученический совет как орган школьного ученического самоуправления?

Одним из органов школьного самоуправления может стать ученический совет, который формируется из наиболее активных представителей каждого класса, и занимается решением школьных вопросов, исходя из традиций конкретного учебного заведения и интересов школьников. Ученический совет участвует в организации школьных и внешкольных мероприятий (дежурства, соревнования, конкурсы, выставки), сотрудничает с клубами и общественными организациями, способствует развитию информационного пространства школы. В зоне ответственности ученического совета – соблюдение правил поведения в школе, помощь в контроле за внешним видом учеников, состоянием учебников и школьного имущества, поддержание в чистоте территории, закрепленной за каждым классом.

Наличие ученического совета позволяет привлекать школьников к решению насущных вопросов. Ученики могут вносить свои предложения по усовершенствованию работы столовой, обновлению инвентаря в спортзале, обустройству прилегающей к школе территории. Дети и педагоги совместно решают, на что тратить деньги, которые вносят родители в фонд помощи школе. Школьникам ученический совет дает возможность выдвигать свои идеи и предложения, отстаивать свои права – словом, формирует основы понимания демократического общества. Ученики приобретают опыт управленческой работы, развивают в себе лидерские качества и способность общаться и взаимодействовать друг с другом в пределах единой команды.

Важно удерживать баланс

Помимо очевидных плюсов от существования ученических советов, есть также мнение о возможных сложностях. Некоторые учителя считают, что если самоуправление выйдет из-под контроля педагогов, ученики почувствуют вседозволенность, из-за чего пострадает дисциплина. Чтобы избежать неожиданных последствий, стоит помнить о некоторых важных моментах.

Каждый сегодняшний школьник в будущем непременно столкнется с реалиями взрослой жизни: будет работать в коллективе, подчиняться или руководить. Школьное самоуправление и ученические советы – отличная возможность научиться самостоятельности, осознанию своего пути в жизни, и великолепная подготовка к тому, чтобы успешно реализовать себя.


Школа — это маленькая модель большого мира. Здесь дети учатся дружить, решать конфликты, отстаивать свою точку зрения, а ещё — участвовать в общественной жизни. Например, становятся частью ученического самоуправления. Подробнее об этом движении рассказывает наш блогер Вадим Гринберг.


Финал Всероссийского конкурса образовательных организаций, развивающих ученическое самоуправления (РСМ), 2016 год.

У меня сложилось впечатление, что ученическое самоуправление в Москве развито недостаточно равномерно по районам города. Да, со временем все меняется и развивается, появляются новые форматы работы с постоянным детским коллективом, создаются новые государственные органы и некоммерческие организации, занимающиеся развитием ученического самоуправления.

Да, не везде. Есть образовательные организации, где органы УСУ действительно задействованы в принятии решений, касающихся интересов школьников. Есть образовательные организации, где активисты школы реализуют свои идеи, задумки и инициативы, а также помогают это сделать и другим учащимся.

В своей школе я развивал то самое, настоящее ученическое самоуправление. Мы реализовали целый ряд проектов по инициативам самих школьников. Самоуправление способно внести огромный вклад в становление и развитие личности ребенка. Скорее всего, феномен этой деятельности в том, что она включает в себя нравственное, трудовое, правовое и гражданское воспитание, базируясь при этом на принципах самостоятельности и инициативы. Если культура самовыражения в позитивных формах не будет привита ребенку в школе, то, скорее всего, он уже не приобретет её должным образом. Ученическое самоуправление — это система, в которой ученик может высказать свою позицию, сформировать свое социальное Я, предложить то, что действительно нужно ученикам, и реализовать это.

Так каким же я вижу будущее ученического самоуправления?


О том, как школьник создал профсоюз и что из этого вышло

Как следствие, в нашей стране могли бы появится постоянные центры содействия развитию ученического самоуправления. В подобных центрах могли бы проходить региональные этапы конкурсных программ, направленных на развитие системы органов УСУ; осуществляться методическая поддержка и образовательная работа с учениками и педагогами, а также аккумулироваться ученическая общественность региона. К работе подобных центров можно было бы привлечь региональных уполномоченных по правам ребенка для учета мнения детей в решениях правительства региона.


Городской центр содействия развитию ученического самоуправления и детских общественных объединений, г. Москва. Работал до 2016 года.


5 фильмов, которые помогут в организации школьного самоуправления

Если представлять будущее, то получается именно такая картина. По крайней мере, на мой взгляд, молодого педагога, занимающимся преимущественно ученическим самоуправлением, такое будущее было бы интересным, удобным и практичным.

Самостоятельность и инициатива ребят — это залог успешной деятельности органов УСУ. Ученическое самоуправление — это не организация мероприятий. Это — возможности учеников!

Что такое самоуправление в школе

Руководить современной школой, не привлекая к этому тех, ради кого она существует, — детей, невозможно.

Школа — единый организм, и ученическое самоуправление — одно из структурных звеньев, которое обеспечивает эту цельность. Оно дает обратную связь и реализует огромный творческий потенциал мальчишек и девчонок.

Школы вправе прописывать в своих уставных документах основы ученического самоуправления и его формы: ученический совет, школьная дума, школьный парламент, совет старшеклассников, ученический комитет и т. д.

Органы самоуправления учащихся взаимодействуют с родительским комитетом, педагогическим советом, администрацией школы, но являются самостоятельными.


Цели и задачи

Своей главной целью современная школа провозглашает воспитание гармонично развитой личности — человека и гражданина, с высокой гуманистической и нравственной культурой, способного к социальному творчеству, умеющего мыслить креативно и независимо, но и работать в команде, обладать коммуникативными навыками.

Отсюда и главная задача: создать условия для самовыражения, стимулировать творческую активность в самых разных ее проявлениях, тактично и аккуратно придавая ей созидательный вектор.

Как устроено

Ученическое самоуправление — часть школьного, т. е. единой системы, в которую входят педагогический совет и родительский комитет.

Как на практике выглядит самоуправление, школы решают сами. Это зависит от многих факторов: количества учеников, традиций учебного заведения и т. д.

Но общие принципы одни и те же:

  • выборность органов самоуправления: в каждой отдельной школе, как и во всей большой России, источник власти — народ;
  • гласность и открытость деятельности;
  • гуманизм, приоритет личности;
  • сменяемость выборных членов самоуправления;
  • педагогическое руководство: степень вовлеченности педагогов в ученическое самоуправление возможна разная (зависит от того, насколько давно и успешно работает эта система), но пускать процесс на самотек нельзя.

Система школьного самоуправления имеет несколько уровней и направлений.

  • самоуправление в классе: классное собрание выбирает актив, совет и т. п.;
  • ученическое самоуправление: совет активов, школьный ученический совет и т. п. Если школа небольшая, то такой орган один, если в ней параллели по 15 классов и 7 зданий, целесообразны промежуточные звенья (совет старшеклассников и т. п.) и общий, единый орган;
  • школьное самоуправление: совет школы, который состоит из представителей родительского комитета, ученического самоуправления и педагогов.
  • организационная: общие вопросы, организация работы самоуправления;
  • досуговая, культурно-массовая;
  • спортивно-оздоровительная;
  • художественно-эстетическая;
  • гражданско-патриотическая и т. п.

Как организовать ученическое самоуправление

Если в школе ученическое самоуправление еще не организовано, а необходимость в нем назрела, и эту идею поддерживают учителя и дети, с чего начать?

Шаг 1. Запуск: информирование педагогов и учащихся, создание рабочей группы по разработке проекта.

Шаг 2. Общее собрание учеников, на котором озвучивается проект и то, как его планируется реализовать.

Шаг 3. Выборы: проведение классных собраний, на которых избираются активы, члены школьного самоуправления и т. д.

Шаг 4. Организационный сбор актива, планирование работы, распределение обязанностей между членами самоуправления.

Шаг 5. Реализация плана деятельности.

Шаг 6. Оценка деятельности: отчет школьного самоуправления перед учениками и общешкольным советом, совместный анализ работы.

Читайте также: