Проект педагогической деятельности всех участников образовательного процесса называется ответ кратко

Обновлено: 05.07.2024

Процессы, происходящие в сфере образования, привели к широкому проникновению в образовательную практику проектной деятельности. Обращение к проектированию как способу построения и организации своей деятельности в меняющихся условиях стало характерным для образовательных систем различного уровня, начиная с федерального и заканчивая школьным. Однако анализ современной ситуации убеждает в том, что инструментами педагогического проектирования сегодня должен владеть и каждый педагог. Динамичные и подчас весьма серьезные изменения, касающиеся самых разных аспектов образовательного процесса, все чаще ставят учителя перед ситуациями, когда у него не оказывается готовых, отработанных рецептов решения вновь возникающих профессиональных задач. В подобных условиях проектная компетентность, позволяющая эффективно действовать в ситуации неопределенности, приобретает характер одной из ключевых составляющих профессионализма педагога. Особенно наглядным это стало в связи с задачами, возникшими перед общеобразовательной школой в условия перехода на федеральные государственные образовательные стандарты.

В рамках процедуры аттестации педагогических работников на соответствие квалификационной категории, действующей в Тамбовской области в течение последних лет, защита реализованного педагогического проекта является одной из вариативных форм определения уровня профессионализма аттестующегося. Поскольку подавляющее большинство педагогов выбирают именно эту форму, анализ сложившейся практики аттестации позволяет сформулировать ряд рекомендаций, направленных на повышение качества индивидуального педагогического проектирования. Они могут оказаться полезными как педагогам, так и системе образования в целом.

В первую очередь, повышению реальной отдачи от педагогического проектирования должно способствовать осознание того факта, что педагогический проект – это средство решения реальных проблем, с которыми сталкивается в своей деятельности учитель, а не просто специфическая форма представления результатов своей деятельности в рамках аттестации.

К сожалению, аттестующимися учителями педпроект часто воспринимается именно в этом последнем ключе, т.е. как некий внешне заданный формат систематизации и представления материала о достигнутых положительных результатах работы. При таком подходе потенциал технологии педагогического проектирования остается фактически невостребованным, что требует принципиального изменения точки зрения педагогов на его смысл. Педагогический проект следует рассматривать как инструмент планирования и реализации деятельности по решению конкретной педагогической проблемы .

Как и любой другой проект, педагогический проект должен отвечать общим признакам проектной деятельности. К таким признакам в первую очередь можно отнести следующие:

непосредственная направленность на выработку и реализацию решения определенной проблемы, возникающей в ходе практической деятельности (с этой точки зрения проект отличается от исследования, суть которого ограничивается изучением теоретической или прикладной проблемы и способов ее решения);

отсутствие готовых, отработанных алгоритмов решения проблемы (проблема должна быть связана с недостаточно освоенными в педагогической практике вопросами);

наличие заранее определенного конкретного представления о будущем результате проектной деятельности ;

• действие в условиях имеющихся ограниченных ресурсов (в т.ч. – ресурсов времени);

планирование последовательности взаимосвязанных действий по достижению цели.

При несоответствии данным признакам деятельность, осуществляемая педагогом, не может рассматриваться как проектная.

Педагогическое проектирование необходимо отличать от других видов проектной деятельности, с которыми приходится иметь дело учителю современной школы. Прежде всего, речь идет об отличии от учебных проектов, выполняемых школьниками под руководством педагога.

В центре содержания педагогического проекта находится поиск и обеспечение (создание) системы педагогических условий, обеспечивающих достижение определенного педагогического результата. В случае учебного проекта субъектом проектной деятельности выступают уже учащиеся, а не педагог. Проектирование осуществляется учащимся, идет от целей и запросов ребенка, а его предметом становятся не условия и содержание педагогической деятельности, а замысел проекта и те действия, которые необходимо предпринять его участникам (учащимся) для достижения намеченного результата.

Педагогическое проектирование может сочетаться с выполнением учебных проектов или включением учащихся в социально-проектную деятельность. Решая задачу достижения тех ли иных педагогически значимых результатов (например, развития у учащихся способности к сотрудничеству или самоорганизации, гражданской активности и т.д.), авторы педагогического проекта вправе обращаться к возможностям этих видов деятельности в рамках своего проекта. Однако важно понимать, что учебные и социальные проекты в подобных случаях выступают как средство достижения целей педагогического проект и не могут подменить собой собственно педагогического проектирования.

Педагогический проект не следует также воспринимать как синоним индивидуальной программы профессионального саморазвития педагога. План индивидуального профессионального саморазвития (самообразования) педагога, в отличие от проекта, не может замыкаться на какой-то одной проблеме, оставляя без внимания остальной спектр проблем и потребностей роста педагогического мастерства. Проект всегда направлен на практическое решение определенной и конкретной задачи. Программа же саморазвития имеет целью, скорее, повышение уровня готовности к решению определенных видов педагогических задач.

Чтобы зафиксировать проблемные моменты в собственной педагогической деятельности, педагогу в качестве ориентира для ее анализа могут быть предложены следующие примерные вопросы:

§ В чем мои ученики не достигают установленных требований и норм (стандарта, образовательной программы, уровня требований ЕГЭ/ГИА)?

§ С обеспечением каких образовательных результатов я справляюсь хуже, чем мои коллеги, работающие в аналогичных условиях?

§ В каких ситуациях привычная и, казалось бы, отработанная система работы с учащимися дает сбои, оказывается неэффективной?

§ Где (по каким направлениям деятельности) прилагаемые мною усилия не обеспечивают ожидаемого результата, положительной динамики развития обучающихся?

§ В какой мере мне удается обеспечить развитие имеющегося у учащихся потенциала, вывести их на более высокий уровень развития?

§ Какие задачи педагогической деятельности могут стать актуальными в ближайшей перспективе? Готов ли я к их эффективному решению?

Хочется обратить особое внимание на то, что широкий спектр актуальных направлений педагогического проектирования перед учителем открывают новые задачи, обусловленные требованиями введением ФГОС. Тематика педагогического проектирования в контексте введения ФГОС, на наш взгляд, может выстраиваться, в частности, по следующим направлениям:

• Формирование УУД (по отдельным их группам)

• Обучение школьников проектной деятельности

• Формирование гражданской идентичности современных школьников

• Формирование этнокультурной толерантности

• Использование исторических знаний для ориентации в современных общественных реалиях

• Построение / эффективное использование ИОС преподавания предмета

• Выбор УМК, обеспечивающих достижение требований ФГОС

• Построение системы оценивания, обеспечивающей диагностику образовательных достижений в соответствии с требованиями ФГОС

• Внедрение формирующего оценивания в преподавание предмета.

Актуальность перечисленных и целого ряда других проблем в плане педагогического проектирования обусловлена тем, что на уровне повседневной практической деятельности учителя многие вопросы реализации новых стандартов остаются, по существу, недостаточно проработанными, тогда как достижение требований стандарта является прямой обязанностью учителя.

Важным моментом успешной работы является правильная постановка педагогической проблемы, требующей решения. Как уже отмечалось, это должна быть реально существующая и значимая проблема, для воздействия на состояние которой у педагога имеются необходимые ресурсы. Бессмысленно ставить проблему, решение которой недостижимо за счет ресурсов, которые имеются или могут быть мобилизованы (привлечены) педагогом.

Проблема должна быть осознана и зафиксирована педагогом как противоречие между желаемым результатом педагогической деятельности и условиями, которые не позволяют достичь этого результата в имеющейся на данный момент ситуации. Образ желаемого результата должен обладать необходимой конкретностью, поскольку расплывчатое, приблизительное представление о нем часто мешает увидеть оптимальное направление приложения педагогических усилий. В результате время и силы могут тратиться на действия, неспособные обеспечить тот прогресс, к которому стремится педагог.

Серьезный анализ условий, препятствующих достижению желаемого педагогического результата, позволяет не только зафиксировать имеющиеся препятствия на пути к цели, но и выйти на причины их возникновения. Это важно, поскольку во многих случаях оказывается необходимым и более эффективным воздействовать именно на причины, а не на их очевидные последствия.

Определяясь с проблемой педагогического проекта, важно также правильно оценить, какое место выявленная проблема занимает в иерархии других проблем вашей педагогической деятельности, в какой мере ее решение обеспечивает достижение действительно значимых целей образования. Тратить силы на решение проектным методом второстепенных задач нерационально.

При выборе темы аттестационного проекта следует исходить из того, что она должна быть актуальна не только для конкретного педагога, но и для системы образования в более широком смысле.

Вместе с тем, в педагогике нередко возникают ситуации, когда те или иные методики, технологии, способы отбора учебного содержания, успешно работающие в одном случае, оказываются малорезультативными в другом. В подобных случаях реальной, ненадуманной темой проекта вполне может стать поиск способов эффективной адаптации и синтеза (комбинирования) различных существующих в теории и практике решений применительно к конкретному сочетанию условий педагогической деятельности (контингенту учащихся, особенностям социокультурного окружения школы, традициям школьного коллектива и т.д.).

Важным моментом выстраивания проектной деятельности педагога является определение цели, задач, гипотезы и планируемых результатов проекта.

Цель проекта – это значимый конечный результат, которого мы намерены достичь в результате реализации проекта. Цель педагогического проекта всегда будет связана с созданием условий, обеспечивающих позитивные изменения в состоянии подготовки (развития/ воспитания/социализации) обучающихся

Задачи проекта – это совокупность действий, которые необходимо осуществить для достижения цели проекта. Состав этих действий должен быть достаточным и необходимым для получения запланированного результата.

Особую сложность педагогов вызывает формулировка гипотезы проекта. Гипотезаэто утверждение, указывающее на существование предполагаемой взаимосвязи между некоторыми явлениями, фактами, изменениями и нуждающаяся в опытном подтверждении. Исходя из данного определения гипотеза:

а) не должна констатировать очевидные, само собой разумеющиеся истины (чем, кстати, грешит более половины проектов, представляемых в рамках аттестации);

б) должна быть доступной для проверки в рамках проекта.

Необходимым требованием к планируемым результатам проекта является их реалистичность в рамках определенного срока и условий проектной деятельности.

Следует обратить внимание на то, что наряду с планируемыми результатами педагогического проекта, конкретизирующими ожидаемые изменения в личностном развитии учащихся, обязательно будут присутствовать результаты, связанные с разработкой методического продукта (это могут быть программы; системы заданий; серии разработок учебных/внеурочных заданий; рекомендации; новых методик или технологий и т.д.). Без этих продуктов возможность тиражирования положительных результатов проектов в более широкой образовательной практике и, соответственно, его потенциальная ценность для системы образования, резко снижается.

Для достижения серьезных педагогических целей в работе с детьми требуется время. Ведь речь должна идти о кратковременном эффекте, а о достаточно устойчивом позитивном изменении в развитии качеств и свойств личности ребенка, которое можно уверенно диагностировать. Поэтому продолжительность педагогического проекта, направленного на достижение таких целей, не может исчисляться двумя-тремя месяцами. Более обоснованным сроком реализации будет год или даже еще более длительный период. Соответственно, работу над аттестационным педпроектом следует начинать заблаговременно.

Для педагогического проекта важно, чтобы планируемый результат проекта был принципиально отслеживаемым (диагностируемым). Зачастую педагоги при аттестации декларируют такие планируемые результаты, о получении которых крайне сложно судить по реальным проявлениям в действиях и высказываниях учащихся. Такого рода планируемые результаты, если только для их выявления не предложены специальные и при этом надежные диагностические средства, непригодны для организации проектной деятельности.

Налицо должна быть также реальная причинно-следственная связь между действиями в рамках проекта и его планируемыми результатами. К примеру, если группа выпускников 11 класса блестяще справилась с выполнением определенного типа заданий повышенной сложности в рамках ЕГЭ по физике, это может быть связано не только с изменениями в методике преподавания предмета в рамках педпроекта, реализуемого учителем, но и с тем, что данные дети занимались у репетитора. Очевидно, что в данном случае априорно приписывать достигнутый результат именно педагогическому проекту было бы неправильно. Оценивая результативность и эффективность проекта его автор и внешние эксперты должны быть уверены, что достигнутый результат обусловлен именно усилиями, предпринятыми в рамках проекта, а не воздействием каких-то иных, внешних причин. Для того, чтобы иметь такую уверенность, педагог как субъект педагогического проектирования должен четко представлять, какие еще факторы, кроме регулируемых в ходе проекта, оказывают влияние на достижение его целей и насколько велико это влияние.

Реализация педагогического проекта предполагает подбор способов диагностики его эффективности и диагностического инструментария, адекватных целям и ожидаемому результату проекта. Скажем, уровень сформированности гражданской идентичности, способности к творческому преобразованию информации или коммуниктивной компетентности вряд ли можно оценивать на основе итогов выполнения стандартизированных заданий единого государственного экзамена по истории России. Между тем, в имеющейся практике защиты аттестационных проектов подобного рода случаи иногда встречаются.

Возможные методы диагностики результативности и эффективности педагогического проекта в принципе достаточно разнообразны. К числу наиболее распространенных из них относятся:

методы психологического тестирования;

социологическое анкетирование обучающихся, педагогов, родителей;

анализ выполнения учащимися определенных (выделенных в соответствии с целевыми установками проекта) типов заданий в составе контрольных и проверочных работ;

выполнение специально разработанных диагностических работ и заданий;

целенаправленное педагогическое наблюдение за поведением, действиями и высказываниями учащихся в различных социальных ситуациях, как спонтанно возникающих, так и специально создаваемых педагогом (в данном случае важно продумать план, матрицу или перечень вопросов для такого наблюдения).

Как правило, задачи педагогического проекта требуют сочетания нескольких форм диагностики, однако применение каждой из них должно быть обращено именно на цели данного конкретного проекта.

Неотъемлемой и важнейшей содержательной частью проекта является отчетливое и достаточно компактное описание предлагаемого способа и средств решения проблемы, найденных и апробированных в ходе проекта . Оно, естественно, будет основываться на критическом анализе имеющейся научно-методической литературы (включая интернет-публикации) и педагогической практики (своей и чужой). При подготовке этой части проекта не стоит злоупотреблять чрезмерно объемным теоретическим описанием: проект, по сути своей, - это практико-ориентированная работа, а не фундаментальное научное исследование. В то же время эта часть проекта должна давать полноценное и наглядное представление внешним лицам о том, за счет какой системы действий и реализации каких подходов в рамках проекта его разработчик (-ам) удалось обеспечить достижение планируемых результатов.

Педагогический проект - это совокупность операций, реализуемых педагогом для достижения определенных образовательных целей и задач, решения каких-то проблем.

Данные действия реализуются в определенной последовательности и в конкретный временной период, отводимый на выполнения действия или операции.

Рисунок 1. Педагогический проект. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Педагогический проект – это основа решения конкретной педагогической задачи.

Педагогические проекты являются отражением деятельности педагога в конкретных условиях и ресурсном обеспечении. Они лежат в основе:

  1. Педагогических теорий и концепций построения образовательных процессов.
  2. Разработки методов и технологий реализации образовательной деятельности.
  3. Создания новых форм реализации педагогического взаимодействия с учащимися, родителями и иными лицами.
  4. Разработки подходов к обучению, воспитанию и развитию подрастающего поколения.
  5. Разработки стилей реализации образовательной деятельности.
  6. Определения оптимальных направлений образовательной и воспитательной деятельности с конкретной возрастной группой и в определенных условиях.

Педагогические проекты являются направлением исследовательской деятельности педагога. Их итоги могут быть положены в основу научных трудов по различным педагогическим направлениям.

Выделяют следующие типы педагогических проектов:

  1. Проекты исследовательской ориентации. Они имеют четкую структуру и утверждают слаженность действий педагога. Такие проекты должны иметь конкретное целевое назначение и методы реализации, отвечающие условиям реализации проекта и его целевому назначению. Примерами таких проектов могут быть педагогические эссе и рефераты исследовательского характера.
  2. Информационные проекты. Они связаны со сбором информации о каком-о объекте или процессе: выявление его сущностных характеристик, особенностей, функциональной роли в педагогическом процессе. К таким проектам относятся доклады, ведение педагогического блога, медиа проекты, разработка педагогического сайта.
  3. Творческие проекты. Они характеризуются нечеткостью структуры и не требуют от педагога соблюдения утвержденной последовательности действий. Проект и его составные компоненты разрабатываются по ходу его реализации. Содержание проекта характеризуется гибкостью. Оно развивается и изменяется, отвечая логике проекта и интересам его участников. К таким проектам относятся: проектирование внеклассной работы педагога, организация какого-то мероприятия, написание стен газеты, проведение выставок, организация спортивных мероприятий.
  4. Проекты игровой направленности. Они имеют свободную и гибкую структуру, которая разрабатывается по ходу реализации проекта. Проект предполагает распределение ролей между участниками. Такие проекты имеют, также, творческую направленность деятельности. разновидностями таких проектов являются: составление сценария праздника в образовательном заведении, проектирование проведения учебного занятия или его части, составление программы педагогических мероприятий.
  5. Проекты практического характера. Они имеют поставленную задачу и ориентируются на конкретные практические итоги его реализации, которые утверждаются перед началом проектной деятельности и остаются неизменными в течение нее. Результат проекта направлен на удовлетворение потребностей и интересов учащихся. Каждый участник проекты выполняет свою роль и определенные действия, ориентированные на достижение конкретного практического результата. В основе успешной проектной деятельности лежит слаженная работа всех участников проекта. Такие проекты связаны с методической деятельностью педагогов, разработкой учебной литературы, планированием внеурочной работы и созданию учебной литературы по ее проведению, разработкой обучающих программ.

Готовые работы на аналогичную тему

Кроме того, педагогические проекты могут отличаться по количеству участников проектной деятельности: индивидуальный, групповой, коллективный проект, а также по временной продолжительности его реализации: кратко, средне и долгосрочный проект.

Структура педагогического проекта

Педагогический проект оформляется в виде документа, состоящего из следующих разделов:

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Педагогический проект как эффективная форма организации деятельности всех участников образовательного процесса и взаимодействия с общественностью

В последнее время слово проект прочно вошло в нашу жизнь и ассоциируется чаще всего со смелыми и оригинальными начинаниями в области интеллектуальной или практической деятельности человека, символизируя новизну и нестандартность подхода к решению задач.

Педагогический проект (социально-педагогический) – это разработанные система и структура действий педагога для реализации конкретной педагогической задачи с уточнением роли и места каждого действия, времени осуществления этих действий, их участников и условий, необходимых для достижения оптимальных результатов

В приведенном определении ключевыми являются:

специфика организации деятельности

Успешность проектной деятельности говорит о способности педагога действовать в русле современных изменений в системе образования, умении преобразовывать педагогическую действительность.

Я считаю, что для того, чтобы изменить ситуацию необходимо работать с детьми младшего и среднего школьного возраста. Будущие молодые люди должны осознавать, что могут достойно устроится в родном городе. Важно не только показать это тем детям, которые непосредственно участвуют в данном проекте, но сделать такой проект наглядным, и общедоступным.

Наш проект был запущен в 2012 году, реализуется в течение 5 лет.

Цель проекта – познакомить детей с разными профессиями, научить передавать свой опыт сверстникам по средствам доклада и презентации.

Результаты проекта будут видны при сравнении двух контрольных групп детей: воспитанники студии, участвующие в проекте и школьники, не участвующие.

Познакомиться с интересными людьми, которые добились успеха в жизни.

Расширить свой кругозор, побывать на предприятиях непосредственно во время работы.

Лучше узнать друг друга, стать сплочённее, взаимовлияния и взаимообогащения между детьми разных возрастов.

Продемонстрировать накопленный опыт.

Организовать профориентационную работу на предприятии, получить помощь в проведении кадровой политики.

Познакомить детей сотрудников с местом работы их родителей.

Продемонстрировать своё предприятие с лучшей стороны в СМИ.

Организовать у себя на предприятии бесплатный концерт воспитанников студии.

Реализация воспитательной системы коллектива.

Сохранение контингента воспитанников.

Поощрение увлечении детей, не относящиеся к музыке.

Цель будет решена по средствам прохождения нескольких этапов:

Поиск единомышленников для подготовки детей и проведения съёмок.

Анализ и изучение рабочих мест в городе, составление списка предполагаемых для посещения мест.

Договоренность с руководителями предприятий о проведении экскурсий, видео и фотосъёмок.

Оформление документации и видеофильма проекта.

Презентация проекта в общеобразовательных организациях, рассказ от лица воспитанников студии о значимых профессиях.

Для реализации проекта была создана рабочая группа:

Автор идеи и руководитель проекта: Зайцева Анастасия Александровна

Педагог – помощник: Зайцева Татьяна Валерьевна

Видеооператоры: Кагало Максим, Салов Владимир

Режиссер фильм и фотографы: Зайцева Анастасия, Зайцева Татьяна, Поспелова Ирина, Рудая Татьяна

На сегодняшний день в проект были вовлечены 27 детей младшего и среднего школьного возраста.

На начальном этапе было проведено собрание по группам, на котором обсуждалось содержание проекта. Определен список профессий и организаций для дальнейшего сотрудничества.

Пользуясь случаем, обращаюсь к Ольге Дмитриевне и к коллегам организовать встречу детей с педагогами Центра в каждом корпусе в форме экскурсий, мастер-классов для знакомства с профессией педагог дополнительного образования по различным направлениям по возможности в сентябре 2015 года.

Одним из мощнейших действенных факторов, влияющих на результативность труда всего школьного коллектива, на развитие педагога и ребенка, является научно-исследовательская и проектная деятельность.

Проектирование – это создание, конструирование замысла и предварительная работа основных деталей предстоящей деятельности в конкретных условиях.

Применительно к учебно-воспитательному процессу педагогическое проектирование – это предварительная разработка основных деталей предстоящей деятельности педагогов и детей.

ВложениеРазмер
doklad_na_mo_proektnaya_deyat-t.doc 56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проектная деятельность педагога

Одним из мощнейших действенных факторов, влияющих на результативность труда всего школьного коллектива, на развитие педагога и ребенка, является научно-исследовательская и проектная деятельность.

Проектирование – это создание, конструирование замысла и предварительная работа основных деталей предстоящей деятельности в конкретных условиях.

Развитие педагогического знания, рост числа методов, средств, форм воспитания и обучения делают педагогическую деятельность избыточно сложной. Проектирование позволяет оптимизировать деятельность педагога.

Применительно к учебно-воспитательному процессу педагогическое проектирование – это предварительная разработка основных деталей предстоящей деятельности педагогов и детей.

Педагогическое проектирование – это продуктивная деятельность. Ее продуктом выступает проект. Педагогический проект – это система планируемых и реализуемых действий, необходимых условий и средств для достижения определенных целей, которые в свою очередь, зависят от приоритетных педагогических ценностей.

Итак, проект – это:

  1. Замысел, план.
  2. Некоторая акция, совокупность мероприятий, объединенных одной программой, или организационная форма целенаправленной деятельности.
  3. Деятельность по созданию какой-либо системы, объекта или модели.

Можно выделить несколько типов проектов:

  1. Педагогический проект – это документ, в котором намечены перспективы решений конкретных педагогических проблем. В проекте должны быть отражены идея, цели и план, где детально прописаны предлагаемые и осуществляемые формы и методы, ведущие к его реализации.
  2. Инновационный проект – педагогический проект, связанный с представлением педагогического новшества, пути его реализации, способами оценки и анализа предполагаемых или достигнутых результатов.
  3. Практико-ориентированный проект (внедренческий) – педагогический проект, связанный с внедрением в практику работы образовательного учреждения достижений психолого-педагогической науки и передового педагогического опыта, накопленного в этом или других образовательных учреждениях, а также экспериментальных площадках любого уровня.
  4. Исследовательский проект - педагогический проект, отражающий научный поиск или научную разработку пути решения современных педагогических проблем педагога, творческой группы, педагогического коллектива.
  • мысленное конструирование, которое воплощается в образовательном или управленческом проекте;
  • целенаправленная деятельность по реализации данного проекта, которая заключается в формировании различного рода ресурсов, создании условий для реализации данного проекта, разработке инструментария для оценивания результативности проекта и т.д.

Необходимость в использовании проектов возникает при следующих условиях:

  1. В проблемных ситуациях, там, где перед людьми, вовлеченными в них, стоит проблема, для которой:
  • существует несколько возможных путей решения;
  • необходимо построение новой или существенная перестройка старой деятельности для ее разрешения;
  • важна кооперация людей между собой для решения проблемы;
  • важно личное отношение людей к предполагаемым результатам.
  1. При изменениях такого масштаба, на которые не решаются при осуществлении текущей деятельности. (Например, смена приоритетного направления работы школы)
  2. Когда сложно оценить все последствия от внедрения новшества, то есть проектировщик имеет дело с ситуацией высокой неопределенности.

Документы, в которых описывается с разной степенью точности создание и действие педагогических систем, процессов или ситуаций, называются формы педагогического проектирования.

Каждому объекту проектирования присущи свои формы. Так, для педагогических систем такими формами будут:

  • законы
  • уставы
  • концепции
  • положения
  • квалификационные характеристики
  • учебные планы
  • образовательные программы
  • должностные инструкции
  • планы учебно-воспитательной работы
  • планы работы кружков и др.

Для педагогических процессов :

  • образовательные программы
  • графики контроля
  • требования к занятиям
  • тематический план
  • конспекты занятий
  • планы занятий
  • сценарии
  • модели наглядных пособий
  • учебные пособия.

Таким образом, любую деятельность педагогов предваряет документированное проектирование.

Главная педагогическая цель любого проекта – формирование комплексных свойств личности обучающегося, компетенций, включающих взаимосвязанные знания, умения, ценности, а так же готовность мобилизовать их при необходимости, развитие проектировочных, конструктировочных и рефлексивных способностей.

Проектная деятельность в масштабе образовательного учреждения способствует созданию рефлексивно-инновационной среды, развивающей субъективность обучающихся, формирует субъективную позицию педагога по отношению к собственной профессиональной деятельности, позволяет управлять педагогическим процессом и осуществлять экспертизу образовательной деятельности.

Алгоритм подготовки и реализации проектов

Этапы работы над проектом

Деятельность субъектов проекта

  1. Организационный (разработка плана по разработке и реабилитации проекта)
  2. Мотивационный (выявить и проанализировать отношения к проекту всех участников образовательного процесса)
  3. Кадровый (подготовка педагогов и обучающихся к реабилитации проекта)
  1. Содержательный:
  • Выбор темы проекта (анкетирование обучающихся)
  • Постановка проблемы исследования (цели и задачи)
  • Составление и утверждение планов работ.
  • Поиск материала (тексты, аудио- видео-, фотоматериалы)
  1. Информационно-технический (обеспечение всех участников проекта необходимой информационной и технической базой, отбор технических средств для выполнения проектов)
  2. Консультационный (консультация обучающихся с педагогом)

Распределение функций и обязанностей между участниками проекта. Определение форм периодичности отчетов.

Ознакомление с основными целями и задачами проекта всех участников образовательного процесса

Ознакомление всех участников проекта с программой и выявление готовности педагогов и обучающихся к реализации проекта.

Изучение литературы по теме, утверждение темы и способов реализации проекта, создание нормативно-правовой документации проекта.

Техническая готовность участников проекта. Освоение поисковых систем (Интернет), работа с текстами, в библиотеке.

Сопровождение деятельности каждого обучающегося, оказание помощи при необходимости.

Окончательное утверждение плана проекта.

  1. Разработка форм и методов реализации проекта.
  2. Редактирование проектных материалов.
  3. Доработка проекта по замечаниям педагога.
  4. Утверждение окончательного варианта проекта.

Создание компьютерных презентаций, аудиозаписей и видеофильмов, оформление дизайн- проекта, его описание, оформление исследования в виде диаграмм, графиков, иллюстраций и т.п.

  1. Внесение необходимых корректив в содержание проекта.
  2. Подготовка обучающихся к защите проекта.
  3. Формирование экспертной комиссии.

Реализация целей и задач проекта. Получение промежуточных результатов и соотнесение их с поставленными целями и задачами проекта.

Усовершенствование проекта и внесение необходимых изменений в содержании.

Составление программы выступления.

  1. Защите проекта:
  • обсуждение проектов членами экспертной комиссии;
  • подведение итогов;
  • составление отчетов о проделанной работе.

Осуществить анализ и оценку эффективности проекта. Подготовить отчет о результатах проекта. Определить теоретическую и практическую значимость проекта. Результаты проекта разместить в школьных средствах массовой информации (газеты, стенды, сайт и т.д.)

Метод проектов в специальной коррекционной школе имеет свои специфические особенности, которые необходимо учитывать при его реализации в ГБС(К)ОУ VIII вида:

-он должен быть ориентирован на психофизические возможности обучающихся;

-деятельность педагога играет ведущую и направляющую роль;

-задача педагога заключается не только в подаче готовых знаний обучающимся, но и в создании психолого-педагогических ситуаций во время учебного процесса для активизации познавательной деятельности обучающихся с недостатками интеллекта.

Читайте также: