Короткова исследовательская деятельность в доу

Обновлено: 02.07.2024

Оценить 1820 0

План-конспект познавательно-исследовательской деятельности

с детьми подготовительной к школе группы

по методике Н.А.Коротковой

Инякина Татьяна Павловна,

МАДОУ ЦРР детский сад № 377 г.о.Самара

План-конспект непосредственно образовательной деятельности

- расширять представления детей об объектах окружающего мира (древние и современные осветительные приборы и приспособления);

- развивать интерес детей, любознательность и познавательную мотивацию;

- формировать умение строить предположения, сравнивать, анализировать, делать выводы.

- развивать связную, грамматически-правильную диалогическую и монологическую речь;

- формировать готовность к совместной, согласованной деятельности со сверстниками и воспитателем;

- развивать эмоциональную отзывчивость детей;

- развивать самостоятельность, целенаправленность детей;

- формировать основы безопасного обращения со стеклянными и электроприборами;

- развивать творчество и активизировать фантазию детей;

- развивать способность эмоционального восприятия музыкального произведения;

- развивать координацию движений при выполнении физкультминутки под музыкальное сопровождение;

- развивать двигательную активность детей

Методы и приемы:

- практические: игры (дидактические, игра-инсценировка, игровая ситуация), физкультминутка, обследование предметов.

- наглядные: наблюдения, рассматривание иллюстраций, просмотр слайдов презентации.

- словесные: беседа, рассказ-объяснение, вопросы, загадки.

На каждого ребенка: свеча, светящиеся предметы, лист черного картона, восковые мелки.

Формы организации совместной деятельности

Детская деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

Двигательная

Познавательно-исследовательская

Коммуникативная

Беседы, отгадывание загадки, ситуативные разговоры, вопросы, описательный рассказ

Музыкальная

Слушание, музыкальные импровизации, инсценировка

Изобразительная

(художественной литературы и фольклора)

Инсценирование произведений фольклора

Логика образовательной деятельности

Включаются в игровую ситуацию, внимательно слушают план педагога, знакомятся с игровым оборудованием

Вызван интерес и готовность к предстоящей совместной деятельности со сверстниками и с воспитателем

Предлагает взять с собой самое необходимое (дружбу, взаимовыручку, дисциплину, улыбку)

Приветствуют педагога. Вместе с воспитателем становятся в круг, берутся за руки и перечисляют то, что необходимо взять с собой в путешествие.

Создан эмоциональный настрой на предстоящую, совместную деятельность.

Загадывает детям загадку с целью ознакомления с темой путешествия:

«Дом, стеклянный пузырек

А живет в нем огонек,

Днем он спит, а как проснется

Отгадывают загадку. Высказывают предположения. Обсуждают и определяют, что отправятся в прошлое электрической лампочки

Дети умеют отгадывать загадки, формулировать выводы на основе своих предположений.

Вносит электрические лампочки на подгруппу детей, предлагает обследовать их, соблюдая правила безопасности. Просит каждую подгруппу составить короткий описательный рассказ о предмете по плану

Из чего сделана?

Какой имеет вес?)

Знакомит со строением электрической лампочки (слайд презентации)

Вспоминают правила безопасности при обращении со стеклянными предметами. Обследуют электрические лампочки. Делятся на две команды. Составляют описательный рассказ, отвечая на предложенные вопросы воспитателя.

Знают основные правила безопасности.

Актуализировали знания об осветительных приборах.

Дети имеют представление о строении электрической лампочки.

Умеют строить грамматически-правильные предложения при составлении описательного рассказа.

Задает вопрос: Всегда ли люди использовали электрические лампочки?

Подводит детей к пониманию того, что им мало известно из истории осветительных приборов

Отвечают на вопрос, используя известные им факты или высказывая предположения.

Вызван интерес к истории использования людьми источников света

Как жили древние люди в пещерах?

Освещались ли пещеры?

Что придумали люди, чтобы освещать себе путь ночью?

Располагаются вокруг костра в воображаемой пещере. Слушают рассказ воспитателя, просматривают слайд, участвуют в беседе

Умеют внимательно слушать педагога, отвечать на вопросы.

Грамматически - правильно формулируют свои высказывания.

Рассматривают изображения костра и факела.

Умеют эмоционально-отзывчиво строить диалог при обсуждении полученной и просмотренной информации.

Слушают музыкальное произведение

Выражают эмоции при восприятии музыкального произведения

Задает вопрос: какой предмет мог освещать помещение в те времена?

Принимают участие в инсценировке. Высказывают предположения, отвечая на вопрос

Активизирована фантазия и эмоциональная отзывчивость детей.

Умеют согласовывать свои действия со сверстниками.

Правильно строят диалогическую речь

Знакомит детей с керосиновой лампой и свечой и предлагает обследовать эти предметы. Проводит беседу и знакомит с новыми словами.

Слушают рассказ воспитателя, просматривают слайд презентации и участвуют в беседе. Рассматривают и обследуют свечу и керосиновую лампу.

Вызван интерес к объектами окружающего мира (керосиновая лампа, свеча).

Предлагает детям выяснить, что горит ярче и дольше: свеча или лампа?

Как можно это сделать? (провести эксперимент)

Вызван интерес к предстоящему исследованию.

Проводит беседу о правилах безопасности при обращении с огнем

Участвуют в беседе

Закрепили основные правила безопасности при обращении с огнем

Демонстрирует опыт (зажигает свечу и керосиновую лампу).

Помогает детям сформулировать выводы

Наблюдают, делятся впечатлениями, сравнивают свои предположения, делают вывод

Познакомились со свойствами свечи и керосиновой лампы.

Узнали, что керосиновая лампа горит ярче и дольше свечи.

Умеют анализировать и делать выводы на основе своих предположений

Развита самостоятельность у детей.

Активизирована эмоциональная отзывчивость детей

Участвую в физкультминутке

Умеют координировать движения в соответствии с муз.сопровождением

Рассказывает детям о создателе электрической лампочки – инженере А.Г.Ладынине. Демонстрирует его портрет на слайде. Проводит беседу о том, как переменилась жизнь людей с ее появлением?

Просматривают слайды презентации и знакомятся с биографией создателя электрической лампочки. Принимают участие в беседе, отвечают на вопросы.

Дети знают создателя электрической лампочки.

Умеют делать выводы на основе собственных предположений.

Развита самостоятельность у детей.

Активизирована эмоциональная отзывчивость детей

Подводит итог. Спрашивает у детей, что они узнали нового, о чём не знали раньше?

Отвечают на вопросы воспитателя, высказывают идеи.

Переходят на другой вид деятельности.

Дети умеют анализировать проделанную работу, делать выводы.

Умеют составлять грамматически-правильный повествовательный монолог.

Проявляют творчество и фантазию во время изобразительной деятельности

У вас недостаточно прав для добавления комментариев
Чтобы оставлять комментарии, вам необходимо авторизоваться.
Если у вас еще нет учетной записи на нашем сайте, предлагаем зарегистрироваться.
Это займет не более 5 минут.

Для скачивания материалов с сайта необходимо авторизоваться на сайте (войти под своим логином и паролем)

Если Вы не регистрировались ранее, Вы можете зарегистрироваться.
После авторизации/регистрации на сайте Вы сможете скачивать необходимый в работе материал.

Заказать рецензию на методическую разработку
можно здесь

Автор программы понятие "Этикет" рассматривает в самом широком смысле, ставит очень актуальные задач. Подробнее.

Особенно ценно, что именно учитель, совместно с психологом, является автором программы адаптации реб. Подробнее.

Соглашусь с мыслью учителя о необыкновенной важности духовно-нравственного воспитания у детей в млад. Подробнее.

Замечательно, что воспитатель ставит задачу развивать коммуникативные навыки у учащихся младших клас. Подробнее.

Прекрасное раскрытие темы, очень полезные приемы и стратегии, которые используются на уроках. Думает. Подробнее.

Пройдите курс дополнительного образования по теме: Оказание первой помощи в образовательных учреждениях

Оказание первой помощи в образовательных учреждениях Пройти обучение

Диплом за отличное владение и эффективное применение современных педагогических методик в условиях реализации ФГОС

Благодарность руководству образовательного учреждения за поддержку и развитие профессионального потенциала педагогического работника

  • Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77 — 58841 от 28 июля 2014 года выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационный технологий и массовых коммуникации (Роскомнадзор).
  • Лицензия на осуществление образовательной деятельности № 4276 от 19.11.2020 года. Серия 78 ЛО № 0000171 Выдана Комитетом по образованию Правительства Санкт-Петербурга
  • В соответствии с Федеральной целевой программой развития системы образования на 2011–2015 гг. и проектом концепции федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 гг.

Татьяна Зайцева
Внедряем познавательно-исследовательскую технологию Н. А. Коротковой.

Внедряем познавательно-исследовательскую технологию Н. А. Коротковой.

Внедряем познавательно-исследовательскую технологию Н. А. Коротковой.

Сегодня одним из главных направлений в системе образования является формирование социально-активной личности, умеющей ориентироваться в современной информационно-технической среде, где необходимо проявлять исследовательское поведение. Согласно федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО, познавательно-исследовательская деятельность включает в себя исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними. В работе анализируются основные подходы к пониманию исследовательского поведения и экспериментирования в исследованиях по педагогике и психологии. под исследовательской деятельностью понимается: 1) активность ребенка, направленная на познание устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию, по мнению автора, познавательно-исследовательская деятельность, основываясь на природной любознательности и познавательной потребности детей, является средством и механизмом социально-коммуникативного развития дошкольников.


1) опыты (экспериментирование) с предметами и их свойствами;


2) коллекционирование (классификационная работа);


3) путешествие по карте;


Развивающие функции:

-развитие познавательной инициативы ребенка (любознательности);

-освоение ребенком основополагающих культурных форм упорядочения опыта: причинно-следственных, родовидовых (классификационных, пространственных и временных отношений;

-перевод ребенка от систематизации опыта на уровне практического действия к уровню символического действия (схематизация, символизация связей и отношений между предметами и явлениями окружающего мира);

-развитие восприятия, мышления, речи (словесного анализа рассуждения) в процессе активных действий по поиску связей вещей и явлений;

-расширение кругозора детей посредством выведения их за пределы непосредственного практического опыта в более широкую пространственную и временную перспективу (освоение представлений о природном и социальном мире, элементарных географических и исторических представлений).

Таким образом, в процесс познавательно-исследовательской деятельности в группах старшего дошкольного возраста можно ввести любое содержание, входящее в курс ознакомления дошкольников с окружающим миром.

Всем известно, с каким азартом ребенок разбирает механические устройства, чтобы посмотреть, как они действуют. Также ребенок может увлекаться сбором простых коллекций (камней, марок, вкладышей и т. п.). Каждый из обозначенных культурно-смысловых контекстов, работая в целом на познавательное развитие ребенка, создает наиболее благоприятные условия для реализации той или иной развивающей задачи, по преимуществу это:

— опыты (экспериментирование) — освоение причинно-следственных связей и отношений (представления о связях и зависимостях в неживой и живой природе и т. п.);

— коллекционирование (классификация) — освоение родовидовых (иерархических) отношений (представления о видовом разнообразии в природе, о видах рукотворных предметов и т. п.);

- путешествие по карте — освоение пространственных схем и отношений (представления о пространстве мира, частях света и родной стране);

Таким образом, используя технологию Н. А. Коротковой,

дети через познавательно-исследовательскую деятельность всех смысловых контекстов, которые предлагает автор, постигают устройства вещей,

связей между явлениями окружающего мира, их упорядочения и систематизацию.


Проект-познавательно игровой

Проект-познавательно игровой Тот, кто с солнышком встаёт, Делает зарядку, Чистит зубы по утрам И играет в прятки,- Тот спортивный человек, И вполне весёлый. Постарайся.

Трудовая деятельность дошкольников в природе через исследовательскую деятельность Цель проекта: Создание условий для формирования основ целостного мировидения дошкольника средствами экспериментальной деятельности. Задачи:.

Ребенок дошкольного возраста познает окружающий мир в процессе любой своей деятельности. “Островки” познавательно-исследовательской деятельности сопровождают игру, продуктивную деятельность, вплетаясь в них в виде ориентировочных действий, опробования возможностей любого нового материала. Присоединяющиеся к действию образ-символ и слово позволяют ребенку перейти от внешнего, действенного экспериментирования с вещами к вербальному исследовательскому поведению, рассуждению о возможных связях и отношениях вещей.

К старшему дошкольному возрасту познавательно-исследовательская деятельность вычленяется в особую деятельность ребенка, в которой он получает возможность впрямую удовлетворить присущую ему любознательность: узнать новое о мире, понять, как устроены вещи упорядочить свои представления о какой-либо сфере жизни.

Познавательно-исследовательская деятельность оказывает большое влияние на развитие дошкольников. С одной стороны она позволяет максимально удовлетворить детскую любознательность, а с другой – овладевая представлениями о мире, ребенок учится связывать отдельные представления и устанавливать причинно-следственные, родо-видовые, пространственные и временные отношения.

В процессе активной познавательной деятельности ребенок расширяет свои представления о мире, осваивает временные отношения. Познавая ценности материальной культуры в определенных временных рамках, ребенок учится соотносить память о прошлом и свою собственную индивидуальную память, приобретает знание о том, кто есть человек и каково его назначение на Земле, что представляет собой мир как множество связей, сущностей, вещей.

Особенно актуально использование данной технологии в старшем дошкольном возрасте, когда у детей имеется уже определенный багаж знаний. Работая с дошкольниками, ставлю следующие задачи:

1. Формировать у детей познавательный интерес к окружающему миру.

2. Формировать умение находить пути решения проблем, умение анализировать ситуацию.

3. Воспитывать коммуникативные навыки у дошкольников: умение выслушивать друг друга, работать в группах, отстаивать свою точку зрения.

Технология строится на следующих принципах:

Принцип доступности , который предполагает отбор таких фактов, явлений, которые понятны детям старшего дошкольного возраста.

Принцип наглядности - предусматривает подбор демонстрационного и раздаточного материала.

Принцип эмоционального восприятия информации - позволяет использовать некоторые события, которые могли бы захватить детей и вызвать у них интерес.

Рассказ, беседы, чтение, объяснения, уточнения, пояснения, вопросы поискового характера, использование грамзаписей.

Этот метод помогает лучше осмыслить жизнь того времени, с которым знакомятся дети, способствует выражению своей точки зрения, развивает память, кругозор, речь, словарный запас.

2. Наглядный метод.

а) Рассматривание сюжетных и предметных картинок, иллюстраций.

б) Схемы, модели, алгоритмы, знаки, таблицы. Использование видеофильмов и диафильмов.

в) Составление и оформление макетов.

Данный метод способствует развитию эмоционального отклика, яркому восприятию, умению выражать свои чувства и мысли.

3. Практический метод.

Экспериментирование, опыты, изготовление поделок, знакомство со способами действия.

4. Игровой метод.

Дидактические, сюжетно-ролевые, режиссерские, подвижные игры, игры на развитие умственной компетенции.

Постановка цели исследования (узнать).

Анализ-сравнение, активное обсуждение демонстрационного иллюстративного или предметного материала.

Сборка общей таблицы, сопоставление результатов исследования.

Вывешивание таблицы на стене группового помещения.

Дополнение таблицы детьми в самостоятельной деятельности.

Одним из важнейших направлений воспитательно-образовательной деятельности, осуществляемой в группе, является работа с родителями. Они становятся непосредственными участниками педагогического процесса. Для этого необходимо:

Заинтересовать родителей проблемой: “Ознакомление детей с окружающей действительностью с использованием технологии “река времени”.

Продумать эффективные способы информирования и просвещения родителей.

Таким образом, присоединяющиеся к действию образ-символ и слово, позволяют ребенку перейти от внешнего действенного экспериментирования с вещами, к вербальному исследовательскому поведению, рассуждению о возможных связях и отношениях вещей.

1.Использовать познавательно-исследовательскую деятельность как стержень образующую для познавательного развития ребенка (в сочетании с другими видами деятельности).

2.Обеспечивать освоение основополагающих культурных форм упорядочения опыта: причинно-следственные, родовидовые, пространственные и временные отношения.

3.Обеспечивать переход от предметно-практического действия к образно-символическому (схематизация, символизация связей и отношений между предметами и явлениями окружающего мира).

4.Развивать познавательную инициативу, стимулировать поиск сходства и различия вещей и явлений, словесный анализ-рассуждение.

5.Расширять кругозор (в процессе познавательно – исследовательской деятельности вводить знания о природном и социальном мире, формировать элементарные географические и исторические представления).

Решение образовательных задач предусматривает:

- опору на природную детскую любознательность;

- поощрение познавательной инициативы ребенка - детских вопросов, рассуждений, самостоятельных умозаключений, уважительное к ним отношение;

- опору на такие виды познавательной активности, как наблюдение, экспериментирование, познавательное общение ребенка, самостоятельная, совместная исследовательская деятельность;

- организацию развивающей среды, стимулирующей познавательную активность ребенка;

- предоставление информации из разных областей культуры (естественных наук, экологии, истории, географии и пр.) в интегрированном виде посредством вовлечения детей в интересные и специфичные для них виды деятельности.

Целевым ориентиром для воспитателя (и критерием успешного продвижения ребенка) является комплекс нормативных показателей познавательной инициативы к концу дошкольного возраста:
- проявляет интерес к предметам и явлениям, лежащим за пределами конкретной ситуации, задает вопросы (почему? зачем? как?);

-стремится к упорядочиванию, систематизации конкретных материалов, вещей (коллекции);

-ребенок проявляет интерес к технико-технологической, информационной среде, основных источниках, способах поиска и передачи информации;

Определены формы совместной образовательной деятельности с детьми:

- рассказы взрослого, просмотр видеофильмов, видео презентаций, беседы, наблюдения;

- чтение детской, познавательно-справочной литературы, энциклопедий;

- рассматривание иллюстрированных альбомов, карт, книг;

- преобразующая фантазийная деятельность;

- детско-родительские проекты, тематически ориентированные на обогащение знаний детей по предложенным темам и др.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ

8.jpg

Познавательно-исследовательская деятельность является ведущей с первого года жизни ребенка. Она реализует не только задачи развития детей, но и их интересы. Благодаря познавательно-исследовательской деятельности реализуется творческий потенциал ребенка, его потребность в новых знаниях, формируются предпосылки учебных качеств, развиваются такие личностные качества, как: самостоятельность, инициативность, креативность, целеустремленность. Большое значение имеет то, что ребенок получает новые знания не в готовом виде, как догму, а имеет возможность самому пройти весь путь к ним. Информация, полученная таким путем более осознанна, лучше запоминается и эффективнее применяется в жизни.

Сегодня одним из главных направлений в системе образования является формирование социально-активной личности, умеющей ориентироваться в современной информационно-технической среде, где необходимо проявлять исследовательское поведение. Согласно федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО, познавательно-исследовательская деятельность включает в себя исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними. В работе анализируются основные подходы к пониманию исследовательского поведения и экспериментирования в исследованиях по педагогике и психологии.

Исследовательскую деятельность следует рассматривать как особый вид интеллектуально – творческой деятельности, порождённый в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящейся на базе исследовательского поведения.

Активность ребенка, направленная на познание устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию, по мнению автора, познавательно-исследовательская деятельность, основываясь на природной любознательности и познавательной потребности детей, является средством и механизмом социально-коммуникативного развития дошкольников.

Цель использования технологии

Формирование у дошкольников способность устанавливать причинно-следственные и временные связи между предметами и явлениями, самостоятельно и творчески находить способы решения проблемы на основе логических алгоритмов, вырабатывать суждения и умозаключения, удовлетворяя детскую природную любознательность.

В ФГОС содержится указание на то, какие виды деятельности можно считать приемлемыми формами практики для ребенка дошкольного возраста:

- в раннем возрасте (1 год - 3 года) - предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками; экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр., общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого, самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр., восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок, двигательная активность;

- для детей дошкольного возраста (3 года - 7 лет) - ряд видов деятельности, таких как игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками, познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними, а также восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице, конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительная (рисование, лепка, аппликация, музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах) и двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка.

Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.

В младшем дошкольном возрасте – это:

  • вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);
  • активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);
  • формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты).

В старшем дошкольном возрасте – это:

  • формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
  • развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
  • формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
  • развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.

Все темы детских исследований могут быть объединены в три основные группы:

  • фантастические – темы, ориентированные на разработку несуществующих, фантастических объектов и явлений;
  • эмпирические – темы, предполагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов;
  • теоретические – темы, ориентированные на работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в разных источниках.

Необходимо соблюдать правила выбора темы:

  • быть интересной ребенку;
  • быть доступной для изучения;
  • должна принести реальную пользу участникам исследования;
  • быть оригинальной;
  • в ней необходим элемент неожиданности, необычности;
  • чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро.

Методы и приемы организации исследовательской деятельности:

Содержание исследовательской деятельности:

  • Опыты (экспериментирование);
  • Состояние и превращение вещества;
  • Движение воздуха, воды;
  • Свойства почвы и минералов;
  • Условия жизни растений.

Главная особенность познавательно-исследовательской деятельности – активизировать познавательное поведение дошкольника, придав ему исследовательский, творческий характер, и таким образом передать ребенку инициативу в организации своей познавательной деятельности. Организация познавательно-исследовательской деятельности дошкольника должна иметь практико-ориентированный характер и при этом быть личностно ориентированной на потребности и интересы конкретного ребенка.

Познавательно-исследовательская деятельность способствует:

1. Формированию системы знаний об окружающем мире в познавательно-исследовательской деятельности.

2. Развитию познавательных психических процессов (восприятие, внимание, память, мышление воображение).

3. Формированию познавательной активности и познавательно-исследовательской направленности личности.

4. Способствует развитию универсальных интеллектуальных действий.

5.Является основой интеллектуально-когнитивных аспектов готовности ребенка к обучению в школе:

  • запас знаний об окружающем мире,
  • уровень развития познавательных интересов- к новому, к самому процессу познания
  • уровень развития познавательной деятельности,психических процессов:
  • сформированность сенсорных эталонов,
  • качества восприятия – умение обследовать предметы, выделять их разнообразные свойства,
  • качества мышления (умение выделять существенное, сравнивать, видеть сходное и отличное, рассуждать, находить причины, явлений, делать выводы)
  • высокий уровень развития наглядно-образного и образно-схематического мышления
  • сформированность символической функции и воображения,
  • начало формирования произвольности психических процессов (произвольное внимание, произвольная память и т. д.)
  • развитие речи (формирование фонематического слуха – находить отдельные звуки в словах)

Описание порядка использования (алгоритм применения) технологии в практической профессиональной деятельности

Применение технологии позволяет дошкольнику расширить и упорядочить представления об окружающем мире.

1 этап. Педагог привлекает внимание детей интригующим материалом, тем самым побуждает их: - внимательно всматриваться в изучаемый объект, - описывать его внешние признаки, - выделять главное, - сравнивать с другими объектами, - анализировать, делать выводы и обобщения.

2 этап. Педагог формирует исследовательскую активность путем создания условий, которые способствуют умению задавать вопросы исследовательского характера: - на выявление главных признаков объекта, - его функций, - на формирование умения давать полную характеристику предмету, - определять его место и значение в окружающем мире.

3 этап. Педагог организует экспериментально-исследовательскую деятельность на основе сотрудничества, свободного обсуждения, в процессе которого дошкольники: - уточняют правила безопасности жизнедеятельности в процессе экспериментирования, - анализируют условия, - свободно экспериментируют, - находят самостоятельное оригинальное решение, - создают модель на основе умозаключений и логических выводов, - испытывают чувство радости и удовлетворения от познания нового.

Схема развития любого вида деятельности такова: сначала она осуществляется в совместной деятельности со взрослым, затем в совместной деятельности со сверстниками и становится самодеятельностью.

Выделяются сущностные признаки совместной деятельности взрослых и детей – наличие партнерской позиции взрослого и партнерской формы организации (сотрудничество взрослого и детей, возможность свободного размещения, перемещения и общения детей).

Существенной особенностью партнерской деятельности взрослого с детьми является ее открытость в сторону свободной самостоятельной деятельности самих дошкольников. В тоже время партнерская деятельность взрослого открыта для проектирования в соответствии с их интересами (детей).

Воспитатель, основываясь на интересах и игре детей, предлагает им виды деятельности, которые стимулируют их познавательную деятельность.

Предоставляя детям возможность прямого контакта с людьми, материалами и реальным жизненным опытом, воспитатель стимулирует интеллектуальное развитие ребенка.

Тематические игровые центры дают детям возможность самостоятельного выбора материалов и, соответственно, области познания. Различные темы, масштабные задания (проекты) также должны учитывать интересы детей могут быть связаны с определенными центрами. Интерьер группы должен быть организован таким образом, чтобы детям был предоставлен достаточно широкий выбор центров и материалов.

В обстановке, ориентированной на ребенка, дети:

• используют материалы, которым можно найти более чем одно применение;

• работают все вместе и заботятся друг о друге;

• отвечают за свои поступки.

Между воспитателями и детьми должно быть взаимное уважение. Уважение является необходимым элементом в том сообществе, которым является группа детского сада. Воспитатели подают пример взаимопонимания, уважения и заботы друг о друге, которых они ждут от детей. Степень уважения, которое дети ощущают со стороны других людей, представляет собой ключевой фактор развития у них самоуважения. А самоуважение, в свою очередь, закладывает прочные основы позитивных взаимоотношений с другими детьми.

Когда педагоги проявляют уважение к каждому ребенку в группе, дети учатся приятию всех остальных детей - и тех, кто медленно бегает, и тех, кто отлично рисует, и даже детей с необычным или конфликтным поведением.

Когда дети видят и чувствуют, что каждого из них принимают и уважают, они начинают ощущать себя комфортно и могут вести себя свободно и реализовывать свои собственные интересы.

Таким образом, используя технологию исследования и экспериментирования, дети через познавательно-исследовательскую деятельность всех смысловых контекстов, постигают устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочения и систематизацию.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Короткова Н.А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста. - ЛИНКА-ПРЕСС, 2007.
2. Короткова Н.А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников //Ребенок в детском саду. 2003.№3.

3.Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. М., 2004.

4. Иванова А.И. Живая экология. М.,2006.

5. Савенков А.И., Методика исследовательского обучения дошкольни-ков. Самара: Дом Федорова, 2010. 136 с.
6. Савенков А.И. Маленький исследователь. Развитие познавательных способностей. Ярославль: Академия развития, 2004. 32 с.

Читайте также: