Проект оценка качества образования в школе

Обновлено: 06.07.2024

Новый образовательный стандарт устанавливает требования к результатам освоения образовательной программы, согласно которым ученик должен уметь соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, уметь оценивать правильность выполнения учебной задачи, владеть основами само-контроля, самооценки, контролировать процесс и результаты своей деятельности, вносить коррективы и, наконец, адекватно оценивать свои достижения.

Здесь возникает довольно острая для нашего образования проблема : для того, что-бы этот процесс реализовался на практике ученику необходим доступ к оцениванию, так как согласно ФГОС, оценка – это особое действие, которое должно отражать то, чему научился обучающийся, на сколько он продвинулся к цели, что нового узнал. То есть учитель, всегда остававшийся контролёром должен поделиться с учеником инструментами оценивания, раскрыть ему основания, или критерии, по которым производится оценивание, и дать возможность воспользоваться результатами оценивания в своих интересах.

Таким образом, актуальность выбора темы проекта обусловлена потребностью об-щества и личности учащегося в новой, объективной системе оценивания учебных и внеучебных достижений в рамках введения Федеральных государственных образователь-ных стандартов основного общего образования. Система оценки достижения планируе-мых результатов освоения основной образовательной программы основного общего обра-зования представляет собой один из инструментов реализации требований Стандарта к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образова-ния, направленный на обеспечение качества образования, что предполагает вовлечённость в оценочную деятельность как педагогов, так и обучающихся.

Актуальность обусловлена как новым профессиональным стандартом педагога, который предъявляет требования к умениям педагога : организовывать, осуществлять контроль и оценку учебных достижений, текущих и итоговых результатов освоения основной образовательной программы обучающимися; применять инструментарий и методы диагностики и оценки показателей уровня и динамики развития ребенка; использовать эти результаты для корректировки образовательной деятельности с целью повышения качества образования в целом, так и направлением деятельности муниципальной методической службы по вопросам обновления содержания и технологий образования как фактор достижения новых образовательных результатов.

Принципы формирующего оценивания полностью соответствуют новой системе оценивания, которую предлагают внедрить в отечественную практику новые государственные образовательные стандарты : оценивание является непрерывном процессом; оценивание может быть только критериальным; критерии оценивания и алгоритм выставления отметки заранее известны и педагогам и учащимся и могут вырабатываться совместно; система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретали навыки и привычку к самооценке.

Оно ориентировано на конкретного ученика, призвано выявить пробелы в освоении учащимся того или иного элемента содержания образования, с тем чтобы с максимальной эффективностью организовать работу, и не предполагает сравнения результатов разных учащихся. Ученик получает доступ к оцениванию : он понимает, как его оценивают, и становится сознательным участником деятельности обучения. Формирующее оценивание воспитывает ответственность учащихся за результат своего труда; способствует росту мотивации к обучению; повышает качество образования.

ИДЕЯ ПРОЕКТА

Основной принцип педагогических действий – способствовать развитию учащихся. Обучение и развитие ребенка постоянно находятся в процессе изменения. Для достижения учебной самостоятельности, инициативности и ответственности школьника особое значение имеет контрольно-оценочная самостоятельность ребенка, то есть умения самостоятельно контролировать и оценивать свою деятельность и деятельность своих одноклассников, устанавливать и устранять причины возникающих при обучении трудностей. Востребованным оказывается такой подход к оцениванию достижений учащихся, который позволил бы устранить негативные моменты в обучении, способствовал бы индивидуализации учебного процесса, повышению учебной мотивации и учебной самостоятельности учащихся. Эти умения возможно сформировать, систематически используя в повседневной практике формирующее оценивание. Тем более что новые образовательные стандарты задают новые ориентиры в понимании учебных результатов и соответствующих им подходов к оцениванию. Практически во всех разделах Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования мы находим соответствующие комментарии. Заявленные в новых стандартах образовательные результаты требуют построения новой системы оценивания. Новые для нашей школьной практики принципы и форматы оценивания полностью отвечают стратегии и формам реализации формирующего подхода к оценке учебных достижений.

Мы предполагаем, что использование техник формирующего оценивания повысит мо-тивацию к учению и познанию, тем самым позволит повысить качество образования в целом.

ЗНАЧИМОСТЬ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

ОБРАЗОВАНИЯ

• апробированная инновационная система работы по использованию технологии формирующего оценивания, включающая методические рекомендации по созда-нию данной системы работы;

• подбор педагогических техник формирующего оценивания;

• методики для диагностики уровня сформированности учебной мотивации;

• методики для диагностики педагогов к инновационной деятельности;

• площадка по проведению мастер-классов по использованию технологии формиру-ющего оценивания.

ОБОСНОВАНИЕ ПРОЕКТА

Руководствуясь нормативными документами, программами и стандартами образо-вания, учитывая уровень обученности, мотивации и развития обучающихся, квалифика-цию педагогического коллектива и круг актуальных нерешенных проблем педагогический коллектив школы на основе анализа образовательных результатов, учащихся школы, выбрал стратегию развития школы - формирующее оценивание – как педагогическая стратегия по улучшению качества образования.

На основе анализа образовательных результатов учащихся школы можно констатировать следующие учебные трудности, которые сохраняются как тенденции:

- несформированность умений применять знания в решении учебно-практических задач;

- неразвитость умения решать логические задачи, выполнять действия в соответ-ствии с алгоритмом и выстраивать алгоритмы;

- уровень мотивации школьников снижается от учащихся начальных классов к ос-новному общему образованию и как следствие этого снижается качество обучения : каче-ство обучения в 4х классах по итогам года составляет 62%, к 7 классу – 41%; высокий уровень мотивации у учащихся 4 классов составляет 62%, средний -34%, сниженный все-го 4%; у учащихся 7 классов высокий уровень снизился до 35%, средний составил 56%, сниженный -9% .

Зафиксированные трудности связаны со следующими общими причинами:

- отсутствие выработанных совместных критериев и совместной деятельности учителя и ученика;

- нехватка опыта работы педагогов в команде;

- высокий уровень эмоционального выгорания педагогов;

- формирование и развитие образования на каждом уровне осуществляется без достаточ-ной опоры на предшествующее образование и без учета дальнейших перспектив.

У педагогического коллектива есть определенный технологический ресурс и опыт применения следующих технологий: технологии развития критического мышления, тех-нология проблемного диалога, смысловое чтение, формирующее оценивание. Однако применение данных технологий носит фрагментарный, разрозненный характер, что не может гарантировать качества преподавания, позитивно влияющее на образовательный результат.

Поэтому на основе анализа была выбрана педагогическая стратегия формирующего оценивания, включающая:

- первая группа техник формирующего оценивания : подразумевает выработку совместных критериев (карта понятий, ментальная карта, вопросы (тесты).

оценочной деятельности учителя и ученика (две звезды, одно пожелание, портфолио, не-дельный отчет.

В качестве ценностного ориентира, с точки зрения стратегии формирующего оце-нивания, был выбран результат, который позволит учителю сделать обучающегося субъ-ектом образовательной и оценочной деятельности.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА

• Позитивные изменения в педагогическом коллективе, определяемые через рост профессиональной и научно-методической подготовки педагогов, вовлеченности их в совместную проектную деятельность творческих групп внутри и за пределами школы, реальных личных инициатив;

• Реализация техник формирующего обучения во всех ОО города по данному направлению;

• Проблемное общение педагогов друг с другом по внедрению в практику тех-нологии формирующего оценивания;

• Создание опорной площадки по проведению технологических, обучающих, ин-формационных, методических мероприятий для педагогов заинтересованных обра-зовательных учреждений;

• Создание сетевого профессионального сообщества заинтересованных лиц в рам-ках реализации механизма социального партнерства, сетевого взаимодействия;

• Диссеминация полученного опыта по всем направлениям деятельности школы по реализации проекта на образовательные учреждения города

• Составление сборника методических рекомендаций по итогам работы деятельно-сти.

ОЖИДАЕМЫЕ ЭФФЕКТЫ ПРОЕКТА

- повышение уровня готовности педагогических кадров к внедрению технологии формирующего оценивания ;

- расширение благоприятных возможностей для профессионального роста педаго-гов;

- повышение количества и качества участия учителей школы в реализации иннова-ционного проекта;

- положительная динамика развития образовательной среды по всем направлениям;

-повышение эффективности управления качеством образования;

- повышение качества образования и мотивации у обучающихся посредством вы-страивания индивидуальных образовательных маршрутов, позволяющих вести оценку достижения обучающимися всех трёх групп результатов образования : личностных, метапредметных и предметных;

-повышение степени удовлетворенности всех участников образовательного про-цесса условиями и результатами образовательной деятельности школы;

- повышение степени готовности выпускников основной школы к новой процедуре оценки образовательных результатов в ходе государственной итоговой аттестации.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА

Под формирующим оцениванием понимается оценивание в ходе обучения, когда анализируются знания, умения, ценностные установки, а также коммуникативные умения учащегося, устанавливается обратная связь об успехах и недостатках учащегося. Основная цель такого оценивания – мотивировать учащегося на дальнейшее обучение, планирование целей и путей их достижения. Также формирующим его делает не набор определенных заданий, а цель проведения.

Обзор и анализ научных исследований зарубежных авторов позволил сделать вы-вод о том, что оценивание будет являться формирующим, если выполнены следующие условия: задания для оценивания соответствуют по содержанию пройденному материалу, используются знакомые для учащихся и соответствующие их возрасту формы заданий, составленные таким образом, чтобы выявить возможные проблемы у каждого ученика и показать очевидность процесса размышления, приведшего к данному результату.

Так как процесс обучения является непрерывным, процесс формирующего оцени-вания также должен быть непрерывным. Оно проводится не только по итогам прохожде-ния определенного блока, но и в процессе обучения. В ходе формирующего оценивания оцениваются достижения учащихся в их развитии. Результаты оценивания сравниваются с предыдущими результатами данного ученика.

Существует несколько подходов к проведению формирующего оценивания.

И. С. Фишман и Г. Б. Голуб предлагают начать работу с определения планируемых резуль-татов обучения. Второй этап – это этап организации деятельности учащихся по достиже-нию планируемого результата. На третьем этапе авторы предлагают сопровождать про-цесс достижения планируемых результатов при помощи обратной связи. М. А. Пинская на первом этапе оценивания предлагает перевести цели в измеряемый учебный результат, определить необходимый уровень их достижения, отобрать техники оценивания, выбрать и реализовать соответствующие методы обучения, провести оценивание и определить, достигнуты ли планируемые результаты.

Специфика использования формирующего оценивания в российской школе заклю-чается в том, что наша система образования, прежде всего, строго ориентирована на качество знаний, приобретенных учеником, в то время как, например, финская система образования требует высокого уровня профессионализма от учителя и качественного преподавания. Соответственно, оценивание производится с точки зрения качества передачи знаний. Уровень обученности ученика зависит от его мотивации, способностей, потребностей и не подлежит строгому контролю со стороны внешних контролирующих организаций. Согласно результатам исследования восьми стран, в число которых входит Россия, проведенного Центром исследований и инноваций в области образования (CERI – Centrefor Educational Research and Innovation) при Организации экономического сотрудничества и развития (OECD, основная проблема использования оценивания связана с противоречиями, возникающими между формирующим и суммативным оцениванием.

Для внедрения в практику работы формирующего оценивания необходимо созда-ние единой внутришкольной системы, использующей банк техник, приемов и методов формирующего оценивания, единого критериального аппарата для схожих видов работ, подкрепленного нормативными актами и методическими рекомендациями по использова-нию результатов оценивания.

Важным условием реализации эффективной оценочной деятельности является вы-бор техник формирующего оценивания, которые будут использоваться как средство управления развитием учебной деятельности школьников и позволят определить динами-ку развития не только уровня мотивации школьника, предметных результатов, но и уни-версальных учебных действий.

Цель проекта : Создание инновационной системы работы и трансляция опыта по использованию технологии формирующего оценивания как средства повышения мотива-ции обучающихся, качества его образовательных достижений.

Задачи проекта

• сформировать компетенции педагогов школы в области формирующего оценивания образовательных достижений и способов работы над повышением уровня мотивации учащихся в поддерживающем ключе команды школы

• способствовать повышению профессиональной компетентности педагогов города через обучающие семинары с практическим показом педагогического опыта.

• организовать трансляцию инновационного опыта, используя в работе прак-тико-ориентированные формы и методы;

• организовать сетевое взаимодействие общеобразовательных учреждений по проблемам и перспективам введения новых образовательных стандартов общего образо-вания.

Этапы реализации проекта :

1 этап. Диагностико-организационный этап (апрель – декабрь 2019 г.)

Задача: разработка модели школы как центра по распространению опыта внедре-ния формирующего оценивания.

Основное содержание деятельности.

1. Создание условий для использования технологии формирующего оценива-ния достижений обучающихся: разработка нормативной базы, диагностика состояния учебной мотивации школьников, диагностика готовности учителей к инновационной деятельности, анализ предметных результатов, анализ имеющегося опыта по теме Проекта в школе и вне школы, подборка техник формирующего оценивания и методик их использования.

2. Разработать план работы по проекту, презентовать план работы педагогиче-скому сообществу, отработать алгоритмы действий по реализации этапов проекта, подго-товить технологично описанный инновационный продукт.

3. Повышение квалификации педагогов, освоение ими новых социальных ро-лей: проведение заседания педагогического совета по изучению технологии формирую-щего оценивания, семинара с педагогами по использованию техник формирующего оце-нивания, консультаций с педагогами по разработке пробных уроков.

4. Освещение работы по теме Проекта – создание страницы школьного сайта.

Методы: анализ документов, опрос, анкетирование, педагогическое проектирова-ние, структурированное наблюдение.

Прогнозируемый результат этапа: план реализации проекта, банк техник формирующего оценивания; позитивные изменения в педагогическом коллективе, определяемые через рост профессиональной и научно-методической подготовки педагогов, вовлеченности их в совместную проектную деятельность творческих групп внутри и за пределами школы, реальных личных инициатив;

2 этап. – Практический (основной этап, реализация программных мероприятий опорной площадки январь 2020г – май 2021 г)

Задача: системная интеграция деятельности школы в муниципальную систему по-вышения квалификации педагогических кадров, позволяющая реализовать преимущества школы как центра анализа, обобщения и распространения практического опыта по реали-зации техник формирующего оценивания.

Основное содержание: реализация проекта с использованием практико-ориентированных форм и методов представления опыта работы школы по созданию си-стемы оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального, основного и среднего общего образования на основе формирую-щего оценивания.

Методы: мониторинг процесса реализации проекта, опрос, анкетирование, структурированное наблюдение, педагогическое проектирование, экспертиза.

Прогнозируемый результат этапа: проблемное общение педагогов друг с другом по внедрению в практику технологии формирующего оценивания; реализация техник формирующего обучения во всех ОО города по данному направлению; создание опорной площадки по проведению технологических, обучающих, информационных, методических мероприятий для педагогов заинтересованных образовательных учреждений; сетевого профессионального сообщества заинтересованных лиц в рамках реализации механизма социального партнерства, сетевого взаимодействия.

3 этап. Аналитико-обобщающий (май – август 2021г., подведение итогов и анализ результатов в соответствии с целью и задачами по направлению деятельно-сти.)

Задача: анализ работы школы по реализации проекта, соотнесение достигнутых ре-зультатов с планируемыми.

Основное содержание: проводится анализ результатов, осуществляется повторная диагностика, подтверждающая жизнеспособность и эффективность созданной модели системы оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования на основе формирующего оценивания, представляются результаты реализации проекта педагогическому сообществу города.

Методы: самооценка, опрос, анкетирование, структурированное наблюдение, педагогическое проектирование, презентационные методы.

Прогнозируемый результат этапа: диссеминация полученного опыта по всем направлениям деятельности школы по реализации проекта на образовательные учрежде-ния города; составление сборника методических рекомендаций по итогам работы дея-тельности.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проектная работа была выполнена учителями татарского языка (Ахмедовой Р.Р, Гумеровой.М.З, Сафиуллиной Ф.Ф). В октябре была её защита.

Государственное автономное образовательное учреждение

дополнительного профессионального образования

“Институт развития образования Республики Татарстан”

Тема: “Модель системы оценки качества образования в условиях ФГОС (Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №16 г. Бугульмы Республики Татарстан)”

Ахмедова Румия Рубитовна,

Гумерова Мусфира Зигануровна,

Сафиуллина Фарида Фаритовна

слушатели курсов повышения

«Моделирование системы оценки

Проектная работа допущена к защите

Руководитель проектной работы

г. Казань – 2016 г.

Раздел 1. Этапы реализации проекта 6

1.1.План мероприятий по реализации проекта…………………………6

Раздел 2. Система индикаторов и показателей определения результатов деятельности МБОУ СОШ №16 г. Бугульмы 8

Раздел 3. Ресурсы 9

Раздел 4. Показатели деятельности педагогических кадров 12

Раздел 5. Ожидаемые результаты реализации проекта 14

5.1. Результаты внутренней оценки 14

5.2. Результаты внешней оценки 14

Раздел 6. Риски и их минимизация 16

Раздел 7. Методы диагностики 18

Приложение 1 21

Приложение 2 25

Приложение 3 27

Приложение 4 28

Приложение 5 29

Приложение 6 31

Одной из главных задач государственной политики в области образования является обеспечение высокого качества образования, основанного на фундаментальности знаний и развитии творческих компетентностей, обучающихся в соответствии потребностям личности, общества и государства, безопасности образовательного процесса и обеспечении здоровья детей при постоянном развитии профессионального потенциала работников образования. При этом все более очевидными и актуальными становятся факторы, определяющие новые требования к качеству общего образования в стране:

расширяющаяся быстрыми темпами гибкость и нелинейность организационных форм производства и социальной сферы, что требует развития у личности уже на ранних стадиях получения образования способности к постоянному овладению новыми компетенциями;

востребованность современного общества, в высококвалифицированных специалистах ориентирует общее образование на формирование содержания, которое было бы направлено не только на получение фундаментальных или специализированных знаний, но и на освоение креативных и социальных компетентностей, формирование готовности и мотивации к переобучению;

существующее неравенство возможностей для обучения детей, имеющих разный социальный статус, определяет необходимость выравнивания возможностей за счет предъявления единых требований к качеству образования и эффективного управления процессами, обеспечивающими исполнение в полном объеме предъявленных требований.

Современное содержание требований к качеству общего образования в соответствии с федеральным законодательством определяется, в первую очередь, непосредственными потребителями и заинтересованными сторонами образовательных услуг. Потребителями образовательных услуг являются сами воспитанники и обучающиеся, их родители и законные представители, а также государство, учреждения профессионального образования, рынок труда и, при определенных условиях, бизнес-сообщество.

Таким образом, при создании системы оценки качества образования, наряду с оценкой знаний школьников, следует включить весь комплекс показателей, начиная от организации питания и досуга обучающихся до учебно-методического обеспечения образовательного процесса.

Важно оценивать степень доступности образовательных услуг с учетом реальных потребностей и возможностей школьников; учитывать влияние школы на здоровье детей и их социализацию; говорить о системе дополнительного образования, о наличии в ней ресурсов, направленных на решение вопросов сопровождения и поддержки развития детей разных категорий; анализировать отсроченные или косвенные эффекты деятельности образовательных учреждений и системы образования в целом.

Система оценки качества образования в России только начала создаваться, еще не сформировано единое концептуально-методологическое понимание проблем качества образования и подходов к его измерению. Достаточно часто используется не апробированный и не стандартизированный инструментарий. Отсутствует необходимое научно-методическое обеспечение для объективного и надежного сбора информации. Слабо проработана нормативно-правовая база системы оценки качества образования.

Целью проекта является разработка модели школьной системы оценки качества образования в соответствии с ФГОС, получение и анализ информации о состоянии качества образования в СОШ №16.

Задачи проекта заключаются в следующем:

определение удовлетворения социальных ожиданий родителей от деятельности ОУ анализ образовательной, воспитательной и социальной компетентности педагогов;

определение результативности образовательного процесса, эффек­тивность учебных программ, их соответствие нормам и требованиям стандартов, оценить реализацию инноваций в ОУ.

Целевая группа проекта: директор МБОУ СОШ № 16, заместитель директора по УЧ, учителя татарского языка и литературы.

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Система оценки качества образования в современной школе. Презентация на заданную тему содержит 45 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

Система оценки качества образования в современной школе Качество образования – приоритетное направление деятельности современной школы

Амфибрахий (литература) Геосинклиналь, архитектоника (география) Митохондрия, мейоз (биология) Циклогексан, ингибитор (химия) Аксонометрия (черчение) Герундий (английский язык) Прогонка, идентификатор (информатика) Жирондист (история) Суперпозиция, кварк (физика) Ампир, офорт (МХК) Асимптота, икосаэдр (математика) Эклиптика (астрономия)

Назначение современной школы Обучение учащихся, содействие становлению их зрелости, самостоятельности, инициативы и активности, воспитание достойных граждан своего Отечества

Доступность обеспечение государственных гарантий и равных возможностей получения полноценного образования; информатизация жизни общества; становление открытого общества; становление гражданского общества

Эффективность усиление инвестиционной привлекательности сферы образования; использование и система привлечения ресурсов; образование – открытая система

Качество новые требования к качеству дошкольного, общего и профессионального образования; повышение социального статуса и профессионализма работников образования, их государственная поддержка; становление нового культурного типа личности

Под новым качеством образования понимается Соответствие целей и результатов общего образования современным социальным требованиям Соответствие содержания образования его целям и познавательным возможностям всех учеников, Соответствие условий образовательной деятельности требованиям сохранения здоровья и обеспечения психологического комфорта для всех участников образовательного процесса

Качество реализации целей Миссия ОУ (Mission) – документально оформленное заявление ОУ (обычно от 25 до 50 слов), определяющее: – позиционирование и предназначение ОУ в окружающем мире (кто мы?); – стержневые цели существования ОУ (для чего мы существуем?); – основные группы потребителей и заинтересованных сторон (для кого мы работаем?); – ключевые обязательства и пути обеспечения качества образования (что мы гарантируем и за счет чего?) Политика в области качества (Quality Policy) – это основные направления и цели ОУ в области качества, официально сформулированные руководством. Она формируется таким образом, чтобы охватить деятельность каждого работника и ориентировать весь коллектив предприятия на достижение поставленных целей. Вместе с тем она носит подчеркнуто декларативный характер, пишется четким, простым языком и хорошо структурирована.

Цели в области качества (Goals of Education) – то, чего добивается или к чему стремится ОУ в области качества. Цели должны быть измеримыми и достижимыми. Формулировка целей должна быть изложена настолько конкретно, чтобы их можно было понять, воплотить на практике и измерить степень их достижения. Типовое содержание элементов стратегического планирования в области качества образования: – миссия образовательного учреждения (подразделения); – политика в области качества образовательного учреждения (2–3 основных принципа и 2–3 базовые ценности организации); декларация руководства о личной приверженности качеству; – цели и задачи в области качества для образовательного учреждения (3–5 позиций); пути их достижения (2–3 мероприятия).

Читайте также: