Проект облака в детском саду

Обновлено: 02.07.2024

Описание материала: данный проект направлен на ознакомление дошкольников об объекте неживой природы - облаках: внешнем виде, свойствах, природе происхождения и влиянии облаков на изменения погоды. Материал предназначен педагогам дошкольного образования, а так же родителям, заинтересованным в воспитании и образовании своих детей. В ходе исследовательской деятельности была изучена литература, интернет ресурсы по данной теме, проведены опыты и наблюдения, сделаны выводы. Также в процессе проекта создано наглядное пособие об облаках.

Цель проекта: изучение природы облаков и выявление причин, которые влияют на перемещение облаков в пространстве.

Задачи проекта:

1. Формировать представление детей о природе происхождения облаков и их основных характеристиках: форме, цвете, величине и высоте.

2. Продолжать формировать умение устанавливать причинно-следственные связи при взаимодействии явлений и объектов неживой природы.

3. Продолжать развивать умение отображать объекты живой и неживой природы, и выражать своё к ним отношение в изобразительной деятельности.

4. Развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений, обобщать их по этим признакам.

5. Развивать связную речь детей: побуждать рассуждать, аргументировать, пользоваться речью – доказательством.

6. Воспитывать интерес детей к экспериментальной деятельности.

7. Воспитывать уважение и любовь к природному мир, бережное отношение к ней.

8. Привлечь родителей к экспериментально-поисковой деятельности детей.

Тип проекта: групповой, информационный, творческий.

Срок реализации – краткосрочный 15.06.20г. – 28.08.20г.

Участники проекта – педагоги, дети старшей группы, родители.

Актуальность:

Не секрет, что дети дошкольного возраста по природе своей исследователи. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребёнка, он настроен на познание мира, он хочет его познать. Исследовать, открывать, изучать - значит сделать шаг в неизвестное, непознанное. Именно исследовательское поведение и создаёт для того, чтобы психическое развитие ребёнка изначально разворачивалась как процесс саморазвития.

Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребёнка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. В их процессе дети преобразуют объекты с целью выявить их скрытые существенные связи с явлениями природы.

В природе всё взаимосвязано: люди, растения, животные, почва, реки, воздух и вода. Всё находится в неразрывном единстве - живая природа не может обходиться без неживой и наоборот. Но у человека связь с неживой природой ещё сильнее, чем у растений и животных. Люди нуждаются в свежем воздухе, чистой питьевой воде. Поэтому именно поисково-познавательной деятельности дошкольник получает возможность впрямую удовлетворить присущую ему любознательность, практикуется в установлении причинно - следственных родовидовых, пространственных и временных связей между предметами и явлениями, что позволяет ему не только расширить, но и упорядочивать свои представления о неживой природе.

Таким образом, поисково-познавательная деятельность будет способствовать развитию у детей умения анализировать проблему, осуществлять поиск её решения. Делать выводы и аргументировать их, уметь сравнивать и обобщить собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира и неживой природы как её составляющей.

Проблема: в силу своих возрастных особенностей дети очень редко смотрят вверх, поэтому небо и всё, что связано с ним, привлекают их внимание гораздо реже. Но, всё же однажды увидев облака, дети начинают интересоваться тем, что это и из чего это сделано. Важно не пропустить этот момент, т. к. он является наиболее благоприятным для того, чтобы вовлечь детей в процесс сбора и получения новых знаний об интересующем объекте, расширения детского кругозора, а также размышлений над полученными знаниями и умением делать из них простые выводы.

Ожидаемые результаты:

1. Расширение и углубление знаний детей об объектах неживой природы.

2. Повышение интереса детей к познанию окружающего мира.

3. Развитие таких качеств, как наблюдательность, инициативность и самостоятельность.

Методы и технологии реализации проекта: метод проекта; личностно-ориентированные технологии; познавательные занятия и игры - экспериментирования, беседы с детьми, продуктивные виды деятельности.

Для реализации проекта используются следующие формы работы по поисково-экспериментальной деятельности:

ü Совместная деятельность воспитателя с ребенком.

ü Самостоятельная деятельность детей.

ü Фронтальные занятия.

ü Наблюдения в природе.

ü Рассматривание альбомов, познавательной литературы и фотографий.

ü Беседы по теме эксперимента.

Предполагаемые результаты:

Ø расширение и углубление знаний детей об объектах неживой природы;

Ø формирование познавательной активности и интереса, самостоятельности, креативности, инициативы;

Ø улучшение речевого развития;

Ø обогащение предметно – развивающей среды в группе.

Ø обобщение педагогического опыта, внедрение инновационных технологий и новых форм работы по детскому экспериментированию;

Ø повышение теоретического и профессионального уровня педагогов через овладение метода проекта в работе с детьми;

Ø пополнение научно-методической базы ДОУ по данному методу исследования.

Ø успешное взаимодействие со своими детьми;

Ø повышение психолого-педагогических компетенций.

Этапы проекта:

1 этап - подготовительный:

· выявление первоначальных знаний об облаках;

· разработка структуры и содержания проекта;

· подбор методической литературы;

· подготовка дидактического материала и оборудования для экспериментальной деятельности;

· отображение цели и задач проекта.

2 этап – основной (реализация проекта):

· беседы с детьми

· цикл наблюдений за облаками

· чтение художественной литературы

· проведение дидактических игр

· рассматривание картин, иллюстраций

3 этап - заключительный:

· обработка результатов по реализации проекта

· выставка поделок и рисунков

· диагностика (результативно - сравнительный анализ).

Календарный план реализации проекта.

Дата проведения

Мероприятия проекта

Задачи, реализуемые

в ходе мероприятия

Работа с родителями

Наблюдение за облаками в солнечную погоду.

Закреплять знания о небе и явлениях неживой природы. Развивать чувство красоты по отношению к неживой природе.

Привлечение родителей к совместному наблюдению с детьми за небом и облаками.

Развитие воображения, выразительных движений.

Наблюдение за движением облаков в ветреную погоду.

Закрепить представления дошкольников о природных явлениях, знания детей об облаках.

Развивать эстетическое отношение к миру, развивать чувство ритма; побуждать к пляске. Учить отзываться на контрастное настроение в музыке; пересказывать знакомую сказку.

Формировать представление детей о природе происхождения облаков и их основных характеристиках: форме, цвете, величине и высоте.

Развивать у детей познавательный интерес, желание наблюдать, исследовать.

Продолжать формировать умение устанавливать причинно-следственные связи при взаимодействии явлений и объектов неживой природы.

Развивать музыкальную восприимчивость детей, способность эмоционально откликаться на чувства, выраженные в музыке.

Продолжать знакомить детей с образованием облаков

Продолжать знакомить детей с различными состояниями вещества (вода, пар), со свойствами воды, с причинно – следственными связями.

Дать детям первоначальное представление о круговороте воды в природе.

Расширить знания детей о профессиях связанных с исследованием погоды.

Научить детей видеть прекрасное в окружающем мире.

Рисование манной крупой

Продолжать развивать умение отображать объекты живой и неживой природы, и выражать своё к ним отношение в изобразительной деятельности.

Чтение художественной литературы

Развивать речевое общение, формировать предпосылки грамотности, делового разговора.

Привлечение родителей к оформлению папки – передвижки

Воспитывать у детей любознательность, наблюдательность и интерес к происходящим в природе явлениям.

Воспитывать нравственно - эмоциональные качества: терпение, внимательность, сочувствие, сопереживание, дружба.

Развитие опыта и творческой деятельности в создании работы.

Чтение художественной литературы

Формирование у дошкольников интереса к чтению.

Закреплять и систематизировать знания детей о небе и облаках.

Итоги проекта:

В ходе проекта дети узнали много нового и интересного об объектах неживой природы, открыли для себя такие понятия, как небо и облака. Проект помог поднять на новый уровень интерес детей к природе и природным явлениям, которые они наблюдают в повседневной жизни. Кроме того, активное участие в проекте родителей, способствовало дальнейшему развитию и укреплению позитивных взаимоотношений между ними и ДОУ, а также улучшило взаимопонимание родителей и детей.

ВложениеРазмер
Детский исследовательский проект 117.31 КБ

Предварительный просмотр:

Конкурс научно-исследовательских работ и творческих проектов воспитанников

воспитанница старшей группы

Руководитель:
Гульбис Татьяна Николаевна,

г. Лабытнанги
2015 г.

Данный проект проведен с целью: дать ребенку представления о том, что такое облако, как оно образуется и почему облака бывают разные.

В ходе исследовательской деятельности была изучена литература, интернет ресурсы по данной теме, проведены опыты и наблюдения, сделаны выводы. Также в процессе проекта создано наглядное пособие об облаках.

Но, все-таки, мы сможем увидеть облако рядом! Более того, это совсем не сложно. Например, туман – чем не облако, легшее на землю? В туманный день разглядите воздух внимательно – он весь состоит из мельчайших капелек воды, которые парят и клубятся в воздухе. Значит, облака – это множество мельчайших капелек воды, которые собрались вместе. Эти капельки могут высохнуть под лучами солнца, и тогда облако "растает". А могут и наоборот, начать сливаться друг с другом, становиться крупнее. А еще облака всегда разные, то они похожи на лошадок или кусочки пушистой ваты. На другой день облака висят низко и они уже не белые, а серые и похожи на слои пирога, или как будто художник мазнул белой краской высоко в небе. Почему облака разные?

Об этом я спросила на следующий день нашего педагога Татьяну Николаевну. Татьяна Николаевна предложила мне самой все узнать, а она мне поможет.

Мы предположили (гипотеза) , что – различные формы облака принимают под воздействием погодных условий.

Целью нашей работы является изучение взаимосвязи между погодными условиями и образованием облаков различных форм.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи :

  1. Изучить познавательную литературу об образовании облаков и их видах.
  2. Просмотреть видеоматериалы и фотоматериалы по данной теме.
  3. Провести экспериментальную деятельность и наблюдения за погодой.
  4. Создать вспомогательное пособие для наблюдения за облаками.

В своем исследовании мы использовали следующие методы :

  1. Сбор информации.
  2. Наблюдение, экспериментирование.
  3. Анализ полученных данных дневника наблюдения за погодой.
  4. Разработка пособия для наблюдения за облаками.

Исследование проводилось с 15 октября 2015 г. по 01 ноября 2015 г.

Облака состоят из мельчайших капель воды или кристаллов льда (называемых облачными элементами ). Капельные облачные элементы наблюдаются при температуре воздуха в облаке выше −10 C; от −10 до −15 C облака имеют смешанный состав (капли и кристаллы), а при температуре в облаке ниже −15 C — кристаллические.

При укрупнении облачных элементов и возрастании их скорости падения они выпадают из облаков в виде осадков . Как правило, осадки выпадают из облаков, которые хотя бы в некотором слое имеют смешанный состав (кучево-дождевые, слоисто-дождевые, высоко-слоистые). Слабые моросящие осадки (в виде мороси, снежных зёрен или слабого мелкого снега) могут выпадать из однородных по составу облаков (капельных или кристаллических) — слоистых, слоисто-кучевых.

Когда солнце нагревает поверхность земли - влага с земли переходит в газообразное состояние и поднимается в воздух. Этот процесс называется испарение. Поднимаясь вверх, насыщенный влагой теплый воздух охлаждается, а пар превращается в капельки воды, вместе образуя облака. Вода из облаков выпадает на землю в виде дождя или снега. А затем вода опять превращается в пар. Этот процесс называют - круговорот воды в природе.

При определении формы облаков учитывается прежде всего их внешний вид и структура. Облака могут быть расположены в виде отдельных масс или сплошного покрова, их строение может быть различным, нижняя поверхность — ровной, расчленённой или изорванной. Облака могут быть плотными или тонкими, просвечивать небо, звёзды, Солнце или Луну. Все вышеперечисленные признаки характеризуют форму или внешнее строение облаков. В зависимости от высоты нижнего основания различают 3 яруса облаков: верхний, средний и нижний.

Ученые, занимающиеся изучением погоды (метеорологи), различают около десяти видов облаков, которые получаются как производные от этих трех основных видов. Кроме того, изредка еще можно наблюдать необычные виды облаков: перламутровые облака (на высоте 20-25 км) и серебристые облака (на высоте 70-80 км).

Очень приблизительно все облака по форме можно разделить на три основных вида:

  • Перистые облака (как будто кто-то протянул по небу тонкие длинные нити или сделал несколько несмелых мазков белой краской);
  • Кучевые облака (самые интересные облака, которые плывут по небу огромными белыми горами, похожими на волшебные замки или сказочных животных);
  • Слоистые облака (самые скучные облака – они обычно повисают осенью и зимой, застилая собою все небо серой пеленой).

Здесь изображены высота уровней над Землей, где находятся облака определенного вида.

Для того чтобы подтвердить верность нашего предположение, мы составили план мероприятий:

  1. изучить литературу;
  2. подобрать и провести подходящие опыты,
  3. понаблюдать за погодой, оформить дневник наблюдения за погодой.

А для того, чтобы можно было поделиться полученными знаниями с другими детьми, мы решили все оформить в виде какой-нибудь книжки или пособия.

Итак, мы приступили к осуществлению нашего проекта. Вначале мы узнали, как ученые определяют облака. Оказывается, облака состоят из тысяч капелек воды или льдинок, таких маленьких, что мы их не видим, и настолько легких, что они могут парить в воздухе. Это происходит, когда солнце нагревает поверхность земли. Влага с земли переходит в газообразное состояние и поднимается в воздух. Этот процесс называется испарение.

Поднимаясь вверх, насыщенный влагой теплый воздух охлаждается, а пар превращается в капельки воды, вместе образуя облака. Вода из облаков выпадает на землю в виде дождя или снега. А затем вода опять превращается в пар. Этот процесс называют - круговорот воды в природе.

Для проведения опыта необходимо :

  • Большая стеклянная банка, крышка, горячая вода, кусочки льда.

Мы налили в банку горячей воды и оставили на некоторое время. Затем воду вылили, оставив немного воды на дне банки. Закрыли банку крышкой, а на крышку положили кусочки льда и стали наблюдать. В банке образовался туман очень похожий на облако. Когда сняли крышку, на обратной ее стороне собрались капельки воды. И так мы наблюдаем процесс образования облака.

Что же происходит? Остатки горячей воды начали испаряться и капельки воды подниматься наверх. Кубики льда наверху остужают крышку, а капельки воды поднимаясь наверх, так же остужаются и скапливаются. Значит, вода испаряясь поднимается наверх, а так как наверху холодно, то капельки воды скапливаются вместе и образуют облако. Очень интересно было наблюдать, когда в банке получился туман, а потом на крышке собрались капельки воды. Такой опыт можно проводить и дома.

Для данного опыта были приготовлены :

Если ярко светило солнце, то туман и дождь появлялись часто. Из чего можно сделать вывод, что в ясную погоду испарение происходит быстрее.

Облака всегда очень разные. Чтобы понять, почему они разные и важно ли какая погода на улице, мы оформили дневник наблюдения за погодой и каждый день отмечали в нем - ясно или пасмурно, есть ли ветер, идет ли дождь и какие в этот день образуются облака.

Для проведения данного наблюдения нам понадобилось :

  • Термометр уличный, флюгер, дневник наблюдений, рамка с образцами облаков.

Анализируя наши записи в дневнике наблюдения за погодой, мы заметили, что в ясные тихие и морозные дни облака были кучевые или высокие перистые. В пасмурную погоду, когда солнце совсем не видно – облака были слоистыми. Часто вместе со слоистыми облаками дул ветер или шел снег, а воздух становился теплее. Значит кучевые и перистые облака бывают только в ясную погоду, но при этом - воздух холодный. Слоистые облака приносят снег, и воздух становиться теплее.

2.4. Изготовление наглядного пособия - лэпбук

  1. Картон.
  2. Линейка.
  3. Фотографии различных видов облаков.
  4. Клей.

Наблюдать за облаками очень интересно. Еще интереснее оказалось их изучать. В познавательной литературе объясняется, как происходит образование облаков, а с помощью опыта можно облако создать самому. Облака – это скопление водяного пара. А, значит, на нем нельзя прокатиться.

Чтобы понять, почему облака всегда разные мы наблюдали за облаками и погодой в течении нескольких дней. А результат наблюдения записывали в дневник. Затем проанализировали записи и сделали вывод, что форма и вид облаков зависит от погоды. В ясную и холодную погоду преобладают – кучевые и перистые, а в теплую и пасмурную – слоистые облака. Таким образом , мы считаем, что наша гипотеза подтвердилась – действительно, форма и виды облаков зависят от погоды.

Что бы поделиться своими наблюдениями и полученными знаниями с другими детьми, Татьяна Николаевна предложила оформить лэпбук – сравнительно новое средство обучения из Америки. Он представляет собой папку или другую прочную картонную основу, на которую наклеены маленькие книжки (мини-книжки — простые и фигурные, в виде кармашков, гармошек, белочек, стрелочек и т.д.), в которых организован и записан изучаемый материал. Было бы даже правильнее определить лэпбук не как средство обучения, а как особую форму организации учебного материала .

Создавать такое интересное средство обучения оказалось делом увлекательным. С нами вместе оформляла лэпбук моя мама, Наталья Владимировна. Теперь я могу не только рассказать об облаках другим детям, но и поделиться с ними знаниями через авторскую разработку.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обоснование Я в качестве объекта исследований выбрали облако. Облака – это, пожалуй, самое замечательное, что придумала природа. А что же такое облака? Безветренный день, не шелохнётся ни один листочек, a облака высоко в небе почему-то не стоят на месте, а плывут. Почему? Ведь ветра нет, почему облака плывут? Почему облака не падают на землю? Все эти вопросы заставили меня взяться за данную исследовательскую работу.

Я в качестве объекта исследований выбрали облако. Облака – это, пожалуй, самое замечательное, что придумала природа. А что же такое облака?

Безветренный день, не шелохнётся ни один листочек, a облака высоко в небе почему-то не стоят на месте, а плывут. Почему? Ведь ветра нет, почему облака плывут? Почему облака не падают на землю?

Все эти вопросы заставили меня взяться за данную исследовательскую работу.

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ: ОБЛАКА

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ: ОБЛАКА

Предмет исследования : происхождение облаков и причины их движения.

и причины их движения.

ЦЕЛЬ: изучение природы облаков и выявление причин, которые влияют на перемещение облаков в пространстве

изучение природы облаков и выявление причин, которые влияют на перемещение облаков в пространстве

ЗАДАЧИ: Узнать, как появляются и из чего состоят облака. Выяснить, какие виды облаков существуют. Попробовать создать в домашних условиях свое маленькое облачко. Разобраться, почему плывут по небу облака. Развивать навыки исследовательской работы Учиться видеть красоту природы, заботиться о целостности и уязвимости природы .

  • Узнать, как появляются и из чего состоят облака.
  • Выяснить, какие виды облаков существуют.
  • Попробовать создать в домашних условиях свое маленькое облачко.
  • Разобраться, почему плывут по небу облака.
  • Развивать навыки исследовательской работы
  • Учиться видеть красоту природы, заботиться о целостности и уязвимости природы .

Возможно, по небу плывут облака,

потому что Земля вращается вокруг своей оси?

Допустим, потому что в этом помогает ветер

А что, если облака плывут,

чтобы увидеть весь мир?

I этап - подготовительный Оформление листов наблюдений Ли Лист №1 ст №1 № п / п 1. Время суток Наблюдения Облака утром 2. 3. Облака днем Облака вечером

I этап - подготовительный

Лист 2 Из чего состоят облака?

Из чего состоят облака?

Лист 4 Работа с литературой и информацией 1. Справочники 2. Энциклопедии 3.Статьи на интернет -сайтах

3.Статьи на интернет -сайтах

II этап - исследовательский Наблюдения Беседа с учителем и родителями Постановка опыта Посещение библиотеки Работа с литературными источниками

II этап - исследовательский

Что такое облака.

Люди часто называют облаками белые и красивые скопления, похожие на лёгкую вату, причудливой формы, которые плывут в небе, радуя глаз своей красотой. Тучи же у нас ассоциируются с тёмными предвестниками плохой погоды, которые заволакивают собой полнеба. Но с физической точки зрения, облака и тучи – это одно и то же атмосферное явление.

Как получаются облака

Образовываться облака и тучи могут также из-за динамической особенности центральной части области пониженного давления или турбулентного перераспределения влаги и тепла в атмосфере.

Облака утром

Облака в ясный солнечный день

Облака в ясный солнечный день

Вечернее небо

Облака слоистые перистые кучевые :

Виды облаков Кучевые Напоминают интересные формы животных и человека, сооружений. Предвестники хорошей погоды. Покрывают все небо, через них даже солнца не видно. Обычно приносят дожди. Находятся выше всех. Похожи на перья. Осадков не приносят. Слоистые Перистые

Напоминают интересные формы животных и человека, сооружений.

Предвестники хорошей погоды.

Покрывают все небо, через них даже солнца не видно. Обычно приносят дожди.

Находятся выше всех.

Похожи на перья. Осадков не приносят.

Облака состоят из мельчайших капель воды и/или кристаллов льда (называемых облачными элементами). Капельные облачные элементы наблюдаются при температуре воздуха в облаке выше −10 °C; от −10 до −15 °C облака имеют смешанный состав (капли и кристаллы), а при температуре в облаке ниже −15°С — кристаллические. При укрупнении облачных элементов и возрастании их скорости падения, они выпадают из облаков в виде осадков.

из мельчайших капель воды и/или кристаллов льда (называемых облачными элементами). Капельные облачные элементы наблюдаются при температуре воздуха в облаке выше −10 °C; от −10 до −15 °C облака имеют смешанный состав (капли и кристаллы), а при температуре в облаке ниже −15°С — кристаллические.

При укрупнении облачных элементов и возрастании их скорости падения, они выпадают из облаков в виде осадков.

Движение облаков обуславливается течением атмосферных воздушных масс, ведь облака это концентрированный пар, он легче воздуха. Само движение воздушных масс является следствием перепадов давления и температур, в результате движения воздушных масс, движутся (плывут), вместе с этими массами и облака. А куда они плывут - оказывает влияние солнце, парниковый эффект, даже города, внося изменения в температурный фон, и множество других факторов.

Движение облаков обуславливается

течением атмосферных воздушных масс, ведь облака это концентрированный пар, он легче воздуха. Само движение воздушных масс является следствием перепадов давления и температур, в результате движения воздушных масс, движутся (плывут), вместе с этими массами и облака. А куда они плывут - оказывает влияние солнце, парниковый эффект, даже города, внося изменения в температурный фон, и множество других факторов.

Интересные факты про облака

А вот как облака пишут современные художники

Прогремел июльский гром –

Стало всё свежо кругом,

Чистый лес и чистый луг –

Как красиво всё вокруг!

Тучки по небу плывут,

дождик летний нам несут.

Тучки в тучу собрались,

Ливнем сильным пролились.

Наблюдения писателей Блистая, облака лепились в лазури пламенного дня. И. Бунин На бледно – голубом небе повисли мохнатые пушистые облака. Н. Гарин По синему небу плыли облака, словно кучи снега. А. Толстой Навстречу солнцу поднимается розово – дымчатое облачко мягких очертаний. М. Горький

Наблюдения писателей

Блистая, облака лепились в лазури пламенного дня. И. Бунин

На бледно – голубом небе повисли мохнатые пушистые облака. Н. Гарин

По синему небу плыли облака, словно кучи снега. А. Толстой

Навстречу солнцу поднимается розово – дымчатое облачко мягких очертаний. М. Горький

С чем можно сравнить облака и тучки, бегущие по небу? Давайте немного пофантазируем

III этап – обобщение материала и выступление на классной конференции

И в дополнение — весёлый стишок.


-75%

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ПОЧИНКОВСКИЙ ДЕТСКИЙ САД №8

hello_html_m5742c7a0.jpg

Выполнила: воспитатель 1 категории

Починки 2016 г

Разработала: Кошкина Г.И. Воспитатель детского сада №8

тип проекта: познавательно - исследовательский.

Продолжительность проекта: краткосрочный ( с 1. 04 по 30. 06. 2016г).

Предмет исследования: облака.

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, воспитатели, родители.

Актуальность
Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства. Наш детский сад - это образовательное учреждение, обеспечивающее физкультурно-оздоровительное, познавательно-речевое, художественно-эстетическое, социально-личностное развитие детей. Эколого ориентированное направление можно выделить отдельно, и в тоже время оно интегрировано входит в каждое из вышеперечисленных направлений, так как имеет огромное влияние на интеллектуальное, творческое и нравственное воспитание, формирующее современную образованную личность. Наиболее эффективный способ реализации задач экологического образования - это организация проектной деятельности.

В современном обществе экологическое самосознание детей сформировано недостаточно; в большей степени превалирует потребительское отношение к природе; дети с трудом выделяют себя из окружающей среды, преодолевая в своём мироощущении расстояние от "Я - природа" до " Я и природа".

Поэтому в настоящее время, когда ребенок очень мало общается с природой, а в свободное время все больше занимает компьютер, телевизор и прочие достижения технического прогресса, очень важно помочь ребенку увидеть неповторимость, целостность природы, научить любить ее, уважать, вызвать желание общаться с ней.


Описание проекта
На выбор темы проекта повлияло то, что такие природные явления, как облака, радуга, небо и т.д. мы не можем приблизить к детям, дать им их потрогать, рассмотреть поближе, а также бурные фантазии детей на тему

Проблема: недостаточная сформированность экологической воспитанности у детей , низкая речевая активность , бедность словарного запаса у детей.
“…Дети любят искать, сами находить. В этом их сила”, - писал А. Эйнштейн; а “…творчество – разновидность поисковой активности", утверждал В.С. Ротенберг и что “на ребенка надо смотреть не как на ученика, а как на маленького “искателя истины”, необходимо поддерживать и питать в нем дух неугомонного искания истины, лелеять проснувшуюся жажду знания”, - писал К.Н. Вентцель.

Если ребенок сам выработает мысль, самостоятельно освоив новое знание, то мысль эта сделается его собственностью.
Знания, приобретенные ребёнком в ходе проекта , становятся достоянием его личного опыта . Они получены в ответ на вопросы, поставленные самим ребёнком в процессе “делания”. Причем необходимость этих знаний продиктована содержанием деятельности. Они нужны детям и поэтому интересны им.
При постановке проблемы мы ориентировались на замечательную древнюю китайскую пословицу. "Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму". Только через действие ребенок сможет познать многообразие окружающего мира и определить собственное место в нем.
Цель проекта

Содействие формированию экологической культуры дошкольников через воспитание бережного отношения к природе. Активизация мышления, речи в процессе специально смоделированной ситуации.

формировать умение видеть и описывать небо в разную погоду, выделять разную форму облаков ,замечать изменение цвета облаков в зависимости от части суток.

- Развивать у детей познавательный интерес, желание наблюдать, исследовать, получать новые знания.

- Заложить основы экологической грамотности у детей через воспитание любви к природе и бережное отношение к ней.

- Формировать проектно - исследовательские умения старших дошкольников, приучать самостоятельно искать решения, анализировать результат своей деятельности.

Реализация проекта

начальный этап.

Сформулированы проблемные вопросы совместно с детьми:

Что вы видите на небе?

На что похожи облака? С чем их можно сравнить?

Облака неподвижны или движутся?

Облака находятся низко или высоко?

Почему они движутся? Что делает ветер с облаками?

Что происходит с погодой, если облака закрывают солнце?

Почему про облака говорят, что они бегут, летят, плывут?

Какую погоду предвещают сегодня облака?

Какого цвета бывают облака на восходе и закате солнца?

Какое облако можно назвать тучей?

Чем отличается небо летом?

Чем небо днем отличается от ночного неба?

Какие светила можно увидеть на небе днем? Ночью?

Подбор художественной литературы (сказки, стихи, загадки, считалки, пальчиковые игры), подвижных игр, игр - упражнений, дидактических игр.

Технологический этап.

Работа с детьми.

Наблюдение за внешними признаками и отличительными особенностями облаков.

2.Загадывание загадок о небе и облаках

Словарная работа: небо, небосвод, высокое, голубое, хмурое, пасмурное, безоблачное, облачное, утреннее, дневное, вечернее, ночное; облако, облачко, облака, туча, белые, белоснежные, серые, тёмно- серые, кружевные, пушистые, воздушные, нависшие, золотистые, розовые (на восходе), розовато-лиловые, багряные (на закате), пронизанные солнечными лучами, свинцовые, тяжелые; движутся, бегут, мчатся, летят, плывут, собираются, скучиваются, опускаются, закрывают солнце, предвещают погоду; перистые, кучевые облака; утреннее, вечернее, ночное небо; предгрозовое небо.

Образовательная область

(муз. В. Шаинского, сл. С. Козлова)

Совместная деятельность с родителями

2. Наблюдение за облаками в вечернее время.

В результате проведенной работы дошкольники понимают и осознают , что такое облака.

По итогом роботы было отмечено:

Повышение уровня экологической культуры у детей.

Развитие у детей познавательного интереса к объектам природы ближайшего окружения, в частности, к облакам.

Пополнение словарного запаса.

Читайте также: