Для чего нужен телевизор в детском саду в группе

Обновлено: 04.07.2024

В последнее время телевизионная и компьютерная техника всё чаще используется педагогами ДОУ. Отбор содержания электронных образовательных ресурсов должен осуществляться в соответствии с существующими психолого-педагогическими и санитарно-эпидемиологическими требованиями.

Для снижения утомляемости детей в процессе осуществления непосредственно образовательной деятельности с использованием компьютерной или телевизионной техники необходимо обеспечить гигиенически рациональную организацию рабочего места.

ВложениеРазмер
televizor_i_kompyuter_v_d.s.docx 73.72 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Информация для педагогов

Телевизор и компьютер в детском саду

высшей квалификационной категории:

Телевизор в детском саду должен использоваться лишь для просмотра обучающих и развивающих фильмов и телепрограмм. Отбор содержания электронных образовательных ресурсов осуществляется в соответствии с существующими психолого-педагогическими и санитарно-эпидемиологическими требованиями.

Для снижения утомляемости детей в процессе осуществления непосредственно образовательной деятельности с использованием компьютерной или телевизионной техники необходимо обеспечить гигиенически рациональную организацию рабочего места: соответствие мебели росту ребенка, достаточный уровень освещенности.

Выписка из Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях

Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.2660-10

6.11. Для показа диафильмов используют стандартные проекторы и экраны с коэффициентом отражения 0,8. Высота подвеса экрана над полом должна быть не менее 1 м и не более 1,3 м. Показ диафильмов непосредственно на стене не допускается. Соотношение расстояния проектора от экрана и расстояния зрителей первого ряда от экрана представлено в таблице 2.

6.12. Для просмотра телевизионных передач и видеофильмов используют телевизоры с размером экрана по диагонали 59 - 69 см.

Высота их установки должна составлять 1 - 1,3 м. При просмотре телепередач детей располагают на расстоянии не ближе 2 - 3 м и не дальше 5 - 5,5 м от экрана.

Стулья устанавливают в 4 - 5 рядов (из расчета на одну группу); расстояние между рядами стульев должно быть 0,5 - 0,6 м. Детей рассаживают с учетом их роста.

12.20. Непрерывная длительность просмотра телепередач и диафильмов в младшей и средней группах - не более 20 мин., в старшей и подготовительной - не более 30 мин.

Просмотр телепередач для детей дошкольного возраста допускается не чаще 2 раз в день (в первую и вторую половину дня). Экран телевизора должен быть на уровне глаз сидящего ребенка или чуть ниже. Если ребенок носит очки, то во время передачи их следует обязательно надеть.

Просмотр телепередач в вечернее время проводят при искусственном освещении групповой верхним светом или местным источником света (бра или настольная лампа), размещенным вне поля зрения детей. Во избежание отражения солнечных бликов на экране в дневные часы окна следует закрывать легкими светлыми шторами.

12.21 . Непосредственно образовательную деятельность с использованием компьютеров для детей 5 - 7 лет следует проводить не более одного в течение дня и не чаще трех раз в неделю в дни наиболее высокой работоспособности: во вторник, в среду и в четверг. После работы с компьютером с детьми проводят гимнастику для глаз. Непрерывная продолжительность работы с компьютером в форме развивающих игр для детей 5 лет не должна превышать 10 минут и для детей 6 - 7 лет - 15 минут. Для детей, имеющих хроническую патологию, частоболеющих (более 4 раз в год), после перенесенных заболеваний в течение 2 недель продолжительность непосредственно образовательной деятельности с использованием компьютера должна быть сокращена для детей 5 лет до 7 минут, для детей 6 лет - до 10 мин.

Ребенок, носящий очки, должен заниматься за компьютером и смотреть телевизор в них.

Недопустимо использование одного компьютера для одновременного занятия двух или более детей. Непосредственно образовательную деятельность с использованием детьми с компьютеров проводят в присутствии педагога или воспитателя (методиста).

Функциональные возможности дошкольников еще очень малы, поэтому даже после столь непродолжительных занятий и просмотра телевизора у них появляются признаки зрительного и общего утомления.

Проявления утомления при работе на компьютере имеют свои особенности у детей дошкольного возраста. Утомление может проявляться:

  1. в склонении головы на бок,
  2. в опоре на спинку стула,
  3. в задирании ног с упором в край стола,
  4. в частых отвлечениях, разговорах, переключении внимания на другие предметы и др.

Известно, что возможности детей одного и того же возраста могут существенно различаться.

Утомительность занятий во многом зависит

  1. от их содержания,
  2. от навыков общения,
  3. от увлеченности ребенка,
  4. от его самочувствия и др.

С осторожностью следует подходить к вопросу о компьютерных занятиях для дошкольников, имеющих

  1. невротические расстройства
  2. судорожные реакции
  3. нарушения зрения

поскольку компьютер может усилить все эти отклонения в состоянии здоровья.

Очень важна правильная организация просмотра презентаций, занятия должны проходить в хорошо освещенной комнате, детей следует рассаживать не ближе 2,5-3 метров от экрана, полукругом.

Увлеченность, положительный настрой способствуют активизации работоспособности, отодвигают утомление.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Проект "Компьютер в детском саду"

С развитием информационных технологий, доступности большинства людей к компьютерной технике возникает потребность и формируется социальный заказ от родителей на раннее обучение ребенка работе на перс.


КОМПЬЮТЕР В ДЕТСКОМ САДУ - ХОРОШО ЭТО ИЛИ ПЛОХО?

Одной из самых актуальных проблем отечественной дошкольной педагогики несомненно является мало эффективное использование информационных технологий в учебно-воспитательном процессе дошкольного об.


Правила пользование компьютером для детей.Цель: Ознакомить детей с вредными последствиями компьютерных игр, донести представление о компьютере, о правило пользования компьютера о его п.

Консультация для воспитателей "Телевизор и компьютер в детском саду"

Телевизор в детском саду должен использоваться лишь для просмотра обучающих и развивающих фильмов и телепрограмм. Отбор содержания электронных образовательных ресурсов осуществляется в соответствии с .

Консультация для педагогов Телевизор и компьютер в детском саду!

Телевизор в детском саду должен использоваться лишь для просмотра обучающих и развивающих фильмов и телепрограмм. Отбор содержания электронных образовательных ресурсов осуществляется в соответствии с .


Консультация для педагогов Телевизор и компьютер в детском саду

Телевизор в детском саду должен использоваться лишь для просмотра обучающих и развивающих фильмов и телепрограмм. Отбор содержания электронных образовательных ресурсов осуществляется в соответствии с .

Консультация для педагогов Телевизор и компьютер в детском саду

Телевизор в детском саду должен использоваться лишь для просмотра обучающих и развивающих фильмов и телепрограмм. Отбор содержания электронных образовательных ресурсов осуществляется в соответствии с .

Телевизор в детском саду — штука далеко не новая, но споры вокруг необходимости его покупки не утихают уже лет 15.

Иллюстрация Лизы Стрельцовой

Нужен ли телик дошкольникам? А воспитателям? Что по этому поводу думают врачи и родители? НЭН собрал мнения трех главных сторон конфликта вокруг телевизора и попытался разобраться, действительно ли мультики в саду — вселенское зло.

Что говорят воспитатели?

Коротко: мнения воспитателей расходятся

Одни не видят в дозированном просмотре мультиков ничего дурного.


Я считаю, что нет ничего плохого в том, чтобы иногда включать мультики. Вот представьте: в группе 32 человека, а нам нужно накрыть на обед. А если нянечки нет? Воспитателю разорваться, но не включать телевизор? Ничего плохого не случится, если дети эти семь-десять минут будут смотреть мультик, тем более, какой-нибудь хороший, советский, поучительный.

Интересное по теме

Советские мультфильмы, которые зашли нашим детям: опыт редакции

Другие честно признаются, что используют телевизор только для просмотра образовательных роликов.

Я работаю воспитателем в старшей группе детского сада, и иногда нам нужно делать презентации. Будет ли интересно ребенку слушать меня, если я распечатаю кучу карточек и стану каждую из них описывать? Половина группы уже через пять минут начнет ерзать и отвлекать остальных. На телевизоре я могу показать деткам сюжет на ту же тему, они хотя бы заинтересуются.

К коллегам, которые регулярно включают мультфильмы вместо прогулок и творческих занятий, сами воспитатели относятся с непониманием.

Слышала о таком, но на практике не сталкивалась. Не знаю, как в других садах, а в нашем включить телевизор на час и уйти заниматься своими делами просто невозможно. Заведующая каждый день сама ходит по группам, старший воспитатель тоже. И у нас есть образовательная программа, которой мы должны придерживаться. Очень хочу посмотреть на тех воспитателей, у кого детки с утра сидят в телевизоре, при этом успевают все остальное.

Интересное по теме

Как и когда детям можно смотреть мультики? Отвечают педиатры, офтальмологи и психологи

Что говорят врачи?

Коротко: педиатры и офтальмологи не одобряют телевизор в детском саду, но и запретить его не могут

Все медицинские постановления, распространяющиеся на садик, регулирует СанПиН. Если в нем прописан тот же телевизор, то врач может быть сколь угодно несогласным, но самовольно выкинуть телик из группы не получится.

Вот что говорится о телевизорах в действующем СанПиНе:


Телевизор в детском саду может использоваться для просмотра обучающих и развивающих фильмов и телепрограмм. При этом расстояние от экрана до ребенка, сидящего в первом ряду, не должно быть меньше двух метров, но и не больше пяти с половиной метров для последних рядов. Время просмотра телевизора — не чаще двух раз в день, в общей сложности до 20 минут в младшей и средней группах, до 30 минут — в старшей и подготовительной.

Врачи и психологи напоминают: указанное в СанПиН время — суточный максимум, если ребенок уже смотрел телевизор с детском саду, то не должен включать его дома. ВОЗ придерживается аналогичной точки зрения. Такие ограничения обусловлены тем, что длительный просмотр телепередач тормозит физическое и психическое развитие, препятствует нормальному взаимодействию с живыми людьми.

Что говорят родители?

Коротко: у родителей нет единого мнения

Часть мам и пап не видит в телевизоре ничего плохого, если тот используется время от времени или для трансляции образовательного контента.

Интересное по теме

Манифест в защиту мультиков (и мам, которым они нужны даже сильнее, чем детям)


Я против того, чтобы включать детям мультики на целый день, но и против полных запретов. И потом: мультики ведь тоже разные бывают, не обязательно показывать детям Симпсонов. Уверена, что у большинства родителей, которые считают телевизор в детском саду абсолютным злом, ребенок вечерами не отлипает от мультиков, когда сидит дома.

Другая половина настроена негативно. Родители уверены, что воспитатели должны обходиться без помощи телевизора, вне зависимости от количества детей в группе. В качестве альтернативы просмотру мультиков называют прогулку, подвижные и спокойные игры, творческие занятия.


Я категорически против мультиков в саду. Дома, у бабушек, в гостях — пусть смотрит, но не в садике. Это же образовательная организация, мы туда детей ведем за знаниями, а не телек смотреть! Почему-то в школах никому не приходит в голову включать мультфильмы вместо уроков, хотя и возраст не сильно больше, и детей в классе по 25-30 человек.

Так можно детям смотреть телик в саду или нельзя?

Коротко: можно, но не дольше прописанного в СанПиН времени. А если родители сами не согласны на просмотр телевизора, то воспитатель не имеет права его включать (даже в образовательных целях).

С согласием родителей все тоже довольно сложно. Кто-то может отказаться еще на этапе сбора денег. В этом случае воспитатель не имеет права заставлять скидываться — родитель вполне может пожаловаться на поборы в прокуратуру, и будет прав.

Интересное по теме

Детский сад: как выбрать, чего ожидать и как получить льготы

А что с неконтролируемым просмотром мультиков? Отследить этот момент довольно сложно, так как редкий родитель будет часами дежурить под окнами сада, высматривая, что происходит в группе. Если возникли сомнения — напишите заявление на имя заведующей с просьбой проверить, соблюдается ли СанПиН. Можно составить обращение в надзорные органы — но обычно это делается в тех случаях, когда руководитель садика игнорирует ваши требования.

Редакция НЭН считает, что телевизор, как и другие гаджеты, зачастую здорово облегчает всем нам жизнь (кто не включал ребенку мультики, чтобы наконец-то спокойно почистить зубы или приготовить обед?). Строго дозированный просмотр познавательных передач в саду точно не принесет вашему ребенку вреда, зато поможет расширить кругозор и получить ответы на многие вопросы об окружающем его мире.

Телевизор в детском саду должен использоваться лишь для просмотра обучающих и развивающих фильмов и телепрограмм. Отбор содержания электронных образовательных ресурсов осуществляется в соответствии с существующими психолого-педагогическими и санитарно-эпидемиологическими требованиями.

Для снижения утомляемости детей в процессе осуществления непосредственно образовательной деятельности с использованием компьютерной или телевизионной техники необходимо обеспечить гигиенически рациональную организацию рабочего места: соответствие мебели росту ребенка, достаточный уровень освещенности.

Выписка из Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях

Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.2660-10

6.11. Для показа диафильмов используют стандартные проекторы и экраны с коэффициентом отражения 0,8. Высота подвеса экрана над полом должна быть не менее 1 м и не более 1,3 м. Показ диафильмов непосредственно на стене не допускается. Соотношение расстояния проектора от экрана и расстояния зрителей первого ряда от экрана представлено в таблице 2.

6.12. Для просмотра телевизионных передач и видеофильмов используют телевизоры с размером экрана по диагонали 59 - 69 см.

Высота их установки должна составлять 1 - 1,3 м. При просмотре телепередач детей располагают на расстоянии не ближе 2 - 3 м и не дальше 5 - 5,5 м от экрана.

Стулья устанавливают в 4 - 5 рядов (из расчета на одну группу); расстояние между рядами стульев должно быть 0,5 - 0,6 м. Детей рассаживают с учетом их роста.

12.20. Непрерывная длительность просмотра телепередач и диафильмов в младшей и средней группах - не более 20 мин., в старшей и подготовительной - не более 30 мин.

Просмотр телепередач для детей дошкольного возраста допускается не чаще 2 раз в день (в первую и вторую половину дня). Экран телевизора должен быть на уровне глаз сидящего ребенка или чуть ниже. Если ребенок носит очки, то во время передачи их следует обязательно надеть.

Просмотр телепередач в вечернее время проводят при искусственном освещении групповой верхним светом или местным источником света (бра или настольная лампа, размещенным вне поля зрения детей. Во избежание отражения солнечных бликов на экране в дневные часы окна следует закрывать легкими светлыми шторами.

12.21. Непосредственно образовательную деятельность с использованием компьютеров для детей 5 - 7 лет следует проводить не более одного в течение дня и не чаще трех раз в неделю в дни наиболее высокой работоспособности: во вторник, в среду и в четверг. После работы с компьютером с детьми проводят гимнастику для глаз. Непрерывная продолжительность работы с компьютером в форме развивающих игр для детей 5 лет не должна превышать 10 минут и для детей 6 - 7 лет - 15 минут. Для детей, имеющих хроническую патологию, частоболеющих (более 4 раз в год, после перенесенных заболеваний в течение 2 недель продолжительность непосредственно образовательной деятельности с использованием компьютера должна быть сокращена для детей 5 лет до 7 минут, для детей 6 лет - до 10 мин.

Ребенок, носящий очки, должен заниматься за компьютером и смотреть телевизор в них.

Недопустимо использование одного компьютера для одновременного занятия двух или более детей. Непосредственно образовательную деятельность с использованием детьми с компьютеров проводят в присутствии педагога или воспитателя (методиста).

Функциональные возможности дошкольников еще очень малы, поэтому даже после столь непродолжительных занятий и просмотра телевизора у них появляются признаки зрительного и общего утомления.

Проявления утомления при работе на компьютере имеют свои особенности у детей дошкольного возраста. Утомление может проявляться:

в склонении головы на бок,

в опоре на спинку стула,

в задирании ног с упором в край стола,

в частых отвлечениях, разговорах, переключении внимания на другие предметы и др.

Известно, что возможности детей одного и того же возраста могут существенно различаться.

Утомительность занятий во многом зависит

от их содержания,

от навыков общения,

от увлеченности ребенка,

от его самочувствия и др.

С осторожностью следует подходить к вопросу о компьютерных занятиях для дошкольников, имеющих

поскольку компьютер может усилить все эти отклонения в состоянии здоровья.

Очень важна правильная организация просмотра презентаций, занятия должны проходить в хорошо освещенной комнате, детей следует рассаживать не ближе 2,5-3 метров от экрана, полукругом.

Увлеченность, положительный настрой способствуют активизации работоспособности, отодвигают утомление.

Я работаю воспитателем почти 10 лет. В прошлом году в нашей группе завелось чудо современной техники - телевизор! До сих не могу прийти в себя от радости. Надеюсь, меня поймут не только педагоги. Конечно, были среди родителей те, кому такое прибавление было не по вкусу: их опасения вполне законны, даже и говорить нечего. Но ведь использование современной техники никоим образом не запрещено, а, напротив, всячески сейчас приветствуется и пропагандируется. Однако все это вовсе не аргументы по сравнению с теми возможностями, которые дает телевизор педагогу. Заметьте, не компьютер с выходом в сеть, а всего лишь телевизор.

Каждый раз, готовясь к занятиям, я сталкивалась с одной и той же проблемой - поиском наглядного материала. Да, запас в группе имеется хороший, можно пробежать и по другим группам в поисках картинок. Но как этого всего недостаточно! Как хочется со всех сторон показать то, что не передашь в одной картинке. Телевизор превратил наши занятия в интереснейшее познавательное приключение! Я набираю материал на флешку, добавляю музыкальное сопровождение, что-то рассказываю, что-то мы рассматриваем все вместе, обсуждаем, делимся впечатлениями. Дети с интересом участвуют, просят набрать материал по другим темам. Без телевизора это просто невозможно, поскольку экран дает ребенку яркий, запоминающийся образ. Для сравнения найдите в книге картинки детенышей животных и посмотрите фотографии в интернете, вы все поймете.

Телевизор открыл нам дверь в мир советской мультипликации. Конечно, среди родителей есть те, кто понимает значимость этого явления. Смело могу назвать мультфильмы советского периода отдельным уникальным видом искусства. Вспомните, какая там графика, какая музыка звучит, какая мимика персонажей, какая правильная, красивейшая литературная речь, богатая, наполненная смыслом! Многие мультфильмы того периода экранизируют сказки, произведения русских и зарубежных писателей! Как интересно с детьми сначала прочитать текст, рассмотреть картинки в книге, а затем посмотреть мультфильм. Не всеми воспринимаемый на слух текст на глазах детей превращается в удивительную игру актеров, пусть и нарисованных! Но самое главное - мультфильмы советского периода учат нас тому, чему в современном мире места все меньше и меньше: простоте, открытости, честности и искренности, доброте, чуткости, умению сострадать, жертвенности, а не глупому героизму с применением суперспособностей, умению понять и поддержать, умению просто дружить, не ища выгоды, умению помогать и делиться, не ожидая благодарности. К сожалению, современные мультфильмы грешат излишней эксцентричностью, экспрессией и неестественностью в выражении эмоций, персонажи подчас злы, страшны и враждебны. Такого ужаса я детям не показываю и родителям не советую. Когда ребенок видит безобразного, страшного, но в то же время доброго персонажа, у него размывается понятие добра и зла. Ведь в сознании малыша добрый - всегда красивый, а злой - всегда страшный. Вспомните хотя бы сказки. А есть пример и еще ближе. Какая у детей у всех мама? Правильно, самая добрая и самая красивая! Это две стороны одной медали, стереотипное мышление всего человечества. Современный кинематограф разрывает этот шаблон полностью, делая черное белым, а белое черным. Ну, да ладно, это отдельная тема.

Наконец, еще один момент, которым я бы хотела с вами поделиться. Телевизор помог мне связать прошлое и настоящее. Первый опыт мой был при подготовке занятия ко Дню Победы. Фотографии военных лет, фотографии земляков Героев Советского Союза, военных парадов прошлых лет и современных, все это вызвало в детях необыкновенный отклик. Затем я попросила одну мамочку скачать нам на флешку концерты с выступлением Большого детского хора Всесоюзного радио и Центрального телевидения СССР. Это было стопроцентное попадание. Мы беседовали, смотрели, слушали. Дети смогли погрузиться в детство своих бабушек и дедушек. Записи были и черно-белые, и с концертов Песен Года, перед ними проносилась целая эпоха, как были одеты исполнители, как пели, как украшали зал в разное время. То, что не увидишь нигде по телевизору. На сцене пели дети! Крылатые качели, Если с другом вышел в путь, Погоня, Вместе весело шагать! Дети просили включить снова и снова и пели стоя! А я смотрела на них и плакала.

Читайте также: