Проект о железной дороге в детском саду

Обновлено: 05.07.2024

“Российские железные дороги”, живущие в славном городе железнодорожников- Уссурийске; потому что большинство их родителей работают на железной дороге, а ещё потому что близлежащие к детскому саду социально значимые объекты (станция Уссурийск, железнодорожный вокзал, Уссурийский локомотиворемонтный завод, локомотивное депо Уссурийск, Приморский железнодорожный институт, Совет ветеранов и др.) формируют у малышей устойчивые представления о важности и значимости труда железнодорожников.

Для осуществления “детской мечты” и создания условий для проведения ранней профориентационной работы с дошкольниками, был разработан долгосрочный практико-ориентированный проект “Путешествие по железной дороге”, предполагающий реализацию комплекса вариативных форм работы со всеми участниками образовательного процесса: детьми, педагогами НДОУ, родителями воспитанников.

Актуальность данного проекта заключается в том, что проводимая в детском саду профориентационная работа, является основой, на которой, возможно, и будет строиться вся последующая работа по профессиональному самоопределению уже в школе. Поэтому она должна планироваться и осуществляться в определённой системе, а аргументированный выбор методов, приёмов, средств подбираться с учётом возрастных особенностей дошкольников.

Выбор метода проекта, как наиболее оптимальной формы организации работы не случаен:

– Именно этот метод, по праву, считается высокоэффективной формой познавательного развития детей ( его использование даёт возможность для накопления опыта. который ребёнок приобретает самостоятельно, а педагоги становятся организаторами исследовательской деятельности детей, генераторами развития их интеллектуально-творческого потенциала).

– Метод проектов учит педагогов самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, делает этот процесс личностно значимым. По ходу реализации проекта воспитатель проживает ряд ролей: вдохновитель экспериментально-поисковой деятельности детей; специалист в различных областях знаний; консультант по нахождению источников информации, помощник в вопросах планирования, координатор работы с родителями и пр.

– Применение данного метода способствует развитию социальной активности, повышению компетентности родителей.

Сравнительный анализ, существующих на момент начала разработки проекта ситуации и условий для проведения профориентационной работы в НДОУ, выявил проблему несформированности определённой системы работы с дошкольниками по ранней профессиональной ориентации на железнодорожные профессии (различный образовательный материал был представлен фрагментарно, преобладала однообразная система планирования), недостаточным было и ресурсное обеспечение данного направления работы педагогов.

Исходя из вышеизложенного, были определены:

Цель: создание адаптированной системы работы с дошкольниками по организации ранней профессиональной ориентации на железнодорожные профессии посредством взаимодействия воспитанников, педагогов и родителей с макросоциумом.

  1. Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов через изучение, апробацию и внедрение инновационного опыта работы НДОУ ОАО “РЖД”.
  2. Обогатить знания и представления детей о многообразии профессиональной деятельности железнодорожников, видах железнодорожного транспорта и др.
  3. Сформировать практические навыки безопасного поведения детей вблизи железнодорожных объектов через проведение цикла обучающих занятий, тренинговых упражнений, “Минуток безопасности”…
  4. Активизировать пропагандистскую деятельность среди родителей посредством включения в воспитательно-образовательный процесс.
  5. Создать информационный банк ресурсного материала по вопросам ранней профориентации дошкольников на железнодорожные профессии.
  6. Организовать активное взаимодействие детского сада с учреждениями и предприятиями ОАО “Российские железные дороги” в макросоциуме.

Миссия педагогов в проекте заключается в следующем – помочь каждому ребёнку обрести целостный образ взрослых на основе интеграции их личностных и профессиональных качеств, осознания значимости трудовой деятельности железнодорожников; ненавязчиво подвести к выводу о том, что правильным жизненным выбором профессии определяется жизненный успех.

Долгосрочный проект “Путешествие по железной дороге” реализуется по следующим основным направлениям:

  • создание в НДОУ предметно-развивающей среды, отражающей специфику проводимой профориентационной работы;
  • определение уровня знаний и сформированности представлений по данному направлению методами педагогической диагностики;
  • изучение передового опыта работы дошкольных образовательных учреждений ОАО “РЖД”. Отбор и внедрение эффективных методик и технологий.
  • пополнение знаний о транспортной среде окружающего микрорайона (виадук, железнодорожный узел…);
  • закрепление основ правильного безопасного поведения вблизи железнодорожных объектов.
  • накопление образно-символического и демонстрационного материала для проведения мероприятий познавательного цикла;
  • решение образовательных задач посредством использования информационного банка данных о методических разработках в рамках профориентационной работы в НДОУ.

Проект “Путешествие по железной дороге”, предполагает определённый механизм реализации , который корректирует сроки определённых этапов, обеспечивая тем самым лёгкую управляемость проекта, а также своевременный контроль и анализ проводимых мероприятий.

В начале работы над проектом, педагогическому коллективу предстояло решить ещё одну немаловажную задачу – адаптировать информационно-познавательный материал, написанный “взрослым” языком, не рассчитанный на детское восприятие, сделать его доступным, интересным, но при этом не исказить смысл образовательного содержания. Также педагогам необходимо было пополнить свой интеллектуальный багаж, изучив элементарные особенности и специфику работы определённых железнодорожных профессий, железнодорожную терминологию…

Этому способствовало проведение разноплановых образовательных мероприятий с педагогами.

В течение года работал годичный обучающий семинар, на котором были проработаны следующие темы:

– Задачи и содержание работы по ранней профессиональной ориентации на железнодорожные профессии, выбор форм работы с детьми;

– Создание предметно-развивающей среды, направленной на раннюю профориентацию дошкольников;

– Игровая деятельность- как средство развития познавательного интереса к железнодорожным профессиям;

– Интегрированный подход к формированию представлений у дошкольников о социальной значимости труда железнодорожников;

– Краткосрочные детско-родительские проекты в профориентационной работе.

В ходе работы творческой лаборатории, педагогами был разработан вариативный комплекс форм работы с детьми, эффективность которых была доказана в ходе реализации проекта. (см. Приложение 1)

На высоком уровне в детском саду прошла Неделя профессионального мастерства по теме: “Ранняя профессиональная ориентация на профессии железнодорожников в условиях НДОУ”. Педагоги с успехом продемонстрировали свой интеллектуальный и профессиональный потенциал при проведении интегрированных, комплексных, игровых занятий, игр-путешествий, сюжетно-ролевых, дидактических, подвижных игр, досуговых мероприятий. Проведённые занятия отличались творческими находками, сочетанием грамотно использованных методических приёмов, нетрадиционностью. Копилка педагогического опыта по профориентационной работе значительно пополнилась разработанными конспектами занятий, подборками игр, сценариями развлечений, викторин, подборками литературно-музыкального материала.

Итоги проведения открытых мероприятий были подведены в ходе Методической недели, где педагоги могли получить индивидуальную консультативную помощь по данной теме; презентовали свой накопленный материал, фотогазеты “Профессии моих родителей” на экспресс-выставке; ещё раз просмотрели видеофрагменты занятий; обсудили проблемы и творческие находки на заседании круглого стола

“Организация работы по ранней профориентации в условиях НДОУ”.

Для отслеживания результатов проводимой профориентационной работы с дошкольниками и проведения педагогической диагностики, творческой группой педагогов детского сада, под руководством старшего воспитателя С.Г. Ревенок, был составлен комплект диагностических карт. (см. Приложение 2).

Работа в такой системе позволила повысить профессиональный интерес у педагогов к новым разработкам и непосредственно к активной деятельности; у них выработался индивидуальный педагогический стиль, они убедились в результативности своего труда, отметили собственный профессиональный рост.

Приоритетом, в ходе реализации проекта, оставалась работа с детьми, к которой были привлечены все (без исключения) члены коллектива детского сада № 247: и педагоги и обслуживающий персонал (с учётом их способностей).

Используемые в ходе работы, максимально разнообразные формы образовательной деятельности с детьми, варьирование приёмов и средств воспитательно-образовательной работы с детьми способствовали развитию у дошкольников познавательных навыков, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве. Мы старались, чтобы детский опыт, начинаясь с интереса к труду родителей, постепенно расширялся до интересов к жизни общества. Содержание образования выстраивалось “вокруг человека”.

Проводимая профориентационная работа базировалась на следующих принципах:

Принцип опоры на ведущую деятельность реализовывался в органической связи игры с другими, специфически детскими, видами деятельности (конструктивной, изобразительной, музыкальной…).

Принцип сотрудничества и сотворчества прослеживался в единении взрослого и ребёнка как равноправных партнёров, обеспечивая диалогичность взаимодействия, возможность саморазвития каждого.

Принцип учёта возрастных особенностей и концентричности позволил рассматривать различные вопросы профессиональной ориентации на доступном уровне, неоднократно возвращаясь к ранее изученному материалу на уже более высоком уровне.

Принцип развития личностных качеств направлен на формирование позитивного уважительного отношения к профессиям, и в целом, к труду железнодорожников.

  • цикл занятий по социально-нравственному развитию “Всё о железной дороге” (к проведению данного цикла привлекались родители воспитанников);
  • “Минутки безопасности” (дети имели возможность приобрести теоретические знания и практические навыки о правилах поведения вблизи железнодорожных объектов, поупражняться в решении проблемных ситуаций );
  • Беседы с детьми старшего дошкольного возраста (раздел “Профессия и человек”);
  • Развивающие задания с элементами профориентации;
  • Интеллектуальную игру “Железнодорожная Всезнайка”;
  • Познавательные досуги “Жил да был Паровоз”, “Все профессии важны”;
  • Мероприятия, проведённые совместно с воспитанниками школы-интерната № 29 ОАО “РЖД” и ДК “Дружба” (игровая программа “Путешествие по железной дороге”, физкультурно-оздоровительное мероприятие “Мчится поезд”;
  • Встречи с ветеранами- железнодорожниками, представителями трудовых династий, студентами и преподавателями Приморского железнодорожного института…;
  • Создание мини-коллекций на железнодорожную тематику;
  • Выставки детского творчества “Весёлый паровозик”, “Мы едем, едем, едем…”;
  • Изготовление рисованных фильмов “Кем я буду, когда вырасту”, книжек-самоделок, мини-энциклопедий;
  • Коллективное творческое дело, в котором одновременно принимают участие воспитанники всех дошкольных групп : составление коллажей
  • “Кругосветное путешествие по железной дороге”, “Поздравляем железнодорожников” ;
  • Досуговые мероприятия: развлечение “Подрасту и тоже стану железнодорожником”, игровой калейдоскоп “Станция Поиграй-ка”;
  • Тематическую неделю по профессиональной ориентации ( Дни: “В мире железнодорожных профессий”, “Такой разный железнодорожный транспорт”, “Станция Спортивная” – спортивные и подвижные игры с элементами профориентации, “Станция “Переделкино” -творческо- продуктивная деятельность, “Станция Развлекай-ка” (драматизация, театрализованные представления, просмотр мультфильмов…)
  • Праздничные концерты для ветеранов, родителей воспитанников, шефов.

Промежуточная диагностика детей, с которыми проводилась работа, показала, что у них появился значительный интерес к деятельности работников железнодорожного транспорта. Этот интерес проявляется не только в беседах и интервью, но и в детских рассказах, рисунках, творческих работах. У детей отмечено уважительное отношение к людям труда, к истории развития железных дорог, возникновения железнодорожного транспорта.

Нам удалось преодолеть стандартный взгляд родителей на их роль в детском саду – роль пассивных наблюдателей образовательных услуг. Родители вместе с детьми активно участвовали во всех предлагаемых коллективом педагогов мероприятиях. С большим интересом в детском саду прошли- выставка поделок из бросового материала “Чудо-паровозик”, “Железнодорожный вернисаж”.

Свои художественные и литературные способности мамы и папы, бабушки и дедушки, братья и сестрёнки смогли проявить в рамках проводимых семейных мини-проектов “Паровозик Будущего”, “Железнодорожная сказка”. Иллюстрированные книжки-самоделки, забавные коллажи, прекрасные рисунки заняли своё место в мини-центрах профессиональной ориентации.

Педагогическому просвещению родителей, повышению их социально-профессионального статуса помогают различные формы взаимодействия с педагогами и детьми (проведение родительских собраний с презентацией материалов профориентационной работы; День открытых дверей; выпуск информационного листка; привлечение к проведению занятий, инструктажей по ОБЖ, информативно-консультативные мероприятия; участие в “Семейной гостиной”…)

Заинтересованность родителей в проводимой работе помогла педагогам пополнить мини-центры профориентации фотоматериалами, видеозаписями, мини-коллекциями, книжками-самоделками, прекрасной железнодорожной формой, переносным игровым оборудованием для развёртывания сюжетно-ролевых игр с элементами профориентации.

Активное взаимодействие детского сада № 247 с учреждениями макросоциума и профессионально обоснованные аргументы, и мотивы сыграли положительную роль в привлечении ресурсных партнёров и их согласия к сотрудничеству. Преемственные связи, в том числе и в вопросах ранней профориентации, с педагогами и воспитанниками НОУ школы-интерната № 29 ОАО “РЖД” определены планом совместной работы, согласованным руководителями наших учреждений. Участие в совместных мероприятиях (тематических выставках рисунков, спортивных праздниках), оказание помощи НДОУ посредством проведения учениками трудовых десантов, посещение детьми “Школы будущего первоклассника”, заочные видео-экскурсии проводимые старшеклассниками для воспитанников старших возрастных групп, разноплановая работа для родителей, повлияли на выбор родителями образовательного учреждения для дальнейшего обучения своих детей.

Администрацией и педагогами детского сада установлены тесные контакты с Уссурийской дистанцией пути (нач. А.Б. Брагин), службой охраны труда локомотивного депо Уссурийск, Приморским железнодорожным институтом… Представители этих предприятий – частые гости воспитанников детского сада. За время реализации проекта “Путешествие по железной дороге” значительно расширены взаимосвязи НДОУ с Домом культуры “Дружба”, музеем Уссурийского локомотиворемонтного завода.

Преобразование предметно-развивающего пространства и информационной среды посредством внесения атрибутики и элементов профориентационной направленности- залог успешности профориентационной работы. В каждой группе оборудованы мини-центры детской активности по профессиональной ориентации на железнодорожные профессии, которые дают возможность проводить индивидуальную или подгрупповую работу с воспитанниками по их интересам и предпочтениям, а также поло-ролевой социализации. Оборудование и дидактические материалы данных центров несут определённые сведения о мире железнодорожного транспорта, железнодорожных профессиях, используются для передачи детям накопленного социального опыта.

Регулярное проведение методических выставок (пособий, игровых материалов), смотров, конкурса на лучшую организацию предметно-развивающей среды с элементами профессиональной ориентации на железнодорожные профессии позволило значительно усовершенствовать образовательное пространство, информационную среду детского сада.

Работа над проектом продолжается. Творческому коллективу воспитанников детского сада, педагогам и родителям предстоит немало совместных интересных дел, но положительные результаты работы по развитию и воспитанию дошкольников – как начального звена на пути будущих профессионалов-железнодорожников заметны всем.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Негосударственное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №264 открытого акционерного общества

«Прошлое и настоящее

Возраст: старший дошкольный.

Продолжительность: краткосрочный (3 месяца).

работают на железной дороге, местоположение детского сада вблизи

железнодорожных путей – всё это стало причиной создания данного проекта.

Проблема : содержанием раздела программы не предусмотрено изучение вопросов истории происхождения и развития железнодорожного транспорта.

Цель : разработать содержание, предусматривающие изучение вопросов истории происхождения и развития железнодорожного транспорта.

Познакомить детей с историей возникновения и развития железнодорожного транспорта.

Расширить представления детей о железнодорожном транспорте.

Прививать детям интерес к месту работы своих родителей.

Сформировать навыки безопасного поведения вблизи железной дороги.

Дети старшего дошкольного возраста.

Материал для дидактических игр.

Мероприятия по решению первой задачи :

Мероприятия по решению второй задачи :

Чтение художественной литературы:

Мероприятия по решению третьей задачи :

Выступление родителей о профессиях: машинист локомотива, проводник, ремонтник железнодорожных путей.

Экскурсия в локомотивное депо.

Мероприятия по решению четвёртой задачи :

У детей расширился круг знаний о железнодорожном транспорте.

Пополнился словарный запас.

Сформировался устойчивый интерес к профессии своих родителей.

Сформировалось осознанное поведение вблизи железной дороги.

Использовать материал в дальнейшей работе.

Негосударственное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №264 открытого акционерного общества

Конспекты цикла занятий

Для детей старшего возраста.

Составитель: Ступина Любовь Алексеевна.

КТО ИЗОБРЕЛ ПОЕЗД?

Цель: Дать знания о первых изобретателях паровоза. Познакомить с принципом действия парового котла. Воспитывать интерес к истории развития железной дороги.

Сегодня мы с вами отправимся в путешествие, и узнаем где появился первый поезд, и кто его изобрел. (Дети садятся в импровизированный поезд и отправляются в путешествие). Первая остановка: Англия. (Слайды с изображением Англии)

Самый первый поезд появился в Англии, его сделал один изобретатель. Это было очень давно, и конечно тот самый первый поезд совсем не был похож на те, что мы видим сегодня. Вначале это была лишь тележка, которая передвигалась благодаря мощному паровому двигателю. (Слайд: модель паровоза Ричарда Тревитика). Но эта тележка быстро сломалась, потому что когда она ездила по дорогам, то сильно тряслась, после этого ученный придумал сделать для своей тележки специальную дорогу – так появилась первая железная дорога. Она была почти такая же как у нас сейчас.

У такого первого локомотива были большие колеса, которые вращались при помощи специальных рычагов, был котел, в котором горело топливо, а дым выходил через большую длинную трубу.

Следующая остановка: Австрия. (Слайды Австрии)

После этого локомотива другие ученные придумывали свои, они старались сделать свой локомотив удобнее, чтобы не надо было много угля жечь, потом придумали и специальный вагончик на котором мог бы ездить тот, кто управляет локомотивом. Того кто управляет локомотивам называют – машинист, а уголь в котел бросал кочегар. (Слайд: модель локомотива Уильяма Норриса).

Следующая остановка: Россия. (Слайды с изображение России)

После этого очень долго ничего нового не придумывали – кочегар бросал в топку уголь, огонь нагревал воду, и вода начинала испаряться, пар тоже очень сильно нагревался и собирался в верхней части котла. Оттуда по трубам пар попадал в специальный цилиндр и создавал давление на поршни.

Сейчас мы с вами все вместе покажем как это происходит. Динамическая пауза: показать руками, как создается давление на предмет и что получается – сжимается, отодвигается.

К поршням были присоединенные рычаги, и когда поршень двигался то при помощи этих рычагов начинали двигаться колеса. Ребята, сейчас мы с вами тоже будем двигать колеса (имитационные движения руками).

Опыт: показать наглядно, привязать к игрушке палочку, в конце палочки поставить кубик – применить давление на игрушку, то есть начать её толкать соответственно будет двигаться палочка и сдвинется с места кубик.

Так же и пар – накапливался, выйти ему некуда и он начинал давить на поршни и двигались специальные трубочки, которые и называются рычаги. К такому локомотиву прицеплялся ещё и вагончик, в котором хранились запасы воды и угля.

Жил да был на свете пар (шагаем на месте)

С виду был он сед и стар, (плечи и руки опущены)

Но с кипящею водой

Он плясал как молодой. (прыжки на двух ногах)

Он из чайников струился,

Над кастрюлями клубился. (руки согнуты в локтях вращательные движения)

Никаких полезных дел

Делать вовсе не умел. (движения указательным пальцем: грозят)

Жило - было слово воз. (на каждое слово хлопок)

В слове вывоз, (движения руками от себя)

В слове ввоз, (движение руками к себе)

И в повозке вдаль катило. (руки согнуты в локтях: паровоз)

Так и жил пар и воз

Жили врозь они, но вот (развести руки в стороны)

Вместе их соединили

И по рельсам покатили.

Паром возит паровоз

В паре едут пар и воз. (имитация движения паровоза).

Теперь нам пора возвращаться в детский сад. Садимся все на наш поезд и отправляемся домой. Звучит песня и дети подпевают.

Итог: Сегодня мы познакомились с первыми паровозами, и с людьми которые их изобрели. Узнали как работает паровой двигатель.

ЭКСКУРСИЯ В ПРОШЛОЕ ТЕПЛОВОЗА.

Цель : Дать представление о появлении тепловозов. Сравнить первый и современный тепловоз. Расширить круг знаний о железнодорожном транспорте. Воспитывать интерес к истории развития железной дороги.

На прошлом занятии мы познакомились с историей паровоза. А сегодня мы узнаем о тепловозах. Слово тепловоз состоит из двух слов: тепло и воз. Это сейчас тепловозы выглядят вот так (иллюстрация). А раньше тепловоз выглядел иначе. Сегодня мы с вами отправимся в кинозал и там узнаем все о тепловозах. (Дети переходят к интерактивной доске).

Слайд: Первый тепловоз. Этот тепловоз изобрели более 100 лет назад, когда появился двигатель внутреннего сгорания для автомобилей. Назвали его вагон – газоход. Вагон – газоход можно назвать первым тепловозом. (Рассмотреть из каких частей состоял первый тепловоз) Много было попыток сделать другие тепловозы, но все они были неудачные. Время шло, и в России в 1924 году, в городе Ленинграде был создан магистральный тепловоз. (Слайд тепловоза)

Давайте сравним первый вагон – газоход и тепловоз. (Сравнение: что общего и чем отличается).

Интересно, каким тепловоз стал через 30 лет. (Слайды со схемами и иллюстрациями)

Время шло , изменялась техника, и менялись тепловозы. Появились вот такие тепловозы. (Слайды) Показываем более современный тепловоз, рассматриваем.

Ребята, изменился ли локомотив? Каким он стал по сравнению с вагоном – газоходом? Назовите, какие части не изменились, т. Е. они есть и у современного тепловоза и у вагона – газохода. В чем разница?

В настоящее время тепловозы практически полностью заменили паровозы на маневрах.

Жил да был на свете пар (шагаем на месте)

С виду был он сед и стар, (плечи и руки опущены)

Но с кипящею водой

Он плясал как молодой. (прыжки на двух ногах)

Он из чайников струился,

Над кастрюлями клубился. (руки согнуты в локтях вращательные движения)

Никаких полезных дел

Делать вовсе не умел. (движения указательным пальцем: грозят)

Жило - было слово воз. (на каждое слово хлопок)

В слове вывоз, (движения руками от себя)

В слове ввоз, (движение руками к себе)

И в повозке вдаль катило. (руки согнуты в локтях: паровоз)

Так и жил пар и воз

Жили врозь они, но вот (развести руки в стороны)

Вместе их соединили

И по рельсам покатили.

Паром возит паровоз

В паре едут пар и воз. (имитация движения паровоза).

Сейчас мы немного поиграем, и постараемся запомнить какие тепловозы были сначала, а какие потом.

Перед конструкторами и изобретателями становятся задачи по созданию новых, еще более мощных локомотивов.

Негосударственное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №264 открытого акционерного общества

Цикл бесед на тему:

«Ознакомление дошкольников

Составитель: Ступина Любовь Алексеевна.

Цель: Познакомить с историей возникновения и эксплуатации первых рельс и первых поездов.

В глубокой древности, во времена античности, человек изобрел рельсы. Уже в Ассирии и Вавилоне 4000 лет назад существовали телеги с двумя или четырьмя колесами, которые ездили по рельсам. Но они могли передвигаться лишь в одном направлении. Для того чтобы такая тележка могла свернуть направо или налево, следовало переложить рельсы.

Только спустя 1500 лет, в начале новой эры, появился новый тип рельсов. Это были длинные отшлифованные стволы деревьев, укрепленные на расположенных перпендикулярно шпалах. Они использовались для перемещения особо тяжелых грузов. Уже в 16 веке были изобретены вагонетки для шахт, двигавшиеся по рельсовому пути.

Англичанин Ричард Тревитик был первым, кто догадался приспособить паровую машину для движения по рельсам. Это произошло в 1804 году.

Машина была названа локомотивом и могла тащить за собой 5 вагонов с 70 пассажирами и перевозить 5 тонн угля. Такой поезд ходил по чугунным рельсам, изготавливавшимся на фабрике в Уэльсе.

Вначале рельсы были деревянными. Потом их стали изготавливать из железа и чугуна. Это увеличивало срок службы рельсов и обеспечивало безопасность пассажиров.

Конечно, первый локомотив был еще очень несовершенным в техническом отношении. Его скорость достигала всего 8 километров (4,9 миль) в час. Но в 1816 году Дж. Стефенсон создал более совершенный локомотив.

В 1825 году первая железнодорожная линия соединила Дарлингтон со Стоктоном. По ней осуществлялась перевозка угля. В 1830 году была построена линия между Манчестером и Ливерпулем, которая предназначалась для перевозки грузов и пассажиров.

В 19 веке Англия начала интенсивно развивать железнодорожный транспорт. Уже в 1833 году весь добываемый в стране уголь перевозился железнодорожным транспортом. Спустя 2 года в Англии было 720 железнодорожных линий, оснащенных паровозами. Заметим, что в Европе первая линия соединила Брюссель и Милан в 1835 году. Первый голландский поезд соединил Амстердам с Гарлемом в 1839 году.

С тех пор железнодорожный транспорт интенсивно развивался и сейчас занимает ведущее место в мире. По железной дороге перевозится в несколько раз больше грузов, чем всеми другими видами транспорта.

КАК УСТРОЕН ЭЛЕКТРОВОЗ?

Цель: Познакомить с электровозом, с особенностями его работы.

Электровозом называют локомотив, колеса которого приводятся в движение электромоторами. Эти моторы получают энергию через провода, подвешенные над железнодорожным полотном.

Особенность электровоза заключается в том, что он не только расходует электроэнергию, но и возвращает её обратно. Это происходит потому, что электродвигатель постоянного тока является обратимой машиной.

Когда к нему подводят ток, он начинает вращаться. Но если заставить вращаться мотор с помощью посторонней силы, то он начинает вырабатывать электроэнергию.

Эта особенность широко используется в работе современных электропоездов.

Как только поезд начинает движение под уклон, моторы электровоза начинают работать как генераторы и возвращают электричество в сеть.

Вот какая умная машина электровоз!

Цель: Познакомить детей с локомотивным депо, его назначением.

Как у всех, у поездов есть свой дом, или то место, где они проходят обслуживание. А что такое обслуживание – это такая работа, когда нужно о чем – то заботиться. У нас работа заботиться о наших машинах или куклах, поэтому можно сказать, что мы их обслуживаем – причесываем кукол, ремонтируем машины. Так и у локомотивов – о них тоже заботятся люди, и это их работа, это очень приятная и очень ответственная работа. Дом локомотивов называется – ЛОКОМОТИВНОЕ ДЕПО, там локомотивы ремонтируют – проверяют тормоза, ремонтируют колеса, проверяют все приборы, и конечно же моют локомотивы, чтобы они были чистыми. В локомотивном депо работают машинисты, помощники машинистов, слесари и много других людей, которые заботятся о локомотивах и конечно, о нас. Ведь именно потому, что они хорошо работают – мы смело ездим на поездах по железным дорогам.

Железная дорога очень большая – и в наше время принято называть железной дорогой не только железный путь из рельс и шпал, а еще много специальных служб, людей, у которых тоже своя важная работа – безопасность движения. Что такое безопасность? Это очень просто – это когда мы ничего не боимся. Смело ездим в поездах и правильно, потому что очень, очень много людей заботятся не только о локомотивах и о железном пути, но и о нас.

Цель: Дать знания о том, что такое пассажирская и сортировочная станция. Её назначение и важность работы.

Когда мы едем на автобусе – он останавливается на специальных остановках, что мы там видим? Маленький киоск, в котором продают что- нибудь, маленькую лавочку и маленький кусочек крыши – это автобусная остановка. А вот когда едешь на поезде, то он тоже останавливается на остановках, только называются они – СТАНЦИЯ. Станции есть в каждом городе, потому что очень удобно и быстро ездить на поезде, и чтобы построить станцию нужно не много места, не так много как если строить аэродром для самолетов (показать на рисунке или на полу разницу в размерах станции и аэродрома). На станции есть ВОКЗАЛ – это домик с лавочками, магазинами, там люди, которые ждут поезда, могут отдохнуть и покушать. Возле вокзала много путей на которые приходят разные поезда. Это мы говорили о пассажирских станциях.

Есть еще вагонные СОРТИРОВОЧНЫЕ станции. Что такое сортировка? Это, когда мы наводим порядок. Вот мы с вами читали, строили гаражи и башни, а потом стали прибираться, то есть сортировать наши игрушки. Книги – на полочку с книгами, машины к машинам, а кубики к кубикам. Вот так и на сортировочной станции маневровый тепловоз развозит вагоны по своим местам или наоборот собирает составы для поездки. Сказали например, что сегодня отправляется в путь две цистерны, три полувагона и одна платформа – вот задачка для маневрового тепловоза, все эти вагоны собрать в один состав.

Представления, навыки, умения,

Отношение к труду железнодорожников

Уровень знаний

Имеет представление о роли труда железнодорожников

Имеет представление о разнообразии железнодорожных профессий

Имеет представление о роли современной техники, машин, механизмов в трудовой деятельности железнодорожников

Имеет обобщенное представление о связи труда людей разных профессий, занятых на одном производстве (железнодорожников)

Имеет общее представление о развитии Московской железной дороги

Имеет общее представление о том, где и кем работают родители и в чем ценность их труда

Познавательные, речевые, трудовые и игровые навыки

Воспринимает трудовой процесс дифференцированно (последовательность компонентов)

Умеет самостоятельно приобретать знания о труде железнодорожников из разных источников

Соотносит результаты труда и набор трудовых процессов с названием профессии

Пользуется речью, как доказательством для обоснования суждений о видах труда, профессиях

Владеет соответствующим словарем - профессия, материал, инструменты, деньги, бюджет семьи, реклама

Включает в игровой процесс деятельность людей различных железнодорожных профессий

Использует предметы- заместители в качестве атрибутов для сюжетно-ролевых игр железнодорожных направлений

Переносит знания о способах и нормах взаимоотношений в труде на собственную детскую трудовую деятельность

Знает и называет различные виды железнодорожного транспорта, его назначение

Знает стихи, загадки, песни (на железнодорожную тематику)

Активен в различных играх (на железнодорожную тематику)

Умеет рассказать о транспортной среде окружающего микрорайона (вокзал, виадук, транспортный узел)

Знает и умеет объяснить правила поведения вблизи железнодорожных объектов

Знает и объясняет правила поведения на железнодорожном транспорте

Отношение к труду железнодорожников

Проявляет устойчивый интерес к железнодорожным профессиям

Испытывает чувство уважения и благодарности к людям, создающим своим трудом разнообразные ценности, необходимые человеку

Динамика диагностики результатов

работы по ранней профориентации

детей- дошкольников 6 -7 лет

детского сада № 264

за 2010-2011

учебный год

Детский сад является первой важной ступенью в познании детьми окружающего мира. Мы осуществляем систематическую работу по ознакомлению детей с миром природы, родным городом, с различными профессиями взрослых, с транспортом, в том числе железнодорожным , с профессиями работников железной дороги.

Дошкольный возраст детей является наиболее благоприятным периодом для формирования любознательности. Это позволяет формировать у детей активный интерес к железнодорожным профессиям. Дошкольники проявляют живой интерес к труду взрослых, часто стремятся подражать им в игре и быту, что способствует развитию ранней профориентации воспитанников ДОУ.

О железной дороге, о труде людей различных профессий, имеющих к ней отношение, лучше всего рассказывают железнодорожники, поэтому нами разработан цикл экскурсий на железную дорогу, ЖД вокзал, встречи с работниками и специалистами ЖД.

Ведущий вид деятельности для ребенка - это игра. В дошкольный период она является основным фактором развития психических и познавательных процессов ребенка. Во время организованной и в свободной деятельности мы формируем знания, развиваем интерес к железнодорожному транспорту, труду взрослых, в том числе железнодорожников через игру и игровые приемы, ненавязчиво нацеливая воспитанников на будущую профессию. В играх же дети подражают взрослым и воспроизводят их действия, присваивают себе роли проводников, осмотрщиков вагонов, машинистов, работников вокзала и др. Ярко выраженная склонность детей к определенным ролям, играм, видам труда или другой деятельности свидетельствует о первых проявлениях "профессиональной направленности" в развитии личности ребенка.

Большую роль в формировании представлений дошкольников о профессиональной деятельности взрослых играют сюжетно-ролевые игры профессионально-ориентированной направленности. Игры группируются с учетом сезонного труда, профессионального праздника. Широко используются игры, отражающие новые профессии железной дороги. В играх дети учатся комбинировать непосредственные жизненные впечатления со знаниями, приобретенными из рассказов, фильмов, книг. Постепенно дошкольники начинают повторять действия людей разных специальностей, моделируют их профессиональное поведение. Наши наблюдения показывают, что в ходе игры дошкольники начинают отражать содержание деятельности представителей железнодорожных профессий, ориентируются в их взаимосвязях, выражают предпочтение определенной группе профессий или какой-то конкретной профессии.

Нами был составлен цикл игр по данной теме, которые используются в работе. Особенно любят дошкольники сюжетно-ролевые игры и игры-инсценировки: "Поезд", "Поездка", "Путешествие по железной дороге", "Машинисты", "Быть примерным пассажиром разрешается", "Железная дорога - детям не игрушка".

Инсценировки и занятия-спектакли позволяют детям, распределив обязанности и надев соответствующую форму, превратиться в строгого начальника поезда, внимательного осмотрщика вагонов, заботливую проводницу, вежливого кассира. Вместе с воспитателями разыгрываются целые сценки, в которых дети в игре учатся правильно вести себя на вокзале, на платформе. Для отражения полученных впечатлений в работе с детьми широко используется художественно – творческая деятельность (рисование, лепка, аппликация, конструирование), в процессе которой дети создают художественные работы на железнодорожную тему. На занятиях по конструированию малыши учатся создавать поделки ("Вокзал", "Паровозик из Ромашкова", "Мост через реку", "Загудел паровоз и вагончики повез"), выполняют их из бумаги, деталей конструктора, мягких модулей и подручного бросового материала, осваивают техническое моделирование.

Совместно с воспитателями дети сочиняют стихи, сказки о дороге и железнодорожниках:

«Железная дорога нам очень нужна, «Проводница день за днем

И любая из профессий: Трудится старательно.

Машиниста и кассира, С пассажирами она

«Быть прекрасно машинистом! Очень трудно быть в пути

А игра - викторина выявила лучших знатоков правил безопасного поведения на железной дороге.

Цели проекта

1. Ознакомление дошкольников с прошлым и настоящим железной дороги, ее ролью в жизни нашего города, всей страны. Знакомство детей с железнодорожными профессиями. Воспитание чувства гордости за родителей, работающих на железной дороге.

Основные задачи:

1. Познакомить детей дошкольного возраста с миром профессий железнодорожного транспорта;

2. Создать условия ( пополнить предметно – развивающую среду) познания прошлого и настоящего железной дороги, ее роли в современном обществе;

3. Способствовать воспитанию гордости за своих родителей, работающих на железнодорожном транспорте;

4. Разработать методическое сопровождение по ранней профориентации детей дошкольного возраста в мире профессий железнодорожного транспорта.

5. Воспитание положительного отношения и уважения к профессии железнодорожника, желание в будущем посвятить себя профессии на железнодорожном транспорте.

6. Формирование у детей знаний об общественной значимости труда работников на железной дороге, о взаимосвязи и взаимозависимости различных видов труда железнодорожника с другими профессиями.

7. Формирование здоровья у детей, обучение здоровому образу жизни в семье и детском саду – как залог успешного овладения представлениями и знаниями о железнодорожных профессиях.

Участники проекта

Вид проекта – познавательно - исследовательский

Продолжительность проекта – краткосрочный

Предполагаемый результат:

1. Развитие познавательной активности детей, любознательности;

2.Сформированность знаний детей о деятельности железной дороги, её роли в жизни города, страны;

3.Сформированность понятий безопасного поведения на железной дороге;

4. Воспитание чувства любви к родному городу, уважения к людям труда.

Реализация проекта

Подготовительный этап

Подбор методической и художественной литературы;

Установление связей с социумом, родителями воспитанников.

Основной этап (планирования и организации деятельности)

- Встречи с работниками ЖД (родителями), представителями трудовых династий.

- Экскурсия в локомотивное депо;

Сюжетно – ролевые игры « "Поезд", "Поездка", "Путешествие по железной дороге", "Машинисты", "Быть примерным пассажиром разрешается";

Чтение рассказов, стихов о железной дороге:

Рассматривание открыток, фотографий, иллюстраций о железной дороге.

Изготовление макетов вокзала, железной дороги и поездов.

Совместная деятельность по изготовлению атрибутики к сюжетно- ролевой игре.

Художественная творческая деятельность:

Заключительный этап.

Оценка результатов работы всех участников проекта (проводится на основании итогового анкетирования, наблюдения и анализа различных видов деятельности, бесед с детьми и их родителями).

Актуальность: В подготовительной группе особое значение для полноценного развития личности приобретает дальнейшее приобщение к миру взрослых и созданных их трудом предметов. Ознакомление с профессиями родителей обеспечивает дальнейшее вхождение ребёнка в современный мир, приобщение к ценностям обеспечивает развитие познавательных интересов детей. Ещё актуально потому, что именно в ноябре месяце, точнее - 1 ноября 1851г. отправился первый поезд из Петербурга в Москву. Поэтому и возникла идея создания данного проекта.

Цель: расширять и обогащать представление детей о профессиях, орудиях труда. Развитие интереса к различным профессиям.

  1. формировать реалистические представления о труде людей;
  2. помочь понять детям о важности, необходимости каждой профессии;
  3. развивать коммуникативные навыки;
  4. развивать речь, воображение, память;
  5. развивать мышление, побуждать к творчеству и самостоятельности.

Дети обогатили свой словарный запас новыми словами и знаниями. Рассмотрели много фотографий поездов, памятников.

Читайте также: