Какие корни экзистенциализма усматривает шестов в античной философии ответ кратко

Обновлено: 05.07.2024

«Существует две разновидности экзистенциалистов: во-первых, это христианские экзистенциалисты… и, во-вторых, экзистенциалисты-атеисты… Тех и других объединяет лишь убеждение в том, что существование предшествует сущности, или, если хотите, что нужно исходить из субъекта…

В XVIII веке атеизм философов ликвидировал понятие Бога, но не идею о том, что сущность предшествует существованию. Эту идею мы встречаем повсюду: у Дидро, Вольтера и даже у Канта. Человек обладает некой человеческой природой… Здесь сущность человека предшествует его историческому существованию, которое мы находили в природе…

Трагедия земного бытия.

Л. Шестов (1866–1938) — русский философ-экзистенциалист.

Вопросы:

В чем видит Шестов противоположность философской традиции сциентизма и антисциентистской концепции Кьеркегора?

Какие корни экзистенциализма усматривает Шестов в античной философии?

Трагедия разума.

Родоначальником экзистенциализма считается выдающийся датский философ Серен Кьеркегор (1813 - 1856).

Начало философии, по мнению датского мыслителя, вытекает не из удивления, как учили Платон и Аристотель, а из отчаяния. Последнее порождается тем, что мир наполнен нетерпимым злом.

Душа, по Кьеркегору, первична, а тело вторично. Он считал, что человек есть синтез души и тела, временного и вечного, свободы и необходимости.

Родоначальник экзистенциализма выступил против рационалистической философии и ее учения об истине. Для него “истина есть субъективность”. Критерием истины у Кьеркегора выступает страстная субъективная уверенность в своей правоте. Предмет его интереса - не всеобщая, а личная истина. Позже близкий к такому пониманию истины известный русский философ Л. Шестов отстаивал сходную позицию.

Таким отношением к разуму и обусловлены историко-философские симпатии и антипатии Шестова. Он не приемлет рационалистическую традицию в философии, будь то Сократ или Аристотель, Декарт или Спиноза, Кант или Гегель, Вл. Соловьев или Гуссерль.

Религиозные устремления Шестова не имеют конфессионального характера, т. е. они не связаны с какой-либо конкретной религиозной системой.

Конечно, иррационализм Шестова не беспочвенен. Еще Гёте заметил, что мир не делится на разум без остатка. «Иррациональный

Религиозная философия Шестова представляет собой своеобразный стоицизм XX в., который призван помочь людям переносить все свалившиеся на них несчастья и ужасы жизни.

Тимур Валитов

в группе было несколько тем о Шестове, и во-первых хотелось бы попробовать обобщить его философские взгляды. учитывая характер его творчества, склонности к афористичности и художественным отступлениям, стоит отметить что задача эта непростая но попробовать можно.
к тому же я тут узнал, что экзистенциальной философии, как таковой Шестов посвятил только несколько последних работ ( в частности о Кьеркегоре) и бытует мнение что не стоит его однозначно считать экзистенциалистом.

Любовь Кучеренко

Думаю, однозначно считать экзистенциалистом вообще трудно кого-то. Например, тот же Камю в своем Эссе противопоставлял свои взгляды, взглядам экзистенциалистов, видимо, имея в виду только религиозных экзистенциалистов.
Шестов - Да, его взгляды, во многом, близки к экзистенциалистким.
Да даже Марка Аврелия можно было бы отнести к экзистенциалистам.

Тимур Валитов

ну вот уж чего чего а Марка Аврелия не надо, а то если так пойдет то мы Достоевского почитаем Гегелянцем и т.п.
если вы считаете что Шестов экзистенциалист то приведите ссылку на какие нибудь работы , кроме "Кьеркегор и экзистенциальная философия" где содержатся близкие к экзистенциализму идеи.

Виктория Блинникова

Собственно экзистенциалист только Сартр.Остальные,хоть и разделяли идеи экзистенциализма,всё равно балансировали на грани.
А Шестов действительно проникся Кьеркегором уже в конце жизни.
У него ещё была работы,посвящённые Гуссерлю и Бердяеву.По-моему,это не входит в труд "Киргегард и экзистенциальная философия",хотя могу и ошибаться.

Елена Прекраснова

Давайте договоримся, где проходит водораздел отделяющий экзистенцию от всего остального естества. Конечно, в жизни этого в чистом виде - немыслимое дело, но хотя бы - по замыслу давайте уж определимся! В математике не меньше экзистенциальности выбора, чем в броске на амброзуру! Где есть экзистенция, которая сама по-себе? Мы же ведь не ставим здесь задачу искать экзистенциальные корни всех мыслителей и их философских систем, в которых, действительно, - сабж нам порука. Или, в конце коннцов, потрудитесь доказать, что Ваша медитация не меньше имеет значение для меня, чем размышления Платона.

Андрей Судаков

Экзистенция, которая сама по себе? Точно не у Шестова! У него уж вернее Бог, который гуляет сам по себе!
А вообще, действительно: чтобы ставить и решать вопрос типа "экзистенциалист ли Х", нужно прежде определиться с критериями оценки: что мы называем "экзистенциальной" философией? Ту, в которой бал правит "экзистенция", субъективность, "экзистенциальный субъект"? тогда, кроме Сартра и в ином отношении также Бердяева, едва ли кто и был экзистенциалистом (после Штирнера, разумеется). Ту ли философию назовем "экзистенциальной", в которой живая жизнь и цельная личность в центре внимания и в фокусе философствования? Тогда Розанов и Киреевский и Хомяков и даже Пришвин будут у нас экзистенциалистами, а Хайдеггер и Сартр отнюдь нет. Вопрос в критерии.

Тимур Валитов

Действительно, вроде немало было обсуждений на эту тему было в группе, а консенсуса так и нет. Понятие экзисетнциализма само по себе неудобное, скорее всего вошло в обиход, чтобы как-то сгупприровать мыслителей не попадавших под другие классификации.

Андрей Судаков

Вот Ясперс, например, высказывал мнение, что слово "экзистенциализм" не было источником недоразумений и не вводило в заблуждение, пока не появился Сартр со своим "экзистенциализмом", происходящим по сути дела из чуждого экзистенциальной мысли философского умонастроения, и его этот "экзистенциализм" покорил мир. С этой точки зрения это Сартр виноват. что слово стало неудобным.

Владимир Васильев

У меня точно такие же выводы по поводу Сартра. Думаю, у нас был свой Сартр с подобным опытом философствования (когда в одну реторту кидают немного от Кьеркегора, немного от Декарта ) - Мераб Константинович Мамардашвили.

Андрей Судаков

Я думаю, назвать кого бы то ни было "русским Сартром" едва ли означает его похвалить. У меня от Сартра впечатление неисправимой философской вторичности: следишь следишь за мыслью, ждешь самостоятельности и глубины собственной, а находится всякий раз перепев чьей-нибудь прежде уже высказанной теориии - то Хайдеггера (с ущербом для Хайдеггера), то Бергсона или даже Фрейда (от Киркегора едва ли что в этой реторте побывало, во всяком случае, он его даже почти не поминает). Компот немыслимый, - об эстетике грации говорится в связи с садизмом, и прочее в таком роде. Но компот этот горячий и сдобренный социально-критическим пафосом, и потому левакам пришедшийся в свое время ко двору, и до сих пор ими же уважаемый.

Владимир Васильев

МК на "русского Сартра", думаю, не обиделся бы, скорее наоборот, но здесь, действительно звучала ирония. Сравнивая их, имел в виду полное соответствие и полную идентичность их в толковании "деятельностного подхода" (у МК: в кн "Классические и неклассические идеалы рациональности"; у Сартра: в кн "Проблемы метода").
Что же касается датского отшельника, то хотя его и называют "предтечей", но для меня он истинный экзистенциалист, если говорим об основной его идее. Прочих я меряю, так сказать в "кьеркегорах".

Руслан Назаров

Шестов, без сомнения, экзистенциалист. Просто нужно правильно понимать, что такое экзистенциализм. А экзистенциализм это метод философствования. Такой метод, который исходит из человека, из понимания человека в его отношении к действительности. И с этой точки зрения Шестов - экзистенциалист. Его философия поразительно близка философии Сартра. Оба этих философа полагали, что действительность это только наличность бытия, оба считали, что разумный мир, наполненный основаниями, - это обман. Так что, как и Сартр, Шестов - экзистенциалист.

Андрей Судаков

"А экзистенциализм это метод философствования. Такой метод, который исходит из человека, из понимания человека в его отношении к действительности. И с этой точки зрения Шестов - экзистенциалист. "
По этому критерию у Вас и Фейербах, и ранний Маркс, и Адорно с Маркузе,- все выйдут экзистенциалисты. Протагор - первый экзистенциалист! ))) "Человек есть мера всех вещей, существующих, что они существуют, несуществующих, что они не существуют".
Субъективный идеализм - тоже не то же самое, что экзистенциальная мысль. У Сартра его флажок "экзистенциализма" никто не отнимает, пусть дальше забавляется, вот только есть сомнения в том, что этот "экзистенциализм" реально полезен для действительно цельной философии существования. Такие сомнения о Сартре были, например, у Ясперса (см. в ЕГО примечаниях в недавно вышедшей по-русски "Разум и экзистенция".)

Читайте также: